Сущность инфляции и антиинфляционная политика

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    820,1 Кб
  • Опубликовано:
    2016-02-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сущность инфляции и антиинфляционная политика

СОДЕРЖАНИЕ

инфляция фискальный денежный кредитный

ВВЕДЕНИЕ

. Теоретические основы понятия инфляции

.1 Сущность, причины и виды инфляции

. Антиинфляционная политика

.1 Понятие и цели антиинфляционной политики

.2 Фискальная политика государства

.3 Денежно-кредитная политика государства

.4 Политика цен и доходов

. Инфляция и антиинфляционная политика XXI века

.1 Особенности инфляции в современной мировой экономике

.2 Уровень инфляции и антиинфляционная политика России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ


Инфляция - это сложное явление, которое характерно для стран с рыночной экономикой. Какое бы негативное влияние инфляция не оказывала на экономическую ситуацию в стране, она, к сожалению, является неизбежным спутников долгосрочного развития экономики.

Главная цель любого государства - поддержание уровня полной занятости без инфляции.

В настоящее время инфляция в той или иной степени охватывает практически все страны мира. Бороться с ней можно и нужно, но, тем не менее, стоит учитывать, что для снижения или полного уничтожения инфляции требуется очень много сил и средств, так как она требует больших материальных затрат.

Как известно, показатели и социально-экономические последствия инфляци играют серьезную роль в оценке экономической безопасности и всемирного хозяйства, таким образом, проблема инфляции занимает важное место в экономической науке.

Целью данной работы является изучение сущности понятия инфляции, ее основных причин и видов, а также анализ существующих методов ведения антиинфляционной политики.

Для реализации поставленной цели необходимо:

изучить теоретические материалы;

систематизировать научные данные;

найти основные причины возникновения и методы борьбы с инфляцией;

выявить проблемы, связанные с ростом инфляции в современных странах, а также проанализировать антиинфляционную политику в России.

Объектом исследования работы является инфляция. Инфляция - это процесс обесценивания денег, т.е. роста цен и снижения покупательной способности валюты страны.

Предмет изучения представляет собой основные причины, свойства, виды инфляции, ее масштабы и тенденции развития.

В ходе написания данной работы автором был проведен анализ систематизированных обобщенных данных по выбранной теме, статистический и динамический анализ в отношении уровня и тенденций развития инфляции в России и других странах, сбор информации, её анализ, а также математическая обработка данных.

По мере написания данной работы автор изучил целый ряд научных трудов ученых-экономистов по выбранной теме, в частности работы Вечканова Г. C, Фетисова Г.Г., Малых Е.Б.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ИНФЛЯЦИИ

1.1 Сущность, причины и виды инфляции


Инфляция - макроэкономическое явление, характеризуемое устойчивой тенденцией к росту цен в экономической системе[5].

Инфляция подразумевает собой обесценивание денег, которое проявляется в форме повышения цен на товары и услуги, причем качество этих самых товаров и услуг остается неизменным. Причиной возникновения инфляции является, в первую очередь, переполнение каналов денежного обращения избыточной денежной массой при отсутствии адекватного увеличения товарной массы [13].

Явление, целиком и полностью противоположное инфляции, называется дефляцией. Дефляция - это снижение общего уровня цен (отрицательный рост). В отличие от инфляции, встречается оно довольно редко и, в большинстве случаев, носит сезонный характер.

Инфляционные процессы различаются по интенсивности. Если темпы инфляции растут медленно и составляют 3-3,5% в год, то масштаб инфляции поддается контролю и сопровождается ростом деловой активности. Такой уровень инфляции считается нормальным и характерен для большинства стран Евросоюза в последние годы.

Инфляция, уровень которой не превышает 10% в год, называется ползучей. Ее уровень относительно невысок, но существует вероятность превращения в галопирующую инфляцию. Галопирующая инфляция измеряется в пределах до 200% в год. Она свидетельствует о серьезных нарушениях кредитно-денежной политики в стране. Деньги теряют свою ценность, поэтому люди стараются хранить минимальное количество денежных средств, необходимых для совершения сделок. Финансовые рынки оказываются в тяжелом состоянии, так как весь капитал уходит за рубеж. Гиперинфляция - темпы превышают 200% в год (критерий П. Самуэльсона), или 50% в месяц (критерий Ф. Кейгана). Инфляция становится неуправляемой. Цены пересматриваются каждый день. В пересчете на год по принципу сложного процента такая инфляция будет развиваться с годовым темпом порядка 13 000% [1, с.100].

