Цели, задачи и функции имиджа региона

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,97 Кб
  • Опубликовано:
    2016-04-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Цели, задачи и функции имиджа региона

Содержание

Введение

1. Понятие имиджа региона

2. Цели и задачи имиджа региона

3. Функции имиджа региона

Заключение

Список литературы

Введение

Российская Федерация представляет собой не просто федеративное, мультикультурное государство. Это еще и многообразие образов, которые формируют целостный имидж России как внутри страны, так и за ее пределами. Консолидированный имидж России во многом создается мозаикой образов отдельных российских регионов, каждый из которых по-своему уникален и интересен. Все чаще можно встретить мнения, что национальной идеей России должна быть провозглашена борьба за конкурентоспособность личностей, идей, регионов, а следовательно, и их неповторимых образов. В этой связи имидж российских регионов становится категорией, нуждающейся в подробном исследовании и разработке специальных социальных и маркетинговых технологий для его эффективного формирования и продвижения.

Имидж является одним из определяющих факторов восприятия регионов, что в свою очередь оказывает влияние на лояльность со стороны федерального центра, других субъектов РФ, международного сообщества.

Общественно-политическая, культурно-историческая, инвестиционная привлекательность регионов не возникает на пустом месте, а является следствием сформированного и актуализированного имиджа. Каждый регион представлен в массовом сознании образом, наделенным уникальными характеристиками. Такие представления являются своего рода концентратом общественного мнения.

Цель работы - определить цели, задачи и функции имиджа региона.

Задачи:

-дать понятие имиджа региона;

-определить цели и задачи имиджа региона;

-рассмотреть функции имиджа региона.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

1. Понятие имиджа региона

Имидж может быть представлен в различных измерениях: экономическом, психологическом, социологическом, политологическом, коммуникативном и пр.

В философии имидж понимается как форма отражения и освоения человеком объектов мира. В психологии, когда идёт речь об имидже как образе, то имеются в виду формирование представлений о внутренних качествах объекта, субъекта или явления через внешние побудительные силы образа. Центральными проблемами имидж психологии как самостоятельной области исследования являются вопросы управления имиджем в индивидуальном и массовом сознании представителей различных этносов и культур, отдельных групп и аудиторий.

В социологии под имиджем подразумевается: а) внешний образ, создаваемый субъектом, с целью вызвать определённое впечатление, мнение, отношение у других, б) совокупность свойств, приписываемых рекламой, пропагандой, модой, предрассудками, традицией и т.п., объекту с целью вызвать определённые реакции по отношению к нему.

В коммуникативной и рекламной деятельности подход к анализу образов более прагматичен и имидж понимается как образ потребности, создаваемый художественными средствами.

В экономической географии изучаются географические образы или образы пространства (а именно: образ местности, образ территории, образ региона, образ страны) (Д. Замятин, Н. Замятина). В данной предметной области под имиджем территории понимается «совокупность или система базовых (простых) представлений об определенной территории, создаваемая, репрезентируемая и транслируемая преимущественно с помощью СМИ в конкретных политических, социокультурных, экономических целях». С позиций социально-управленческого подхода, имидж территории может быть рассмотрен как «комплекс объективных взаимосвязанных между собой характеристик государственной системы, сформировавшихся в процессе эволюционного развития российской государственности как сложной многофакторной подсистемы мирового устройства, эффективность взаимодействия звеньев которой определяет тенденции социально-экономических, общественно-политических, национально-конфессиональных и иных процессов в регионе».

С позиции восприятия образа объектами имиджмейкинга, имидж региона - это «относительно устойчивая и воспроизводящаяся в массовом и/или индивидуальном сознании совокупность эмоциональных, рациональных представлений, убеждений и ощущений людей, которые возникают по поводу особенностей региона, складываются на основе всей информации, полученной о регионе из различных источников, а также собственного опыта и впечатлений».

По прежнему в науке и практике господствует маркетинговый подход к имиджу, широко актуализировано его использование в коммерческой сфере и в области рекламы, однако, значимость фактора имиджа в политической деятельности также велика. Под имиджем в политологии, по мнению А.И. Соловьева, подразумевается «сознательно сконструированный образ (индивида, партии, государства)». И.И. Санжаревский определяет его как «целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т. п.». В.Н. Задорожный под политическим имиджем государства предлагает понимать «воображаемый образ данного государства у граждан страны и зарубежья... специально моделируемое целенаправленное отражение, т.е. отражение уже созданного профессионалами образа на основе некоторой реальности.

