Концентрация производства на предприятии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    54,67 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Концентрация производства на предприятии















Курсовая работа

по экономики организации (предприятия)

на тему «Концентрация производства на предприятии»

Содержание

Введение

Глава 1.Концентрация производства на предприятии

1.1 Сущность, формы и показатели концентрации производства

.2 Экономические аспекты концентрации производства

Глава 2. Практическая часть

.1 Производственная программа предприятия

.2 Планирование затрат на производство и реализацию продукции

.3 Планирование внереализационных расходов

.4 Порядок формирования и распределения прибыли предприятия

.5 Расчёт точки безубыточности

.6Технико-экономические показатели предприятия

Заключение

Список литературы

Введение

Для достижения целей, которые не могут быть достигнуты отдельными предприятиями во многих сферах хозяйства, прибегают к кооперации и концентрации. Кооперация возникает, когда экономически самостоятельные предприятия путем договоров берут на себя обязательства о совместной деятельности.

О концентрации говорят, когда от экономической самостоятельности отдельных фирм и предприятий отказываются и производство подчиняется общему центральному руководству

Концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства являются прогрессивными формами общественной организации производства, и об этом никогда не следует забывать, так как их использование и развитие на практике всегда приносили выгоду для общества в целом и предприятия в частности.

Концентрация - это процесс, направленный на увеличение выпуска продукции или оказания услуг на предприятии.

Специализация - это процесс сосредоточения выпуска определенных видов продукции в отдельных отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделениях, т.е. это процесс производства однородной продукции или выполнения отдельных технологических операций.

Кооперирование - это длительные производственные связи между предприятиями, выпускающими какую-то сложную продукцию.

Комбинирование производства представляет процесс выпуска разнородной продукции на предприятии за счет последовательности выполнения технологических стадий обработки сырья и отходов производства.

Каждый предприниматель хочет, чтобы его предприятие становилось больше, ведь чем больше предприятие, тем больше прибыль, т.к. эту организацию знает много потребителей и продукцию больше приобретают. Но для того чтобы расширить свою организацию нужно быть готовым ко всем трудностям, именно поэтому данная тема является актуальной в наше время.

Целью данной курсовой работы является изучение концентрации производства на предприятии.

Задачами работы являются:

рассмотреть сущность, формы и показатели концентрации производства;

изучить экономические аспекты концентрации производства

провести экономические расчеты

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, в первой главе рассматриваются теоретические данные о концентрации производства, а во второй главе рассчитываются экономические показатели предприятия.

1. Концентрация производства на предприятии

1.1 Сущность, формы и показатели концентрации производства

Концентрация выражает процесс сосредоточения производства на крупных предприятиях. Этот процесс характеризуется увеличением размеров промышленных предприятий и ростом доли крупных предприятий в общем выпуске продукции отрасли. Концентрация производства находится в тесной взаимосвязи с другими формами общественной организации производства и имеет среди них определяющее значение. Высокий уровень концентрации является обязательной предпосылкой применения новейшей высокопроизводительной техники, осуществления рациональных форм специализации, кооперирования и комбинирования.

Сущность концентрации производства проявляется в укрупнении размеров предприятий (абсолютная концентрация) и в распределении общего объема производства отраслей промышленности между предприятиями разного размера (относительная концентрация). Относительная концентрация формируется под воздействием абсолютной, поэтому при анализе и планировании первостепенное значение имеет определение абсолютной концентрации.[2]

Концентрация производства может осуществляться в трех основных формах:

концентрация разнородных производств на предприятиях универсального типа;

концентрация производства однородной продукции на специализированных предприятиях;

концентрация на основе комбинирования взаимосвязанных производств в рамках одного предприятия.

Первая форма концентрации является характерной для машиностроения, вторая присуща всем отраслям добывающей промышленности, промышленности строительных материалов, некоторым отраслям пищевой промышленности (мукомольная, сахарная), а третья - для металлургии, химической, целлюлозно-бумажной и пищевой промышленности (маслодельная, мясная, спиртовая и другие).

Специализированное крупное предприятие и комбинат - это две прогрессивные формы концентрации, обеспечивающие наиболее высокую эффективность производства. С точки зрения основных направлений процесса укрупнения промышленности, концентрация имеет такие формы, как собственно концентрация и централизация. Собственно концентрация представляет собой рост промышленности за счет производственного наклонения. Она реализуется через создание новых крупных предприятий и реконструкцию, и расширение действующих.[8]

Весьма эффективной формой концентрации промышленности является централизация. До настоящего времени централизация промышленности осуществлялась преимущественно в виде процесса формирования крупных объединений. Создание производственных объединений на базе действующих предприятий - наиболее быстрый путь усиления концентрации производства.

