Валютная политика государства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,97 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Валютная политика государства

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Мировые валютные системы

.1 Становление мировой валютной системы

.2 Валютная система России

Глава 2. Валютная политика России: содержание, структура и факторы, влияющие на ее формирование

.1 Валютная политика как часть общеэкономической политики государства

.2 Методы государственного регулирования

Заключение

Список использованной литературы

Введение

С переходом к рыночным условиям хозяйствования по мере дальнейшей интернационализации российской экономики адекватная валютная политика государства становится важнейшим инструментом интеграции России в мировое экономическое сообщество, способом расширения международных торгово-финансовых связей и укрепления валютно-финансового положения страны. Мировой финансовый кризис, охвативший в течение 1997-1998 гг. многие страны с переходной экономикой и ускоривший валютный кризис в России, не только показал тесную связь российской экономики с мировой валютно-финансовой системой, но и заставил по-иному оценить роль и место валютной политики в государстве, провозгласившем приверженность рыночным принципам хозяйствования.

Задача совершенствования валютной политики Российским государством и проблема выбора адекватной позиции в изменяющейся мировой валютно-финансовой системе определяют особую актуальность исследования валютной политики России в условиях переходной экономики.

При этом правильный выбор концепции формирования и развития валютной политики государства в послекризисный период, определение ее приоритетных направлений в условиях отсутствия эффективной системы трансформации внутренних сбережений в инвестиции, "долларизации" экономики и значительного внешнего долга государства невозможны без качественного анализа результатов валютной политики, проводимой государством с 1991 года по настоящее время, выявления специфических черт и особенностей созданной за этот период валютной системы России, оценки достигнутых успехов и допущенных ошибок.

За годы реформирования экономической системы появилось большое количество монографий и статей, посвященных отдельным вопросам изучаемой темы. Основные теоретические вопросы, посвященные валютной политике государства, сущности валютного курса, структуре валютного рынка и структуре внешнего долга отражены в работах таких видных отечественных специалистов, как Е.Ф. Авдокушин, И.Т. Балабанов, СМ. Борисов, Т.Д. Валовая, А.И. Евдокимов, Л.Н. Красавина, А.Л. Лившиц, Д.В. Смысловский, Б.Г. Федоров, а также зарубежных авторов: Т.П. Барбьера, С. Л. Брю, С. Грей, П. Кругман, П. Дж. Монтиел, К.Р. МсКонэл, Г. Ноггарт, Дж. Сакс, П.Л. Силкос, Б. Солник, Г. Стерн, М. Фридмана и других. Однако отсутствие комплексного анализа результатов валютной политики России девяностых годов и разработки на его основе единого подхода к стратегии проведения валютной политики России в части курсообразования, валютного регулирования и управления внешним долгом в послекризисный период в условиях усиливающегося влияния международного рынка капитала на интенсивность внутренних экономических процессов еще раз подчеркивают актуальность выбранной темы.

Объект работы - валютные системы государства.

Предмет работы - валютная политика государства.

Целью работы является исследование валютной политики государства.

Основные задачи исследования определяются в соответствии с поставленной целью, а именно:

1)рассмотреть мировые валютные системы;

2)изучить содержание, структура и факторы, влияющие на ее формирование валютной политики России.

Глава 1. Мировые валютные системы

.1 Становление мировой валютной системы

Становление мировой валютной системы было обусловлено развитием международных экономических отношений и в первую очередь торговли. При экспорте и импорте разнообразных товаров и услуг становилось необходимым определять валютный курс, то есть курс национальных денежных единиц друг к другу. Подобная необходимость запустила процесс формирования мировой валютной системы. В условиях, когда национальные денежные единицы имели золотое содержание, естественно что и в международной практике установился золотомонетный стандарт. Стихийно сложившаяся практика была узаконена в 1867 г. на Парижской конференции заключением межгосударственного соглашения, признающего золото единственной формой мировых денег. В соответствии с соглашением в международных расчетах применялись национальные золотые монеты, но значение имел не их номинал, а вес.

В основу Парижской валютной системы были положены следующие принципы:

. Она основывалась на золотомонетном стандарте.

. Каждая из национальных валют имела золотое содержание. В соответствии с золотым содержанием устанавливались золотые паритеты. Любую валюту можно было свободно конвертировать в золото.

. Установился режим свободно плавающих валютных курсов с учетом рыночного спроса и предложения, ограниченный «золотыми точками»: если рыночный курс валюты становился ниже паритета, основанного на золотом содержании, то становилось выгоднее платить по внешним обязательствам золотом [11, C.46].

Для нормального функционирования валютной системы, основанной на золотомонетном стандарте, было необходимо наличие золотых запасов у каждой из стран, входящих в систему, а также достаточное количество золотых денег в обращении.

Постепенно золотомонетный стандарт изжил себя, так как не соответствовал ни масштабам усилившихся хозяйственных связей, ни условиям, необходимым для дальнейшего развития экономики. Наступление кризиса ускорила Первая мировая война. С началом войны центральные банки государств - участников системы прекратили размен банкнот на золото и увеличили их эмиссию для покрытия военных расходов, что спровоцировало сильную инфляцию и хаос валютных отношений.

