Организация как субъект экономики и объект управления

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    65,89 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация как субъект экономики и объект управления

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТА ЭКОНОМИКИ

.1 СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ, И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

.2      ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗАЦИИ. ВНУТРЕННИЕ ПЕРЕМЕННЫЕ И ВНЕШНЯЯ СРЕДА

.3      КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

ГЛАВА II. ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

.1 МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

.1 ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

ГЛАВА III. РАССМОТРЕНИЕ ЗАО «ЭЛЬВЕСТ» КАК СУБЪЕКТА ЭКОНОМИКИ И ОБЪЕКТА УПРАВЛЕНИЯ

.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «ЭЛЬВЕСТ»

.2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАО «ЭЛЬВЕСТ» И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

ВВЕДЕНИЕ


Организация - ключевое понятие менеджмента. Организации (предприятия) являются основным составляющим элементом экономики, производящими материальные блага. Между тем, термин «организация» является многозначным и включает в себя не только коммерческие организации, но и социальные организации, роль и значение которых в обществе также нельзя недооценивать.

Актуальность данной темы обусловлена возрастанием роли организации в условиях рыночной экономики. Для ее успешной деятельности необходимо применение различных подходов, моделей управления, которые повышают конкурентоспособность и эффективность хозяйствующего субъекта.

Объектом исследования является категория «организация» как особый вид функционирующих систем в обществе и экономике.

Предметом исследования выступают теоретические и практические аспекты деятельности организаций в современных условиях, а также процессы управления.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение организации как субъекта рыночной экономики и объекта управления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

.        Изучить сущность организации, и ее особенности.

.        Построить классификацию объекта исследования.

.        Рассмотреть признаки организации, а также ее внутренние переменные и внешнюю среду.

.        Описать модели управления организацией.

.        Рассмотреть подходы к управлению организацией.

Поставленные в данной работе цель и задачи определили структуру курсовой работы, состоящую из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

В первой главе работы рассматривается сущность, виды, внешняя и внутренняя среда организации. Во второй - основополагающие научные подходы к управлению и модели управления. В третьей части работы анализируются деятельность ЗАО «Эльвест» и процесс управления данной организацией.

Основу методологического подхода в данном исследовании составили метод системно-структурного и комплексного анализа, приемы и способы толкования различных понятий и явлений, логические способы изучения и лексические приемы.

Информационную базу работы составили законодательные акты, материалы из журналов, книг и интернет ресурсы.

 

Глава I. Теоретические основы изучения организации как субъекта экономики


1.1 Сущность организации, и ее особенности

Общество состоит из огромного количества различных организаций. Большинство людей всю свою сознательную жизнь связаны с теми или иными организациями, членами которых они являются или с которыми вступают в контакт.

На сегодняшний день термин «организация» понимают в узком смысле и широком.

В узком понимании организация представляет собой определенную группу людей (индивидов), которая образовалась ради достижения определенной цели за счет реализации совместных координированных действий. Эти цели могут быть совершенно различными: социальными, экономическими, хозяйственными, политическими и т.д.

Образованная отдельными индивидами организация как социально-экономическая система может быть зарегистрирована в установленном законодательством порядке в качестве юридического лица, после чего она в правовом плане обладает определенными правами и обязанностями.

Организация в широком смысле понимается как структура, регулирующая и упорядочивающая действия определенных лиц и социальных общностей.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно дать следующее определение организации. Под организацией понимается организационно-правовая форма, созданная и объединенная группой лиц, взаимодействующих друг с другом на основе принятой системы и структуры, методов и функций управления, во имя достижения корпоративных целей и решения социальных потребностей общества, путем поиска и реализации организацией новых экономических возможностей.

Для того чтобы считаться организацией, некая группа должна отвечать следующим требованиям:

·        наличие, по крайней мере, двух человек, которые считают себя частью этой группы;

·        наличие, по крайней мере, одной цели, которую принимают как общую все члены группы;

·        наличие членов группы, которые работаю вместе для достижения цели (целей).

Каждую организацию можно представить как открытую систему. На входе она получает ресурсы из внешнего мира, на выходе - отдает созданный продукт. Поэтому любая организация осуществляет 3 процесса:

получение ресурсов из внешнего окружения;

изготовление продукции;

передача ее во внешнюю среду.

Данные процессы являются жизненно важными для организации. Причем для успешной деятельности организации необходимо устанавливать определенный баланс между ними. Ключевая роль в этом принадлежит управлению.

