Территориальный имидж как инструмент повышения конкурентоспособности субъекта (на примере Иркутской области)

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,42 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Территориальный имидж как инструмент повышения конкурентоспособности субъекта (на примере Иркутской области)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

имени П.А. СТОЛЫПИНА"

Кафедра политических наук





Курсовая работа

по дисциплине: Политическая регионалистика

на тему: Территориальный имидж как инструмент повышения конкурентоспособности субъекта (на примере Иркутской области)


Выполнил:

Студент 4 курса, 408 группы,

очной формы обучения,

специальности политология,

Утикалко Карина Викторовна

Руководитель: Скороходова О. С.


Саратов 2011 г.

Содержание

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы изучения проблем формирования территориального имиджа

1.1 Феномен имиджа: проблема дефиниции

1.2 Конструирование и продвижение регионального имиджа: методологический аспект

Глава II. Формирование имиджа Иркутской области

Заключение

Библиографический список

Введение

Актуальность темы исследования. Результаты реформ постсоветской России, неудачные социально-экономические преобразования, вызвавшие усиление всесторонней дифференциации регионов, актуализировали задачу поиска новых путей обеспечения их конкурентоспособности. Одним из таких инструментов является политический имидж. В последнее время политологи и специалисты в области региональных исследований уделяют все большее внимания изучению имиджевой характеристике развития субъектов РФ. Об этом свидетельствует увеличение количества работ по анализу проблем формирования имиджей российских регионов, региональных брендов, проблем конкурентоспособности регионов, территориального маркетинга, привлечения инвестиций и регионального развития.

Необходимость формирования собственного имиджа каждого региона и усиление моментов узнаваемости территорий очевидна, так как это способствует привлечению внимания к региону, дает возможность более эффективно лоббировать его интересы, улучшать инвестиционный климат, получать дополнительные ресурсы для развития региональной экономики, становиться кадровым резервом федеральных элит.

Цель данного исследования: рассмотреть механизмы формирования регионального политического имиджа, как инструмента повышения конкурентоспособности на примере Иркутской области.

Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие исследовательские задачи:

·определить понятие политического имиджа территории;

·выявить имиджформирующие характеристики региона, а также субъекты и объекты регионального имиджмейкинга;

·выявить основные методы конструирования регионального политического имиджа Иркутской области.

Объект исследования: региональный политический имидж.

Предмет исследования: механизмы, методы и приемы формирования регионального политического имиджа на примере Иркутской области.

Степень научной разработанности. Непосредственному выходу на проблемы формирования имиджа, научному осмыслению этого феномена, изучению методологических принципов его исследования и становления способствовали работы П. Гуревича, Е. Егоровой-Гантман, В. Крамника, Е. Петровой, В. Попова, А. Цуладзе, В. Шепеля, О. Феофанова Журавлева Г.Т., Кузнецова Е.М., Марихина Е.Н., Позднякова П.В., Шарковой Е.А., Яковлева А.И. и других ученых.

Методологическая база исследования. Системный метод использовался при анализе значения региона как субъекта политического процесса в условиях переходного периода, в котором находится Российское государство, а также при изучении политического имиджа региона.

Применение структурно-функционального анализа позволило выявить структурно-функциональные связи между элементами региона: территорией, системой управления, населением и др., а также определить структуру и функции политического имиджа Иркутской области.

Институциональный метод применялся при исследовании деятельности субъектов политического процесса, которые оказывают влияние на политический имидж региона.

Глава I. Теоретико-методологические основы изучения проблем формирования территориального имиджа

1.1 Феномен имиджа: проблема дефиниции

Понятие "имидж", несмотря на общепризнанную сегодня необходимость изучения этого феномена, все еще носит во многом публицистический характер, и пока полного развития в российских научных кругах не получил. Это подтверждают непрекращающиеся дискуссии по поводу того, что же на самом деле скрывается под этим понятием, в чем суть имиджелогии и имиджевых явлений, а также споры по поводу технологий имиджмейкинга.

Постепенно значение имиджа осознали во всех сферах жизни общества. Современную актуальность проблематика, связанная с имиджем, приобрела с активным развитием демократических институтов, прежде всего института всеобщих свободных выборов. Судьба властных структур стала напрямую зависеть от того, как они и их деятельность воспринимались электоратом.

В последние годы приобретает актуальность практическая работа с имиджем территорий (государств, регионов, городов).

Имидж региона можно определить как относительно устойчивую и воспроизводящуюся в массовом и/или индивидуальном сознании совокупность эмоциональных, рациональных представлений, убеждений и ощущений людей, которые возникают по поводу особенностей региона, складываются на основе всей информации, полученной о регионе из различных источников, а также собственного опыта и впечатлений.