В зависимости от того, на каком уровне и как происходит укрупнение производства, различают: агрегатную концентрацию непосредственно отражает научно-технический прогресс, происходит практически во всех отраслях промышленности и развивается только интенсивным путем; технологическую концентрацию значительно сложнее агрегатной, ее уровень зависит как от интенсивных, так и экстенсивных факторов; заводскую концентрацию, которая выражается в увеличении размеров предприятий, наиболее сложна. Укрупнение предприятий может осуществляться за счет технологической концентрации, увеличения количества производств в составе предприятий или за счет простого объединения нескольких предприятий в одно без каких бы то ни было изменений в технике и организации производства.

В последнем случае заводская концентрация принимает форму централизации и называется организационно-хозяйственной концентрацией.

Увеличение масштабов производства в процессе концентрации и централизации осуществляется по следующим направлениям: горизонтальная интеграция; вертикальная интеграция; комбинация разно отраслевых компаний, технологически не связанных между собой.[1]

Для характеристики концентрации производства и ее отраслевых особенностей могут быть использованы, в зависимости от поставленных задач, как отдельные показатели, так и их система. Абсолютные размеры предприятия определяются с помощью следующих показателей: объем производства продукции за год; среднегодовая численность промышленно-производственного персонала; среднегодовая стоимость основных производственных фондов. В отдельных случаях могут быть использованы такие показатели, как величина энергетической мощности, обслуживающей производственный процесс, и мощность основных агрегатов.

Показателями уровня концентрации производства в отраслях промышленности являются: объем выпуска продукции за год, приходящийся в среднем на одно предприятие; удельный вес продукции, вырабатываемой крупными предприятиями, в общем объеме производства валовой продукции; удельный вес числа крупных предприятий в общей их численности в целом; удельный вес численности промышленно-производственного персонала или рабочих крупных предприятий в общей их численности; удельный вес основных производственных фондов, сосредоточенных на крупных предприятиях, в общей их стоимости в отрасли; удельный вес потребления электроэнергии крупными предприятиями в общем потреблении ее отраслью промышленности.

Главным среди перечисленных показателей является объем производства продукции, который с большей объективностью характеризует данную форму общественной организации производства.[6]

Так как существует несколько способов улучшения работы предприятия, концентрация одно из них, но перед тем как проводить укрупнение организации, предприниматель должен привести все дела в порядок на уже существующей организации, что позволит более точно проводить все операции на уже концентрированной организации.

прибыль концентрация затраты безубыточность

1.2 Экономические аспекты концентрации производства

Экономические показатели работы предприятия (себестоимость, прибыль, рентабельность, производительность труда, материалоемкость и др.) в значительной мере зависят от развития концентрации производства, т.е. от объема выпускаемой продукции. С развитием концентрации экономические показатели работы предприятия, как правило, улучшаются до его оптимальных размеров, а затем могут ухудшаться.[4]

Известно, что объем выпускаемой продукции зависит от величины задействованных производственных ресурсов, т.е. от величины переменного и постоянного капитала. Но поскольку на изменение количества используемых в производственном процессе ресурсов затрачивается разное время, необходимо различать краткосрочный и долгосрочный периоды.

На предприятии объем выпуска продукции может быть увеличен за счет наиболее полного использования мощностей, в этом случае цель достаточно быстро достигается путем привлечения дополнительного количества переменного капитала. Если на предприятии отсутствует резерв производственных мощностей, то в этом случае увеличение выпуска продукции требует достаточно длительного времени и привлечения не только переменного, но и постоянного капитала. В первом случае экономический эффект достигается за счет снижения условно-постоянных затрат на единицу продукции.[8]

Крупные предприятия имеют существенные как преимущества, так и недостатки перед средними и мелкими предприятиями. Преимущества в общем плане проявляются в следующем:

• являются проводниками научно-технического прогресса, так как имеют возможность осуществления всего цикла «наука -производство», т.е. проведения крупномасштабных научно-исследовательских, поисковых и прикладных работ, проектных и конструкторских работ, создания новой техники и ее распространения;