Выход был найден после окончания войны в установлении золото-девизного стандарта, основанного на золоте и ведущих валютах, конвертируемых в золото. Девизами стали называть средства в иностранной валюте, предназначенные для международных расчетов. Новое устройство мировой валютной системы было юридически закреплено межгосударственным соглашением на Генуэзской международной экономической конференции в 1922 г.

В основу Генуэзской валютной системы легли следующие принципы:

. Ее основой были золото и девизы - иностранные валюты. Национальные деньги стали использоваться в качестве международных платежно-резервных средств, что снимало ограничения, связанные с применением золотомонетного стандарта, но при этом ставило мировую валютную систему в зависимость от состояния ведущих национальных экономик. Однако в период между двумя мировыми войнами статус резервной не был официально закреплен ни за одной из валют.

. Сохранились золотые паритеты. Конверсия валют в золото могла осуществляться или непосредственно (валюты США, Франции, Великобритании) или косвенно, через иностранные валюты.

. Был восстановлен режим свободно плавающих валютных курсов.

. Валютное регулирование стало новым элементом мировой финансовой системы и осуществлялось в форме активной валютной политики, международных конференций и совещаний. Попытки регулировать валютные отношения, в первую очередь валютные курсы, фактически означали признание неэффективности теории рыночного равновесия в сфере внешнеэкономических связей и международных расчетов [11, C.48].

Новая валютная система принесла относительную валютную стабильность в сферу мировых торгово-финансовых отношений, но одновременно создала предпосылки для продолжительных валютных войн и многочисленных девальваций. Перемещение основного мирового валютно-финансового центра из Западной Европы в США также должно было найти свое отражение в устройстве мировой валютной системы. США стремились к утверждению гегемонии доллара в международных расчетах, что привело к острому соперничеству между долларом и фунтом стерлингов.

В результате Генуэзская валютная система утратила эластичность и стабильность. Был прекращен размен банкнот на золото во внутреннем обороте всех стран, и сохранилась только внешняя конвертируемость валют в золото по соглашению центральных банков США, Великобритании и Франции. Еще одним потрясением для мировой валютной системы стал экономический кризис 1937 года, вызвавший новую волну обесценения валют. К началу Второй мировой войны не осталось ни одной устойчивой валюты.

В период войны валютные ограничения ввели как воюющие, так и нейтральные страны. Замороженные официальные курсы валют практически не менялись, хотя покупательная способность денег постоянно снижалась в результате инфляции. Вновь возросла роль золота как мирового резервного и платежного средства, и военные или стратегические товары можно было приобрести только за золото. Соответственно, валютный курс утратил активную роль в экономических отношениях. Война еще больше углубила кризис Генуэзской валютной системы, разработка же проекта новой валютной системы началась уже в годы войны английскими и американскими специалистами, так как государства опасались повторения валютных кризисов 30-х годов.

За основу впоследствии был взят американский вариант, и третья мировая валютная система была оформлена на валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе в 1944 г. Принятый на конференции устав МВФ определил следующие принципы Бреттон-Вудской валютной системы:

. Был введен золото-девизный стандарт, основанный на золоте и двух резервных валютах - долларе США и фунте стерлингов.

. Бреттон-Вудское соглашение предусматривало четыре формы использования золота: а) были сохранены золотые паритеты валют и введена их фиксация в МВФ; б) золото продолжало использоваться как международное платежное и резервное средство; в) США приравняли доллар к золоту, чтобы закрепить за ним статус главной резервной валюты; г) казначейство США продолжало разменивать доллар на золото иностранным центральным банкам по официальной цене, исходя из золотого содержания доллара.

. Курсовое соотношение валют и их конвертируемость стали осуществляться на основе фиксированных валютных паритетов, выраженных в долларах.

. Были созданы международные валютно-кредитные организации - Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития [7, C.53].

В перспективе предусматривались введение взаимной обратимости валют и постепенная отмена валютных ограничений, для введения которых требовалось разрешение МВФ.

Ведущее положение США в мировой экономике после окончания войны нашло свое отражение в утверждении долларового стандарта. Доллар - единственная валюта, конвертируемая в золото, - стал базой валютных паритетов, преобладающим средством международных расчетов, валютой интервенции и резервных активов. Фактически доллар стал играть роль, которую играло золото в валютной системе, основанной на золотомонетном стандарте. США впоследствии использовали статус доллара как резервной валюты для покрытия национальной валютой дефицита своего платежного баланса. Экономическое превосходство США и слабость их конкурентов, выражавшаяся в дефиците платежных балансов, особенно с США, и недостатке золотовалютных резервов, вызвали всеобщий спрос на доллары и породили «долларовый голод», что привело к усилению валютных ограничений в большинстве стран.

Официальные валютные курсы носили в это время искусственный характер. Неустойчивость экономики, кризисы платежных балансов и усиление инфляции привели к снижению курсов валют к доллару в результате многочисленных девальваций. В то же время низкие курсы национальных валют Западной Европы и Японии были необходимы для поощрения экспорта и восстановления разрушенной войной экономики. В связи с чем Бреттон-Вудская валютная система в течение четверти века способствовала росту мировой торговли и производства. Одновременно накапливались противоречия, ставшие причиной ее кризиса и разрушения. Доллар постепенно утрачивал монопольное положение в валютных отношениях, а марка ФРГ, швейцарский франк и японская иена стали широко использоваться в качестве международного платежного и резервного средства.

