Государственное регулирование экономики на макроуровне. Проблемы его осуществления в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,82 Кб
  • Опубликовано:
    2015-10-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственное регулирование экономики на макроуровне. Проблемы его осуществления в Республике Беларусь

Министерство образования Республики Беларусь

Частное учреждение образования «БИП-Институт правоведения»

Гродненский филиал

Кафедра уголовного права, процесса и криминологии









Курсовая работа

по дисциплине

«Макроэкономика»

на тему:

«Государственное регулирование экономики на макроуровне. Проблемы его осуществления в Республике Беларусь»

Выполнил

студент 2 курса, 1 группы заочное отделение

специальность «Экономика и управление на предприятии»

_____________ Тевель А.В.

Научный руководитель:

К.э.н., доцент

_____________ Данилевич А.А.

Гродно 2014

Содержание

Реферат

Введение

.Необходимость макроэкономического регулирования экономики

.1Государство как рыночный субъект

.2Государственное регулирование и его блоки

.Основные направления и инструменты государственного регулирования экономики

.1Направления государственного регулирования

.2Формы и методы государственного регулирования

.Проблемы макрорегулирования в Республике Беларусь

Заключение

Список использованной литературы

Реферат

Работа содержит: 35 страниц, 1 таблицу.

Ключевые слова: государство, функции государства, государственное регулирование экономики, направления государственного регулирования, формы государственного регулирования, методы государственного регулирования, проблемы макрорегулирования.

Изучен вопрос необходимости макроэкономического регулирования. Определено место и роль государства в экономике. Выявлены блоки государственного регулирования.

Изучены направления деятельности государства по регулированию экономического роста. А также определены формы и методы государственного регулирования (в таблице 1 приведены их сопоставления).

Выявлены процессы, происходящие на современном этапе развития республики. Изучив «Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы» определены проблемы макрорегулирования в Республике Беларусь.

Введение

макроэкономический регулирование беларусь государственный

Во всех экономических системах, без исключения, государство регулирует экономику. В современной рыночной экономике такое регулирование осуществляется в меньших масштабах, чем, к примеру, в административно-командной системе, но экономическая роль государства все-таки велика.

Государственное регулирование экономики - это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Как известно, возможность государственного регулирования экономики появляется по достижению определенного уровня развития экономики, концентрации производства и капитала. Это необходимо, так как нарастают проблемы, трудности, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.

Государственное регулирование экономики направленно на решения различных задач, например стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогресса развития в отраслевой и региональной структурах, поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером экономических и социальных проблем в той или иной стране в данный конкретный период.

Наиболее развитыми механизмами государственного регулирования экономики считаются механизмы регулирования в некоторых странах Западной Европы (во Франции, ФРГ, Нидерландах, Скандинавских странах, Австрии, Испании), в Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабее развито государственное регулирование экономики в США, Канаде, Австралии, где в отличие от Европы не было социально-экономических потрясений, аналогичных последствиям Второй мировой войны и где частный капитал обладал особенно сильными позициями. Однако государственное регулирование экономики и в этих странах играет заметную роль, особенно при высоких показателях безработицы и инфляции.

Очень важна роль государственного регулирования экономики в развивающихся странах, создающих свою независимую экономику и в бывших социалистических странах, переходящих к рыночному хозяйству на базе частной собственности.

Современная экономика невероятно сложна, она призвана создавать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности человека. В зависимости от того, насколько хорошо организована экономика, на каких принципах эта организация построена, можно определить, какие задачи она в состоянии решить и какие интересы общества она может удовлетворить.

Макроэкономическая теория объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. Речь идет о следующих проявлениях:

. Несовершенство конкуренции, выражающееся в том, что на некоторых отраслевых рынках могут возникать (и возникают) монополии, которые, если этому не противодействует государство, наносят ущерб благосостоянию общества.

. Существование многочисленных товаров, необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и предлагаются, то в недостаточном количестве. Таких товаров много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры и др.

. Наличие внешних эффектов, типичный пример которых - загрязнение окружающей среды, нанесение хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам.

