таблетку под язык до полного рассасывания) или Коринфар (1 таблетку под язык до полного рассасывания). Если не удается произвести купирование гипертонического криза или есть осложнения его, или он возник в первый раз, то такому больному необходима срочно вызвать скорую помощь.
При возникновении осложнения в виде гипертонического криза, пациент должен уметь оказывать себе помощь незамедлительно.
Первая помощь при гипертоническом кризе:
Успокойте человека (возбуждение только способствует подъему АД);
Уложите его в постель и придайте полусидячее положение;
Проследите, чтобы больной дышал ровно и глубоко;
Приложите к голове холодную грелку или компресс;
Предоставьте доступ кислорода (откройте окно, расстегните одежду);
Дайте гипотензивное средство, которое пациент до этого принимал:
под язык таблетку каптоприла (если принималкапотен, капофарм)
или коринфар, нифедипин, кордафлекс (если принималнифекард, кордипин).
Если через полчаса улучшений не отмечается и "скорая" не подъехала, то можно принять еще раз препарат из списка, но, в общем, не более 2 раз!
Накапайте настойку пустырника или валерианы, корвалол;
Для борьбы с чувством холода и озноба обложите больного теплыми грелками;
При появлении болей за грудиной надо принять нитроглицерин (в общей сумме не более 3).
Чтобы избежать осложнений ГБ необходимо соблюдать рекомендации врача и ежедневно измерять свой уровень АД.
.2.2 Профилактические мероприятия по предупреждению поражений и осложнений ГБ
Профилактика по предупреждению поражений и осложнений ГБ направлена на:
борьбу с факторами риска;
контролем артериального давления;
предупреждение гипертонических кризов;
оказание первой помощи при кризе больному ГБ себе самостоятельно;
прием лекарственных средств для профилактики осложнений.
В комплекс таких мероприятий включают:
немедикаментозное лечение (более жесткие мероприятия, соответствующие первичной профилактике);
медикаментозную терапию (снизить АД и подержание целевое АД).
Для немедикаментозного лечения помимо соблюдения рекомендаций по профилактике гипертонии, включают:
физиотерапевтические процедуры: электросон, электрофорез с лекарственными препаратами (эуфиллином, никотиновой кислотой, но-шпой), гальванизация воротниковой зоны, бальнеотерапия (углекислыми, йодобромными и радоновыми ваннами), гелиотерапия, спелеотерапия, гидрокинезотерапия, массаж, иглорефлексотерапия, лазеропунктура;
лечебную физкультуру;
психотерапевтические тренинги и аутотренинги;
санаторно-курортное лечение в местных кардиологических санаториях.
Медикаментозная терапия представляет собой снижение уровня АД и поддержания целевого АД.
Целевое АД - уровень АД, к которому нужно стремиться при проведении лечебно-профилактических мероприятий.
У пациентов молодого и среднего возраста установлена безопасность и возможность дальнейшего снижения заболеваемости ГБ при достижении уровня АД < 130/85 мм рт. ст.
Для пожилых пациентов в качестве целевого рекомендуется уровень АД 140/90 мм рт. ст.
В комплексную профилактику и лечение гипертонической болезни могут включаться препараты различных фармакологических групп. На начальных стадиях заболевания может использоваться терапия седативными и психотропными препаратами, монотерапия гипотензивными средством (индивидуально подобранным), а на более поздних дополнительно назначаются различные гипотензивные средства в комбинации.
Следует помнить, что гипотензивные ЛС необходимо принимать постоянно и ежедневно измерять свой уровень АД.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ ГИПЕРТОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ В ШКОЛЕ ЗДОРОВЬЯ
Учитывая многообразие профилактических мероприятий при гипертонической болезни решение их можно осуществить в рамках школы здоровья, представляющей собой совокупность средств и методов группового воздействия на пациентов, направленных на повышение уровня знаний, информированности и практических навыков по профилактике заболеваний, повышения качества жизни, сохранению здоровья.
.1 Положение школы
Учитывая значимость борьбы с факторами риска при гипертонической болезни, самоконтроля артериального давления, приверженности в лечении, наблюдении у врача и т.д., тематикой школы здоровья стали вопросы профилактики этого заболевания.
Цели: научить слушателязаботиться о своем здоровье и контролировать факторы риска, повреждения и осложнения гипертонической болезни.
