Формация или цивилизация: выбор аспекта анализа экономической теории

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,29 Кб
  • Опубликовано:
    2015-10-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формация или цивилизация: выбор аспекта анализа экономической теории

МОУ ВПО «ИНСТИТУТ ПРАВА И ЭКОНОМИКИ»

Кафедра финансов и кредита










КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине « Микроэкономика»

на тему: «Формация или цивилизация: выбор аспекта анализа экономической теории»










Липецк 2015

Содержание

Введение

Глава 1. Предмет экономической теории и ее структура

.1 Определения предмета экономической теории

.2 Метод исследования экономической теории и ее функции

Глава 2. Формация или цивилизация: выбор аспекта анализа экономической теории

.1 Понятие производственных сил и производственных отношений

.2 Экономические законы развития общества

Заключение

Список литературы

Введение

В данной работе рассматриваются два подхода к делению экономических систем на типы - формационный и цивилизационный. Такая типология - это частный случай формационного и цивилизационного подходов к знанию истории социального становления вообще.

В основе формационного подхода лежит представление «социально-экономическая формация» (отчего подход и назван «формационным»), это исторический тип экономической системы, учрежденный на определенном методе производства. Переход к новой социально-экономической формации обеспечивается только путем смены производственных отношений. Данной точки зрения, являющейся теоретической базой общественной революции, придерживались последователи марксизма. Сущность цивилизационной доктрины заключается в том, что общественно-экономический прогресс социума протекает помаленьку в эволюционной форме. Тут внимание акцентируется не на общественном богатстве, а на становлении человеческой цивилизации. В основе цивилизационного подхода лежит представление «цивилизация» где основное призвание этого термина видится в обозначении типа культуры. С этих позиций цивилизацию дозволено определить как оригинальную и целостную общность (систему) физических и духовных ценностей, обеспечивающую устойчивое функционирование социума и функционирование человека.

Цель данной курсовой работы: раскрыть содержание и значения развитие общества в экономической теории.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

определить предмет экономической теории;

исследовать метод экономической теории и ее функции;

раскрыть понятие производственных сил и производственных отношений;

дать понятие экономических законов развития общества.

Глава 1. Предмет экономической теории и ее структура

1.1Определения предмета экономической теории

С развитием экономической теории как науки менялась трактовка ее предмета. Экономистов интересовал широкий круг проблем, и на разных этапах экономического развития во главе угла оказывались некоторые из них. Одни экономисты полагали, что предметом изучения экономической дисциплины являются проблемы материального благополучия общества; другие - проблемы социальной сферы и, прежде всего, многообразные задачи организации обмена и потребления; третьи - проблемы создания и распределения богатства; четвертые - проблемы повседневной хозяйственной деятельности людей. Постепенно выкристаллизовался предмет экономического анализа. Современное его определение исходит из того, что любое общество сталкивается с главной экономической проблемой: ресурсы общества ограничены или редки, а его материальные потребности безграничны. В конечном итоге все экономические проблемы сводятся к одной: как добиться наибольшей выгоды при наименьших затратах.

Предметом экономической теории являются отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. Целью дисциплины является достижение эффективного использования ограниченных экономических ресурсов для максимального удовлетворения материальных потребностей людей.[2, с. 34].

С точки зрения объекта изучения в общей экономической теории можно выделить три раздела: введение в экономическую теорию, микроэкономику и макроэкономику. Первый раздел имеет методологическое, фундаментальное значение, так как служит основным средством исследования двух следующих разделов - микроэкономики и макроэкономики. Экономическая теория формулирует свои принципы и законы на различных уровнях анализа. В зависимости от масштаба выделяют микро- и макроэкономику.

Микроэкономика изучает малые экономические единицы, дает объяснение тому выбору, который делают частные лица, фирмы, правительственные агенты, рассматривает закономерности и последствия их функционирования в рыночной экономике. [3, с. 38].

Макроэкономика изучает крупномасштабные экономические явления. Она связана с функционированием национальной экономики в целом и изучает процессы, происходящие на уровне всего общества, рассматривает совокупные показатели дохода, занятости, инфляцию, экономический рост, определяет закономерности государственной экономической политики. Четкой границы между микроэкономикой и макроэкономикой не существует, так как совокупность решений, принимаемых на микроуровне, определяет макроэкономические показатели функционирования экономики, и наоборот. [3, с. 39].

