Инновации как основа развития предприятия

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,85 Кб
  • Опубликовано:
    2016-06-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Инновации как основа развития предприятия















Контрольная работа

Инновации как основа развития предприятия

СОДЕРЖАНИЕ

1.ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИННОВАЦИЙ

.ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ

.ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИЙ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЛИТЕРАТУРА

1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИННОВАЦИЙ

Понятие «инновация» в настоящее время имеет немало определений. Так, по мнению одних авторов, понятия «новшество», «нововведение» и «инновация» являются синонимами и представляют собой результат научно-технического прогресса. Другая точка зрения состоит в том, что между этими понятиями есть определенные различия. Если новшеством можно считать новый метод, то нововведение (инновация) означает практическое применение данного новшества.

В общем понимании инновационные процессы, которые имеют место в любой сложной производственно-хозяйственной системе, представляют собой совокупность прогрессивных, качественно новых изменений, непрерывно возникающих во времени и пространстве.

Термин «инновация», впервые введенный в научный оборот австрийским ученым Й.А. Шумпетером (1883-1950) в начале двадцатого века, означает «нововведение», т.е. результат процесса введения какого-либо новшества (новации). Новация (новшество) представляет результат научных исследований или разработок в какой-либо области человеческих знаний.

Новшество - это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований и разработок в какой-либо сфере деятельности, являющийся промежуточным итогом этой деятельности по практическому, рыночному использованию достижений науки и техники. После того как новшество превращается в новый продукт, потребляемый на рынке, последний становится нововведением (инновацией). Таким образом, в современной теории инноваций не проводятся различия между терминами «нововведения» и «инновации» - они синонимы. Под нововведением зачастую понимают первое применение новшества, а инновация подразумевает принятие новшества к повсеместному распространению [25, с.416-417].

В мировой экономической литературе инновация интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

Специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. Й. Шумпетер еще в 1911 г. выделил пять типичных изменений:

§использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа);

§внедрение продукции с новыми свойствами;

§использование нового сырья;

§изменения в организации технического обеспечения;

§появление новых рынков сбыта.

Позднее, в 1930-е годы, он ввел понятие инновации, трактуемое как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

Такому подходу соответствует и методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики, базирующаяся на международных стандартах. В соответствии с ними под инновационной деятельностью понимается вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) и их воплощением:

§в новых или усовершенствованных технологических процессах;

§технологически новых или усовершенствованных продуктах или услугах, внедренных на рынке;

§новых способах производства и его организации, использованных в практической деятельности.

Таким образом, «инновации - это одновременное проявление двух миров, а именно мира техники и мира бизнеса». Когда изменение происходит только на уровне технологии, Шумпетер называет его изобретением, а когда к изменениям подключается бизнес, они становятся инновациями.

Мировой исторический опыт неопровержимо доказывает, что эффективное и устойчивое развитие предприятий в различных сферах бизнеса достигается за счет оперативного использования в своей хозяйственной деятельности открытий, изобретений и других инноваций, обеспечивающих стратегические конкурентные преимущества на рынке.

Семантически слово «новый» имеет несколько значений: впервые сделанный, недавно появившийся, пришедший на смену прежнему или просто следующий. В сфере общественно-экономических отношений и бизнеса инновации это:

§в самом общем виде идея, доведенная до практического применения, и приносящая доход или социально-полезный результат;

§изобретение или открытие новых возможностей для решения производственных, экономических и других проблем;

§объект, внедренный в производство в результате научного исследования или открытия, качественно отличный от предшествующего аналога;

§общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений, приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий и может приносить добавочный доход;

§явление, лежащее в сфере спроса, а не предложения, т.е. оно изменяет ценность и полезность, извлекаемые потребителем из ресурсов (П. Друкер);

§целенаправленный и организованный поиск изменений, систематический анализ их как источника социальных и экономических изменений;

§целенаправленная деятельность, спланированная и организованная при высокой степени предсказуемости намеченных и вероятных результатов;

§новые исследования и разработки, имеющие прикладное значение, как форма проявления научно-технического прогресса;

§ноу-хау - незапатентованные и неопубликованные знания или опыт научного, технического, управленческого и иного характера.