В конце 60-х годов наступил кризис Бреттон-Вудской валютной системы, сущность которого заключалась в противоречии между интернациональным и глобальным характером международных экономических отношений и использованием для их осуществления национальных валют, подверженных обесцениванию (преимущественно доллара).

Кризис Бреттон-Вудской системы достиг кульминации весной и летом 1971 г., когда в его центре оказалась главная резервная валюта. Доллар США в массовом порядке конвертировался в золото и устойчивые валюты. Бесконтрольно кочующие евродоллары наводнили валютные рынки Западной Европы и Японии, вынуждая центральные банки скупать их для поддержания курсов в установленных МВФ пределах. Кризис доллара вызвал политические выступления против валютной политики США, особенно со стороны Франции. Меры, предпринятые для спасения Бреттон-Вудской системы, не дали желаемого результата. Введение «золотого эмбарго» и дополнительной 10%-ной импортной пошлины фактически означали начало торговой и валютной войн [7, C.55].

Поиски выхода из кризиса завершились заключением Вашингтонского соглашения, которое предусматривало девальвацию доллара на 7,89%, повышение официальной цены золота на 8,57%, ревальвацию ряда валют, расширение пределов колебаний валютных курсов до 2,25% и установление центральных курсов вместо паритетов, отмену 10%-ной таможенной пошлины в США.

Вашингтонское соглашение временно сгладило противоречия, но не устранило причины их появления. В феврале-марте 1973 г. валютный кризис вновь обрушился на доллар, и 12 февраля 1973 г. была проведена повторная его девальвация на 10% и повышена официальная цена золота на 11,15% - до 42,22 долл. за унцию. Массовые продажи долларов привели к закрытию ведущих валютных рынков со 2 по 19 марта, после чего был осуществлен переход к плавающим валютным курсам. Шесть стран ЕС отменили внешние пределы колебаний курсов своих валют к доллару и другим валютам, создав своеобразную европейскую валютную зону в противовес доллару.

Кризис Бреттон-Вудской валютной системы породил обилие проектов валютной реформы: от создания коллективной резервной единицы, выпуска мировой валюты, обеспеченной золотом и товарами, до возврата к золотому стандарту. Поиски выхода из валютного кризиса велись долго - вначале в академических, а затем в правящих кругах и различных комитетах. В 1972-1974 гг. «комитет двадцати» МВФ подготовил проект реформы мировой валютной системы. Соглашение стран-членов МВФ в Кингстоне (Ямайка) в январе 1976 г. и ратифицированное в апреле 1978 г. второе изменение Устава МВФ оформили следующие принципы четвертой мировой валютной системы:

. Введен стандарт СДР вместо золото-девизного стандарта.

. Была юридически завершена демонетизация золота: отменены его официальная цена, золотые паритеты, прекращен размен долларов на золото.

. Странам было предоставлено право выбора любого режима валютного курса.

. МВФ, сохранившемуся в прежнем виде, было вменено усилить межгосударственное валютное регулирование [1, C.223].

Введение плавающих валютных курсов не смогло обеспечить их стабильности, несмотря на огромные затраты на валютные интервенции. Этот режим устранил процесс накопления курсовых перекосов, характерный для фиксированных валютных курсов, но оказался неспособным обеспечить выравнивание платежных балансов, покончить с внезапными перемещениями «горячих» денег, валютными спекуляциями. Процессы колебания валютных курсов в условиях свободного перемещения капиталов оказались самоусиливающимися. Давление огромной массы денег, используемых для инвестиций (как правило, портфельных) в различные регионы мира, приводило к «раскачиванию» курсов национальных валют, когда они сначала резко укреплялись, а затем еще более резко обесценивались, и краху национальных валютных систем. В этих условиях страны предпочитают режим регулируемого плавания валютного курса, поддерживая его различными методами валютной политики, иногда довольно жесткими.

Постепенная эволюция Ямайской валютной системы не отменила объективную необходимость ее дальнейшей реформы и в первую очередь поиска путей стабилизации валютных курсов и совершенствования мирового валютного механизма, который является одним из источников нестабильности мировой и национальных экономик. Наиболее далеко в этом направлении продвинулись страны Западной Европы. Европейская валютная система, созданная на основе экономической и политической интеграции стран-членов ЕЭС, достигла значительно более высокого уровня организации валютных отношений по сравнению с общемировой валютной системой.

1.2 Валютная система России

Государственная валютная система включает следующие основные элементы: национальную валюту, официальные золотые и валютные резервы и их состав, валютный паритет, условия обратимости валют, валютные ограничения, порядок и формы международных расчетов. Она неразрывно связана с денежной системой страны.

В условиях золотовалютного стандарта соотношение денежных единиц разных стран устанавливалось по их официальному золотому содержанию. Соотношение национальных валют по их золотому содержанию называется золотым паритетом.

В противоположность валютному паритету, который устанавливается в законодательном порядке, валютный курс определяется законами рынка. Валютный курс - это соотношение между двумя денежными единицами разных стран, определяемое их покупательной способностью. Валютные курсы устанавливаются также по отношению к коллективным валютам. Можно сказать, что валютный курс - это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны [6, C.225].