Анализируя семантику термина «имидж» в политологии А.Ю. Еременко констатирует его многосоставность - «имидж является многосоставной категорией, формируется сознательно, а также обладает характером стереотипа... создается инструментами массовой коммуникации с целью манипуляторного управления массовым сознанием целевой аудитории относительно того или иного объекта - организации, государства, институтов, лидеров и др.».

Таким образом, на сегодняшний момент единого общепринятого понятия «имидж» вследствие многозначности категории и междисциплинарности использования не сложилось, каждый автор акцентирует значимые для него моменты, в т. ч. с точки зрения научной направленности анализа, но сформировались два основных направления исследований: во-первых, разработка основ теории имиджа; во-вторых, изучение комплекса прикладных методов формирующих имидж.

Имидж региона складывается на основе представления о нем. В структуре этих представлений, как правило, выделяются три наиболее важных компонента:

официальная информация о регионе;

обобщенные представления о регионе как о социальном организме;

житейские сведения о реальном состоянии и действиях властей.

Соответственно к созданию имиджа региона, как отмечает Э.А. Галумов, причастны следующие субъекты имиджмейкинга:

сам регион в лице представителей власти, на этом уровне сочетаются функции заказчика и исполнителя; средства массовой информации и коммуникации; специалисты (политтехнологи, имиджмейкеры, пресс-секретари и т. п.);

внешнеэкономические и дипломатические службы;

государственные и общественные организации;

спортивные и культурные организации и мероприятия, система образования, наука, кадровая политика;

отдельные индивиды (выходцы из региона, представленные в центральных органах власти, известные региональные политики, деятели культуры, науки).

Под объектами коммуникативного воздействия в региональном имиджмейкинге понимаются участники политического процесса, представляющие собой конкретные группы общественности.

Применительно к процессу регионального имиджмейкинга, Д.Н. Замятин предлагает разделять целевые аудитории на внешние, воспринимающие образ региона со стороны (население других регионов, зарубежные аудитории) и внутренние целевые аудитории (местные жители).

При обобщении встречающихся в разных источниках типологий имиджа территорий наиболее логичной представляется следующая:

а) реальный (объективный) имидж - впечатление о регионе сложившиеся у общественности на локальном, национальном и международном уровнях;

б) субъективный имидж - представление главы региона, его окружения о том, как воспринимают граждане имидж региона или представление граждан, каким их регион видится за его пределами;

в) конструируемый имидж - образ, который пытаются создать команда главы региона или привлеченные специалисты.

Имидж региона, как и имидж страны, формируется на разных уровнях отражения бытия, но имеет и свои особенности. Когда вопрос переходит на региональный уровень, отмечает И.А. Шабалин, то более значительно, прагматично и четко обнажаются экономические интересы. Кроме того, на имидже региона сказываются взаимоотношения с федеральным центром и другими регионами, его инвестиционный потенциал, состояние экономики, а также влияют гуманитарные, так называемые «мягкие» факторы. Сюда же можно отнести историко-культурные традиции, национальное и этно-конфессиональное своеобразие, особенности информационной политики и т. п.

Изучение исследований по имиджевой проблематике, публикаций российской периодической печати, других источников, а также анализ имиджа некоторых субъектов РФ позволили определить основные имиджеобразующие факторы региона: геополитические и географические особенности (центр - провинция); характер политической ситуации: соблюдение (несоблюдение) прав человека, демократических свобод; отношения с центром: ориентация на интеграцию (дезинтеграцию);состояние экономики, инвестиционные возможности региона; международные и межрегиональные отношения региона; ситуация в социальной сфере специфика историко-культурных традиций; национальное, этноконфессиональное своеобразие региона; имиджевая политика как составляющая политики информационной; качество человеческого потенциала (роль лидера региона); внешнюю атрибутику (гербы, флаги, эмблемы и т.п.); историю региона и его традиции; качество функционирования расположенных на нем субъектов хозяйствования; транспортные коммуникации и т. д.

2. Цели и задачи имиджа региона

Имидж региона как инструмент регионального менеджмента влияет на построение стратегии развития территории, на выбор целевой направленности предпринимательской деятельности, на уровень развития бизнес-среды. Эффективность сформированного имиджа региона определена в осознанные населения его преимуществ над другими. Важным фактором в этом процессе является развитие информационной деятельности, осуществляемой на принципах сбора, обработки, корректировки, обновления, пополнения и воспроизведения информации о территории.