• легче внедряются и лучше используют более современное и высокопроизводительное оборудование;

• создают лучшие предпосылки для применения более совершенной организации производства;

• с увеличением объема производства постоянные расходы на единицу продукции снижаются, что ведет к снижению издержек производства;

• больше возможностей для углубления разделения и кооперирования труда;

• достигается большой эффект от применения ЭВМ. Крупные предприятия, как уже отмечалось, имеют не только преимущества, но и недостатки, которые следует учитывать при проектировании и создании предприятий такого масштаба.[10]

К недостаткам крупных предприятий следует прежде всего отнести:

• увеличение транспортных расходов на подвоз сырья, материалов и комплектующих изделий к предприятию и отправку готовой продукции потребителям вследствие возрастания радиуса транспортировки;

• необходимость больших инвестиций на сооружение крупных предприятий и продолжительный срок их строительства;

• усложнение процесса управления с возрастанием масштабов предприятия;

• повышение нагрузки на природную среду со всеми вытекающими отсюда последствиями;

• нарушение принципа равномерного размещения промышленного производства и комплексного развития отдельных регионов страны;

• возможность монополизации производства и др. Концентрация на любом предприятии должна контролироваться с целью достижения минимальных затрат на выпуск продукции независимо от того, по каким формам развивается этот процесс, т.е. на предприятии должны стремиться к выпуску оптимального объема продукции.[8]

В отечественной литературе известны два подхода к определению оптимального размера предприятия. Первый подход связан с минимизацией приведенных затрат (Зi) на выпуск продукции, т.е.


где Сi - себестоимость продукции по i-му варианту;

EH - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;

Кi - капитальные вложения по i-му варианту;

ЗTPi, - транспортные расходы по i-му варианту.

Оптимальным считается такой размер предприятия, при котором достигается минимум приведенных затрат.

Также известен и графический метод определения оптимального размера предприятия, суть которого показана на рис. 1.

Рисунок 1. Графический метод определения оптимального размера предприятия: А - внутрипроизводственные затраты на выпуск продукции; В внепроизводственные затраты; П - полные затраты на производство и реализацию продукции

Зависимость полных затрат на производство и реализацию продукции от объема производства

На рис. 1. показана зависимость внутрипроизводственных затрат (А), внепроизводственных (В) и полных затрат (П = А+В) от объема выпускаемой продукции. Оптимальный размер предприятия достигается при минимуме полных затрат на выпуск продукции. На рисунке этот минимум обозначен точкой К.

В западной литературе оптимальный размер предприятия определяется сопоставлением положительного и отрицательного эффекта масштабов производства. Вместо оптимального размера предприятия используется концепция минимального размера предприятия. Он представляет собой просто наименьший объем производства, при котором фирма может минимизировать свои долгосрочные средние издержки на единицу продукции.

Проиллюстрируем эту концепцию на рис. 2.

Рис. 2. Одна из возможных кривых зависимости долгосрочных средних издержек от объема производства

На этом рисунке экономия издержек от роста масштабов производства достигается на участке АБ, затем до точки В издержки остаются постоянными, а на отрезке ВС они возрастают.

Минимальный эффективный размер предприятия достигается на участке OV1, и он продолжается до точки V2, так как на участке V1-V2 фирма обеспечивает себе минимальные средние издержки.

Участок кривой ВС характеризует рост средних издержек производства от увеличения объема производства, т.е. для фирмы наращивать объемы выпуска продукции больше V2 невыгодно.

Для того чтобы этот методический подход для определения оптимального размера предприятия мог использоваться в отечественной практике, необходимо на каждом предприятии определять кривую зависимости долгосрочных средних издержек от объема производства.

Исходя из всего можно сделать вывод, что для того чтобы предприниматель     при производстве и реализации продукции не понес убытки и издержки, необходимо наиболее точно определить концепцию предприятия, ведь именно тогда предприниматель сможет минимизировать издержки и потери, а также убытки.

Раздел 2. Практическая часть

.1 Производственная программа предприятия

Таблица 1. Технико-экономические показатели предприятия в базисном и плановом периоде

|№ п/п

Показатели

Единица измерения

Период




базисный

плановый

1.

Годовая производственная мощность предприятия

т

600

600

2

Годовой объем производства

т

360

432

3.

Коэффициент использования производственной мощности

%

60

72

4.

