Занятия с ребенком с ринолалией
Оглавление
Введение
. Провести обследование ребенка с ринолалией (возраст ребенка, форма ринолалии на выбор) и заполнить речевую карту(предложенную Л.В. Лопатиной) с указанием направлений логопедической работы. Составить перспективный план работы (на год) на обследуемого ребенка
. Составить конспект занятия с ребенком с ринолалией
. Провести обследование ребенка с дизартрией и заполнить речевую карту с указанием направлений логопедической работы. Составить перспективный план работы (на год) на обследуемого ребенка
. Составить конспект занятия с ребенком с дизартрией
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В реализации концепции личностно-ориентированного подхода к воспитанию особое внимание необходимо уделять формированию эффективных механизмов рациональной, социально приемлемой адаптации личности ребенка к условиям среды.
Именно дошкольный возраст является периодом, когда предпосылки и начальный период формирования речевого дефекта у ребенка еще поддается коррекции. Поэтому возникает насущная необходимость как в изучении особенностей речевых дефектов у детей, их диагностике, так и в построении системы коррекционной работы с данных контингентом детей.
Развитие устной речи ребенка имеет важное значение. Это связано с исключительной ролью речи в психическом развитии и обучении. С помощью речи ребенок овладевает наиболее совершенными способами общения с окружающими, у него развивается обобщающая функция мышления.
Коммуникативная и обобщающая функция речи формируются в тесном единстве: с помощью речи ребенок не только получает новую информацию, но и усваивает ее.
Кроме того, с помощью речи у ребенка развивается регуляция высших психических функций. Включаясь в процесс восприятия, речь делает ее более обобщенной и дифференцированной.
Как отмечает Е.М.Мастюкова, связная речь наиболее интенсивно начинает развиваться в старшем дошкольном возрасте, она имеет большое значение для готовности ребенка к обучению.
Именно формирование связной речи способствует развитию у ребенка возможности адаптироваться в межличностных отношениях, овладеть интеллектуальными операциями мышлением и др.
Кроме того, в процессе развития речи у ребенка совершенствуется фонематическое восприятие, он начинает воспринимать на слух и точно дифференцировать сходные по звучанию звуки речи (фонемы). Развитие фонематического восприятия является основой для успешного овладения чтением и письмом.
Речевой дефект, возникающий в раннем возрасте является одним из факторов как психоэмоциональных нарушений у детей, так и фактором нарушения поведения. Центральная роль речи в формировании способности ребенка к осознанию своих желаний и действий подчеркивалась еще Л.С.Выготским. Важнейшая функция речи состоит в том, что она является средством преодоления актуальной, воспринимаемой ситуации и связывает действия ребенка во времени. Благодаря этому возможны действия в будущем, т. е. планирование своего поведения и саморегуляция. Речь выступает как фактор, мобилизирующий опыт ребенка. Поэтому различные речевые нарушения, особенно в раннем возрасте, могут провоцировать возникновение поведенческих нарушений, что, в свою очередь, может способствовать формированию неблагоприятных, дезадаптивных черт характера.
Педагог, психолог, работающие в детском дошкольном учреждении, должны иметь общее представление об особенностях формирования механизмов связной речи ребенка и владеть различными методиками развития речи дошкольников.
Объектом исследования является ребенок в системе речевого дефекта (речевое нарушение).
Предмет исследования: речевые нарушения в дошкольном возрасте.
Целью практической работы является выявление основных путей изучения и коррекции связной речи у детей.
Задачами исследования являются:
-анализ теоретических работ по проблеме речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста;
-выработка практических навыков диагностики нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста;
-осуществление самостоятельной коррекционной работы.
1 Провести обследование ребенка с ринолалией (возраст ребенка, форма ринолалии на выбор) и заполнить речевую карту(предложенную Л.В. Лопатиной) с указанием направлений логопедической работы. Составить перспективный план работы (на год) на обследуемого ребенка
РЕЧЕВАЯ КАРТА
. Анкетные данные
Фамилия, имя Оля Курилова .
Число, месяц, год рождения 12.05.2006
Откуда поступил ребенок детский сад для детей с нарушениями речи
Данные о родителях Мать Отец
ФИО Курилова Светлана Семеновна Курилов Иван Дмитриевич
Место работы ООО "Славус" ОАО "Иркен"
Должность менеджерфинансовый директор
Состав семьи единственный ребенок
. Анамнестические данные
Перинатальный период развития
От какой беременности первая беременность .
Как протекала беременность угроза выкидыша с 24 - й недели.
Натуральный период развития
Как протекали роды стремительные, преждевременные (на 32-й неделе)
Постнатальный период развития.
Раннее физическое развитие
Когда ребенок начал держать голову к 4 месяцам
(N к 2 мес.)
Переворачиваться к 6 месяцам
(N к 4 мес.)
Сидеть к 8 месяцам
(N к 6 мес.)
Стоять с помощью опоры к 10 месяцам
(N к 7-8 мес.)
Ходить в 1 год 6 месяцев
(N к 1 году)
Раннее эмоциональное развитие
Комплекс оживления в 2 месяца
(N к 2 мес.)
Узнавание близких в 7 месяцев
(N к 5 мес.)
Реакция на посторонних в 13 месяцев
(N к 9 мес.)
Раннее речевое развитие
Гуление в 5 месяцев
(N в 3 мес.)
Лепет в 9 месяцев
(N в 5 мес.)
Первые слова в 2,5 года
(N к 1 году)
Первая фраза простая фраза в 3 года, фразовая речь появилась в 4 года 7 месяцев
(N - к 2 годам - простая фраза, к 3 годам - фразовая речь).