Валюта, в свою очередь, бывает полностью обратимая, частично обратимая и необратимая. Помимо курса валют, который, как уже известно, представляет собой соотношение денежных единиц двух стран, устанавливаются еще кросс-курсы. Кросс-курс - это курс третьей валюты, рассчитанный на основе курсов двух валют. В частности, центральный банк Российской Федерации, зная курс рубля к доллару, устанавливает курс финской марки к доллару. Обособленность расчетов кросс курсов на различных национальных валютных рынках позволяют осуществлять операции с целью извлечения прибыли в результате различных котировок кросс-курсов одной и той же валюты. Подобного рода операции называются валютным арбитражем.

Валютные курсы могут отличаться друг от друга в зависимости от типа валютных сделок. Валютная операция, осуществляемая немедленно (в течение не более двух рабочих дней) на основе наличных (кассовых) сделок, называется курсом «спот». Валютная сделка, осуществляемая через четко оговоренный период, называется срочным контрактом, а установленный срок на определенную дату в будущем называется курсом «форвард», или форвардным курсом.

Участники валютных рынков прибегают к срочным контрактам с целью либо страхования валютных рынков (хеджирования), либо осуществления спекулятивных операций. Страхование, или хеджирование вносит элемент стабильности в отношения участников внешнеторговых сделок и позволяет им не подвергать себя риску валютных потерь. Спекулятивные сделки преследуют цель извлечения дополнительной прибыли на основе сознательного расчета динамики курса валют.

Фиксирование курса национальной денежной единицы в иностранной называется валютной котировкой. При этом различают прямую и обратную котировки. Прямая котировка предполагает установление количества национальных денежных единиц, которое соответствует одной иностранной денежной единице.

Валютные курсы оказывают заметное влияние на экспорт товаров, услуг и капиталов, а, следовательно, и на их конкурентоспособность на мировом рынке. Так, понижение курса определенной национальной единицы при прочих равных условиях усиливает конкурентоспособность товаров и услуг данной страны и, напротив, ослабляет интерес ее хозяйствующих субъектов к экспорту капитала. Однако прочие равные условия по отношению к сложившемуся курсу национальной валюты могут действовать и в противоположном направлении и, следовательно, ослабить действие происшедшего изменения валютного курса, т.е. его неустойчивость может породить неуверенность предприятий и их объединений в благоприятных долговременных тенденциях.

Вся система международных экономических отношений опосредуется международными расчетами в тех или иных мировых или национальных денежных единицах, выполняющих функцию мировых денег. Мало того, сами валюты, национальные и международные, становятся самостоятельным объектом сделок по их купле и продаже. В этой связи можно сказать, что валютный рынок представляет ту часть системы экономических отношений, которые возникает в процессе валютных сделок между их субъектами.

Определяющими субъектами в осуществлении валютных сделок выступают коммерческие банки и другие финансовые учреждения, включая валютные биржи. Причем подавляющая часть валютных операций осуществляется по текущим и срочным банковским счетам, когда одни банки выступают в качестве продавцов, а другие - в качестве покупателей. Эта форма торговли валютой называется межбанковским валютным рынком. Условно можно говорить о национальных валютных рынках, однако все они, как правило, тесно связаны между собой сложной и быстродействующей системой коммуникаций, которая делает их составной частью мирового валютного рынка [6, C.228].

Динамика обменного курса двух валют не может дать реального представления об их движении. Дело в том, что, вполне соответствует действительности ситуация, когда, например, курс французского франка может повышаться по отношению к доллару, одновременно падать по отношению к немецкой марке и оставаться стабильным по отношению к фунту стерлингов. Очевидно одно - падение курса доллара по отношению ко всем трем валютам в наибольшей степени касается немецкой марки. В условиях, когда количество единиц каждой национальной валюты, входящей в валютную корзину, фиксированно и известен состав этой «корзины», не представляет особой трудности осуществить расчет курса любой валюты по отношению к другой на базе текущих рыночных котировок, в то же время изменение текущих курсов национальных валют будет сопровождаться и изменением курса валютной корзины. Для определения веса каждой национальной валюты в общей корзине используются такие критерии, как доля страны в мировом экспорте, в ВВП (ВНП) стран, валюты которых входят в корзину, доля страны в мировых резервах [10, C.214].

При действии системы плавающих валютных курсов повышение цены равновесия называется удорожанием валюты, а понижение - обесцениванием. В условиях системы фиксированных курсов в первом случае речь идет о ревальвации валюты, а во втором - девальвация.

Кроме отмеченных факторов необходимо обратить внимание на следующие поясняющие и дополняющие обстоятельства. Во-первых, платежный баланс страны включает в себя как составную часть торговый баланс. Поэтому положительное сальдо и торгового, и платежного баланса благотворительно сказывается на укрепление курса национальной валюты.

Валютный курс национальной валюты зависит напрямую от степени поддержки ее государством, которое в случае необходимости осуществляет специальные интервенции и тем самым не допускает ее избыточного предложения.

Обобщающим аспектом, в котором находит свое проявление валютный курс, представляется установление внутреннего и внешнего равновесия.