Вид продукции

Продукция потребительского спроса, одного наименования


Расчет годового объёма продукции в тоннах:

*72/100=432 т.

Таблица 2. Годовой план производства продукции

Наименование показателя

Единица измерения

Значение показателя

объем реализуемой продукции в натуральном выражении

т.

432

Цена отпуска без НДС

руб.

18603,3

Объем реализуемой продукции в стоимостном выражении

руб.

8036625,6


Цена отпуска без НДС:

1)      Себестоимость одной тонны продукции=6697159,1/432=15502,7 руб.

2)      Цена одной тонны продукции=15502,7+15502,7*20/100= 18603,3 руб.

Объём реализованной продукции в стоимостном выражении:

*18603,3 = 8036625,6 руб.

2.2 Планирование затрат на производство и реализацию продукции

Таблица 3. Годовая плановая смета затрат на производство и реализацию продукции

№ и/ п

'Элементы затрат

Удельный вес, %

1

Материальные затраты

2543579

38


В том числе:




- сырье;

2052864

30,6


- вспомогательные материалы;

155520

2,3


- запасные части для ремонта оборудования

104075

1,6


- электроэнергия, вода

219024 12096

3,3 0,2

2

Затраты на оплату труда

1508760

22,5

3

Единый социальный налог

392277,6

5,9

4

Амортизация

1379000

20,6

5

Прочие затраты

873542,5

13


В том числе:




- налоги и своры;

273542,5

4


- затраты на ремонт основных средств

240000

3,6


- другие затраты (на страхование имущества. оплата услуг связи, командировочные, канцелярские, охрана имущества, консультационные услуги)

360000

5,4


Производственная себестоимость товарной продукции

6697159,1

100


Сырьё:

А 432*5800*0,5=1252800 руб.

Б 432*0,11*7500=356400 руб.

В 432*0,07*6100=184464 руб.

Г 432*0,04*15000=259200 руб.

+356400+184464+259200=2052864 руб.

Вспомогательные материалы:

*400*0,9=155520 руб.

Запасные части:

*1,15=104075 руб.

Электроэнергия, вода:

*300*1,69=219024 руб.

*4*7=12096 руб.

Материальные затраты:

+155520+104075+219024+12096=2543579 руб.

Затраты на оплату труда:

Основные рабочие 12*3100*12=446400 руб.

Вспомогательные рабочие 6*2900*12=208800 руб.

Руководители 5*4200*12=252000 руб.

Специалисты 9*3300*12=356400 руб.

Технические исполнители 5*1800*12=108000 руб.

+208800+252000+356400+108000=1371600 руб. - общая сумма затрат на оплату труда

*10%=137160 руб.

ЕСН:

*26%=392277,6 руб.

Амортизация:

) Здания Nи=100/20=5%

А=7160000*5%=35800 руб.

) Машины и оборудование Nи=100/8=12,5%

А=3620000*12,5*2/100=905000 руб.

)        Транспортные средства Nи=100/5=20%

А=580000*20%=116000 руб.

Общая А=35800+905000+116000=1379000 руб.

Прочие затраты:

)        2543579+1508760+392277,6 +1379000=5823616,6 руб.

)        5823616,6*15%=873542,5 руб.

Производственная себестоимость:

)        5823616,6+873542,5=6697159,1 руб.

Удельный вес:

Сырьё:

Х= 2052864 *100/6697159,1=30,7

Вспомогательные материалы:

Х=155520*100/6697159,1=2,3

Запасные части для ремонта оборудования:

Х=104075*100/6697159,1=1,6

Электроэнергия:

Х=219024*100/6697159,1=3,3

Вода:

Х=12096*100/6697159,1=0,2

Затраты на оплату труда:

Х=1508760*100/6697159,1=22,5

ЕСН:

Х=392277,6 *100/6697159,1=5,9

Амортизация:

Х=1379000*100/6697159,1=20,6

Прочие расходы:

Налоги и сборы:

Х=273542,5*100/6697159,1=4,1

Затраты на ремонт основных средств:

Х=240000*100/6697159,1=3,6

Другие затраты:

Х=360000*100/6697159,1=5,4

2.3 Планирование внереализационных расходов

1.      Плановая потребность в оборотных средствах равна произведению производственной себестоимости товарной продукции на коэффициент загрузки средств в обороте (К3), который равен 0,17 руб. на 1 руб. товарной продукции.

