Товароведная характеристика туалетного мыла

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    137,37 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Товароведная характеристика туалетного мыла

Глава 1. Товароведная характеристика туалетного мыла

1.1 Состояние российского рынка туалетного мыла

В настоящий момент объем российского рынка туалетного мыла оценивается более 20 млрд. руб.

За относительной стабильностью на российском рынке мыла кроются подвижки: сегмент жидкого мыла, несмотря на свои пока еще небольшие объемы, имеет хорошие темпы роста как в физическом, так и в стоимостном выражении, а сегмент твердого туалетного мыла, занимающий большую часть рынка - более 70%, не развивается. При этом мыло переходит из категории исключительно функциональных продуктов в разряд эмоционально наполненных.

Мыло кусковое и жидкое чаще всего относят к товарной группе средств для душа и ванны, причем мыло занимает большую часть этого рынка. Причина такой градации очевидна: средства для ванны и душа - прямые потомки мыла. По данным компании «Nielsen Россия», упакованное мыло (совокупно жидкое и кусковое) по-прежнему является самым крупным сегментом товарной группы средств для ванны и душа. На долю упакованного мыла в 2012 году приходится порядка 75% продаж в категории в натуральном и 61% в стоимостном выражении.

Если когда-то твердое кусковое мыло было единственно возможным средством для ухода за собой и, соответственно, монополистом рынка мыла, то сейчас твердое туалетное мыло постепенно сдает свои позиции. В 2012 году емкость субсегмента твердого мыла достигла в стоимостном выражении 15 млрд. руб., а жидкого мыла - 1,6 млрд. руб. При этом рынок мыла близок к насыщению: потребители переключаются на новые, более интересные продукты. Следствием стало снижение темпов роста рынка мыла до 1% в год в натуральном выражении.

Рост осуществлялся за счет более дорогих и сложных сортов мыла, таких, как крем-мыло Dove, глицеринсодержащие сорта.

Поэтому в стоимостном выражении ситуация немного оптимистичнее - годовой рост 2011-2012 годов составил на уровне 2,5%.

Рис.1. Структура продаж туалетного мыла в 2012 году (доля в стоимостном выражении, %)

По данным "КОМКОН-Фарма" (исследование R-TGI), роль открытых рынков как основного канала продаж мыла значительно снизилась, уступив место специализированным магазинам, универмагам и супермаркетам. За период с 2010 по 2012 гг. доля рынков в продажах туалетного мыла уменьшилась с 28% до 25% и продолжает снижаться, в то время как доля супермаркетов в тот же период возросла практически в 2 раза - с 14,5% до 29%.

За последние пятнадцать лет на рынке мыла произошло три значительных события, которые изменили затянувшуюся на годы ситуацию, а именно на рынок были выведены жидкое мыло, мыло с антибактериальным эффектом и крем-мыло. И если в сегменте жидкого мыла на данный момент представлено большое количество брендов без явного лидера, то в двух других субсегментах есть четкое понимание, что такое идеальный продукт, - антибактериальное мыло Safeguard (Procter&Gamble) и крем-мыло Dove (Unilever). Dove стал наиболее взрывным продуктом в сегменте твердое мыло, а также локомотивом бренда. Unilever провел удачный и эффектный перезапуск марки Dove и сумел сформировать в умах потребителей особый новый субсегмент - увлажняющее мыло с добавлением крема. Позже успех этих марок повторили многие производители, введя антибактериальное и крем-мыло в свой ассортимент.

Так, парфюмерно-косметическая компания «Весна» выпустила аналоги и того, и другого продукта: антибактериальное мыло Absolut и крем-мыло «Акватель». У этой компании, практически единственной в России, есть оборудование для производства настоящего комбинированного крем-мыла, поэтому она производит единственный на российском рынке настоящий аналог крем-мыла Dove - «Акватель». Несмотря на отсутствие рекламы, стабильно хорошо продается антибактериальное мыло Absolut. Темпы роста марки Absolut достаточно высоки - порядка 25% в 2012 году по отношению к 2010 году. Это несмотря на то, что рынок антибактериального мыла стагнирует и растет, согласно данным различных маркетинговых исследований, всего лишь на 3% в год. На сегодняшний день в антибактериальном сегменте Absolut обогнал по показателям объема продаж в натуральном выражении марку Safeguard.

По данным «TNS Россия», мыло ТМ Absolut знают 49,5% россиян (старше 16 лет) и потребляют 24,6%, ТМ Safeguard - 42,8 и 22,6% соответственно (данные за 2012 год).

По официальным данным исследовательской компании Nielsen, компания «Весна» в 2012 году стала абсолютным лидером на рынке жидкого мыла по объему продаж в натуральном выражении.

В 2012 году, учитывая перспективность рынка жидкого мыла, Компания «Весна» вывела на рынок ряд новинок в этой категории. В частности, существенно обновлена линейка жидкого мыла «Детское» за счет выпуска «Детского» с экстрактами и маслами лекарственных растений.

Рис.2. Соотношение признания и потребления продукции ТМ Absolut и ТМ Safeguard россиянами в 2012 году

Во второй половине года появился совершенно новый продукт - жидкое мыло для кухни «Новая капля». Оно предназначено специально для мытья рук на кухне. Уникальность «Новой капли» в наличии специального комплекса, удаляющего с рук неприятные запахи, например, от чеснока или рыбы.

По данным «Nielsen Россия», основными производителями мыла твердого (кускового) (период январь-декабрь 2012 года, города России с населением свыше 10 тыс. человек) являются (в алфавитном порядке): Colgate-Palmolive (ТМ Palmolive), Evyap (Duru), P&G (Camay, Safeguard), Unilever (Lux, Dove), private labels (частные марки сетей), «Калина» («Чистая Линия», «Бархатные ручки»), «Невская Косметика» («Детское», «Дивный сад»), НМЖК (ТМ «Душистое облако», «Мой малыш», «Мой доктор», Vanda), «Нэфис Косметикс» (Sorti, «Лесная полянка»), «Весна» (Absolut), «Свобода» («Детское», «Тик-Так»). Их доля в стоимостном выражении составила 88%, в натуральном выражении - 89%.

В условиях экономического кризиса большинство российских покупателей при выборе туалетного мыла явное предпочтение отдавали отечественной продукции: цены на нее заметно ниже, чем на импортную, а кроме того, осталось доверие к качеству российского мыла. Видовой ассортимент российской продукции довольно широк и рассчитан на разные возможности покупателей - от самых дешевых сортов мыла типа «Цветочного» до более дорогих и качественных видов. Мылом пользуются 98% россиян, причем около 50% домохозяйств покупают более четырех кусков в среднем за трехмесячный период. По оценкам специалистов, более 80% домохозяйств пользуются твердым мылом. Хорошо продается продукция парфюмерной фабрики «Невская косметика», которая предлагает покупателям серию туалетного мыла в красочной упаковке «Дивный сад» («Зеленое яблоко», «Клубника», «Лимон» и др.), серию «Цветы любви» («Сирень», «Жасмин», «Ландыш» и др.), продукцию со специальными добавками: «Вазелиновое», «Ланолиновое», «Глицериновое». Пользуется популярностью у покупателей туалетное мыло фабрики «Свобода»: «Тик-Так», «Детское» с добавками различных экстрактов лекарственных трав, например, ромашки аптечной и др.