Понятие «инновации» применяется ко всем нововведениям в производственной, коммерческой, финансовой, научно-исследовательской, маркетинговой, управленческой и других сферах, к любым изменениям и усовершенствованиям, которые обеспечивают общественный прогресс, экономию затрат или дополнительный доход. По своей сути инновации прямо противоположны консерватизму, который стремится сохранить существующее положение; направлены на изменения, модернизацию и улучшения в любой сфере деятельности.

Инновации, или нововведения, означают разработку и использование новых технико-технологических средств, методов и способов оптимизации производственной деятельности и выпуск новых более качественных товаров, что, в конечном счете, повышает эффективность производства в любой отрасли и сфере экономики и жизненный уровень населения, улучшает условия труда, экономит производственные ресурсы, уменьшает отрицательные социальные и экологические последствия хозяйственной деятельности и т.п. Другими словами, инновации, или нововведения, - это применение в хозяйственно-производственной деятельности новых технико-технологических, организационных и эффективных решений.

Главным экономическим признаком инновации является открывающаяся возможность экспансии в каком-либо секторе рынка.

Термин «инновация» стал активно использоваться в стране с конца 80-х годов как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий - «инновационная деятельность», «инновационный процесс» и др. [16,с.333-334].

Таким образом, инновация (нововведение) - это конечный результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке; нового или усовершенствованного технологического процесса; нового способа реализации социальных услуг.

Инновационная деятельность представляет собой систему мероприятий по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного для практического использования. В полном объеме она включает все виды научных исследований (фундаментальных и прикладных), проектно-конструкторские, технологические, опытные разработки, а также меры по освоению новшеств в производстве. В результате инновационной деятельности появляются новые продукты, технологии, формы организации и управления производством. Это важная сторона научно-технического прогресса и одно из главных условий эффективного функционирования любого товаропроизводителя в рыночной экономике.

Инновационный процесс - это последовательная цепь событий, в ходе которых новшество «вызревает» от идеи конкретного продукта, технологии или услуги и их практического распространения. Данный процесс не заканчивается тем, что обычно называют «внедрением», а продолжается после него; по мере распространения любое нововведение продолжает совершенствоваться (вплоть до принятия решения о снятии с производства).

Говоря об инновациях, необходимо прежде всего правильно их классифицировать. Существует множество различных вариантов классификации инноваций. В таблице 1.1 приводится один из наиболее распространенных.

Таблица 1.1

Классификация инноваций

Критерий Виды инноваций1. В зависимости от глубины вносимых измененийРадикальные (или базовые) Улучшающие 2. В зависимости от технологических параметровПродуктовые Процессные 3. По типу новизны для рынкаНовые для отрасли в мире Новые для отрасли в стране Новые для данного предприятия4. По преемственностиЗамещающие Отменяющие Расширяющие 5. По охватуЛокальные Системные Стратегические 6. По времени выхода на рынокИнновации-лидеры Инновации-последователи

Охарактеризуем наиболее существенные из них.

В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Первые связаны с разработкой принципиально новых продуктов, вторые - с освоением новых или значительно усовершенствованных способов производства, технологий, форм организации и управления производством.

По степени новизны инновации подразделяются на новые для отрасли в стране или мире и новые для данного предприятия (группы предприятий). В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют:

-радикальные (базовые) инновации, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники;

-улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла.

По своему характеру инновации делятся на ряд взаимосвязанных видов. Основными из них являются технические, организационные, экономические, социальные и юридические.

Технические новшества и нововведения проявляются в виде новых продуктов (изделий), технологий их изготовления, средств производства (машин, оборудования, энергии, конструкционных материалов). Организационные нововведения охватывают новые методы и формы организации всех видов деятельности предприятий и других звеньев общественного производства (организационные структуры управления сферами науки и производства, формы организации различных типов производства и коллективного труда и т. п.).

К экономическим новшествам (нововведениям) относятся методы хозяйственного управления наукой и производством путем реализации функций прогнозирования и планирования, финансирования, ценообразования, мотивации и оплаты труда, оценки результатов деятельности, а к социальным - различные формы активизации человеческого фактора (профессиональная подготовка и повышение квалификации персонала, прежде всего руководящего состава всех уровней; стимулирование творческой деятельности; улучшение условий и постоянная поддержка высокого уровня безопасности труда; охрана здоровья человека и окружающей среды; создание комфортных условий жизни и т. п.). Юридическими нововведениями признаются новые и измененные законы и разнообразные нормативно-правовые документы, определяющие и регулирующие все виды деятельности предприятия и организации.