Виды инфляции можно разделить по прогнозируемости. Итак, выделяются следующие виды:

непредвиденная инфляция (возникающет в том случае, когда фактический уровень инфляции превосходит ожидаемый);

ожидаемая инфляция (предполагает показатели в рамках прогнозов).

По степени сбалансированности инфляция бывает:

сбалансированная (на большую часть товаров и услуг цены вырастают одновременно). В этом случае в соответствии с ежегодным ростом цен возрастает и ставка процента, что равнозначно экономической ситуации со стабильными ценами (подобная инфляция слабо влияет на экономику);

несбалансированная (представляет собой различные темпы роста цен на различные товары).

Инфляция проявляется в устойчивом макроэкономическом отклонении между материально-вещественным составом выпускаемого продукта и стоимостной его формой. Рост общего уровня цен обусловливает появление излишнего количества денег в обращении. Все это является внешним проявлением инфляции[8].

Инфляция - процесс многофакторный. Она формируется под воздействием взаимосвязанных как денежных, так и неденежных факторов. Если преобладают первые, то это инфляция спроса, а если вторые - инфляция предложения. Взаимодействие этих двух типов инфляции обычно затрудняет ее сдерживание.

Инфляция спроса может быть вызвана как денежными, так и неденежными факторами. К денежным факторам относятся:

• рост номинального количества денег, прерывающий рост производства при неизменной скорости их обращения;

• возрастание скорости оборота денежной массы, вызванное инфляционными ожиданиями экономических субъектов.

К неденежным факторам относятся:

• изменение поведения экономических субъектов (автономного реального потребления домохозяйств, плановых инвестиций фирм, государственных расходов и чистого экспорта);

• структурные сдвиги в совокупном спросе.

Инфляция спроса порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства («инфляция покупателей»). Этот вид инфляции был впервые исследован в рамках кейнсианского анализа[1, с.103].

На рисунке 1, представленном ниже, наглядно происллюстрировано, как выглядит инфляция спроса:

Рисунок 1 - Графическая модель инфляции спроса [5, с.419]

Инфляция предложения (издержек) возникает в результате роста издержек. Объяснение инфляции издержками было предпринято, когда кейнсианский подход, согласно которому инфляция может иметь место только при полной занятости, был опровергнут реальностью. В большинстве стран инфляция сочеталась с безработицей и спадом производства. На графике данная модель выглядит следующим образом:

Рисунок 2 - Графическая модель инфляции издержек [5, с.420]

Инфляция издержек обусловлена следующими немонетарными факторами:

повышением заработной платы, опережающим рост производительности труда;

шоками предложения - внешними событиями, не зависящими от изменения совокупного спроса (резкое повышение цен на сырье, энергию и т.д.);

«ценовой накидкой» (используется олигополистическими предприятиями и профсоюзами, когда профсоюзы требуют сегодня завтрашней заработной платы, а фирмы добавляют свой процент к цене продукции) [1, с.104-105].

Инфляцию могут вызывать адаптивные инфляционные ожидания, которые связаны с воздействием политической нестабильности, с деятельностью СМИ, потерей доверия к правительству, а также может быть спровоцирована налоговой политикой государства. Инфляция может воспроизводиться и из-за политической нестабильности в государстве и социальной активности населения, связанной с забастовками в базовых отраслях экономики [7].

1.2 Социально-экономические последствия инфляции

Несомненно, инфляция - явление негативное, следовательно, оно имеет отражение в различных областях жизни общества. Рассмотрим подробнее социально-экономические последствия инфляции.

В мировой практике социально-экономические последствия инфляции выражаются в следующем:

перераспределение доходов между группами населения, сферами производства, регионами, хозяйствующими субъектами, между должниками и заемщиками и др.;

обесценивание денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов, средств государственного бюджета;

постоянное уплачивание инфляционного налога;

неравномерный рост цен;

искажение структуры потребительского спроса из-за стремления превратить обесценивающиеся деньги в товары и валюту;

закрепление стагнации, снижение экономической активности, рост безработицы;

торможение инвестиционного процесса;

активное развитие теневой экономики;

снижение покупательной способности национальной валюты и искажение ее реального курса по отношению к другим валютам;

обострение социальных противоречий в обществе [6, с.429].

