Методика экспертизы инновационного проекта

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    229,21 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методика экспертизы инновационного проекта

Содержание

 

Введение

1. Анализ современного состояния теории и практики экспертизы инновационных проектов

1.1 Предмет и содержание экспертизы инновационного проекта

1.2 Классификация видов и характеристика методов экспертизы инновационных проектов

1.2 Последовательность проведения экспертизы инновационных проектов

2. Методика проведения экспертизы инновационного проекта

2.1 Особенности проектов hi-tech сферы в строительстве

2.2 Методика экспертизы инновационного проекта технологии системы "Умный дом" ООО "СК "СПБСТРОЙ"

3. Экспертиза инновационного проекта технологии системы "умный дом"

3.1 Описание компании, команды проекта, разработанной технологии и предоставляемого для экспертизы перечня документов

3.2 Заполнение анкеты оценки проекта и результаты интервью с командой проекта. Экспертное заключение и разработка рекомендаций по результатам экспертизы

Заключение

Список литературы (не редактировано)

Приложения

Введение

Дома, созданные в современной строительной индустрии разнятся: оснащаются не только бытовой, но также и интеллектуальной техникой. Разработка таких систем в настоящее время является перспективным направлением высокотехнологичных инноваций в строительной сфере во всем мире в связи с ограниченностью мировых ресурсов, а также стремлением к экономии потребления энергоресурсов всеми ведущими странами мира. Так как развитие высокотехнологичных инноваций в любой сфере связано с высокими рисками техническими и экономическими, для него требуется методика экспертизы, которая позволит оценить инновационные проекты максимально объективно.

Оборудование домов технологиями системы "умный дом" является одним из перспективных направлений развития высокотехнологичных инноваций. На Западе и в России все чаще новые дома оснащаются данной системой. За последние годы в России, как и на Западе, наблюдается рост объема рынка технологий системы "умного дома", а также оптимистичный прогноз его увеличения: темп роста в 2013 году составил 15%, объем рынка в России - 65 миллионов долларов, по прогнозам, темп роста до 2017 года будет в среднем 30% в год, а объем рынка составит 176 миллионов долларов.

Актуальность избранной темы обоснована активным ростом объема рынка данной системы, а также перспективностью разработок в этом направлении высокотехнологичных инноваций.

Объектом выпускной квалификационной работы являются теория и практика экспертизы инновационного проекта. Предметом является методика проведения экспертизы для конкретного инновационного проекта.

Целью выпускной квалификационной работы является совершенствование процедур выбора и обоснования проектов для ООО "СК "СПБСТРОЙ".

Для достижения цели ВКР, необходимо выполнить следующие задачи:

·        Определить предмет и содержание экспертизы;

·        Сформировать методику проведения рациональной экспертизы инновационных проектов;

·        С использованием построенной методики провести экспертизу инновационного проекта "Умный дом" в СК "СПБСТРОЙ" и разработать рекомендации по его реализации.

экспертиза инновационный проект оценка

1. Анализ современного состояния теории и практики экспертизы инновационных проектов


1.1 Предмет и содержание экспертизы инновационного проекта


Предметом экспертизы инновационного проекта являются процедуры, обеспечивающие оценку реализуемости инновационного проекта и его привлекательности. Процедуры, в соответствии с предметом, актуальны в любых условиях, а тем более в нынешней перманентно-меняющейся экономической обстановке. Сама экспертиза инновационного проекта включает в себя следующие этапы:

·        качества нормативно-методических, проектно-конструкторских и других документов, входящих в состав проекта и систему инновационного менеджмента;

·        профессионализма руководителя проекта и его команды;

·        научно-технического и производственного потенциала, конкурентоспособности проекта и организации;

·        достоверности выполненных расчетов, степени риска и эффективности проекта;

·        качества механизма разработки и реализации проекта, возможности достижения поставленных целей [1].

В различных источниках термин "экспертиза инновационных проектов" интерпретируется не как комплексный анализ инновационного проекта на отдельно взятом предприятии, а как "сертификация" большого проекта, который направлен на решение важных экологических, информационных, гуманитарных проблем, имеющих международное или национальное значение [2].

Стоит отметить, что проекты весьма различны и в каждом конкретном случае набор процедур и последовательность, которые позволяют оценить этапы, описанные выше, должны быть свои. Следовательно, приступая к выбору объекта инвестирования или собираясь реализовать строительный инновационный проект, компания должна провести предшествующие процедуры экспертизы и должна обладать собственной методикой.

Таким образом, задачей исследования и будет определение содержания экспертизы инновационного проекта, то есть определение проведения:

·        технического анализа (это рассмотрение технико-технологических альтернатив и оценки их реализуемости, сроков осуществления проекта в целом и его фаз определение доступности и достаточности источников сырья, рабочей силы и других требуемых ресурсов; составление календарных планов и сетевых моделей);

·        коммерческого анализа (определение возможных рынков сбыта и сегментов потребителей, каналов продвижения продуктов на рынок и мероприятий по стимулированию сбыта; оценка конкурентов и выбор конкурентоспособной стратегии);

·        экологического анализа (это определение потенциального ущерба окружающей среде, наносимого проектом в течение всего жизненного цикла и мер, необходимых для сокращения и предотвращения этого ущерба);

·        организационного анализа (это определение функций участников проекта; оценка их сильных и слабых качеств с точки зрения материально-технической базы, квалификации, возможностей и финансового положения; разработка мер по устранению слабых сторон участников и совершенствование организационных факторов);

·        социального анализа (это определение пригодности проекта для его пользователей и приемлемости для региона; оценка социально-культурных и демографических характеристик населения, затрагиваемого проектом, его влияние на изменения количества и структуры рабочих мест; условий труда и бытовых условий);

·        Финансового анализа (это определение соотношения финансовых затрат и результатов, обеспечивающих необходимую норму доходности; прогнозирование инфляции по видам затрат, результатов и оценке пределов ее изменения применительно к организациям - участникам проекта);

·        Экономического анализа (это отражение эффективности проекта с точки зрения интересов всего общества в целом, поступлений средств в различные бюджеты в виде налогов и отчислений во внебюджетные фонды).

Весь этот набор процедур составляется и анализируется автором ВКР не первым, в теории и практике существуют различные подходы для проведения соответствующих процедур и в целях выбора наиболее подходящего в отношении экспертизы инновационных проектов в строительстве вида экспертизы, целесообразно осуществить классификацию видов экспертиз.

 

.2 Классификация видов и характеристика методов экспертизы инновационных проектов


Экспертиза инновационных проектов не имеет стандартов для ее проведения, а только общую схему этапов ее проведения. В связи с этим, экспертиза проектов является гибкой для внесения в нее изменений. Также, многие аспекты экспертизы при их изменении могут влиять на остальные этапы проведения экспертизы: будь то применение результатов экспертизы или передача конечных документов определенному лицу. Систематизация опыта проведения экспертиз позволяет составить классификацию видов экспертиз по определяющим признакам. Результаты представлены в табл. 1:

Таблица 1 Классификация видов экспертиз

Признак

Виды экспертизы

По целям проведения

Экспертизы для инвесторов; Конкурсная экспертиза; Экспертиза в рамках контроля деятельности предприятия

По охвату сторон объекта

Комплексная; Специализированная

По правовому статусу

Государственная; Независимая

По численности команды экспертов

Индивидуальная; Коллективная

По способу организации

Внутренняя; Внешняя

По составу экспертной команды

Однородная; Разнородная

По объему исследований

Основная; Дополнительная


.        По целям проведения:

·        экспертиза для инвесторов. Обычно, экспертиза проводится для того, чтобы помочь в убеждении потенциального инвестора в том, что стоит вкладываться в проект;

·        конкурсная экспертиза. Как правило, когда государство или частная компания объявляет конкурс проектов, проводится экспертиза поступающих заявок. При обработке заявок, проводится сначала предварительная экспертиза, а потом детальная. Такие экспертизы нормированы государством или частным лицом, так как они определяют, по каким индикаторам оценивать проект;

·        экспертиза в рамках контроля деятельности предприятия. Такие экспертизы высшее руководство организовывает для проектов внутри своей компании. Проводится экспертиза с целью выявления слабых сторон проекта, разработки рекомендаций и плана мероприятий по устранению недостатков, либо проект объявляется неудовлетворительным и его закрывают.

2.      По охвату сторон объекта:

·        комплексная. Комплексная экспертиза инновационного проекта предполагает детальный анализ всех сторон проекта;

·        специализированная. Такая экспертиза направлена на оценку только одной стороны проекта. Специализированная экспертиза может оценивать экономическую, юридическую, экологическую, научно-техническую, командную, рыночную, целевую и другие стороны проекта.

