Негосударственный сектор экономики Республики Беларусь и перспективы его развития

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    83,24 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Негосударственный сектор экономики Республики Беларусь и перспективы его развития

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский национальный технический университет

Автотракторный факультет

Кафедра: «Экономика и логистика»







КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Экономика транспорта»

Негосударственный сектор экономики Республики Беларусь и перспективы его развития


Исполнитель: студентка гр. 10104113

Бранковская Н.Г.

Руководитель: к.э.н., доцент

Антюшеня Д.М.




Минск 2015

ВВЕДЕНИЕ

Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной экономики. За последнее десятилетие в Беларуси появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась закреплена лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную долю белорусского предпринимательства занимает малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, включающее в себя рациональное использование ресурсов, организацию процесса производства с использованием инновационных технологий, а также с учётом хозяйственного риска. Предприятие несёт ответственность за конечные результаты своей деятельности.

Республика Беларусь принимает активные меры по стимулированию роста значений такого показателя, как экономическая свобода, поскольку создание условий для развития предпринимательства является важнейшей составляющей трансформационных изменений переходной экономики.

Республика Беларусь - страна с открытой экономикой. Следовательно, на развитие бизнес-среды внутри страны оказывают влияние два типа факторов: внешние (которые либо не подвластны влиянию) и внутренние (которые напрямую зависят от решений, которые принимаются внутри страны). Ключевое начало социальной рыночной экономики - это равенство стартовых возможностей, которое должно быть обеспечено государством именно на внутреннем уровне. Также основу долгосрочного экономического роста создают три основных фактора - конкуренция, институт собственника и дебюрократизация. Развитие этих условий Республика Беларусь стремится сделать приоритетным. Это она подтверждает и на мировом уровне: согласно рейтингу Всемирного банка Doing Business, Беларусь оказалась на третьем месте в мире по темпам либерализации бизнес-среды в 2006 - 2014 гг.

На уровне предприятия состояние бизнес-среды оказывает прямое влияние на издержки производства, структуру рынка и конкуренцию, на уровне экономики в целом - на привлекательность страны для прямых инвестиций. Таким образом, в основе конкурентоспособности национальной экономики лежит бизнес-среда, поэтому государству необходимо принимать многообразные меры по стимулированию и поддержке предпринимательства. негосударственный экономика собственность

Объектом исследования данной курсовой работы является негосударственный сектор экономики Республики Беларусь, а также перспективы его развития.

Цель данной работы заключается в рассмотрении организационно-правовых форм предприятий и их особенностей, в выборе и обосновании формы собственности организации на основе сравнения показателей эффективности и рентабельности производства для частного и государственного предприятий соответственно.

В соответствии с поставленной целью курсовой работы рассматриваются следующие задачи:

определение и выявление основных особенностей функционирования негосударственного сектора экономики в Республике Беларусь;

оценка эффективности предприятий по формам собственности;

обоснование выбора формы собственности для транспортного предприятия.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОСНОВНОГО ОРГАНИЗАЦИОННОГО ЭЛЕМЕНТА ПРОИЗВОДСТВА

.1 Понятие предприятия, его цели и задачи

В современной экономике предприятие является основной формой организации производственно-хозяйственной деятельности.

Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный (учрежденный) в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие обладает определенными признаками, установленными законодательными органами страны. К числу этих признаков относятся: наличие своего имущества, право найма и увольнения работников, наличие законченной системы отчетности с подготовкой бухгалтерского баланса, право от своего имени быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже, самостоятельный расчетный и иные счета в банке.

Предприятие является коммерческой организацией, т. е. организацией, нацеленной на получение прибыли через удовлетворение общественных потребностей. Этим предприятие существенным образом отличается от некоммерческих организаций, цель деятельности которых - удовлетворение духовных, социальных, материальных потребностей своих членов. Предприятие характеризуется осуществлением производственного процесса, результатом которого является продукция (работа, услуга).

