Феномен рынка: его структура и закономерности
Министерстово
науки и образования Украины
Киевский
национальний университет строительства и архитектуры
Курсовая
работа на тему:
«Феномен
рынка: закономерности и структура»
Выполнил: студент группы ПЦБ-21
Сигинч Ибрахим
Киев
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
. ПОНЯТИЕ
РЫНКА
.1.Суть
рынка, его функции и структура
.2 Субъекты
и инфраструктура рынка
. РЫНОЧНЫЙ
МЕХАНИЗМ
.1
Взаимодействие спроса и предложения
3. ПОНЯТИЕ МАРКЕТИНГА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Рынок как сложное, полисистемное образование
имеет чрезвычайно богатую структуру. Его составляющими являются рынки: товаров,
капитала, финансово-кредитный, валютный, трудовых ресурсов, информации, так
называемый теневой, а также рыночная инфраструктура.
Рынок - достижение всего человечества на всех
этапах его развития до высших форм общественного прогресса. Рыночное хозяйство
является средой, "атмосферой", в рамках и с помощью которых
воспроизводятся и царят отношения и связи товарного производства.
Рынок как самодостаточный, автоматически
действующий, саморегулирующийся механизм - это абстракция, которая в
определенной степени отражает реалии XIX в. Современный же рынок - это один из
феноменов, который обусловливает сложную систему хозяйствования, в которой
тесно взаимодействуют рыночные закономерности, многочисленные регулирующие
институты (прежде всего государственные) и массовое сознание.
1. ПОНЯТИЕ РЫНКА
Определение рынка, как это ни странно, нельзя
встретить ни у А. Смита (отца рыночной экономики), ни в Рикардо. В Смита
"невидимая рука" рынка рассматривается как средство борьбы против
эгоизма. Однако в экономической науке можно найти много определений. Рынок -
это
• всякий район, где отношения покупателей и
продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют
тенденцию легко и быстро выравниваться (А. Курно)
• всякая группа людей, вступает в тесные деловые
отношения и заключает соглашения по поводу любого товара (В. Джевонс)
• аукцион, на котором происходит нащупывание
(вызревания - "tâtonnement") цен,
которые уравновешивают спрос и предложение (Л. Вальрас)
• механизм, с помощью которого покупатели и
продавцы взаимодействуют друг с другом, определяя цены и обмениваясь товарами и
услугами (П. Семюелсон)
• институты, которые существуют для облегчения
обмена, то есть для сокращения расходов по транзакциям обмена (Р. Коуз)
• совокупность продавцов и покупателей,
взаимодействие между которыми приводит к установлению цены.
1.1 Суть рынка, его
функции и структура
Сущность рынка проявляется в его функциях.
• Информационная функция - с помощью цен,
которые постоянно меняются, рынок предоставляет объективную информацию о
необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг. Это позволяет
сравнивать собственное производство с рыночными условиями.
• Посредническая функция - именно на рынке
находят друг друга и обмениваются покупатели и продавцы.
• Ценообразующая функция - на рынке происходит
признание производственных затрат и создается рыночное предложение, формируется
спрос, вследствие их взаимодействия устанавливаются цены.
• Регулирующая функция - налаживание связей
между различными отраслями производства, спросом и предложением, установление и
поддержание экономических пропорций, а также обеспечение непрерывности процесса
воспроизводства. Хотя в ХХ в. стало очевидным, что регулирующую функцию рынка
нельзя абсолютизировать - до рыночного саморегулирования с целью предотвращения
кризисных явлений следует добавлять государственном регулировании.
• Стимулирующая функция - конкуренция
способствует повышению эффективности производства, улучшению качества товаров и
услуг, расширению ассортимента.
• Селективная (оздоровительная) функция - рынок
способствует очищению от нежизнеспособных хозяйственных единиц, банкротятся в
результате конкуренции.
• Рынок "связывает" экономику в единое
целое, развивая систему горизонтальных и вертикальных связей, в том числе, и
внешнеэкономических. В этом проявляется его интеграционная функция.
Современный рынок имеет довольно сложную
структуру и состоит из рынков классифицируются по следующим критериям:
• территориальный: местный, региональный,
внутренний (национальный), внешний (мировой)
• объект купли-продажи: товаров, услуг,
ресурсов;
• субъекты рынка: рынок продавца и рынок
покупателя; • вид конкуренции: рынок совершенной конкуренции, чистая монополия,
монополистическая конкуренция, олигополия;
• соответствие действующему законодательству:
легальный (законный), нелегальный (теневой)
• отраслевой: рынки различных отраслей народного
хозяйства.
