Валютный кризис на примере Аргентины

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,52 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Валютный кризис на примере Аргентины















Курсовая работа

Валютный кризис на примере Аргентины


Введение

валютный международный кризис экономический

В сфере международных экономических отношений один из широко трактуемых слов последних лет - это кризис. Международный финансово-экономический кризис охватывал весь мир.

Несмотря на разновидность экономических кризисов, все кризисы связаны с валютой. Поэтому их нередко называют валютными кризисами.

Валютный кризис - это не новый термин в экономике. В 90-х годов прошлого века валютный кризис произошел во многих странах мира: В Бразилии, Мексике, России, на Украине и даже в Индонезии (во время Азиатского финансового кризиса).

В этой курсовой работе изучается валютный кризис, который произошел после экономического бума. Объектом моего исследования является Аргентинский валютный кризис.

1. Теоретические основы валютных кризисов

.1 Теория и сущность валютных кризисов

Валютный кризис - это резкое падение стоимости национальной денежной единицы в результате потери экономическими агентами доверия к ней.

Резкое падение обменного курса и истощение валютных резервов являются основными признаками кризиса. В литературе под валютным кризисом, как правило, понимается падение курса национальной валюты на 25-30% и более за несколько месяцев и такое же резкое сокращение валютных резервов.

Следуя подходу американского экономиста П. Кругмана, валютные кризисы можно разделить на три типа:

а) кризис платежного баланса;

б) кризис государственной задолженности;

в) кризис задолженности частных заемщиков (банковский), который при определенных условиях тоже можно вылиться в валютный.

Кризис платежного баланса происходит при фиксации валюты Центральным банком на уровне, противоречащем другим целям монетарной политики. Если, к примеру, расширение денежной массы в данной стране идет быстрее, чем в других, спрос на валюту будет превышать ее предложение, так как цены в данной стране будут повышаться по сравнению с мировыми, что сделает невыгодным экспорт и выгодным импорт. Возможности подержания фиксированного курса в такой ситуации определяются только величиной валютных резервов Центрального банка.

Кризис платежного баланса может произойти и без бюджетных дефицитов: если темпы роста цен в данной стране выше, чем в других странах - торговых партнерах (из-за инфляции издержек или из-за либеральной монетарной политики), условия торговли и платежный баланс по текущим операциям ухудшаются, что рано или поздно должно привести к подрыву валютного курса.

Кризис государственной задолженности происходит из-за чрезмерного накопления государственного долга, когда у инвесторов возникают сомнения в способности правительства обслуживать свою задолженность. Потеря доверия к государству-заемщику вызывает стремление кредиторов вернуть свои вложения досрочно, что равносильно атаке на валюту и может привести к истощению резервов и валютному кризису.

Необходимо различать кризисы, вызванные чрезмерным ростом внешнего и внутреннего долга государства. Если долг номинирован в иностранной валюте, связь с валютным кризисом очевидна: отток капитала в ожидании дефолта ведет к истощению резервов и девальвации. Если же обязательства правительства номинированы в национальной валюте, то инвесторы, беспокоясь о финансировании дефицита бюджета за счет сеньоража (что может привести к инфляции), переводят свои вложения из национальной валюты в иностранную, ускоряя тем самым девальвацию.

Решающим фактором в таком типе кризиса оказываются выгоды и издержки отказа от твердого курса: как только инвесторы убеждаются в том, что выгоды от девальвации для правительства (в виде обесценения долга, номинированного в национальной валюте) превышают издержки (рост цен, повышение стоимости обслуживания долга), они атакуют валюту, вызывая с этим кризис.