Самыми крупными регионами - производителями туалетного мыла являются г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Самарская область, г. Москва, Омская, Нижегородская, Свердловская области. Эти регионы выпускают примерно 90% российского туалетного мыла. Импортные поставки в Россию туалетного мыла осуществляются более чем из 40 стран. В первую четверку стран - поставщиков входят Турция, Германия, Франция и Польша. Самая дешевая продукция поступает в Россию из Индии и Турции. Из Украины туалетное мыло поступает по цене, которая примерно соответствует среднему уровню. Самая дорогая, элитная продукция ввозится в Россию из Франции, Польши, Германии и Финляндии.

Рынок мыла в России развивается по такому сценарию: универсальное мыло, используемое и для стирки, и для мытья тела, волос и рук, уходит в прошлое. Одновременно к мылу как продукту предъявляются более жесткие требования: увлажнение, специальный уход, красивая упаковка, необычный запах, иногда даже ассоциации с вкусной едой, например, мыло с запахом и в форме мороженого.

Немаловажную роль в этой трансформации сыграли транснациональные компании, которые практически с нуля сформировали средний и высокий ценовые сегменты средств личной гигиены. Западные игроки использовали концептуальный подход, основанный на том, что мытье - не просто необходимость, а процесс, доставляющий удовольствие и создающий определенное настроение. В итоге производители сегмента масс-маркет взяли на вооружение популярные концепции ароматерапии, SPA, wellness, что нашло отражение в названиях продуктов, упаковке, рекламе. Массовое увлечение идеями эксклюзивности, натуральности и уникальности ингредиентов также дало «второй шанс» сегменту твердого мыла .

Набирает силу новая для российского рынка категория - твердое мыло ручной работы, которое производится по иной технологии, чем мыло массового производства, на основе органических компонентов без синтетических ингредиентов. Мыло ручной работы делается вручную при строжайшем соблюдении технологии процесса. Химическая реакция между жиром и золой (или содой), которая была обнаружена в глубокой древности, и сегодня является основной для получения мыла. Этот процесс так и называется - реакция омыления. В результате образуются два ценных и дополняющих друг друга продукта - мыло и глицерин. Натуральное мыло обладает моющими свойствами, а глицерин делает умывание приятным и полезным. Это и есть так называемое мыло ручной работы. В его состав входит только то, что необходимо и достаточно: моющая основа на базе натуральных масел, вода и естественный глицерин. Как правило, в такое мыло вводят также смягчающие и питательные добавки: бесконечное разнообразие масел, жиров, восков, глин, лечебных грязей, растений и экстрактов из них, и, конечно, эфирные масла. В натуральных мылах ручной работы рН близок к нейтральному, хорошо сбалансированные поверхностно-активные вещества значительно менее агрессивны к кожным покровам.

Все активнее заявляет о себе и мыло класса «люкс». Эксперты едины в своем прогнозе развития рынка мыла: продажи твердого кускового мыла будут снижаться, а сегмент жидкого мыла будет развиваться; с ростом доходов населения и повышением покупательной способности тенденции все сильнее будут смещаться в сторону избирательного подхода к средствам гигиены для каждого члена семьи. Времена, когда покупатель приобретал дешевые средства, постепенно проходят. Потребительские предпочтения смещаются в сторону более дорогих марок и сегментов, предлагающих четкую концепцию, высокое качество, привлекательную упаковку и целый набор дополнительных функций.

Итак, направлениями перспективного развития ассортимента туалетного мыла является рост ассортиментных позиций жидкого мыла, увеличение количества продаж мыла ручной работы, увеличение ассортимента мыла «люкс» сегмента, а также производство мыла более высокого качества с набором дополнительных функций.

И наконец, в настоящее время рынок твердого туалетного мыла падает, а жидкое мыло набирает темпы роста. В условиях экономического кризиса покупатели отдают свое предпочтение в сторону мыла отечественных производителей.

.2 Состав, строение и свойства туалетного мыла

Мыло туалетное- сорт мыла, предназначенный для целей личной гигиены.

Если жир нагревать с раствором соды или щелочи, то образуется мыло. Его выделяют методом высаливания (к полученной смеси добавляют хлорид натрия - поваренную соль). Мыло всплывает наверх в виде плотного слоя - ядра. Из этой массы готовят так называемое ядровое мыло - обычные сорта хозяйственного мыла. Для получения туалетного мыла ядровое мыло высушивают, смешивают с красящими и душистыми веществами, подвергают пластической обработке и штампуют в куски нужной формы. Обычное мыло, которым мы умываемся, представляет собой смесь натриевых солей пальмитиновой и стеариновой кислот: C15H31- COONa, C17H35- COONa

Эти мыла - твердые вещества. Но бывают и жидкие мыла - калиевые.

МЫЛО

Твердое (Na+)

Жидкое (K+)H31- COOH пальмитиновая кислотаH35- COOH стеариновая кислота

Известно, что мыла обладают поверхностной активностью - они снижают поверхностное натяжение воды. Мыла представляют собой эмульгирующие вещества, превращающие смесь масла и воды в устойчивую эмульсию. Моющая способность мыл зависит от их эмульгирующих свойств, а также от способности понижать поверхностное натяжение. Мыло в воде подвергается гидролизу (взаимодействие с водой) - разлагается на щелочь и карбоновые кислоты. Образовавшаяся щелочь эмульгирует, частично разлагает жиры и освобождает, таким образом, прилипшую грязь. Карбоновые кислоты с водой образуют пену, которая захватывает частицы грязи. Калиевые соли по сравнению с натриевыми лучше растворимы в воде и поэтому обладают более сильным пенящим, а значит и моющим свойством. Молекулы мыла абсорбируются (задерживание, захват частиц) на поверхности ткани и на загрязняющих ее частицах (жировые пятна, сажа и др.) и проникает в зазоры между ними. Частицы мыла обладают обволакивающими свойствами, которые приводят к образованию эмульсий различных загрязняющих веществ и препятствуют их повторному осаждению на поверхности. Они удерживают нерастворимые частицы в состоянии суспензии , благодаря чему те могут быть легко удалены водой. Пене также принадлежит важная роль: загрязняющие частицы, прилипшие к ее пузырькам, удаляются вместе с ней из моющего раствора.

Туалетное мыло используется для ухода за телом человека. Моющее действие туалетного твердого мыла обеспечивают натриевые соли жирных кислот - каприловой, лауриновой, миристиновой, палимитиновой, стеариновой. Они являются основными компонентами туалетного мыла. Вспомогательными компонентами являются: пережиривающие добавки - глицерин, масла растительные; пигменты и красители; экстракты трав, прополис, апилак, ланолин; антисептические вещества, разрешенные МЗ РФ (например, триклозан); клеящие вещества (крахмал, декстрин); парфюмерные отдушки.

1.3 Классификация и характеристика ассортимента мыла

В зависимости от консистенции и физического состояния мыла бывают твердые (в кусках), мазеобразные, жидкие и порошкообразные. Каждую из этих групп подразделяют на мыла с различным содержанием жирных кислот. Выпускают твердые мыла: обычные и пилированные. Более высокими потребительскими свойствами обладают пилированные мыла.

Весь ассортимент хозяйственных мыл классифицируют по назначению на мыла: для стирки, для мытья посуды и хозяйственных изделий, для мытья рук.

Твердые мыла представляют собой преимущественно натриевые соли жирных кислот, расщепленных подсолнечного, соевого, конопляного и других растительных масел. Их выпускают в основном в виде кусков, порошков и стружки. Кусковое хозяйственное мыло (обыкновенное и осветленное) может содержать 65, 70 и 72% жирных кислот. Эти значения называют качественным показателем: чем выше, тем лучше.

По цвету различают мыло обыкновенное и осветленное; по наличию упаковки - открытое( без упаковки) и закрытое(в упаковке). Твердые мыла могут иметь различную массу (150,200,250,300,350,400 и 500 г.) и форму (прямоугольную и сложной формы).