Главная задача автотранспортного предприятия - удовлетворение общественных потребностей в услугах и реализация на основе полученной прибыли экономических и социальных интересов трудового коллектива и собственника имущества. Детализируя структуру задач предприятия, можно выделить следующие их виды:

получение дохода владельцем предприятия (среди владельцев могут быть государство, акционеры, частные лица);

обеспечение персонала предприятия заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста;

создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях предприятия;

охрана окружающей среды: земли, воздушного и водного бассейнов;

недопущение сбоев в работе предприятия (срыва поставки, выпуска бракованной продукции, резкого сокращения объемов производства и снижения рентабельности).

Главной целью создания и функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства. Эта цель является долгосрочной, поэтому для её достижения предприятие может в некоторых случаях стремиться к росту объема производства (выполняемых услуг), придерживаясь какой-либо рыночной тактики, или даже временно сокращать производство, например для реализации программы реконструкции и т. п. Детально выделяют следующие цели, которые стремиться достичь каждое предприятие:

завоевать или удержать большую долю какого-либо рынка для своего товара;

добиться более высокого качества своего товара;

занять в отрасли лидирующее положение в области технологии;

добиться максимального использования имеющихся сырьевых, людских и финансовых ресурсов;

повысить прибыльность своих операций;

добиться максимально возможного уровня занятости.

Каждое предприятие - это сложная производственно-экономическая структура с многогранной деятельностью. Выделяют следующие направления деятельности предприятия:

производственная деятельность (выполнение работ и оказание услуг, изготовление продукции, разработка номенклатуры и ассортимента адекватных спросу на рынке);

комплексное изучение рынка (маркетинговая деятельность);

инновационная деятельность (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, внедрение технологических, организационных, управленческих и других новшеств в производство);

коммерческая деятельность предприятия на рынке (организация и стимулирование сбыта произведенной продукции, услуг, реклама);

экономическая деятельность предприятия (все виды планирования, ценообразования, учет и отчетность, организация и оплата труда, анализ хозяйственной деятельности и т.п.);

материально-техническое обеспечение производства (поставка сырья, материалов, комплектующих изделий, обеспечение всеми видами энергии, техникой, оборудованием, тарой, и т.д.);

послепродажный сервис продукции производственно-технического и потребительского назначения (наладочные работы, гарантийное обслуживание, обеспечение запасными частями для ремонта и т.д.);

социальная деятельность (поддержание на должном уровне условий труда и жизни работников, создание социальной инфраструктуры предприятия, включающей собственные жилые дома, столовые, лечебно-оздоровительные и детские дошкольные учреждения, ПТУ и т.д.).

Для осуществления своей деятельности предприятию необходимо зарегистрироваться в специальных государственных органах. После государственной регистрации оно приобретает статус юридического лица.

Юридическое лицо - это организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, от своего имени приобретающая и осуществляющая имущественные и личные неимущественные права, несущая обязанности и выступающая истцом и ответчиком в суде. Предприятие как самостоятельно действующий субъект должно иметь самостоятельный баланс или смету, наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Для регистрации предприятия в Республике Беларусь необходимо пройти ряд процедур. До подачи в регистрирующий орган документов с целью государственной регистрации юридического лица собственник имущества, учредители (участники) создаваемой коммерческой организации должны:

согласовать с регистрирующим органом наименование <#"876409.files/image001.gif"> * 100 %

По предприятию №1:

РРП2008(1) = (129 / 5870) * 100 = 2,2%

РРП2010(1) = (59 / 6875) * 100 = 0,8%

РРП2012(1) = (205 / 16413) * 100= 1,3%

По предприятию №2:

РРП2008(2) = (134 / 2870) * 100 = 4,7%

РРП2010(2) = (169 / 5897) * 100 = 2,7%

РРП2012(2) = (371 / 13423) * 100 = 2,8%

Отсюда видно, что рентабельность от реализации продукции частного предприятия превышает рентабельность государственного предприятия. При этом можно отметить, что для двух предприятий в 2010 году наблюдался спад показателя рентабельности. Это можно объяснить мировым кризисом 2008-2010 годов, повлёкшим за собой инфляцию и, следовательно, общее увеличение себестоимости.