Несмотря на все свои отрицательные последствия, инфляция имеет и положительные стороны:

оживление на товарных рынках;

повышение деловой активности;

расширение производства и занятости;

рост спроса на акции.

Тем не менее, негативные стороны инфляции превышают положительные. Инфляция проникает во все сфера экономической жизни и начинает их разрушать. Таким образом, государству необходимо своевременно регулировать экономическую ситуацию в случае явно нарастающей инфляции. Для этого нужно опираться на имеющийся исторический и практический опыт не только своей страны, но и всего мира. Ведь только так можно не допустить экономического спада и застоя страны.

2. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

2.1 Понятие и цели антиинфляционной политики


Антиинфляционная политика - макроэкономическая политика, нацеленная на стабилизацию общего уровня цен, смягчение инфляционной остроты. Антиинфляционная политика осуществляется посредством стратегии и тактики, которые предусматривают систему мер, связанных с борьбой с инфляционными процессами. Она может быть активной (направлена на ликвидацию причин, породивших инфляцию) и пассивной (представляет собой приспособление к условиям инфляции).

Антиинфляционная политика включает в себя:

регулирование совокупного спроса;

регулирование совокупного предложения.

Первое направление предпочитали кейнсианцы, второе - монетаристы. Кейнс исходил из того, что поднять уровень предложения можно, формируя эффективный спрос с помощью государственного заказа и дешевого кредита. Эти меры правительства приводят к сокращению спада и уменьшению безработицы [11]. Однако, такая антиинфляционная политика приводит к углублению дефицита государственного бюджета, который не должен покрываться дополнительной эмиссией денег. Кейнс предлагал покрывать его при помощи государственных займов, которые можно погасить в дальнейшем. Эта политика дает положительный эффект на протяжении ряда лет[1, с.121].

Для борьбы с инфляцией существует огромное колическтво методов, однако на практике чаще используют два основных метода регулирования:

Административные методы борьбы с инфляцией - установленные государством ограничения на увеличение цен и заработной платы. Недостатки - создание основы для развертывания подавленной инфляции, блокирование рыночных механизмов. Достоинства - возможность воздействовать на макроэкономику, решать социальные проблемы в короткие сроки;

Экономические методы - это создание экономических условий, способных повысить производительность труда и сдерживать стремление продавцов к повышению цен. Такая политика позволяет воздействовать на инфляцию спроса и инфляцию издержек.

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов. Важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно.

Основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами. Целями антиинфляционной политики должны быть в первую очередь:

сокращение инфляционного потенциала;

предсказуемость динамики инфляции;

снижение темпов инфляции;

стабилизация цен.

Стратегическая цель антиинфляционной политики - привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих подхода[6].

В рамках первого предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, а также к развитию безработицы.

При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усиливать инфляцию. Если сокращение бюджетного дефицита будет осуществляться путем сокращения государственных расходов, то издержки такой политики лягут на сферу, финансируемую за счет бюджета (бюджетники, социальная сфера). Если она будет осуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки в основном понесут предприниматели и работники негосударственных предприятий [6].

Для регулирования негативных последствий инфляции существуют различные инструменты антиинфляционной политики. В настоящее время выделяют два основных направления такой политики: денежно-кредитная политика и бюджетно-налоговая (фискальная) политика. Некоторые источники и специалисты также выделяют политику цен и доходов. Рассмотрим их более подробно.

2.2 Фискальная политика государства


Фискальная (бюжетно-налоговая) политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов/расходов государственного бюждета.

Фискальная политика преследует следующие цели:

стабильный экономический рост;

полная занятость ресурсов (прежде всего, решение проблемы циклической безработицы);

стабильный уровень цен (решение проблем инфляции).

Основными инструментами фискальной политики являются государственные расходы и налоги [2, c 134].

Фискальная политика воздействует на национальную экономику через товарные рынки. Главная задача фискальной политики - сбалансированность макроэкономической системы.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики:

)        Стимулирующая фискальная политика:

Рисунок 3 - Стимулирующая фискальная политика

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, имеет целью сокращения рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов).

Её инструментами являются:

увеличение государственных закупок;

снижение налогов;

увеличение трансфертов.

) Сдерживающая фискальная политика:

Рисунок 4 - Сдерживающая фискальная политика

Сдерживающая фискальная политика используется при буме (перегреве экономики), и имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов) [3, c 214].