По назначению мыла бывают:

·   хозяйственные;

·   туалетные;

·   специальные.

Хозяйственными, (стирочными), называют мыла твёрдой консистенции, состоящие в основном из натриевых солей жирных, смоляных (канифольных) и нафтеновых кислот; они могут содержать различные органические и неорганические добавки, улучшающие качество.

Все мыла могут быть разделены на два класса: твердые или натриевые мыла и мягкие или калиевые мыла.

Мыла первой группы, несмотря на содержание даже большого количества воды, обладают твердостью и крепостью и поддаются формовке.

Мягкие мыла даже при самом незначительном количестве воды всегда мягки и кремообразны. Твердые мыла разделяются по своим свойствам и способу приготовления на три группы:

·   ядровые,

·   клеевые

·   полуядровые.

Ядровое мыло - технически чистое мыло, полученное путем высаливания концентрированного мыльного раствора, так называемого мыльного клея, поваренной солью с выделением «ядровой» части. Ядро содержит жирных и подобных кислот не менее 60%.

Клеевым называют мыло, получаемое в результате затвердения мыльного клея в стадии начавшегося разделения его на ядровую и клеевую части, что придаёт готовому продукту мраморную структуру, особенно после добавления ультрамарина; содержит не менее 47% жирных кислот. Клеевые мыла бывают или гладкими или же обладают частью кристаллическим, а частью некристаллическим строением, в разрезе похожим на мраморную поверхность, и поэтому они называются мраморными мылами. Иногда выделяют мраморирование прибавлением к еще горячему мылу красящих веществ (ультрамарин, франкфуртская чернь и др.).

Полуядровые (эшвегерские) мыла получаются омыливанием едким натром жиров или масел с непременным прибавлением кокосового или пальмоядрового масла или их кислот. Они имеют частью кристаллическое (ядровое), частью некристаллическое строение, в силу чего в разрезе имеют мраморированный вид. В этом случае часто выделяют их мрамор соответствующим окрашиванием. Варка полуядровых мыл выполняется двумя способами. Первый способ (прямой) состоит в том, что кокосовое или пальмоядровое масло варят совместно с другими жирами: с салом, отбеленным пальмовым маслом, костяным жиром и т. д. Второй способ (косвенный) состоит в том, что из одного или нескольких перечисленных жиров приготовляют ядровое мыло, которое прибавляют к отдельно сваренному из клеевому мылу кокосового или пальмоядрового масла. Если употреблять жирные кислоты, то мыло можно приготовить и посредством карбонатного омыливания способа.

Туалетные и медицинские мыла - разновидности твердого мыла.

Туалетное мыло используется для ухода за телом человека. Главная масса туалетного мыла вырабатывается из ядрового мыла, в жировую рецептуру которого входит кокосовое масло, после предварительной подсушки, окраски и парфюмирования ароматическими веществами. Для этого подсушенное, замешанное с краской и ароматическими веществами ядровое мыло превращают в тонкую мыльную ленту. Полученные ленты прессуют в плотные и однородные мыльные брусья, их которых штампуют отдельные куски. Туалетное мыло содержит не менее 72% жирных кислот. Моющее действие туалетного твердого мыла обеспечивают натриевые соли жирных кислот - каприловой С7Н15СООН, лауриновой С11Н23СООН, миристиновой С13Н27СООН, пальмитиновой С15Н31СООН, стеариновой С17Н35СООН. Они являются основными компонентами туалетного мыла. Вспомогательными компонентами являются пережиривающие добавки (для смягчения) - глицерин, масла растительные; пигменты и красители; экстракты трав, прополис, апилак, ланолин; антисептические вещества, разрешенные МЗ РФ; клеящие вещества (крахмал, декстрин); парфюмерные отдушки (кроме детского).

К специальным мылам относятся медицинское, содержащие различные лечебные и дезинфицирующие вещества, например сернодегтярное мыло содержит 5,5% серы 2% дёгтя, ихтиоловое с 5% ихтиола и др. к медицинским мылам относится также жидкое калиевое мыло, которое приготовляется из жидких растительных масел путём омыления их едким кали; содержание жирных кислот не менее 40%. Медицинское мыло, применяемое наружно в формах пластырей, мазей, паст, имеет терапевтическое значение в соответствии с влиянием прибавляемого к мылу действующего начала. Таково применение терпентинного мыла в форме мази при ревматизме.

К специальным видам мыла также принадлежат мыла, применяемые большей частью в текстильной, кожевенной, металлургической промышленности, в производстве инсектофунгицидов и т.д. специальные мыла известны главным образом в виде жидких, приготовляемых путём омыления жировой смеси натровыми или калиевыми щелочами или их смесью.

Мягкие (калиневые мыла) подразделяются на три сорта:

гладкопрозрачное мыло, имеющее различную окраску и название, как-то масляное мыло, зеленое мыло, черное мыло, жидкое глицериновое мыло и т. д.;

мыло, имеющее в своей основной гладкой массе ядрышки, так называемое натуральное ядровое мыло или жидкое ядровое мыло;

непрозрачное мыло белого цвета или желтовато-белого цвета, называемое гладким олеиновым мылом, серебряным мылом и т. д.

В зависимости от консистенции и физического состояния мыла бывают твердые (в кусках), мазеобразные, жидкие и порошкообразные. Туалетное мыло выпускают твердое, жидкое и порошкообразное. По назначению туалетное мыло бывает обычное и специальное.

Обычное мыло может быть с цветочной («Земляничное», «Сирень», «Гвоздика») и с фантазийной («Косметическое», «Подарочное», «Консул», «Люкс» и др.) отдушкой.

Специальное мыло содержит добавки различного назначения. В мыло «Лесное» введен хвойно-хлорофилло-каротиновый экстракт. Это мыло рекомендуется для сухой кожи, склонной к раздражению. Мыло «Сульсеновое» содержит 2,5% сульсена, рекомендуется для укрепления волос и уничтожения зуда и перхоти. Мыло «Гаяне» содержит натуральную краску - хну.

По содержанию жирных кислот мыло выпускают 74, 78, 80 %-ое. Процент содержания жирных кислот определяет качество мыла.

По форме куска мыло выпускают круглое, овальное, прямоугольное, фигурное. Твердые мыла могут иметь различную массу (150; 200; 250; 300; 350; 400 и 500 г.). Твердые туалетные мыла фасуют в виде кусков различной формы с номинальной массой до 300г. Мыла массой 100, 125, 150 г считаются наиболее удобными.

По цвету различают мыло обыкновенное и осветленное.

Согласно ГОСТ 28546-2002 «Мыло туалетное твердое. Общие технические условия», по основным потребительским свойствам отечественное мыло делится на:

нейтральное (Н);

экстра (Э);

детское (Д);

ординарное (О) [15].

Мыла марок Н и Э содержат не менее 78 г жирных кислот на 100 г мыла. Для этих марок используют наиболее высококачественное жировое сырье - топленые пищевые животные жиры только высшего и первого сорта, кокосовое масло и др. Для ароматизации мыла используют тонкие высококачественные отдушки.

В мыле марки Н отсутствуют содопродукты, в марке Э - не более 0,20%.

Мыла марок Н и Э наиболее твердые, обладают меньшей набухаемостью, медленно расходуются, имеют высокую моющую способность. Срок годности - не менее 3-х лет.

