Качество жизни в Республике Казахстан

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    333,62 Кб
  • Опубликовано:
    2015-12-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Качество жизни в Республике Казахстан

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РК

КАФЕДРА "Экономическая теория"








КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине "Экономическая теория"

на тему: "Качество жизни в Республике Казахстан"



ВЫПОЛНИЛ: студент 1 курса

Нуржанов Жандос

ПРОВЕРИЛА: д. э. н., профессор Ахмедьярова М.В.

АЛМАТЫ 2015

Содержание

 

Введение

Понятие качества жизни

Анализ качества жизни в Республике Казахстан

Пути улучшения качества жизни

Программа жилищного строительства в Республике Казахстан на 2011 - 2014 годы [8]

Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы [12]

Программа занятости 2030 [18]

Производительность 2020 [17]

Программа по развитию агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2013-2020 годы [14]

Программа развития моногородов на 2012-2020 годы [13]

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Казахстан провозгласил курс на построение социального государства с высокими стандартами жизни. Данная позиция находит свое отражение в заявлениях главы государства. Как отметил Нурсултан Назарбаев в конце января 2012 года в послании народу Казахстана: "Важнейшая задача предстоящего десятилетия - улучшение качества и уровня жизни всех граждан Казахстана, укрепление социальной стабильности и защищенности" [8]. При этом, государство не только декларирует принципы высокого качества жизни своих граждан, но и добивается на этом поприще успехов.

Хотя "уровень жизни" и "качество жизни" - близкие по смыслу понятия, они далеко не тождественны. Можно быть материально обеспеченным, но при этом не иметь доступа к чистой воде, качественному медицинскому обслуживанию, качественной еде и другим продуктам цивилизации. Это как раз и есть слагаемые качества жизни.

Качество жизни и всестороннее развитие человека - данные категории составляют содержательную характеристику современных подходов к проблемам экономического роста и развития общества. Постановка и актуальность этих проблем не явилась в конце XX века чем-то новым. В разные периоды развития научной мысли мыслители обращалась к данной теме. Она являлась ключевым вопросом философских, экономических, социологических работ. Истоки современных концепций качества жизни и развития человека можно обнаружить в трудах древних мыслителей, во многих культурах и религиях. Но есть и длительный период, особенно ярко проявившийся в экономической науке, когда проблемы человека - качества его жизни и развития - отошли на второй план. В прошлом столетии подход к развитию как достижению экономических целей оказался главенствующим. Человек в экономических теориях стал трактоваться лишь как средство производства, превратился в "человеческий фактор". Хотя все же с 60-х годов проблемы качества жизни и развития человека начинают вновь привлекать большее внимание различных школ и направлений мировой экономической науки.

Признанные международные организации и исследовательские центры начали поднимать эти проблемы в своих научных разработках и дискуссиях. Однако только в последние десятилетия XX столетия наметился существенный поворот к этим проблемам в экономической и социальной теории. Существенную роль в данном процессе сыграли следующие факторы: становящаяся все более очевидной ограниченность неоклассического подхода к проблемам развития, для которого особенно характерно подчинение человека экономическим целям и задачам; резкое углубление социальных противоречий и невозможность их разрешения на основе традиционных подходов экономической теории; бурное развитие институционализма и расширение сферы применения институционального подхода; изменение роли человека в обеспечении экономического роста; усиление влияния социологии на экономическую науку.

В связи с этим конец 1980-х и начало 1990-х годов ознаменовались формированием концепций и теорий, в которых с новых ракурсов начала рассматриваться роль человека. Прежде всего, это концепция устойчивого развития и концепция развития человека, стержневой идеей которых является положение о том, что человек - цель экономического роста, а не его ресурс.

Под качеством жизни современные концепции качества стали понимать комплексную характеристику социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов и условий существования личности, положения человека в обществе.

Глобальные события, происходившие в мире с начала нынешнего тысячелетия также оказали толчок для усиления интереса Проблематика уровня и качества жизни оказалась вдруг одним из наиболее значимых вопросов для современного государства. Подтверждением данном утверждению служит множество факторов, в том числе недавние события на Ближнем Востоке, так называемая "арабская весна". Снижение уровня и качества жизни основной массы населения в результате мирового кризиса привело к событиям, сместивших правящие режимы в целом ряде арабских стран. Дальнейшая дестабилизация обстановки в регионе привела к еще большему падения качества жизни.

Благосостояние общества во многом зависит от правильно выбранной социальной политики государства, которая, в свою очередь, зависит от того, достаточно ли полной информацией оно обладает, и насколько информация полно показывает проблемы в современном обществе. От решения проблем уровня и качества жизни во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и, в конечном счете, политическая, а, следовательно, и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые, так или иначе, могут повлечь изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения.

В данном смысле государственная политика Республики Казахстан без сомнений объективно определяется как социально направленная, нацеленная на долгосрочное развитие качественных показателей жизни. Для достижения этого государством разработано и декларировано множество государственных программ развития.

Повышение качества жизни занимает в указанных программах центральное место. Ведь в цивилизованной стране главная задача государства - это обеспечение достойного уровня и качества жизни населения. В современных преобразованиях рыночной экономики проблема повышения уровня и качества жизни становится очень важной. Именно с социальной функцией политики государства общество связывает всевозрастающие ожидания относительно повышения качества и уровня жизни. От решения данной проблемы во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и в конечном счете политическая, а следовательно и экономическая стабильность в обществе.

Понимание этого находит в Послании Президента РК "Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана". Практически восемь из десяти основных пунктов Послания непосредственно посвящены повышению качественных показателей жизни. В связи с этим необходимо четко представлять сущность данного понятия, его роли в современной жизни Казахстана. В последние годы тема стала особенно актуальна, так как вследствие мирового экономического кризиса показатели уровня и качества жизни большей части населения развитых и развивающихся стран значительно снизились. Кризис заставил по новому взглянуть на индикаторы и показатели уровня и качества жизни. В этих условиях важно знать от каких показателей зависит качество и уровень жизни, поэтому необходимость теоретического исследования взаимосвязи уровня экономического развития страны и составляющих качества жизни населения определяют актуальность данной работы и ее практической значимости. [8]

В настоящем исследовании был проведен анализ и оценка качества жизни населения в Республике Казахстан, дано четкое и полное определение значения "качества жизни" не только через призму доходов и материального благосостояния населения, но и с учетом запланированных результатов государственных программ развития, в том числе принятых в целях реализации Послания. Был осуществлен обзор международного опыта оценки качества жизни населения, а также действующих методик авторитетных международных агентств, составляющих рейтинги стран по качеству жизни, уровню благополучия.

На основании международного опыта, с учетом существующей системы статистических показателей и действующих программ развития, сформирован систематизированный перечень актуальных индикаторов измерения качества жизни населения в Казахстане.

Также в рамках данного проекта, используя предложенные индикаторы качества жизни, на основании построенной модели интегрального исчисления показателей, осуществлено практическое измерение качества жизни регионов Казахстана и составлен соответствующий рейтинг.

Таким образом, в исследовании достигнута поставленная цель (измерение качества жизни населения Республики Казахстан) и выполнены задачи (актуализация и расширение системы индикаторов качества жизни, специфика измерения качества жизни в Казахстане).

качество жизнь государственная программа казахстан

Понятие качества жизни


Изучением вопросов, касающихся повышения жизненного уровня людей были посвящены работы многих экономистов. Исследованиями в данной области занимались такие теоретики, как Кейнс, Котлер, Брю, Маслоу, Фишер и др. Указанные экономисты разрабатывали различные национальные модели уровня жизни, показатели их оценки, механизмы регулирования.

