Оценка социально-экономического потенциала России

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,1 Кб
  • Опубликовано:
    2016-07-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оценка социально-экономического потенциала России

Оглавление

Введение

. Современное состояние (оценка) совокупного экономического потенциала национальной экономики России и его важнейших структурных элементов: природно-ресурсный потенциал, производственный потенциал, человеческий и трудовой потенциал, научно-технический потенциал, потенциал сферы услуг, внешнеэкономический потенциал

. Состояние и основные проблемы современного этапа экономического роста в РФ

Заключение

Список литературы

Введение

Категория совокупный экономический потенциал национальной хозяйственной системы страны представляет собой слаженное по структуре и многоаспектное по содержанию и значению явление. Совокупный экономический потенциал национальной хозяйственной системы страны в теории и практике хозяйствования трактуется весьма неоднозначно, в зависимости от того, с каких позиций подходят к рассмотрению его сущности, состава и роли в национальном хозяйстве.

Пока не только не разработаны единые международные стандарты для статистической оценки совокупного экономического потенциала национальной хозяйственной системы страны, но и нет единства мнений о методологических принципах и подходах к оценке этого потенциала (принципах формирования единой интеграционной оценки, составе показателей, включаемых в оценку, и способах их измерения). Тем не менее, рассмотрев основные имеющиеся в научной литературе мнения, этот потенциал можно определить как обобщающую количественно- качественную характеристику наличия и использования всех видов ресурсов, которыми располагает государство для своего экономического и социального прогресса и развития.

Актуальность исследования определяется конкретными условиями формирования и реализации социально-экономической политики в России, и, в частности, усугубляется в настоящее время необходимостью разработать полноценный рынок, денежно-кредитную и финансовую структуры в формировании механизмов и обеспечить социальную направленность экономики.

Именно с помощью социально - экономической политики, государство должно создать условия для развития социальной сферы и экономики. В этом важную роль играет его различных формах, прямо или косвенно проявленные в налогообложении, поддержки экспорта, обменный курс, социальных трансфертов и т.д.

Экономический потенциал - общая способность экономики, ее отраслей, предприятий, хозяйств осуществлять производственно-хозяйственную деятельность, производят продукцию, товары и услуги, чтобы удовлетворить потребности населения, общественность должна обеспечить развитие производства и потребление. Экономический потенциал государства определяется его природных ресурсов, средств производства, труда и научно-технического потенциала, накопленного национального богатства. (Энциклопедический словарь экономики и права).

На укрепление российской экономики влияют негативные тенденции из-за эффекта санкций, введенных западными странами первого и второго уровня. Проблемы в экономике является значительным препятствием для российского правительства для обеспечения эффективного стратегического планирования и управления социально-экономическими процессами в государстве.

Цель и задача этой работы является изучение социально - экономического потенциала России.

1.Современное состояние (оценка) совокупного экономического потенциала национальной экономики России и его важнейших структурных элементов: природно-ресурсный потенциал, производственный потенциал, человеческий и трудовой потенциал, научно-технический потенциал, потенциал сферы услуг, внешнеэкономический потенциал.

Для оценки экономического потенциала наиболее часто используемых ВВП страны, который отражает текущее состояние экономики, характеризующееся особенностями его структуры и эффективности различных отраслей, позиция страны в МРТ, степень участия страны в международном интеграционные процессы, и другие.

Итоги десяти лет системной трансформации российской экономики свидетельствуют, что важнейшие макроэкономические показатели имели устойчивые тенденции к снижению. Если по данным Госкомстата в 2005 г. ВВП России составил 735,2 млрд долл., или более 3% общемирового (9-е место в мире) - это 11,7% ВВП США против 23% ., то в 2014 г. удельный вес России в мировом ВВП составил 1,61%. Такая же тенденция прослеживается и в показателях ВВП на душу населения.

Россия имеет мощный и разнообразный природно-ресурсный потенциал, который может удовлетворить потребности страны и значительные объемы экспорта. Принимая объем доказанных запасов полезных ископаемых лидирующее место в мире, Россия имеет хорошо развитую минерально-сырьевую базу. Тем не менее, это на первом месте в мире для большинства запасов природных ресурсов, в том числе природного газа, угля, железной руды, ряда цветных металлов, а также запасов земельных, водных и лесных ресурсов.

Страна открыто и разведано около 20 тысяч. Месторождений полезных ископаемых. Полная потенциальная величина доказанных запасов баланса основных минералов оценивается в US $ 28,6 трлн, и прогноз емкости -. 140 триллионов долларов.

Из общего объема полезных ископаемых, произведенных в мире, на долю России приходится: апатитов - 55%, природный газ - 28 алмазов - 26, никеля - 22, калийная соль - 16, железной руды - 14, цветных и редких металлов - 13 масло - 12, уголь - 12%.

