Инновационное обеспечение развития предприятий нефтегазового комплекса

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    222,66 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Инновационное обеспечение развития предприятий нефтегазового комплекса














Инновационное обеспечение развития предприятий нефтегазового комплекса

Введение


Для удовлетворения потребностей в энергии в бытовых целях всего населения земного шара поставки энергии к 2050 г. должны удвоиться. Это главный вывод, который был сделан Всемирным Энергетическим Советом (ВЭС) в сценариях по развитию энергетики до 2050 г. Россия - единственная среди крупных промышленно развитых стран мира, которая не только полностью обеспечена топливно-энергетическими ресурсами, но и в значительных размерах экспортирует топливо и электроэнергию. Доля в мировом балансе топливно-энергетических ресурсов России очень велика.

Цель выполнения НИР является исследования настоящего состояния энергетики России, поиск экономически эффективных путей развития энергетического благополучия РФ, а также обоснование технической и экономической возможности и целесообразности разработки системы освещения обстановки (СОО) в Арктике.

В результате этой работы должна быть решена основная задача - предложения по структуре и принципам функционирования СОО в АЗ РФ, определены целевые показатели эффективности системы.


1. Альтернативные источники энергии

энергетика экономический освещение инновационный

Мировая энергетика находится на перепутье. Экономика нуждается в большом количестве энергии, а действующие запасы ископаемого топлива, на котором устроена традиционная энергетика, не бесконечны.

По прогнозам, традиционные топливно-энергетические ресурсы, при действительных темпах развития нефтегазовой отрасли, исчезнут в ближайшие 100-150 лет. Мировые запасы угля составляют 30 трлн тонн, нефти - 300 млрд тонн, газа - 220 трлн м3. Разведанные запасы угля составляют 1685 млрд тонн, нефти - 137 млрд тонн, газа - 142 трлн м3. Несмотря на то, что в последние годы было открыто много месторождений нефти и газа в шельфовых зонах морей, запасов угля хватит примерно на 270 лет, нефти на 35-40 лет, газа на 50 лет.

Установлено, что за последние 10 лет электроэнергия в России подорожала в три и более раза. По прогнозу экспертов в ближайшие годы электроэнергия увеличиться в стоимости не менее чем в 2 раза. После перехода к «ручному управлению» отраслью ситуация стала более тревожной: цены на электроэнергию в России, мало того, что стали дороже, чем в большинстве стран, обеспеченных энергоносителями, но и приблизились к уровню стран, испытывающих серьезный недостаток в энергетическом сырье. И все чаще встаёт вопрос использования альтернативных источниках энергии (АИЭ).

Альтернативные источники энергии (АИЭ) - это источники на основе постоянно существующих или периодически возникающих в окружающей среде потоков энергии. Возобновляемая энергия не является следствием целенаправленной деятельности человека, и это является ее отличительным признаком.

За рубежом интерес к технологии альтернативных источников обусловлен многими причинами. Из основных это: снижение эксплуатационных расходов, повышение экологической безопасности за счет снижения вредных выбросов в атмосферу, и, наконец, энергоэффективность и снижение доли энергии при сжигании углеводородов, вырабатываемой с помощью традиционных источников энергии.

Лидерами в использовании альтернативных источников энергии в 2004 году были Китай, Германия, США, Испания и Япония, с 2006 года - США. Топ-30 лидеров в рейтинге Ernst&Young 2010 года возглавил Китай, а среди участников рейтинга появились «новички» - Южная Корея, Румыния, Египет и Мексика. «Росбалт» предположил, что если в 2011 году в России будет, наконец, дооформлена нормативно-правовая база по АИЭ, то в рейтинг Ernst&Young сможет попасть и Россия.

В России интерес к альтернативным источникам энергии обусловлен, прежде всего, экономическими соображениями: энергонезависимость и возможность бесплатно применять энергию из возобновляемых источников.

Несмотря на высокий потенциал АИЭ в России, их доля в общем объеме производства энергии на всей территории страны по-прежнему мала. Доля возобновляемой энергетики в производстве электроэнергии составила в 2002 г. около 0,5% от общего производства или 4,2 млрд. кВт/ч, а объем замещения органического топлива - около 1% от общего потребления первичной энергии или около 10 млн. т. у. т. в год. Основной проблемой российских производителей альтернативной энергии является отсутствие законодательно-нормативной базы. Существуют и другие проблемы: невыгодность вложений в российскую альтернативную энергетику, неконкурентоспособность альтернативных АИЭ по сравнению не возобновляемыми источниками, отсутствие инфраструктуры развития альтернативной энергетики.