В последние десятилетия смысл, который ученые придают термину "качество жизни", и вкладываемое в него содержание претерпели серьезные изменения.

В настоящее время существует множество концептуальных подходов к определению качества жизни. Однозначной является точка зрения, согласно которой качество жизни должно рассматриваться как постоянно эволюционирующая категория, которая может наполняться различным содержанием в зависимости от социальных ориентиров того или иного общества, периода времени, подхода к определению сути явления и др. Анализ различных подходов к определению сущности категории "качество жизни" позволяет сделать вывод о невозможности выработки единой, раз и навсегда установленной его формулировки. Это подтверждается наличием множества работ, посвященных рассмотрению качества жизни населения и различных его сторон, в которых до настоящего времени нет единства в понимании того, какие социально-экономические процессы и явления обозначаются этим термином. С одной стороны, встречается предельно расширительное толкование данной категории, которое, по существу, вбирает в себя все процессы жизнедеятельности человека и общества. С другой, показатели качества жизни иной раз включается безо всякой научной аргументации только узкая часть процессов жизнеобеспечения людей.

Термин "качество жизни" появился в середине 50-х годов прошлого века, когда стало очевидно, что категория "уровень жизни" не отражает в полной мере благосостояние населения. Изучение проблемы стартовало десятилетием позже, когда в высокоразвитых странах Запада стал осуществляться переход к постиндустриальной стадии развития общества, что обусловило интерес к гуманитарному содержанию экономического прогресса. Вначале качество жизни связывалось в основном с вопросами охраны окружающей среды, здоровья и обновления городов. Но вскоре эта проблема стала рассматриваться под углом обеспечения жизнеспособности общества и трактоваться как составная часть некоего футурологического идеала, который предстоит достигнуть человечеству в близком будущем - перехода к следующему этапу развития цивилизации с новыми отношениями между людьми, при которых на первый план выходят не деньги, а гармония социальных и культурных ценностей.

Качество жизни стало определяться как субъективная оценка степени удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Новый всплеск интереса к проблемам качества жизни возник в последние годы в связи с непрекращающимся экономическим кризисом и углублением социально-экономических противоречий в мире, что выражается, главным образом, в снижении реальных доходов населения в большинстве стран мира, углублении имущественной дифференциации.

Качество жизни также следует рассматривать как совокупность определенных характеристик жизненно важных для человека сторон, процессов и явлений, отражающих его современное существование, как в аспекте трудовой деятельности, так и в аспекте жизнедеятельности вообще.

Современный экономический словарь определяет термин "качество жизни" как социально-экономическую категорию, представляющую обобщение понятия "уровень жизни" и включающей в себя "не только уровень потребления материальных благ и услуг, но и удовлетворение духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия среды, окружающей человека, душевный комфорт" [4].

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет качество жизни как "восприятие индивидуумом своего положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которой они живут, и в связи с их целями, ожиданиями, стандартами и заботами. Это широкий круг концепции зависимый от физического здоровья человека, психологического состояния, личных убеждений, социальных отношений и их взаимосвязей с характерными особенностями окружающей среды. [33]

Организация разработала международный кросс-культурно сопоставимый инструмент для оценки качества жизни, который охватывает шесть основных областей:

·        физическое здоровье;

·        психологическое здоровье;

·        уровень независимости;

·        социальные отношения;

·        окружающая среда;

·        духовность / религия / личные убеждения.

Необходимо отметить, что качество жизни как категория экономической науки взаимосвязана с такими, близкими по своему происхождению и содержанию понятиями, как образ жизни, стиль жизни, уровень жизни человека.

Образ жизни есть сплав объективных условий и субъективной стороны деятельности людей, выражение, прежде всего, их социально-экономической активности. Образ жизни "ведут", практикуют, он является общей формулой повседневного бытия личности. Другими словами образ жизни - это типичные, практикуемые нормы, поведения людей, способ их повседневной деятельности в сфере труда и быта, в производстве и потреблении как материальных, так и духовных ценностей.

Таким образом, качество жизни отражает степень удовлетворения целого комплекса разнообразных материальных, духовных, интеллектуальных, культурных, эстетических и других потребностей людей.

Термин "качество жизни", определяемый в Словаре Человеческой Географии (Dictionary of Human Geography), Оксфорд, используется для оценки общего благосостояния человека и общества. Этот термин используется в самых различных контекстах, в том числе в области международного развития, здравоохранения и политики. Качество жизни в данном источнике разделяется с понятием уровня жизни, который базируется в основном на доходах населения. Кроме стандартных показателей, определяющих уровень жизни, показатель качества жизни включает в себя не только богатство и занятость, а также состояние окружающей среды, физического и психического здоровья населения, системы образования, организации отдыха и свободного времяпрепровождения, а также социальной принадлежности. [1]

В соответствии с этим экологический экономист Роберт Констанза (PhD, Portland State University) пишет следующее:

В то время как качество жизни уже давно стало явной или неявной политической целью, адекватные определения и измерения данного термина были долгое время неизмеримы. Но данная проблема стала решаться в результате определения различных объективных и субъективных показателей по целому ряду дисциплин, также определенную помощь оказали последние работы по определению субъективного благополучия (SWB), исследования в области психологии счастья. [2]

Качество жизни можно трактовать как интегральную категорию, всесторонне характеризующую уровень и степень благосостояния свободы, социального и духовного развития человека, а также его физическое здоровье. В числе ее структурных составляющих можно выделить следующие основные компоненты: уровень здоровья и продолжительность жизни населения, уровень жизни населения, образ жизни населения.

Рисунок 1. Схематичная связь уровня, образа и качества жизни

Примечание - Источник: #"875213.files/image002.gif">

Рисунок 2. Взаимозависимость объектов качества жизни

Примечание-Источник: <#"875213.files/image003.gif">

Рисунок 3. Дерево целей качества жизни населения

Примечание-Источник: http://www.baiterek. kz <http://www.baiterek.kz> [34].

Таким образом, качество жизни имеет огромный теоретический и методологический потенциал, позволяющий по-новому, с позиций целостности, подойти к осмыслению проблем жизни и деятельности человека.

Жизнеспособность есть свойство как отдельного индивида, так и общества в целом наиболее эффективно осуществлять свои социальные, духовные и биологические функции. Эта способность во много определяет возможности экономического развития. Для человека существенное значение имеет не только определенный уровень благосостояния, но и состояние природной среды, состояние здоровья, наличие свободного времени, духовно ориентированная жизнь.

 

Анализ качества жизни в Республике Казахстан


Конституция Республики Казахстан декларирует, что государство является демократическим, светским, правовым и социальным, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы. Исходя из этого, основной задачей социальной политики государства и главным критерием ее эффективности является неуклонное повышение качества жизни народа.

Казахстанский курс на форсированное индустриально-инновационное развитие также предъявляет новые высокие требования к модели социального развития. Наблюдается еще большее смещение государственной стратегии в сторону социальных приоритетов. В программной статье "Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда" Президент страны предложил обществу концептуальный вектор дальнейшего развития страны - построение Общества Всеобщего Труда, достижение которого возможно только через социальную модернизацию, реализуемую посредством производительного труда.

Главными приоритетами государственной политики нашей республики, в соответствии с установками Президента страны, были и остаются развитие человеческого капитала и повышение качества жизни населения. Реализуемые в этих целях программы Правительства направлены, прежде всего, на сохранение занятости и повышение уровня доходов, социальную защиту наиболее уязвимых категорий населения. Даже в условиях разразившегося мирового финансового кризиса государство не отказалось от соцподдержки своих граждан. Благодаря финансовой "подушке" в виде средств Национального фонда государству удалось сохранить в неприкосновенности все социальные программы, и даже увеличить финансирование по некоторым из них.