.2 Метод исследования экономической теории и ее функции

Методология - наука о методах. Методология определяет, с помощью каких научных способов (методов) наука изучает свой предмет. Методология экономической теории - наука о методах изучения экономических явлений. В методологии экономической науки выделяют несколько подходов. При субъективистском подходе рассматривается хозяйствующий субъект, воздействующий на внешнюю среду. В этом случает экономическая теория изучает выбор, сделанный данным хозяйствующим субъектом. Рационалистический подход опирается на положение о рациональном поведении субъектов экономической деятельности, каждый из которых стремится получить пользу (например, фирмы стремятся максимизировать свои прибыли; потребители стремятся распорядиться своим доходом таким образом, чтобы извлечь из него максимальную полезность). В этом случае экономическая теория изучает не само поведение экономических субъектов, а законы, регулирующие это поведение. [5, с. 48].

Диалектико-материалистический подход исходит из того, что все экономические процессы и явления находятся в движении. Поэтому в данном случае экономическая наука решает возникающие перед ней проблемы, опираясь на эмпирический позитивизм (опыт). При неопозитивистско - эмпирическом подходе тщательно изучаются экономические процессы и явления. В данном случае экономическая наука широко применяет технический инструментарий исследования. [5, с. 49].

Между методологией науки и ее методами существует значительная разница. Слово «метод» в переводе с греческого означает путь к чему-либо. Методы - инструменты, приемы исследования, применяемые наукой. Когда говорят о методах науки, то под этим понимают, каким образом она изучает свой предмет. Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания.

При изучении своего предмета экономическая теория широко использует такой метод, как формальная логика. Формальная логика - изучение экономического явления со стороны его структуры и формы. Формальная логика использует обширный набор приемов познания, среди них анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и аналогия. Анализ - мысленное расчленение анализируемого объекта на части и изучение каждой его части отдельно. Синтез - соединение уже изученных частей предмета в единое целое и получение знаний о предмете в целом. Индукция - выведение теории из фактов, следование от частного к общему. Здесь факты собираются, анализируются и на их основе строятся теории. Дедукция- выдвижение гипотез, которые затем сопоставляются с фактами, т. е. следование от общего к частному. Если выдвинутая гипотеза не выдерживает проверки фактами, то она отвергается. Сравнение - определение сходства или различий явлений и процессов. Этот прием позволяет соотносить неизвестное с известным, выразить новое через уже познанное и изученное. Аналогия - перенос одного или нескольких свойств с известного явления на неизвестное. В принципе аналогия является частным случаем индукции. [5, с. 52].

Экономическая наука широко использует такой метод познания, как диалектика. Диалектика - учение о наиболее общих законах развития человеческого общества. Диалектический метод использует обширный набор приемов познания, среди них абстракция, исторический и логический методы и др. Метод научной абстракции предполагает, что все другие явления, за исключением того, которое сейчас изучается, являются неизменными. Исследователь отвлекается от второстепенных сторон данного явления, изучает только те, которые постоянно повторяются. Исторический метод предполагает, что экономические явления исследуются в той последовательности, в которой они возникали. Экономические явления имеют свою историю от момента появления до современного состояния. Этот метод дает возможность оценить особенности различных экономических систем. Логический метод предусматривает движение от простого к сложному. Но логика научного исследования избегает перипетии исторического развития и отражает современную структуру явления.

Еще один метод исследования, широко используемый экономической наукой, - экономико-математическое моделирование. Экономическая модель - упрощенное описание реальности, позволяющее определить причины экономических явлений, закономерности их изменений и последствия таких изменений. При построении экономических моделей важную роль играет функциональный анализ. В окружающем мире повсюду наблюдаются явления, функционально зависимые между собой. Примером такой зависимости в экономике являются спрос на товар и цена этого товара: если повышается цена товара, то спрос на него падает, и наоборот. При этом говорят, что цена товара является аргументом, а спрос - функцией. Большинство экономических моделей и принципов можно выразить графически. График является простейшим видом экономико-математического моделирования в двухмерном пространстве. График - изображение зависимости между двумя или более переменными, заданными числами. Графики наиболее наглядно определяют характер взаимоотношений переменных величин. В рамках экономико-математического моделирования широко применяются диаграммы. Диаграмма - рисунок, показывающий соотношение между показателями. [5, с. 54].