Инфраструктура российской альтернативной энергетики не развивается вследствие недостаточного количества и качества исследовательских работ, отсутствия мониторинга отрасли, отсутствие обмена информацией, неподготовленность кадров, отсутствие общественной и инвестиционной поддержки.

Все российские электростанции, использующие альтернативные источники энергии, имеют свои достоинства и недостатки. Солнечную энергию в России можно эффективно использовать почти везде, но это дорого, помимо этого она требует больших площадей и больших затрат. Ветряную энергию можно эффективно использовать только в конкретных типах местности. Но начальные капиталовложения в эту отрасль относительно низкие.

Общими плюсами для всех АИЭ является возобновляемость и значительно меньший урон экологии от большинства. Минусами являются высокая цена, привязанность к конкретным типам местности и относительно малая мощность,

На данный момент возможно только комбинированное использование альтернативных и традиционных источников энергии. Это позволит значительно снизить потребности в нефти, угле и газе, уменьшить или остановить рост темпов их добычи, что приостановит энергетический кризис.

Другими словами, нельзя полностью отвергать идею АИС это в не сякие сомнения есть будущее энергетики, но в ближайших реалиях ее использование кажется по меньшей мере многозатратное и экономически неэффективное что говорит о том что нужно искать другие возможности развития энергетического потенциала в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, а также разработки новых месторождений нефтегазового комплекса.

 

. Развитие новых месторождений нефтегазового комплекса


В настоящее время Арктика является регионом активного развития сложных геополитических процессов, связанных с происходящими здесь перераспределением сфер влияния приарктических государств и глобальным изменением климата. Кроме России, Канады, США, Норвегии и Дании, обладающих исключительной экономической зоной и континентальным шельфом в Северном Ледовитом океане, на освоение арктических территорий и ее природных ресурсов (нефть, газ, биоресурсы и т.п.) претендуют более десятка других государств, входящих в различные военно-политические альянсы. В условиях мирового обострения борьбы за ресурсы, правовой неопределенности границ арктических морских пространств и шельфовых зон эксперты прогнозируют возможность возникновения в Арктике военных конфликтов.

За последние 7 лет во всех приарктических государствах и в ЕС были разработаны стратегические документы, определяющие их арктическую политику на ближайшее десятилетие, а также приняты программы наращивания своего присутствия в Арктике. В них, при всем разнообразии обозначенных направлений, главной целью провозглашается обеспечение национальной безопасности, базирующейся на военной, в том числе военно-морской деятельности.

Для этого в арктических программах США, Норвегии, Канады и Дании в числе приоритетных заявлены и реализуются задачи по развитию сферы информационных технологий, систем управления, наблюдения, контроля и связи в Арктике, которые, как правило, имеют двойное назначение. Так, в мае 2012 г. в городе Тромсе состоялось открытие операционного центра норвежской системы наблюдения и раннего оповещения в Баренцевом и Норвежском морях «Barents Watch». Система объединяет информационные ресурсы 27 государственных ведомств и состоит из открытого информационного портала и закрытой подсистемы, предназначенной для сбора информации из различных источников в интересах обеспечения национальной безопасности в регионе. Аналогичная система «Northern Watch» развертывается в арктических районах Канады.

Президент и Правительство Российской Федерации придают исключительное значение Арктической зоне. Важнейшие задачи поставлены Президентом в «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (18.09.2008 г. №Пр-1969) [4] и в «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации (АЗ РФ) и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г.» (12. - 05.2009 г. №537) [5].

Планируется к 2030 году добывать в Арктике 66. 2 млн. тонн нефти и 230 кубометров газа. Это почти в 4-5 раз больше объема добычи энергоресурсов, которая ведется сейчас. На арктическую зону РФ в качестве новой нефтегазовой сокровищницы нашей страны возлагались большие надежды.

Основополагающим документом, определяющим права государств на морские пространства, является Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., которую Российская Федерация подписала и ратифицировала в 1997 году [3].

Принятие Конвенции по морскому праву 1982 года привело в ряде случаев к обострению взаимных противоречий между арктическими странами, однако с другой стороны способствовало развитию регионального сотрудничества и двусторонним соглашениям по спорным вопросам, стремясь не допустить проникновения в Арктический регион геополитических и экономических интересов неарктических стран и международных союзов (Рисунок).