За годы независимости в области качества жизни казахстанцев произошли огромные перемены. После распада Советского Союза и всех его государственных структур, в упадок пришла и вся система социального обеспечения населения. С развалом Союза казахстанские жители, как и все остальное население бывшей империи, оказались лишены многих социальных гарантий, характеризующих качество жизни. Население оказалось в суровых условиях: развал старой экономики, соответствующее резкое снижение доходов, безработица, высокий уровень преступности и т.д.

Спад продолжался все 90-е годы, при этом Казахстану в значительной мере удалось смягчить падение, тогда как некоторые другие республики бывшего Союза скатились еще ниже. Уже с начала 2000-х годов начался устойчивый рост экономики страны, что позволило остановить падение и начать улучшение показателей качества жизни.

Прежде всего, Казахстану удалось добиться значительных успехов в борьбе с бедностью и нищетой. Если в 2009 году доля граждан с доходами ниже прожиточного минимума составила 18,2 процента, то в 2014 году этот показатель составил уже 5,3%.

При этом тревожным признаком остается значительная дифференциация доходов в городской и сельской местности. В 2014 году уровень бедности в сельской местности превысил городской уровень более чем в 3,7 раза, а в 2010 году разница составляла лишь 2,6 раза. Это говорит о том, что отрыв качественных показателей жизни городских жителей от показателей сельского населения увеличился, несмотря на меры, принимаемые государством. Важно отметить, что в казахстанском селе сегодня проживает порядка 45,5 процентов населения, поэтому борьба с бедностью здесь способна существенно улучшить показатели республики по качеству жизни. [6]

Позитивный тренд связан с действиями государства в инвестиционной области. Активно строятся дороги, школы, детские сады, при поддержке власти создаются новые производственные предприятия, создаются рабочие места.

В стране средняя продолжительность жизни достигла 69 лет, выросло благосостояние населения, которое стало больше тратить средств на приобретение товаров длительного пользования. Улучшились и другие индикаторы качества жизни и демографические показатели, от которых зависит устойчивое развитие страны и ее конкурентоспособность на внешней арене. При этом, главными причинами смертности остаются сердечно-сосудистые заболевания, несчастные случаи, травмы, убийства, новообразования.

Вместе с тем у Казахстана имеется множество проблем, решение которых позволит повысить качественные показатели существования населения. Например, одной из существенной причин отставания качества жизни в селах от города, является нехватка качественной питьевой воды. По показателю водообеспеченности в расчете на душу населения Казахстан занимает последнее место в СНГ. Потребление некачественной воды существенно влияет на здоровье населения страны. Около 80,0% заболеваний населения Казахстана, по оценке Минздрава РК, так или иначе, связано с низким качеством воды. По данным доклада Председателя Комитета по водным ресурсам МСХ Республики Казахстан население большинства сел страны (72,4% или более 3 млн. человек) потребляют воду из децентрализованных источников, то есть колодцев, родников и артезианских скважин.

Следующий аспект, характеризующий качество жизни - экологическая обстановка в месте проживания. Воздух - важнейший компонент здоровья населения. Атмосферный воздух - одна из основных сред обитания человека и от его качества во многом зависит здоровье человеческого организма, уровень физического развития, репродуктивные возможности, подверженность к заболеваниям, продолжительность жизни, в целом качество жизни населения. В загрязнение атмосферы городов значительный вклад вносит также автомобильный транспорт. Все эти вредные факторы отрицательно влияют на здоровье населения.

Другим важным индикатором формирования нового качества человеческого потенциала является образованность населения страны. В данном направлении развития Казахстан достиг высокого уровня развития. В настоящее время образовательный уровень казахстанцев составляет 99,7%. Эти достижения во многом обязаны тому, что расходы государственного бюджета страны на образование довольно высоки, в 2011 году этот показатель составил 4,2% от ВВП. Тем самым Казахстан приближается к нормам, рекомендуемым ЮНЕСКО - 5-6% от ВВП.

Весь жилищный фонд страны на начало 2012 года составил 283,9 млн. кв. метров, из которых 167,3 млн. кв. метров, или 58,9%, расположились в городах и других городских поселениях, а 116,6 млн. кв. метров (41,1%) - в сельских населенных пунктах. При этом, почти весь (96,3%) жилищный фонд ныне находится в частной собственности населения страны и лишь 3,7% (10,3 млн. кв. метров) остались в государственной. [30]

Несмотря на значительный рост объемов строительства новых жилых зданий за последние 6-7 лет, обеспеченность населения страны жильем продолжает оставаться довольно острой проблемой. Много семей ожидают или пытаются не только улучшить жилищные условия, а приобрести собственное жилье в городах, куда они переселились за последние десятилетия из отдаленных сельских населенных местностей. Так, по данным переписи населения 2009 года, в начале 2009 года 12,0 тысячи домохозяйств проживали в общих коммунальных квартирах, 75,4 тысячи - в комнатах, приспособленных под семейные квартиры в общежитиях, 46,9 тысячи - в дачных домах (домиках) дачных поселков близ городов (всего 134,3 тысяч семей). Почти 2,1 млн. кв. метров наличного жилья, где проживают свыше 25 тысяч семей, официально, признаны аварийными. Кроме того, при переписи были зарегистрированы 4253 (в том числе в городах - 4084) граждане, не имеющие постоянного жилища (бездомные).

Состояние здоровья населения, как индикатора социального благополучия общества, зависит не только от уровня и ресурсов системы здравоохранения и социального обеспечения в стране, но и от ряда других факторов - ведение здорового образа жизни, охрана окружающей среды обитания и проживания людей и т.д. Так, уровень заболеваемости населения активным туберкулезом в 2011 г. снизился с 95,3 до 86,6 на 100 000 населения. В Казахстане на туберкулез органов дыхания приходится почти 80% случаев смерти от инфекционных и паразитарных заболеваний.

Анализ создавшейся ситуации показывает, что в Казахстане, как и в других странах мира, распространение туберкулеза зависит от социальных и экономических факторов, состояния экологии регионов, объема и качества, оказываемых населению лечебно-оздоровительных мер.

Таблица 2. Система показателей качества жизни в регионах Казахстана


Система показателей физических потребностей

1

Смертность на 100 000 человек от новообразований

2

Смертность на 100 000 человек от болезней системы кровообращения

3

Смертность на 100 000 человек от болезней органов дыхания

4

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет

5

Младенческая смертность (на 10 000 родившихся живыми)

6

Материнская смертность (на 100 тыс. родившихся живыми)

7

Заболеваемость активным туберкулезом (на 100 000 населения)

8

Число больничных коек на 10 000 населения

9

Общий коэффициент рождаемости на 1000 человек

10

Коэффициент смертности населения в трудоспособном возрасте на 100000 человек соответствующего возраста

11

Доля расходов на покупку продовольственных товаров (в %)

12

Обеспеченность населения компьютерами, на 100 семей

13

Обеспеченность населения сотовыми телефонами, на 100 семей;

14

Обеспеченность населения холодильниками и морозильниками, на 100 семей

15

Обеспеченность населения стиральными машинами, на 100 семей

16

Величина прожиточного минимума по регионам, в % к среднересп. величине

17

Глубина бедности

18

Острота бедности

19

Доля населения, имеющего доходы, использованные на потребление ниже величины прожиточного минимума по регионам

20

Доля населения, имеющего доходы ниже стоимости продовольственной корзины по регионам

21

Доля расходов на одежду, ткань, обувь (в % к потребительскому расходу)

22

Доля расходов на товары для дома (мебель, предметы домашнего обихода, бытовая техника) (в % к потребительскому расходу)

23

Доля расходов на приобретение платных услуг населению (в %).