Под региональным имиджем можно понимать целостное символическое представление о регионе, сложившееся в сознании представителей целевой аудитории на основе личного опыта либо в результате ряда информационных воздействий.

Имидж региона - очень разноплановый, эмоциально-окрашенный, искусственно создаваемый образ, который складывается в сознании людей. Имидж региона конструируется администрацией, СМИ, выдающимися деятелями различных сфер общества, населением, как данного региона, так и населенных пунктов, входящих в состав данного региона.

В любом случае при построении имиджа необходимо создавать целостный, законченный образ. Т.Ю. Быстрова в своей работе "Аналитика и феноменология имиджа" говорит о том, что произвести впечатление, а потом еще и поддержать его (процессуальная составляющая - обязательный атрибут любого имиджа) можно в случае, если образ соответствует следующим критериям.

Во-первых, он вызывает первую сильную эмоциональную реакцию. Здесь особенно велико значение визуального канала, позволяющего "запасть" информации в сознание, минуя все пороги и установки, а также учет структур коллективного бессознательного и существующих стереотипов.

Во-вторых, имидж, вызывающий позитивную реакцию, не утомляет воспринимающего. Он прост, но не примитивен. Имидж не может демонстрировать все качества одновременно, максимум три-четыре, подтверждающихся всей системой выразительных средств и приемов, от внешности до действия.

Для разворачивания во времени, и это, в-третьих, имиджу требуется более-менее регулярное подтверждение: эмоции и чувства забываются, если их не "подкармливать". Чем шире спектр источников, вызывающих эмоции, тем более эффективно воздействие, тем онтологически "полнее" имидж.

Наконец, в-четвертых, имиджу нужно быть правдивым: не столько в смысле соответствия объективной действительности, сколько - соответствия мнению. Он учитывает реальные качества носителя и ситуацию восприятия. Он адаптирован под аудиторию и понятен ей.

Согласно вышесказанному, впоследствии имидж будет рассматриваться: во-первых, как впечатление, сложившееся в общественном мнении и сознании; а, во-вторых, как система, включающая различные элементы (имиджформирующие характеристики), увязанные между собой логикой представляемых качеств.

1.2 Конструирование и продвижение регионального имиджа: методологический аспект

Современный этап развития общества характеризуется постоянно возрастающей ролью средств массовой коммуникации и информации, а также увеличением стоимости нематериальных активов. Имидж, репутация, бренд становятся одними из ведущих факторов влияния на формирование представлений людей об окружающем мире и, в конечном счете, на их поведение. Успешность функционирования того или иного субъекта - будь то политик, корпорация или страна - во многом зависит от степени присутствия этого субъекта в информационном пространстве.

Эффективный региональный имидж позволит не только привлечь внешние ресурсы (такие как квалифицированные кадры, туристы, инвестиции и др.) в отдельно взятый регион, но и станет одним из "кирпичиков" целостного образа России. Кроме того, имидж региона способен оказывать значительное влияние на прочность его политических, экономических и социальных позиций как во внутренней, так и во внешней среде.

В процессе формирования регионального имиджа принимают участие различные субъекты регионального имиджмейкинга:

органы региональной и муниципальной власти,

региональные средства массовой информации,

общественные организации,

бизнес-структуры и их объединения,

спортивные, культурные, научные и образовательные учреждения

отдельные индивиды, жители данного региона.

Объединение усилий всех перечисленных выше субъектов и системное продвижение имиджей региональных предприятий, местных достопримечательностей и отдельных представителей территории является важным условием эффективности регионального имиджмейкинга.

Объектами регионального имиджмейкинга являются определенные группы общественности, целевые аудитории, на которые направлено коммуникативное воздействие. Основные объекты регионального имиджмейкинга можно условно разделить на две группы:

а) внешние: органы и представители федеральной власти, инвесторы, туристы, квалифицированные кадры, "внешние" средства массовой информации (международные, федеральные и инорегиональные);

б) внутренние: жители региона (в свою очередь, могут подразделяться на более узкие сегменты в зависимости от конкретных задач того или иного мероприятия).

Существует масса инструментов создания и продвижения территориального имиджа, которые могут использоваться как во внешних, так и во внутренних коммуникациях. По классификации Чижова эти инструменты включают в себя концептуальную, деятельностную, личностную и атрибутивную составляющие.

Концептуальная составляющая представляет собой своего рода стержень имиджа, включая в себя основные имиджевые характеристики региона. В ее рамках возможно использование следующих приемов:

разработка стратегического плана регионального развития (создание соответствующего документа), который определяет приоритетные направления развития, исходя из анализа социально-экономической, политической ситуации, культурного и научного потенциала, географического положения.

разработка региональной имиджевой стратегии / плана регионального продвижения.