. Неполнота рынков, типичным примером которых является рынок медицинских и пенсионных страховых услуг.

. Несовершенство информации, во многих отношениях представляющей собой общественный товар, который не может быть произведен без активного участия государства в более или менее достаточном количестве.

. Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко проявляющееся в периоды кризисов и депрессий.

. Неравномерное перераспределение доходов, которое, если государство не принимает мер, ставит под угрозу общественную стабильность.

. Существование товаров и услуг обязательного плана (например, начальное образование), потреблять которые индивидов может заставить только государство, а никак не рынок.

Из указанных выше, а также других проявлений несовершенства рынка вытекает не только сама по себе необходимость государственного регулирования, но еще и экономические функции государства, которые и реализуются посредством такого регулирования.

Государственное регулирование экономики - процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.

В качестве основных методов влияния на экономику для достижения необходимых обществу результатов государство использует методы прямого и косвенного воздействия. Использование этих методов предполагает применение характерных для них приемов и средств. Так, метод прямого воздействия на экономику реализуется средствами административного и экономического влияния. Косвенный метод регулирования реализуется только экономическими средствами. Особенностью прямого метода государственного регулирования является прежде всего то, что он основан на авторитете государственной власти и не связан с созданием дополнительных материальных стимулов для его осуществления. Важная специфическая его черта состоит еще в том, что им предполагаются меры запрета, разрешения, принуждения (законотворческая деятельность, лицензирование и др.), а также предусматривает организацию управления предприятиями государственного сектора, государственной собственностью. Косвенный метод государственного регулирования хозяйственной жизни характеризуется опосредованным способом влияния на социально-экономические процессы и хозяйственные объекты.

Далее рассмотрим государственное регулирование экономики более подробно.

1. Необходимость макроэкономического регулирования экономики

.1 Государство как рыночный субъект

Государство является основным институтом экономической и политической системы, который организует, направляет и контролирует совместную деятельность людей и их отношения между собой. Государство обладает определенным статусом, который и позволяет ему занимать особое место среди хозяйственных агентов. В данном случае имеется в виду следующие отличительные признаки. Во-первых, это суверенитет, т.е. верховенство государственной власти внутри страны и независимость вовне. Говоря точнее, государство обладает высшей и неограниченной властью на своей территории, поэтому оно выступает единственным субъектом рыночной экономики, требования которого обязательны для всех иных агентов. Во-вторых, это монопольное право на издание законов и правовых актов, обязательных для всего населения. В данном случае речь идет о разработке норм, обеспечивающих стабильное функционирование рыночных структур. В-третьих, это монопольное право на взимание налогов и сборов с населения и предпринимательского сектора. Этот признак позволяет сделать вывод о «нерыночном» происхождении государственного дохода. Как известно, доход будет являться рыночным, если он создается и приумножается за счет участия субъекта в производстве, ведения хозяйства, дохода от средств, вложенных в банки и иные кредитно-финансовые учреждения, акции и другие ценные бумаги и т.п. Если же исключить ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий - как перераспределение части доходов домохозяйств и фирм в пользу государства. И, наконец, в-четвертых, государство является регулирующим субъектом. Роль государства в рыночной экономике - основная проблема экономической теории, которая порождена постоянными изменениями в экономике, требующими соответствующих модификаций масштабов и инструментов государственного регулирования. Задача здесь состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы вмешательства в экономическую систему.

Место и роль государства во многом определяется его функциями. Последние отражают основные направления деятельности. Можно выделить следующие функции:

1.правовая;

2.воспроизводственно-технологическая;

.защита конкуренции;

.стабилизационная;

.прогностическая;

.регулирующая.