,1*0,17=1138517 руб.

.        Обеспеченность собственными оборотными средствами равна произведению плановой потребности в оборотных средствах и (Ксос) коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, который равен 0,7 руб.

*0,7=796961,9 руб.

.        Недостаток оборотных средств для производственной деятельности равен разнице между плановой потребности в оборотных средствах и обеспеченностью собственными оборотными средствами.

-796961,9=341555,1 руб.

.        Недостаток оборотных средств финансируется за счёт кредита под 18% годовых.

Внереализационные расходы = 341555,1*18% =61480 руб.

.4 Порядок формирования и распределения прибыли предприятия

Таблица 4. Показатели прибыли ООО «Elektronic» (наименование предприятия)

№ п\п

Наименование показателя

Значения показателя, руб.

1

Доходы от реализации продукции

8036625,6

2.

Расходы на производство и реализацию продукции

6697159,1

3

Внереализационные расходы

61480

4.

Прибыль

1277986,5

5.

Налог на прибыль

306716,8


Чистая прибыль

971269,7

Налог на прибыль = 1277986,5 *24%=306716,8 руб.

Чистая прибыль = 1277986,5-306716,8 =971269,7 руб.

Рис. 1 Распределение прибыли

Таблица 5. Распределение чистой прибыли

№ п/п

показатели

% отчислений (согласно Уставу)

сумма, руб.

Доля в % к чистой прибыли

1

Чистая прибыль

100

971269,7

100

2

Резервный фонд

24,6

238932,3

24,3

3

Фонд накопления

18,6

180656,2

18,6

4

Фонд потребления

23,6

229219,6

23,6

5

Прибыль к распределению между участниками

33,1

321490,3

33,1


971269,7*24,6%=238932,3 руб.

,7*18,6%=180656,2 руб.

971269,7*23,6%=229219,6 руб.

,7*33,1%=321490,3 руб.

2.5. Расчет точки безубыточности

Таблица 6. Расчет безубыточного объёма продаж

Наименование показателя

Значение показателя

Всего производственная себестоимость товарной продукции, руб.

6697159,1

в т.ч.


Постоянные расходы

2748895,1

Переменные расходы

3948264

Безубыточный объем продаж в натуральном выражении, т

290,5

Безубыточный объем продаж стоимостном выражении, руб.

5404258,6


Постоянные расходы

,1-3948264=2748895,1 руб.

Переменные расходы

+2052864+155520+219024+12096=3948264 руб.

Тн=А/(Ц-В)

где А - сумма постоянных затрат на весь объём товарной продукции;

Ц - цена единицы продукции;

В - переменные затраты на единицу продукции;

В=3948264/432=9139,5 руб.

Тн=2748895,1/(18603,3-9139,5)=290,5 т.

Тс= Тн* Ц

Тс=290,5*18603,3=5404258,6 руб.

2.6 Технико-экономические показатели предприятия

Таблица 7

Плановые годовые технико-экономические показатели предприятия

Единица измерения

Значение показателя

1

Годовая производственная мощность

т.

600

2

Коэффициент использования производственной мощности

%

72

3

Основные производственные фонды

руб.

7664000

4

Оборотные средства

руб.

1138517

5

Объём реализуемой продукции в натуральном и стоимостном выражении

т. руб.

432 8036625,6

6

Цена единицы продукции

руб.

18603,3

7

Затраты на производство и реализацию продукции

руб.

6697159,1

8

Затраты на 1 руб. товарной продукции

руб.

0,8

9

Балансовая прибыль

руб.

1277986,5

10

Чистая прибыль

руб.

971269,7

11

Численность промышленно производственного персонала (ПИП)

чел.

37

12

Фонд заработной платы ППП

руб.

1901037,6

13

Средняя заработная плата одного работающего на предприятии

руб.

51379,4

14

Рентабельность продаж

руб.

16 %

15

Чистая рентабельность предприятия

руб.

12%

16

Производительность труда

руб.

181004,3

17

Фондоотдача

руб.

1,05

Фондоёмкость

руб.

0,95

19

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

оборотов

7,06

20

Длительность одного оборота

дней

51


8. Затраты на один руб. товарной продукции = затраты на производство и реализацию продукции/ объем реализуемой продукции в стоимостном выражении:

,1/8036625,6=0,8 руб.

. Фонд заработной платы равен сумме затрат на оплату труда и ЕСН:

+392277,6=1901037,6 руб.