24

Ввод в эксплуатацию жилых домов (в тыс. кв. метров общей площади);

25

Ввод в эксплуатацию жилья на 1000 человек населения (в кв. м общей площади)

26

27

ВРП на душу населения (тенге)

28

Индекс реальной заработной платы (в % к предыдущему году)

29

Доля транспортных услуг в ВВП (в %)

30

Рост пассажирооборота (в % к предыдущему году)

31

Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников (тонн на душу населения)

32

Общий объем бытовых отходов на душу населения (тонн)


Система показателей социальных потребностей

1

Уровень безработицы

2

Число проданных путевок на 10 000 населения, единиц

3

Доля самостоятельно занятых в численности занятого населения (%)

4

Смертность от несчастных случаев, отравлений и травм (на 100 000)

5

Уровень зарегистрированных преступлений на 1000 тыс жителей

6

Общий коэффициент брачности на 1000 человек

7

Общий коэффициент разводимости на 1000 человек

8

Дорожно-транспортные травмы на 100000 человек


Система показателей духовных потребностей

1

Количество театров на 100 000 чел

2

Количество музеев на 100 000 человек


Примечание-Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2014 г. [6].

В Казахстане, позитивные изменения последнего десятилетия проявились в улучшении показателей уровня жизни населения страны: сократились доля низкодоходного населения, доля населения имеющего доходы ниже стоимости продовольственной корзины. Почти по всем наблюдаемым продовольственным товарам выросла покупательная способность номинальных денежных доходов населения, выраженная через их товарный эквивалент, увеличилось количество наборов прожиточного минимума, которые можно приобрести на среднюю зарплату - 5,6 в среднем по стране в 2011 году.

Наблюдается снижение уровня безработицы в республике по сравнению с прошлым годом, в 2011 г. он составил 5,4%. Общая численность самостоятельно занятого населения на протяжении последних 10 лет остается в пределах 2,6-2,7 миллиона человек, что составляет четверть всего населения в стране в трудоспособном возрасте или более 30% от общей численности экономически активного населения. При этом 70,5% нынешнего числа самостоятельно занятого населения приходится на сельскую местность страны против 29,5% - в городах. [30]

Другие аспекты выравнивания качества жизни между селом и городом - качественное и разнообразное питание, развитие сферы услуг. Другими словами, это те направления, лежащие на поверхности, успех в которых может улучшить позиции страны в мировых рейтингах.

Однако зачастую международные рейтинги недостаточно объективны в своих оценках качества жизни по отношению к Казахстану. Конечно, индексы качества жизни в Казахстане и в странах Европы пока несоизмеримы. Высокое качество жизни предполагает, что человек на месячный заработок имеет возможность удовлетворить все свои текущие физические и интеллектуальные нужды и при этом у него еще имеются средства для инвестиций в предметы долговременного пользования. Возможность жить по такой схеме позволяет отнести человека к среднему классу. В среднем, в европейских странах средний класс составляет около 60% от всего населения. В Казахстане же это число по данным исследования "Эксперт Консалт" составляет около 10%.

Однако, занятие Казахстаном позиций ниже таких стран как Узбекистан и Таджикистан тем более представляется сомнительным, что наша страна превосходит указанные страны не только по уровню экономического развития, но и по степени развития общественных отношений, по уровню гражданских свобод.

На объективность международных рейтингов оказывает влияние и то, что в подобных компаративных исследованиях часто используются формализованные процедуры, которые не учитывают специфику отдельных государств, а выводы распространяются на все страны.

Таким образом, напрашивается вывод о том, что к подобным исследованиям необходимо подходить взвешенно, с учетом местной специфики.

Несмотря на указанные недочеты международных рейтингов, определяющих уровень качества жизни, без сравнительного анализа, позволяющего объективно оценить развитие страны в сравнении с другими государствами, не обойтись. Поэтому неудивительно, что, как заявила в июле текущего года на заседании правительства министр труда и социальной защиты населения, в Казахстане будет внедрен Стандарт качества жизни. По ее словам, уже в текущем году в рамках внедрения казахстанского стандарта качества жизни планируется завершить проводимые с участием международных экспертов исследования, направленные на совершенствование минимальных социальных стандартов. А по результатам исследований будет подготовлен проект концепции по совершенствованию системы минимальных социальных стандартов: прожиточного минимума, минимальных размеров заработной платы, пенсий, социальных пособий.

В поддержку данного решения можно привести аргумент о том, что современное государство может развиваться только при условии, что его экономическая политика имеет своим ориентиром рост уровня и качества жизни граждан. Согласно теории человеческого капитала межстрановая миграция населения основана на рациональном сравнении мигрантом имеющегося уровня и качества жизни с возможным их изменением в районе предполагаемого вселения и оценке ожидаемой выгоды от такого перемещения. Неспособность государства обеспечить гражданам удовлетворительный уровень и качество жизни, таким образом, формирует отрицательный миграционный баланс в форме "утечки мозгов". Последнее негативно сказывается, прежде всего, на качестве трудовых ресурсов и может окончательно похоронить перспективы экономического роста и ухода от сырьевой ориентации экономики. Подтверждением данной теории служит тот факт, что на сегодняшний день в Казахстане сальдо внешней миграции на протяжении ряда лет имеет положительную величину. Так, по итогам 2011 года, в страну въехало 38 004 человека, а в обратном направление выехало 32 902 человека, сальдо миграции, таким образом, составило 5 102 единицы. [30]

Продолжая рассмотрений позиций, характеризующих качество жизни в Казахстане, нельзя упустить такой показатель, как уровень образованности населения. Охват населения образованием в Казахстане по состоянию момент развала советской образовательной системы составлял около 95 процентов, и по этому показателю страна была наряду с развитыми государствами мира. Однако следует учесть, что после тяжелого периода недофинансирования системы в начале независимости, с начала 2000-х годов расходы государства на систему образования ежегодно возрастали. Причиной тому также был развал СССР и резкое падение экономических показателей. В настоящее время основной задачей системы образования является подъем качества образования. Одним из методов решения данной задачи является переход на мировые стандарты, в том числе на 12-классную систему обучения.

В целях анализа и оценки качества жизни населения в Республике Казахстан необходимо подробно рассмотреть государственные программы развития, стратегии, в том числе принятых в целях реализации Послания Президента РК "Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана" (региональное развитие, качество и доступность услуг социальной, жилищно-коммунальной сферы, транспортная инфраструктура, общественная безопасность, экологическая обстановка, демократическое развитие, политическая стабильность, организация досуга и отдыха, развитие туристической отрасли и др.).

Таким образом, далее мы проанализируем рассмотренные показатели, характеризующие степень развития качества жизни и определим степень их применимости для оценки данной категории в Казахстане в свете запланированных результатов государственных программ и стратегий.

Перечень действующих государственных программ и стратегий, рассматриваемых в рамках анализа и оценки качества жизни в Казахстане.

.        Послание Президента РК "Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана".

2.      Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 - 2014 годы.

.        Программа жилищного строительства в Республике Казахстан на 2011 - 2014 годы.

.        Транспортная стратегия Республики Казахстан до 2015 года.

.        Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы

.        Программа развития моногородов на 2012-2020 годы.

.        Программа по развитию агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2013-2020 годы.

.        Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан "Саламатты Қазақстан" на 2011 - 2015 годы.

.        Программа занятости 2030.

Следующим шагом будет определение степени отражения показателей и индикаторов качества жизни населения в свете реализации задач, определенных в действующих программах развития и стратегиях.

Таблица 3. Расчет качества жизни регионов в 2012-2013 гг.