Управление организацией в основном определяется ее предназначением, которое она призвана реализовывать. Во внутриорганизационной жизни управление играет роль координирующего начала, формирующего и приводящего в движение ресурсы организации, и прежде всего его структуру. Управление осуществляет руководство функциональными процессами, протекающими в организации.

1.2 Признаки организации. Внутренние переменные и внешняя среда

Организация представляет собой обособленное объединение людей для взаимодействия в достижении определенных целей и задач. Это открытая система, состоящая из множества взаимосвязанных частей, объединенных в единое целое. Центральное и основное место в организации занимает человек, владеющий, использующий и распоряжающийся техникой, технологией и финансами, принадлежащими данной организации.

Каждую организацию характеризуют наиболее общие признаки. Основными признаками организации являются: наличие цели, правовой статус, обособленность, саморегулирование, организационная культура и др.

Наличие цели - главный признак организации, к ее достижению стремятся ее члены. Общая цель организации образует фундамент для разработки стратегии развития и установления ключевых целей по таким важнейшим функциональным подсистемам организации, как маркетинг, производство, научно-исследовательские разработки (НИР), персонал, финансы, менеджмент. Каждая из этих подсистем реализует свои цели, логически вытекающие из миссии как общей цели организации.

Правовой статус характеризует обособленность юридического лица, функционирующего на основе определенной организационно-правовой формы.

Обособленность выражается в замкнутости внутренних процессов, которое обеспечивает наличие границ, отделяющих организацию от внешнего окружения. Эти границы могут быть материальными в виде стен или «идеальными», основывающимися на различного рода предписаниях и запретах, в отношении тех или иных действий.

Саморегулирование является третьим признаком организации. Можно считать осуществление ее деятельности на основе принципа, который предполагает возможность в определенных рамках самостоятельно решать те или иные вопросы организационной жизни и по-своему с учетом конкретных обстоятельств реализовывать внешние команды. Такое саморегулирование осуществляется с помощью внутриорганизационной структуры, координирующей деятельность членов организации и обеспечивающей их единство.

Организационная культура - еще один важный признак организации, представляющий собой совокупность установившихся традиций, символов, ценностей, верований, которые во многом определяют характер взаимоотношений и направленность поведения людей. Организационная культура является одним из важнейших элементов, создающих внутреннюю среду организации.

Соотношение централизации и децентрализации - уровни, на которых принимаются решения. Соотношение централизации и децентрализации определяет тип и характер организационной структуры управления и является важным признаком организации.

Функционирование и развитие каждой организации осуществляется в среде (внутренней и внешней). Любое действие организации возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Состояние и деятельность организации в любой момент времени - есть результат действия ее внутренних факторов и воздействий внешней среды.

Внутренняя среда, существующая в организации - совокупность норм и обязанностей коллектива, в целом является результатом управленческих решений (Рис.1).

Основным элементом внутренней среды в организации является наличие цели, поскольку ни одна из организаций (как формальная коммерческая структура, так и неформальное общественное объединение) не сможет сформироваться и тем более существовать, если не будет определена её цель - то, ради чего организация формируется, и будет действовать в дальнейшем.

В качестве внутренней среды предприятия приходится рассматривать все внутрифирменные составляющие, формирующие ее в единую систему и поддающиеся некоторому определенному управляющему воздействию со стороны сотрудников фирмы (руководителей и исполнителей).

Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Очень часто основной характеристикой организации, определяющей ее специфику, является используемая технология, т.е. способ преобразования сырья в искомые продукты и услуги. Этот элемент организации нередко воспринимается сотрудниками как некий механизм работы организации по превращению исходных предметов труда в итоговые результаты, перекликающиеся с целями деятельности организации.

Рис.1.1 Основные переменные внутренней среды организации.

Технология как фактор внутренней среды имеет гораздо большее значение, чем многие думают. Большинство людей рассматривают технологию как нечто, связанное с изобретениями и машинами, например, с полупроводниками и компьютерами.

Следующим элементом внутренней среды организации является структура организации, без которой не может существовать ни одна организация. Структуру можно определить как форму организации системы, она отражает наиболее существенные, устойчивые связи между элементами системы и их группами, которые обеспечивают основные свойства системы.

Структура управления организацией дает представление о ее подразделениях, службах и отдельных должностных лицах, их специализации, соподчиненности и взаимосвязи (по вертикали и горизонтали).