Обобщающим показателем, характеризующим использование основных средств на предприятии, является показатель фондоотдачи. В наиболее общем виде этот показатель свидетельствует о том, насколько эффективно используются рабочие машины и оборудование, а также производственные здания, сооружения, передаточные устройства. Фондоотдача в общем виде показывает, сколько выпущено продукции на рубль основных производственных средств.

,

где В - выручка от реализованной за год продукции в стоимостном выражении, млн. руб.;

Фосн - среднегодовая стоимость основных производственных фондов,

млн. руб.

По предприятию №1:

2008= 5661 / 7892 = 0,71

2012= 15601 / 12321 = 1,27

По предприятию №1:

2008= 3151 / 6321 = 0,49

2010= 8865 / 6349 = 1,39

2012= 18932 / 12635 = 1,49

В 2010 году на частном предприятии значительно вырос коэффициент фондоотдачи. Этого удалось достичь благодаря покупке новых автомобилей с большей пассажировместимостью и более низким расходом топлива, что привело к увеличению прибыли за один рейс, а в результате повысило показатель фондоотдачи.

Показатель фондоемкости является обратным к показателю фондоотдачи. Фондоемкость определяет необходимую величину основных фондов для производства продукции заданного объема на перспективный период. Если объем товарной продукции на будущий период изменяется, то делается расчет перспективной потребности в основных производственных фондах

Фондоемкость показывает какой размер основных фондов приходится на каждый рубль полученного дохода:


По предприятию №1:

2008 = 7892 / 5661 = 1,39

2010 = 10654 / 6423 = 1,66

2012 = 12321 / 15601 = 0,79

По предприятию №1:

2008 = 6321 / 3151 = 2

2010 = 6349 / 8865 = 0,72

2012 =12635 / 18932 = 0,67

Соответственно частное предприятие №2 имеет более низкие показатели фондоёмкости, что также характеризует его с хорошей стороны.

Фондовооруженность труда характеризует степень оснащенности каждого работника основными производственными фондами:

,

где Ncn - среднесписочная численность работающих на предприятии в рассматриваемом периоде.

По предприятию №1:

Фв 2008 = 7892 / 175 = 45,1

Фв 2010 = 10654 / 172 = 61,9

Фв 2012 =12321 / 146 = 84

По предприятию №2:

Фв 2008 =6321 / 150 = 42,1

Фв 2010 =6349 / 144 = 44

Фв 2012 =2635 / 127 = 20,7

По данному показателю государственное предприятие имеет более высокие значения.

Коэффициент оборачиваемости - это финансовый коэффициент показывающий интенсивность использования (скорость оборота) определенных активов или обязательств. Коэффициенты оборачиваемости выступают показателями деловой активности предприятия.

Оборачиваемость оборотных активов рассчитывается отношение годовой выручки к среднегодовой величине оборотных активов.

По предприятию №1:

Коб 2008 = 5661 / 6465 = 0,88

Коб 2008 = 6423 / 9798 = 0,66

Коб 2008 = 15601 / 13760 = 1,1

По предприятию №2:

Коб 2008 = 3151 / 4465 = 0,7

Коб 2008 = 8865 / 7765 = 1,1

Коб 2008 = 18932 / 14278 = 1,3

Предприятие №2 имеет большие коэффициенты оборачиваемости активов, это означает, что оно интенсивней использует активы в деятельности, а, следовательно, имеет более высокую деловую активность.

В целом можно отметить, что частное предприятие по многим показателям опережает государственное, при этом отличается более высокой динамикой роста экономической эффективности. Это может быть связано с льготами и дотациями, предоставляемыми государством частному сектору для развития бизнеса, а также с более рациональным распределением рабочей силы, более гибкой системой оплаты труда с учётом показателей производительности работников, с введение инноваций в систему обслуживания и т.д. Таким образом, частное предприятие «ЛепельАвтоТранс» имеет положительную динамику роста эффективности и обладает большим потенциалам для дальнейшего развития.