Деятельностная составляющая формирует имидж региона через постоянные коммуникационные процессы и взаимодействие с общественно-политической средой, в результате чего у целевых групп появляются определенные представления и установки. Здесь наиболее важными приемами являются:

организация событий и специальных мероприятий, направленных на формирование имиджа региона (т. н. "event-management"). - организация информационного мониторинга (как для отслеживания информации от других регионов, так и для корректировки собственной информационной политики).

проведение социологических исследований (данный инструмент позволяет оценить эффективность мероприятий по управлению имиджем).

выход региона на федеральный и международный уровень с представлением его достижений (участие в выставках, презентациях и т.п. - начиная от экономических и заканчивая культурными).

проведение выставок, фестивалей, форумов, спортивных мероприятий на всех уровнях: от межрегиональных до международных.

съемка кинохроник о жизни региона, их трансляция на различные целевые аудитории.

издание имиджевых спецвыпусков и презентационной литературы, рассчитанной на различные целевые группы.

использование в имиджевых целях традиционных региональных праздников. - разработка антикризисных программ. В настоящее время данный инструмент становится особенно актуальным

проведение общественных слушаний, обсуждений региональных имиджевых программ.

получение международных и российских рейтингов (инвестиционного, кредитного).

активное использование регионального "лобби" в Москве во всех сферах деятельности (Государственная Дума и Совет Федерации, государственные учреждения и организации, банковские и финансовые круги, крупные компании и фирмы), открытие в регионе иностранных дипломатических представительств, участие представителей региона в избирательных кампаниях федерального уровня. Этот инструмент имеет большую или меньшую эффективность в зависимости от уровня города: для центров субъектов Российской Федерации участие их представителей в выборах - естественная ситуация, не способная произвести на кого-либо сильное впечатление. Однако если, например, в Государственную Думу избран житель райцентра, то для этого города такое событие намного более значимо и может быть использовано в имиджевых целях.

развитие и продвижение местных брендов.

Приемы, направленные на интеграцию бизнеса, власти и молодежи:

создание Объединения по развитию региона / регионального Агентства инвестиций и развития, задействование в целях продвижения имиджа региона возможностей ТНК и крупных предприятий мирового уровня, базирующихся в регионе, создание фонда, финансируемого крупным и средним бизнесом, заинтересованным в поиске перспективных сотрудников из числа молодых людей, проведенеие конкурса среди студентов и молодежи на лучший проект формирования имиджа региона.

В рамках деятельностной составляющей в отдельную подгруппу выделяются методы взаимодействия со средствами массовой информации: работа со средствами массовой информации (как региональными, так и федеральными) по организации освещения региональных событий, проведение мероприятий для журналистов (пресс-конференции, брифинги с руководством региона, круглые столы, пресс-туры, отчеты органов управления региона и т.д.), размещение рекламы в федеральных и зарубежных СМИ и т.д.

Личностная составляющая представляет собой персонификацию регионального имиджа и играет важную роль в его формировании. В ее рамках основным приемом является:

формирование и закрепление четкого позитивного имиджа руководителя региона. Однако необходимо помнить о том, что полная персонификация регионального имиджа влечет за собой опасность ухудшения общего имиджа региона при снижении общественного рейтинга первого лица;

актуализация личности не только политического лидера, но и тех публичных фигур, с которыми территория прочно ассоциируется (известных людей, которые родились или жили в том или ином регионе, а также тех, кто живет и работает в регионе в настоящее время).

Атрибутивная составляющая представляет собой определенный набор визуальных способов воздействия на общественно-политическую среду для формирования эффективного регионального имиджа. Она включает в себя следующие элементы: разработка единого стиля и дизайн основных атрибутов региона (наличие герба и флага субъектов РФ, а также гимны и имиджевые музыкальные композиции), выпуск рекламно-информационной и сувенирной продукции, выдержанной в схожих стилистических решениях, создание официального двуязычного Интернет-портала, представляющего регион. Данные инструменты могут использоваться для формирования как внешнего, так и внутреннего имиджа территории. Необходимо помнить о том, что наибольший эффект дает комплексное использование различных инструментов. Не меньшее значение имеет их соотнесенность с имиджевой концепцией государства.

Еще одна важная деталь процесса формирования регионального имиджа - наличие в его структуре и актуализация эмоциональной составляющей. Имидж призван оказывать эмоционально-психологическое воздействие на адресата, он представляет собой экспрессивную сторону образа какого-либо объекта. При акцентировании внимания исключительно на рациональном компоненте мы значительно сужаем круг возможностей воздействия на целевые аудитории, т.к. именно эмоциональный посыл обладает большим воздействующим потенциалом. Например, на выставках, соревнованиях могут транслироваться неофициальные видеоролики, фильмы, песни о городе, региональные гимны. Эмоциональную нагрузку несут слухи и анекдоты, которые при их грамотном создании и распространении способны оказывать позитивное влияние на имидж.