Кризис задолженности частных заемщиков, вызванный чрезмерным увеличением внешнего долга частных фирм и банков, может произойти даже когда с государственной задолженностью все в порядке. С таким кризисом столкнулись многие азиатские страны в 1997-1998 гг., и Индонезия является самым характерным примером. Непосредственно перед кризисом 50% всего индонезийского внешнего долга приходилось на частный сектор, причем 79% этого долга падало на заимствования частных корпораций, а не банковской системы. Недоверие населения к национальной валюте может в какой-то момент спровоцировать «набег» вкладчиков на банки с целью изъятия своих депозитов, номинированных в национальной валюте. Это чревато банковским кризисом, при котором давление на валюту неизбежно возрастет, и потому, что банки могут иметь внешнюю задолженность, возврат которой окажется под вопросом, и потому, что схемы гарантий депозитов вкладчиков могут потребовать дополнительных государственных расходов.

.2 Факторы, влияющие на формирование валютных кризисов

Существует некоторые факторы, влияющие на формирование валютных кризисов:

Качество макроэкономической политики. Слабая фискальная политика приводит к накоплению значительного государственного долга и как следствие к сильной зависимости макроэкономической ситуации от доступа к рынкам капитала. Конкурентоспособность реального сектора экономики перед фактом укрепления национальной валюты оказалась недостаточной, чтобы выдержать ухудшение условий внешней торговли. Чрезмерное привлечение международного капитала для финансирования бюджетных расходов не обеспечило (в случае Аргентины) эффективности его использования и роста конкурентоспособности национальных компаний.

Опережающее регулирование. Использование политики валютного совета в Аргентине лишило власти необходимой гибкости и эффективных макроэкономических рычагов для предупреждения будущих проблем.

Таким образом, примеры крупных кризисов, произошедших за последние 20 лет в мировой экономике, показывают, что во всех случаях власти пытались использовать финансовые макроэкономические рычаги для стимулирования роста экономики, а не решения задач макроэкономической стабильности. Неудачи, как правило, вызывались тем, фактическая конкурентоспособность и способность экономики противостоять шокам, определяемые эффективностью использования капитала на уровне компаний, подвержены воздействию огромного количества факторов и не только макроэкономических параметров экономической политики. В связи с этим было бы полезным попытаться сформулировать набор экономических индикаторов или признаков, по которым можно было бы судить о величине риска развития финансового кризиса в той или иной национальной экономике.

Эрозия стоимости в коммерческом секторе. Совокупная прибыль от капитала, инвестированного в коммерческий сектор, в течение нескольких лет до начала кризиса меньше средневзвешенных затрат на привлечение капитала (как правило это сумма выплачиваемых процентов и комиссий за привлеченный капитал). Такие данные можно получить, сопоставляя совокупную прибыль крупнейших компаний с оценкой их процентных выплат по привлеченному долговому финансированию.

Пирамидальный характер государственного долга. Пирамида государственного долга возникает, когда правительство постоянно привлекает новые средства на рынке заемного капитала не только для рефинансирования общего долга, но и для финансирования выплат процентов.

Коэффициент покрытия процентов. Это отношение потока денежных средств компании к процентным выплатам. При его снижении во многих компаниях более чем в 2 раза экономика становится уязвимой, а сами компании оказываются перед фактом банкротства.

Рентабельность банковских активов. Если рентабельность активов банков ниже 1%, а чистая процентная маржа ниже 2%, это признак возможного кризиса. В Колумбии незадолго до кризиса 1998 г. показатель рентабельности активов был около 1%.

Быстрый рост кредитного портфеля. Наблюдение за многими неустойчивыми рынками свидетельствует: если в течение ряда кредитный портфель растет более чем на 20% в год, многие из выданных кредитов превращаются в безнадежные, что усиливает финансовый кризис.

Сокращение депозитов. Это очень серьезный сигнал, сулящий неприятности. В Аргентине вкладчики перевели 22% депозитов в оффшор для защиты от дальнейшего падения стоимости, после того как правительство отменило действующий ранее обменный курс доллара к песо в соотношении 1:1.

Рост и срочность кредитов, предоставленных иностранными банками. Требует особого внимания ситуация, когда кредиты зарубежных институтов национальным компаниям растут и срок погашения большинства этих кредитов истекает меньше, чем через год .