 

 

Регион

2002

2013

2014

1

1 - весьма высокий уровень

г. Алматы

54,9

54,5

2


г. Астана

53,2

54,5

53,7

3


Атырауская

50,1

49,6

50,6

4


Карагандинская

49,7

49,7

50,2

5


Павлодарская

47,8

47,9

48,3

6


Акмолинская

46,1

45,6

46,6

7


Северо-Казахстанская

46,0

45,8

46,4

8

2 - средний уровень

Жамбылская

45,1

44,6

45,6

9


Актюбинская

44,9

43,7

45,3

10


Костанайская

44,0

44,0

44,5

11


Алматинская

43,7

43,7

44,2

12

2 - низкий уровень

Западно-Казахстанская

42,9

42,4

43,4

13


Кзылординская

41,6

43,6

42,1

14


Восточно-Казахстанская

41,3

41,4

41,8

15


Южно-Казахстанская

41,1

41,6

16


Мангистауская

40,4

39,0

40,9


Примечание-Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике, 2014 г. [6].

Послание Президента РК "Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана"

В Послании в декларативном порядке затрагивается ряд вопросов, напрямую касающихся исследуемой темы.

Текст послания изложен в виде независимых друг от друга задач, направленных на укрепление экономики, повышение благосостояния населения.

Выделим те из задач, реализация которых преследует цель повышения качественных показателей жизни населения Республики Казахстан. [9]

В первом пункте идет речь о занятости. Акцентируется внимание на трех важных задачах в области трудоустройства: создании эффективной системы обучения и содействия в трудоустройстве; содействии развитию предпринимательства на селе и повышении мобильности трудовых ресурсов, приоритетном трудоустройстве в центрах экономической активности Казахстана. Более подробно показатели занятости рассмотрены при анализе госпрограммы "Занятость 2030".

Второе. Доступное жильё. Президент оцифровал показатели, которых следует достичь:

·        ежегодно вводить по 6 миллионов квадратных метров нового жилья;

·        довести ввод арендных жилых площадей до 1 миллиона квадратных метров.

Для решения задач обеспечения населения жильем разработана Программа жилищного строительства в Республике Казахстан на 2011 - 2014 годы, которая также рассмотрена ниже.

Четвертое. Повышение качества государственных услуг населению.

Это важный аспект противодействия коррупции и повышения доверия граждан к деятельности государственных органов, так как степень доверия населения государственным институтам отражается на субъективном восприятии жизненных условий.

Шестое. Модернизация судебной и правоохранительной систем. Так же как и четвертый пункт задача направлена на повышения доверия населения к органам власти.

Седьмое. Качественный рост человеческого капитала в Казахстане. Президент связал эту задачу напрямую с образованием и здравоохранением. Для реализации данного направления разработаны Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан "Саламатты Қазақстан" на 2011 - 2015 годы и Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Указанные

программы рассмотрены в настоящем отчете на предмет анализа целевых индикаторов, связанных с повышением качества жизни населения.

Девятое. Индустриально-инновационные проекты.

Социальная значимость проектов в рамках индустриально - инновационного развития заключается не только в создании дополнительных рабочих мест развитии новых кластеров, а также в большом заделе на будущее, диверсификации экономики. Данный пункт Послания имеет прямое отношение к уровню развития экономики Казахстана, большую долю которой в настоящий момент занимают доходы от эксплуатации природных ресурсов, а также к тому, что подобная ситуация серьезно повлияет на устойчивость и стабильность человеческого развития в последующие годы.

Отдельный блок поручений Президент озвучил в области реализации экономических проектов, реализация которых создаст десятки тысяч высококвалифицированных рабочих мест, а также послужит делу ухода от нефтяной зависимости страны, поэтому данный блок определяется как направленный на повышение качества жизни казахстанцев.

Десятое. Развитие сельского хозяйства.

Развитие сельскохозяйственной отрасли в свете повышения качественных показателей жизни приведет к следующим достижениям:

Во-первых, отразится в лучшую сторону на качестве продуктов питания и на их цене;

Во - вторых, опять же, создаст дополнительные рабочие места на селе;

В третьих, скорректирует дисбаланс между качеством жизни городских и сельских жителей.

Таким образом, хотя Послание затрагивает вопросы промышленности, финансовой системы, сельского хозяйства, здравоохранения, системы образования, проведенный анализ и сопоставление текста Послания с показателя качества жизни, очевидно, что последнее несет выраженный социальный характер и нацелено на решение стратегических социальных вопросов, нацеленных на долгосрочную перспективу.

Пути улучшения качества жизни

Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан "Саламатты Қазақстан" на 2011 - 2015 годы [15]

Первой по значимости программой в свете рассмотрения качества жизни, безусловно, является документ, направленный на развитие и совершенствование национальной системы здравоохранения - государственная программа развития здравоохранения "Саламатты Қазақстан", рассчитанная на реализацию с 2011 по 2015 год.

Нужно отметить, что настоящая программа является логическим продолжением прежней государственной политики в области здравоохранения. В предыдущие годы реализовывалась аналогичная государственная программа со схожими задачами, в результате чего были достигнуты определенные результаты: установлены минимальные стандарты по гарантированному объему бесплатной медицинской помощи; сформирована система санитарной охраны границы; проведено реформирование службы первичной медико-санитарной помощи, поставлено на регулярную основу проведение профилактических осмотров детей, взрослого населения на предмет раннего выявления болезней системы кровообращения, скрининговые исследования женщин на предмет раннего выявления онкопатологии репродуктивной системы, внедрено бесплатное и льготное лекарственное обеспечение; создана система независимой медицинской экспертизы.

Рассмотрим количественные целевые индикаторы данной программы. Реализация последней предусматривает увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения к 2013 году до 69,5 лет, к 2015 году - до 70 лет. В данном направлении результат уже очевиден: если по результатам 2010 года показатель составлял 68,4 лет, то уже в 2011 году - 69,0. По сравнению с предыдущим периодом разница показателя между полами в 2011 году уменьшилась на 0,2 года (2,4 месяца).

Составители программы были осторожны при установлении целевых показателей снижения материнской смертности: к 2013 году ее планировалось довести до 28,1, к 2015 году - до 24,5 на 100 тыс. родившихся живыми. В действительности же, принятые ранее меры, а также иные факторы, резко улучшили данный показатель и уже в 2010 году он составил 22,7, а в 2011 - 17,4 на 100 тыс. родившихся живыми, при том, что еще в 2009 году смертность была 36,8.

Снижение младенческой смертности планируется довести к 2013 году до 14,1, к 2015 году - до 12,3 на 1000 родившихся живыми. Фактически же в 2010 году показатель составил 16,54, а в 2011 - 14,84 на 1000 родившихся живыми.

Показатель общей смертности к 2013 году запланировано снизить до 8,14, к 2015 году - до 7,62 на 1000 населения. В реальности же по факту 2010 года зафиксировано 8,9 умерших на 1000 населения, а в 2011 - 8,7.

Заболеваемость туберкулезом должна была снизиться к 2013 году до 98,1, к 2015 году - до 94,7 на 100 тыс. населения. Фактически на сегодняшний день, данный показатель достигнут, и даже перевыполнен: по результатам 2010 года число заболевших на 100 тыс. населения составило 95,3 человека, по результатам 2011 - 86,6.

Очевидно, что выполнение настоящей государственной программы направлено на повышение качества жизни в стране. Сопоставление целевых показателей, установленных программой, с фактическими данными демонстрирует их хорошую выполняемость, на сегодняшний день ряд показателей уже достигнут, а динамика оставшихся настраивает на оптимизм.