Множество наук используют в качестве основного метода познания эксперимент, который позволяет на практике оценить верность выдвинутой гипотезы. Экономической теории широкое использование этого метода недоступно. Экономический эксперимент - искусственное воспроизведение экономического явления в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения. Экономические эксперименты опасны тем, что нельзя точно спрогнозировать все их вероятные результаты.

Глава 2. Формация или цивилизация: выбор аспекта анализа экономической теории

.1 Понятие производственных сил и производственных отношений

Материальное производство - основа жизни человеческого общества. Исходным моментом всякого материального производства является труд. Трудиться в одиночку невозможно - труд предполагает общение. Люди, общаясь, обмениваются не только своими заботами, мыслями, но и деятельностью, пользуются в процессе труда достижениями, опытом друг друга. Поэтому с полным основанием мы можем сказать, что основой совместной жизни людей является их совместная трудовая деятельность независимо от того, как реально человек трудится - в одиночку или в каком-то коллективе. Очень красиво значение и смысл труда выразил Ф. Энгельс: «Труд - источник всякого богатства... Но он еще и нечто бесконечно большее, чем это. Он - первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека». [1, с. 54].

Процесс труда невозможен без трех элементов: самого труда, средств труда и предмета труда. Сам труд есть, с одной стороны, деятельность человека, направленная на преобразование природы, приспособление ее для удовлетворения человеческих потребностей. С другой стороны, он есть расходование человеческой рабочей силы. Рабочая сила представляет собой совокупность физических и духовных способностей человека, которыми он потенциально располагает и которые пускаются в ход при производстве материальных и духовных благ. Иначе говоря, труд есть расходование физической, нервной и умственной энергии человека с производственной целью. Следовательно, первым и главным фактором любого производства является труд.

Средства труда представляют собой комплекс вещей или предметов, при помощи которых человек трудится, производит материальные блага. Это энергия, машины, механизмы (от простого молотка до ЭВМ). Предметом труда является то, на что направлен человеческий труд, т.е. из чего производятся материальные блага и что конкретно производится. Это сырье, материалы. Например, мука и хлеб, железная руда и сталь, ткань и рубашка. Средства (орудия) труда вместе с предметами труда - это средства производства. Они, будучи производительными ресурсами, которые создаются и накапливаются людьми, в западной экономической науке называются капиталом и представляют собой второй фактор производства. [14, с. 112].

Однако и сам труд, и средства труда, и предметы труда не могут существовать и функционировать без природы (вне природы) и ее ресурсов. Земля выступает и как географический фактор производства (пространственный аспект), и как главное средство труда, и как главный предмет труда. В процессе производства используются ее недра - вся совокупность таящихся там полезных ископаемых, а также физические, биологические ее свойства. Следовательно, вне земли или без земли организовать какое-либо производство невозможно, а значит, третьим фактором производства является земля (природные ресурсы). Таким образом, мы определили три фактора производства: труд, капитал и земля. Хорошо известны слова, подчеркивающие значение труда и земли в производстве: «Труд - отец всякого богатства, а земля - его мать». [13, с. 128].

Средства производства (капитал) сами по себе мертвы - они всего лишь овеществленная сила знания. Их нужно привести в действие, а это уже функция рабочей силы. Рабочая сила осуществляет живой труд с помощью средств производства (овеществленного труда). Рабочая сила и средства производства в совокупности представляют собой производительные силы общества. Но для производства материальных благ и услуг средства производства и рабочую силу нужно соединить как два фактора производства. Это одна из труднейших и сложнейших задач в любом обществе. Характер, форма и условия их соединения зависят от формы собственности.