Притязания стран региона на арктический шельф

Рассмотрим основные претензии арктических прибрежных государств к России, проблемы их разрешения и двусторонние соглашения, направленные на их преодоление.

В Арктическом регионе находиться по меньшей мере 10 месторождений, основные из которых указаны на рисунке 2. Добычи энергоресурсов и освоение Арктики Россией невозможно без развития транспортного хозяйства, морского судоходства и рыбной промышленности.

Нефтегазовые месторождения АЗ РФ

В настоящее время добыча энергоресурсов с арктического шельфа весьма затруднительна. Тяжелые условия для работы, большая вероятность аварийных ситуаций, сложность и ликвидации последствий чрезвычайных происшествий, а в особенности разлития нефти. По статистике лишь 5-10% пораженной нефтью воды удается очистить, а арктические льды снижают этот процент в несколько раз.

Основные группы факторов

В настоящее время современное состояние и основные тенденции развития ситуаций вокруг ресурсов Арктики определяются следующими основными группами факторов [1]:

Геополитические факторы

Эти факторы связаны со столкновением национальных геополитических интересов развитых и развивающихся стран. В числе этих факторов выступают межгосударственные территориальные споры, обусловленные юридической неопределенностью статуса национальных границ в регионе, недостаточной проработкой правовых механизмов взаимодействия государств в решении вопросов освоения арктических ресурсов и трансграничного сотрудничества, противоречивостью позиции политических элит различных стран по широкому кругу вопросов, а также различные интересы транснациональных корпораций.

Макроэкономические факторы

Растущие потребности мировой экономики в энергетических ресурсах и обострение конкуренции на глобальных рынках сырья привели к существенному росту интереса целого ряда стран к ресурсному потенциалу Арктического региона.

Значительный интерес проявляется и к перспективам организации международного судоходства по Северному Морскому пути, а также использованию транзитных и кроссполярных воздушных маршрутов в Арктике.

Природно-климатические факторы

Проявляемый интерес к ресурсам Арктики в значительной мере усиливается имеющимися прогнозами изменения климата, приводящего к относительно быстрому таянию арктических льдов, что делает в перспективе добычу природных и биологических ресурсов более доступной и рентабельной, а также повышает эффективность использования Северного морского пути. Наблюдаемые в последние десятилетия и прогнозируемые изменения климата Арктики потенциально могут усугубить существующие или породить новые межгосударственные проблемы, связанные с поиском и добычей энергоносителей, использованием морских транспортных путей и биоресурсов, делимитацией континентального шельфа, состоянием окружающей среды и т.п.

Военно-политические факторы

Эти факторы определяются возможностями Вооруженных сил и других силовых структур обеспечивать эффективную защиту национальных интересов государства. Данные возможности характеризуются, прежде всего, военной мощью государства и духовными силами общества.

В целом, анализируя современные нагромождения противоречий и территориальных претензий внутри приарктических государств, можно выразить достаточно обоснованное сомнение в возможности их разрешения в рамках так называемого правового поля, которое полностью устраивало бы обе договаривающиеся стороны. Как пример, можно указать на подписанное Президентом РФ Медведевым Д.А. российско-норвежское соглашение 2010 года о разделе спорной зоны в Баренцевом море, которое ущербно для России и является продолжением «политики уступок», столь характерной для начала 90-х годов прошлого столетия.

Природно-техногенными и экологическими угрозы

Одним из основных проблем реализации амбиций России в арктической зоне являются природно-техногенные угрозы.

Главной особенностью природных условий арктических регионов является чрезвычайно высокая уязвимость их экосистем.

Технология и техника нефте-газодобычи по своей природе такова, что при использовании в океанологической практике, она неизбежно будет оказывать отрицательное воздействие на окружающую среду.

Негативное техногенное воздействие может быть следствием аварий, происходящих по случайным обстоятельствам, в результате отклонений от технологического режима, организационных неполадок или в итоге закономерно существующего риска повреждений оборудования при поисках, разведке, разработке месторождений нефти и газа, транспортировке и переработке углеводородного сырья.