Рассмотрим цели имиджа регионов с точки зрения авторов, таких как Шабунин А.С. и Яшина Е.З.

Шабунин А.С. считает, что целью имиджа региона является обеспеченье мгновенного узнавания данной территории целевой аудиторией и ее настрой на однозначно положительное влияние региона.

Яшина Е.З. определяет цель регионального имиджа, как способность вызвать позитивное представление об объекте при трансляции его на значимые диалоговые аудитории.

Таким образом, главной целью имиджа региона является формирование репутации территории в качестве одного из механизмов реализации стратегии ее социально-экономического развития и создания оптимальных условий для удовлетворения совокупности потребностей всех агентов территориального взаимодействия.

Следовательно, основными задачами имиджа региона будет:

.Повышение эмоциональной привлекательности региона.

.Повышение инвестиционной привлекательности региона.

.Повышение инновационной привлекательности региона.

.Повышения качества отношений с партнерами.

.Совершенствование репутации руководства региона.

.Повышение социальной ответственности территории.

Среди задач, связанных с развитием имиджевой стратегии российских регионов в коммуникационном пространстве, выделим следующие:

разработка концепции позиционирования имиджа региона в коммуникационном пространстве;

повышение степени региональной идентичности граждан, активизация исторической памяти, привлечение внимания к историческим датам, культурным и научным достижениям региона;

активизация культурных центров в регионе, привлечение внимания к культурным ценностям, организация выставок, конференций, форумов с привлечением местных деятелей культуры и искусства· развитие системы местных коммуникаций, активизация регионального медиа-пространства, где важно продвигать перспективные идеи развития региона в самых разных ракурсах;

повышение конкурентоспособности региональных предприятий;

повышение привлекательности региона для перспективных инвесторов, привлечение в регион новых предприятий;

увеличение потока деловых и обычных туристов, развитие экологического туризма;

привлечение внимания федеральной власти к проблемами достижениям региона;

привлечение жителей к решению региональных проблем.

К сожалению, в России пока ещё мало примеров, когда региональные власти всерьёз занимаются проблемой продвижения имиджа своих регионов. Однако, грамотно выстроенная имиджевая политика позволяет значительно повысить инвестиционную привлекательность региона, увеличить финансовые поступления минимум на 20%. Разработка стратегий и программ комплексного продвижения регионов позволяет оптимизировать бюджетные и внебюджетные расходы на имиджевые проекты.

Формирование имиджа региона происходит на пяти этапах.

. Выявление и диагностика проблемы; определение возможностей ее решения; принятие управленческих решений; проектирование будущей модели позитивного имиджа региона.

. Подготовка основы для продвижения нового имиджа региона среди целевой аудитории; проведение первичных работ.

. Активное продвижение нового образа с помощью средств массовой информации, печатных изданий и сети Интернет.

. Поддержка положительного имиджа региона, осуществление контроля над его соблюдением; корректировка в случае необходимости некоторых элементов уже созданной модели положительного имиджа.

Имидж региона разделяют на два вида: внешний и внутренний. Внешний имидж региона формируется на основе распространенной информации, рейтингов, различных индексов, характеризующих экономическую, социальную, политическую и культурную составляющую развития региона. Источниками формирования внешнего имиджа также могут быть рассказы, слухи и впечатления людей. Внутренний имидж региона базируется на собственном опыте населения, проживающего на его территории.

Существует еще несколько различных классификаций имиджа региона. Так, например, ученые Петкова Л. и Проскурин В. выделяют четыре вида имиджа территорий: зеркальный имидж (как мы видим себя); реальный имидж (как другие видят нас); желаемый имидж (как мы хотим, чтобы другие видели нас); оптимальный имидж (учитывая все недостатки и тот имидж, которого можно достичь).

Можно предоставить такую классификацию видов регионального имиджа:

внутренний (формируется в пределах территории) и внешний (формируется за пределами территории);

субъективный (мнение одного человека) и объективный (мнение отдельной группы людей, коллектива);

реальный (тот, что на самом деле существует и признан большинством) и нереальный (искусственно навязанный).