. Средняя з/плата одного работающего на предприятии:

,6/37= 51379,4 руб.

. Рентабельность продаж = балансовая прибыль/объём реализуемой продукции в стоимостном выражении:

,5/8036625,6=0,16 *100 =16%

. Чистая рентабельность = чистая прибыль/объём реализуемой продукции в стоимостном выражении:

,7/8036625,6=0,12*100 =12%

. Производительность труда = объём реализуемой продукции в стоимостном выражении/численность промышленно производственного персонала:

,1/37= 181004,3 руб.

. Фондоотдача = объём реализуемой продукции в стоимостном выражении/основные производственные фонды:

,6/7664000 =1,05 руб.

. Фондоёмкость = основные производственные фонды/объём реализуемой продукции в стоимостном выражении:

/8036625,6=0,95 руб.

. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств = объём реализуемой продукции в стоимостном выражении/оборотные средства:

,6/1138517= 7,06 оборотов.

. Длительность одного оборота =360 дней/ коэффициент оборачиваемости оборотных средств:

/7,06 =51 день

Заключение

Концентрация производства становится наиболее типичной стратегией повышения его эффективности в условиях стабилизации российской экономики.

Концентрация производства создает возможности для более эффективного использования высокопроизводительной техники и неуклонного роста производительности общественного труда. В то же время высокий уровень концентрации не всегда отражает высокую экономическую эффективность производства. Между показателями концентрации производства и его экономическими показателями нет прямой связи. Если предприятие характеризуется большими размерами, а их структура и масштабы выпуска продукции не являются оптимальными для данной отрасли, то уровень концентрации не может служить показателем эффективность производства.

При планировании концентрации производства указывается необходимость сосредоточить изготовление однородной продукции или выполнения аналогичных работ на предприятиях оптимальных размеров.

Для совершенствования внутрипроизводственного управления изготовлением конструктивно и технологически однородной продукции следует проводить разукрупнение чрезмерно больших предприятий, создавать дочерние фирмы.

На основе данных, полученных во второй части, можно подвести итоги:

Годовая производственная мощность 600 т.

Коэффициент использования производственной мощности       72%

Основные производственные фонды 7664000 руб.

Оборотные средства 1138517 руб.

Объём реализуемой продукции в натуральном и стоимостном выражении 432т.

,6руб.

Цена единицы продукции18603,3 руб.

Затраты на производство и реализацию продукции 6697159,1руб.

Затраты на 1 руб. товарной продукции 0,8 руб.

Балансовая прибыль1277986,5 руб.

Чистая прибыль 971269,7руб.

Численность промышленно производственного персонала (ПИП) 37чел.

Фонд заработной платы ППП       1901037,6руб.

Средняя заработная плата одного работающего на предприятии 51379,4 руб.

Рентабельность продаж 16 %

Чистая рентабельность предприятия 12%       руб.

Производительность труда 181004,3руб.

Фондоотдача 1,05руб.

Фондоёмкость    0,95 руб.

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств 7,06оборотов

Длительность одного оборота 51 день

Список литературы

1.      Купряков Е.М. Стандартизация и качество промышленной продукции. М.: Высшая школа, 2009.

.        Семериков В.Н. Организационно-правовые проблемы стандартизации. Стандарты и качество, №1, 2010.

.        Словарь-справочник менеджера. / Под.ред. М.Г. Лапучты. - М.: ИНФРА-М, 2006.

.        Справочник директора предприятия. / Под.ред. М.Г. Лапучты. - М.: ИНФРА-М, 2006.

. Теория и практика антикризисного управления: Учебник/ Под ред. С.Г. Беляева, В.И. Кошкина. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2006

. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Л.Я. Аврашков, В.В. Адамчук и др.; Под ред. Проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 200

7. Абрютина М.С. Экономика предприятия./ М.: Издательство «Дело и Сервис», 2014. С.34-38.

8. Елизаров Ю.Ф., Экономика организаций (предприятий): учебник для вузов./М.: Издательство «Экзамен», 2008. С. 12-47

. Матвиевская Г. А. Основы экономической деятельности предприятия: Учебное пособие. - АлтГТУ им. И.И. Ползунова. - Барнаул. Изд-во АлтГТУ, 2014. - 144 с.

. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. проф. О. И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА- М, 2009.

Похожие работы на - Концентрация производства на предприятии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!