Производительные силы - это материальное (вещественное) содержание общественного производства, его движущая сила. Именно степенью развития производительных сил наиболее существенно и полно характеризуется степень развития общественного производства. Это и имел в виду К. Маркс, когда писал, что различные ступени развития человеческого общества отличаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими производительными силами. Показателем же развития самих производительных сил является производительность труда - наиболее интегральный и синтетический показатель степени их прогресса. Следовательно, производительность труда является в конечном счете и наиболее общим, и ярким показателем развития общественного производства. Нет такого достижения научно-технического прогресса (НТП), которое бы не отразилось на росте производительности труда. Действительно, любое достижение НТП представляет собой экономию рабочего времени, а она и производительность труда - это две стороны одного и того же экономического закона. [6, с. 68].

Но производительные силы - это лишь одна сторона общественного производства. Другая его сторона - производственные отношения.

Производственные отношения в единстве с производительными силами представляют собой способ производства, а последний в целом выражает экономический строй общества. Общественные отношения - отношения между людьми - не исчерпываются производственными, или экономическими отношениями. Общество пронизывается во всех направлениях отношениями семейными, юридическими, национальными, культурными, религиозными, политическими и другими, носящими в своей совокупности название надстройки общества. Базис (экономический строй) и надстройка находятся в единстве, во взаимосвязи. Базис общества определяет его надстройку, задает направление развития. Но их единство заключается в том, что со временем надстройка все более и более влияет на базис и определяет параметры его развития и совершенствования. [7, с. 24].

Однако действительная субординация между материальными (первичными) и идеальными (вторичными) факторами является отнюдь не прямолинейной и однонаправленной. Материальные факторы лишь в конечном счете определяют идеальные процессы. Духовная жизнь общества, будучи многократно опосредованной различными отношениями, институтами, технологическими средствами и т.д., обладает относительной самостоятельностью и оказывает огромное обратное воздействие на всю систему общественной жизни. Сознание людей, если оно опирается на данные науки и здравый смысл, может опережать реальный ход событий, а в рамках отдельных исторических процессов определять возможную направленность и конкретные формы их реализации. Используя знания, человек в процессе общественно-исторической практики преобразует мир, творит новую действительность. Воплощаясь в конкретных результатах деятельности личности, идеальные факторы превращаются в материальные. В этом и заключается диалектическая связь между материальным и духовным в человеческом обществе. [4, с. 98].

Современная реформируемая Россия тому хороший пример. Наш переход к рыночной системе показывает, как может надстройка изменить, реформировать, перестроить базис общества, приспособить, подогнать его под себя, ибо она в своем развитии в последние 15-20 лет резко ушла вперед. Хорошо или плохо получается - вопрос второй, но очевидно, что в России нарушено единство двух сторон общественно-экономической формации. Наши реформы с этой точки зрения представляют собой попытку привести в соответствие производительные силы и производственные отношения.

История человечества есть история восхождения от одной общественно-экономической формации к другой в такой последовательности: первобытно-общинная - рабовладельческая - феодальная - капиталистическая - коммунистическая. В этой схеме исторического развития человечество поднималось от одной ступени исторической лестницы к другой последовательно. Каждая предыдущая ступень объективно подготавливала подъем на следующую и, исполнив свою историческую миссию, отмирала, обеспечив преемственность и постепенность развития человеческого общества. [12, с. 67].

Однако в отличие от формационной теории, объясняющей историческое развитие человечества, существует и другая - цивилизационная. Ее сторонники считают, что с провалом строительства социализма формационная схема развития исчерпала себя и на смену ей пришла цивилизационная теория, где нет и не может быть базиса и надстройки, соподчинения и субординации различных составляющих ее сторон, а есть равноправие и равная их значимость.

Можно ли вот так альтернативно ставить вопрос: или то, или другое?

Как правило, решение проблемы находится посередине. Формацию и цивилизацию нельзя противопоставлять. Это взаимодополняемые подходы. Исторический прогресс они объясняют с разных точек зрения. В первом доминанта одна - экономика. Во втором другая - общечеловеческие ценности. Однако вместе они полнее объясняют мир, его развитие. Нужен синтез формационных и цивилизованных представлений.