Оценивая в общем по республике деятельность микро-, малых и средних предприятий, принадлежащих государственному и частному секторам экономики Республики Беларусь, охарактеризуем результаты работы организаций в 2010 и 2013 годах. Данные по предприятиям представлены в сводной таблице:

Таблица 3 - Сравнительная характеристика микро-, малых и средних предприятий по формам собственности


Государственная форма собственности

Частная форма собственности


2010

2013

2010

2013

Количество предприятий, шт.

2 220

1 923

72 333

88 764

Средняя численность работников, чел.

195 247

145 425

1 003 355

1 029 482

Объем производства продукции (работ, услуг), млрд. руб.

9 095,6

24 851,6

57 659,1

233 743,6

Рентабельность продаж, %

5,9

5,8

5,2

6,5

557,5

1 090,9

5 435,9

25 224,3

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников, тыс. руб.

1 136,3

4 703,8

1 027,6

4 413,7

 

По таблице видно, что большинство микро-, малых и средних предприятий относится к негосударственному сектору экономики. Говоря о средних показателях, следует отметить, что на данном этапе рентабельность частных предприятий превышает аналогичный показатель у государственных предприятий и продолжает увеличиваться.

.7 Малый бизнес

Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без него рыночная экономика не в состоянии гармонично развиваться и функционировать. В течение 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы. Его становление и развитие является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во многих развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса. Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, дающая прибыль на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение. По действующему законодательству малое предпринимательство в Республике Беларусь представлено в двух формах: юридические лица и индивидуальные предприниматели.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» к субъектам малого предпринимательства - юридическим лицам - относятся предприятия и организации со среднесписочной численностью работников:

• в промышленности и на транспорте - до 100 человек;

• сельском хозяйстве и научно-производственной сфере - до 60 человек;

• строительстве и оптовой торговле - до 50 человек;

• других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговли - до 30 человек;

• других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек.

Технологическая, производственная и управленческая гибкость, небольшие размеры малых предприятий позволяют им оперативно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Они динамично осваивают новые виды продукции и внедряются в сферы, не привлекательные для крупного бизнеса.

Развитие малого предпринимательства способствует созданию широкого слоя мелких собственников, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни. Малый бизнес позволяет создавать новые рабочие места, что обеспечивает снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.


По данным Национального статистического комитета, на 1 января 2012 г. в республике зарегистрировано 91 277 субъектов малого и среднего предпринимательства - юридических лиц всех форм собственности (по сравнению с 2007 годом их количество увеличилось на 62,5 процента). Количество индивидуальных предпринимателей на 1 января 2012 г. составило 219 285 человек и увеличилось по сравнению с 2007 годом на 3,1 процента. Всего в сфере малого и среднего бизнеса по итогам 2011 года работало около 1460 тыс. человек, то есть почти треть экономически активного населения республики. Доля занятых в малом и среднем предпринимательстве с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных работников возросла с 28,6 процента от общего количества занятых в экономике в 2007 году до 31,4 процента в 2011 году. Отмечается тенденция к росту удельного веса валового внутреннего продукта, произведенного субъектами малого и среднего предпринимательства. По итогам 2011 года значение данного показателя составило 22,9 процента (увеличилось по сравнению с 2007 годом в 1,3 раза). В общем объеме выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг доля субъектов малого и среднего предпринимательства составила в 2011 году 39,5 процента (увеличилась по сравнению с 2007 годом в 1,1 раза). Наиболее прибыльными в Беларуси можно назвать микро- и малые организации. Имея в 2013 году вклад в ВВП на уровне 6.1 и 9.1% соответственно, эти фирмы обладали 10.2 и 17.5% республиканской выручки от реализации продукции, товаров, работ и услуг. С одной стороны, полученные результаты позволяют отметить, что в Беларуси результативность деятельности малых и средних фирм (вне зависимости от фор- мы собственности) традиционно выше, чем крупных предприятий. С другой стороны, нельзя не обратить внимания, что за по- следние пять лет доля выручки белорусских МСП от реализации оставалась практически неизменной. Учитывая постоянный (хотя и незначительный) рост численности персонала этих предприятий, а также повышение их вклада в республиканский ВВП, можно сделать вывод, что в целом эф- фективность деятельности МСП за последние годы в лучшем случае не росла, поскольку, про изводя больше товаров (услуг) в абсолютном и относительном выражениях, прибыльность МСП сохраняла свой относительный уровень. В г.Минске и Минской области 5 сконцентрирована большая часть субъектов малого и среднего предпринимательства - юридических лиц - 53,2 процента, при этом 36,7 процента - в г.Минске, 10,6 процента - в Брестской области, 9,9 процента - в Гомельской, 9,5 процента - в Витебской, 8,4 процента - в Гродненской, 16,5 процента - в Минской, 8,3 процента - в Могилевской области.