3.      По правовому статусу:

·        государственная. Экспертиза проводится государством либо ведомством;

·        независимая. Экспертиза проводится частным лицом или компанией;

4.      По численности команды экспертов:

·        индивидуальная. Экспертизу проводит один компетентный специалист либо внутри самой организации, либо наемный;

·        комиссионная.

5.      По способу организации:

·        внутренняя. Решение о проведении экспертизы принимается высшим руководством внутри компании;

·        внешняя. Экспертиза проводится вне зависимости от желания высшего руководства компании, то есть либо на конкурсной основе, либо на основе прямых предписаний договора с потенциальным инвестором.

6.      По составу экспертной команды:

·        однородная. В состав команды экспертов входят специалисты одного направления;

·        разнородная. В состав команды экспертов входят специалисты разных направлений.

7.      По объему исследований:

·        основная. Первая экспертиза, которая проводится для инновационного проекта;

·        дополнительная. Дополнительная экспертиза проводится в том случае, если существуют несоответствия, которые не были устранены в основной экспертизе, либо сильно изменились некоторые условия и показатели с момента основной экспертизы (напр. экспертиза проводилась до экономического кризиса, необходима дополнительная экспертиза с учетом кризисного положения экономики и учетом всех появившихся новых рисков).

Представленная выше классификация является условной, так как не существует общепринятой классификации экспертиз инновационных проектов, следовательно, она может дополняться новыми видами экспертиз по другим классификационным признакам.

По своему составу, экспертиза является модульной, то есть тот, кто хочет провести экспертизу, может составить ее с нуля по составленной методике оценивать проекты. Кроме того, что можно разработать индикаторы оценки проекта, также возможна и разработка экспертного метода оценки в рамках экспертизы. Различаться методы экспертной оценки могут по следующим признакам, представленным в табл. 2:

Таблица 2 Классификация методов экспертной оценки

Признак

Классы методов

По методу формулирования экспертного суждения

Обобщающие набор индивидуальных суждений; Использующие сформулированное лидером команды суждение

По характеру контактов между экспертами

Не допускающие личных контактов экспертов; Предполагающие коллективное обсуждение

По характеру контактов между экспертами и организаторами опроса

Индивидуальный опрос; Групповой опрос

По технике опроса

Интервью; Интервью-анкета; Анкетирование; Групповое обсуждение

По методу формулирования экспертного суждения:

·        обобщающие набор индивидуальных суждений. Основывается на том, что каждый член команды экспертов высказывается по определенному индикатору свое мнение. После того, как мнения высказаны, формируется общее суждение;

·        использующие сформулированное лидером команды суждение. Члены команды выступают как советники для лидера экспертной команды, но последнее слово, то есть формирование окончательного суждения, остается за ним.

По характеру контактов между экспертами:

·        не допускающие личных контактов экспертов. Данная группа методов подразделяется на прямые (не допускающие получение экспертом информации о суждениях других экспертов), с обратной связью (без обоснования суждений и с обоснованием суждений. Обоснование суждений может быть представлено всеми экспертами или в наибольшей степени отличающихся от среднего суждения всех экспертов);

·        предполагающие коллективное обсуждение. Оценка проекта производится коллективно.

1.      По характеру контактов между экспертами и организаторами опроса:

·        индивидуальный опрос. Эксперты проводят интервью индивидуально с каждым участником проекта;

·        групповой опрос. Эксперты проводят интервью сразу со всей командой проекта.

2.      По технике опроса:

·        Интервью;

·        Интервью-анкета;

·        Анкетирование;

·        Групповое обсуждение.

Приведенные выше различия являются условными. Они могут дополняться новыми признаками или дополнять в приведенных признаках классы методов.

Что касается правовых аспектов экспертизы инновационных проектов, стоит отметить, что как таковых специальных правовых актов, регулирующих экспертизу проектов - нет. Однако, существуют несколько постановлений, которые требуют обязательного следования, например, "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", "Положение о порядке проведения экологической экспертизы". Эти положения не могут полностью определять порядок экспертизы инновационного проекта, однако, могут прямо влиять на оценку по индикатору, который попадает под действие постановления. Допустим, что проводится экспертиза инновационного проекта по строительству высокотехнологичного здания. Одним из индикаторов оценки проекта может являться "Соответствие проектной документации действующему законодательству". В таком случае, потребуется анализ всей строительной документации и его экспертиза, но уже по строго регламентированному порядку.

Экспертиза проекта регулируется не только определенными постановлениями и прочими законодательными актами. При проведении экспертизы, подписывается договор с командой экспертов для того, чтобы обговорить условия, которые потребует заказчик, а также сумму оплаты за предоставленные услуги команде экспертов. В договоре, как правило, прописываются порядок проведения экспертизы с установленными сроками и сумма оплаты, пункты о неразглашении информации, если того потребует заказчик, форма отчетности о результатах экспертизы.

В соответствии с приведенной классификацией, разрабатываемую экспертизу инновационного проекта можно отнести к следующим видам:

·        по целям проведения - экспертизы для инвесторов;

·        по охвату сторон объекта - комплексная;

·        по правовому статусу - независимая;

·        по численности команды экспертов - коллективная;

·        по способу организации - внутренняя;

·        по составу экспертной команды - разнородная;

·        по объему исследований - основная.

Далее используемые методы экспертной оценки в экспертизе можно отнести к следующим видам:

·        по методу формулирования экспертного суждения - обобщающие набор индивидуальных суждений;

·        по характеру контактов между экспертами - предполагающие коллективное обсуждение;

·        по характеру контактов между экспертами и организаторами опроса - групповой опрос

 

.2 Последовательность проведения экспертизы инновационных проектов


Практически любая экспертиза проектов состоит из следующих основных этапов:

Рисунок 1. Общая последовательность проведения экспертизы проектов

Первый этап можно описать как проверку поступающего проектного предложения на соответствие целям и конкретным приоритетам инвестора.

В качестве возможных вариантов приоритетов у инвестора могут быть:

·        соответствие целям и задачам инвестора;

·        соответствие финансовым возможностям инвестора;

·        потенциальная прибыль;

·        уровень риска.

Этап предварительной проверки не требует больших временных затрат и расходов на трудовые ресурсы. Результатом этого этапа является решение об отклонении проекта по причинам его несоответствия основным предпочтениям и приоритетам инвестора или о продолжении его углубленного рассмотрения на стадии независимой экспертизы.

Второй этап характеризуется выбором и использованием разнообразных методов отбора инвестиционных проектов. Стоит отметить, что методов отбора проектов существует много, и нет универсальной системы отбора проектов как минимум потому, что в разных сферах бизнеса экспертизу проектов можно производить по разным критериям. Наиболее часто встречается следующая последовательность проведения независимой экспертизы:

·        Сбор необходимой документации и информации, которая может понадобиться для проведения экспертизы;

·        Разработка перечня критериев для проведения рациональной экспертизы инновационного проекта;

·        Подбор экспертов для проведения экспертизы;

·        Оценка проекта по каждому из критериев по балльной шкале;

·        Составление экспертного заключения на основании полученных результатов;

·        В случае с принятием проекта - разработка рекомендаций по его реализации.

Оценка проектов по составленному перечню критериев нацелена на составление представления о проекте, о его сильных и слабых сторонах. В зависимости от сферы бизнеса, в котором проект реализуется, критерии могут разниться. Перечень критериев и степень их важности может зависит от:

·        Специфики организации, ее особенностей, принадлежности и стратегической направленности;

·        От характера проекта;

·        От инициатора проведения экспертизы.

При составлении перечня критериев необходимо использовать лишь те из них, которые соответствуют приоритетным целям и задачам. Однако, также стоит учитывать сферу деятельности проекта, так как это может изменить одни критерии в сторону важности, а другие наоборот - в сторону незначительности. Критерии отбора проектов можно условно разделить на следующие группы:

·        Целевая группа;

·        Правовая группа;

·        Экологическая группа;

·        Группа научно-технической перспективности;

·        Финансовая группа;

·        Производственная группа;

·        Группа оценки команды проекта;

·        Рыночная группа.

Состав целевой группы определяется социально-экономической ситуацией в стране. Некоторые критерии из целевой группы могут пересекаться с критериями других групп. Это связано с тем, что критерии этой группы используются только на стадии отбора приоритетных направлений инвестирования. В случае, если инвестор выбирает одну сферу, в которую он будет вкладываться, то критерии целевой группы могут и не включаться в содержание экспертизы.

Критерии правовой группы дают представление о правовой обеспеченности проекта. По критериям этой группы инвестор может составить мнение о степени защищенности патентами инновационного продукта, непротиворечивость проекта действующему законодательству и др.

Экологическая группа критериев оценивает соответствие проекта установленным нормам в сфере экологии.