На территории России 23% мировых запасов угля. В разведанных запасов (202 млрд т), Россия занимает третье место в мире после США (445 млрд т) и Китая (272 млрд т). Геологические запасы угля составляют России 30% населения мира.

В этот период энергетики в основном выполнить свою задачу обеспечения экономики страны топливно-энергетических ресурсов и валютных поступлений.

В 2012 году было произведено 1,388 млрд. тонн нефтяного эквивалента первичных топливно-энергетических ресурсов. Это будет полностью соответствовать покупательной способности потребителей на внутреннем рынке и 8% -ное увеличение валютных поступлений от экспорта энергоресурсов. Экспорт в натуральном выражении вырос на 2%, в том числе стран дальнего зарубежья - на 7,2%. В последующие годы эти цифры продолжают расти.

Россия является крупнейшим в мире производителем золота и драгоценных камней. Основные месторождения драгоценных металлов являются основой золотоносных кварцевых жил и в россыпях Урала, Сибири и Дальнего Востока. Прогнозируемые запасы золота

Россия оценивается в 150 тыс. Тонн. Это означает, что для доказанных запасов, она превосходит Австралии и Канаде. В середине 2000 года лидер мирового производства золота осталась Южную Африку - 518 тонн (23% мирового производства), а затем в США - 338 м (15%), Австралия - 248 тонн (11%), страны СНГ комбинированные - 223 тонн (10%), Канада - 157 тонн (7%), Китай - 135 тонн (6%).

В период реформ, есть тенденция к снижению производства золота. Причиной сокращения производства, с одной стороны, является реструктуризация промышленности, резкое сокращение геологоразведочных работ, а с другой - отрасль переживает глубокий экономический и финансовый кризис, из-за незначительных внутренних и внешних инвестиций. По долгосрочной программе правительства в 2020 году производство в России золото может увеличиться на 70-75 м, с определенной ролью эффективно играть привлечения иностранных и внутренних инвестиций. Как всегда полностью закрыты в годы реформ русской золотодобывающей промышленности удалось стать привлекательным для иностранных инвесторов. В 2012 году иностранные инвестиции в секторе составил 72 миллионов долларов США, в 2013 году -.. 49 млн долларов США, в 2014 году объем иностранных инвестиций в этом секторе вырос почти в два раза по сравнению. Считается, для реализации правительственной программы 2020 потребует от 4 до 5 млрд долларов. Отечественного и иностранного капитала.

Только природный газ и драгоценные металлы, чтобы обеспечить активные запасы выше по всему миру - от 60 до 180 лет. Для многих других видов обеспечения сырьевой достигает только 25-50 лет;

Индикатор ресурсонасыщенности экономики (количество ресурсов, потребляемых и их продукции на душу населения) в 90-х годах. это: углерода - 2,5 м (США - 35 тонн, Германия - 6,2 м); Алюминий - 10 кг (15,5 и 26 кг); медь - 4,6 кг (7,3 и 13,7 кг); фосфорные удобрения - 16 кг (157 и 122 кг).

Человеческие ресурсы должны быть отнесены к одной из главных факторов в развитии как национальной, так и мировой экономики. В современном мире, совокупный потенциал рабочей силы в Китае (более 600 млн. Человек), Индии (около 350 млн. Человек), Индонезии (более 80 млн чел.) И Бразилия (70 млн. Человек) превышает человеческие ресурсы остального мира. Тем не менее, качество труда (уровень образования, количество инженерно-технических работников, высококвалифицированных кадров, и так далее. Д.) В индустриальных странах сильно впереди всех других народов мира.

Россия имеет значительные преимущества для группы факторов, которые могут оказать влияние на ускорение экономической динамики. Конкурентные преимущества стране квалифицированной рабочей силы при относительно низкой стоимости рабочей силы.

Общая численность населения России на 1 января 2015 года составляет 146,267,288 человек (Крым) в соответствии с [1]

За год увеличилась на 2,600,357 человек. Население России Российской Федерации на 1 января 2014 года был 143,666,931 человек. Рост населения не только за счет миграции и естественного прироста, но и в связи с образованием двух новых субъектов Федерации - Республики Крым и Севастополь, которые являются частью нового федерального округа - Крымский федерального округа с населением 2,294,888 люди.

За исключением Крымской федерального округа, население России 143,972,400 человек и увеличилась на 305 469 человек (из которых 35 433 - натуральный, 270 036 - миграционный прирост). Городское население Российской Федерации составляет 108,282,220 человек, сельское - 37,985,068 человек.