 

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

.1 Негосударственный сектор экономики в странах с развитой рыночной экономикой

В середине 90-х годов XX в. в странах СНГ возник кризис, вызванный тем, что государство по-прежнему являлось собственником крупных предприятий и практически единственным источником социальных фондов, при этом оно было не в состоянии обеспечить прежний уровень финансирования промышленности и поддержки населения. Кризис проявлялся, в частности, в высоких дефицитах госбюджета и текущего платежного баланса. Это было связано с необходимостью погашения внешнего долга. Поэтому в конце ХХ в. после либерализации, завершения финансовой стабилизации и создания правовой базы рыночной системы приоритетным направлениям в экономической политике государств Восточной Европы стало проведение приватизации и бюджетной реформы.

Приватизация с самого начала реформ занимала важное место в планах рыночной трансформации. Но если передача новым собственникам малых и части средних предприятий через аренду и продажу в 1990-1993 гг. прошла довольно успешно, то вторая волна приватизации столкнулась с существенными трудностями. К тому же вскоре стало ясно, что формальная смена собственника не дает непосредственного экономического эффекта в виде роста производства, повышения конкурентоспособности и т.п. Поэтому центр тяжести экономической политики в большинстве стран был перенесен на макроэкономическую стабилизацию и либерализацию.

Однако в странах Западной Европы развитие негосударственного сектора экономики протекало эффективнее и интенсивнее. Это было обусловлено следующими факторами:

развитие инфраструктуры и средств связи;

повышение общеобразовательного уровня людей с одновременным накоплением опыта в крупных компаниях;

уменьшение габаритов, стоимости и упрощение использования информационных систем;

способствование малыми фирмами решению вопроса безработицы;

сокращение рабочей смены на малых предприятиях;

большая конкурентоспособность за счет меньших издержек, обусловленных отсутствием лишнего бюрократического аппарата, снижением накладных расходов и меньшими колебаниями заработной платы;

расширение сферы услуг, базирующейся на малых предприятиях.

Рассмотрим опыт внедрения индивидуальной собственности в экономику соседнего государства - Российской Федерации.

Отказ государства от выполнения обязательных плановых заданий предприятиями и прямого вмешательства в их деятельность сопровождался мерами по созданию многоукладной экономики - формированию частной собственности и преобразованию государственных предприятий и организаций в частные и смешанные. Были приняты законы, легализовавшие деятельность частных предприятий. Они предусматривали также государственную поддержку малого бизнеса. В 1992-1994 гг. сеть частных предприятий быстро расширялась, особенно в торговле и сфере услуг, однако затем темпы замедлились. В 1995 г. зарегистрированы 900 тыс. малых предприятий, преимущественно частных.

Уже на начало 1997 г. органами государственной статистики были зарегистрированы 2,5 млн предприятий и организаций, из них к частной форме собственности относились 68%, государственной и муниципальной - соответственно 9,3 и 7,4% [14].