Туалетное мыло выпускают в жидком виде в пластмассовых флаконах с дозатором или пластмассовых канистрах емкостью 5 литров. В жидком мыле используются различные отдушки, которые придают ему приятный аромат. Канистры с жидким мылом используются чаще всего для заправки дозаторов и использованных емкостей меньшего размера. С экономической точки зрения это весьма выгодное решение, особенно в случаях, когда расход жидкого мыла достаточно высок (сети ресторанов, быстрого питания, корпоративные офисы, крупные организации и т.д.).

По назначению жидкое мыло бывает:

кухонное;

для рук и тела;

интимное;

детское;

антибактериальное;

жидкое мыло с гелем для душа (2 в 1);

крем-мыло.

Итак, современный ассортимент мыла можно классифицировать по назначению, по составу сырья, в зависимости от консистенции, по содержанию жирных кислот, по форме куска, по цвету, по наличию упаковки. Туалетное мыло имеет отдельную классификацию в соответствии с ГОСТ 28546-2002.

1.4 Особенности потребительских свойств и показатели качества туалетного мыла

Качество туалетного мыла определяется совокупностью его потребительских свойств. Потребительскими свойствами туалетного мыла являются функциональные, эргономические, эстетические, свойства надежности и безопасности.

Туалетное мыло придает красивый внешний вид и здоровое состояние коже и поэтому имеет большое гигиеническое, эстетическое и психологическое значение. Основное действие туалетного мыла проявляется в следующих направлениях: очищение, увлажнение, питание, защита и профилактика. То или иное действие туалетного мыла или их комплексный эффект связаны, прежде всего, с составом входящих в него компонентов.

Наиболее важными для потребителя являются функциональные свойства, определяющие эффективность действия мыла (увлажнение, питание).

Косметические свойства туалетного мыла, проявляются через внешний видимый эффект улучшения состояния кожи, благодаря увлажнению, питанию, регенерации, улучшению обменных процессов в коже, в результате чего повышается упругость и эластичность кожи.

Защитные свойства туалетного мыла обеспечиваются благодаря добавкам, обеспечивающим лечебно-профилактические свойства. Мыло обладает антисептическим действием.

Эргономические свойства туалетного мыла, удовлетворяют физиологические и психологические потребности в соответствии с определенными характеристиками потребителей. Они характеризуют способность товара создавать ощущения удобства и комфортности. Эргономические свойства туалетного мыла определяются консистенцией, упаковкой, приспособлениями, облегчающими пользование мыла и др.

Надежность туалетного мыла связана, прежде всего, с его сохраняемостью и определяется сроком годности, который может быть от нескольких месяцев до 3 лет. Более продолжительный срок годности должен вызвать внимательное отношение к его составу, и, прежде всего, к виду и количеству консерванта. Срок годности туалетного мыла определен нормативными документами. Однако при использовании новых, более качественных консервантов срок годности увеличивается, поэтому в производстве туалетного мыла сложилась практика установления срока годности самими изготовителями, которые исходят из рецептуры средства.

Эстетические свойства туалетного мыла призваны удовлетворять эстетические потребности человека. Показателями этих свойств являются внешний вид, цвет, запах, дизайн упаковки, информативность упаковки, стилевая направленность. Стиль отражает взаимосвязь содержания и внешнего оформления мыла. Фирменный стиль, определяющий имидж фирмы и выпускаемых ею товаров особенно проявляется в художественном оформлении упаковки.

Безопасность туалетного мыла зависит от состава, качества исходных компонентов, технологического процесса получения, условий хранения и продажи, условий потребления. На каждом этапе жизненного цикла в мыле могут протекать те или иные процессы, которые вызывают изменения, опасные для здоровья человека. Поэтому для проверки безопасности туалетного мыла проводят комплекс испытаний. Для химических показателей комплекс испытаний включает определение водородного показателя (кислотного числа или содержания щелочи). Все эти показатели определяют воздействие косметических средств на кожу и волосы. В туалетном мыле не должны содержаться токсичные элементы - свинец, ртуть и мышьяк (или их содержание ограничивается).

С целью обеспечения выпуска высококачественной продукции, безвредной для потребителя необходима тщательная оценка токсикологических свойств. Токсикология изучает воздействие химических веществ на организм животных, устанавливает безопасные уровни воздействия, позволяет регламентировать содержание ингредиентов в рецептурах готовых изделий. В программу токсикологических исследований входит исследование, как ингредиентов, так и готовой продукции с учетом ее назначения и условий применения.

В связи с высокой биологической активностью туалетного мыла, с возможностью его проникновения в организм человека через кожу и слизистую оболочку, а также его последующее влияние на организм человека туалетное мыло необходимо подвергать клиническим испытаниям, в целях установления его безвредности для людей.

Оценка безопасности основана на влиянии мыла на кожу и на общее состояние человека. Вопрос о безопасности туалетного мыла для широкого применения решается только после положительных результатов всех исследований.

Качество туалетного мыла определяется в соответствии с требованиями ГОСТ 28546-2002 «Мыло туалетное твердое. Общие технические условия».

Кусковое туалетное мыло должно быть твердым на ощупь, однородным (одинаково окрашенным) в разрезе. Поверхность мыла должна быть гладкой, без дефектов.

Цвет мыла должен быть равномерным; запах - приятным. Цвет и запах должны быть свойственными изделию данного наименования.

.5 Факторы, формирующие потребительские свойства и качество туалетного мыла

Качество туалетного мыла закладывается на различных стадиях, начиная с идеи создания и до расфасовки и упаковки. На дальнейших этапах жизненного цикла товара в зависимости от условий транспортирования, хранения, продажи и использования качество сохраняется или ухудшается.

Рассмотрим основные факторы, влияющие на формирование качества туалетного мыла, а именно:

. Создание и составление рецептуры туалетного мыла;

. Сырье для производства туалетного мыла;

. Технология приготовления туалетного мыла;

. Фасовка и упаковка туалетного мыла.

Планирование и разработка состава туалетного мыла предполагает, прежде всего, установление определенных, в том числе новых, требований к его качеству. Эти требования могут быть установлены на основе маркетинговых исследований рынка косметики и научных разработок, проводимых на фирме-изготовителе. Изучение рынка предполагает, прежде всего, анализ уже имеющейся продукции - ее назначения, действия, рецептурного состава. Маркетинговые исследования дополняются научными разработками новых рецептур и апробацией как новых, так и уже производимых средств. Обычно крупные фирмы имеют свои косметические салоны и парикмахерские, в которых проверяются новые составы, изучаются их действие, в том числе их эффективность, отмечаются недостатки и определяются пути их устранения. Изучение полного жизненного цикла туалетного мыла позволяет правильно определить его качественные характеристики и путем научных разработок создать необходимое средство.

Важнейшим условием создания качественного и безопасного косметического товара является разработка его состава. Туалетное мыло имеет многокомпонентный состав, отдельные компоненты могут взаимодействовать между собой, по-разному влиять на кожу и волосы человека, что должно быть учтено при разработке состава. Определение рецептуры и выбор сырья проводятся с учетом требований Руководства по косметической продукции, утвержденного в ЕС и отечественных СанПиН. В этих документах приводятся перечни разрешенных к применению в косметическом производстве красителей, консервантов, фотозащитных веществ, а также перечни веществ, неразрешенных к применению в косметике и подлежащих ограниченному применению, при соблюдении ряда условий.

Ассортимент туалетных мыл очень разнообразен по функциональному назначению. Для их приготовления используются различные компоненты как природного, так и синтетического происхождения. При подборе сырья для составления рецептуры его образцы исследуются на соответствие установленным требованиям по физико-химическим свойствам и содержанию различных загрязнений.

Для изготовления туалетного мыла используют основное и вспомогательное сырье.