Правовая функция представляет собой своеобразный институт общественной жизни, призванный регулировать наиболее важные отношения между субъектами хозяйствования, которые требуют государственной охраны. Речь идет об оформлении статуса экономического агента, установлении норм и правил хозяйствования, формировании организационной структуры управления, регламентации отношений собственности, конкретизации правил создания и ликвидации предприятий и т.п. Например, принятый в 1990г. закон о собственности в Республике Беларусь и многочисленные дополнения к нему регулируют отношения собственности в нашем государстве. Содержащиеся в этом пакете нормы создают правовую базу для отношений собственности в новых условиях хозяйствования. В частности, установлено, что право собственности в Республике Беларусь признается и охраняется законом. Было закреплено разнообразие форм собственности: частная, коллективная и государственная. Допущено существование собственности иных государств, их физических и юридических лиц, собственности международных организаций. Посредством этого нормативного акта государство гарантирует стабильность отношений собственности, обеспечивает условия для развития всех форм собственности и их равную охрану.

Воспроизводственно-технологическая функция обуславливает нормальный ход воспроизводственного процесса. Она сводится к созданию условий для обеспечения производства необходимыми ресурсами, удовлетворения людей материальными и духовными благами, а также условиями для образования, обучения и жизни. В качестве самостоятельных здесь заслуживают рассмотрения две подфункции: перераспределение доходов и ресурсов. Особая значимость этих вопросов обуславливается тем, что сам по себе рыночный механизм не в состоянии их разрешить, поэтому возникает потребность в их государственном регулировании.

Функция защиты конкуренции в Законе Республике Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» определяется как соревнование хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия ограничивают возможность каждого влиять на общие условия реализации товаров на рынке и стимулируют производство необходимых потребителю товаров. Полной противоположностью являются монополия, под которой понимается ситуация, когда число продавцов становится бесконечно малым и это позволяет им оказать влияние на объем производства, а следовательно, и на цену. В соответствии с кривой спроса на свою продукцию монополист может манипулировать объемом производства и ценой, что чаще всего приводит к понижению первого и росту второго. В результате ресурсы распределяются таким образом, что это отвечает интересам монополистов-производителей, а не целям общества и вызывает нерациональное распределение ресурсов.

Основу государственной антимонопольной политики составляет соответствующее законодательство, которое представляет собой совокупность правовых норм, призванных защитить и усилить конкуренцию, снизить возможность долгосрочного извлечения экономических прибылей. Реализуется же антимонопольное законодательство посредством административных и организационных мероприятий. Первые представляют собой контроль над рынками: за движением цен, возможностью их фиксации, наличием ценовой дискриминации, слияниями и поглощениями и т.п. Если выявляются нарушения антимонопольного законодательства, то к фирме применяются финансовые санкции. В соответствии с законодательством Республики Беларусь может применяться уголовная ответственность за следующие преступления:

1.установление и поддержание монопольных цен путем сговора;

2.злоупотреблением своим доминирующим положением на рынке;

.умышленное нарушение правил добросовестной конкуренции путем использования товарного знака или имени другого субъекта хозяйствования и т.д.

Организационные мероприятия имеют целью антимонопольную профилактику, которая проводится путем последовательной либерализации рынков. В данном случае государство идет на уменьшение или отмену барьеров, препятствующих доступу новых конкурентов в отрасль. В результате растет число фирм и объем поставляемой на рынок продукции. К методам либерализации можно отнести:

1.поощрение диверсификации производства;

2.развитие малого бизнеса;

.снижение таможенных пошлин;

.отмена квот и лицензий и т.п.

В результате проведения такого рода мероприятий отрасль перестает быть монополизированной, а конечным итогом становится уменьшение неэффективности распределения ресурсов.

Стабилизационная функция представляет собой деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильности цен. Основная проблема здесь заключается в том, что для увеличения объема производства необходим рост совокупных расходов, обеспечить который рыночная экономика не в состоянии. В результате возможны две неблагоприятные ситуации: безработица и инфляция. Для достижения полной занятости государству следует увеличить совокупные расходы, что возможно путем роста совокупных расходов государства и расходов частного сектора. Для их стимулирования необходимо снижение ставок налогообложения. В случае же инфляционной экономики у правительства возникает диаметрально противоположная цель - уменьшение расходов, которая достигается путем сокращения государственных закупок и увеличения налогов на частный сектор.