Ведущую роль в формировании многоукладной экономики сыграла приватизация собственности. В 1992-1995 гг. изменили форму собственности около 122 тыс. предприятий (объектов), были созданы 29 тыс. акционерных обществ[3] <http://bibliofond.ru/view.aspx?id=22162>, определены перечни стратегически важных предприятий, не подлежащих приватизации, а также тех, чей контрольный пакет акций сохраняется в государственной собственности.

Однако форсированная приватизация отодвинула на второй план работу по улучшению управления госпредприятиями и собственностью (в частности, принадлежащими государству пакетами акций). В обстановке кризиса руководители предприятий и трудовые коллективы основное внимание уделяли не модернизации производства, а перераспределению доходов и собственности. Многие из сложившихся ранее экономических связей в условиях рынка для приватизированных предприятий оказались невыгодными. Но и там, где прежние контракты оставались целесообразными, их осуществление затруднялось ухудшением финансового положения, ростом задолженности и неплатежей.

Для исправления кризисной ситуации в экономике правительство предприняло ряд мер по восстановлению государственного управления в тех сферах, где рыночные регуляторы оказались недостаточными или неспособными нормализовать положение. В частности совместно с Центральным банком осуществлялось регулирование курса рубля по отношению к доллару и другим конвертируемым валютам.

Для уменьшения возможности валютных спекуляций, снижения инфляции и ограничения спроса на валюту был введен «валютный коридор», фиксировавший рамки возможных колебаний валютного курса. В целях борьбы с инфляцией было восстановлено регулирование цен естественных монополий путем установления ограничений уровня рентабельности и введения предельных соотношений допустимого повышения цен на энергоносители и электроэнергию, а также транспортных тарифов по отношению к росту отпускных цен на продукцию промышленности. Реализация принятых правительством в 1995 г. решений стала важным рычагом замедления роста цен в производственном секторе, подавления инфляции издержек производства.

Наиболее важными из нерешенных задач по расширению негосударственного сектора экономики в РФ являются:

преодоление кризиса неплатежей и ликвидация массовой просроченной задолженности;

оздоровление экономического положения предприятий, в том числе оставшихся в собственности государства и находящихся под его контролем, включая улучшение управления принадлежащими государству пакетами акций акционерных предприятий;

активизация инвестиционной деятельности, проведение структурной перестройки экономики, повышение ее технического уровня, эффективности и конкурентоспособности;

поддержка потенциально жизнеспособных отечественных предприятий, в первую очередь в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве, развитие которых имеет важное значение для обеспечения экономической независимости и безопасности страны;

Таким образом, существующая в настоящее время система государственного регулирования всё ещё носит переходный и незавершенный характер. Ход реформ уже показал невозможность эффективного развития экономики в режиме автоматического саморегулирования. Механизм рынка должен быть дополнен инструментами, компенсирующими его недостатки. Однако по прежнему эффективным направлением в экономике страны является привлечение инвестиций, смена формы собственности, поддержка государством малого бизнеса.

.2 Пути совершенствования негосударственного сектора экономики в Республике Беларусь

В Беларуси последовательно осуществляются меры по поддержке малого бизнеса. Приняты и действуют законы о предпринимательстве и государственной поддержке малого предпринимательства, а также специальный Указ Президента Республики Беларусь от 19 июня 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства». Разрабатываются и реализуются ежегодные программы государственной поддержки и соответствующие региональные программы.

В стране сложилась определенная инфраструктура поддержки предпринимательства: фонды финансовой поддержки предпринимателей, центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, инновационные центры; создаются общества взаимного кредитования.

Вместе с тем государственные меры по поддержке малого бизнеса осуществляются недостаточно последовательно. Местные органы управления не всегда заинтересованы в развитии малого предпринимательства, хотя субъекты малого бизнеса обеспечивают занятость населения, производят продукцию и оказывают услуги в основном для местного потребления, содействуя социально-экономическому развитию конкретных городских поселений и сельских районов.