В 2013-2015 годах в связи с сокращением численности населения трудоспособного возраста, по прогнозам, снижение рабочей силы (примерно 1 миллион. Человек в год), что приведет к снижению занятости в экономике. Это негативная демографическая тенденция будет смягчено путем увеличения числа занятых лиц старше пенсионного возраста (их доля в составе рабочей силы увеличится с 9,6% в 2011 году до 10,5% в 2015 году) и иностранных трудящихся-мигрантов (с 2,1% и 2,9%, соответственно ). В результате, количество занятых в экономике в 2013 году снизится на 0,2 млн. Люди в 2014 году - 0,3 млн. Люди в 2015 году - 0,4 млн. Люди.

В связи с перераспределением трудовых ресурсов, занятых в структуре экономики будет изменяться в сторону уменьшения доли занятых в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве (на 9,7% в 2011 году до 8,6% в 2015 году), производство (15.2% до 14.3% , соответственно). Увеличение доли занятых в строительстве (с 8,1% до 8,8% соответственно), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (с 8,1% до 8,5% соответственно), оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного (с 18,0% до 18,5%, соответственно). 0,2-0,3% увеличение доли занятых в следующих экономической деятельности: финансовая деятельность; гостиницы и рестораны; транспорт и связь.

На фоне экономического роста, как ожидается, уменьшить количество безработных в 1180 тыс. Люди в 2012 году и не стабилизируют его на этом уровне до 2015 года.

Цели и основные направления науки, техники и инновационной сфере в среднесрочной перспективе, следующие стратегические документы: стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 2227-р ; Основы политики Российской Федерации в области науки и техники на период до 2020 года и за его пределами, утвержденной Президентом Российской Федерации 11 января 2012 г. № Пр-83; Указом Президента РФ от 7 мая 2012 № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

Основными инструментами государственной политики в этой сфере будут планы реализации и подробные графики для реализации государственных программ Российской Федерации "Развитие науки и техники" и "Экономическое развитие и инновационная экономика». Государственная политика в сфере науки и технологий, направленных на создание условий для инновационной деятельности частного капитала, "принуждение к инновациям" государственных компаний, а также реформировать науку государственного сектора. Можно говорить о "заставляя предприятия к инновациям", с текущими тенденциями частного финансирования и жесткими бюджетными ограничениями на государственном уровне, не означает в перспективе рост средней уровня финансирования научных исследований и разработок по отношению к ВВП (это скорее всего, уменьшение).

Точки роста будет пилотировать инновационные региональных кластеров, для программ, которые вы планируете использовать широкий спектр инструментов государственной поддержки. Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в закупках товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд" обеспечит повышенный спрос на инновационные продукты через государства и муниципальных закупок, в том числе посредством использования из Критерий стоимости владения.

2.Состояние и основные проблемы современного этапа экономического роста в РФ

Ограничение доступа к иностранным рынкам капитала для российских банков и компаний, которые находятся в списках санкций, может привести к:

дополнительному ускорению инфляции на уровне 0,7-1% (в годовом исчислении) в связи с необходимостью оказания помощи банкам для поддержки ликвидности (без учета выплаты "Сбербанка" ВТБ "Газпромбанк", ВЭБ, "Банк Москвы" и "Россельхозбанк" в течение 2014-2015 лет внешний долг существующих обязательств на сумму около $ 66 млрд).

Несмотря на то, что США и ЕС ввели санкции против России, в энергетическом секторе не будет иметь ощутимые негативные последствия для Москвы в ближайшем будущем (наибольшие риски возникают для "Роснефти", которая в декабре 2014 года и феврале 2015 года должны погасить $ 26, 5 млрд кредит, полученный для приобретения ТНК), однако:

приостанавливает развитие арктического шельфа, сокращение числа иностранных компаний для предложения о сотрудничестве в развитии новых проектов сложных областях, снижение производства энергии за счет использования устаревших технологий и упором на производство энергии из старых месторождений;

длительный период санкций и их постепенного расширения может привести к снижению объемов добычи нефти российскими до 10-20 миллионов тонн в год, что грозит потерей Кремля наиболее стабильный источник финансирования для приоритетных государственных проектов и программ.

Ограничения на поставку на Запад в России товаров двойного назначения, а также эмбарго на торговлю оружием и военными технологиями непосредственно сдерживают темпы осуществления национальных программ для Кремля, чтобы уменьшить зависимость от импорта российского военно-промышленного комплекса, ракеты, самолеты, судостроение и атомно-промышленного комплекса.

Прогноз. По результатам 2014 года потенциал роста российской экономики оценивается в 0,2-0,5% с перспективой ухудшения прогноза в случае дальнейшего укрепления экономического давления со стороны Запада. Уже в 2015 году, Россия может столкнуться с проблемами устойчивого дефицита финансовых ресурсов, ускоренную амортизацию основных фондов, постепенное ухудшение инфраструктуры и магистральным коммуникациям.