Программа жилищного строительства в Республике Казахстан на 2011 - 2014 годы [8]


Согласно программы в 2011-2014 годах предполагается построить 24300 тыс. кв. метров общей площади жилья, в том числе в 2011 году - 6 000 тыс. кв. метров, в 2012 году - 6050 тыс. кв. метров, в 2013 году - 6100 тыс. кв. метров, в 2014 году - 6150 тыс. кв. метров площади жилья за счет всех источников финансирования. Фактически в 2011 году введено жилых зданий общей площадью 6 533 тыс. кв. м., что составляет 101,9% к показателю 2010 года. В расчете на 1000 человек населения построено 391,8 кв. м. жилья, всего количество построенных квартир составило 55,5 тыс. единиц. Индивидуальными застройщиками за тот же период ведено в эксплуатацию жилых зданий общей площадью 3 570 тыс. кв. м, Рост по отношению к 2010 году составил 20,1%.

По оперативной информации Агентства по статистики РК, по состоянию на 1 августа т. г. в эксплуатацию введено 3 490 тыс. кв. м, что на 9,99% больше, чем за аналогичный период 2010 года. Процент ввода жилья к годовому плану составил 57,7%.

Также, из того же источника известно, что за 2041 год по всем источникам финансирования на жилищное строительство направлено 421 млрд. тенге инвестиций, или 120,3% к аналогичному показателю 2012 года.

Вывод: показатели программы жилищного строительства, отражающие качество жизни, за время ее существования соответствуют запланированным значениям.

Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы [12]


Объем финансирования первого этапа Программы на развитие системы образования из республиканского бюджета должен составить 461,1 млрд. тенге.

В рамках Программы предполагается осуществить массу мероприятий. Выполнение части из них можно оценить уже сегодня. Так, до 2020 года предполагается охватить дошкольным воспитанием и обучением 100% детей в возрасте с 3 до 6 лет. Шаги для этого реализуются уже сейчас: в целях реализации Программы в 2011 году в целом по стране организовано 1 352 единиц дошкольных учреждений, рост по сравнению с предыдущим годом произошел на 28,2%. В разрезе по регионам наибольшее количество дошкольных учреждений возникло в Алматинской области - 369 единиц, рост - почти в 4 раза, наименьшее, 6 - в Жамбылской.

Данные по количеству дошкольных учреждений коррелируют с числом детей, охваченным дошкольным образованием: в 2011 году на 98,5 тыс. детей больше, чем в 2010 начали обучаться в садах, рост составил 25,2%, при этом наибольший численный прирост детей произошел в Южно-Казахстанской области - 20,9 тыс., что объясняется и наибольшим общим числом детей в подобных учреждениях - 59,1 тыс., в Алматинской области произошло удвоение количества дошкольников, охваченных обучением.

Как уже упоминалось в рамках данной работы, в целях соответствия международным стандартам образования, запланирован полный переход на 12-летнюю модель обучения до 2020 года. В настоящее время в республике для перехода на новую модель обучения проводится подготовительная работа. По данным Министерства образования и науки, в 104 школах Казахстана, в том числе в 45 сельских и 59 городских школах проходит экспериментальная работа по переходу на 12-летнее обучение. Переход на 12-летнее образование запланирован на 2015-2016 учебный год. 2015 год - начало внедрения стандартов 12-летнего образования 1, 5, 11 классов.

Одной из мер повышения качества образования в Казахстане запланировано довести количество школ в рамках проекта "Назарбаев Интеллектуальные школы" до двадцати. На сегодня в республике семь таких учебных заведений.

Основная масса глобальных задач, установленных Программой, имеет долгосрочный и среднесрочный характер, что не позволяет за относительно короткий срок, прошедший с начала ее реализации оценить воздействие на изменение показателей качества жизни. Некоторыми из таких целевых показателей являются: введение системы электронного обучения в 90% организациях среднего образования; внедрение механизма подушевого финансирования во всех организациях образования; доведение доли высококвалифицированных педагогических работников, имеющих высшую и первую категории до 52%, от общего количества педагогов; довести долю выпускников вузов, прошедших независимую оценку квалификации в сообществе работодателей с первого раза, от общего количества принявших участие, до 80%; довести долю выпускников вузов, обучившихся по госзаказу и трудоустроенных по специальности в первый год после окончания вуза до 80%; довести количество вузов Казахстана, отмеченных в рейтинге лучших мировых университетов до 2 единиц; довести долю вузов, прошедших независимую национальную институциональную аккредитацию по международным стандартам, до 65%.

Программа занятости 2030 [18]


Одним из основных факторов, влияющих на качество жизни, является возможность заниматься достойно оплачиваемым трудом. Поэтому неудивительно то внимание, которое руководство страны уделяет настоящему вопросу. Экономический рост и меры правительства привели к тому, что уровень занятости населения республики имеет долгосрочную и стабильную тенденцию к росту, так, данный показатель возрос с 89,6% - в 2001 году до 94,6% - в 2011 году. Уровень безработицы, соответственно, сократился за этот же период почти вдвое - с 10,4% в 2001 году до 5,4% в 2011. Между тем, Программой занятости на первом этапе ее реализации по этому показателю установлена планка на уровне 5,5%, т.е. можно утверждать, что данный "вес взят". [32]

Также перевыполнен установленный план по целевому индикатору Программы "уровень бедности": запланированное снижение с 8,2 % до 6 % перекрыто фактическим достижением данного показателя в 2011 году уровня в 5,3%. Однако, проблему усугубляет дифференциация в разрезе регионов и город - село: по уровню бедности самые бедные области - Мангистауская и Южно-Казахстанская отстают от республиканского уровня почти в 2 раза, в указанных областях данный показатель составил 10,4%, также сохраняется значительная дифференциация доходов в городской и сельской местности в рассмотренном году уровень бедности в сельской местности превысил городской уровень более чем в 3 раза.

Наиболее уязвимой категорией занятого населения страны является самозанятое население. Для настоящей категории населения присуща менее высокая продуктивность результатов труда, в связи с чем доходы самозанятых ниже среднереспубликанского уровня. Также фактором риска является нахождение лиц данной формы занятости вне системы пенсионного, социального обеспечения и защиты прав работников, что также является элементом напряженности. По этим причинам Программа занятости ставит задачу снизить долю самостоятельно занятых в составе занятого населения с 33,3% до 26 %. Работа в данном направлении предстоит большая и трудная, так предусматривает изменение структуры экономики, значительное увеличение числа рабочих мест, потому обнаружить существенного улучшения этого показателя за год не получится - в 2011 году он снизился лишь на полпроцента и составил 32,8%.

Несмотря на определенные сложностями, связанными с региональной дифференциацией, а также отставанием села, в сфере занятости и бедности, очевидны и достижения Программы уже за короткий период. При сохранении нынешних темпов реализации задач, установленных Программой имеется твердая уверенность в их выполнимости.

Еще одной серьезной задачей Программы является повышение производительности труда за счет реализации ее мероприятий на 20 %, но мы рассмотрим ее в следующем разделе.

Производительность 2020 [17]


Настоящая программа является одним из инструментов реализации Государственной программы Форсированного индустриально-инновационного развития, которую мы не рассматриваем в связи с ее декларативным характером. Ее целевой задачей является увеличение производительности труда не менее чем в два раза на предприятиях обрабатывающей промышленности, участвующих в Программе.

С точки зрения качества жизни данная Программа рассматривается ввиду того, что в современном мире высокая производительность труда является конкурентным преимуществом, ведь благодаря высокой производительности, а значит более высоким заработкам, поступлениям в бюджет, промышленно развитые государства обеспечивают высокий уровень жизни своих граждан. Самой высокой оценке качества жизни Норвегии соответствует и первая позиция этой страны в рейтинге производительности труда за 2011 год по данным информагентства Вести-Экономика.