Развитие малого бизнеса в Беларуси сопряжено со многими проблемами:

нестабильное законодательство;

сложность и высокая стоимость процедуры регистрации, особенно юридических лиц;

отсутствие механизма гарантий и поручительств, связанных с финансированием субъектов малого бизнеса;

громоздкое налогообложение; высокие арендные ставки на помещения;

сложность проведения процедуры сертификации и стандартизации продукции, товаров и услуг и др.

Для субъектов негосударственной формы собственности по-прежнему сохраняются неравные условия функционирования по сравнению с государственными предприятиями, в частности, при выделении квот на приобретение сырья, формировании цен на сырье, материалы и комплектующие.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1242 от 29.12.2012 утверждена «Программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013 - 2015 годы». Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие основные задачи:

вхождение в число передовых стран по ведущим международным рейтингам, характеризующим конкурентоспособность, деловую среду, уровень инновационного развития, эффективность государственного управления страны, для улучшения международного имиджа Республики Беларусь и роста доверия у национальных и иностранных инвесторов к проводимой экономической политике;

развитие конструктивного диалога государства с представителями бизнеса, общественными организациями (объединениями) предпринимателей;

увеличение доли малого и среднего предпринимательства в валовом внутреннем продукте до 30 процентов и обеспечение численности занятых в этом секторе не менее 1,8 млн. человек к концу 2015 года;

совершенствование государственного регулирования условий ведения бизнеса;

содействие развитию субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (финансовая поддержка, оказание консультационных услуг, обеспечение доступа к материальным ресурсам, участие в государственных закупках товаров, работ и услуг, помощь в решении вопросов взаимодействия с государственными органами и другое);

содействие и оказание государственной поддержки кластерным инициативам и проектам;

модернизация инфраструктурных и социальных секторов экономики страны путем реализации проектов в рамках государственно-частного партнерства.

Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства состоит в:

оказании государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства путем предоставления финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе, субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами, расходов на выплату лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты суммы вознаграждения (дохода) лизингодателя, части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией, а также предоставление банками льготных кредитов, в том числе микрокредитов, за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами государственной поддержки малого предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) этих банков

подготовке и распространении методических пособий, каталогов, справочных изданий, иной полиграфической (электронной) продукции (буклеты, брошюры, диски, презентационные материалы), видеоматериалов по организации и осуществлению предпринимательской деятельности.

  В целях оказания содействия развитию малого и среднего предпринимательства в организации и осуществлении предпринимательской деятельности, создания системы непрерывного сопровождения субъектов малого предпринимательства с момента их государственной регистрации, на этапе становления, достижения ими финансовой самостоятельности и в ходе ведения хозяйственной деятельности, в республике создана и действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

Центры оказывают субъектам предпринимательства, гражданам, желающим начать свое дело (безработные, молодежь, женщины и др.) информационные и консультационные услуги по организации и ведению предпринимательской деятельности, содействуют в получении финансовых и материально-технических ресурсов, участию в выставках, ярмарках, налаживанию деловых контактов, продвижению производимой ими продукции на внутренний и внешние рынки, подготовке и обеспечению указанных субъектов квалифицированными кадрами, проводят маркетинговые исследования и др.

В соответствии с определенными законодательством задачами центры содействовали субъектам малого и среднего предпринимательства в получении финансовых и материально-технических ресурсов, информационных, методических и консультационных услуг по организации и ведению предпринимательской деятельности, подготовке, переподготовке и привлечении квалифицированных кадров, проводили маркетинговые исследования, выставки, ярмарки и иные мероприятия, направленные на реализацию задач центра.

В 2013 году в центры республики по различным вопросам организации и осуществления предпринимательской деятельности обратились 116 760 человек (в 2012 году - 102 645 человек). По актуальной для предпринимателей тематике проведено 3 059 курсов, семинаров (в 2012 году - 4 985 курсов, семинаров), в которых приняли участие 56 541 человек (52 501 человек).