. Валютный кризис в Аргентине

.1 Введение системы «Валютного совета». «Аргентинское чудо»

В начале 1990-х годов министр финансов Аргентины Доминго Кавалло реализовал довольно остроумный план по выводу страны из экономического кризиса, который был провозглашен Международным Валютным Фондом (МВФ) образцовым. Стратегия Кавалло базировалась на жесткой привязке песо к доллару.

В апреле 1991 года в стране был принят закон, согласно которому все деньги в обращении должны быть на 100% обеспечены долларами из государственных резервов. Курс аргентинского песо был установлен в 1 доллар. Эта система, называемая «валютным советом», была разработана ранее для того, чтобы в английских и французских колониях заменить в обращении фунты и франки местной валютой, что обеспечивало стабильность денежного обращения и ограничивало возможности колониальной администрации вольно распоряжаться финансами метрополии.

Зачем понадобилось внедрять валютный совет в Аргентине? Главная проблема, которую необходимо было решить стране в то время, - финансовая стабилизация. А главная проблема этого была в том, что правительство не имело политического мужества для того, чтобы, с одной стороны, отказаться от реализации популистских социальных программ (вызвав тем самым неудовольствие широкой общественности), с другой - не идти на поводу групп с узкими социальными интересами (как правило, влиятельных бизнесменов), выбывающих для себя льготы и поблажки. С введением валютного совета центральный банк уже не мог печатать деньги по просьбе президента, губернаторов или коммерческих банков. Центральный банк вообще утратил возможность влиять денежную массу, которая могла измениться лишь при изменении долларовых резервов. Иначе говоря, стране предлагалось жить строго по средствам.

В дополнение к новой системе регулирования курса национальной валюты власти осуществили ряд реформ структурного характера, включая приватизацию государственных компаний, дерегулирование и открытие экономики внешней конкуренции. В области фискальной политики были приняты меры по упрощению налоговой системы и усилению способности налоговой администрации собирать налоги, а также по контролю за расходами бюджета.

Реформы дали потрясающие результаты. В течение 90-х годов курс аргентинского песо по отношению к доллару оставался неизменным. Уровень инфляции был одним из самых низких в мире. Первоначально эта политика валютного совета помогла успешно победить инфляцию: через 12 месяцев после начала плана инфляция снизилась до 25%, а концу 1993 г. до 10%. После 1993 г. инфляция в Аргентине была уже ниже 5%, а с 1996 по 2001 г. наблюдался период дефляции.

Резервы аргентинского Центробанка постоянно увеличивались: в 1990 году они составляли 4 млрд. долларов, в 1991 году - 6 млрд. долларов, в 1993 - 10 млрд., в 1994 и 1995 - 14 млрд., в 1996 - 18 млрд .

Иностранцы стали вкладывать деньги в акции аргентинских предприятий. В 1990 году капитализация аргентинского фондового рынка составляла 3 млрд. долларов, в 1991 - 20 млрд., 1993 году - 30 млрд. Если в декабре 1994 года после валютного кризиса в Мексике аргентинские акции подешевели на 13%, то уже в марте 1995 года они подорожали на 10%. Отсутствие валютных рисков (курс песо не изменился) дало мощный стимул развитию внешней торговли.

Финансовая стабилизация, приток иностранного капитала, а также активизация национального предпринимательства (благодаря победе над инфляцией и сокращению размеров государственного вмешательства) благотворно повлияли на экономический рост и благосостояние населения. С 1990 года по 1998 год рост ВВП в Аргентине составлял 60%, в то время как у главных конкурентов Аргентины - Мексики и Бразилии - ВВП вырос всего на 25%. И этот рост ВВП поддерживался мощным притоком капитала, который вызвал быстрое расширение внутреннего кредита, потребления и инвестиционный бум.