Задачи:
информирование слушателей о факторах риска гипертонической болезни, поражениях и осложнениях этого заболевания
мотивирование слушателей к самоконтролю факторов риска ГБ (психоэмоционального состояния, здорового питания, физической активности…)
мотивирование к приверженности в лечении (самоконтролю АД, регулярному приему лекарств, прохождению диспансеризации…)
выработка знаний, умений и навыков измерения уровня контроля артериального давления и пульса.
Порядок работы школы здоровья.
Занятия в школе проводятся согласно «Учебного плана», в виде теоретических и практических блоков в занятиях. В практических блокахпациенты осваивают навыки измерения артериального давления и пульса.
Порядок обращения в школу здоровья.
В ШЗ приглашаются пациенты у которых при проведении профилактических осмотров и диспансеризации выявлены ФР, а также больные любой стадии ГБ не прошедшие ранее обучение.
Оснащение школы здоровья.
информационно - методические материалы (тезисы лекции, презентации, памятки, листовки, буклеты и др.);
теле-видео аппаратура (мультимедиа, презентации, видео…).
.2 Учебный план и разработка занятий в школе здоровья
Основой разработки учебного плана стала теоретическая часть нашей работы, с учетом которой мы разработали два занятия.
№п\пТема занятия Продолжительность1Факторы риска развития ГБ и первичная профилактика при ФР. 40 мин2Поражение органов мишеней и осложнения ГБ, вторичная профилактика ГБ. 40 мин
Занятие №1. Факторы риска развития ГБ и их профилактика.
№Этапы занятия Содержание Время1Вступление Представление себя аудитории и знакомство со слушателями, оценка их готовность к занятию.3 мин2Введение Описание проблемы распространенности, социально-экономических потерь при ГБ и связи их с поведенческими ФР; выяснение отношения слушателей к данной проблеме.5 мин 3Основная частьИнформирование слушателей о ФР ГБ. Индивидуальное определение риска развития заболевания и его осложнений методом анкетирования. Совместная разработка мер первичной профилактики.25 мин4Закрепление материалаОценка усвоения знаний методом блиц-игры.4 мин5 Рефлексия Обмен впечатлениями слушателей от занятия.3 мин
Занятие №2.
№Этапы занятияСодержаниеВремя1ВступлениеИнформирование слушателей о вторичной профилактике3 мин2Введение Информировать слушателей о поражение органов мишеней и их последствии.15 мин3Основная частьИнформировать слушателей об осложнениях ГБ и их профилактике.15 мин4Закрепление материалаОценка усвоением знаний в виде тестирования 7 мин5РефлексияОбмен впечатлениями слушателей от занятия 3 мин
.3 Проверка знаний участников школы здоровья
С целью оценки эффективности проведенных профилактических мероприятий нами разработаны методы контроля знаний слушателей школы здоровья.
Для занятия №1.
Для оценки индивидуального риска развития гипертонической болезни у слушателей школы здоровья мы разработали анкету(Приложение 1).
Для контроля усвоения знаний слушателями ШЗ мы разработали блиц-игру «Скажи гипертонии нет!» (Приложение 2)
Для занятия №2.
Для контроля усвоения знаний слушателями ШЗ мы разработали опросник по осложнениям и профилактике ГБ. (Приложение3).
2.4 Анализ анкет пациентов показал влияние обучения в школе здоровья на образ жизни, привычки опрошенных
Одной из них является табакокурение, от которого очень неохотно и с трудом отказываются пациенты.
До обучения курили 8 человек (72,7 %) мужчин, 6 человек (31.5 %) женщин, после - 6 человек (54,5 %) мужчин и 5 человек (26,3 %) женщин.От курения после обучения отказались только 3 человека.
Один из факторов риска, как избыточная масса тела, имеют 60 % опрошенных. Но они готовы бороться с этой проблемой в будущем.
Представлена физическая активность пациентов.
Число физически активных пациентов после обучения в школе здоровья увеличилось более чем в 2 раза. Физически активных пациентов было 9 человек (30 %), а стало 19 человек (63,3 %).
Сколько пациентов справляются со стрессовыми ситуациями можно увидеть.
Из анкеты видим, что справлялись со стрессовыми ситуациями до обучения 8 человек (26,6 % пациентов). После обучения эта цифра достигла 15 человек (50 %).
Регулярный приём лекарств и самоконтроль АД также очень важны для лечения гипертонической болезни. Как правильно измерять АД представлено в приложении № 2. Как повлияло обучение в школе здоровья на регулярность приёма лекарств.