Группа критериев научно-технической перспективности оценивает вероятность достижения требуемых научно-технических показателей проекта и влияние их на результаты деятельности организации. Инновационный проект может быть изолированной разработкой или родоначальником семейства новых продуктов, определяющим дальнейшею специализацию организации. Поэтому оценивать проект следует не только с позиций непосредственно нового проекта, а целесообразно выявить и учесть возможные перспективы разработки в течение нескольких лет семейства продуктов, а также изменения соответствующей технологии для дальнейших разработок продукта или других сфер его приложения. Для организации большей привлекательностью обладает тот инновационный проект, результат которого имеет долгосрочные перспективы.

Оценка проекта по финансовой группе критериев является одной из самых важных, так как цель инвестора - получить прибыль после реализации проекта. Критериями оценки могут являться размер первоначальных инвестиций, потенциальная прибыль, ожидаемое NPV, значение внутренней нормы дохода, удовлетворяющая инвестора, срок окупаемости проекта, финансовые риски и др.

Производственная группа критериев позволяет оценить способность организации к оптимизации производства и готовность предприятия производить новый продукт (наличие технологий в предприятии, квалифицированность персонала и др.).

Рыночная группа критериев позволяет оценить состояние рынка, в котором будет реализовываться проект, оценку конкурентов на рынке, а также способность входа организации и ее нового продукта на рынок.

После составления перечня критериев и индикаторов для экспертизы проекта, необходимо подобрать команду экспертов. Также, как и в случае с критериями, команду экспертов лучше всего подбирать в соответствии со сферой деятельности компании. Если проекты являются инновационными, то лучше всего, чтобы один из экспертов был специалистом в области инноваций, то есть либо экономист по инновациям, либо человек с успешным опытом коммерциализации технологий и инноваций. Важно, чтобы команда экспертов была способна максимально объективно оценить проект по перечню критериев, то есть для этого необходимо создать команду экспертов, где каждый из членов команды не только профессионально разбирался в своей области, но и мог вести дискуссию с другими членами команды в их области. Количество экспертов в команде может быть любым и зависит от того, сколько средств было выделено на независимую оценку. Однако, в зависимости от того, каким-образом будет проходить балльная оценка, зависит и количество экспертов. Если оценка будет одна в результате коллективного совещания, тогда не потребуется большая команда. Если отдельно каждый эксперт будет проставлять оценку, то может потребоваться большее количество человек, но это может отразиться на объективности оценки.

Когда информация для экспертизы собрана, перечень критериев составлен, и команда для экспертизы сформирована, далее происходит оценка проекта. Чаще всего, применяется балльный метод оценки.

На основе полученных результатов, составляется экспертное заключение о приемлемости проекта и оформляется в виде официального документа. Также, могут разрабатываться конкретные рекомендации по устранению слабых сторон проекта, усиления некоторых сторон или по реализации проекта.

По результатам составляются оценочная таблица и профиль проекта. Результаты экспертизы передаются инвестору или фирме-заказчику. Инвестор на основе представленных результатов экспертизы имеет представление о проекте, и далее делает вывод о том, стоит ли ему вкладываться в проект.

По результатам составляются оценочная таблица и профиль проекта. Общая оценка проекта получается при перемножении веса критерия и веса ранга, соответствующих отмеченным значениям. Оценки, полученные таким образом, нельзя считать абсолютно достоверными, что связано с субъективностью экспертных оценок при определении значимости каждого из факторов и числового значения каждого из рангов. Повысить объективность выводов можно, главным образом, за счет привлечения и к самим инновационным проектам, и к проведению экспертизы постороннего информационного потенциала, партнеров из числа лучших научных организаций, наиболее передовых консалтинговых, сервисных и инжиниринговых организаций, правительственных инстанций, курирующих сферы науки, технологий, образования и т.д.

Вывод по главе:

Так как стандартизированная методика проведения экспертизы инновационных проектов отсутствует и оценить инновационный проект напрямую, исходя из информации и материалов об экспертизах, имеющихся в наличии - невозможно, в силу отсутствия конкретного алгоритма, ООО "СК "СПБСТРОЙ" нуждается в методике проведения экспертизы инновационного проекта. Опираясь на проанализированную информацию в данной главе о теории и практике экспертизы инновационных проектов, часть второй главы будет посвящена разработке методики рациональной экспертизы инновационных проектов.

2. Методика проведения экспертизы инновационного проекта

 

.1 Особенности проектов hi-tech сферы в строительстве


В России, понятие "высокие технологии" чаще всего интерпретируется как "наукоемкие технологии". Во многих источниках, определение высоких технологий описывается по-разному. Самое точное определение звучит следующим образом:

Высокие технологии - важнейшие современные технологии, содержащиеся в научных разработках и в уникальных технологических процессах, оборудовании, приборах и материалах, обладающие высокой степенью наукоемкости. [4] Они содержат в себе мировой уровень фундаментальных и прикладных исследований. Это, в частности, биотехнологии, лазерная техника, авиация, исследование космического пространства, ядерная энергетика, генная инженерия, компьютеры и микрооптоэлектронные технологии, химические, телекоммуникационные и информационные технологии, позволяющие изготавливать высокотехнологичную конкурентоспособную продукцию, которые обеспечивают сохранение, использование и наращивание накопленного научно-технического потенциала.

Первая особенность проектов высоких технологий в строительстве - все проекты направлены на внедрение или совершенствование уже существующих технологий в процесс строительства, а не создание принципиально новых технологий или материалов. Например, прогресс развития 3D принтеров дошел до момента, когда уже существуют созданные прототипы роботов, которые строят дома. В Китае уже построено 9 домов с применением данной технологии. Объясняется данная особенность тем, что строительство - отрасль консервативная, все методы и способы строительства людям известны уже давно, и довольно сложно создать что-то кардинально новое.

Вторая особенность - такие проекты направлены на минимизацию участия человека в процессе строительства и эксплуатации зданий и сооружений. Данная особенность обусловлена одной из основных целей любого коммерческого проекта - экономия денежных средств, ресурсов, времени и др. В строительстве, сокращение издержек может проявляться в:

·        неучастии в процессе строительства большого количества персонала;

·        сокращении времени на процесс строительства;

·        экономии ресурсов за счет автоматизации и роботизации процесса строительного процесса.

Уровень научно-технического прогресса позволяет в малых масштабах строить дома без участия человека (не считая контролирующего и обслуживающего персонала). Однако, это один аспект этой особенности. В будущей перспективе, застройщик думает о том, чтобы будущие здания имели возможность автономного управления без участия человека (одним из таких проектов являются технологии системы "Умный дом"), когда дом может оптимально использовать потребляемую им энергию для создания комфортных условий жильцам, при этом экономя большое количество денежных средств как жильцов, так и государства.

Третья особенность - сложность создания высококвалифицированной проектной команды. Высокие технологии в строительстве связаны со сложными техническими и программными технологиями. В России развитие высоких технологий в строительстве практически отсутствует, и квалифицированных специалистов, которые разбираются в программном и техническом обеспечении этих технологий довольно мало. Высокая вероятность того, что таких специалистов приходится выписывать из стран Евросоюза, что приводит к довольно высоким затратам на проект и может создать коммуникативный барьер при общении членов команды проекта друг с другом.

Так как высокие технологии неразрывно связаны с инновациями, то можно сделать вывод, что такие проекты высоких технологий в строительстве также обладают особенностями инновационных проектов.

 

.2 Методика экспертизы инновационного проекта технологии системы "Умный дом" ООО "СК "СПБСТРОЙ"


Важно понимать, для кого проводится экспертиза, так как от этого зависит действия компании после экспертизы. Это может быть:

·        Независимая оценка проекта третьими лицами для понимания руководством компании степени готовности проекта. В данном случае, экспертиза будет проводиться с целью устранения выявленных слабостей проекта и уменьшения степени рисков, связанных с реализацией проекта;

·        Экспертиза на конкурсной основе. Проект участвует в розыгрыше финансирования вместе с другими проектами. Как правило, на таких конкурсах компании претендуют на государственные и частные гранты;

·        Независимая экспертиза проекта третьими лицами для предоставления отчета потенциальному инвестору. В отличие от первого пункта, экспертиза проводится уже не для улучшения качества проекта, а как фактическое доказательство целесообразности вложения в проект. Если проект является в итоге неприемлемым или требующим доработки, то данная экспертиза преобразуется в первый пункт, и в будущем потребуется повторная экспертиза, которая будет подтверждать исправленные слабости.

Стоит отметить, что в зависимости от изначальных целей, зависит то, кому предоставляется отчет и как он будет применяться в дальнейшем.