.2 Причины, приведшие к кризису в Аргентине

Первый тревожный звонок прозвучал в 1995 году, когда Аргентина больше других пострадала от мексиканского финансового кризиса. ВВП сократился на 3%. И хотя в дальнейшем прирост ВВП восстановился, азиатский кризис 1997-1998 годов и девальвация бразильского реала в начале 1999 года вновь вызвали спад (в 1999 году - 3,5%, в 2001 году - 4%). Кавалло ушел в отставку. А избранному в том же году новому президенту Фернандо де ла Руа предстояло обеспечить сохранение финансовой стабильности при усложнении социальной ситуации - снизившаяся в 1998 году безработица начала опять расти.

Почему же валютный совет потерпел в Аргентине фиаско? Существуют три причины аргентинского кризиса: чрезмерная зависимость от внешних рынков, завышенный курс национальной валюты, неэффективная бюджетная политика.

Девальвация турецкой лиры в феврале 2001 года привела к тому, что наметившееся экономическое восстановление застопорилось и сменилась углублением кризисных явлений. Теперь уже ни у кого не вызывало сомнений, что платой за быстрое развитие внешнеэкономических связей и финансовую стабильность стала высокая степень зависимости экономики страны от конъюнктуры мировых рынков и иностранных инвестиций.

Усиление зависимости от иностранных капиталов было связано и с расширением роли иностранных предприятий в хозяйственной жизни страны. Доля продаж Транснациональных Корпораций (ТНК) среди крупнейших компаний страны за первую половину 90-х годов увеличилась с 1/3 до половины соответствующим возрастанием оттока за рубеж прибылей. В итоге покрытия дефицита платежного баланса требовался приток новых капиталов из-за границы.

Другая проблема заключалась в долларизации экономики. Так как курс доллара по отношению к другим валютам в 90-е годы рос, то рос и курс песо. Но если за ростом доллара стояло первой экономической державы в мире, то за ростом песо во второй половине 90-х стояла стагнирующая аргентинская экономика. В результате экспорт Аргентины стал стремительно падать - ее товары из-за дороговизны оказались неконкурентоспособными. Страну стал выгодно импортировать товары из-за рубежа (иностранные товары для аргентинцев стали дешевле отечественных), и местные производители начали разоряться, что обернулось еще большим сокращением ВВП, недополученными налогами и бюджетными трудностями.

Внедрение валютного совета в свое время было мерой либеральной. Именно валютный совет позволили оградить финансовую систему от непомерных аппетитов правительства и разного рода лоббистов. Но во второй половине 90-х валютный совет превратился в антирыночный механизм, так как не позволял решить проблему торгового баланса на рыночной основе. Если бы песо не был привязан к доллару, то вместе со спадом ВВП его курс тоже бы упал, оздоровив тем самым торговый баланс страны. Это в свою очередь подтолкнуло бы экономический рост.

Наконец, третья проблема была связана с тем, что валютный совет не смог до конца обеспечить «защиту» финансовой системы от «посягательств» правительства. Бюджетный профицит с 1994 года вновь сменился дефицитом. В среднем за все эти годы (с 1994 го) бюджетный дефицит составил 3% ВВП, причем в период последней трехлетней рецессии увеличился до 3,6%.

Покрытие бюджетного дефицита в условиях валютного совета возможно лишь посредством государственного займа (дополнительную денежную эмиссию провести нельзя). Аргентинское правительство обращалось к МВФ за кредитами, в результате чего размер внешнего долга страны продолжал расти. Государственный долг Аргентины к концу 2001 года составил 155 млрд. долларов, в том числе внешний - 132 млрд., из которых 95 млрд. приходится на облигации. Если в 1993 году внешний долг составлял 27% ВВП, то в начале 2002 года - 45%. Совокупный размер долга Аргентины в 5 раз больше годового объема его экспорта. По оценкам, четверть всех облигационных займов, размешенных на мировых рынках развивающимися странами, - аргентинские государственные займы. В январе 2002 года Аргентина должна была выплатить по долгам 1,5 млрд. долларов, а в феврале - более 1 млрд .

.3 Роль МВФ в Аргентинском валютном кризисе

Кроме трех причин, приведшие кризису в Аргентине, многие эксперты подчеркивают еще одну причину, которая создавалась Международным Валютным Фондом (МВФ). В чем заключается роль МВФ в этом кризисе?