Результаты творческой деятельности человека, которые не принадлежат к объектам промышленной собственности и объектам, охраняемым авторским и смежными правами, образуют группу так называемых нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. К ним относятся рационализаторские предложения, «ноу-хау», коммерческая тайна.

Рационализаторское предложение - это техническое решение, являющееся новым и полезным для предприятия, которому оно подано.

Рационализаторским предложением признается:

a)техническое решение, предусматривающее изменение конструкции изделия, применяемой техники, технологии производства или состава материала (вещества), являющееся новым и полезным для предприятия, которому оно подано;

b)организационное решение, новое для предприятия и дающее экономию материальных, финансовых, топливно-энергетических, сырьевых, трудовых и иных ресурсов или улучшение условий труда и экологии.

Рационализаторским предложением признается также решение, содержащее новые для данного предприятия алгоритм, программу для ЭВМ, если их использование в решении конкретной задачи дает экономию собственно машинного времени, а также повышение производительности оборудования, работающего в комплексе с ЭВМ.

Предложенное решение считается новым для предприятия, если до подачи заявления установленного образца данное или тождественное решение специалистам предприятия из доступных источников не было известно в той мере, которая достаточна для его практической реализации, кроме случаев.

Рационализаторское предложение признается полезным для предприятия, если оно, являясь технически или организационно пригодным к применению, обеспечивает получение предприятием экономического или иного положительного эффекта.

Термин «ноу-хау» происходит от английского выражения «знать как делать», т.е. под «ноу-хау» принято понимать незащищенные охранными документами и неопубликованные (полностью или частично) знания или опыт технического, производственного, управленческого, коммерческого, финансового либо другого характера, которые могут быть практически использованы в научных исследованиях и разработках, при изготовлении, реализации и эксплуатации конкурентоспособной продукции, обеспечивая определенные преимущества их собственнику.

Коммерческая тайна - это совокупность производственно-хозяйственной, финансово-экономической и научно-технической информации о деятельности предприятия, которая не является государственной тайной, но разглашение которой может нанести вред интересам данного предприятия либо причинить экономические убытки.

Определяющая роль нововведений заключается в повышении производительности труда или продуктивности вложенного капитала. Четко очерченные права интеллектуальной собственности имеют большое значение в силу привлечения патентованных технологий в инновационные проекты [16, с.16-18].

Наиболее важной характеристикой собственности является то, что собственник или владелец может использовать свою собственность так, как он пожелает, и никто больше не может законным образом использовать его собственность без его разрешения.

Существует три вида собственности:

1.Собственность, состоящая из движимых вещей;

2.Недвижимая собственность;

Несколько упрощая, можно сказать, что к интеллектуальной собственности относится информация, которая может быть представлена в материальном носителе и распространена в неограниченном количестве копий по всему миру.

Согласно Конвенции об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), принятой в Стокгольме 14 июня 1967г., объектами права интеллектуальной собственности являются:

-литературные, художественные произведения и научные труды;

-исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи;

-изобретения во всех областях человеческой деятельности;

-научные открытия;

-промышленные образцы;

-товарные знаки, знаки обслуживания и коммерческие наименования и обозначения;

-пресечение недобросовестной конкуренции.

Интеллектуальная собственность подразделяется на промышленную собственность и произведения, охраняемые авторским правом.

Художественные литературные произведения и научные труды как объекты интеллектуальной собственности охраняются авторским правом (копирайтом).

Права на такие объекты, как исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи, обычно называются смежными правами.

Изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания и коммерческие наименования и обозначения - это объекты промышленной собственности.

Научные открытия не относятся ни к одному из двух видов интеллектуальной собственности, поскольку ни одно национальное законодательство и ни один международный договор не дают какого-либо права на собственность применительно к научным открытиям.

Состав и виды объектов интеллектуальной собственности представлены в табл. 1.2. Эти объекты отличаются характером интеллектуального продукта - результата творческих усилий личности или коллектива, воплощенного в различных формах в зависимости от способа и условий его создания, а также фазы инновационного процесса, на которой этот продукт был создан (исследования, разработки, производство, сбыт и потребление продукта).