Внешне равновесие предполагает достижение сбалансированности внешних платежей как средства поддержания относительно стабильного валютного курса. Внутреннее равновесие сориентировано на обеспечение совокупного спроса, соответствующего полной занятости. Внутреннее и внешнее равновесие нередко вступают в противоречие. В частности, усилия, направленные на обеспечение полной занятости и установление контроля над инфляцией, нередко приводят к разбалансированности платежей, и наоборот, сбалансированность внешних платежей может породить свертывание занятости и выход из-под контроля инфляции.

В то же время взаимосвязь между внешним и внутренним равновесием и способы его установления в немалой степени зависят от действующего валютного курса: фиксированного или плавающего. Чтобы не подрывать фиксированный валютный курс, рекомендуется использовать бюджетную политику для регулирования внутреннего совокупного спроса, а денежно-кредитные рычаги - для поддержания платежного баланса.

При системе гибкого (плавающего) курса валюты, внимание концентрируется прежде всего на внешнем равновесии, которое дополняется стимулированием внутреннего совокупного спроса с помощью денежно-кредитной и бюджетной политики. Стимулирование совокупного спроса на продукцию национального производства повышает ее конкурентоспособность по сравнению с иностранной, что ведет к улучшению ситуации с торговым балансом. Поэтому при гибких валютных курсах денежная политика оказывает более значительное воздействие на национальное производство, национальный доход страны, чем при фиксированных курсах [4, C.187].

Что касается бюджетной политики, сопряженной с ростом государственных расходов, снижением уровня налогов, то она тоже ведет к расширению совокупного спроса, но одновременно вызывает рост процентных ставок и приток иностранного капитала, что содействует укреплению национальной валюты. Конечно, в этом случае необходимо исходить из того, что такого род денежно-кредитная и бюджетная политика в относительно продолжительном промежутке времени может породить инфляционные процессы, а это потребует дозированных мероприятий в этих сферах государственного регулирования.

Глава 2. Валютная политика России: содержание, структура и факторы, влияющие на ее формирование

.1 Валютная политика как часть общеэкономической политики государства

Валютная политика государства - совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных валютных и других экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями страны.

Валютная политика России - относительно самостоятельная составная часть общеэкономической, в том числе денежно-кредитной, политики России.

Широта и многогранность данной экономической категории наиболее полно проявляется через цели и задачи валютной политики государства, формирующиеся в тесной взаимосвязи с целями денежно-кредитной политики в рамках общего направления экономической политики государства.

Цели и задачи валютной политики государства, а также основные ее элементы существенно различаются по странам в зависимости от уровня их развития и, главное, от степени открытости экономической системы, подразумевающей определенный уровень взаимоотношений национальной экономики и мировой системы хозяйствования.

При этом под "открытостью" экономической системы принято понимать не только долю внешнеторгового оборота в общем объеме ВВП страны, но и наличие или отсутствие валютных ограничений, к которым, по определению Международного Валютного Фонда, относятся "любые действия официальных инстанций, непосредственно ведущие к сужению возможностей, повышению издержек или появлению неоправданных затяжек в осуществлении валютного обмена и платежей по международным сделкам.

Именно валютные ограничения наиболее часто используются в мировой практике в качестве основного критерия оценки степени открытости экономики. Так, Международная Финансовая Корпорация (член группы Всемирного Банка) выделяет три категории "открытости" экономики:

Первая категория - "отрытая" экономика - означает возможность репатриации основного капитала и полученного дохода свободно и без ограничений. Вторая категория - "относительная открытость" - означает возможность репатриации капитала с незначительными ограничениями. Третья категория - "относительная закрытость" - предполагает наличие жестких ограничений на репатриацию капитала [9, C.245].

В зависимости от степени открытости экономики меняется роль и место валютной политики в общеэкономической политике государства, а также ее взаимосвязь с денежно-кредитной политикой государства.

Так, в основной группе промышленно развитых стран с открытой экономикой валютная политика, как справедливо замечает Б.Г. Федоров, "как таковая не выделяется и рассматривается в качестве "внешнего" элемента денежно-кредитной политики".

В связи с этим цели и задачи валютной политики также формулируются в рамках целей и задач денежно-кредитной политики государства. Основная задача валютной политики стран с открытой экономикой заключается, как правило, в поддержании стабильности обменного курса национальной валюты. Фактически, валютная политика таких стран представляет собой политику обменного курса.

В экономике развивающихся стран и стран с переходной экономикой,

характеризующихся относительной открытостью/закрытостью экономической системы, валютная политика охватывает более широкий круг вопросов, не ограничиваясь только проблемой выбора оптимального валютного режима. Наиболее важной специфической чертой таких стран является недостаточно эффективная система трансформации внутренних сбережений в инвестиции... и, как следствие, острая необходимость в мобилизации капитала для финансирования дальнейшего развития.

Именно это обстоятельство во многом определяет следующие две основные стратегические задачи валютной политики развивающихся стран и стран с переходной экономикой:

. оптимальное приспособление к изменениям в мировой валютно-финансовой системе и использование возможностей этой системы для аккумулирования свободных денежных ресурсов;

. формирование эффективной национальной валютной системы, как "формы организации и регулирования валютных отношений, закрепленных национальным законодательством или межгосударственными соглашениями".