До обучения регулярно принимали лекартсва 5 человек (16, 6 % пациентов), нерегулярно 19 человек (63,3 %) и совсем не принимали 6 человек (21,1 %). После обучения цифры регулярного приёма лекарств возросли - 24 человека (80 %), но ещё 6 человек (20 % пациентов) нерегулярно принимают лекарства.
По результатам анкеты до обучения регулярно контролировали своё АД 10 человек (33,3 %) опрошенных, не регулярно - 13 человек (43,3 %), совсем не контролировали 7 человек (23,4 %) (смотри рисунок 10).
После обучения регулярно контролируют АД 20 человек (66,6 %), нерегулярно - 7 человек (23,4 %), совсем не контролируют - 3 человека (10 %).
В общем, обучение в школе здоровья пошло пациентам на пользу. В результате снижения вероятности факторов риска снижается и риск осложнений.
Артериальное давление гипертонической болезни.
человек (90 %) положительно отозвались о работе школы, 1 человек (3,33 %) - отрицательно и 2 человека (6,64 %) ни каких эмоций не ощутили.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гипертоническую болезнь, как хроническое прогрессирующее заболевание легче предупредить, чем лечить. Поэтому профилактика гипертонииявляется задачей первой необходимости.
Исходя из этого мы определили цель работы: проведение профилактических мероприятий при ГБ; и поставили задачи:
теоретическое обоснование профилактических мероприятий при гипертонической болезни
организация и проведение профилактических мероприятий при ГБ в школе здоровья.
Теоретической основой профилактики ГБ является выявление и борьба с факторами риска: вредные привычки, гиподинамия, ожирение, повышенное употребление поваренной соли, психоэмоциональное напряжение.
Для предупреждения прогрессирования и осложнений заболевания к этим мерам следует добавить борьбу с факторами риска, контролем АД, профилактикой гипертонических кризов ,оказанием первой помощи при кризе самостоятельно и прием лекарственных средств для профилактики осложнений.
Эти научные данные легли в основу разработки нами ШЗ при ГБ.
Цель занятий ШЗ: научить слушателя заботиться о своем здоровье, контролировать факторы риска, повреждения и осложнения гипертонической болезни.
Задачи:
информирование слушателей о ФР. ГБ, поражениях и осложнениях этого заболевания
мотивирование слушателей к самоконтролю факторов риска ГБ (психоэмоционального состояния, здорового питания, физической активности…)
мотивирование к приверженности в лечении (самоконтролю АД, регулярному приему лекарств, прохождению диспансеризации…)
выработка знаний, умений и навыков измерения уровня контроля артериального давления и пульса.
Исходя из задач мы разработали и провели 2 практических занятия:
)Факторы риска развития ГБ и первичная профилактика при ФР.ГБ.
)Поражение органов-мишеней и осложнения при ГБ, вторичная профилактика ГБ
В ходе занятий наши слушатели не только получали информацию, но и отвечали на вопросы анкет и выявляли у себя ФР., обучались самоконтролюзнания в блиц-игре и делились АД, закрепляли полученные впечатлением о занятии и отвечали на вопросы по развития факторов риска.
Выводы.
.Обучение больных гипертонической болезнью по программе«школа здоровья» позволяет повысить качество жизни пациентов, как в отношении психологического, так и физического компонентов здоровья.
.Применение программу «школа здоровья» для пациентов с артериальной гипертензией в меньшей степени способствует повышению приверженности больных немедикаментозным методам снижения артериального давления.
Рекомендации.
Данная работа может быть рекомендована фельдшеру ФАПа, здравпункта, ОВП при проведении профилактической работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Артериальная гипертония : руководство / под ред. Р. Г. Оганова ; ВНОК, Гос. НИЦ - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 192 с.
.Артериальная гипертония : руководство / под ред. Р. Г. Оганова ; ВНОК, Гос. НИЦ - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 192 с.