Таким образом, основные принципы формирования территориального имиджа могут быть сформулированы следующим образом:

) конгруэнтность внутреннего и внешнего имиджа региона;

) объединение усилий и системное продвижение субъектов регионального имиджмейкинга;

имидж территориальный политический иркутская

3) использование различных видов коммуникаций, широкого спектра инструментов, выбор которых должен основываться на их преимуществах, недостатках и учете взаимного влияния;

) сочетание эмоционального и рационального компонентов в структуре имиджа в целях усиления синергетического эффекта коммуникации.

Глава II. Формирование имиджа Иркутской области

При советской власти Иркутская область за рубежом позиционировалась жестко на Восток. Все попытки выйти на Запад встречали довольно прохладное отношение, потому что рядом были более развитые регионы - Москва и Ленинград. После перестройки стереотипы стали рушиться, появились перспективы на будущее, особенно в отношении развития туризма, ведь именно в этом месте находится уникальное озеро Байкал7.

Сегодня отношение к области складывается в нескольких направлениях. Самые хорошие перспективы у Области со странами, где есть побратимские связи. Прежде всего это Германия и Франция. В этих странах Иркутскую область не воспринимают как отсталый и депрессивный регион.

Теперь о восточных соседях. Для Монголии Область до сих пор остается тем "старшим братом", каким была при советской власти. Это традиция. Ведь большинство монгольской интеллигенции обучались в Иркутске.

Однако, на не парадоксально, снобизм по отношению к Иркутской области, по словам исходит не из-за границы, а из Москвы. Федеральный центр попросту игнорирует проблемы региона.

Решить проблему стало возможным лишь одним путем: разработать последовательную, систематизированную стратегию по формированию имиджа области, используя весь ее потенциал, создать привлекательный образ и продвигать его, привлекая инвесторов, а также внимание федеральногоцентра.

Следуя выбранной модели, рассмотрим компоненты, которые освещаются в PR-политике Иркутской области.

PR инфраструктуры Иркутской области.

Наиболее важной транспортной дорогой Иркутской области является Транссибирская железнодорожная магистраль. По территории области, от города Тайшета на восток, протянулся западный участок БАМа.

Длина железнодорожных путей общего пользования составляет порядка 2,5 тыс. км.

Развитая сеть автомобильных дорог позволяет перевозить грузы автотранспортом в большинство населенных пунктов области. Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет более 12 тысяч км.

По территории области протекают крупнейшие судоходные реки - Нижняя Тунгуска, Ангара, Лена, давшие развитие водному транспорту, на долю которого приходится порядка 10% общего грузооборота. Крупнейшие порты расположены на реке Лена - Киренск и Осетрово (Усть-Кут), через них осуществляется перевалка грузов в Республику Саха и в северный морской порт Тикси. Воздушные перевозки, в том числе и международные, осуществляются, в основном, двумя аэропортами, расположенными в городах Иркутск и Братск.

Тем не менее, после развала Советского Союза у Области накопилось много нерешенных проблем, которые теперь часто становятся тормозом на пути эффективного развития региона и федеральные власти не стремятся оказать помощь, т.к. просто не видят перспективы и огромный, многогранный потенциал данного региона.

В последнее время все чаще можно встретить информацию о том, что правительство Области проводит активную экономическую политику по улучшению инфраструктуры в данном регионе, конечно, не забывая давать информацию об этом в СМИ.

Летом-осенью 2008 г. активную PR-поддержку получило решение Администрации Иркутской области о строительстве аэропорта "Иркутск-Новый".

В рамках проведенного в Области в сентябре 2008 г. Байкальского Экономического Форума (БЭФ) был подписан меморандум между министерством транспорта Российской федерации и администрацией Иркутской области. Игорь Левитин сообщил, что на период до 2020 года в рамках национальной опорной аэропортовой сети было определено 25 внутрироссийских узловых аэропортов, которые должны распределять основные внутрироссийские авиационные пассажирские и грузовые потоки. Одним из таких аэропортов определен аэропорт "Иркутск".

Помимо авиаперевозок Область обладает потенциалом увеличить автоперевозки. Но сейчас трассы даже федерального значения находятся в ужасном состоянии.

По этому поводу в августе в СМИ прошло сообщение о том, что Сергей Брилка (замгубернатора по строительству) начинает вести первый серьезный проект. Администрация области совместно с правительством Республики Саха (Якутия) начинает лоббировать интересы по включению заявки на финансирование строительства автодороги "Вилюй" в федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России на 2010-2015 годы". Общая протяженность трассы составит почти полторы тысячи км, из которых 960 км по Иркутской области. Это означает, что на ремонт и поддержание автодорог в области будет выделяться почти в 2 раза больше средств.