Цивилизация в отличие от формации связана не столько с материально-вещественными, сколько с духовными аспектами общественного развития, причем с той их частью, которая определяется не только (и не во всем) существующим способом производства. Более того, они сами весьма активно воздействуют на формирование социально-экономических структур.

«Само понятие цивилизации практически еще и не утвердилось в нашей литературе. Каждый автор практически под цивилизацией понимает нечто другое, отличное от остальных. Только названий цивилизации около тридцати. Например: локальная, особенная, всемирная, доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная, западно-христианская, европейская, техногенная, исламская, капиталистическая и т.д. Среди сторонников цивилизационного подхода нет единства даже в понимании ее структурных элементов. С другой стороны, ни у кого из них нет даже простого определения общечеловеческих ценностей, собственно, как и их перечисления. В самом же абстрактном анализе общечеловеческих ценностей наши и западные обществоведы ни на шаг не продвинулись от Б. Спинозы, Ж.Ж. Руссо и А. Радищева. [11, с. 111]. Автор вовсе не противник цивилизационного подхода к историческому прогрессу. Автор против того, чтобы цивилизация в трактовках ее сторонников выступала как форма антимарксизма, форма его отрицания.

Дискуссия «Формация или Цивилизация» в известной степени напоминает разговор глухих. Каждый видит свою задачу не в том, чтобы войти в положение своего оппонента и, тем самым, попытаться понять его аргументы, вдуматься в них и где-то пойти на компромисс, найти точки соприкосновения и, наконец, перенять полезное и убедительное. Нет. Главная цель - переубедить этого оппонента, уподобить его себе, показать, что ты и твоя точка зрения единственно верные» [8, с. 6].

Формация - основа. Цивилизация - диалектика формационных структур, их окультуривание, одухотворение, возведение в ранг человеческих ценностей. Формация - фундамент. Цивилизация - современная общественная форма ее существования с учетом и синтезом всех ценностей, богатств человеческой истории.

Цивилизация не снимает, не оттесняет формацию, тем более не должна противопоставляться ей. Это диалектическое единство. И именно оно говорит о том, что цивилизационный подход может заменить формационный, лишь вобрав в себя формационный, приобретя тем самым его стройность, логичность, превратившись в субординированную систему, а не отвергая и не отметая его. Только тогда указанная система может показать закономерности смены одной цивилизации другой, а следовательно, исторически и логически объяснить восхождение человеческого общества от первобытного стада до современного его состояния. Чтобы заменить формационный подход, цивилизационный как минимум должен стройно и логично объяснять историю человечества.

В то же время синтез формации и цивилизации требует сохранения традиционных социокультурных, экономических и духовных структур пяти способов производства. Часто указанные социокультурные структуры столь уникальны, что являются достоянием общечеловеческой культуры, а следовательно, весомым вкладом в развитие цивилизации. Это обеспечивает преемственность исторического развития, эволюционность, безболезненность перехода человеческого общества к современным цивилизационным структурам.

экономическая теория формационный цивилизационный

2.2 Экономические законы развития общества

Нет ни одной науки - будь то социальная либо натуральная, техническая либо общенаучная, которая эволюционировала бы не через открытие, знание и применение своего специфического круга законов. Следственно, если нет определенного круга специфических законов - предмета данной науки, нет и самой науки. Скажем, три закона Ньютона лежат в основе предмета элементарной физики. [9, с. 148].

Всеобщая экономическая теория имеет свой круг законов - экономических, которыми занимается ее фундаментальная часть - политическая экономия. Как отмечалось выше, основная функция экономической теории - скапливание фактов, обнаружение определенных причинно-следственных связей между ними и расположение их в определенной субординации. Экономическая теория выясняет, повторяются ли связи с повторением фактов, носит ли связь устойчивый нрав либо она случайна. Видимо, что чем крепче, устойчивее связи между экономическими фактами, тем точнее могут быть экономические расчеты. Следственно, предмет всеобщей экономической теории представляет собой обнаружение крепких, непрерывных, значительных (обстоятельных) причинно-следственных связей между фактами, явлениями, процессами в экономической жизни социума. Такие связи именуются законами: закон постоянного роста продуктивности труда, либо закон экономии рабочего времени, закон возвышения надобностей, закон стоимости, законы денежного обращения и т.д.[10, с. 37].