Алгоритм экспертизы инновационного проекта состоит из следующих этапов:

Рисунок 2. Алгоритм методики проведения экспертизы проекта "Умный дом"

Для того, чтобы эксперты могли начать экспертизу, необходимо подготовить всю информацию, которая может понадобиться команде экспертов. Перечень документов понадобится на любом этапе экспертизы. Перечень предоставляемых документов может включать в себя следующее (при этом, он может не ограничиваться ими):

·        Бизнес-план проекта;

·        Документы, которые характеризуют рынок, на который будет выходить инновационный продукт;

·        Техническая документация для инновационного продукта;

·        Патентная документация, характеризующая инновационный продукт;

·        Отчетная документация о деятельности организации, основные финансовые показатели;

·        Все документы, которые связаны с инновационным продуктом, оформленные в приемлемом виде.

Для того, чтобы результаты экспертизы были максимально объективными, необходимо предоставить максимум документов с фактическими показателями или описаниями, необходимых для оценки по конкретному индикатору.

Далее необходимо нанять команду их трех экспертов. Так как продукт является инновационным и с высокой степенью риска, то специалисты должны иметь опыт работы с реализацией инновационных проектов. Как правило, достаточно следующих специалистов: экономист по инновациям, специалист по коммерциализации инноваций и юрист, имеющий опыт работы в области инноваций и интеллектуальной собственности.

После того, как собрана необходимая информация, команде экспертов передается перечень документов. В течение нескольких дней, эксперты изучают его. Так как перечень документов не может дать все ответы для окончательной оценки некоторых индикаторов проекта, дополнительно проводится интервью экспертов с командой проекта. Во время интервью устраняются все неясности, а приведенные факты и количественные данные находят свое подтверждение. Кроме неясностей, интервью позволяет дать оценку индикаторам, связанными с командой проекта, например, степень понимания своей роли в команде. Время интервью зависит от условий договоренностей с командой экспертов. Как правило - от двух до трех часов.

На основании полученных данных, команда экспертов проставляет баллы в анкете по каждому индикатору, который характеризует проект.

Инновационный проект оценивается с помощью анкеты для оценки проектов по индикаторам. Каждый индикатор может быть оценен по балльной шкале от 1 до 5 соответственно.

Индикаторы в анкете разделены на две группы: индикаторы привлекательности проекта и индикаторы, характеризующие риски проекта. Балл по каждому индикатору можно определить с помощью анкеты, после которой приводятся критерии оценки каждого индикатора. Каждому критерию соответствует определенный балл. Таблица критериев выглядит следующим образом:

Таблица 3 Пример таблицы с критериями для оценки индикатора "Срок реализации проекта"

Критерий

Оценка

Более 5 лет

"1"

3-5 лет

"2"

2-3 года

"3"

1-2 года

"4"

Менее 1 года

"5"


Балл каждому индикатору начисляется командой экспертов, и решение принимается коллективно каждым членом команды экспертов на основе анализа предоставленного перечня документов и интервью с командой проекта.

Максимальное количество баллов, которое может получить проект зависит от количества индикаторов для оценки в группе привлекательности проекта. Оценка проекта "Умный дом" будет проводиться по 10 индикаторам, следовательно, максимальное количество баллов, которое может набрать проект - 50.

Что касается индикаторов, определяющих риски проекта, их роль начинается в том случае, когда оценка эксперта по индикатору составляет "1" или "2". Если индикатор имеет оценку "2", то из суммы баллов, полученной в результате оценки индикаторов привлекательности проекта, отнимается один балл. Соответственно, если индикатор имеет оценку "1", то отнимается три балла от суммы баллов индикаторов привлекательности проекта. Если оценка индикатора "3" или выше, то проект по данному индикатору можно отнести к нерискованным. Однако, стоит понимать, что между оценками "3", "4" и "5" есть определенная разница, и это не значит, что индикатор с оценкой "3" будет равен индикатору с оценкой "5", так как в случае с оценкой "3", потребуется разработка рекомендаций по повышению оценки, а также это может повлиять на экспертное заключение.

Таким образом, проект может собрать максимум 50 баллов, и минимум 5 баллов. Если итоговая сумма баллов после вычитания будет 40 и больше, то реализация проекта может быть начата уже сейчас. Если сумма баллов 25-39, то проект можно считать перспективным, но необходима доработка. Если меньше 24 баллов, то проект можно отнести к проблемным, так как слабости превосходят достоинства проекта.

Анкета представляет собой две таблицы, которые характеризуют две группы индикаторов: индикаторы привлекательности проекта и индикаторы, характеризующие риски проекта. Часть анкеты с индикаторами привлекательности проекта изображена в табл. 4:

Таблица 4 Часть анкеты для индикаторов привлекательности проекта


Уровни оценки

Индикатор

1

2

3

4

5

Индикатор №1






Индикатор №2






….






Индикатор №10






Общая сумма балов



Индикаторы привлекательности проекта определяются начальной целью экспертизы, спецификой бизнеса, пожеланиями инвестора.

Часть таблицы с индикаторами, характеризующими риски проекта изображена в табл. 5:

Таблица 5 Часть анкеты для индикаторов, характеризующих риски проекта


Уровень оценки

Индикатор

1

2

3

4

5

Раздел №1

Индикатор №1






Индикатор №2






….






Раздел № n

Индикатор №20






Сумма баллов







Аналогично индикаторам привлекательности, индикаторы, определяющие риски проекта определяются начальной целью экспертизы, спецификой бизнеса и пожеланиями инвестора.

Анкета строится по модульному принципу и состоит из разделов, позволяющих оценивать различные стороны инновационного проекта. В состав анкеты могут входить индикаторы из следующих разделов:

.        Общие сведения о проекте и компании-исполнителе;

2.      Научно-технологический потенциал проекта;

3.      Рыночный потенциал проекта;

4.      Финансовые показатели проекта;

5.      Вопросы интеллектуальной собственности;

6.      Отношения между разработчиком и исполнителем;

.        Команда проекта;

8.      Соответствие международным стандартам;

9.      Уровень менеджмента организации.

После того, как баллы проставляются, экспертам дается время на оформление отчета, в котором будут указаны дополнительно рекомендации по устранению недостатков и реализации продукта, в зависимости от качества проекта, так как может получиться, что рекомендаций по реализации продукта не может быть в силу слабости проекта. Элементы структуры отчета с описаниями представлены в табл. 6:

Таблица 6 Элементы структуры отчета по результатам проведения экспертизы

Элемент структуры

Описание

1

Исполнители проекта

Указывается организация исполнитель и координатор проекта

2

Команда экспертов.

Указываются имена членов команды экспертов и их специализация

3

Сведения об инновационном продукте (ИП)


3.1

Описание ИП.

Приводится краткое описание инновационного продукта

3.2

Конкурентные преимущества ИП

Указываются конкурентные преимущества инновационного продукта

4

Стадия разработки ИП

Указывается, на какой стадии разработки находится инновационный продукт, и указывается срок выхода на рынок, если таковой уже имеется у организации

5

Отношения между компанией-исполнителем и потенциальным инвестором

Описывается взаимоотношения между потенциальным инвестором и компанией-исполнителем на основе интервью с участниками проекта

6

Команда проекта

Приводится краткое описание команды проекта. Описание соответствует рассматриваемым индикаторам в анкете

7

Финансовые показатели проекта

Приводятся следующие данные: сумма, необходимая для реализации проекта, цена единицы инновационного изделия, рассчитанные сроки окупаемости проекта, экономическая эффективность проекта

8

Анкета для оценки проекта

Анкета для оценки проекта является документом, в который эксперты проставляют свою оценку по каждому индикатору, характеризующего проект. Анкета разделена на две части, то есть на две группы индикаторов: индикаторы привлекательности проекта и индикаторы, определяющие риски проекта. В шапке анкеты указаны: название индикатора, уровни оценок по балльной шкале от 1 до 5, название групп индикаторов

9

Описание привлекательных и непривлекательных сторон проекта

Приводится описание привлекательных и непривлекательных сторон проекта для инвестора, основываясь на результатах анкеты для оценки проекта с индикаторами привлекательности проекта. Требуется для дальнейшей разработки рекомендаций по увеличению привлекательности отстающих индикаторов и реализации продукта на рынке

10

Описание сильных и слабых сторон проекта.

Приводится описание сильных и слабых сторон проекта для инвестора, основываясь на результатах анкеты для оценки проекта с индикаторами, определяющими риски проекта. Требуется для дальнейшей разработки рекомендаций по усилению слабых сторон проекта и реализации продукта на рынке

11

Подсчет итоговых баллов

12

Экспертное заключение

В конце отчета, эксперты составляют свое общее мнение о проекте, которое отражает предположение экспертов о выгодности вложения в проект, либо о его хорошей проработанности

13

Рекомендации по улучшению проекта

Эксперты составляют рекомендации, которые могут помочь организации улучшить некоторые стороны проекта, устранить недостатки. Как правило, это является списком мероприятий, которые необходимо провести высшему руководству


После того, как эксперты оформили отчет с результатами экспертизы, он передается заказчику. Как было указано выше, использование отчета зависит от того, какие цели преследовались изначально. Если экспертиза была заказана для того, чтобы определить степень готовности или качества проекта, то конечные результаты помогут высшему руководству принять соответствующие меры, чтобы устранить слабые стороны и развить недостаточно сильные. В зависимости от результатов, например, проект могут даже свернуть в силу внешних факторов, например, очень низких рыночных показателей или высокого порога входа на рынок. Если экспертиза была заказана для потенциального инвестора, то он может принять соответствующее решение о дальнейшем сотрудничестве с компанией. Если экспертиза является частью конкурса, то жюри также принимают решение о выдаче грантов, как и потенциальный инвестор.