Объекты промышленной собственности являются результатом научно-технического творчества и используются в сфере производства (промышленность, сельское хозяйство, строительство, сфера услуг). К числу признаков научно-технического творчества относятся уникальность (создание результата, не имеющего аналогов на момент подачи заявки на регистрацию) и самостоятельность (непосредственное участие автора, подающего заявку, в создании интеллектуального продукта) [22, с.110-111].

Таблица 1.2

Виды интеллектуальной собственности

Промышленная собственностьНоу-хау Авторское правоСмежные праваРезультаты деятельностиНаучно-техническое творчествоЛюбой вид деятельностиЛитературно-художественное творчествоИсполнительская деятельностьОбъекты интеллектуальной собственностиИзобретения Технические и технологическиеЛитературные произведенияФонограммы Производственные Художественные произведенияТеле- и радиопередачиПромышленные образцыКоммерческие Научные трудыИсполнительская деятельность артистовТоварные знакиОрганизационно - управленческие Произведения искусстваАранжировка Знаки обслуживанияПрограммная продукцияРежиссерская деятельностьФирменные наименованияИнструкции по эксплуатации, технические описания и т.п.Результаты исполнительской деятельности, зафиксированные на аудио- и видеокассетах и т.д.новшество технический инновация

При формировании рынка инноваций в XXI веке следует учитывать его основные особенности.

Предметом сделки на данном рынке являются, в основном, информационные продукты, которые производятся индивидуально, а не в крупносерийном или массовом масштабе, легко транспортируются, не исчезают при потреблении и могут быть реализованы многократно разным покупателям.

Основными видами такой продукции являются:

§изобретение - новое (не известное и не зарегистрированное нигде в мире и для специалиста не исходящее явным образом из анализа современного уровня техники) и промышленно применимое (пригодное для практического использования) решение технической задачи.

В качестве изобретения может быть запатентовано техническое устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, культура клеток растений и животных, а также метод их применения в новом качестве и назначении;

§промышленный образец художественно-конструкторское решение (дизайн) в виде объемной модели, плоскостного изображения (чертежа), промышленного рисунка (ткани, ковра), определяющее качественное изменение внешнего вида изделия;

§селекционное достижение метод успешного выведения или результат скрещивания (новый сорт растений или порода животных), доведение до логического завершения.

Свидетельства с правовым режимом пакета, по европейскому законодательству, выделяются также на:

§полезную модель - конструктивное решение изделия или его составных частей, не зарегистрированное ранее в данной стране;

§товарный знак - словесное, изобразительное или объемное обозначение, отличающее товары и услуги данного юридического лица;

§ноу-хау - техническая и коммерческая информация, составляющая секрет производства, охраняемая ее обладателем (не опубликованная, не содержащаяся в рекламных или других описаниях) и имеющая для владельца коммерческую ценность;

§компьютерную программу - зафиксированная на материальном носителе система команд для компьютерных устройств;

§топологию интегральных схем - зафиксированная на материальном носителе система элементов электронной схемы и взаимосвязей между ними;

§базу данных - система сведений, организованная таким образом, чтобы они могли быть найдены и обработаны с помощью компьютера;

§литературные и аудиовизуальные произведения.

Ценность товаров и услуг, реализуемых на рынке инноваций, определяется их новизной (уникальностью), оригинальностью и способностью приносить эффект. Поскольку данный эффект может быть весьма многообразным, для их определения или измерения используются не только стоимостные, но и экспертные нестоимостные оценки. Эти товары и услуги включают:

§новую технику - машины, оборудование, приборы, компьютерные программы, комплектующие изделия и материалы, в которых содержится новый информационный продукт;

§патенты - закрепленные законодательным путем на определенный срок исключительные права авторов на предмет их творчества (после истечения этого срока, обычно составляющего 10-20 лет, любое предприятие может бесплатно использовать предмет патента. Это положение активно применяется, например, в Индии, Венгрии, Словении и других странах, фармацевтическая промышленность которых производит лекарства, ранее запатентованные в США, Швейцарии, Германии и других странах);

§лицензии - разрешение на промышленное использование имущественных прав (приобретая лицензию или патент, покупатель самостоятельно организует производство новой продукции);

§другую информацию (ноу-хау, технико-экономическая документация, сведения из базы данных) [29, с.36-38].