На сегодняшний день, к сожалению, производительность труда в Казахстане существенно отстает от мировых лидеров в данном показателе. Разрыв между доходами горожан и сельчан имеет прямую корреляцию с производительностью, так, по данным АРКС, самая низкая производительность труда в Казахстане наблюдается в сельском хозяйстве - по итогам 2011 г. она составляла около 4,4 тыс. долл. США или 645,1 тыс. тенге по курсу Нацбанка РК на одного занятого в год.

Таким образом, в случае выполнения запланированных программой показателей и удвоения производительности труда к 2020 году, работы еще предстоит немало и стоит ожидать последующих шагов в данном направлении развития.

Программа по развитию агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2013-2020 годы [14]


Как уже не раз отмечалось в данном исследовании, показатели качества жизни казахстанского села существенно отстают от уровня городских жителей. Одна из основных причин этого - низкая производительность в отрасли, несовершенство используемых технологий, мелкотоварность производства, которые не позволяют вести сельхозпроизводство на интенсивной основе, обеспечивать наиболее полное использование материальных, трудовых и других ресурсов, снижают конкурентоспособность аграрного сектора.

В 2011 году доля сельскохозяйственного производства в объеме валового внутреннего продукта страны составила 5,1%, в то время как в сельской местности проживает около 7,52 млн. человек или 45,4% всего населения Казахстана.

Сложность ситуации усугубляется в том, что уже сейчас сформировалась импортозависимость Казахстана по многим видам продукции переработки АПК, так, высок уровень импортозависимости по плодоовощной продукции, продукции переработки мяса и молока. Другими словами, мы субсидируем агропромышленный комплекс других стран.

Вопросы качества жизни затронуты в настоящей Программе с нескольких позиций. Так, задача увеличения объема производства сельскохозяйственной продукции в 1,5 раза повлечет за собой повышение другого целевого индикатора программы - производительности труда на одного занятого в сельском хозяйстве - в 3 раза. Это означает повышение доходности сельскохозяйственной продукции и ее конкурентоспособности. С учетом того, что Программа умалчивает об увеличении количества рабочих мест сельском хозяйстве, данный рост должен достигаться за счет интенсификации труда, а значит и повышения доходности работников.

В целях преодоления импортозависимости Программой ставится цель обеспечения внутреннего рынка продовольственных товаров отечественными продуктами питания более чем на 80%. Это также соответствует фактору качества жизни, связанному с качественным питанием, ведь одним из преимуществ отечественной сельскохозяйственной продукции является натуральность (низкая доля ГМО и земель, удобряемых химическими элементами).

Более того, Программой запланировано увеличение экспортной выручки от реализации продукции агропромышленного комплекса на 20 %, т.е. сельскому хозяйству ставится задача увеличение доли своей продукции в объеме экспорта, в 2011 году эта цифра составляла 2,1 % от объема всего экспорта. Достичь данного уровня возможно не то только за счет традиционных экспортных позиций, но и за счет развития новых направлений, более востребованных на мировых рынках сельскохозяйственной продукции. Пример ежегодной эпопеи с ценами на зерно у нас перед глазами: производство данной товарной группы сильно зависимо от многих факторов: как объективных (урожайность, качество выращенного зерна), так и субъективных (административные препоны конкурентов и транспортные расходы). Диверсификация производства позволит отечественным аграриям понизить зависимость от указанных факторов, а значит повысить свою стабильность, и тем самым и качество жизни на селе.

Таким образом, данная Программа одна из самых значимых в смысле качества жизни, так как затрагивает жизненные факторы более 45% населения страны, причем, наименее обеспеченной его части.

Программа развития моногородов на 2012-2020 годы [13]


Программа разработана в соответствии с поручением Главы государства, озвученным в Послании народу Казахстана "Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана". Ее целью является обеспечение устойчивого социально-экономического развития моногородов в средне - и долгосрочной перспективе. В этой связи для рассмотрения в рамках Программы отобраны 27 моногородов с численностью населения 1,5 млн. человек, что составляет 16% городского населения страны: с высоким потенциалом - 6 городов, со средним - 19, с низким - 2 города.

С учетом мирового опыта и анализа имеющихся проблем предложена следующая приоритизация мер государственной поддержки моногородов:

Приоритет 1. Решение первоочередных острых проблем моногородов с низким потенциалом.

Приоритет 2. Создание условий для развития моногородов со средним потенциалом.

Приоритет 3. Дальнейшее устойчивое развитие моногородов с высоким потенциалом.

Первое - оптимизация моногородов в зависимости от производственной емкости работающих предприятий.

С точки зрения повышения качества жизни задача заключается ликвидации и перевода населения депрессивных населенных пунктов в иные, более развитые города. Не секрет, что в подобных городках, вся жизнь в которых сосредоточена вокруг одного-двух градообразующих предприятий, процветает безработица и все сопутствующие социальные язвы. Оптимизация подобных моно-городов позволит не только сократить бюджетные средства на субсидирование умирающих предприятий, но и включить бездействующие ныне трудовые ресурсы в экономическую жизнь активных регионов, где они будут приносить большую отдачу.

Второе - диверсификация экономики и развитие МСБ.

Диверсификация предполагает развитие других видов экономической деятельности, нежели работа на градообразующих предприятиях, ликвидация коих на сегодняшний момент нецелесообразна. Также, как и первая задача, вторая ставит целью улучшить социальные позиции жителей, позволить им приложить усилия в иной области, проявить предприимчивость. Для этого планируется увеличить размеры субсидирования процентных ставок по кредитам для моногородов и предоставить гранты на создание новых производств.

Третье - повышение мобильности трудовых ресурсов моногородов, стимулирование добровольного переезда в населенные пункты с высоким потенциалом социально-экономического развития и центры экономического роста.

Данная задача направлена на преодоление инертности лиц, слабо вовлеченных в экономическую и социальную жизнь моно-городов, предоставления им возможности и помощи в переезде в более развитые регионы. Эти меры также приведут к улучшению социальной обстановки в стране, ведь известно, что в больших городах у людей гораздо больше возможности найти себя в жизни, и, соответственно реализоваться. Также не следует забывать о культурной жизни, возможности которой гораздо шире в больших городах.

В целом, Программа разбита на два этапа: начальный в период 2013-2015 годы и период уверенного роста до 2020 года. Ее реализация позволит к 2020 году увеличить количество активно действующих малых предприятий в моногородах в 4 раза по сравнению с 2011 годом, снизить долю населения с доходами ниже прожиточного минимума в моногородах до уровня не более 6%, снизить уровень безработицы до уровня не более 5%.

Настоящая Программа также, как и предыдущая, направлена на развитие наименее обеспеченных категорий граждан - жителей небольших городов и поселков, качество жизни которых на сегодняшний день оставляет желать лучшего в силу экономических и иных обстоятельств. Она позволит им либо упрочить свои социальные позиции в месте настоящего проживания, либо найти себя в условиях более развитого населенного пункта.

Заключение


1. Таким образом, в настоящей работе дано четкое и полное определение значения "качество жизни" не только через призму доходов и материального благосостояния населения, но и с учетом запланированных результатов государственных программ развития, в том числе принятых в целях реализации Послания Президента РК "Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана".

. Проведен обзор передового международного опыта оценки качества жизни населения, а также действующих методик авторитетных международных агентств, составляющих рейтинги стран по качеству жизни, уровню благополучия.