1.2 Субъекты и
инфраструктура рынка
Основными субъектами рыночной экономики
(экономическими агентами) являются:
• домохозяйства (Households) - независимые
экономические единицы, предлагают ресурсы и покупают товары и услуги;
• предприниматели (Business) или фирмы -
производители товаров и услуг и, соответственно, потребители ресурсов.
Таким образом, оба субъекта одновременно
выступают с противоположных сторон (покупатель - продавец) на обоих рынках:
• рынке товаров и услуг;
• рынках ресурсов.
В условиях существования смешанной экономики
третьим субъектом выступает государство (Government). Между субъектами рынка
осуществляется движение товаров и денег, который должен быть непрерывным для
нормального функционирования рынка (Приложение А).
Хорошо налаженная рыночная инфраструктура
способствует ускорению товарно-денежного обращения и ликвидирует возможные
препятствия. Рыночная инфраструктура - это комплекс институтов, обеспечивающих
нормальное, непрерывное функционирование рынка, выполняют функции посредников
или берут на себя решение вспомогательных задач товарно-денежного обращения
между производителями и потребителями.
В состав рыночной инфраструктуры входят:
• биржи;
• кредитно-финансовая система;
• налоговая система;
• дилерские и брокерские конторы;
• система регулирования занятости;
• информационно-коммерческие организации;
• складское, транспортное хозяйство и т.д.
2. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ
Феномен рынка наилучшим образом можно выяснить с
помощью категорий спроса и предложения. Спрос (demand) - это платежеспособная
потребность в товарах и услугах. Первым в истории экономической мысли начинает
исследовать функцию спроса французский математик А. Курно (1801-1877). Именно
он впервые определил функцию спроса и привел ее графически. Современная наука
изменила положение осей, закрепив ценовую по вертикальной осью. Закон спроса
определяет связь между ценой и объемом спроса на товары и услуги. Общеизвестно,
что с повышением цены объем спроса падает, если другие условия равны.
Факторы, влияющие на спрос (даже при неизменной
цене товара или услуги): • цены товаров, заменяют и дополняют данный; • доходы
покупателей; • вкусы потребителей; • цены и доходы, которые ожидаются в
ближайшем будущем. Если меняются цены, происходит движение вдоль кривой. Если
изменяются другие факторы, влияющие на спрос, передвигается сама кривая.
2.1 Взаимодействие
спроса и предложения
Рыночное предложение (supply) - это совокупность
товаров, имеющихся на рынке, или может быть там представлена. Закон предложения
В.А. Палехова формулируется следующим образом: с повышением цены объем
предложения растет, если другие условия равны.
• цены на ресурсы;
• технология;
• цены на другие товары;
• налоги или дотации;
• ожидания относительно будущих цен.
Аналогично спроса, в условиях изменения цен,
происходит движение вдоль кривой предложения. Если изменяются другие возможные
факторы, то передвигается сама кривая предложения. Анализ категорий спроса и
предложения позволяет определить состояние рыночного равновесия.
Рыночное равновесие (equilibrium) - это
состояние рынка, когда предложение удовлетворяет спрос по определенной цене.
Равновесная - это цена, которая удовлетворяет и покупателей, и продавцов (точка
пересечения кривых спроса и предложения). Как отмечалось ранее, современная
теория цен основана А. Маршаллом. Именно он объединил "два лезвия
ножниц" - полезность и расходы. Полезность формирует спрос (закон спроса -
это фактически закон убывающей предельной полезности товара для потребителя), а
расходы определяют предложение товара (закон предложения можно представить как
закон роста предельных издержек для производителя). Точка пересечения двух
графиков позволяет одновременно определить полезность и расходы. Цены,
установленные выше точки равновесия, способствуют появлению избытка товаров.
Цены, установленные ниже точки равновесия, приводят к появлению в конце концов,
дефицита товаров.
Иногда в этих случаях говорят о «пирровой»
победе:
• продавцов (P> PE)
• покупателей (P <PE).
Продажа товаров по ценам ниже равновесные,
называется демпингом. Конъюнктура - это совокупность признаков, характеризующих
конкретный рынок в определенный период, среди них важнейшими являются объемы
спроса и предложения, цены.
3. ПОНЯТИЕ МАРКЕТИНГА
рынок спрос предложение маркетинг
Маркетинг (marketing) можно определить как
"деятельность на рынке". Сначала термин возник в США в начале ХХ в.