Основное сырье. Туалетное мыло получают из натуральных жиров и синтетических жирных кислот. Для смягчения кожи и образования пены добавляют спермацет и ланолин.

Жирные кислоты, выделяются из смеси животных и растительных жиров, так называемый «жировой набор», который представляет собой основную часть рецептуры мыла. Он составляется с учетом получения мыла с определенными физико-химическими и потребительскими свойствами из следующих жиров и масел: животный жир пищевой, животный жир технический, пальмовый стеарин, кокосовое масло, пальмоядровое масло, синтетические жирные кислоты, гидрогенизированный твердый жир (саломас). Ввод в рецептуру твердых масел (особенно кокосового и пальмоядрового) обеспечивает мылу необходимую пластичность при его переработке, а так же высокое пенообразование в холодной воде в процессе использования.

Вспомогательное сырье. Щелочные вещества необходимы для омыления жирового сырья и нейтрализации жирных кислот. Применяют в основном едкий натр - NaOH (каустическая сода) и кальцинированную соду - Na2CG3.

Красящие вещества добавляют для придания определенного цвета и улучшения товарного вида мыла. Используют следующие красители: родамин (красный), метанил (желтый), флуоресцеин (фиолетовый), органический кубовый ярко-оранжевый, бирюзовый светопрочный (голубой); пигменты: желтый светопрочный, зеленый и голубой фталоцианиновые, оранжевый и др. Обычно используют смесь двух и более красящих веществ. Красящие вещества должны быть устойчивы к действию солнечного света, и свободной щелочи: не должны окрашивать мыльную пену.

Отбеливающие вещества добавляют в мыло в количестве 0.2-1.5%. Используют сухие белила (пигменты), белила цинковые (оксид цинка) или титановые белила. Они улучшают цветовой тон, делая его равномернее; устраняют прозрачность куска, появляющуюся иногда в процессе механической обработки мыла.

Оптические отбеливатели в количестве 0.3-0.3% добавляют в мыльную стружку светлых тонов (например, молочно-белое мыло).

Парфюмерные отдушки придают определенный запах мылу, который может быть цветочный, фруктово-ягодный фантазийный. Отдушки для мыла всегда грубее, чем для парфюмерии и косметических средств таких, как кремы, шампуни, гели, пены. Такие отдушки более стойкие: они способны «заглушать» запах исходного жирового сырья. Концентрация 1-3% - в зависимости от марки мыла.

Стабилизаторы (антиоксиданты). При хранении в мыле происходят окислительные процессы, известные как «прогоркание», сопровождающиеся потемнением куска мыла или появлением на его поверхности темных пятен. Для предотвращения порчи мыла в его состав вводят стабилизаторы (антиоксиданты). Использую силикат натрия, антал, антал П-2.

Пережаривающие добавки: ланолин, спермацет, норковый и песцовый жиры, глицерин, оливковое масло, масло из зародышей пшеницы. Эти добавки уменьшают обезжиривающее действие мыла на кожу. Их вводят в состав мыла, предназначенного для потребителей с повышенной сухостью кожи, с проблемной кожей, а так же в детское мыло.

Дезинфицирующие добавки усиливают антисептические свойства мыла. К ним относят борную кислоту, карболовую кислоту, березовый деготь, салициламид, триклозан и др.

Дезодорирующие добавки вводят в состав мыла для устранения неприятного запаха пота. Используют метанил.

В качестве лечебно-профилактических добавок используют настои и экстракты ромашки, сибирской пихты, череды, чабреца, тысячелистника; вводят витамины (FL B5 и др.).

В современные туалетные мыла вводят и другие добавки: абразивные частички грязи, водоросли, соли - в зависимости от назначения мыла.

Классическая рецептура мыла включает 75-85% животного жира и 15-25% кокосового масла. В связи с нехваткой и дороговизной животных жиров многие производители мыла часть животного жира заменяют более дешевыми заменителями: пальмовым стеарином, пальмовым маслом, саломасом.

Основное сырье (животный жир, пальмовое масло, пальмовый стеарин, кокосовое масло, пальмоядровое масло) для производства мыла является биржевым товаром.

Технология производства туалетного мыла представляет собой ряд сложных физико-химических процессов, механическую обработку и состоит из следующих стадий: подготовка жирового сырья, варка мыла, высаливание мыльного клея, обработка мыла.

Подготовленное сырье подвергают варке. Под действием температуры жиры разлагаются на жирные кислоты и глицерин. Жирные кислоты вступают в химическое взаимодействие со щелочью, в результате образуется соль жирной кислоты - мыло. В котле вместе с мылом находятся вода, глицерин, непрореагировавшие жирные кислоты и щелочи, которые образуют мыльный клей. Высококачественное твердое мыло получают высаливанием поваренной солью. На поверхность всплывает мыльное ядро, которое сушат, измельчают и смешивают с отдушкой и красителями. Полученную массу тщательно перетирают и перемешивают. Затем прессуют в бруски, которые разрезают на куски, штампуют для придания окончательной формы и наносят маркировку.

При приготовлении мыла могут быть использованы несколько способов:

). Горячий способ. В качестве основы для туалетных мыл берется сальное мыло, приготовленное с содовым щелоком, или приготовленное особо, со свиным жиром в соединении с кокосовым маслом. Кокосовое масло должно быть самого высшего качества, а свиной жир исключительно свежий и хорошо очищенный.

Очистка жира производится следующим образом: свежий жир несколько раз промывают в холодной воде, разрезают его на кусочки и кладут в мешок, который подвешивают в котел с водой и кипятят. Когда вода закипит и сало распустится, его слегка отжимают, причем большая часть клетчатки остается в мешке вместе с мусором, мешок вынимают. По прошествии некоторого времени кипячение приостанавливают и дают жиру всплыть на поверхность. Образующуюся накипь тщательно снимают, процеживают через полотно в чистый чан и дают затвердеть.

После последней отсолки кипячение продолжают до тех пор, пока проба не окажется вполне удовлетворительной, т.е. при сдавливании массы между пальцами должны получаться твердые пластинки, которые не должны ломаться.

Для того чтобы иметь совершенно чистое мыло, его размешивают шестом, снимают пену и вливают в формы, пока оно прозрачно. Мыльная масса, оставшаяся на дне котла, будет менее прозрачна и чиста, а потому ей надо дать затвердеть отдельно.

). Холодный способ. Приготовление туалетных мыл холодным способом посредством размешивания отличается многими достоинствами, которые главным образом сводятся к тому, что здесь окраска и парфюмировка производятся одновременно, составляя как бы одну операцию, после чего остается только затвердевшую мыльную массу разрезать и сформовать.

Когда процесс омыления доходит до того состояния, что содержимое котла превратится в однородную и трудно размешиваемую массу, тогда к ней добавляют красящие и парфюмирующие вещества, которые после продолжительного размешивания равномерно распределяются по всей массе.

). Переплавка. Приготовление туалетных мыл переплавкой производится следующим образом: обыкновенное ядровое мыло разрезают на куски и бросают в котел, вставленный в другой котел с кипящей водой (водяная баня). К мылу вливают столько воды, чтобы взятая проба имела хорошую консистенцию, после чего мыло разливают в формы и смешивают с красящими и парфюмирующими веществами.

Окраска туалетных мыл. Красящие вещества, употребляемые для подкраски туалетных мыл, могут быть различными. Главные условия, которым они должны удовлетворять: быть достаточно прочными, хорошо смешиваться с мылом и не оказывать вредного влияния на кожу.

Что касается самой окраски мыл, то она производится следующим образом: растворы красок в воде или в спирте подливают к мыльным стружкам, которые затем поступают в месильную машину и там превращаются в однородно окрашенную массу.