Поэтому изучение причин, способных привести к подобного рода последствиям, а также разработка мер, включающих освоение передовых технологий на всех этапах жизненного цикла нефтегазодобычи, организационные и эффективные действия по предупреждению этих угроз и по их предотвращению, пути минимизации ущерба от них и т.п. крайне необходимы России для реализации своих интересов в Арктики.

Природные источники угроз

·        Грифонообразование - другими словами, это неконтролируемый спонтанный выброс фонтана в связи с выделением свободного газа при разложении гидратов, что является принципиальным отличием от результатов растепления вечной мерзлоты на суше;

·        Осадка донной поверхности - снижения начального пластового давления в продуктивных пластах при извлечении флюидов, т.е. - газа, газового конденсата, нефти;

·        Айсберги - наиболее опасных элементов природной среды, создающих угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, как для судоходства, так и функционирования инженерных сооружений и коммуникаций, расположенных в шельфовой зоне арктических и субарктических морей;

·        Древнее органическое вещество - предполагается, что ожидаемое потепление и таяние наземной и субаквальной мерзлоты в Арктике приведет к значительной мобилизации захороненного ранее наземного древнего органического вещества (ДОВ), увеличению его выноса в море и включению в современный биогеохимический цикл углерода [2].

Исходя из вышеперечисленных факторов можно сказать что начальный этап освоения запасов Арктического региона - это создание системы освещения обстановки в Арктике, которая позволит осуществить не только мониторинг состояние нефтегазовых добывающих комплексов, но и также систематизировать транспортирование добытых ресурсов для дальнейшей их реализации.

 

. Система освещения обстановки в Арктике


Конкретные задачи по созданию системы освещения обстановки (СОО) в Арктике сформулированы в Концепции системы освещения обстановки в Арктике, утверждённой Министром обороны РФ 03.11.2012 г.

Развертывание и функционирование системы освещения обстановки в Арктике осуществляется в интересах эффективного и безопасного использования морского, воздушного и космического пространства заинтересованными потребителями, мониторинг состоянию нефтегазодобывающего оборудования. Обеспечения безопасности, а также социально-экономического развития Российской Федерации в данном регионе.

СОО в Арктике создаётся на основе объединения информационных ресурсов существующих и перспективных систем освещения всех видов обстановки включая органов частного и военного управления Министерства обороны РФ, и центров обработки и распределения информации различной ведомственной принадлежности.

Задачи системы освещения обстановки в АЗ РФ

Создание и функционирование СОО в Арктике должно осуществляться в интересах:

¾      надёжного функционирования систем производственной деятельности в пределах исключительной экономической зоны РФ в Арктике;

¾      обеспечение формирования и поддержания в актуальном состоянии единого информационного пространства (ЕИП) РФ в её Арктической зоне, а также обстановки по условиям в районе (экологической, гидрометеорологической, ледовой и др.).

Достижение основных целей развёртывания и функционирования СОО в АЗ РФ обеспечивается решением следующих основных задач:

·        осуществлением непрерывного процесса добывания информации о надводных, подводных, воздушных объектах;

·        обобщением и обработкой информации об обстановке, поступающей от средств добывания информации различных министерств и ведомств;

·        формированием и поддержанием в актуальном состоянии защищенных информационных ресурсов, содержащих сведения о местоположении обнаруженных, классифицированных и идентифицированных надводных, подводных, воздушных объектах;

·        гидрометеорологического и экологического мониторинга Арктического региона,

·        регламентированной навигационно-ориентирующей поддержкой морской деятельности и безопасности мореплавания кораблей и судов, безопасности полетов воздушных судов в Арктике, в том числе иностранных, а также комплексов и средств, используемых для выполнения морских и авиационных работ, в том числе для разработки и транспортировки полезных ископаемых в Арктике;

·        выработкой прогнозов действий обнаруженных в Арктике объектов;

·        информационным обеспечением выполнения Российской Федерацией требований международных договоров и соглашений о деятельности в Арктике;

·        обеспечение эффективности и безопасности деятельности Российской Федерации в открытом море;

·        информационной поддержкой мероприятий по поиску и спасанию экипажей судов, терпящих бедствие, путем определения, сбора и обработки информации об их координатах в зоне катастрофы;

•        мониторинг дрейфа ледяных полей и айсбергов.

Обоснование структуры системы освещения обстановки в АЗ РФ

В соответствии с требованиями «Концепции системы освещения обстановки в Арктике» структура СОО в Арктике должна отвечать принципу полного соответствия структуре систем управления группировками сил (войск) общего назначения ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов в этом регионе.