Вывод по главе:

С учетом проанализированной информации о теории и практике экспертизы инновационных проектов, была разработана методика рациональной экспертизы для оценки проекта "Умный дом". По разработанной методике, следующая глава будет посвящена оценке проекта "Умный дом" ООО "СК "СПБСТРОЙ".

3. Экспертиза инновационного проекта технологии системы "умный дом"


3.1 Описание компании, команды проекта, разработанной технологии и предоставляемого для экспертизы перечня документов


ООО "СК "СПБСТРОЙ"" - малая строительная организация, существующая с 2002 года. Основное направление деятельности - строительство загородных домов и коттеджей. Компания также специализируется на проектировании и выполняет весь комплекс строительных работ.

"СК "СПБСТРОЙ"" является обществом с ограниченной ответственностью. ООО является коммерческой организацией, то есть основная цель деятельности компании - получение прибыли.

Организационная структура управления в компании является линейной и представлена на рис.3:

Рисунок 3. Организационная структура управления ООО "СК "СПБСТРОЙ"

Генеральный директор является единственным руководителем компании и сосредотачивает на себе большинство функций, которые в более крупных строительных компаниях делегируются между функциональными руководителями.

Основная функция отдела снабжения - своевременная поставка сырья и оборудования на строительный участок. Также, отдел занимается поиском поставщиков, переговорами с ними, а также анализом рынка строительных ресурсов для выбора оптимального варианта поставок.

Функция проектно-сметного отдела - подготовка всей технической, проектной и сметной документации, которая необходима компании.

Производственный отдел отвечает за оперативное управлением на строительных объектах и тесно взаимодействует с другими отделами, так как почти все процессы в строительстве проходят через данный отдел.

Маркетинговый отдел занимается рекламой компании, администрированием интернет ресурсов, принадлежащих компании, а также поиском клиентов и исследованием рынка малых строительных компаний.

Клиентуру компании можно разделить на следующие группы:

·        Частные лица;

·        Коммерческие организации;

·        Государственные учреждения.

Частные лица сами обращаются в компанию по предоставлению услуг ее основного вида деятельности: строительство загородных домов и коттеджей. Также, это могут быть работы по отделке квартир, благоустройству территорий и разработке проекта дома.

Взаимодействие с коммерческими организациями происходит в двух случаях: либо коммерческая организация обращается прямо в офис за предоставлением услуг, либо через победу ООО "СК "СПБСТРОЙ" в тендере. Работы могут быть как по отделке помещений, так и по строительству зданий и сооружений.

Работа с государством может начаться только через победу в государственном тендере. Государство может предоставить самый широкий спектр работ, нежели остальные группы клиентов.

Определение долей каждой группы клиентов в прибыли ООО "СК "СПБСТРОЙ" было проведено с использованием сметно-отчетной документации. Графический результат анализа представлен на рис.4:

Рисунок 4. Относительная доля в прибыли от реализации услуг

Большую часть прибыли компания получает от работы с частными лицами (53%), чуть меньше - от работы с государственными учреждениями (37%), меньше всего - от работы с коммерческими организациями (10%).

Для составления представления об экономической результативности предприятия, необходимо провести анализ основных финансовых показателей с использованием сметно-отчетной и бухгалтерской документации. Результаты определения этих показателей представлены в табл.7:

Таблица 7 Основные финансовые показатели ООО "СК "СПБСТРОЙ"

Показатель

2011

2012

2013

2014

Объем продаж, млн. руб.

23,45

28,02

35

28

Валовая прибыль, млн. руб.

9,38

11,21

14

11,2

Чистая прибыль, млн. руб.

6,95

10,36

8,3

Темп прироста чистой прибыли, %

-

19

25

-20


Как видно из табл. ХХХ, чистая прибыль компании стабильно росла до 2014 года, и потом пошел спад в связи с тяжелой политической обстановкой в мире и санкциями, которые очень сильно повлияли на строительную сферу. Можно сделать вывод, что компания стабильно ведет свою деятельность в периоды без экономических и политических потрясений.

Работа с государством и коммерческими организациями требует в некоторых случаях первоначальных инвестиций в периоды, когда компания не обладает собственными средствами после экономических кризисов или, когда поступление заказов вновь растет после упадка зимой. Инвестиции компания получает следующими способами:

·        Банковские кредиты;

·        Частные займы;

·        Инвестиции заказчиков.

Банковские кредиты - редкий случай в практике организации и компания берет кредит только в крайних случаях в силу большой процентной ставки и высоких рисков в строительстве.

Частные займы часто фигурируют в деятельности компании. Однако, официальных подтверждений о таких займах в компании не имеется.

Инвестиции заказчиков - самый частый случай, но не всегда его можно добиться. Обязательные изначальные инвестиции платит частное лицо и коммерческие организации в случае проведения непосредственно строительных работ. Государственные тендеры, как минимум, требуют изначальных затрат на участие в тендере и до первого закрытия акта работ.

Чтобы иметь представление о движениях инвестиций в компании и ее зависимости от кредиторов, необходимо проанализировать официальные и неофициальные данные о займах. Результаты приведены в табл.8:

Таблица 8 Сумма и количество займов ООО "СК "СПБСТРОЙ" по категориям

Сумма займов

Категория

2011

2012

2013

2014

Банковские кредиты

500000

0

500000

0

Частные займы

1200000

1000000

900000

400000

Инвестиции заказчиков

4000000

4700000

9000000

700000

Всего

5700000

5700000

10400000

1100000

Количество займов

Категориям

2011

2012

2013

2014

Банковские кредиты

1

0

1

0

Частные займы

3

4

2

0

Инвестиции заказчиков

7

9

15

6

Всего

11

13

18

6


Больше всего, компания зависит от изначальных инвестиций. Можно сделать вывод о том, что компания подвержена рискам упущенной прибыли и возможностей. Снижение количества и суммы займов в 2014 году связано с тяжелым политическим состоянием в мире и санкциями.

Начиная с 2012 года, руководство компании приняло решение о применении инновационных технологий и способов в строительстве. Компания активно применяет инновационные способы в строительном процессе, а также разрабатывает инновационные решения в технологиях системы "Умный дом".

Разрабатываемая инновационная система "Умный дом" состоит из 5 модулей:

·        Управление прочими системами в доме;

·        Управление освещением;

·        Управление безопасностью и мониторинг;

·        Управление энергоресурсами;

·        Управление климатом.

Управление прочими системами в доме включает в себя управление всеми мультимедийными системами (аудиотехника, видеотехника); электронными бытовыми приборами; управление механикой здания (открытие/закрытие ворот и др.); мультирумом.

Управление освещением подразумевает в первую очередь управлением светом в доме и на его территории; регулировка режима включения или выключения света в установленное время; настройка датчиков движения для включения света.

Управление безопасностью и мониторинг включает в себя систему видеонаблюдения; систему контроля доступа в дом; охранно-пожарная сигнализация; удаленная слежение за системами в доме; система защиты от протечек; система информирования о происшествиях в доме; система вызова служб в зависимости от вида инцидента.

Управление энергоресурсами включает в себя автономную систему слежения за потреблением электричества, тепла, количества воды в доме, то есть данная составляющая отвечает за оптимальный расход энергии в доме.

Управление климатом обеспечивает автономную работу климат-контроля в здании с помощью системы отопления, кондиционирования и вентиляции, поддерживая при этом комфортную для хозяина дома температуру в доме.

Все эти 5 модулей объединены в одну общую систему управления, которая располагается в едином центре управления в доме, или может располагаться у хозяина на мобильном устройстве, при этом управление происходит с помощью беспроводного подключения к интернету.

Основными потребителями будут являться частные лица, которые заказывают строительство коттеджей или загородных домов.