PR инфраструктуры Иркутской области также обеспечивают иностранные компании и их инвестиции: в 2007 г. было создано совместное предприятие Ilim Holding и International Paper, которое позволит обновить в Иркутской области парк лесозаготовительной техники и наладить производство офисной бумаги для нужд внутреннего рынка России.

Общий объем инвестиций "Илим" составит 1,5 млрд долларов, из которых половина будет направлена на развитие предприятий группы в Иркутской области. По словам гендиректора группы Пола Херберта, 120 млн пойдут на обновление технологий лесозаготовок и организацию лесовозных дорог, от 400 до 500 млн долларов будут направлены на развитие предприятий в Братске. Кроме названных выше средств, по информации информагетства "Сибирские Новости", Захар Смушкин намерен привлечь на развитие лесозаготовительной инфраструктры в Иркутской области порядка 300 млн долларов из Инвестфонда РФ.

Активной деятельностью по привлечению инвестиций в регион также занимается Фонд регионального развития Иркутской области. Фонд занимается стратегическим планированием, реализацией инвестиционных проектов на территории региона, привлечением инвесторов, продвижением имиджа Иркутской области на международной арене. Его президент А. Козьмин уже заявил о масштабных планах по созданию новой агломерации Иркутск-Ангарск-Шелехов, которая, по его словам "создаст новую точку развития России". Иркутску здесь отводится место исторического, культурного и научного центра.

Образ быстро развивающегося, экономически и инвестиционно успешного региона Иркутская область также демонстрировала на прошедшем в 2007 г. в Петербурге XI Международном экономическом форуме. Представители областной администрации поставили на Форуме своеобразный рекорд по числу заявленных инвестиционных проектов и сумме предполагаемых инвестиций. Вторым по масштабам инвестиций заявленным проектом стали планы обустройства особой экономической зоны туристско-рекреационного типа близ поселка Листвянка, федеральный тендер на создание которой Иркутская область выиграла в конце 2006 года.

PR активности жителей Иркутской области.

Имидж успешного региона обязательно должен дополняться повышением участия в жизни субъекта молодежи. И пока большинство проектов по развитию Области остаются на бумаге и в планах, местные общественные организации принимают реальные действия по повышению имиджа и авторитета Иркутской области.

-28 июня под Ангарском прошел второй фестиваль молодых избирателей "Будущее за молодежью!". В нем приняли участие 18 молодежных команд из городов и районов Приангарья, всего более 100 человек в возрасте от 16 до 20 лет. Каждая команда подготовила свой творческий проект в одной из четырех номинаций фестиваля. Молодежные программы оценивало жюри из представителей областной избирательной комиссии, агентства по молодежной политике и департамента образования Иркутской области. Летом 2008 г. состоялось еще одно значимое мероприятие: около 500 молодых людей их четырех субъектов РФ, а также известные политики и общественники, эксперты в области PR и журналисты приняли участие в проекте иркутского регионального отделения "Молодой Гвардии Единой России" - обучающем лагере "Байкал-2020". Главной темой проекта стала система создания молодежных избирательных штабов.

Помимо этого в июле на Байкале стартовала научная экспедиция с применением глубоководного обитаемого аппарата "Мир". По итогам исследований ведущие российские и мировые научные организации разработают комплекс практических мероприятий и рекомендаций, что позволит максимально оптимизировать хозяйственную деятельность в Байкальском регионе в целях сохранения уникальных природных ресурсов озера.

В сфере науки позитивный PR Области обеспечил Иркутский государственный технический университет, который в июле выиграл грант на сумму 17,2 млн. рублей на создание центра коллективного пользования.

И конечно же Иркутская область подтверждает свой статус культурной столицы Сибири. В августе в Иркутске прошел Восьмой международный бурятский национальный фестиваль "Алтаргана-2008". В Фестивале приняли участие делегации из Бурятии, Агинского и Усть-Ордынского Бурятских округов, Читинской области, Монголии, Китая. В рамках фестиваля прошли творческие конкурсы, спортивные состязания, состоялся показ лучших достижений литературы, искусства и народный промыслов.

Дальнейшими поводами для событийного туризма могут стать следующие проекты:

·другие бурятские праздники - Сурхарбан, Алтаргана, Ердынские игры, которые собирают представителей бурятских землячеств по стране и из-за рубежа, иностранцев и россиян, желающих посмотреть красочное представление.

·Зимниада - фестиваль зимних видов спорта, призванный пропагандировать зиму на Байкале,

·кроме того, в Бурятии расположен центр российского буддизма, что позволяет надеяться на поток паломнического туризма.