Нерастворимые краски применяются в виде тонкого порошка, которым посыпают стружки, поступающие в ящик строгальной машины. Затем на обсыпанные стружки накладывают новый слой стружек, которые вновь посыпаются краской и т.д. Когда мыло таким образом подготовлено, стружки размешивают и пропускают через месильную машину для получения однородно окрашенной массы.

Мраморирование туалетных мыл. Производится с целью придать им вид пятнистого или жилистого мрамора.

Для этого наливают жидкое мыло в форму до известной высоты, обсыпают поверхность красящим порошком или обливают раствором краски, затем наливают новый слой мыла, эту операцию производят до тех пор, пока форма не наполнится.

Парфюмирование туалетных мыл. Наряду с первоклассной совершенно нейтральной мыльной основой (ядровое мыло) при изготовяении туалетных мыл особенно большую роль играет парфюмирование. Дело в том, что отдушка не только должна быть очень приятной, но и должна долго сохранять свой запах и даже, по возможности, должна улучшаться при лежании и сушке мыла.

При парфюмировании решают три вопроса: во-первых, при какой температуре должно быть парфюмировано мыло; во-вторых, каково влияние щелочей на применяемые пахучие вещества; в-третьих, хорошо ли сохраняются в щелочах данные пахучие вещества. На решении этих трех кардинальных вопросов основывается все искусство умелого парфюмирования туалетных мыл. Туалетные мыла, изготовляемые горячим способом или путем переплавки, относятся в большинстве к дешевым сортам. Тратить много на их парфюмирование нельзя, чтобы мыла эти не обошлись слишком дорого. Поэтому для парфюмирования таких сортов мыл выбирают только дешевые пахучие вещества, но имеющие, тем не менее, возможно более сильный запах, так как именно при этих сортах мыл часто требуется перебить какой-нибудь нежелательный посторонний запах. Для этой цели главным образом употребляют мирбановое масло, сафроль, цитронелловое масло, искусственное горько-миндальное масло.

Для второй категории туалетных мыл, изготовляемых холодным способом, то есть для хороших сортов кокосовых мыл, можно употреблять пахучие вещества более высокого качества и выбор среди них более широкий. Хотя кокосовые мыла, к которым относятся также миндальные мыла, в последнее время оттеснены на задний план строганными мылами, однако хорошие и чистые кокосовые мыла покупаются очень хорошо, особенно в местностях, где вода известковая, так как строганные мыла плохо мылятся. Кокосовые мыла парфюмируют с помощью многочисленных естественных и искусственных пахучих веществ.

Из пахучих веществ используют анисовый алдехит, имеющий очень нежный запах; борнилацетат, который хорош в кокосовых мылах; цитронелловое масло, которое особенно хорошо подходит для медовых мыл, кумарин, эугеноль и геранилацетат, неролин, а в особенности терпинеол, коричный алдехит.

Для упаковки мыла чаще всего используют бумажную обертку, которая предохраняет мыло от механических повреждений, света, влаги, воздуха. В завернутом состоянии лучше сохраняется запах мыла. Для этой операции используют оберточные автоматы.

Для транспортировки туалетного мыла используют групповую и транспортную тары. В качестве групповой тары используют: картонные коробки, пакеты двух- и однослойные, ящики из гофрированного картона

Виды транспортной тары: ящики дощатые или гофрированного картона, универсальные контейнеры и др.

Туалетное мыло должно храниться в сухих, закрытых, хорошо проветриваемых помещениях (на складах должно применяться активное вентилирование) при температуре не ниже - 5°С и относительной влажности воздуха не выше 75%.

Гарантийный срок хранения туалетного мыла устанавливается предприятием-изготовителем. На практике фактический срок хранения составляет: 6 мес, 12 мес, 24 мес, 3 года.

Итак, факторами, формирующими качество туалетного мыла являются создание и составление рецептуры туалетного мыла, сырье, технология производства, упаковка.

ассортимент мыло органолептический качество

1.6 Требования к качеству, принципы оценки качества туалетного мыла

Органолептические показатели твердого туалетного мыла должны соответствовать характеристикам, указанным в таблице 1. ГОСТ 28546-2002 Мыло туалетное твердое. Общие технические условия <http://vsegost.com/Catalog/59/5967.shtml>

Таблица 1. Общие характеристики мыла

Показатель

Характеристика показателя

1

2

Внешний вид

Поверхность с рисунком или без, не допускаются трещины, полосы, выпоты, пятна, нечеткий штамп.

Форма

Соответствует форме мыла индивидуального фирменного наименования, установленного в технической документации

Цвет

Соответствует цвету мыла индивидуального фирменного наименования, установленного в технической документации

Запах

Соответствует запаху мыла индивидуального фирменного наименования, установленного в технической документации

Консистенция

Твердая на ощупь, однородная в разрезе


Допускается потертость поверхности и наличие на куске мыла облоя (бортика), не ухудшающего товарного вида куска мыла. Допускаются мыльные точечные крапины для марок «Нейтральное», «Экстра» и «Детское» - не более 10, для марки «Ординарное» - не более 15. Допускаются следы от присосок на грани куска мыла для всех марок. Допускается для мыла всех марок ослабление интенсивности запаха мыла к концу срока его годности. Нанесение на поверхность куска мыла рисунка, специального рифления или узора, художественно оформленного штампа - в соответствии с техническим документом на мыло индивидуального фирменного наименования. Реализация туалетного мыла с предприятия-изготовителя должна производиться не ранее чем через 24 ч с момента его изготовления.

По физико-химическим показателям твердое туалетное мыло должно соответствовать нормам, указанным в таблице 2. ГОСТ 28546-2002 Мыло туалетное твердое. Общие технические условия <http://vsegost.com/Catalog/59/5967.shtml>

Таблица 2. Общие характеристики мыла

Наименование показателя

Норма для мыла марки


«Нейтральное» (Н)

«Экстра» (Э)

«Детское» (Д)

«Ординарное» (О)

1

2

3

4

5

Качественное число (масса жирных кислот в перерасчете на номинальную массу куска 100 г), г, не менее

78

78

74

74

Массовая доля содопродуктов в пересчете на Na2 O, %, не более

Отсутствие

0,2

0,15

0,22

Температура застывания жирных кислот, выделенных из мыла (титр), 0С

35-41

35-41

35-41

35-41

Массовая доля хлористого натрия, %, не более

0,7

0,7

0,7

0,7


Допускается при использовании пальмового масла и его фракций повышение верхнего предела температуры застывания жирных кислот до 430С.

Недопустимые дефекты для мыла туалетного приведены в таблице 3.

Таблица 3. Недопустимые дефекты

Характеристика

Трещина

Узкое углубление на поверхности, образовавшееся в результате нарушения естественной однородности поверхности куска мыла

Выпот

Наличие капельной влаги на поверхности куска мыла

Полоса

Длинный ровный след другого цветового оттенка или окраски без нарушения целостности поверхности куска мыла

Прослойка

Тонкий слой вещества, отличающийся по структуре и цветовому оттенку от основной массы куска мыла

Пятно

Место иной окраски или структуры на поверхности куска мыла

Нечеткий штамп

Оттиск на куске мыла, в котором остается неразличимым хотя бы один элемент надписи или рисунка

Деформация

Искажение формы куска мыла по сравнению с предусмотренной в техническом документе

Точечные крапины

Частицы пересушенного мыла, на ощупь более твердые, чем само мыло

При оценке потребительских свойств большое значение уделяется моющей и пенообразующей способности мыла, указанной для различных марок в таблице

ГОСТ 28546-2002 Мыло туалетное твердое. Общие технические условия <http://vsegost.com/Catalog/59/5967.shtml>

Таблица 4. Пенообразующая способность мыла

Наименование показателя

Норма для мыла марки


Нейтральное (Н)

Экстра (Э)

Детское (Д)

Ординарное (О)

Первоначальный объем пены, см3, не менее

400

350

320

320


Итак, оценка качества туалетного мыла производится по органолептическим и физико-химическим показателям. Кроме того мыло проверяется на наличие недопустимых дефектов и пенообразующую способность.