На фоне вышеупомянутого комплекса негативных процессов в российской экономике, по состоянию на июль 2014 года ключевой задачей российского правительства было предотвращение снижение реальных доходов федерального бюджета. Россия также должна оказывать поддержку промышленности, чтобы обеспечить рост промышленного производства, в секторе финансовых и банковских услуг и розничной торговли, с тем чтобы предотвратить дальнейшее замедление экономического роста в связи с негативными потребительских ожиданий населения. Особое значение приобрела также вопрос о долгосрочной устойчивости источников приоритетных программ финансирования, импорта и продажи инфраструктурных проектов, в том числе в оккупированной Крыму.

В то же время, по отношению к Украине, Россия будет продолжать осуществлять сценарий срыва реализации антикризисной программы стабилизации финансово-экономической ситуации в Украине с целью его последующей трансформации в сценарии разрушения существующих основ украинской промышленности и, в конце концов, экономики.

экономика россия иностранный рынок

Заключение

Своеобразие России прежде всего в том, что она - крупнейшее государство мира, имеющее древнюю историю и разнообразную многонациональную культуру, обладающее богатейшими природными, интеллектуальными и духовными ресурсами.

Очевидно, что современное социально-экономическое положение России в мировой экономике не соответствует ее интеллектуальному и духовному потенциалу.

Анализ положения России в последнее десятилетие показал, что спад производства и сокращение валового внутреннего в России в 90-х годах, связанные с трансформационным переходом к рыночной экономике, привели к тому, что Россия на сегодняшний день находится лишь в группе стран со средним уровнем социально-экономического потенциала.

Россия имеет ряд объективных предпосылок, чтобы стать одной из самых развитых стран в мире, обеспечивая ее народу достойное существование и гармоничное развитие мирового сообщества.

Особенность России в первую очередь в том, что это - самая большая страна в мире, которая имеет долгую историю и разнообразную мульти-этнической культуры, богата природными, интеллектуальными и духовными ресурсами.

Очевидно, что нынешняя социально-экономическая ситуация в России в мировую экономику не соответствуют его интеллектуальным и духовным потенциалом.

Анализ ситуации в России в последнее десятилетие показал, что спад производства и сокращение ВВП в России в 90-е годы, связаны с трансформационной перехода к рыночной экономике, привели к тому, что Россия сегодня, это просто группа Страны со средним уровнем социально-экономического потенциала.

В контрольной работе мы рассмотрели сущность и содержание социально-экономического потенциала страны. Таким образом, цель данной контрольной работы достигнута.

Для обеспечения стабилизации социально-экономического положения, достижения высоких, устойчивых темпов экономического роста необходимо синхронизировать инвестиционные потоки, идущие на восстановление основных фондов, всемерно поддерживать развитие человеческого капитала и сохранение ресурсного потенциала национальной хозяйственной системы. Целевая установка на совершенствование пропорций между элементами национального богатства предполагает решение задачи по обеспечению структурных изменений в национальной экономике. Проблема рационального использования природных ресурсов и обеспеченности ими в будущем является центральной проблемой экономического развития, важнейшим условием формирования конкурентоспособного типа воспроизводства национального богатства.


1.Научно-технический потенциал России. Перспективы развития НИОКР, научной и инновационной сферы в РФ на 2013-2016 годы. Современная сфера науки в РФ, факторы инновационного развития

.#"justify">.#"justify">.#"justify">.«Концепция долгосрочного развития социально - экономического РФ»

. Абалкин Л. Взгляд в завтрашний день / Л. Абалкин; Ин-т экономики РАН. - М., 2005. - 126 с.

. Вайнштейн А.Л., Народное богатство и народнохозяйственное накопление предреволюционной России, М., 2000. - 574 с.

. Гавриленко В.Г., Мясникович М.В., Никитенко П.Г. и др. Деловой энциклопедический словарь/ /Серия Библиотека высшего управленческого персонала - Мн.: ИООО Право и экономика, 2004. - 762 с.

. Градов А.П. Национальная экономика. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 240 с ; ил. - (Серия «Учебное пособие»).

. Кириченко В.Н., Национальное богатство СССР, М., 2004. - 184 с.

. Кудров В.М. Национальная экономика России: учебник. - 3-е изд., испр. И доп. - М.: Издательство Дело АНХ, 2008. - 544 с.

. Национальная экономика. Система потенциалов: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления/ [С.Г. Тяглов и др.]; под ред. Н.Г. Кузнецова, С.Г. Тяглова. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009. - 359 с.

. Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов. - М.: Омега-Л, 2006. - 656с.

. Курс социально-экономической статистики. Учебник для вузов. /Под ред. Назарова М.Г. - М.: Финстатинформ, 2002.

Похожие работы на - Оценка социально-экономического потенциала России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!