Инструментами сдерживающей фискальной политики являются:

сокращение государственных закупок;

увеличение налогов;

сокращение трансфертов.

Кроме того, фискальная политика бывает двух типов: дискреционная и автоматическая (политика встроенных стабилизаторов). Рассмотрим каждый из типов в отдельности:

)        Дискреционная политика - представляет собой активную политику, которая подразумевает сознательное манипулирование налогами и государственными расходами. Проводится в долгосрочном периоде.

Основные инструменты:

изменение налоговых ставок;

государственная программа занятости (финансовые биржи труда, расмещение государственных заказов на частных предприятиях);

разработка различных социальных программ;

программа общественных работ (производство общественных товаров - общественный транспорт, связь, и т.д.).

) Политика встроенных стабилизаторов - пассивная политика, основанная на том, что налоговые поступления и значителная часть государственных расходов автоматически вызывает изменение в относительном уровне налогов и бюджетных расходов.

Основные инструменты:

подоходный налог;

пособия по безработице;

социальные выплаты;

индексация доходов.

         Фискальная политика, как и любая другая, имеет не только достоинства, но и недостатки.

К достоинствам фискальной политики относятся:

Эффект мультипликатора (все инструменты имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска);

Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг - это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения (более характерен для монетарной политики, которая имеет сложный передаточный механизм (механизм денежной трансмиссии);

Наличие автоматических стабилизаторов.

Эффект вытеснения. Экономический смысл состоит в том, что, увеличивая размеры государственных расходов (это может быть вызвано, например, экономическим спадом), правительство выходит на денежный рынок, чтобы профинансировать бюджетный дефицит. Рост спроса на деньги на финансовом рынке приводит к росту цены этих денег, то есть к росту процентной ставки, что неизбежно снижает спрос на инвестиции в реальный сектор экономики. Таким образом, увеличение государственных расходов, в том числе государственных инвестиций, значительно снижает возможности частного инвестирования.

2.3 Денежно-кредитная политика государства


Денежно-кредитная политика - это совокупность мероприятий центрального банка и правительства в области денежного обращения и кредита. В России денежно-кредитную политику, согласно Федеральному закону №86-ФЗ от 27 июня 2002 года «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)», определяет и проводит ЦБ.

Основными целями денежно-кредитной политики государства являются:

Сдерживание инфляции;

Обеспечение полной занятости;

Регулирование темпов экономического роста;

Смягчение циклических колебаний в экономике;

Обеспечение устойчивости платежного баланса.

Роль денежно-кредитной политики в развитии экономики заключается в том, чтобы добиться максимально возможного равновесия денежного ранка, то есть поддержать баланс между количеством денег в обращении и потребностью в них [2].

Денежно-кредитное регулирование экономики осуществляется на основе принципа компенсационного регулирования, схематичное изображение которого можно рассмотреть на рисунке, представленном ниже:

Рисунок 5 - Принцип компенсационного регулирования денежно-кредитной политики

Как видно на рисунке, компенсационное регулирование денежно-кредитной системы включает в себя две политики:

политику денежно-кредитных рестрикций (политика «дорогих денег») - ограничение кредитных операций путем повышения норм резервирования средств, повышение уровня процентных ставок, органичение темпов роста денежной массы в обращении по сравнению с товарной массой;

политику денежно-кредитной экспансии (политика «дешевых денег») - стимулирование кредитных операций, снижение норм резервирования для субъектов кредитной системы, падение уровня кредитных ставок, ускорение оборачиваемости денежной единицы).

Традиционными инструментами денежно-кредитной политики являются:

)        Операции на открытом рынке ценных бумаг;

)        Учетно-процентная или дисконтная политика. Заключается в регулировании учетной ставки процента (в РФ - ставка рефинансирования). Учетная ставка - это ставка, по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у Центрального Банка. Если ЦБ увеличивает учетную ставку, то объем заимствований уменьшается, как результат - сокращение денежной массы в стране, так как уменьшатся операции коммерческих банков по предоставлению кредитов. При этом получая более дорогие заимствования, сами коммерческие банки будут повышать свои ставки по кредитам, что приведет к уменьшению спроса. При снижении учетной ставки процесс идет в обратном направлении[4].

)        Валютная политика (валютное регулирование). Целевые показатели валютного курса предусматривают следование денежно-кредитной политики страны валюты-якоря. Целевые показатели обменных курсов лишают ЦБ самостоятельности в денежно-кредитной политике на собственном финансовом рынке; создают возможности для внешних спекулятивных атак. Достижение реального валютного курса ставится в зависимость от уровня внутренних цен.