. Сформирован систематизированный перечень актуальных индикаторов измерения качества жизни населения в Республике Казахстан с учетом существующей системы статистических показателей, мониторинга государственных программ развития и международного опыта, применимого в условиях страны. Анализ существующих международных исследований в области качества жизни показывает, что имеющихся на сегодняшний день отечественных статистических показателей вполне достаточно для полноценного измерения качества жизни в Республике Казахстан. Зарубежные программы также базируют свои расчеты на статистических данных в соответствующих областях, а также на субъективных оценках благополучия респондентов, полученных в результате специализированных опросов. Таким образом, для измерения качества жизни в Казахстане ЧУ "ЦИПЭ" рекомендует использовать интегральную оценку на базе систематизированного перечня актуальных индикаторов.

. В рамках настоящей работы осуществлена оценка качества жизни населения Казахстана в разрезе регионов. Сравнение показателей качества жизни в разрезе областей позволит получить общую картину по ключевым социальным вопросам, как на региональном, так и на республиканском уровнях. Также показатели могут быть использованы в следующих целях:

·        Государственные органы будут иметь возможность применять полученную информацию для решения обнаруженных проблемных областей, проводить сравнительную характеристику уровня качества жизни между регионами;

·        Для повышения осведомленности о данном вопросе общественности, что добавит прозрачности темы для широкого круга лиц;

·        Позволит рассматривать, обосновывать и устанавливать региональные цели и приоритеты в вопросе качества жизни;

·        Предоставит возможность мониторить изменения и проводить оценку динамики показателей в течение времени;

Рейтинг, составленный по результатам исследования, демонстрирует высокую корреляцию его результатов с экономическим развитием регионов и, соответственно, с показателями, отражающими материальные стороны качества жизни. Разработка и внедрение субъективных показателей позволит скорректировать итого рейтинга.

Поэтому для оценки качества жизни предлагается как программа минимум - использование показателей, предложенных в главе 3, так и возможность дополнить измеритель большим числом индикаторов. В целях более качественного измерения уровня качества жизни населения, учитывая рассмотренный зарубежный опыт и казахстанскую специфику, Агентству по статистике РК рекомендуется дополнить имеющиеся или и разработать новые показатели:

·        С целью большей объективности предлагается дополнить статистическую форму D 002 вопросами, выявляющими степень удовлетворенности собственными условиями отдыха, степенью гражданских свобод, качеством не только транспорта, но и средствами связи и коммуникаций. При определении степени удовлетворенности собственной безопасностью предлагается не ограничиваться "собственным районом", а расширить сферу ощущений безопасности до уровня населенного пункта/страны.

·        Использование для оценки качества жизни регионов данных по климату, учитывая суровость континентального климата на большей части территории страны, имеет целесообразность при проведении измерения качества жизни в разрезе регионов. Кстати, в рейтинге International Living Казахстан по климату занимал 177 место из 193 стран. Известно, что жители более теплых стран воспринимают свое существование оптимистичнее северян. Такие факторы как суровость климата, зимняя и летняя температуры, количество осадков, количество солнечных дней в году, продолжительность светового дня и т.д. оказывают воздействие на психику человека и определенно повлияют на восприятие собственного благополучия. В этом вопросе не стоит также забывать и об осознанном выборе людей места своего проживания.

·        Для оценки степени развития политических свобод, ввиду невозможности использования данных Freedom House, рекомендуется внедрить внутриказахстанские соответствующие показатели, показатель, характеризующий степень удовлетворенности населения общественными отношениями.

Список использованной литературы


1.       Gregory, Derek; Johnston, Ron; Pratt, Geraldine et al., eds. (June 2009). "Quality of Life". Dictionary of Human Geography (5th ed.). Oxford: Wiley-Blackwell. ISBN 978-1-4051-3287-9.

2.      Costanza, R. et. al. (2008)"An Integrative Approach to Quality of Life Measurement, Research, and Policy". S. A. P.I. EN. S.1 (1).

.        Layard, Richard (6 April 2006). Happiness: Lessons from a New Science. London: Penguin. ISBN 978-0-14-101690-0.

.        Современный экономический словарь. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.

.        Субетто А.И. Качество жизни, здоровье нации и безопасность государства - главные функционалы бытия и критерии социально-экономической политики государства // "Академия Тринитаризма", М., Эл № 77-6567, публ.10904, 25.12.2003.

6.       Г. Аймакова, О. Айтмагамбетов, Борьба с бедностью - важное условие социально-экономического роста страны в посткризисный период Экономика и статистика, №1, 2011 г. Агентство Республики Казахстан по статистике.

.         Уровень жизни населения в Казахстане (выпуск 2011 г.) статистический сборник Агентства РК по статистике.

8.      Программа жилищного строительства в Республике Казахстан на 2011 - 2014 годы.

.        Послание Президента РК "Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана".

.        Программа жилищного строительства в Республике Казахстан на 2011 - 2014 годы.

.        Транспортная стратегия Республики Казахстан до 2015 года.

.        Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.

.        Программа развития моногородов на 2012-2020 годы.

.        Программа по развитию агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2013-2020 годы.

.        Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан "СаламаттыҚазақстан" на 2011 - 2015 годы.

.        Карта индустриализации Казахстана на 2010 - 2014 годы.

.        Концепция государственной молодежной политики Республики Казахстан.

.        Программа занятости 2030.

19.     В.В. Дробышева, Б.И. Герасимов Интегральная оценка качества жизни населения региона, Монография, Издательство ТГТУ, 2004.

.         Качество жизни: сущность, оценка, стратегия формирования Учеб. пособ. под редакцией Л.А. Кузьмичева, М.Ф. Федорова, Е.Е. Зедесенца - М.: ВНИИТЭ.

21.    А. Маслоу "Мотивация и личность", 1954 г.

.        С.П. Спиридонов Индикаторы качества жизни и методологии их формирования. ТГУ

23.     Гаврилова, Т.В. Принципы и методы исследования качества жизни населения / Т.В. Гаврилова // Технологии качества жизни. - 2004. - Т.4, № 2. - C.1-11.

24.    Тодоров А.С. Качество жизни. Критический анализ буржуазных концепций. Пер с болг. / Под ред. С.И. Попова. - М.: Прогресс, 1980.

.        Айвазян С.А. Россия в межстрановом анализе синтетических категорий качества жизни населения. Часть I. Методология анализа и пример ее применения // Мир России. 2001. Т. X. № 4. С. 59-96.

.        Айвазян С.А. Россия в межстрановом анализе синтетических категорий качества жизни населения. Часть I. Методология анализа и пример ее применения // Мир России. 2001. Т. X. № 4. С. 59-96.

.        Васильев, А.Л. Россия в XXI веке. Качество жизни и стандартизация / А.Л. Васильев. - М.: Стандарты и качество, 2003. - 440 с. 9, с. 68.

28.    Quality of life in Europe, European Quality of Life Survey, Wyattville Road, Loughlinstown, Dublin 18, Ireland.

.        Human development report 2009-2011.

30.    http://www.stat. kz.

31.     http://www.government. kz.

32.    http://www.enbek.gov. kz.

33.    http://www.who. int.

34.    http://www.baiterek. kz.

.        http://portal. mfa. kz.

.        http://www.economic-enc.net.

37.    http://www.un.org.

38.    http://www.eurofound. europa. eu.

39.    http://hdrstats. undp.org.

40.    http://www.economist.com.

41.    http://www.undp.org.

.        http://qualityoflife.org.

.        http://www.utoronto. ca.

.        http://www.mercer.com.

.        http://internationalliving.com.

46.    http://www.bigcities.govt. nz.

.        http://www.numbeo.com/quality-of-life.

48.    http://www.interfax. kz.

49.    http://www.freedomhouse.org.

Похожие работы на - Качество жизни в Республике Казахстан

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!