Во-первых, от правительства Аргентины требовали сбалансированных бюджетов, но чтобы бюджеты сбалансировать, правительства все глубже залезали в долги, занимая деньги . А граждане при этом теряли зарплаты, и вынуждены были мириться с растущими налогами. Потребительская и предпринимательская активность падала, а социальная напряженность росла.

Во-вторых, выделяя финансовую помощь Аргентине, МВФ и министерство финансов США выдвигали условие: выплачивая долги иностранным кредиторам, правительство должно было объявить дефолт по своим внутренним обязательствам. Пенсии были сокращены на 13%, многим государственным служащим зарплаты не выплачивались по несколько месяцев, вклады граждан в банках были частично заморожены.

За ноябрь 2001 года промышленное производство упало на 11,6%. К тому моменту число безработных достигло 2,5 млн. человек, или 18,5% трудоспособного населения. С середины 2001 года аргентинское правительство не могло размещать государственные займы - в его кредитоспособность перестали верить. Курс на выплату внешних долгов любой ценой привел страну к социальному взрыву.

В 1999 году, когда Фернандо де ла Руа пришел к власти, отношение госдолга к ВВП вовсе не было угрожающим. Однако президент повысил налоги и тем самым задушил экономический рост. Закономерное истощение госрасходов сочетании с отказом сократить расходы и враждебностью к свободному рынку вошли в гремучую смесь с требованиями МВФ покончить с бюджетным дефицитом. Таким образом, рецессия приняла хронический характер.

. Современные риски валютных кризисов

.1 Международный финансово-экономический кризис и перспективы доллара США как резервная валюта

В западной академической литературе появилось несколько работ, в которых на основе эконометрического подхода с использованием таких переменных, как масштабы экономики, уровень дохода, ликвидности финансовых рынков и др., вычисляются конкретные показатели изменения структуры официальных мировых резервов. Рассматривается несколько сценариев вытеснения после доллара с позиций мирового гегемона.

Анализируя перспективы увеличения роли евро, аналитики отмечают, что уже сейчас эта валюта составляет серьезную конкуренцию доллару. Это вторая после доллара резервная валюта (доля в мировых официальных запасах составляет в настоящее время 25%) .

Согласно точке зрения других аналитиков, существует вероятность того, что вызов доллару будет брошен со стороны юаня или какой либо другой азиатской валюты.

Финансовый кризис 2007-2012 гг., разразившийся в США, а затем перекинувшийся на весь мир, обострил давно назревавшие вопросы: может ли такое положение сохраняться бесконечно, где пределы господствующих позиций доллара, роста внешнего долга и возможностей США финансировать свою экономику за счет всего остального мира? Возможны несколько сценариев развития событий.

. Сильное и продолжительное падение курса доллара, как следствие финансового и экономического кризиса, приведёт к падению доходности американских бумаг в единицах иностранной валюты, резкому падению спроса на них со стороны иностранных государств. В результате будет нанесен сокрушительный удар американской финансовой системе. А учитывая роль США в мировой экономике, финансах и торговле, этот удар произведет действие бумеранга на мировую экономику в целом.

. Учитывая зависимость многих стран мира от доллара как резервной валюты, иностранные государства, прежде всего страны «Большой семерки», предпримут и уже начали осуществлять все возможные действия, направленные на поддержания курса доллара, с тем чтобы не допустить краха мировой финансовой системы. Согласно последним данным (октябрь 2012 г.) центральные банки стран ЕС сделали первые шаги по вливанию долларовой ликвидности в экономику своих стран; увеличены объемы государственных гарантий по депозитам частных банков и гарантий межбанковского кредитования. Осуществляется также и более радикальные меры, такие как национализация находящихся в кризисе некоторых частных банков, имеющих системное значение для финансовой системы ЕС.