)        Таргетирование инфляции - установление целевых показателей. В последние годы получило большое распространение как метод регулирования национального финансового рынка. Оно предусматривает следование целевым показателям инфляции. ЦБ обязан следовать одному цифровому показателю инфляции или его установленному диапазону [8]. Таргетирование способствует укреплению доверия к финансовому рынку, так как показывает, что низкий уровень инфляции - главная цель политики регулирования финансового рынка в стране (не эффективно в странах, не обладающих устойчивостью финансового рынка) [9].

)        Норма обязательного резервирования. Обязательные резервы - часть суммы депозитов, которую коммерческие банки обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в ЦБ. Чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег. Снижение нормы резервов действует в обратном направлении.

Все инструменты денежно-кредитного регулирования, представленные выше, различаются между собой по непосредственным объектам воздействия, по своей форме, по характеру параметров, по срокам воздействия и т.д. Тем не менее, все эти методы используются в системе, то есть во взаимодействии друг с другом. В странах с развитой рыночной экономикой центральным банкам, как правило, предоставляется значительная функциональная независимость, которая подразумевает их самостоятельность в выборе и применении инструментов денежно-кредитной политики.

2.4 Политика цен и доходов


Иногда в качестве альтернативы чисто монетарным методам борьбы с инфляцией предлагают так называемую политику цен и доходов. Политика цен и доходов - это политика, направленная на сдерживание или предупреждение инфляции путем прямого изменения цен и доходов в их денежном выражении.

Суть этой политики состоит в том, что правительство в директивном порядке либо замораживает цены и номинальные доходы (вариант шоковой терапии), либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней (по стране) производительности труда, а рост цен - ростом расходов на оплату труда (вариант градуирования). Аргументы сторонников политики цен и доходов сводятся к тому, что, во-первых, контроль за ценами и доходами делает несбыточными все инфляционные ожидания (и рабочих, и предпринимателей) и, таким образом, уничтожает инфляционную инерцию, а во-вторых, он подрывает способность монополий повышать цены, а профсоюзов - заработную плату.

Оппоненты политики цен и доходов обращают внимание на то, что без сокращения роста денежной массы подобная политика обречена на неудачу.

Они также указывают, что такая политика не только не снижает инфляционных ожиданий, но, напротив, провоцирует их рост. И предприниматели, и профсоюзы ждут, не дождутся отмены контроля, и в это время их аппетиты в отношении роста цен и доходов увеличиваются. Кумулятивный эффект отложенных инфляционных ожиданий может привести к резкому всплеску инфляции после отмены контроля. А накопленные за время контроля отклонения замороженных цен от их рыночного уровня делают такой исход более чем вероятным. Таким образом, политика цен и доходов может оказаться успешной только при ее продлении на неограниченно долгий срок, что означало бы по существу подавление рынка и перевод открытой инфляции в подавленую[10].

На выбор варианта антиинфляционной политики правительства существенно влияет социально-политическая обстановка в стране, поскольку распределение издержек этой политики между различными социальными слоями общества зависит от выбранного варианта. Если сокращение бюджетного дефицита госбюджета будет осуществляться путем сокращения государственных расходов, то издержки такой политики лягут в основном на сферу, финансируемую за счет бюджета (предприятия, имеющие доступ к дешевым кредитам и безвозмездным дотациям, бюджетники, социальная сфера). Если оно будет осуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки лягут в основном на предпринимателей и работников негосударственных предприятий. Распределение бремени повышения личных налогов зависит от того, будет ли это распределение пропорциональным или прогрессивным. Поэтому правительство испытывает постоянное давление «групп интересов» и в случае своей слабости может оказаться вообще не способным к выбору и последовательному осуществлению своего политического курса.

В целом из анализа причин возникновения инфляции следует, что ее предотвращению лучше всего способствуют скоординированные действия правительства и частного сектора. Правительству следует в ходе фискальной политики стабилизировать государственные расходы и систему налогообложения, в ходе денежной политики - стремиться к равенству темпов роста предложения денег темпам роста производственного потенциала страны, а при политике цен и доходов - не допускать импорта инфляции. В то же время предпринимателям и домашним хозяйствам при определении политики заработной платы следует придерживаться равенства темпов роста ставки заработной платы темпам роста производительности труда.