Стратегические цели валютной политики России в условиях переходной экономики также находятся в русле традиционных задач валютной политики стран с переходной экономикой. В то же время исходное состояние внутренней валютной системы России на момент распада Советского Союза, сформированное под непосредственным влиянием валютной политики СССР и системы валютно-финансовых отношений, присущих советской экономике, предопределили направленность и специфичность стратегических задач валютной политики России.

В условиях перехода к рыночной экономике валютная политика России, как справедливо отмечает Л.Н. Красавина, "направлена на достижение главной цели страны: преодоление спада производства и обеспечение экономического роста, сдерживание инфляции и безработицы, поддержание равновесия платежного баланса". При этом основными стратегическими задачами валютной политики России, начиная с 1991 года и по настоящее время, продолжают оставаться следующие задачи:

укрепление валютно-финансового положения страны;

формирование национальной валютной системы и эффективной системы мер ее адаптации к изменяющимся условиям международного рынка,

восстановление платежеспособности и кредитоспособности государства;

усиление позиции национальной валюты [10, C.224].

В соответствии с вышеуказанными стратегическими задачами валютная политика России в условиях переходного периода может быть представлена, на наш взгляд, комплексно в виде ее трех основных элементов:

. политики в области курсообразования и курсорегулирования (курсовая политика);

. политики валютного регулирования как "части валютной политики страны, направленной на установление порядка проведения операций с валютными ценностями и реализуемой через механизм валютных ограничений и валютного контроля";

. политики управления внешним долгом в части стратегии и тактики внешних заимствований [3, C.164].

В связи с этим представляется целесообразным проводить исследования валютной политики России в контексте текущих целей и задач валютной политики государства именно в части курсовой политики, политики валютного регулирования и политики управления внешним долгом. При этом следует учитывать, что текущие задачи в отличие от стратегических задач валютной политики государства не являются постоянными на среднесрочном временном интервале и изменяются в течение всего периода реформ в соответствии с первоочередными целями общеэкономической и денежно-кредитной политики на каждом этапе экономического развития государства.

В этой связи, используя периодизацию этапов российских реформ 1992 - 1998 годов в области денежно-кредитной политики, предложенную Б. Гранвиллом, основными критериями которой были выбраны как направление общеэкономического развития государства, так и институционально - правовая основа денежно-кредитной системы России, представляется возможным выделить три этапа реформирования валютной политики России.

Первый этап: декабрь 1991 - июль 1995 года. В течение этого периода формировались организационная и институциональная основы валютной системы России. Приоритетным элементом валютной политики России в этот период являлась политика валютного регулирования.

Второй этап: август 1995 - август 1998 года. Этот период характеризуется антиинфляционной направленностью общеэкономической и, соответственно, валютной политики государства, ключевая роль в которой отводилась курсовой политики как основному инструменту сдерживания инфляционного процесса. Третий этап: сентябрь 1998 года - по настоящее время. На этом этапе валютная политика государства направлена на преодоление последствий валютного кризиса 1998 года. При этом важная роль отводится всем трем элементам валютной политики, текущие задачи которых сконцентрированы в области сдерживания инфляционных процессов, в части управления структурой внешней задолженности государства и связаны с формированием условий для дальнейшего развития национальной валютной системы [6, C.422].

В добавление к вышеназванной периодизации основных этапов валютной политики России, определяющих структуру исследования, представляется необходимым в целях выявления особенностей развития состояния и структуры внешнего долга российского государства, а также основных факторов, повлиявших на формирование валютной политики России, обратиться к более раннему советскому периоду 1986 -1991 годов. Именно структурные преобразования валютной политики СССР 1986 - 1991 годов, частью которого до 1991 года являлась Россия, во многом не только определили первоначальный вектор валютной политики России как независимого государства, но и обусловили основные направления развития и, соответственно, основные элементы валютной политики России в последующие годы. Это обстоятельство предопределяет содержание и структуру диссертационного исследования.

В течение длительного времени валютная политика СССР, основанная на государственной валютной монополии, "практически не имела характеристик настоящей валютной политики". Вся валюта являлась собственностью государства, которое продавало и покупало ее у организаций и граждан по фиксированному официальному курсу, устанавливаемому Госбанком СССР. Валютные доходы от экспорта, также как и сами экспортно-импортные операции, были монополизированы государством, от имени и за счет которого на мировых рынках выступали внешнеторговые объединения. Все платежи и поступления в валюте осуществлялись в рамках валютного плана государства. Валютный план (объемы и источники поступлений, направления и суммы расходов) утверждался Верховным Советом СССР. Министерства, ведомства, предприятия, местные органы власти расходовали выделенные им средства в пределах установленных лимитов. Обращение валютных ценностей внутри страны, включая владение ими, преследовалось в уголовном порядке.

Таким образом, валютная политика государства в форме валютной монополии являлась, по сути, наиболее жесткой формой валютных ограничений, при которых любые операции с иностранной валютой строго регламентировались и регулировались государством. Наличие валютных ограничений - понятие, обратно пропорциональное конвертируемости национальной валюты: чем в большей степени государство регламентирует возможность валютного обмена, тем менее конвертируема денежная единица и наоборот. В наиболее общем виде конвертируемость представляет собой механизм финансового взаимодействия национальной экономики и мировой хозяйственной системы.