Экономические законы носят непредвзятый нрав, а значит, они не подчиняются свободе и сознанию людей, не являются их порождением, не могут быть в оценках людей ни отменными, ни дрянными. Они действуют неизменно с неизбежностью течения времени, как и факторы, процессы, между которыми они выражают связи. Экономические законы запретить невозможно. Человеку, обществу остается одно - постигать механизм действия этих законов, чего они «хотят», чего «требуют», и принимать хозяйственные, экономические решения в соответствии с требованиями данных законов. Хозяйствующему субъекту (индивиду, фирме, государству) процветание и экономическая выгода обеспечены, если они действуют с учетом требований экономических законов. В отвратном случае его ожидает рано либо поздно коллапс, авария, потому что наиглавнейшая сторона действия экономических законов - их неизбежность, неотвратимость.

Человек должен постигать экономические законы, дабы уменьшить, а в идеале свести к нулю разорительную силу непознанных, объективных экономических законов, которые делают хозяйствующих субъектов по существу невольниками слепой неотвратимости их действия.

Весь непредвзятый экономический закон выражает связь между экономическими явлениями. Если исчезают сами эти явления, пропадает и экономический закон, выражавший суть, внутренние связи этих явлений.

Скажем, действие закона экономии рабочего времени выражает связь между неограниченными надобностями и ограниченными источниками. Оглавление этого закона отчетливо и емко выражает правило: минимум расходов - максимум итогов. Если хозяйствующий субъект, национальная экономика непрерывно исполняют требования этого тезиса, они конкурентоспособны, экономически процветают. Если же нет - происходит, скажем, неполное применение источников либо источники не дают максимальной отдачи - закон неизбежно и безжалостно разоряет их. Плановая система (экономика СССР и других социалистических стран) потому проиграла экономическое соревнование с рыночной, что перестала, утратила вероятность считать затраты источников для данные их к минимуму, а итоги производства неизменно были гораздо скромнее самих расходов.

Скажем, игнорирование действием элементарных законов денежного обращения и числа денег, нужных в обращении, и создание неестественного недобора наличных денег, якобы с целью остановить рост цен, привели к тому, что в нашей экономике расцвел знаменитый бартер - обмен товара на товар, а идее рыночной системы, к которой быстро рвется Россия, был нанесен мощнейший удар теми, кто был зачинателем перехода к ней.

В последнее время, тяготясь уйти подальше от «проклятого прошлого», многие экономисты стали забывать и о производственных отношениях, и об экономических законах. В рабочих программах по всеобщей экономической теории и даже в государственных образовательных эталонах по этой науке нет раздела, посвященного экономическим законам.

Но чай нет законов - нет предмета науки. Что же постигает в таком случае всеобщая экономическая теория? Впрочем, читая тот либо другой учебник, внезапно с изумлением обнаруживаешь - закон денежного обращения, закон потребности, законы ценообразования. Откуда же внезапно взялись эти законы? Такой конформизм русских экономистов и есть основной показатель коллапса русской экономической мысли.

Заключение

Экономическая теория имеет и очень важную мировоззренческую функцию, заключающуюся в формировании системы взглядов на жизнь общества и его развитие. Таким образом в заключении формулируются следующие выводы:

. В своей основе формационный подход объективно раскрывает ту обоснованность, что государства, основывающиеся на одном и том же типе экономической конструкции социума, владеют характерным комплектом всеобщих знаков (государства, самостоятельно от времени их существования и места дислокации, основанные на одном и том же типе фундамента, будут однотипны в своих принципиальных колляциях). Совместно с тем данный подход имеет ряд недостатков:

однолинейность в трактовке исторического становления экономических систем;

пренебрежение азиатского метода производства, для которого характерны: социальная собственность на землю и коллективный труд; государственная собственность на средства производства; господствующий класс в лице чиновничества, для которого стержневой «собственностью» является власть;

деление исторических типов государства на эксплуататорские - рабовладельческий, феодальный, буржуазный и антиэксплуататорский - социалистический (правда норма эксплуатации трудящихся в социалистических государствах была неизмеримо выше, чем в развитых капиталистических странах).