3. ИНФЛЯЦИЯ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА XXI ВЕКА

3.1 Особенности инфляции в современной мировой экономике


Исторический опыт свидетельствует о том, что явление инфляции в различные времена в разных странах представляет собой вполне закономерный процесс. Можно отметить ряд особенностей современной инфляции:

)        Если раньше инфляция охватывала экономику одной или нескольких стран, то теперь рост цен носит не локальный, а всеобщий, мировой характер. Соответственно, для ее сдерживания и регулирования так же необходимо всеобщие участие стран мира;

)        Инфляция в разных странах развивается разными темпами, неравномерно, скачкообразно. Скорость инфляционного процесса определяется внутренними факторами, действие которых может усиливаться или ослабевать, в зависимости от той или иной фазы цикла, а также степени государственного вмешательства в процесс регулирования экономики;

)        Современная инфляция носит не эпизотический, а непрерывный, хронический характер. В прошлом периоды инфляции в отдельных странах чередовались с периодами относительной стабилизации денежного обращения. В настоящее же время цены растут на всех фазах промышленного цикла, не снижаясь даже в периоды экономических кризисов;

)        Изменился характер инфляции: например, до середины 80-х годов преобладала не «ползучая», а галопирующая инфляция, тогда как сегодня чаще встречается первый вариант [6, с.418-419].

Все эти изменения обусловлены развитием мировой экономической системы в целом, затягивающей многие страны в водоворот событий и изменений, если ранее можно было решить инфляционную проблему отдельного государства внутри страны без участия из вне, то на сегодняшний день это удается далеко не всегда вследствие развития и укрепления межнациональных связей и мирового рынка.

3.2 Уровень инфляции и антиинфляционная политика России


Касательно России ситуация состоит в следующем. Ниже представлена таблица месячной и годовой инфляции России с 1991 года по настоящее время, выраженной в процентах относительно предыдущего периода. Инфляция рассчитывается на основе индексов потребительских цен, публикуемых Федеральной службой государственной статистики. Ниже представлена таблица с данными месячной и годовой инфляции в России в период с 1991 по 2015 гг.

Таблица 1. Месячная и годовая инфляция в России (1991-2015 гг.) [14]


Правительство РФ постоянно принимает меры для снижения инфляции в стране [14]. По собранным данным видно, что инфляция в России нарастала во времена нестабильности экономической системы страны (1992, 1998, 2008 гг.), но затем имела тенденцию к понижению. К сожалению, с недавнего времени, а именно с 2014 года, в стране снова началась кризисная ситуация, которая продолжается до сегодняшнего времени. Цель антиинфляционной политики государства - установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов её роста.

Можно сделать вывод о том, что экономическая ситуация России за последние двадцать пять лет вполне стабильна, наблюдается тенденция к снижению темпов инфляции за исключением небольших колебаний в сторону увеличения данного показателя. Рост темпов инфляции в России связан с разбалансированностью переходной экономической системы, со структурными проблемами в экономике, с высокой распространенностью фирм-монополий, с ослаблением отечественной валюты [16].

Что касается антиинфляционной политики, то в нашей стране она проводится неравномерными методами, несмотря на попытку удержания инфляции в заданных рамках, руководство страны финансирует несколько высоко затратных проектов. Антиинфляционная политика России слабо разработана, так как государственные органы борются за определенные показатели, а не стараются обуздать инфляцию [12].

Результаты антиинфляционной политики, исходя из показателей уровня инфляции, свидетельствуют о том, что политику можно и нужно улучшать до уровня развитых стран, таких как Япония, европейские страны, США.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В ходе написания реферата, автор подробно изучил все аспекты обозначенной темы, с помощью различных источников информации он раскрыл сущность понятия инфляция и антиинфляционная политика, произвел математический и статистический анализ, произвел обработку полученных данных и изучил методы борьбы с инфляцией на основе теоретических данных.

В процессе рассмотрения такого явления, как инфляция, было выяснено следующее. Инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую системы в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, разрушает экономику страны. Совокупность методов, направленных на снижение инфляции, носит название антиинфляционная политика.

Меры, которые до настоящего времени были предприняты государством в рамках проведения антиинфляционной политики, носят весьма противоречивый характер, так как финансирование нескольких высокозатратных проектов способствуют увеличению темпов роста инфляции.