         Требования к маркировке и упаковке туалетного мыла. Мыло туалетное твердое. Общие технические условия. ГОСТ 28546-2002

Упаковка мыла должна обеспечивать сохранность и неизменность свойств продукта в течение всего возможного срока хранения и пользования. Она должна быть удобной и безопасной в применении. Удачный выбор и постоянное совершенствование упаковки имеет немаловажное значение для общего успеха туалетного мыла у потребителя.

На этикетку наносят:

- наименование (подгруппа по ОКП, марка и индивидуальное фирменное наименование) на русском языке. Возможно по усмотрению предприятия - изготовителя дополнительно наносят наименование на другом языке;

наименование предприятия-изготовителя, адрес (юридический адрес, наименование страны);

номинальная масса куска;

обозначения настоящего стандарта;

состав (основные группы веществ);

товарный знак предприятия - изготовителя (при наличии);

срок годности; срок хранения;

штриховой код (при наличии);

информацию о сертификации (знак соответствия) для стран, осуществляющих сертификацию мыла;

Возможны сведения о составе мыла и данные рекламного характера. Маркировка транспортной тары для мыла содержит манипуляционные знаки: «Боится сырости», для жидкого туалетного мыла - «Верх», «Не бросать», «Стекло»

Глава 2. Качество и ассортимент туалетного мыла в магазине «Рубль Бум»

.1 Краткая характеристика компании ООО «Рубль Бум»

Компания «Рубль Бум» - это производитель и национальная сеть магазинов для всей семьи.

Компания ООО «Рубль Бум» начала свою оптовую торговлю с 1993 г., основной продукцией которой стала: бытовая химия‚ парфюмерия‚ косметика‚ средства гигиены‚ хозтовары‚ галантерея‚ товары для детей‚ игрушки‚ канцтовары‚ корм для животных‚ продукты питания.

Чуть позже с 2001 г. компания «Рубль Бум» начала розничную торговлю. Розничная торговля представлена сетью экономных магазинов «РУБЛЬ БУМ»‚ работающих по системе самообслуживания и осуществляется в 15 регионах России:Астраханская‚ Волгоградская‚ Воронежская‚ Липецкая‚ Нижегородская‚ Пензенская‚ Рязанская‚ Самарская‚ Саратовская‚ Тамбовская‚ Ульяновская области и республиках Татарстан‚ Чувашия‚ Мордовия‚ Марий Эл.

Цели работы компании «Рубль Бум»:

·   лидерство;

·   стремиться к невозможному, чтобы достичь большего;

·   компания стремится занимать лидирующее положение во всех сферах своей деятельности;

·   лидерство компании поддерживается накапливаемыми знаниями, постоянным обучением и развитием персонала, внедрением наиболее эффективных технологий;

·   компания опирается на целеустремленных сотрудников, которые постоянно обучаются, являются источником новых идей, позитивной энергии и измеримых результатов;

·   в компании расстаются с неэффективными сотрудниками, открывая простор лучшим.

Ориентация на клиента:

·   продукция, продвигаемая компанией, способна удовлетворить запросы всех слоев населения;

·   «Рубль Бум» привлекает безупречной репутацией, постоянно обновляемым ассортиментом, сервисом, мощными брендами, долгосрочными отношениями с партнерами по бизнесу и возможностью профессионального роста на их основе;

·   в своей работе компания учитывает особенности сбыта во всех сегментах рынка, создает достойный сервис;

·   компания тесно связывает свой успех на рынке с успехом своих партнеров.

Результативность:

·   цель каждого рабочего дня - ясный, конкретный, измеряемый результат;

·   достигнутый результат - это единственный критерий оценки каждого сотрудника и подразделения компании;

·   максимальный результат должен достигаться минимальным расходом времени, ресурсов и максимальной отдачей и ответственностью сотрудников;

·   недопустима работа, расход любого ресурса, если для этого нет заранее определенного результата;

·   результат работы компании - сумма результатов работы ее сотрудников.

Каждый магазин сети Рубль Бум, независимо от того, в каком городе России он расположен, предлагает ассортимент из нескольких тысяч товаров.

Выбор косметики, парфюмерии, товаров для дома по разумным ценам и комфортный формат самообслуживания - для всех, кому важны выгодные цены и экономия времени на покупки. Рубль Бум всегда там, где удобно покупателям - и в небольших городах, и в мегаполисах.


Одна из важнейших характеристик товаров - ассортимент, определяющий принципиальные различия между товарами разных видов и наименований. Ассортимент - это набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности.

Показатели ассортимента - это качественное выражение свойств ассортимента. Основными показателями ассортимента являются структура, полнота, глубина, устойчивость, новизна.

Полнота ассортимента - это соответствие фактического наличия видов товаров разработанному ассортиментному перечню, существующему спросу. Выражают полноту ассортимента через коэффициент полноты Кп ассортимента, который определяют по формуле:

Кп = Пд:Пб *100%

В магазине «Рубль Бум» на момент исследования находилось 50 видов туалетного мыла, а ассортиментным перечнем предусмотрено 62 вида, отсюда следует:

Кп = 50:62 *100% = 81% или 0,81

Чем ближе коэффициент полноты ассортимента к 1, тем лучше удовлетворяются потребности покупателя. Значение коэффициента полноты равное 0,81 говорит о том, что ассортимент в магазине «Рубль Бум» достаточно полный.

Устойчивость ассортимента - способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары.

Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует маркетинговых исследований методами наблюдения и анализа документальных данных о поступлении и реализации товаров. В данной работе для определения коэффициента устойчивости использовался метод опроса. Опрошен был продавец магазина «Рубль Бум». И в результате было выявлено, что 34 наименований постоянным спросом.

Коэффициент устойчивости рассчитывается по следующей формуле:

Ку = У:Пд *100%

где Ку - коэффициент устойчивости;

У (показатель устойчивости) - число наименований шампуней, пользующихся устойчивым спросом у покупателей;

Пд - действительная полнота ассортимента.

Теперь рассчитаем данный показатель для исследуемого магазина:

Ку = 34:50 *100% = 68%

Полученное значение свидетельствует о том, что 68% всех представленных наименований туалетного мыла пользуются устойчивым спросом у покупателей. Помимо основных марок туалетного мыла, пользующихся устойчивым спросом потребителей, магазин «Рубль Бум» включает в структуру ассортимента новые виды туалетного мыла, формируя рациональный ассортимент, что позволяет не только получить прибыль, но и наиболее полно удовлетворить потребности покупателей разных социальных групп.

Новизна ассортимента характеризуется коэффициентом новизны, который определяется как отношение количества новых товаров в общем перечне представленных (Н) к действительной полноте ассортимента (Пд).

Таким образом, коэффициент новизны рассчитывается по следующей формуле

Кн = Н:Пд *100%

где Кн - коэффициент новизны;

Н - количество новых наименований видов шампуней, поступивших в продажу за определенный период времени;

Пд - действительная полнота ассортимента.