Под структурой системы понимается совокупность элементов и связей между ними, которые определяются, исходя из распределения функций и целей, поставленных перед системой.

СОО в Арктике - это система, состоящая из элементов МО РФ и информационно взаимодействующая с СОО других министерств и ведомств РФ.

Для рассмотрения структуры системы освещения обстановки, приведём ряд определений.

Система освещения обстановки (СОО) - информационная основа системы управления вооружёнными силами РФ. СОО - выполняет роль единого информационного органа на всех уровнях и на всех этапах управления для обеспечения командования данными об обстановке и среде, необходимыми и достаточными для принятия обоснованного решения и управления силами, средствами и оружием в любых условиях.

Обстановка - совокупность условий, влияющих на ход боевых действий сил, численность и дислокация своих сил и сил противника, характер района боевых действий, его оборудование и др.

Единое информационное пространство - совокупность информационных ресурсов системы освещения обстановки, организованных для получения достоверной информации об обстановке.

Обоснование принципа функционирования системы освещения обстановки в АЗ РФ

На вход СОО поступает первичная информация объектах, а также информация о ледовой, гидрометеорологической и экологической обстановке от собственных средств и комплексов обнаружения и радиотехнических постов береговой системы наблюдения.

После обработки и анализа информации в подсистемах добывания информации (ПДИ), информация об обстановке по данным собственных средств и комплексов через подсистему связи и передачи данных (ПСПД) поступает в подсистему управления (ПУ).

Одновременно в подсистему управления через подсистему связи и передачи данных поступает обработанная информация от информационных центров (ИЦ) информационно взаимодействующих с МО РФ министерств и ведомств.

Подсистема управления объединяет информацию об обстановке от различных источников и формирует единое информационное пространство (ЕИП) в Арктике, обеспечивает его защиту и регламентированное распределение.

Таким образом, элементами СОО в Арктике являются: подсистема управления, подсистемы добывания информации о целях и обстановка по своим силам и району. При отсутствии одного из элементов система невозможна.

Целевые показатели эффективности СОО в АЗ РФ

Эффективность - это свойство (качество) процесса функционирования системы, определяемое как ее приспособленность к решению поставленных перед системой задач. В зависимости от характера решаемых системой задач, применяется определенный перечень характеристик системы (показателей эффективности) и используются различные критерии.

1.1.1 Задачи анализа и синтеза систем

Решение задач анализа эффективности процесса создания ЕИП сводится к определению численных значений показателей эффективности на заданных множествах параметров системы и внешней среды, множестве алгоритмов взаимодействия элементов системы при фиксированной ее архитектуре.

Решение задач анализа неразрывно связано с решением задач синтеза. В широком смысле под синтезом (от греческого synthesis - соединение) сложной системы, в том числе СОО и ее функциональной архитектуры, будем понимать подход (метод исследования и проектирования эффективной (оптимальной) системы или формирования эффективных (оптимальных) управляющих воздействий) к построению системы, основанный на объединении и взаимосвязи ее элементов (подсистем) в единое целое.

В общем виде задача синтеза любой сложной системы, в том числе СОО и ее функциональной архитектуры, заключается в определении структуры, параметров данной системы и ее подсистем, исходя из задаваемых вышестоящей системой (макросистемой) требований к значениям показателей эффективности ее функционирования, а также целей системы и способов обеспечения их достижения.

Номенклатура целевых показателей эффективности СОО

СОО по своему предназначению является информационным ресурсом ОВУ для принятия решения и управления действиями сил.

Первым шагом системы управления (СУ) при принятии решения является оценка обстановки. От того, насколько информационный ресурс соответствует объективно происходящим событиям, зависит качество управления силами [6].

Целевым показателем эффективности СОО будем считать степень соответствия создаваемого системой единого информационного пространства реальной обстановке в заданном районе.

Для количественного описания соответствия реального результата А требуемому Атр формально вводится числовая функция на множестве возможных результатов

Р = Р {А(соо), Атр}, (1)

которую называют функцией соответствия. Запись А(соо) означает, что реальный результат зависит от внешних условий и качества функционирования системы. В силу того, что величина А(соо) может быть случайной переменной, функция соответствия также может быть случайной величиной (как числовая функция случайного аргумента).