В практическом плане это означало отсутствие прямых финансовых связей между резидентами СССР и нерезидентами. Единственным посредником и организатором финансовых взаимоотношений физических лиц, предприятий и организаций СССР с внешним миром выступало государство. При этом под внешней валютной политикой СССР следует понимать совокупность мероприятий, осуществляемых государством в сфере международных валютных отношений, представляющих "совокупность общеэкономических отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве и обслуживающих взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств".

Внутренняя валютная политика СССР - совокупность мероприятий, осуществляемых государством в отношении субъектов национальной экономики, регулирующая права резидентов на владение, пользование и распоряжение иностранной валютой.

Внешняя валютная политика СССР как совокупность государственных мероприятий в сфере международных валютно-финансовых отношений охватывает широкий круг вопросов, включая, в частности, вопросы формирования структуры кредитов, получаемых и предоставляемых в иностранной валюте, управления официальными валютными резервами, регулирования платежного баланса страны, вопросы сотрудничества с центральными банками других стран и многие другие [6, C.434].

2.2 Методы государственного регулирования

валютный система государственный регулирование

Методы валютного регулирования - это те рычаги, посредством которых государство регулирует валютные отношения.

Методы валютного регулирования можно разделить на две большие группы: административные инструменты и рыночные инструменты.

К административным инструментам валютного регулирования в России относят обязательную продажу на внутреннем валютном рынке валютной выручки экспортерам, а также целый ряд законодательно закрепленных валютных ограничений.

Центральный банк РФ изменяет процент продажи валютной выручки экспортерами. Доля продажи валютной выручки экспортерами - один из важнейших управляющих параметров, который можно использовать для регулирования валютного рынка и проведения политики курсообразования. Чем выше доля обязательной продажи валютной выручки, тем выше предложение иностранной валюты на валютном рынке. На валютном рынке в этих условиях возможны следующие ситуации:

. Спрос на иностранную валюту уравновешивается предложением, т.е. потоки импорта равны потокам экспорта, а валютный курс будет стабильным при невмешательстве Центрального банка РФ.

. Спрос на иностранную валюту, несмотря на введенный процент обязательной продажи валютной выручки, все-таки превышает предложение валюты.

3. Предложение иностранной валюты превысит спрос на иностранную валюту. В этих условиях Центральный осуществляет интервенции национальной валюты, увеличивая тем самым денежную массу в стране.

Изменяя процент обязательной продажи валютной выручки экспортерами, Центральный банк может регулировать курс национальной валюты, объем своих золотовалютных резервов, денежную массу и уровень инфляции в стране.

Валютное регулирование может осуществляться и путем введения ряда ограничений на проведение валютных операций. Валютные ограничения могут быть связаны с проведением, как текущих операций, так и операций, связанных с движением капитала. Валютные ограничения могут различаться и в зависимости от принадлежности субъекта валютных отношений к резидентам или нерезидентам страны [3, C.201].

К другой группе относятся рыночные инструменты валютного регулирования. К рыночным инструментам валютного регулирования относят инструменты прямого регулирования и инструменты косвенного регулирования.

Инструменты прямого регулирования оказывают непосредственное, прямое влияние на величину курса национальной валюты. К инструментам прямого валютного регулирования относят валютные интервенции и дисконтную политику.

Во многих государствах для стимулирования внешнеэкономической деятельности центральные банки использовали режим множественности валютных курсов. Необходимость этого обусловливается возможностью регулирования платежного баланса, не вовлекая количественные ограничения и административные запреты, при этом официальный курс валюты удерживается на высоком уровне для сдерживания роста цен на импортируемые товары, а движение капиталов и операции, связанные с ним, осуществляются по плавающему курсу. Данный режим валютных курсов используется, как правило, для нетрадиционных видов экспорта. Обобщая сказанное, следует отметить, что этот режим правомерно использовать в странах с переходной экономикой, но следует ограничить временной промежуток его применения, поскольку длительное использование системы накапливает искажение в распределении ресурсов, изменяет структуру относительных цен. Немаловажным фактором является извлечение прибыли не из производственной деятельности, а из существа разницы между неодинаковыми уровнями валютных курсов.

Валютная интервенция. Одним из методов регулирования валютных курсов являются операции, вмешательства центрального банка в функционирование валютного курса в целях воздействия на курс национальной валюты. В этом случае, если на валютном рынке предложение иностранной валюты избыточно, то центральные банки осуществляют ее скупку и продают, когда произошло снижение предложения иностранной валюты. При этом центральный банк уравновешивает спрос и предложение на иностранную валюту и ограничивает пределы колебания ее курса [8, C.92].

Эта форма валютной политики осуществляется центральным банком одной страны или банками нескольких государств. Для примера можно привести европейскую валютную систему. Так, центральные банки европейской системы с помощью валютной интервенции поддерживают курсы своих валют в определенных границах. При осуществлении валютной интервенции необходимо определиться с выбором валюты, что зависит от места данной валюты в международной валютной системе, цели интервенции и сложившейся институциональной среды. Большинство центральных банков определяет порядок валютных интервенций на межбанковском рынке напрямую через дилеров, брокеров, при этом информация может быть конфиденциальной.