У разработанной технологии два основных преимущества:

1.      Нет аналогов на территории России и в странах СНГ. Анализ интернет сайтов конкурентов показал, что почти все конкуренты позиционируют свою продукцию не как интеллектуальные высокотехнологичные системы, а как набор отдельных установок, которые не связаны между собой единой управляющей системой. Чаще всего упор идет на установку камер видеонаблюдения. Так как такой единой системы не существует, то разработка ООО "СК "СПБСТРОЙ" будет являться единственной унифицированной системой в России;

2.      Дешевизна по сравнению с зарубежными аналогами. Интеллектуальные высокотехнологичные системы активно применяются на Западе и постепенно распространяются по миру. Как правило, такие технологии являются дорогостоящими с точки зрения поставки, установки, обслуживания и производства. Разработанная технология позволяет сократить издержки за счет нахождения компании на территории России, что позволило бы не только экономить деньги потенциальным клиентам, но и вызвать интерес у общества к такого рода технологиям.

Для проведения экспертизы инновационного проекта, компания предоставит следующий перечень документов для анализа:

·        Бизнес план проекта;

·        Отчет по анализу рынка технологий системы "Умный дом" в России;

·        Патентные документы, сертификаты и лицензии по разработанному продукту;

·        Краткое резюме об исполнителях проекта;

·        Техническая документация проекта;

·        Календарный план мероприятий.

·        Результаты экологической проверки разработки на соответствие нормам и правилам действующего законодательства.

Для того, чтобы реализовать проект, требуются первоначальные инвестиции в размере 10 млн. руб. Срок действия проекта - 7 лет. Планируемые денежные поступления по годам: 900 тыс. руб., 2 млн. руб., 3 млн. руб., 4 млн. руб., 6 млн. руб., 7 млн. руб. и 8 млн. руб. Ставка дисконтирования - 10%.

 


3.2 Заполнение анкеты оценки проекта и результаты интервью с командой проекта. Экспертное заключение и разработка рекомендаций по результатам экспертизы


Для проведения экспертизы проекта "Умный дом", были разработаны командой экспертов индикаторы с учетом специфики сферы проекта. Индикаторы представлены в таблице 9:

Таблица 9 Анкета заполнения для экспертизы проекта по индикаторам привлекательности проекта для инвесторов


Уровни оценки

Индикатор

1

2

3

4

5

Потенциальный объем рынка нового продукта






Динамика рынка, на который выводится продукт






Потенциальный объем продаж нового продукта за три года






Экспертная оценка актуальности разработки






План реализации проекта






Оформление и структура бизнес плана






Чистая настоящая стоимость






Дисконтированный срок окупаемости






Индекс рентабельности






Соответствие экологическим нормам и правилам






Общая сумма балов



На данном этапе начинается экспертиза проекта. Далее проект будет оцениваться по индикаторам привлекательности проекта для инвесторов и будут представлены критерии оценки.

Потенциальный объем рынка нового продукта. Критерии оценки представлены в табл. 10:

Таблица 10 Граничные значения показателей оценки по критерию "Потенциальный объем рынка нового продукта"

Показатель

Граничное значение показателя

Нет данных

"1"

До 100 млн. руб.

"2"

100-500 млн. руб.

"3"

500-1000 млн. руб.

"4"

Более 1 млрд. руб.

"5"


Исследовательская консалтинговая компания "Direct Info" закончило маркетинговое исследование, посвященное рынку систем "Умный дом". Прогноз роста объема рынка технологий "Умный дом" представлен на рис. 5:

Рисунок 5 Прогноз развития рынка "Умный дом" в России до 2017 года

Однако, фактический объем рынка на 2014 год составил 3,7 млрд. рублей. Учитывая приведенные данные, экспертная команда выставила оценку "5" по данному индикатору. Динамика рынка, на который выводится продукт. Критерии оценки представлены в табл.11:

Таблица 11 Критерии оценки динамики рынка, на который выводится продукт

Оценка

Критерий

Нет данных

"1"

Падение показателя динамики рынка

"2"

Рост до 15% в год

"3"

Рост 15-30% в год

"4"

Рост более 30% в год

"5"


Ссылаясь на тот же источник "Direct Info", динамика роста рынка показывает позитивные прогнозы. по информации от того же агентства, при этом наблюдается 30% рост по сравнению с 2013 годом. Однако в связи с экономическим кризисом, объем рынка может продемонстрировать стагнацию, либо его снижение, чего не могли предвидеть в своем исследовании "Директ Инфо".

Учитывая приведенные данные и экономическо-политическую ситуацию в стране, эксперты проставили оценку "2", так как скорее всего, в ближайшие годы объем рынка будет демонстрировать свое падение.

Потенциальный объем продаж нового продукта за 3 года. Критерии оценки представлены в табл. 12:

Таблица 12 Критерии оценки потенциального объема продаж нового продукта

Показатель

Оценка

Нет данных

"1"

До 2 млн. руб.

"2"

2-6 млн. руб.

"3"

6-15 млн. руб.

"4"

Более 15 млн. руб.

"5"

 

Система "Умный дом" в России имеет спрос только у сегмента потребителей с высокими доходами, то есть у тех, кто может себе позволить элитное жилье. Унифицированная система "Умный дом" прежде всего направлена на увеличение популярности оснащения домов высокотехнологичным оборудованием у населения, которые могут позволить себе построить не элитное жилье, либо установить систему уже в имеющиеся дома. Невозможно подсчитать или предугадать спрос на инновационную систему, однако, учитывая конкурентные преимущества разработки, продукт должен плавно войти в рынок, и организация сможет завоевать весомый процент рынка систем "Умный дом".

Оценив все возможности и угрозы, экспертная команда определила оценку по данному индикатору и поставила "3".

Срок вывода продукта на рынок. Критерии оценки представлены в табл. 13:

Таблица 13 Критерии оценки срока вывода продукта на рынок

ПоказательОценка


Более 5 лет

"1"

3-5 лет

"2"

2-3 года

"3"

1-2 года

"4"

Менее 1 года

"5"


Продукт уже разработан и готов к стадии распространения на рынке. Команда экспертов учла, что у организации пока что нет планов, связанных с непосредственным производством изделия и проставила оценку "4".

План реализации проекта. Критерии оценки представлены в табл. 14:

Таблица 14. Критерии оценки плана реализации проекта

Показатель

Оценка

Общие наброски плана реализации проекта или отсутствие планов реализации

"1"

Календарный план с общими подробностями

"2"

Имеется подробный календарный план

"3"

Имеется календарный план, указаны необходимые мероприятия

"4"

Имеется календарный план, указаны необходимые финансовые ресурсы и мероприятия

"5"


Анализ календарного плана и плана мероприятий в рамках проекта показал, что план реализации проекта соответствует оценке "5", так как план подробно расписан, указаны все мероприятия, исполнители, все необходимые ресурсы для реализации.

Оформление бизнес плана и структура бизнес плана проекта. Критерии оценки представлены в табл. 15:

Таблица 15. Критерии оценки бизнес плана

Показатель

Оценка

Отсутствие бизнес плана

"1"

Наброски бизнес плана

"2"

В бизнес плане отсутствуют принципиальные главы

"3"

Бизнес план имеет все принципиальные элементы, но требует доработки оформления

"4"

Бизнес план соответствует требуемым структуре и оформлению

"5"


По заключение экспертной команды, бизнес план соответствует всем принципиальным требованиям и имеет четкую структуру. Проставлена оценка "5".

Чистая настоящая стоимость. Критерии оценки представлены в табл. 16

Таблица 16.

Критерии оценки чистой настоящей стоимости

Показатель

Оценка

Нет данных

"1"

До 500 тыс. руб.

"2"

От 500 тыс. руб. до 4 млн. руб.

"3"

От 4 млн. руб. до 10 млн. руб.

"4"

Больше 10 млн. руб.

"5"


При оценке чистой настоящей стоимости важно учитывать, что проект должен быть больше или равным 0, так как если показатель ниже нуля, то проект можно отвергать. Метод расчета чистой настоящей стоимости (чистого приведенного эффекта, NPV) основан на сопоставлении величины исходных инвестиций (I) с общей суммой дисконтированных чистых поступлений за весь срок жизни проекта. Общая сумма дисконтированных доходов от проекта "PV" определяется по формуле:

,

где NCFt - чистый денежный поток в год t; r - ставка дисконтирования; kdt - коэффициент дисконтирования.

Величина годовых доходов NCFt определяется как чистый денежный поток, из которого удалены затраты и налог на прибыль.

Чистая настоящая стоимость определяется как:

,

где I - начальные инвестиции.

Если инвестиции осуществляются не единовременно, а в течение ряда лет, формула чистой настоящей (текущей) стоимости принимает вид:

,

где Iq - инвестиции в году q; Q - количество лет, в течение которых осуществляется инвестирование.

Проект имеет длительность 7 лет, величина первоначальных инвестиций, требуемая для реализации - 10 млн. руб. Ежегодные планируемые поступления от реализации проекта составят 900 тыс. руб., 2 млн. руб., 3 млн. руб., 4 млн. руб., 6 млн. руб., 7 млн. руб и 8 млн. руб. при ставке дисконтирования 10%. Следовательно:

NPV = - 10+0,82+1,65+2,25+2,73+3,73+3,95+4,11=9,24 млн. руб.