Введение в рассмотрение функции соответствия (1) позволяет принять в качестве показателя эффективности математическое ожидание этой функции W(соо), т.е.

W(соо) = М [Р {А(соо), Атр}], (2)

Если А(соо) и Атр - неслучайные переменные, то

W(соо) = Р {А(соо), Атр}, (3)

Т.е. в детерминированном случае сама функция соответствия служит показателем эффективности системы освещения обстановки.

Эффективность системы управления напрямую зависит от эффективности одной из составляющих СУ системы освещения обстановки. При этом, для сложной, многоступенчатой иерархической функциональной системы, которой является СОО, показатели эффективности взаимосвязаны друг с другом: изменение (улучшение) одного ПЭ в целях повышения качества решения конкретной задачи, приводит к изменению (ухудшению) других ПЭ СОО. Требования СУ к СОО по различным видам различны, поэтому ПЭ для различных подсистем будут иметь различные приоритеты при решении задач и различные числовые значения.

Функция соответствия при всём желании объективно не может быть описана одним, главным показателем эффективности. СУ предъявляет к СОО несколько требований и уровень соответствия СОО каждому требованию должен описываться отдельным показателем. Требования СУ к СОО определяют номенклатуру целевых ПЭ СОО (Таблица 1).

Наряду с функцией соответствия СУ предъявляет к СОО ряд организационно-технических требований, эффективность реализации которых также оценивается рядом частных ПЭ.

Номенклатура целевых показателей эффективности СОО

№ п/п

Требования СУ

Наименование ПЭ СОО


Функциональные

1

Полный охват пространства в заданном районе

Пространственность

2

Отображение всех целей в освещаемом пространстве с заданной точностью по их местоположению и ПДЦ

Достоверность

3

Актуальность отображаемой обстановки

Оперативность


Организационно-технические

1

Постоянная боевая готовность

Надёжность технических средств СОО; Уровень подготовки персонала

2

Защищённость

Помехозащищённость. Защищённость от не санкционированного доступа к информации

3

Живучесть

Наличие резервов для сохранения структуры СОО Готовность к взаимозаменяемости.

4

Адаптивность - способность менять структуру СОО для решения конкретной задачи

Возможность улучшить один ПЭ, не только за счёт других, но и за счёт наращивания СОО в заданном районе

 

Количественные значения целевых показателей эффективности СОО

Определённые целевые ПЭ СОО: пространственность, достоверность и оперативность - соответствуют цели функционирования системы освещения обстановки. Кроме того, они должны удовлетворять следующим требованиям:

¾      иметь ясный физический смысл;

¾      быть измеримыми с помощью эксперимента или путём математического моделирования;

¾      быть чувствительным к изменению обстановки (входной информации) и к изменению элементов и структуры системы.

Исходя из этих требований рассмотрим порядок определения количественных значений целевых показателей эффективности СОО.

1)      Пространственность.

В качестве одного из целевых показателей эффективности СОО принята «доля площади внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны Российской Федерации, охваченная физическими полями отечественных информационных систем, входящих в СОО, в общей площади указанных акваторий (процентов)».

Целевой показатель эффективности СОО не может иметь единственное значение. Эффективность СОО может быть оценена только при решении ОВУ определённой задачи. Для корректной оценки ПЭ должны быть заданы:

·        Район выполнения задачи, площадь которого Sтр. (или объём Vтр. для ВЦ и ПЦ) является знаменателем при определении данного целевого показателя эффективности;

·        Силы противника, действующие в районе; характеристики целей, существенные для их обнаружения и сопровождения СОО;

·        Состав своих маневренных сил, привлекаемых для решения задачи и увеличения возможностей СОО.

Числитель пространственного показателя эффективности представляет собой ЕИП, создаваемое СОО в заданном районе, по каждому виду обстановки (по каждому типу цели) с учётом условий выполнения задачи в заданном районе - Sеипi или Vеипi.


Wпр.i = 100% х Sеипi / Sтр. или Wпр. i = 100% х Vеипi / Vтр. (4)

2)      Достоверность.

Этот показатель эффективности оценивает количество и качество обработки информации об обстановке в СОО.

Физически этот ПЭ оценивает вся ли обстановка, поступающая на вход СОО обрабатывается и с какими ошибками обрабатывается информация.