Тем не менее, уже сейчас очевидно, что вялый экономический рост США подтолкнет развитие к ослаблению позиций доллара как лидирующей валюты и изменению финансовой структуры мира. Главный вызов, бесспорно, будет исходить от евро, обладающего многими преимуществами из тех, что присущи доллару, но при этом характеризующегося меньшими рисками. Однако в способности выполнять одну немаловажную функцию резервной валюты, а именно служить средством накопления стоимости и удовлетворять потребность стран мира в ликвидности, евро, похоже, будет еще длительное время уступать доллару. Поэтому наиболее вероятным выглядит такой сценарий развития валютных отношений, при котором ускорится процесс диверсификации официальных валютных резервов в направлении к увеличению доли евро и других резервных валют и уменьшению доли доллара. Соотношение мощи валют во многом будет зависеть от глубины и длительности текущего европейского финансового кризиса, а также от эффективности действий правительств по его преодолению.

3.2 Политика валютного регулирования в период валютно-финансового кризиса

Причинами возникновения валютного кризиса в рамках определенного государства считаются ведение неадекватной политики валютного регулирования, в частности неадекватный режим валютного курса и недостаточные меры по выравниванию платежного баланса, а также последствия валютных кризисов в других станах, имеющих экономические связи с данной страной. В ситуации валютно-финансового кризиса в Аргентине можно отметить наличие обеих этих причин.

Для снижения спроса на валюту со стороны импортеров, которые пытаются выиграть за счет ранней покупки валюты для оплаты импортных контрактов, можно было использовать менее жесткую меру, по сравнению с полным запретом предоплаты, как сокращение сроков поставок товаров по импорту, например до 30 дней, что ранее использовалось в период валютных кризисов в разных странах.

Следует также отметить, что валютный коридор обычно вводится в ситуации, когда курс валюты колеблется вокруг определенной отметки. Целью введения валютного коридора является сокращение валютных рисков участников рынка, путем сужения пределов колебаний курса. Причем при таком поведении валютного курса валютные резервы расходуются при сопротивлении движению курса к верхней границы коридора и приобретаются при сопротивлении движению к нижней границе.

После введения валютного коридора официальный курс очень быстро достиг его верхней границы и вследствие явного превышения спроса над предложением валютный коридор превратился практически в фиксированный валютный курс, с вытекающими из этого последствиями, такими как:

·возникновением черного рынка валют;

·исчезновением механизма определения реальной цены национальной валюты, что подрывает основные принципы рыночной экономики и делает экономику не прозрачной;

·сокращением инвестиций и финансовой помощи от иностранных государств;

Еще одним негативным последствием валютного коридора является дискриминация коммерческих банков: валютный коридор дает возможность банкам, «приближенным» к Национальному банку, возможность первоочередной покупки валюты на бирже и позволяет извлекать дополнительную выгоду путем перепродажи ее по более высокому курсу. Такая ситуация также подрывает здоровую конкуренцию в банковской сфере, создает угрозу банкротства для большей части остальных банков, в связи с тем, что клиенты банков хотят иметь возможность нормальной и своевременной покупки валюты на бирже, переходя на обслуживание в «приближенные» банки. Кроме этого с начала кризиса банкам было запрещено иметь открытую валютную позицию, что снижает их финансовую устойчивость и при таком падении курса гривны увеличивает валютный риск для банков.

Видимо, решающую роль в развертывании аргентинского кризиса сыграла проводившаяся в стране неэффективная макроэкономическая политика, прежде всего бюджетная и валютная. С одной стороны, власти не выдержали ограничения, которое сами на себя наложили, введя валютный совет, - не сумели сбалансировать бюджет, чтобы страна жила по средствам. С другой - не смогли вовремя отказаться от паритета, несмотря на то, что ситуация кардинальным образом изменилась. Наверное, нежелание правительства Аргентины девальвировать песо можно объяснить можно объяснить опасениями двоякого рода: призраком гиперинфляции, которую с таким трудом удалось преодолеть, и усилением нагрузки на бюджет в связи с предстоящими выплатами внешнего долга. И с этой точки, аргентинский кризис очень напоминает российский 1998 года: тот же большой госдолг, тот же завышенный курс национальной валюты, те же неконтролируемые потоки капитала, тот же дефолт. И очень похожие причины.