Важнейшими критериями конкурентоспособности продукции предприятия являются патентная чистота, патентоспособность и патент (патентная лицензия), лежащая в их основе.

Патентная чистота - юридическое свойство продукта, позволяющее производить его в данной стране без нарушения на ее территории охранных документов исключительного права, о чем свидетельствует отчет о патентных исследованиях и патентный формуляр.

Патентоспособность - это юридическое свойство объекта, характеризующее его способность охраняться документам исключительного права, запрещающим использование объекта третьими лицами на территории данной страны в течение установленного срока, без согласия владельца патента.

Законодательство развитых стран предусматривает три критерия патентоспособности объекта в качестве изобретения. Прежде всего, изобретением может быть признано только техническое решение задачи в любой отрасли народного хозяйства - устройство, технология (способ производства), вещество (материал), селекционное достижение, культура клеток растений и животных - либо новый способ (сфера) его использования. В качестве изобретений и полезных моделей не охраняются научные теории и математические методы, методы организации и управления производством и сбытом продукции, алгоритмы, компьютерные программы и топологии интегральных микросхем, проекты и схемы планировки зданий, сооружений, территорий, а также технические решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Второй критерий патентоспособности - новизна, оригинальность технического решения, которое признается новым, если до даты приоритета заявки сущность решения ни в стране, ни за рубежом не была раскрыта настолько, чтобы было возможно его осуществление. Новое изобретение не должно прямо вытекать из сложившего уровня техники, включающего любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета изобретения. При этом учитываются не только уже запатентованные где-либо в мире изобретения, но и заявки на них, при условии их более раннего приоритета.

Третий критерий патентоспособности - промышленная применимость, то есть возможность использования изобретения в промышленности, сельском хозяйстве или любой другой области деятельности человека. При этом изобретение может быть реализовано даже в одном экземпляре, если его использование гарантирует экономию, улучшает эксплуатационные качества изделия, облегчает труд, обеспечивает более безопасные условия труда или окружающей среды.

Патент - титул собственника интеллектуального продукта, удостоверяющий авторство и предоставляющий его владельцу исключительное право на использование этого продукта в данной стране (или группе стран) в течение определенного срока. Патент удостоверяет также признание предложения изобретением, промышленным образцом или полезной моделью (в этом случае выдается авторское свидетельство).

Патент на изобретение действует в течение 20 лет с момента поступления заявки в патентное ведомство, на промышленный образец - 10 лет, свидетельство на полезную модель - 5 лет. Патентный закон разрешает продление этого срока, но лишь в определенных рамках.

Никто не может использовать запатентованный объект без согласия владельца, то есть без получения от него лицензии на частичное использование или полную передачу патентных прав [22, с.122-124].

Патентная лицензия - это соглашение о передаче прав на использование объекта промышленной собственности, т. с. технического решения, имеющего правовую охрану.

2. ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ

Формирование инновационно-активных предприятий предполагает, во-первых, формирование необходимой внутренней среды - инновационного потенциала хозяйствующего субъекта, способного генерировать идеи и осуществлять процесс их коммерциализации по всему инновационному циклу. Во-вторых, необходимо создание внешних условий, благоприятствующих инновационному развитию, важнейшей составной частью которых является формирование инновационной инфраструктуры.

Инновационный потенциал предприятия - это комплекс характеристик научно-технической продукции, имеющейся в его распоряжении, и ресурсов для ее создания, которые могут быть использованы для внедрения инноваций в производство товаров и услуг [22, с.54-55].

Научно-техническая продукция включает:

научно-техническую документацию, содержащую законченные результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), (технические проекты, технологические инструкции, рецепты, бизнес-планы, оргтехпланы, различные модули), запатентованные или зарегистрированные (принятые заказчиком) в установленном порядке;

опытные и экспериментальные образцы;

научно-технические услуги (ноу-хау, передача технологии, обучение кадров, экспертиза, консультирование, авторский надзор, комплектация технических систем);

программный продукт (программы, алгоритмы).

В составе инновационного потенциала выделяется научный и научно-технический потенциал. Научный потенциал - организованная совокупность ресурсов для проведения НИОКР, включающая финансовую, материально-техническую, кадровую, информационную интеллектуальную и инфраструктурную составляющие.