В процессе работы были получены следующие результаты:

Инфляция - это процесс обесценивания денег, обусловленный факторами, как денежного обращения, так и функционирования реального сектора экономики, т. е. она является многофакторным явлением.

Непременным условием возникновения или ускорения инфляции является повышение темпа прироста предложения денег. При экзогенном увеличении темпа роста денежной массы говорят, что инфляция имеет монетарное происхождение. Если ускорение предложения денег явилось следствием изменений в реальном секторе, то инфляция имеет немонетарный характер.

Важнейшим социально-экономическим следствием инфляции является перераспределение дохода и имущества между населением и государством, а также между различными слоями населения, снижающее эффективность использования производственных ресурсов страны.

Инфляция подразделяется на открытую, подавленную; ползучую, галопирующую и гиперинфляцию; инфляцию спроса и предложения и т.д. Для измерения инфляции используются агрегированные индексы цен, индекс потребительских цен, который отражает динамику цен на потребительские товары, дефлятор ВВП (ВНП), представляющий собой процентную разницу между номинальным и реальным ВВП.

Основными причинами возникновения инфляции являются: дефицит государственных бюджетов и чрезмерная эмиссия бумажных денег, монополизация рынков и монополистическое ценообразование, низкий уровень развития национальной экономики, чрезмерное налогообложение, валютные кризисы, высокие валютные ожидания и другие.

Для недопущения инфляции страны разрабатывают антиинфляционную стратегию, основными составляющими которой являются: эффективная монетарная политика, упорядочивание государственных финансов и сокращение дефицита госбюджета, рационализация структуры национальной экономики и внутренней экономической деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что цель реферата достигнута. Данная работа подтверждает, что выбранная тема очень актуальна в современных условиях, так как инфляция затрагивает экономику не какой-то определенной страны, а всего мира вцелом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.      Вечканов Г. C., Вечканова Г. Р. Макроэкономика. - СПб.: Питер, 2008. - 240 с.

.        Глазьев С., Ивантер В., Макаров В., Некипелов А., Татаркин А., Гринберг Р., Фетисов Г., Цветков В., Батчиков С., Ершов М., Митяев Д., Петров Ю. О стратегии развития экономики России // Экономическая наука современной России. - 2011. - № 3.

.        Жуков В.Ф. Деньги, кредит, банки. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2011. - 783 с.

4.      Заседание Экспертного совета при Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики <http://www.iep.ru/ru/zasedanie-ekspertnogo-soveta-pri-pravitelstvennoi-komissii-po-povysheniiu-ustoichivosti-razvitiia-rossiiskoi-ekonomiki.html> (от 7.10.2009) // Институт экономической политики им. Гайдара [Электронный ресурс].

.        Камаев В.Д. Экономическая теория - Учебник для ВУЗов - Изд: ВЛАДОС. 2010. С.592

.        Карпунин В. И., Новашина Т. С. Антиинфляционная политика: методология формирования. Вестник саратовского социально-экономического университета. №5. 2011. С. 16-24

http://cyberleninka.ru/article/n/antiinflyatsionnaya-politika-metodologiya

.        Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки: Учебник-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2011. - 464 с.

.        Малых Е.Б. Антиинфляционная политика в России: валютно-курсовой аспект // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. №3. 2012. С. 105-108

<http://cyberleninka.ru/article/n/antiinflyatsionnaya-politika-v-rossii-valyutno-kursovoy-aspekt>

9.      Малых, Е.Б. Сравнительная эффективность различных видов таргетирования / Е.Б. Малых // Экономика и управление. - 2012. - № 7. - С. 74-77.

.        Фетисов, Г.Г. К использованию немонетарных факторов антиинфляционной политики / Г.Г. Фетисов // Российский экономический журнал. - 2011. - № 6. - С. 32-45.

.        Чалых Е.В. Инфляция: сущность, факторы и пути снижения в России // Вестник военного университета. 2009. №3 (19). С. 99-105

12.    «КонсультантПлюс». Официальный сайт компании [Электронный ресурс]//<http://www.consultant.ru/>

.        Институт профессиональных инноваций [Электронный ресурс]: <http://www.distanz.ru/>

.        Индексы потребительских цен. [Электронный ресурс]// <http://www.assessor.ru/forum/index.php?t=1600&NSNDX=4>

.        Индексы потребительских цен. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]//

<http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/tariffs/>

Похожие работы на - Сущность инфляции и антиинфляционная политика

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!