. Цивилизационный подход к типологии государства является многообещающим, но на данный момент не довольно разработанным. Следственно отчетливого деления государств на типы по этому критерию не дают, называя лишь тезисы такого подхода:

сущность государства определяется не только реально присутствующим соотношением сил, но также собранными в ходе исторического процесса и передаваемыми в границах культуры представлениями о мире, ценностями, примерами поведения;

государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры;

разнородность культур во времени и пространстве дозволяет осознать, отчего некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в своем становлении в иных условиях.

В нынешней литературе отмечается, что основное различие цивилизационного подхода от формационного состоит в вероятности раскрыть экономическое становление социума и государства через человека, через его представления о ценностях и целях его собственной деятельности. В типологии государства следует рассматривать как цивилизационный подход, так и формационный.

Таким образом, экономическая теория есть наука о производственных отношениях между людьми в условиях ограниченности ресурсов. Она изучает всю совокупность экономических отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг между членами общества, закономерности и тенденции их развития на всех уровнях: индивида, предприятия (фирмы), общества.

В то же время синтез формации и цивилизации требует сохранения традиционных социокультурных, экономических и духовных конструкций пяти методов производства. Зачастую указанные социокультурные конструкции столь уникальны, что являются наследием общечеловеческой культуры, а следственно, весомым взносом в становление цивилизации. Это обеспечивает преемственность исторического становления, эволюционность, безболезненность перехода человеческого социума к современным цивилизационным конструкциям.

Список литературы

1Абалкин Л., Сорокин Д., Ольсевич Ю., Антонов А. Российская экономическая школа в контексте мировой экономической мысли. [«Труд - источник всякого богатства...]// ВЭ., № 2, 2015. с. 120.

Борисов Е.Ф. Экономическая теория.[Предметом экономической теории являются отношения…] - М.: Юрайт, 2014г.с. 260.

3Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика. Учебное пособие. [Микроэкономика изучает малые экономические…; Макроэкономика изучает крупномасштабные… ] -М.: 2013г. с. 320.

Брагинский С. В., Певзнер Я. А. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления. [Однако действительная субординация…] - М.: 2011г. с. 223.

Гальперин В. М. Игнатьев С. М., Моргунов В. И.. Микроэкономика. [Методология - наука о методах…;] - М.: Экономическая школа, 2014г. с. 389.

Глезерман Г. Е. Законы общественного развития: их характер и использование.[ Производительные силы - это материальное…] - М.: 2013г. с. 319.

7Нуреев Р., Латов Ю. «Плоды просвещения» (новая российская экономическая наука на пороге III тысячелетия). [Базис (экономический строй) и надстройка…]// ВЭ, 2013, № 1. с. 112.

Осадчая И.О. О цивилизационном подходе к обзору капитализма [Дискуссия «Формация или Цивилизация»…]//Мировая экономика и интернациональные отношения. 2012. № 5. с. 26.

9Роббинс Л. Предмет экономической науки.[ Нет ни одной науки - будь то социальная…] - М.: 2013г., т. 1, вып. 1. Из. переработанное и дополненное с. 248.

Самуэльсон П. Экономика [Всеобщая экономическая теория имеет свой круг…]- М.: 2012г. с.237.

Седов В.В. Экономическая теория: [«Само понятие цивилизации практически еще…]В 2ч. Ч.1.- Ч.: Челябинский государственный университет, 2012г. с. 285.

Экономика. Учебник для экономических академий, вузов и факультетов [История человечества есть история восхождения…]/ под редакцией кандидата экономических наук, доцента Булатова А. С.- М.: 2014г. с. 368.

13Экономическая теория: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. [Однако и сам труд, и средства труда…]/ Под ред. В.Д. Камаева. - 6-е изд. - М., ВЛАДОС, 2011. с. 385.

14Экономика. Учебник. [Средства (орудия) труда вместе с предметами труда - это…]/Под ред. Булатова А.С. М.: БЕК, 2014. с. 298.

Похожие работы на - Формация или цивилизация: выбор аспекта анализа экономической теории

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!