(Как название курса лекций). В 1920-30-е гг. Систематически стали появляться
публикации по маркетинговой политики. Именно тогда в работах Е. Маккарты были
выделены четыре важнейших компоненты маркетинга - четыре "Р"
(product, price, place, promotion). В 1922 гг. В США вышло в эфир первое
рекламное сообщение, которое стоило 50 долл. В 1950-е гг. Начинается широкое
распространение и интенсивное изучение идей маркетинга. В США начинает
формироваться "рынок продавца". К середине 1960-х гг. Основной
проблемой было решение проблем сбыта. В современных условиях проблема
заключается в производстве товаров и услуг в прямой зависимости от рынка, даже
возможно формирование предпочтений потребителей. В известном учебнике Ф.
Котлера маркетинг определяется как вид человеческой деятельности, направленный
на удовлетворение потребностей людей средством обмена.
Функции маркетинга:
• изучение рынка по основным группам потребностей;
• планирование производства, исходя из
потребностей потенциального и реального покупателя;
• обеспечение сбыта благодаря целенаправленному
воздействию на процесс принятия решения покупателем;
• поиск путей реализации товаров;
• изучение деятельности конкурентов;
• организация научно-исследовательской и
производственной деятельности с целью создания нового продукта;
• определение перспективных целей.
ВЫВОДЫ
Таким образом, проведенное исследование
позволяет утверждать, что феномен рынка - очень важное явление в развитии
мировой экономики и международных торговых отношений.
Развитие этого феномена обусловлен логикой
общественно исторического и экономического развития и является эффективным
способом рыночной адаптации предприятий к динамичному предпринимательской
среды. Изоморфизм сетевых структур объясняет их устойчивость и эффективность в
современной экономике. Исследуемая организационная форма в результате
одновременного воздействия стихийных и управляемых процессов стала комплексной
ответом на целый ряд экономических, технологических, институциональных,
социальных вызовов. Сложность и многогранность феномена сетевой структуры, на
которой отмечают большинство ученых, объясняется, прежде всего, разнообразием
причин и мотивов, обусловивших его появление. Дальнейшее их изучение сделает
наше понимание сущности сетевых структур предприятий более глубоким и
адекватным реальной экономической практике.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Макконнелл К., Брю С. Экономикс.
- Гл. 4, 5.
. Самюэльсон П., Нордхаус В.
Экономика. - М., 1997. - Гл. 3,4.
. Экономическая теория:
Политэкономия: Учебник / Под ред. В.Д. Базилевича. - К, 2006. - Гл. 7, 8.
. Экономическая теория: Учебник /
Под ред. В.М. Тарасевича. - М., 2006. - Гл. 4. - § 4.5.
. Экономическая теория / Под ред.
Предборская В.А. - М .: Кондор, 2003. - Глава 5.
. Башнянин И., Лазурь П.Ю., Медведев
В.С. Политическая экономия: Учебник. - М., 2000. - Тема 8.
. Основы экономической теории:
Учебник / Под ред. Ю.В. Николенко. - 3-е изд. - М., 2003. - Гл. 6.
. Николенко Ю.В. Политэкономия:
Учебник. - М., 2003. - Гл. 6.
. Основы экономической теории:
политэкономическое аспект. Учебник / Под ред. Г.Н. Климко, В.П. Нестеренко. -
М., 1994. - Раздел 16 17. - М., 1997. - Глава 13, 14.
. Гальчинский А.С., Ещенко П.С., Палкин
Ю.И. Основы экономической теории: Учебник. - М., 1995. - Тема 9, 10.
. Общая экономическая теория
(политэкономия): Учебник / Под общей ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлѐвой.
- М., 1995. - Гл. 5.
. Курс экономической теории. Учебное
пособие / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - Киров, 1995. - Гл. 5. - §
1, 7 гл. 6. - § 1, 2.
. Экономическая теория / Под ред.
А.И. Добрынина, Л. Тарасевича: Учебник для вузов. - СПб., 1997. - Гл. 6.1, 6.4,
9.5.
. Экономическая теория: В 2-х кн.
Кн. 1. Макроэкономика: Учеб. пособие / Под ред. З.Г. Ватаманюка и С.М.
Панчишина. - М., 1997. - Глава 5.
. Экономика: Учебник / Под ред. А.С.
Булатова.- М., 1994. - Гл. 1. Гл. 3. - § 1. 2-е изд. - М., 1997. - Гл. 1, 2. -
§ 7. Гл. 5. - § 1
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Схема круговорота товаров, услуг и ресурсов в
смешанной экономике
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Кривые изменений спроса и предложения