Темп речевого развития замедленный
Стимуляция речевого развития ребенка речь стимулируется на занятиях с логопедом
Условия воспитания ребенка
Социальная среда ребенок воспитывается в семье
Особенности речевой среды общение происходит с детьми с нарушениями речи, дома - с родителями без речевых патологий.
Культурно-бытовые условия благополучные.
Адаптация ребенка в коллективе у ребенка преобладает желание контактировать со сверстниками, нормальные реакции.
Какие меры принимались для устранения патологии развития ребенок занимается с логопедом, обучается в специальном учебном заведении (детский сад)
Продолжительность и результативность лечения и обучения Занятия с логопедом проводятся с двухлетнего возраста.
Психологический климат в семье, особенности взаимоотношений благоприятный климат, конфликты с детьми и педагогами практически отсутствуют.
Отношение к ребенку в семье внимательное
Отношение членов к речевому дефекту ребенка внимательное.
Перенесенные заболевания ОРЗ, коклюш.
. Объективные данные
Заключение специалистов
Состояние интеллекта интеллект в норме
Состояние слуха слух в норме
Состояние зрения зрение в норме
Общее развитие ребенка, особенности деятельности
Контакт ребенок проявляет речевой негативизм, с трудом вступает в контакт, речь непонятна окружающим.
Отзывается на имя отзывается
Называет свое имя и фамилию речь ребенка непонятна для окружающих
Понимание родственных связей понимает
(мама, папа, бабушка)
Круг представлений об окружающем развит
Моторная сфера
Особенности общей моторики
Пройтись по комнате в норме
Пройтись по ровной линии в норме
Пробежаться в норме
Постоять, попрыгать на левой ноге удалось на правой ноге удалось
Попрыгать на двух ногах удалось
на месте правильно выполнил задание
с продвижением вперед не поняла задания
Маршировать под счет ребенок не попадает в ритм
Подбросить и поймать мяч обеими руками не ловит мяч
Бросить мяч: левой рукой получилось правой рукой получилось
Направленно бросить мяч не удалось
Перекатить мяч из руки в руку удалось
Переключение с одного движения на другое с трудом переключается, повторяет однотипные движения
Выполнение серии двигательных упражнений плохо удерживает в памяти движения.
По показу По инструкции
Руки вперед выполняет не выполняет
Присесть, руки в сторону выполняет неверно не выполняет
Руки вперед, в строну, вверх не выполняет не выполняет
Особенности мелкой моторики
Собрать спички не выполняет
Собрать мозаику выполняет неверно, раскидывает по столу
Нанизывать колечки, бусы выполняет
Пальчиковые упражнения
"зайчик" не выполняет "коза" выполняет неверно
Попеременно левая рука- правая рука не выполняет
Синхронно не выполняет
Умение держать карандаш удерживает кисточку удерживает
Умение проводить линии
вертикальные линии нечеткие горизонтальные линии нечеткие
Сделать "замочек" создает
Ведущая рука правая
. Навыки самообслуживания
Умение самостоятельно
Застегивать пальто умеет
Расстегивать умеет
Завязывать шнурки. шарф умеет
Развязывать умеет
Надеть Снять
Колготки умеет с трудом
Носки с трудом умеет
Шапку умеет умеет
ботинки с тудом умеет
Выполнение гигиенических правил
Мытье рук умеет
Пользование полотенцем пользуется
Чистить зубы умеет
причесываться умеет
Умение самостоятельно есть ест самостоятельно, но неаккуратно
. Особенности развития личности в эмоционально-волевой сфере
Настроение ребенка легко меняется
Преобладание настроения хорошее
Волевые особенности пассивность, инертность деятельности, вялость. слабость волевого напряжения,
Работоспособность низкая
Характер деятельности отсутствие мотивации к деятельности
Реакция на замечания пытается исправиться
Реакция на одобрение адекватная
Страхи: баба-яга, темнота, собаки
. Характерологические особенности ребенка
Спокойный -беспокойный спокойный
Контактность не стремится к установлению контакта
Конфликтность низкий уровень конфликтности
Добрый/ жесткий, резкий, грубый добрая
Аккуратный, бережливый/ неряшливый бережливая
. Состояние психофизиологических процессов
Обследование процессов внимания Внимание недостаточно устойчивое. поверхностное, быстро истощается, требует переключение на другой вид деятельности
Обследование процесса восприятия
Зрительное восприятие
Узнавание предметов в условиях наложения нарушено
Узнавание предметов в неполном изображении нарушено
Условия реального изображения в норме
Условия силуэтного изображения в норме
Условия контурного изображения в норме
Условия пунктирного изображения в норме
Условия точечного изображения нарушено
Исследование сукцессивного гнизиса нарушен
Соотнесение изображения с целым нарушено
Восприятие цвета
Представление о цвете имеется
Сличает цвета сличает
Знает и называет основные цвета знает
Восприятие величины
Представления о величине на базовом уровне
Соотносит предметы по величине соотносит
Дифференцирует предметы по величине дифференцирует
Называет величину не называет
Восприятие формы
Представление о форме имеется
Соотносит предметы по форме соотносит
Различает геометрические формы различает
Называет геометрические формы не называет
Восприятие пространственных представлений
Знание частей тела знает лица знает
Ориентировка в сторонах собственного тела с трудом ориентируется
Зеркальное изображение нет
Дифефренцирование пространственных понятий
Выше-ниже знает
дальше-ближе дифференцирует