.Джанашия, П. Х. Артериальная гипертензия П. Х. Джанашия, Н. Г. Потешкина, Г. Б. Селиванова. - М. :Миклош, 2007. - 168
. Кобалава, Ж. Д. Артериальная гипертония. Ключи к диагностике и лечению Ж. Д. Кобалава, Ю. В. Котовская, В. С. Моисеев. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009
.Крюков, Н. Н. Артериальная гипертония и ее профилактика, лечение, диагностика и способы контроля Н. Н. Крюков, П. И. Романчук ;Минздравсоцразвития СО, ГОУ ВПО СамГМУРосздрава. - Самара : Волга-Бизнес, 2007
.Организация профилактической деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений на современном этапе / Под ред.А.И.Вялкова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
.Рекомендации по лечению артериальной гипертонии. ESH/ESC 2013 [Текст] / рабочая группа по лечению артериальной гипертонии Европейского Общества Гипертонии и Европейского Общества Кардиологов // Российский кардиологический журнал. - 2014. - № 1. - С. 7-79. - Библиогр.: с. 79-94 (735 назв.).
.Руководство по медицинской профилактике / Под ред. Р.Г. Оганова - М. ГЭОТАР-Медиа, 2007.
.Смолева Э.В., Аподиакос Е.Л. Терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи: Учебник. - Феникс.2005
.Стандарты лечения внутренних болезней Шулутко Б.И., Макаренко С.В.,С.-Петербург, 2005;
.Школа здоровья. Артериальная гипертония: руководство для врачей. Под ред. Оганова Р.Г. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2008.
Нормативно-правовая документация:
. Федеральный закон «Об охране здоровья граждан в РФ» № 323-ФЗ от 21.11.2011
2. Методические рекомендации «Организация проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров взрослого населения» <garantF1://70229844.0> Утв. Министерством здравоохранения РФ, 18. 03. 2013 г
. Приказ МЗСР РФ от 15 мая 2012 г. № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению»
. Приказ МЗСР РФ № 597н от 19.08.2009г. «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака»
Анкеты по раннему выявлению факторов риска развития ГБ.
Показатель БаллыВозраст: до 30 лет 30 - 40 лет 40 - 50 лет 50 - 60 лет старше 60 летМужчины Женщины 1б 0б 3б 2б 5б 4б 6б 5б 7б 6б НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ (наличие сердечно-сосудистых заболеваний у родственников) не отягощена отягощена 0б 1б КУРЕНИЕ не курит курит 0б 1бНОСИТ ЛИ ВАША ЖИЗНЬ СТРЕССОВЫЙ ХАРАКТЕР? нет да 0б 1бПИТАНИЕ соблюдение правильного питания ежедневно (много овощей и фруктов в свежем виде, злаки, орехи, рыба, постное мясо) несоблюдение правильного питания 0б 1бМАССА ТЕЛА (рост, см - 100) без избыточной массы с избыточной массой тела 0б 1бФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ходьба в быстром темпе ежедневно не менее 30 минут (или ходьба по 40 мин. до 3-4 раз в неделю, или занятия подвижными играми. отсутствие физической нагрузки 0б 1б АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ до 140/90 мм.рт. ст. 0б свыше 140/90 мм. рт. ст 1б Итого баллов:
Интерпретация данных анкетирования
Индивидуальный риск Сумма балловРекомендацииМаксимальный12 - 14 балловНеобходимо дообследованние у врача-терапевта и по показаниям консультация кардиолога.Выраженный9-11 балловРегулярное наблюдение у врача-терапевта, выполнение рекомендаций по оздоровлению, профилактике и эффективному лечению.Явный 6-8 балловВыполнение рекомендаций по оздоровлению, профилактике и регулярному лечению.Минимальный 3-5 балловКоррекция факторов риска развития сердечно - сосудистых заболеваний.Отсутствует Менее 3 балловПродолжить ведение здорового образа жизни. Привлечение к нему своих друзей и близких.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Блиц-игра «Скажи гипертонии - НЕТ!»
Для проведения игры каждому слушателю выдаётся карточка с одним из факторов риска, слушатель должен рассказать, как избавиться от этого фактора риска.
Вопросы:
)Как избавиться от курения?
)Как избавиться отизбыточной массой тела?
) Соль наш друг или враг?.... и почему?
) Как и сколько нужно двигаться, для предупреждения болезней сердца?
)Что делать со стрессом?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Утверждение Согласен Не согласенНе знаю Не помнюГипертонический криз-это резкий подъем АДОрганами-мишенями являются: сердце, почки, глаза, головной мозгЦелевое АД-уровень АД которому нужно стремиться при лечении ГБЦелевое АД у пожилых людей должно соответствовать 190/100Гипотензивные препараты при лечении гипертонической болезни принимают по желанию