Данный показатель обязательно рассчитывается за определенный период времени и показывает количество новинок, поступивших на продажу в отдел за выбранный период времени.

Путем опроса продавца исследуемого магазина «РубльБум» было установлено, что за последний 2 месяца появилось 13 новых наименований туалетного мыла

Произведем расчет коэффициента новизны:

Кн = 13:50 *100% = 26%

Коэффициент новизны для данной торговой точки составил 0,26. Этот факт говорит о постепенном обновлении ассортимента туалетного мыла. Магазин «Рубль Бум» уделяет большое внимание обновлению собственного ассортимента, предлагая новые наименования туалетного мыла в умеренном количестве, минимизируя риск понести убытки в связи с низким спросом на представленные новые виды туалетного мыла.

Коэффициент рациональности ассортимента является наиболее важным среди всех анализируемых показателей и рассчитывается по следующей формуле:

Кр = ((Кп*Квп)+(Ку*Кву)+(Кн*Квн)):3

Данный коэффициент рациональности показывает, насколько торговый ассортимент магазина удовлетворяет реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.

В результате проделанной работы по расчету основных показателей ассортимента были получены следующие данные:

Кп (коэффициент полноты) = 81%;

Кн (коэффициент новизны) = 26%;

Ку (коэффициент устойчивости) = 68%.

Для того, чтобы определить коэффициент рациональности необходимо рассчитать коэффициенты весомостей каждого показателя. Для их расчета используется экспертный метод. В качестве экспертов выступали пять покупателей, находившихся в исследуемом магазине в момент проведения исследования. Каждому из выбранных покупателей было предложено оценить степень важности каждого из указанных показателей ассортимента.

В результате расчета коэффициентов весомости получены следующие данные:

Вп = 0,5 Вн = 0,2; Ву = 0,3.

Кр= ((81%*0,5)+(68%*0,3)+(26%*0,2)): 3 = 22,1%

В результате подсчетов был получен коэффициент рациональности, равный 22,1%. Следовательно, ассортимент исследуемого предприятия можно считать достаточно рациональным.

2.3 Анализ маркировки

Результаты экспертизы маркировки мыла туалетного «Лесная поляна».

Информация по ГОСТ 28546-2002

Значение показателей

Наименование мыла (упаковка)

“Лесная поляна» бумажная, целостная упаковка

Номинальная масса куска

90 г.

Состав

Натриевые соли натуральных жирных кислот, вода, парфюмерная композиция, стабилизатор, пластификатор, вещества отбеливающие

Обозначение стандарта

ГОСТ 28546-2002 Мыло туалетное твердое. Общие технические условия <http://vsegost.com/Catalog/59/5967.shtml>

Товарный знак изготовителя

Имеется

Информация о сертификации

Имеется

Наименование предприятия изготовителя

ОАО «Нэфис Косметикс» Россия, 420021, г. Казань,ул. Г.Тукая,152


Таким образом, образец имеет полную маркировку в соответствии с ГОСТ 28546-2002

.4 Анализ органолептических показателей качества

В ходе экспертизы проводилась оценка органолептических показателей качества образца мыла «Лесная поляна» в соответствии с ГОСТ 28546-2002.

Наименование показателя

Характеристика и норма по ГОСТ

Характеристика образца

Соответствие ГОСТ

Внешний вид

Поверхность с рисунком или без рисунка. Не допускаются на поверхности мыла трещины, полосы, выпоты, пятна, нечеткий штамп

Поверхность ровная, без рисунка. Штамп четкий. Видимых дефектов не наблюдается.

Соответствует ГОСТ

Форма

Мыло овальной формы, соответствующей форме мыла индивидуального фирменного наименования, установленной в техническом документе

Соответствует ГОСТ

Консистенция

Твердая на ощупь. В разрезе однородная

Соответствует ГОСТу 28546-2002

Соответствует ГОСТ

Запах

Соответствующий запаху мыла индивидуального фирменного наименования, установленному в техническом документе, без постороннего запаха

Имеет едва ощутимую парфюмерную отдушку, соответствующую запаху мыла индивидуального фирменного наименования

Соответствует ГОСТ

Цвет

Соответствующий цвету мыла индивидуального фирменного наименования, установленному в техническом документе

Цвет белый, соответствующий цвету мыла индивидуального фирменного наименования, установленному в техническом документе

Соответствует ГОСТ

Исследуемый образец по органолептическим показателям соответствует требованиям ГОСТ 28546-2002.

Заключение

Направлениями перспективного развития ассортимента туалетного мыла является рост ассортиментных позиций жидкого мыла, увеличение количества продаж мыла ручной работы, увеличение ассортимента мыла «люкс» сегмента, а также производство мыла более высокого качества с набором дополнительных функций.

В работе проведена развернутая классификация мыла, описаны потребительские свойства, показатели качества и факторы формирующие качество мыла.

Объектом исследования данной курсовой работы является ассортимент и качество туалетного мыла, реализуемого магазином «Рубль Бум».

В результате анализа ассортимента мыла, проведенного в курсовой работе выявлены следующие результаты:

. В 2012 году объем продажи твердого мыла достиг в стоимостном выражении 15 млрд. руб., а жидкого мыла - 1,6 млрд. руб. Твёрдое мыло имело большую популярность среди покупателей, чем жидкое мыло.

. Большинство российских покупателей при выборе туалетного мыла явное предпочтение отдавали отечественной продукции: цены на нее заметно ниже, чем на импортную, а кроме того, осталось доверие к качеству российского мыла.

. Оценка качества маркировки и упаковки туалетного мыла «Лесная поляна» выявила, что туалетное мыло упаковывается в бумажную обертку, которая является не поврежденной. На упаковке имеются все необходимые маркировочные реквизиты. Таким образом, качество маркировки и упаковки полностью соответствуют требованиям ГОСТа.

. Для экспертизы качества туалетного мыла были отобран 1 образец, по органолептическим показателям, соответствующим требованиям ГОСТ 28546-2002.

Список использованных источников

1.   Афанасьев, Л.Р., Базарова, В.И. и др. Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров. - М.: Экономика, 2004. - 482 с.

2.      Бытовая химия / Под. ред. А.П. Нечаева. - С-Пб.: Проспект, 2001. -434 с.

3.   Вилкова, С.А. Товароведение и экспертиза парфюмерно-косметических товаров. Учебник для вузов. - М.: Издательский Дом «Деловая литература», 2004. - 286 с.

.     Гончарова, В.Н., Голощапова, Е.Я., Товароведение непродовольственных товаров. - М.: Экономика, 2004. - 271 с.

.     Дашков, Л.П., Памбухчиянц, В.К. Коммерция и технология торговли. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2005. - 448 с.

.     Лебедева, С.Н. Экономика торгового предприятия / С.Н. Лебедева, Н.А. Казиначикова, А.В. Гавриков. - Минск: Новое знание, 2004. - 320 с.

7.      Лифиц, И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2004. - 345 с.

.        Мельниченко, Т.А. Товароведение парфюмерно-косметических товаров. Ростов-на-Дону, 2002. - 288 с.

9.   Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2006. - 448 с.

10. Николаева, М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2003. - 480 с.

11.    Петрище, Ф.А. Теоретические основы товароведения и экспертизы непродовольственных товаров. - М.: Дашков и К, 2004. - 512 с.

.        Товароведение и экспертиза промышленных товаров: Учебник/ Под ред. проф. А.Н. Неверова. - М.: МЦФЭР, 2006. - 848 с.

.        Шепелев, А.Ф. Товароведение и экспертиза парфюмерно-косметических товаров. - Ростов-на-Дону, - 2001. - 255 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!