Если в создаваемом СОО едином информационном пространстве действует Ni целей, а на выходе из СОО в СУ в результате ограничений по пропускной способности и ошибок идентификации и объединения траекторий в ПУ имеем Nд целей, то показателем достоверности СОО по пропускной способности будет Wдi, который может быть определён следующим образом:

Wдi = 100% х [1 - (Nд - Ni)/ Ni], (5)

Системе управления ОВУ для обоснованного принятия решения необходимо знать текущее местоположение цели и положение цели на заданное время (ПДЦ) с заданной для данного типа цели точностью. Ошибки местоположения (координат) целей и ошибки определения ПДЦ характеризуются среднеквадратическими ошибками.

Если по данным СОО имеется текущее или упреждённое место iцели со среднеквадратической ошибкой Ri при заданной СУ величине ошибки по данной цели Rтр, то показателем достоверности СОО по местоположению цели будет WRi, который может быть определён следующим образом:

WRi = 100% х [1 - (Rтр - Ri)/ Rтр], (6)

3)      Оперативность.

Показатель оперативности характеризует время обработки информации в СОО и его соответствие требуемому времени для принятия обоснованного решения СУ. При определении данного ПЭ будем полагать, что ЕИП в заданном районе создаётся постоянно функционирующим нарядом маневренных сил и стационарных постов или специально назначенным дополнительным нарядом к заданному времени и поддерживается актуальным на период выполнения задачи силами в данном районе.

При этом условии под оперативностью СОО понимаем соответствие времени обработки (периоду обновления) информации в СОО по данному типу i-й цели - Ti требуемому периоду поступления информации о цели в СУ - Ттр. Показатель оперативности WTi может быть определён следующим образом:

WTi = 100% х [1 - (Ттрi - Ti)/ Ттрi], (7)

Заданный период обновления информации по каждому типу цели должен быть разным.

При этом также очевидна взаимосвязь показателей пространственности, достоверности и оперативности СОО. При увеличении пространственного ПЭ увеличивается поток обрабатываемой информации и показатели достоверности и оперативности ухудшаются. При улучшении показателя достоверности СОО улучшается и показатель оперативности.

При оценке эффективности СОО предлагаемые ПЭ: пространственность, достоверность и оперативность позволяют оценить абсолютную эффективность существующей структуры системы.

Заключение


Мировой опыт разведочных и эксплуатационных работ по освоению нефтегазоносных месторождений в Северных широтах - месторождений Северного моря, арктического шельфа Канады и Аляски свидетельствует о разнообразных, подчас неожиданных и совершенно непредвиденных трудностях, возможных в ходе проведения данных работ

Создание СОО должно окупиться значительным эффектом от внедрения Системы во всех направлениях морской деятельности страны в Арктической зоне Российской Федерации. Добиться экономической эффективности можно путем тщательной проработки всех элементов замысла по созданию системы освещения обстановки в Арктике, начиная от нормативной базы ее функционирования и развития и заканчивая разработкой недостающих элементов системы с использованием новейших информационных технологий.

В ходе выполнения работы проведено:

-       проведены исследования проблемных научно-технических вопросов, в области альтернативных источников и развития новых месторождений нефтегазового комплекса;

-       сформулированы задачи ССО в Арктике;

-       обоснование структуры СОО в АЗ РФ;

-       проведены системные исследования значений целевых показателей эффективности;

-       обоснована возможность и предложены пути достижения задаваемых показателей эффективности системы освещения обстановки;

Результаты работы показали возможность реализации своих экономических интересов в области развития новых месторождений нефтегазового комплекса и начальным этапом этого является создание СОО для организации добычи и обеспечения транспортной безопасности.

Библиографический список


)        Журнал «Вопросы безопасности» > Содержание №1 за 2013 год > Сценарный анализ в управлении информационной поддержкой процессов предупреждения и урегулирования конфликтных ситуаций в Арктике;

)        Вестник государственного университета морского и речного флота имени адмирала с. О. Макарова выпуск 3 (22), 2013 г.;

)        Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.;

)        «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (18.09.2008 г. №Пр-1969);

)        «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации (АЗ РФ) и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г.» (12. - 05.2009 г. №537);

)        Ивченко Б.П., Махутов Н.А., Богоявлинский В.И. и др. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Безопасность топливно-энергетического комплекса. Основы безопасности при освоении континентальных шельфов // М.МГОФ «Знание», 2013.-640с

Похожие работы на - Инновационное обеспечение развития предприятий нефтегазового комплекса

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!