Финансовые ресурсы характеризуются общей суммой расходов на инновации и их долей в объеме реализации продукции предприятия, долей расходов на НИОКР в стоимости валового регионального продукта или ВВП страны, а также распределением этих средств по важнейшим направлениям.

О состоянии материально-технической базы ИП свидетельствуют стоимость соответствующих машин, приборов и оборудования, их средний возраст (после эксплуатации более 5 лет их, как правило, уже нельзя эффективно использовать для получения принципиально новой научной информации), удельный вес в общей стоимости основных фондов. Особое значение имеет уровень оснащенности компьютерами, измерительной и информационной техникой в расчете на одного сотрудника (доля компьютеризированных рабочих мест).

Кадровый потенциал инноваций характеризуется не только общей численностью и уровнем квалификации персонала, занятого НИОКР, но, прежде всего, наличием коллективов, имеющих соответствующий опыт и возглавляемых признанными лидерами - генераторами идей.

Информационный потенциал определяется как наличием собственных информационных систем, так и возможностями оперативного доступа к накопленному в мире богатству знаний.

Интеллектуальные ресурсы включают технологическую документацию, патенты, лицензии, бизнес-планы по освоению новшеств, инновационная программа предприятия.

Инфраструктурные ресурсы подразумевают наличие собственных подразделений НИОКР, отдела маркетинговой продукции, патентно-правовой отдел, информационный отдел и др.

Перечисленные виды ресурсов являются частью общего ресурсного потенциала фирмы, который можно структурировать как научно-технический потенциал, производственно-технологический потенциал, финансово-экономический потенциал и кадровый потенциал. Таким образом, инновационный потенциал представляет собой часть, ядро общего потенциала компании (рис.1.1).

Вместе с тем понятие потенциала (в том числе и инновационного) не может быть сведено лишь к материальной составляющей, в данном случае - к совокупности ресурсов.

Рис. 1.1. Инновационный потенциал как часть общего потенциала предприятия

Потенциал - это всегда и характеристика внутренних возможностей осуществления целевой задачи. Следовательно, говоря об инновационном потенциале, следует иметь в виду не только наличие необходимых для инновационной деятельности ресурсов, но и наличие возможностей для их эффективного использования. Эти возможности связаны, прежде всего, с формированием в компании соответствующей инновационной атмосферы, которая, в свою очередь, во многом зависит от внешней среды, благоприятствующей или противодействующей достижению инновационной цели. Важнейшим звеном в системе формирования необходимых внешних условий является создание инновационной инфраструктуры, предназначение которой - содействие инновационному развитию предприятий.

Таким образом, инновационное развитие компании во многом определяется уровнем инновационного потенциала и инновационного климата, характеризующих возможности компании по созданию инноваций, а также инновационной активности компании по использованию имеющегося инновационного потенциала.

3. ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИЙ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инновация считается осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в производственном процессе. Исходя из данных характеристик научно-технические (технологические) инновации должны:

обладать новизной;

удовлетворять рыночный спрос;

приносить прибыль производителю.

Следовательно, инновации являются материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Поэтому непременными свойствами инноваций являются не только их научно-техническая новизна, но также их производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. Отметим, что для инновации в равной мере важны все перечисленные выше свойства (научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость). Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе [26., с.420-421].

Между отдельными видами инновационных процессов (новшеств, нововведений) существует относительно тесная взаимосвязь. Технические новшества вызывают, прежде всего, соответствующие организационные нововведения, а последние, как правило, требуют определенных изменений в экономическом механизме деятельности предприятия. В частности, создание и развитие гибких автоматизированных систем (производства) на предприятиях разных отраслей объективно требует коренных изменений организации технической подготовки производства, методов текущего планирования и оперативного регулирования, делает необходимым переход к непрерывному режиму работы цехов с гибкими производственными системами. Кроме того, широкомасштабная компьютеризация производства и других сфер деятельности человека приводит к активному формированию нового вида хозяйствования - промышленного сервиса и соответствующих организационно-экономических форм его осуществления [27, с.234-235].

Эффективные технические, организационные и экономические нововведения ведут к заметным положительным изменениям социальных процессов на предприятиях, а постоянная актуализация неотложных задач социального характера инициирует решение их с помощью новых экономических методов. Наконец, все нововведения на предприятиях направленные на динамическое развитие и неуклонное повышение эффективности производства, должны опираться на собственный юридический фундамент, соответствующие нормативно-правовые акты. В противном случае они не смогут оказать надлежащее влияние на масштабность целей предприятий и организаций и сроки их достижения.