Заключение

Винить во всем валютный совет бессмысленно. Валютный совет - это рычаг экономической политики, который показал свою эффективность во многих странах (Эстония, Гонконг). Валютный совет позволяет добиваться положительных результатов, но при этом накладывает ограничения на использование некоторых других инструментов макроэкономического регулирования.

Однако внешнеэкономический аспект включает в себя два очень важных момента, о которых стоит упомянуть.

Во-первых, печальный опыт Аргентины и некоторых стран Юго-Восточной Азии показывает, что либерализация внешнеэкономической сферы (особенно движения капиталов) должна осуществляться: а) постепенно, с учетом готовности к этому экономики страны; б) параллельно с другими экономическими реформами. Например, нельзя вводить полную конвертацию по счету движения капитала до тех пор, пока правила работы банковской системы не будут соответствовать мировым стандартам.

Во-вторых, опыт финансовых кризисов последних лет подтверждает правильность вывода некоторых специалистов о необходимости межгосударственного регулирования мирового финансового рынка. Центральные банки отдельных стран не обладают достаточными средствами, позволяющими эффективно контролировать потоки международного капитала. Токай контроль необходим хотя бы для нейтрализации краткосрочных оттоков капитала из страны, вызванных паническими настроениями инвесторов (нередко не имеющими под собой серьезной основы). В случае с Аргентиной ни МВФ, ни «семерка» не оказали «тонущей» стране должной помощи. Между тем МВФ мог по крайней мере не допустить развития кризиса до таких крайностей, во-первых, своевременно ограничив аппетиты аргентинского правительства в займах, во-вторых, оказав оперативную помощь в преодолении паники среди иностранных инвесторов.

Вообще, в идеале валютный совет:

а) требует сильного платежного баланса, когда привязывание курса валюты не ведет к сокращению экспорта страны;

б) требует жесткой финансовой политики, когда в экономике существует нормальное финансирование бюджетного дефицита, а не покрытие последнего за счет череды заимствований у МВФ;

в) требует стабильного уровня резервов в иностранной валюте, которые поддерживали бы находящиеся в обращении денег.

Но самый главный урок аргентинского кризиса, на наш взгляд, заключается в том, что экономические реформы необходимо проводить комплексно и последовательно. Только финансовая стабилизация и только либерализация внешнеэкономической сферы не гарантируют успеха. Нужны параллельные реформы в других секторах экономики. В Аргентине же таким реформам не хватило радикальности и последовательности.

Для стран с развивающейся и переходной экономикой извлечь уроки из аргентинского кризиса очень важно, ибо умный, как известно, должен учиться на чужих ошибках.


Список литературы

1.Абель Э., Бернанке Б. / Макроэкономика. 2010 г.

2.Менькю Г. Макроэкономика. 2012 г.

.Абатуров В. Уроки аргентинского кризиса. Журнал «Экономическое Обозрение». 2002, №2, с. 25-33

.Аникин А. Финансовые кризисы в России, Азии, Латинской Америке. Журнал «Мировая Экономика и Международные отношения». 2000, №12, с. 15-22.

.Кондратов Д.И. Современная мировая валютная система и перспективы её развития. Журнал «США-Канада». 2013, №9, с. 15-37.

.Оверченко М. Аргентинские грабли МВФ. «Ведомости». 29.12.2001.

.Фернандес Ракель, Джонатан Портес. Хватить кормить хищников. «Financial Times». 19.12.2001.

.Мау Владимир. Танго на краю пропасти. «Эксперт». №38. 15.10.2001.

.Об экономическом кризисе в Аргентине. Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ). №10 (8356). 2.02.2002.

.Вьюгина И.И. Особенности экономических и финансовых кризисов в процессе мировой интеграции. Проблемы прогнозирования. №3, 2009, с. 86-99.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!