Среда прямого воздействия включает: государственные организации, регулирующие хозяйственную деятельность (налоговая инспекция, разрешительная система, таможенная служба, правоохранительные органы,

государственное страхование и др.); потребителей, чьи интересы защищает общество охраны прав потребителя, соответствующий спрос на рынке; конкурентов с их стремлением завоевать потребителя при помощи лучшего качества, сервиса или более приемлемой цены; поставщиков сырья, материалов, энергии, полуфабрикатов, комплектующих изделий и др.

Рис.1.2 Среда прямого воздействия

Среда косвенного воздействия включает факторы, которые влияют на предприятие не прямо и немедленно, а опосредованно, через сложную систему экономической конъюктуры, достижения технического прогресса, социально-политические и культурные изменения, микрохозяйственные связи, отношения и др. Данные факторы проявляются не все сразу и не с одинаковой силой (Рис.1.3).

Рис.1.3 Внешняя среда косвенного воздействия.

Внешняя среда имеет свойства сложности и неопределенности. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая себе тем самым возможности существования. Задача менеджеров состоит в налаживании такого взаимодействия организации с внешней средой, которое бы обеспечивало возможность достижения организацией поставленных целей и давало ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

1.3    Классификация организаций

Современные организации характеризуются значительным разнообразием и подразделяются по определенным критериям.

По формам собственности они могут быть частными, государственными, муниципальными.

По отношению к прибыли организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Первые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, вторые не стремятся извлекать или распределять полученную прибыль между участниками, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (Рис.2).

Рис. 2.1. Классификация организаций по организационно-правовой форме

Коммерческие организации в свою очередь могут существовать в виде хозяйственных товариществ и обществ, государственных и муниципальных предприятий, производственных кооперативов.

Хозяйственным товариществом и обществом признаются коммерческие организации с уставным капиталом, разделенным на доли (вклады), основной целью деятельности которых является извлечение прибыли. Имущество, созданное за счет вкладов участников, а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом и обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

Хозяйственные товарищества и общества могут создаваться в форме полного товарищества, коммандитного товарищества.

Полным признается хозяйственное товарищество, участники которого при недостаточности имущества полного товарищества несут солидарную ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью

Акционерным обществом (далее - общество) является юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность с целью получения прибыли и привлекающее средства путем выпуска и размещения акций. Общество обязано выпускать акции, стоимость которых выражается в национальной валюте Кыргызской Республики независимо от формы внесения вклада. Акционерное общество может быть открытым и закрытым.

открытое общество - акционерное общество, акционеры которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого общества;

закрытое АО <#"876300.files/image005.gif">

Рис.3.1. Организационная структура ЗАО «Эльвест» (2013 год)

Совет директоров - орган управления, осуществляющий общее руководство обществом в период между общим собранием акционеров.

Ревизор Общества осуществляет контроль. Он может быть избран из числа акционеров или работников.

Генеральный директор - единоличный исполнительный орган, осуществляющий руководство текущей деятельностью общества. Генеральный директор - Ильмер Игорь Максович.

Функциональное разделение труда ЗАО «Эльвест» соответствует должностным обязанностям указанных исполнителей.

Общество реализует свою продукцию в Чуйской области (в городах Кант, Токмок, Кара-Балта и др.) и в городе Бишкек.

ЗАО «Эльвест» также поставляет молочную продукцию в некоторые детские сады нашего города. Участвует в различных тендерах на предоставление молочной продукции в общественные учреждения Чуйской области и города Бишкек.

Деятельность предприятия во многом зависит от влияния внешних факторов и подвержена экономическим, политическим и социальным рискам, присущим ведению бизнеса в Кыргызстане. Эти риски включают вопросы, вытекающие из политики Правительства, экономических условий, налогообложения и изменения курса валют.

3.2 Анализ деятельности ЗАО «Эльвест» и рекомендации по его совершенствованию


Основной доход предприятие получает от реализации молочной продукции. Появление на потребительском рынке новых производителей молочной продукции и сезонная нестабильность поступления основного сырья (избыток молока в летний период и нехватка в осенне-зимний период), оказывает риски на деятельность предприятия.