PR достопримечательностей Иркутской области

Иркутская область обладает большим набором туристских достопримечательностей и культурно-этнографических объектов: 77 природных объектов, объявленных памятниками архитектуры, среди которых озеро Байкал - уникальный природный комплекс, 685 памятников истории, археологии и культуры.

Среди них - уникальный памятник архитектуры - Кругобайкальская железная дорога (КБЖД), не имеющая себе равных по сложности и стоимости работ среди железных дорог России. По словам академика Н.А. Флоренсова КБЖД - транспортное чудо света. В Иркутске сосредоточено самое большое количество разнообразных памятников каменного и деревянного зодчества ХIХ века, а так же театров, музеев и церквей.

Иркутская область благодаря уникальному набору рекреационных ресурсов является центром въездного туризма в Сибири.

Но туризм в Области до сих пор был развит очень плохо и лишь несколько лет назад Администрация стала уделять этому направлению достойное внимание.

PR Иркутской области как центра рекреационных ресурсов ведется на только на внутреннем рынке России, но и на международном уровне. Так, в конце сентября этого года город Иркутск был презентован на международной выставке "MIBEXPO Russia - 2008" как комплексный туристический продукт. Это единственная специализированная выставка по тематике делового туризма и организации корпоративных мероприятий для российского рынка и стран СНГ. Презентация города Иркутска под названием "Сибирь. Иркутск. Байкал" состоялась на 4-й международной конференции встреч и инсентив туризма, проходившей в рамках выставки "MIBEXPO Russia 2008".

Особенностью презентации стало то, что сотрудники городской администрации не рекламировали конкретный маршрут или круиз, а презентовали продукт целиком - т.е. фактически рекламировали сам образ и имидж региона, в том числе позиционировали сам Иркутск как старинный сибирский город, столицу Восточной Сибири, город который является воротами на озеро Байкал самое чистое и самое глубокое озеро на планете.

PR рекреационного потенциала Иркутской области сейчас тесно переплетается с решением администрации Области о расширении границ ОЭЗ туристско-рекреационного типа на Байкале "Ворота Байкала". Здесь регион выигрывает дважды: во-первых, подтверждается его статус как экономически успешного субъекта РФ; во-вторых, звучит позитивная информацию о развитии следующего имиджеобразующего направления - рекреационно-туристическая зона. Согласно проекту, рассмотренному в РосОЭЗ, бъектами турзоны станут конгресс-отель (300 мест), четырехзвездочная гостиница яхт-клуба (200 мест), приключенческая деревня с двумя гостиницами (на 500 и 600 гостей) и клубным отелем (400 мест), спортивная деревня с двумя гостиницами разного класса (общая вместимость 800 человек), спа - и велнес-комплексы, где будут пятизвездочный отель (200 мест) и четырехзвездочная гостиница (250 мест). Всего турзона сможет принять одновременно 3 тыс.250 гостей. Помимо этого, выделены участки для строительства эксплуатационной базы, медицинского учреждения и пожарного депо9.

К сожалению, по последним данным, смена руководства Иркутской области, арест очень влиятельной в сфере туризма Татьяны Казаковой (мэра поселка Листвянка) и исключение ее проекта "Байкал-Сити" из списка возможных ОЭЗ на неопределенное время отодвинули золотой век гостиничного бизнеса в Иркутске10. Также сегодня из-за финансового кризиса бумажным проектом может остаться и "VIP-Байкал-Центр", который собственник земли собирался построить на побережье промышленно-складской зоны поселка Затон. На берегу Ангары частный предприниматель пообещал развернуть гостиничный комплекс класса премиум, деловой центр, яхт-клуб, сеть ресторанов и концертную площадку на воде. Из необходимых для строительства гостиничного комплекса 300 млн долларов руководство проекта запрашивало у инвесторов всего 20%.

Наиболее жизнеспособным сценарием развития гостиничного комплекса Иркутска оказалась реставрация памятников деревянного зодчества, заложенная в городской программе "Возрождение и охрана объектов культурного наследия города Иркутска в 2009-2013 годах" как инвестиционный проект для государственно-частного партнерства.

Дело в том, что результаты исследований, закрепленные в стратегических документах по развитию туризма в городе Иркутске, говорят о том, что Иркутск и Байкал следует позиционировать как центр культурного и делового туризма. Принятый в июне 2007 года генеральный план развития Иркутска позволил пересмотреть перечень памятников архитектуры и создать список мер, способных привести их в приличное состояние. Из 3 тыс. объектов историко-культурного наследия большая часть используется как жилые дома, причем домовладельцы, как правило, не имеют денег даже на обычный ремонт, не говоря о проведении профессиональных реставрационных работ.