В соответствии с критериями, эксперты проставили оценку "4" по данному индикатору.

Дисконтированный срок окупаемости.

Критерии оценки представлены в табл. 17

Таблица 17. Критерии оценки дисконтированного срока окупаемости

ПоказательОценка


Нет данных

"1"

7 лет

"2"

4-6 лет

"3"

2-3 года

"4"

Меньше 2 лет

"5"


Дисконтированный метод окупаемости инвестиций (дисконтированный срок окупаемости) относится к наиболее часто используемым и достаточно простым методам.

Дисконтированный срок окупаемости определяется количеством лет, за которые совокупный дисконтированный денежный поток доходов сравняется с дисконтированным денежным потоком затрат.

Учитывая рассчитанную чистую денежную стоимость, проект окупится через 4 года и 8 месяцев. В соответствии с критериями, проект получает по данному индикатору "3".

Индекс рентабельности. Критерии оценки представлены в табл.17

Таблица 18. Критерии оценки индекса рентабельности

ПоказательОценка


Нет данных

"1"

До 1,5

"2"

2-3

"3"

3-4

"4"

5 и больше

"5"

 

Метод индекса рентабельности инвестиций является дополнением метода чистой денежной стоимости и позволяет выбрать из альтернативных инвестиционных проектов с одинаковой чистой настоящей стоимостью проект с более высокой рентабельностью.

Индекс рентабельности определяется по формуле:


Учитывая полученные ранее результаты чистых ежегодных поступлений, то получаем следующее выражение:

PI=19,24/10=1,924

Эксперты проставили оценку "3" по данному индикатору.

Актуальность разработки с точки зрения экспертов. Критерии оценки представлены в табл. 18:

Таблица 19. Критерии оценки индикатора "Актуальность разработки с точки зрения экспертов"

Показатель

Оценка

Разработка неактуальна

"1"

Разработка актуальна для региона

"2"

Разработка актуальна только для России

"3"

Разработка актуальна для России стран СНГ

"4"

Разработка актуальна для мировой общественности

"5"

 

Экспертная комиссия пришла к выводу, что разработка является актуальной как для России, так и в будущей перспективе для некоторых стран СНГ. Присвоена оценка "4" по данному индикатору.

Соответствие экологическим требованиям и нормам. Критерии оценки представлены в табл. 19:

Таблица 20. Критерии оценки индикатора "Соответствие экологическим требованиям и нормам"

Показатель

Оценка

Нет данных об экологической приемлемости разработки

"1"

Заявок на экологическую экспертизу отправлено не было

"2"

Есть результаты экологической проверки, но разработка требует доработки

"3"

Есть результаты экологической проверки, необходимы небольшие доработки

"4"

Есть результаты экологической проверки, разработка соответствует всем требованиям и нормам

"5"


По предоставленным документам экологической проверки, эксперты оценили проект по индикатору соответствия экологическим требованиям на "5". Результаты заполнения анкеты индикаторов привлекательности проекта для инвесторов с проставленными баллами представлена в приложении А.

Следующий этап проведения экспертизы - заполнение анкеты с оценками рисков проекта. Анкета представлена в табл. 21:

Таблица 21 Анкета для оценки рисков проекта


Уровень оценки

Индикатор

1

2

3

4

5

Научно-технический потенциал разработки

Стадии разработки проекта






Технологический уровень разработки






Рыночный потенциал разработки

Наличие конкурентных преимуществ






Связь с потребителями






Уровень порога вхождения в рынок






Наличие стратегии маркетинга






Финансовые показатели проекта

Обоснованность финансирования проекта и степень проработанности источников и схем финансирования






Вопросы интеллектуальной собственности

Степень защиты интеллектуальной собственности охранными документами






Подготовленность к производству

Технологическая готовность предприятия






Финансовое состояние предприятия






Обеспеченность производственным персоналом






Команда проекта

Квалификация команды управления






Устойчивость команды. Распределение ответственности и полномочий






Наличие истории успеха у руководства проекта






Сумма баллов






Стадии разработки проекта. Критерии оценки представлены в табл. 22:

Таблица 22. Критерии оценки индикатора "Стадии разработки проекта"

Показатель

Оценка

Имеется идея

"1"

Имеется бизнес план

"2"

Имеется бизнес план, техническая документация

"3"

Имеется бизнес план, техническая документация и опытный образец

"4"

Разработка готова для внедрения в производство


Данный индикатор не оценивает технологическую подготовленность к производству. Так как разработанная продукция готова для того, чтобы ее производить, экспертная оценка по данному индикатору - "5".

Технологический уровень разработки. Критерии оценки представлены в табл. 23:

Таблица 23. Критерии оценки индикатора "Технологический уровень разработки

Показатель

Оценка

Уровень разработок соответствует уровню разработок в конкурентных организациях

"1"

Уровень разработок не превосходит аналоги, но имеет отличительные особенности

"2"

Уровень разработок превосходит уровни разработок конкурентных организаций по двум показателям

"3"

Уровень разработок значительно превосходит отечественные аналоги

"4"

Уровень разработок значительно превосходит отечественные и зарубежные аналоги

"5"


Уровень разработок превосходит отечественные аналоги, но не зарубежные, оценка по индикатору - "4".

Наличие конкурентных преимуществ. Критерии оценки представлены в табл. 24:

Таблица 24. Критерии оценки индикатора "Наличие конкурентных преимуществ

Показатель

Оценка

Продукт имеет отличие от аналогов только в цене

"1"

Продукт имеет незначительные конкурентные преимущества по сравнению с продукцией конкурентов

"2"

Продукт имеет значительные конкурентные преимущества по некоторым показателям по сравнению с продукцией конкурентов

"3"

Продукт имеет значительные конкурентные преимущества по большинству показателей по сравнению с продукцией конкурентов

"4"

Продукт имеет конкурентные преимущества, которых нет у продукции конкурентов

"5"


Разработанный продукт имеет конкурентные преимущества, которых нет у конкурентов, так как в России не существует унифицированной системы "Умный дом". Оценка по индикатору - "5"

Связь с потребителями. Критерии оценки представлены в табл. 25:

Таблица 25. Критерии оценки индикатора "Связь с потребителями"

Показатель

Оценка

Нет проработанного плана связи с потребителями

"1"

Продукт поступает потребителю без возможности обратной связи

"2"

Компания использует 1-2 инструмента обратной связи с потребителями

"3"

Компания имеет комплекс мероприятий по связи с потребителями

"4"

Индивидуальный подход к потребителю + комплекс мероприятий

"5"


На основании проведенного интервью и бизнес плана проекта, эксперты заключили, что у компании имеется план комплекса мероприятий, а также описывается работа с клиентом от консультации до послепродажного обслуживания. Оценка - "5".

Уровень порога вхождения на рынок. Критерии оценки представлены в табл. 26:

Таблица 26. Критерии оценки индикатора "Уровень порога вхождения на рынок

Показатель

Оценка

Вход компании на рынок связан с очень высокими рисками

"1"

Высокий порог для входа на рынок

"2"

Средний порог для входа на рынок

"3"

Низкий порог для входа на рынок

"4"

Свободный рынок

"5"


При оценке данного индикатора, учитывались такие барьеры, как реклама конкурентов, преимущества, не зависящие от масштабов компании, неэластичный спрос, инвестиции, затраты на НИОКР, насыщенность рынка конкурентами и др. Так как довольно сложно провести граничную оценку для порога входа на рынок, эксперты в процессе дискуссии пришли к выводу, что рынок имеет низкий порог для входа. Оценка - "4".

Наличие стратегии маркетинга. Критерии оценки представлены в табл. 27:

Таблица 27. Критерии оценки индикатора "Наличие стратегии маркетинга"

Показатель

Оценка

Отсутствие стратегии маркетинга

"1"

Имеются общие представления о необходимых маркетинговых мероприятиях

"2"

Имеются наброски стратегии маркетинга

"3"

Стратегия маркетинга составлена, но требует доработки

"4"

Стратегия маркетинга готова к реализации

"5"


На основании бизнес плана, в котором имеется раздел "Стратегия маркетинга", эксперты сделали вывод, что она требует некоторой доработки. Оценка - "4".

Обоснованность финансирования проекта и степень проработанности схем и источников финансирования. Критерии оценки представлены в табл. 28:

Таблица 28. Критерии оценки индикатора "Обоснованность финансирования проекта…"

Показатель

Оценка

Нет обоснования

"1"

Устные обоснования финансирования проекта

"2"

Имеется недостаточно убедительное обоснование финансирования с точки зрения экспертов

"3"

Имеется обоснование финансирования, но без проработанных схем и источников финансирования

"4"

Полное обоснование финансирования и полная проработанность источников и схем финансирования

"5"


В бизнес плане организации имеется обоснование финансирования проекта, но без схем и источников финансирования. Оценка - "4".