Следует признать, что применение валютных интервенций имеет определенные ограничения, что обусловливается размерами официальных валютных резервов. Соответственно в условиях недостаточности объемов валютных резервов многие государства прибегают к использованию валютных ограничений.

Иногда центральные банки проводят равные по размеру, но противоположные по направленности сделки с иностранными и внутренними активами, с тем, чтобы свести к нулю влияние своих сделок с валютой на национальное предложение денег. Такое поведение центральных банков получило название «стерилизации» в экономической литературе.

И, наконец, большое влияние на валютные отношения оказывают инструменты внешнеторгового регулирования. К инструментам внешнеторгового регулирования принято относить:

1. Экономические инструменты:

а) импортные тарифы (пошлины),

б) импортные квоты,

в) экспортные субсидии

2. Административные инструменты.

Отличительная черта тарифов, квот и субсидий - это возникновение разницы между мировыми и внутренними ценами. Прямой эффект от тарифа (т.е. налога на импорт) состоит в удорожании импортных товаров по сравнению с их стоимостью за границей [8, C.94].

Помимо таможенных пошлин в международной торговле используются импортные квоты.

Наряду с экономическими инструментами могут быть использованы и административные инструменты.

Изменение цен из-за тарифов, квот и субсидий влияет как на относительное предложение, так и на относительный спрос. В результате этого изменяются условия торговли как для страны, активно использующей эти инструменты внешнеторгового регулирования, так и для других стран. Изменения условий торговли приводят к изменениям потоков экспорта и импорта товаров, изменяются платежный баланс и курс национальной валюты.

Заключение

Таким образом, становление мировой валютной системы было обусловлено развитием международных экономических отношений и в первую очередь торговли. При экспорте и импорте разнообразных товаров и услуг становилось необходимым определять валютный курс, то есть курс национальных денежных единиц друг к другу. Подобная необходимость запустила процесс формирования мировой валютной системы. В условиях, когда национальные денежные единицы имели золотое содержание, естественно что и в международной практике установился золотомонетный стандарт.

Вся система международных экономических отношений опосредуется международными расчетами в тех или иных мировых или национальных денежных единицах, выполняющих функцию мировых денег. Мало того, сами валюты, национальные и международные, становятся самостоятельным объектом сделок по их купле и продаже. В этой связи можно сказать, что валютный рынок представляет ту часть системы экономических отношений, которые возникает в процессе валютных сделок между их субъектами.

В отношении сложившейся ситуации в России, когда налицо политическая и экономическая нестабильность, резко ухудшение положения на внешних рынках в результате колебаний на них спроса и цен на экспортируемые нашей страной сырьевые товары, практически сложно однозначно определить предпочтительность фиксированного или плавающего валютного курса.

Структурная валютная политика проводится в форме валютных реформ, направленных на совершенствование принципов взаимодействия всех стран, и, как правило, сопровождается борьбой за упрочение положения отдельных валют и достижение привилегии. При этом структурная валютная политика обусловливает формирование тенденции текущей, включающей в себя комплекс краткосрочных мер, регулирующих валютные курсы, валютные ситуации и функционирование рынков драгоценных металлов.

Проводимая той или иной страной валютная политика оказывает воздействие на соотношение цен в национальной валюте на товары, реализуемые на внешних и внутренних рынках страны. В свою очередь, элементы и формы ее возникают на фоне таких факторов, как: эволюция мирового хозяйства, экономическое положение страны и расстановка сил на мировой арене. Экономическая природа валютной политики страны понимается в историческом аспекте, поскольку приоритетными становятся те или иные конкурентные задачи, как-то: валютные ограничения, либерализация валютных операций, предотвращение валютного кризиса и обеспечение валютной стабилизации.

Как правило, в целях регулирования валютного курса и платежного баланса, в целях воздействия на перемещение международного капитала, денежную массу, цену, а также внутреннюю динамику кредитов центральный банк страны может осуществлять дисконтную политику. Суть последней заключается в изменении учетной ставки банка.

Наиболее эффективным методом проведения валютной политики является политика девизов, когда государство оказывает воздействие на курс национальной валюты путем купли и продажи иностранных валют. Она проявляется в различных формах: валютная интервенция, диверсификация валютных резервов, валютные ограничения, регулирование степени конвертируемости валют, а также режима валютного курса, девальвация, ревальвация и др.

Список использованной литературы

1.Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М.: Юристь, 2013. - 368с.

.Бункина М.К. Деньги. Банки. Валюта. М.: ДИС, 2014. - 424с.

.Валютный рынок и валютное регулирование. / Под ред. И.Н. Платоновой. - М.: БЕК, 2014. - 264с.

.Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 527с.

5.Грязнова А.Г. Денежно-кредитная и валютная политика. М.: Финансы и статистика, 2014. - 460с.

.Деньги, кредит, банки. / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 645с.

.Круглов В. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений. // Вопросы экономики. - 2014. - №9. - С.51-60.

.Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг. М.: Междунар. отношения, 2014. - 224с.

.Лизелотт С. Валютные операции. Основы теории и практика. / Пер. с англ. - М.: Дело, 2013. - 416с.

.Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. / Под ред. Л.М. Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 388с.

.Тeмниченко М.Ю. История становления и развития мировой валютной системы. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - №5. - С.42-49.

Похожие работы на - Валютная политика государства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!