Превратить памятники из дотационного пейзажа в хозрасчетные достопримечательности администрация Иркутска решила по томской модели: в обновленных благоустроенных деревянных зданиях открываются небольшие гостиницы, рестораны традиционной кухни, чайные, рюмочные, магазины и музеи. А их собственники получают льготный налоговый режим и субсидии на реставрационные работы из городского бюджета.

Впрочем, не обошлось и без ложки дегтя. Ведомственная целевая программа "Возрождение и охрана объектов культурного наследия города Иркутска" предполагала реконструкцию еще трех градостроительных ансамблей, интересных не только с исторической, но и туристической точки зрения. На воссоздание первоначального вида исторической застройки предполагалось направить более 320 млн рублей из городского бюджета и привлечь частные инвестиции для перепрофилирования зданий. Однако эти проекты могут разделить судьбу вышеназванных гостиниц премиум-класса. Депутаты Законодательного Собрания, проголосовавшие за передачу ряда налоговых поступлений на уровень областного бюджета (5% НДФЛ, НДПИ, транспортный налог, налог с предприятий, работающих по упрощенной системе налогообложения), изъяли из городской казны 1,5 млрд рублей. В таких условиях программы, связанные с реставрацией и капитальным строительством, станут первыми кандидатами на секвестирование.

Развитие туризма в Иркутской области сильно тормозится за счет неразвитости инфраструктуры - краеугольного камня сектора. "Отрасли не хватает качественных дорог и мест для проживания, - говорит директор по развитию компании "Истлэнд" (Иркутск) Дмитрий Семенов. - Недостает также дешевых чартерных авиапрограмм или какой-то схемы поддержки туристических направлений государством - перелет по России приводит иностранцев в шок своей ценой. Добраться до Байкала из Европы дороже, чем до любой страны Юго-Восточной Азии. Нет и системы налоговых льгот на период межсезонья - к сожалению, зимний период пока очень плохо наполняется, а имеющаяся структура для зимнего отдыха не отличается качеством предоставляемых услуг. Цены в нашем регионе на единственной интересной для дальней поездки горнолыжке в Байкальске (гора Соболиная) сопоставимы с посещением Австрии, где уровень сервиса гораздо выше"11.

Это еще раз доказывает, что Области необходима комплексная целенаправленная PR-политика, которая будет учитывать связку инфраструктура - экономика - туризм - культура (общественные организации).

PR личности губернатора Иркутской области

PR имиджа Иркутской области

Иркутская область поистине считается историческим и культурным центром Восточной Сибири.

Отсюда Сперанский и Муравьев-Амурский осуществляли реформы и расширение российской Сибири.

Ныне это крупнейший промышленный регион, представляющий не только продукцию "первого передела" (алюминий, целлюлоза, лесоматериалы, удобрения), но и оборонную продукцию (военные самолеты, обогащенный уран). Формируюется новая энергоресурсная база (электороэнергетика и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов) и центр высшего образования (более десяти вузов, каждый пятый житель студент.). Родина и место творчества А. Вампилова и В. Распутина.

Тем не менее, после события 90-х гг. большинство образующих предприятий Области пришло в упадок, привлекательность не только Иркутской области, но и Сибирского региона в целом резко упала. Сегодня показатель бедности населения в Иркутской области выше среднего по стране. А учитывая современную ситуацию (мировой финансовый кризис), обстановка в области будет накаляться. Так, например, с некоторых крупных предприятий Области уже уволено до 23% сотрудников.

Но в последние годы наметились положительные тенденции в повышении имиджа Области. Об этом свидетельствуют не только громогласно заявляемые планы о развитии и выделении средств на многообещающие проекты администрации Области, но и конкретные факты, говорящие о формировании нового статуса Иркутской области как современного центра и Сибири, и АзиатскоТихоокеанского региона:

·24 июня 2008 г. на заседании правительства Республики Корея было принято решении об открытии генерального консульства Южной Кореи.

·В августе 2008 г. Иркутск посетила делегация из китайского города Манчжурия во главе с градоначальником г-ном Ду Сюецзюнем.

·В сентябре 2008 г. в Иркутске прошел пятый Байкальский экономический форум. Интерес к БЭФу проявила также Шанхайская организация сотрудничества.

Имидж Области заметно поднимается и в глазах Европы. Так, в декабре этого года в Иркутске с официальным визитом побывала делегация французских бизнесменов во главе с французским послом Станисласом де Лабуле. "Моя последняя командировка была в Иркутск, и он до сих пор у меня перед глазами. Мне очень понравилась Сибирь"13 - сообщил перед отлетом Станислас де Лабуле. Мэр Иркутска был от этого визита в восторге: "Я хотел бы выразить удовлетворение тем, что миссия Франции во главе с послом Франции в России прибыла на территорию Иркутской области, - сказал Владимир Якубовский. - Это свидетельствует об узнаваемости региона не только в России, но и в Европе"14.