Локальные и глобальные нововведения разной направленности могут обеспечивать максимально возможное влияние на производство, если предприятие использует их постоянно, комплексно и гармонично. Наибольшее непосредственное влияние на результативность (эффективность) деятельности предприятия оказывают технические и организационные нововведения. Другие нововведения влияют на производство опосредованно через эффективность новых организационно-технических решений.

Заметно усиливается влияние новых технических (технологических) систем не только на экономические явления, но и на социальные процессы, что требует постоянного внимания конструкторов новой техники к обеспечению необходимых показателей ее надежности, экономичности и экологичности. Особенно неотложной является задача экологизации производства.

Прежде всего, рекомендуется использовать общий методический подход, сущность которого сводится к исчислению по специальным алгоритмам (формулам) основных показателей, характеризующих экономическую эффективность той или иной совокупности внедренных в течение года (нескольких лет) новых технических и организационных нововведений. В частности, следует исчислять такие технико-экономические показатели как прирост [27, с.236-237].

Объема производимой продукции, рост производитель-ности труда, доля экономии от внедрения инноваций в общих затратах на производство продукции, прирост рентабельности производства и др.

В результате инновационной деятельности на предприятиях происходят существенные (нередко радикальные) организационные преобразования не только непосредственно в сфере производства, а и во всей системе его обслуживания и управления. Для обеспечения эффективного управления организационным прогрессом важно своевременно выявлять и правильно оценивать его тенденции, прогрессивные и нежелательные изменения в формах организации производства и труда, функционировании отдельных элементов хозяйственного механизма или всей их совокупности.

ЛИТЕРАТУРА

1.Codul cu privire la ştiinţă şi inovare al Republicii Moldova Nr 259-ХV din 15.07.2014.

2.Lege cu privire la parcurile ştiinţifico-tehnologice şi incubatoarele de inovare nr. 138 din 21.06.2007.

3.Legea nr. 289-XV din 10 iulie 2013 privind politica de stat pentru inovare şi transfer tehnologic.

.Parmacli Dmitrii. Economia agrară: Manual, Cahul: S.n.- 411p.

5.Popa Andrei, Mediul inovaţional ca premisă a competitivităţii locale şi regionale, Analele ştiinţifice ale Universităţii de Stat „B.P. Hasdeu din Cahul. Vol. II (2006), Cahul, 2007, p. 171-189. (1,5 c.a.).

6.Popa Andrei, Inovaţia ca factor al dezvoltării reţelelor antreprenoriale: cazul întreprinderilor mici şi mijlocii, Conferinţa Ştiinţifică de totalizare a activităţii de cercetare a cadrelor didactice, 12-13 mai 2011, Cahul, Universitate de Stat „Bogdan Petriceicu Hasdeu din Cahul, Vol. II, pag. 77-83 (0.25 c.a.).

7.Stratan Alexandru. Evoluţia economiei agriculturii Republicii Moldova: reflecţii, probleme, mecanisme economice, Tipogr. A.Ş.M., Chişinău, 2007, 380 p., 14,75 c.a.

8.Stratan Alexandru, Perciun Rodica, Oleiniuc Maria, Management strategic (în baza întreprinderilor de panificațíe), Complexul Editorial IEFS, Chișinău, 2012, 310 p., 13,8 c.a.

9.Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: Теория и практика. 2-е изд. испр. И доп. - СПб.: Питер, 2012г.

10.Бородина Е. Человеческий капитал как основной источник экономического роста. В жур. «Экономика Украины» № 7, 2012г.

11.Выварец А.Д. Экономика предприятия. Учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007г.

.Горемыкин В.А., Богомолов О.А. Экономическая стратегия предприятия. Учебник - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», Рилант, 2011г.

.Зубрицкий В.П., Еников И.Г. Предпринимательский риск и страхование. Типогр. ASEM, Кишинев, 2010г.

14.Курс предпринимательства: учебник для вузов / В.Я. Горфинкель и др. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007г.

.Медынский В.Г., Шаршукова Л.Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие - М.: ИНФРА-М, 2007г.

Похожие работы на - Инновации как основа развития предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!