На основании анализа производственной деятельности по ЗАО «Эльвест» за 2012 год можно сделать следующие выводы:

Общая реализация молочной продукции в 2012 году составила 40652,7 тыс. сом (табл.3.2.) и по сравнению с предыдущим годом уменьшилась на 17,6% (в 2011 году было 49317,4 тыс. сом)

По результатам 2012 года предприятием было принято на переработку 1330,2 тыс. кг основного сырья (молока), а в 2011 году - 1603,6 тыс. кг, что на 16,5 % меньше. Снижение объема переработки молока объясняется резкими темпами увеличения закупаемого основного сырья и низкой покупательской способностью. Так средняя стоимость 1 кг молока в 2011 году составляла 17 сом 31 тыйын, а в 2012 19 сом 86 тыйын, что на 14.7% больше.

В 2012 году основная реализационная сеть - ТД «Народный». Расходы предприятия «Эльвест» на маркетинговые услуги составили 1817,5 тыс. сом.

Ожидаемое повышение цен на основные материальные ресурсы в 2012 году привело к повышению себестоимости продукции, а следовательно цены реализации. Однако низкая покупательская способность и увеличение числа конкурентов резко реагирует на изменение цены реализации. Предприятию сложно прогнозировать дальнейшую производственно-сбытовую деятельность в связи с нестабильной ценовой ситуацией на внутреннем рынке в Кыргызской Республике.

Таблица 3.2.

Доходы и расходы предприятия за 2012 год

Наименование показателя

Сумма, тыс.сом

Реализация молочной продукции

40652,7

Расходы, признанные в отчетном периоде по основному виду производства

36576,9

в т.ч. основные статьи расходов


зарплата основного производства

3377,0

амортизация основных средств

4000,9

затраты по воде

170,8

затраты по электроэнергии

1295,5

Прочие производственные расходы

80,2

Доход от основного вида деятельности

4075,8

Прочий доход от аренды и прочие услуги

350,4

Прочий доход от коммерческой деятельности

126,7

Общий доход составляет

4552,9

Расходы от операционной деятельности


Административные

1857,5

Расходы по реализации

2392,2

Прочие не операционные доходы и расходы

139,2

Итого расходов

4388,9

Прибыль/ убыток от не операционной деятельности

+164,0

Курсовая разница

+144,5

ИТОГО ПРИБЫЛЬ

+308,5


С развитием рыночных отношений и теории управления, предприятия стали больше внимания уделять применению различных подходов и моделей управления. Так на ЗАО «Эльвест» применяется модель управления на основе инструкций и контроля. Данная модель характеризуется тем, что органы управления не делегируют работникам трудовые задачи, распределяются только виды работ, Наблюдается авторитарность управления.

При управлении предприятием руководство ЗАО «Эльвест» применяет комплексный подход. Применение данного подхода можно наблюдать в определении высшим управленческим персоналом основных механизмов обеспечения устойчивого развития компании (табл. 3.4.):

управление совершенствование развитие модель

Таблица 3.3

Основные механизмы обеспечения устойчивого развития ЗАО «Эльвест»

Рефрейминг - разработка стратегии - определение системы целей и задач - выработка тактики - разработка программы реализации стратегии и тактики

Обновление - Замена оборудования, компьютеризация производства, обновление знаний, повышение профессионального ценза. - Повышение качества жизни персонала. - Улучшение условий труда. - Охрана окружающей среды.

Реструктуризация - Преобразование организации труда, управления, финансовой системы, социальной сферы - Внедрение новых методов и форм управления


Адаптация Приведение всех функций управления и видов выпускаемой продукции в соответствии с требованиями рыночной экономики

Интеграция Заключение договоров с иностранными партнерами поставщиками, привлечение инветиций.

Реструктуризация - процесс преобразования всех видов деятельности и направлен в первую очередь на достижение конкурентных преимуществ в соответствии с рыночной ситуацией.

Адаптация - развитие предприятия в соответствии с внешней реорганизацией среды.

Рассмотрение деятельности ЗАО «Эльвест» показало, что предприятие развивается стабильно. Для повышения прибыли и повышения конкурентоспособности компании можно порекомендовать следующее:

1.      Расширить ассортимент выпускаемой продукции и внедриться на новые сегменты рынка - производство детского питания, выпуск натуральных соков.

.        Расширить рынки сбыта, т.е. поставлять свою продукцию в Казахстан и южные регионы нашей страны.