Деятельность инкубаторов направлена на создание условий для роста и развития субъектов малого предпринимательства, в том числе инновационного. Субъектам малого предпринимательства предоставляются в аренду помещения, офисное оборудование и иное имущество, оказываются информационные, консультационные услуги, содействие в поиске партнеров, получении финансовых ресурсов, внедрению в производство современных технологий и др.

Инкубаторы действуют во всех областях республики, за исключением Брестской области, и г. Минске. Всего по состоянию на 1 января 2014 г. в республике действовало 14 инкубаторов (Брестской, Витебской, Гомельской и Гродненской областях по 1 инкубатору, Могилевской - 2, Минской - 3, г.Минске - 5).

Государственная политика в этой сфере должна быть направлена на дальнейшее формирование благоприятных условий устойчивого развития малого бизнеса на основе совершенствования форм и методов поддержки, обеспечивающих повышение темпов развития, активизацию производственной, инновационной и инвестиционной деятельности данной категории субъектов хозяйствования и, как следствие, рост эффективности национальной экономики. Важным является также вовлечение в предпринимательскую деятельность широких слоев населения и создание новых рабочих мест, в том числе для незащищенных категорий, увеличение доходов людей, а значит, обеспечение социальной стабильности.

Местные органы власти и управления должны обеспечивать оказание дифференцированной и адресной поддержки субъектов малого предпринимательства при реализации инвестиционных проектов с учетом специфики их деятельности.

Приоритетными направлениями развития малого бизнеса должны стать производство потребительских товаров, сельскохозяйственной продукции, ее переработка, оказание бытовых услуг, особенно в сельской местности, научная и инновационная деятельность.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последние пять лет доля частного малого и среднего бизнеса в белорусской экономике значительно увеличилась. В мае 2013 года в рамках VI Астанинского экономического форума директор Департамента развития предпринимательской деятельности Евразийской экономической комиссии Р. Акбердин констатировал, что среди всех стран Таможенного союза Беларусь является лидером по параметру вклада МСП в национальную экономику - 22% против 20 и 19% в России и Казахстане соответственно. По прогнозам правительства, к концу 2015 года (что предусмотрено и Программой государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013 - 2015 годы) доля МСП в ВВП должна увеличиться до 30%, а к 2020 году - до 50%.

Целями ближайшей перспективы Программы, по данным Мини- стерства экономики Республики Беларусь, являются обеспечение правовой регламентации государственно-частного партнерства, деятельности хозяйственных обществ, совершенствование отношений в сфере лицензирования, ценообразования и страховой деятельности, порядка осуществления предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями, создание единой антимонопольной системы, переход на предоставление услуг и процедур, связанных с ведением бизнеса в электронном виде, и др. Также важнейшей составляющей Программы является стимулирование деловой активности среди различных категорий граждан, развитие диалога с бизнес-сообществом.

В данной работе были проанализированы статистические данные, характеризующие ситуацию в негосударственном секторе экономики страны, а также был проведен расчет эффективности деятельности предприятий, находящихся в частной и государственной собственности. Результаты расчета показали, что частные предприятия могут наравне с государственными в полной мере удовлетворять потребности населения и осуществлять самостоятельную деятельность, поскольку являются достаточно эффективными с точки зрения прибыли.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Ивуть, Р. Б. Экономика автомобильного транспорта в 2 ч. Ч.1 / Р. Б. Ивуть. - Минск: БНТУ, - 2007. - 454 с.

Зиновский, В.И. Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь. / В.И. Зиновский. - Минск: 2014. - 380 с.

Логуа, Р.А. Проблемы формирования рыночной экономики России. / - Р.А. Логуа. - Минск: 1994. - 272 с.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2012 № 1242 «О Программе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013 - 2015 годы»

Похожие работы на - Негосударственный сектор экономики Республики Беларусь и перспективы его развития

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!