Также рекомендуется разделять имидж региона по направлениям исследования отдельных сфер деятельности:

инвестиционный - отражение реального инвестиционного климата территории в воображении экономических субъектов;

туристический - отображение уровня туристической привлекательности региона и факторов, способствующих увеличению потока туристов;

социально-экономический - отражение социального добробутута региона на основе устойчивого экономического развития;

политический - отражение здорового политического климата региона, а именно: согласованность, гармонизация и единство действующих политических сил;

культурно-исторический - отражение исторически сложившегося культурного наследия региона и гармонично сочетающихся с ней новых культурных направлений.

По отраслям, которые являются наиболее развитыми или такие, которые являются потенциальными для развития в регионе:

сельскохозяйственный;

промышленно-производственный;

туристско-рекреационный.

При разработке и формировании нового имиджа для региона важным является определение его основных составляющих - это экономические, социальные и культурные оценки

Реализация целей и задач по формированию благоприятного внутреннего и внешнего имиджа региона на государственном и международном уровнях, построение и укрепление тесных отношений взаимосвязи и сотрудничества с другими странами и государствами приведет к:

повышение имиджа региона;

-повышение социального оптимизма и патриотизма жителей региона;

-повышение инвестиционной привлекательности региона, следовательно, увеличению объема инвестиционных вложений в экономику региона и роста благосостояния населения;

-привлечение высококвалифицированных кадров из других регионов, сохранение и приращение собственного интеллектуального потенциала;

-создание благоприятных условий для развития предпринимательства и малого бизнеса, расширения сферы услуг;

-повышение конкурентоспособности местной продукции;

-повышение и укрепление позитивных факторов, формирующих общественное мнение о регионе;

-усиление роли социальной системы в развитии экономического потенциала региона.

Проблемы формирования позитивного имиджа регионов требуют детального изучения и является актуальным вопросом современного развития страны. Необходимым и актуальной задачей, которая встает перед учеными сегодня, является разработка и внедрение инструментов и методов оценки этого новейшего для экономики понятия.

3. Функции имиджа региона

Важнейшими объективными составляющими имиджа территории является совокупность конкурентных преимуществ и недостатков, обусловленными особенностями отраслевой специализации региона, наличием экспортного потенциала, территориальным размещением и транспортным освоением, интеллектуальным и инновационным потенциалом и его соответствием целям развития региона, уровнем развития социальной сферы, состоянием производственного потенциала и сложившимся уровнем инвестиционной активности (объемами инвестиций и качественными характеристиками инвестиционной деятельности) и т.д. Очевидно, что конкурентные преимущества способствуют усилению конкурентоспособности территории, а конкурентные недостатки осложняют процесс ее включения в рыночное пространство. Можно сказать, что имидж региона является представлением о его конкурентные преимущества и недостатки.

К основным функциям имиджа региона относят следующие:

) идентификация (обеспечивает аудитории восприятие информации о положительное в жизнедеятельности региона);

) идеализация (обеспечивает режим наибольшего благоприятствования образа региона);

) противопоставление (строится на основе имиджевых образов других регионов или прошлого своего региона);

) номинативная (отличает регион конкретных условий в среде других регионов, демонстрирует отличительные его черты;

) эстетическая (призвана гармонизировать впечатление, которое производит регион на общественность);

) адресная (связь между имиджем региона и целевой аудиторией, для которой он создавался).

Также в научной литературе систематизируют и определяют такие функции имиджа территорий в системе регионального менеджмента:

аналитическая - предполагает сбор, обработку, анализ информации и оценку социально-экономического положения в регионе с целью улучшения его имиджа; позволяет на основании проведенного анализа выявить фактическое положение дел, положительные и отрицательные факторы, обосновать целесообразность и эффективность используемых приемов и определить тенденции развития;

коммуникативная - установление связи между субъектами региона, страны, представляющими элементы системы и внесистемные элементы в коммуникационной среде;

культурная - способствует улучшению поведенческих отношений к этническим, культурным ценностям;

общехозяйственная - определенная в развитии как отдельных отраслей, регионов, так и в сочетании их в новые формирования и хозяйственные комплексы (кластеры);

экономическая - заключается в диагностике экономических показателей развития региона и выявлении негативных факторов;

финансовая - определяется в обеспечении максимезации благосостояния в регионе, рациональном использовании ресурсов для создания рыночной стоимости, способной покрыть все расходы, связанные с использованием ресурсов, и обеспечить приемлемый уровень дохода на условиях, адекватных риску инвесторов;

инвестиционно-инновационная - инвестирование хозяйственной, культурной, предпринимательской и инновационной деятельности региона, внедрения передовых научно-технических, информационно-коммуникационных и управленческих технологий;

организационная - эффективная организация социально - экономических, культурных и политических интересов, их консолидация и гармонизация;

мотивационная - стимулирует процессы интеграции в мировое сообщество, равнение на мировые стандарты;

прогностическая - позволяет определить возможные сценарии социально-экономического развития региона при формировании того или иного имиджа; направлена на разработку и реализацию конкретной программы, государственных стандартов, оптимальной концепции управления регионом.