После анализа ситуации можно сделать несколько основополагающих выводов:

.Государство действительно заинтересовалось привлечением инвестиций в регион.

2.Интерес к Иркутской области растет не только в России, но и на международном уровне.

.Основными сюжетными линиями формирования имиджа региона должны быть

oразвитие инфраструктуры,

oразвитие рекреационно-туристической деятельности,

oразвитие деятельности НКО (в разрезе вовлечения молодежи в жизнь своего региона, своей страны),

oразвитие культурной составляющей (Иркутская область - мультиэтническое исторически терпимое образование).

Т.о. у Иркутской области есть все шансы приобрести статус преуспевающего региона быстро развивающейся страны, экономическим центром Сибирского и Дальневосточного региона, культурной столицей Азиатской цивилизации и достойным местом для жизни молодого поколения.

Заключение

Формирование имиджа региона - это сложный и многосторонний процесс, который должен включать в себя важные составляющие от принятия и неукоснительного выполнения основополагающих принципов и стратегий, до конкретных целевых установок, определяющих внешний имидж региона, его образ, как данную территорию воспринимает общественность, средства массовой информации и внешние инвесторы и нужны новые возможности использования технологий управления формированием и продвижением имиджа региона и новых видов воздействия на факторы потенциала региона:

Управление важным и сложным процессом формирования и продвижения имиджа региона осуществляется путем воздействия на выявленные факторы, составляющие ценность региона и влияющие на его позитивный имидж, и, следовательно, повышающие его конкурентоспособность и факторы, отрицательно влияющие на этот создаваемый образ региона посредством специально подобранного инструментария в виде комплекса массовых коммуникаций разного вида и характера, репутационного менеджмента, политического консалтинга.

Для обеспечения эффективной реализации стратегии формирования имиджа региона необходим системный подход к организации процесса формирования имиджа региона, означающий взаимосвязь стратегии формирования имиджа региона и комплексной маркетинговой стратегией региона.

Основные принципы формирования территориального имиджа могут быть сформулированы следующим образом:

) конгруэнтность внутреннего и внешнего имиджа региона;

) объединение усилий и системное продвижение субъектов регионального имиджмейкинга;

) использование различных видов коммуникаций, широкого спектра инструментов, выбор которых должен основываться на их преимуществах, недостатках и учете взаимного влияния;

) сочетание эмоционального и рационального компонентов в структуре имиджа в целях усиления синергетического эффекта коммуникации.

На примере Иркутской области мы видим, что территориальный имиджмейкинг, на сегодня, является важнейшим инструментом повышения конкурентоспособности Российских регионов, позволяющим посредством PR-технологий привлечь внимание инвесторов, федерального центра, а следовательно расширить ресурсную базу и усилить перспективу уверенного развития.

Библиографический список

Нормативно-правовые акты

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием) 12 декабря 1993 г. // РГ. 1993.25 декабря; 2009.21 января.

2.Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. № 52. Ст.5021.

.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 04 октября 2010 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст.2954; 2010. № 41 (2 ч.). Ст.5199.

.Федеральный закон от 26 апреля 2004 г. № 26-ФЗ "О ратификации конвенции организации объединенных наций против транснациональной организованной преступности и дополняющих ее протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее" // СЗ РФ. 2004. № 18. Ст.1684.

.Постановление Правительства Российской Федерации от 8 января 1996 г. № 6 "О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1996 г. № 3. Ст.185.

Научная литература

6.Королева М. Клевета и оскорбление в сети интернет // Законность. 2010. № 7.

7.Наумов С.Ю., Фомин О.Н. Идеология в социуме современной России: политический аспект. Саратов, 2009.

8.Халишхова Э.Р. Организованная преступность: уголовно-правовой и криминологический аспекты (по материалам Южного федерального округа): автореф. дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2006.

Учебная и справочная литература

9.Даурова Т.Г., Лиценбергер О.А. Уголовно-правовая защита конституционных прав личности: Учеб. пособие. Саратов, 2003.

10.Криминология: Учеб. пособие / под ред. Н.Ф. Кузнецовой.М., 2007.

11.Рарог А.И. Настольная книга судьи по квалификации преступлений: Практ. пособие. М., 2006.

Материалы практики

12.О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 // Бюллетень ВС РФ. 2000. № 4.

Интернет-ресурсы

13.Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях // URL: http://www.gumer. info/bogoslov_Buks/Philos/Bekkar/_02. php

Похожие работы на - Территориальный имидж как инструмент повышения конкурентоспособности субъекта (на примере Иркутской области)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!