Степень защиты интеллектуальной собственности. Критерии оценки представлены в табл. 29:

 

Таблица 29. Критерий оценки индикатора "Степень защиты интеллектуальной собственности

Показатель

Оценка

Документы и заявки отсутствуют и не предполагается их оформление

"1"

Документы и заявки отсутствуют, и предполагается их оформление

"2"

Документы для оформления патента находятся в разработке

"3"

Подана заявка (заявки) на оформление патента

"4"

Имеются патентные документы

"5"


Предприятие имеет все патентные документы. Оценка по индикатору - "5".

Технологическая готовность предприятия. Критерии оценки представлены в табл. 30:

Таблица 30. Критерии оценки по индикатору "Технологическая готовность предприятия"

Показатель

Оценка

Предприятие не готово

"1"

Имеется план технологической подготовки

"2"

Проведен технологический контроль чертежей

"3"

Спроектированы технологические процессы, проведен технологический контроль чертежей

"4"

Проведен технологический контроль чертежей, спроектированы технологические процессы, специальная оснастка и оборудование.

"5"


Анализ предоставленных технологических документов экспертами постановил, что технология производства продукта готова к внедрению. Оценка - "5".

Финансовое состояние организации. Критерии оценки представлены в табл. 31:

 

Таблица 31. Критерии оценки индикатора "Финансовое состояние организации"

Показатель

Оценка

Нет данных о финансовом состоянии

"1"

Компания имеет значительные задолженности

"2"

Компания имеет небольшой объем задолженностей

"3"

Компания платежеспособна, но прибыль зависит от сезона

"4"

Компания платежеспособна и стабильно получает прибыль

"5"


Анализ данных бухгалтерской отчетности и учета специфики бизнеса экспертами показал, что компания платежеспособна, но подвержена сезонным спадам. Оценка - "4".

Наличие производственного персонала. Критерии оценки представлены в табл. 32:

Таблица 32. Критерии оценки индикатора "Наличие производственного персонала"

Показатель

Оценка

Отсутствие производственного персонала и отсутствие плана по набору специалистов

"1"

Имеется в наличии план по набору специалистов

"2"

Имеются рабочие без опыта

"3"

Имеются рабочие, но требуется повышение квалификации

"4"

Имеются рабочие, готовые к выполнению своих функций

"5"


Компания не имеет персонала для производства и отсутствует план по набору специалистов. Оценка - "1". Квалификация команды исполнителей. Критерии оценки представлены в табл. 33:

Таблица 33. Критерии оценки индикатора "Квалификация команды исполнителей"

Показатель

Оценка

Большинство членов команды не имеют требуемого образования и у всех отсутствует опыт реализации своих функций

"1"

Большинство членов команды не имеют соответствующее образования, и у большинства отсутствует опыт реализации своих функций

"2"

Большинство членов команды имеют требуемого образования и у большинства отсутствует опыт реализации своих функций

"3"

Все члены команды имеют соответствующее образование, и большинство имеют опыт реализации своих функций

"4"

Все члены команды имеют соответствующее образование и практический опыт реализации своих функций

"5"


На основании проведенного интервью и краткого резюме исполнителей проекта, эксперты заключили, что все члены команды имеют соответствующее образование и опыт реализации своих функций. Оценка - "5".

Распределение ответственности и полномочий. Критерии оценки представлены в табл. 34:

Таблица 34. Критерии оценки индикатора "Распределение ответственности и полномочий"

Показатель

Оценка

Каждый член команды плохо знает свои полномочия и возможную ответственность

"1"

Большинство членов команды плохо знает свои полномочия и возможную ответственность

"2"

Большинство членов команды знают свои полномочия и возможную ответственность

"3"

Каждый член команды знает свои функции в проекте, но не все знают функции других членов команды

"4"

Каждый знает свои функции в проекте и функции других членов команды

"5"


На основании проведенного интервью и краткого резюме исполнителей проекта, эксперты заключили, что все члены команды знают свои полномочия и полномочия других членов команды. Оценка - "5".

Наличие истории успеха у руководства команды. Критерии оценки представлены в табл. 35:

Таблица 35. Критерии оценки индикатора "Наличие истории успеха у руководства команды"

Показатель

Оценка

Руководство не имеет опыта в реализации проектов (менее 5 проектов реализовано)

"1"

Руководство имеет опыт реализации проектов, преимущественно негативный

"2"

Руководство имеет опыт реализации проектов, их застал как успех, так и провал поровну

"3"

Руководство имеет опыт реализации проектов, преимущественно положительный

"4"

Руководство имеет блестяще успешный опыт реализации проектов

"5"


На основании проведенного интервью и краткого резюме исполнителей проекта, эксперты заключили, что руководство имеет преимущественно положительный опыт реализации проектов как инновационных, так и других. Оценка - "4".

Анкета с результатами оценок по индикаторам рисков проекта представлена в приложении Б.

По итогам проведения экспертизы, получается следующая сумма баллов: 43-3=40, следовательно, проект является приоритетным, и его реализация может быть начата уже сейчас.

Проект является привлекательным как с рыночной точки зрения, так и с точки зрения вложения инвестиций. Самыми привлекательными сторонами проекта являются потенциальный объем рынка нового продукта, план реализации проекта, оформление и структура бизнес плана, соответствие экологическим нормам и правилам. Самыми непривлекательными сторонами проекта являются индикаторы динамики рынка, на который выводится продукт, дисконтируемый срок окупаемости и индекс рентабельности. Эксперты разработали следующие рекомендации по улучшению непривлекательных сторон проекта:

·        Заморозка проекта на время окончания экономического кризиса и начала положительного роста рынка высокотехнологичных интеллектуальных технологий;

·        Разработка плана мероприятий и оптимизация расходов для уменьшения дисконтируемого срока окупаемости и увеличения индекса рентабельности.

Сильными сторонами проекта являются индикаторы "Стадии разработки проекта", "Наличие конкурентных преимуществ", "Связь с потребителями", "Степень защиты интеллектуальной собственности", "Технологическая готовность предприятия", "Квалификация команды проекта", "Распределение ответственности и полномочий", "Наличие истории успеха у руководства проекта". Слабой стороной проекта является "Наличие производственного персонала". Для того, чтобы устранить слабую сторону проекта, эксперты рекомендуют разработать план по набору производственного персонала, где будут указаны все варианты действий с указанными затратами материальными и временными, чтобы в зависимости от ситуации можно было выбрать конкретную схему действий.

В заключении стоит отметить, что проект имеет высокую рыночную привлекательность, и после его доработки и устранения рисков, он имеет высокие шансы по привлечению инвестиций.

Заключение


Поставленная цель в начале выпускной квалификационной работы была достигнута с помощью выполнения следующих задач:

·        Были раскрыты предмет и содержание термина "экспертиза инновационного проекта";

·        Была приведена общая характеристика компании;

·        Были описаны инновационные проекты компании ООО "СК "СПБСТРОЙ";

·        Была проведена экспертиза инновационного проекта технологии системы "Умный дом";

·        Были разработаны рекомендации по экспертизе инновационного проекта "Умный дом".

Важно понимать, что экспертиза проектов является процессом субъективным, так как учитывает только те факторы, оценка которых задается еще в самом начале, при этом проводится людьми-экспертами, чье мнение не может быть объективным, так как они опираются при выборе на свой опыт, интуицию, особенности характера и др. Максимально возможное, что можно сделать для приближения результатов экспертизы к объективным - тщательный подбор индикаторов для оценки, составление критериев, подбор команды экспертов. Объем экспертизы может являться довольно громоздким, так как попытки привести результаты к объективным приводят к огромным материальным затратам, чего чаще всего компания не может себе позволить. В настоящее время, экспертиза используется частными фондами и государством для того, чтобы определить из множества кандидатов достойных премий и грантов, и предназначение экспертизы - оптимизировать процесс выбора проектов путем выделения особо важных индикаторов, по которым будет проводиться оценка, и по результатам оценки которых будет выбран оптимальная альтернатива.

Список литературы (не редактировано)


1.       Грибов В.Д., Никитина Л.П. Инновационный менеджмент: Учеб. Пособие - М.: ИНФРА-М, 2014. - 311с. - (Высшее образование: Бакалавриат)

2.      Тебекин А.В. Инновационный менеджмент: учебник для бакалавров/ - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 476 с. - (серия: бакалавр базовый курс)

3.      Электронный журнал "Знание, понимание, умение", А.В. Мартыненко, статья "Высокие технологии и высшее образование", 2006 год. URL: #"875958.files/image008.gif">

Приложение Б


Похожие работы на - Методика экспертизы инновационного проекта

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!