В регионах, где стратегия формирования имиджа является составляющей стратегии развития и эффективно реализуется, наблюдаются наиболее высокие темпы роста инвестиций в экономику региона и социальную сферу. Имидж играет положительную роль в развитии и гармонизации социальных отношений, взаимодействия власти и населения по обустройству жизни в регионе, привлечению квалифицированной рабочей силы для реализации региональных программ социально-экономического развития.

Таким образом, имидж региона - один из наиболее действенных социальных инструментов эффективного развития региона. В сегодняшнем информатизированном мире необходимо эффективно использовать имидж как средство привлечения иностранных и внутренних инвестиций.

имидж регион стратегия предпринимательский

Заключение

В заключении работы сделаем следующие выводы.

Имидж - это целое - направлено сформированный образ какого-либо лица, явления, предмета, предназначен осуществить эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо, с целью популяризации, рекламы, обретения устойчивого признания, авторитета

Имидж регионов исследуется в различных контекстах: развития рекламы, маркетинга, массовых коммуникационных процессов, социологии, социальной психологии и др. Однако в рамках региональной экономики этот объект исследован не в полной мере.

Имидж региона, конструируется государственными органами власти, политологами, СМИ, выдающимися деятелями различных сфер общества, населением и гостями региона. Имидж региона не является новым понятием современности, но именно сейчас его исследования приобретает все большую актуальность, поскольку это понятие еще является малоизученным, единого мнения относительно его определения нет.

Главной целью имиджа региона является формирование репутации территории в качестве одного из механизмов реализации стратегии ее социально-экономического развития и создания оптимальных условий для удовлетворения совокупности потребностей всех агентов территориального взаимодействия.

Основными задачами имиджа региона будет: повышение эмоциональной привлекательности региона, повышение инвестиционной привлекательности региона, повышение инновационной привлекательности региона, повышения качества отношений с партнерами, совершенствование репутации руководства региона, повышение социальной ответственности территории. К основным функциям имиджа региона относят следующие: идентификация; идеализация; противопоставление; номинативная; эстетическая; адресная.

Список литературы

1.Антюфеева Е.В., Мавлютова Ю.А. Имидж как инструмент достижения устойчивого развития региона // Вестник алтайской науки. 2015. № 2 (24). С. 55-61.

2.Арлашкина А.Н., Напалкова И.Г. Формирование имиджа регионов России: опыт, проблемы, перспективы // Региональная история. 2014. № 3 (26). С. 53-61.

.Васильконова Е.А. Развитие теории имиджа территорий как активного инструмента регионального менеджмента // БІЗНЕС -ИНФОРМ. 2014. № 12. С. 463-468.

.Напалкова И.Г. Дифференциация регионального социально-экономического развития России: современное состояние и возможности элиминирования // Сложные территориальные системы и пространственное управление. 2012. № 2. С. 109 - 115.

.Овчарова Г.Б. Имидж региона: возможные стратегии позиционирования // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 2-3. С. 43-46.

.Погорелова Н.В., Немыкина С.А. Имидж территории как инвестиционный актив региона // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 4-3. С. 381-382.

.Терских М.В., Малёнова Е.Д. Имидж региона: теоретический аспект (российский и зарубежный опыт) // Политическая лингвистика. 2015. № 2. С. 199-105.

.Черняев И.В. Региональная идентичность и формирование «позитивного» имиджа региона: к вопросу о теоретикометодологических основаниях политики регионального развития // Вестник Российской нации. 2015. Т. 3. № 41-3 (41). С. 196-204.

.Чирков П.С. Проблема имиджа региона в политическом пространстве России // Вопросы политической науки. 2015. С. 29-35.

Похожие работы на - Цели, задачи и функции имиджа региона

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!