.        Уделять большее внимание маркетинговой деятельности компании и обеспечить эффективную рекламу. Для этого необходимо создать на ЗАО «Эльвест» отдел маркетинга. В наши дни, когда внешняя среда и предпочтения потребителей быстро меняются, данный отдел просто необходимо для выживания в условиях рынка

.        В сфере управленческой деятельности необходима децентрализация управления. Это позволит генеральному директору заниматься усовершенствованием управления и разработкой дальнейшей стратегии развития предприятия, и снимет с него ряд функциональных обязанностей.

5.      Расширить сеть розничной торговли, предоставить нашим потребителям наиболее благоприятные условия для приобретения молочной продукции

Предложенные мероприятия по повышению эффективности деятельности предприятия позволит ЗАО «Эльвест» увеличить доходность и улучшить свои позиции на рынке молочной продукции Кыргызстана.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Она представляет собой планируемую систему совокупных усилий, в которой каждый участник имеет свою, четко определенную роль, свои задачи или обязанности, которые необходимо выполнять.

Организациями являются частные и государственные фирмы, государственные учреждения, общественные объединения, учреждения культуры, образования и т. п. Любая организация состоит из трех основных элементов. Это люди, входящие в данную организацию, цели и задачи, для решения которых она создается, и управление, которое формирует и мобилизует потенциал организации для решения стоящих задач.

Любая организация представляет собой открытую систему, встроенную во внешнюю среду, с которой организация находится в состоянии постоянного обмена. На входе она получает ресурсы из внешней среды, на выходе она отдает во внешнюю среду созданный продукт. Поэтому жизнедеятельность организации состоит из трех основных процессов:

1.      получение ресурсов из внешней среды;

2.      преобразование ресурсов в готовый продукт;

.        передача произведенного продукта во внешнюю среду.

При этом ключевую роль выполняет процесс управления, который поддерживает соответствие между этими процессами, а также мобилизует ресурсы организации на осуществление этих процессов. В современной организации основными являются процессы, осуществляемые на входах и выходах, которые обеспечивают соответствие между организацией и ее средой. Осуществление внутренних процессов, производственной функции подчинено обеспечению долгосрочной готовности организации адаптироваться к изменениям внешнего окружения.

Список использованной литературы


1.      Закон КР « О защите прав предпринимателей» от 1 февраля 2001 года N 15

.        Закон КР «Об акционерных обществах» от 28 января 2003 года

.        Закон КР «О хозяйственных товариществах и обществах» от 24 декабря 2003 года

.        Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: Проспект,2011. - 320с.

.        Герчикова И.Н. Менеджмент - М.: Юнити-Дана,2007. - 511с.

.        Глухов В.В. Менеджмент. - СПб.: Питер,2009. - 608с

.        Горшкова Л.А. Основы управления организацией. - М.:Кнорус, 2006. - 240с.

.        Грузинов В.П. Экономика предприятия. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ. 1998.

.        Джееналиева А.Т. Роль общественных форм хозяйствования в развитии капиталистических отношений на современном этапе// Вестник КРСУ 2012. Том 12. №11

.        Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. Менеджмент. - М.: Инфра-М,2010. - 440с.

.        Жуков Н., Еремеев В. Собственность, интеграция, управление//Экономист. 2011.№4

.        Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента. - М.:Центр, 1998. - 432с.

.        Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. - М.:Осторожье,1999. - 336 с.

.        Киржнер Л.А. Основы менеджмента /www.ekzamen.org

.        Михалева Е.П. Менеджмент. - М.: Высшее образование, 2008. - 176 с.

.        Общий менеджмент/ под ред. А.К. Казанцева/ М.: Инфра-М,1999. - 252с.

.        Основы менеджмента: Учеб. для вузов/ под ред. Д.Д.Вачугова. - М.: Высшая школа, 2001. - 367с.

.        Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента. - М.: Дашков и Ко,2006. - 300с.

.        Сергеев И.В., Веретенникова И.И., Коготов В.В. Классификация системообразующих предприятий // Финансы и кредит. 2012. №9(489).

.        Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия. - М.: Инфра - М,2006.

.        Экономика предприятия/ под ред. Сафронова Н.А./ М.: Юристъ, 2000.

.        Экономика организаций (предприятий)/ под ред. Сергеева И.В./ М.: Проспект - 2010.

.        Ямпольская Д., Зонис М./ www.inventech.ru/lib/managment/

.        Янчевский В.Г. Основы менеджмента/ www.diplomart.ru/library/10016-0184

25.    www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/organizacia

Похожие работы на - Организация как субъект экономики и объект управления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!