Прогностическая функция определяет приоритетные ориентиры экономического развития, которые вырабатываются на основе прогнозирования развития экономики, выявления тенденций и направлений движения, формирования механизма рыночного хозяйствования, обеспечения занятости населения и регулирования безработицы. В ходе реализации указанной функции государство выполняет координирующую роль, что предполагает налаживание гибкой системы взаимодействия центра с экономическими и административно-хозяйственными структурами общества.

Регулирующая функция представляет самую обширную и разностороннюю деятельность государства. При этом правительство преследует следующие цели:

1.минимизация негативных последствий функционирования рыночной экономики;

2.создание правовых, финансовых, социальных основ функционирования рынка;

.обеспечение социальной защиты населения.

Для достижения указанных целей правительство использует прямые и косвенные методы, способствует формированию инфраструктуры, поддерживает сбалансированность экономики, для чего использует кредитно-денежные, ценовые, налоговые инструменты.

.2 Государственное регулирование и его блоки

Государственное регулирование экономики - система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями, нацеленная на повышение эффективности общественного воспроизводства удовлетворения потребностей общества.

Как свидетельствует история, дифференциация приводит к образованию элементов, обладающих качествами, противоположными качествам рыночной системы. Иначе говоря, экономическая свобода субъектов, находящихся в условиях совершенной конкуренции, порождает монополию. Система выходит из состояния динамического равновесия. Именно в этом случае рыночной системе необходим стабилизирующий и настраивающий механизм.

Возникновение монополии, т.е. превращение элементов в свою противоположность, есть четко выраженная начальная граница перехода системы в период зрелости. Таким образом, в рыночную государственно оформленную систему начинает вмешиваться государство. С этого момента имеет место государственное регулирование в рациональном смысле как возвращающее системе динамическое равновесие. В системе возникают настраивающие блоки. Экономика из чисто рыночной превращается в экономику рыночного типа.

Вмешательство в экономическую жизнь общества в США, например, начинается с Акта Шермана (1890г.), Актов Клейтона(1914г.) и Федеральной торговой комиссии (1914г.), дополненных в 1936г. Актом Робинсона-Патмана, в 1950г.- поправкой Селера-Кефовера и в 1976г. Актом Харта-Скотта-Родина. Сегодня серия этих законов носит в США название антитрестовского (антимонопольного) законодательства. Подобного рода законодательство имеет место во всех развитых странах. Таким образом, возник первый настраивающий блок в рыночной системе.

Второй блок- блок социальной настройки, в котором нашли свое отражение идеи реформизма и концепции государства благосостояния.

Идеи социальной политики в первой половине 20в. значительное развитие получили в США и Великобритании, а на уровне государственной политики реализовались в Швеции правительством социал-демократов. Однако открытие социальных идей и их реализация на государственном уровне принадлежит, прежде всего, германскому канцлеру О. Бисмарку. Боязнь революции толкала его на ослабление тяжелых социальных последствий промышленного развития. В 80-е гг. 19в. Германия была уже одной из высокоразвитых индустриальных стран. К этому времени была создана государственная система социального страхования как одного из первых средств защиты от социальных потрясений.

Данный настраивающий блок смягчал социальную напряженность и противоречия между работодателями и рабочими, которые являлись фактором, выводящим систему из динамического равновесия. Это именно та сила, которую проигнорировал К. Маркс, рассматривая побудительный мотив к революционному движению в постоянно ухудшающемся положении наемных рабочих.

Большое значение в развитии системы сыграл антициклический, антикризисный блок настройки, обусловленный циклическим развитием, также выводящим рыночную систему из динамического равновесия. Основы его функционирования были заложены в 20-30-е гг. 20 в. Дж. М. Кейнсом, а позже развиты его учениками и последователями в школах кейнсианства и неокейнсианства.

Теория Дж. М. Кейнса покоилась на двух основных подходах к регулированию. Первый сводился к тому, что свободное рыночное «плавание» предпринимателей в масштабе всей государственно оформленной экономике приводило к серьезным кризисным потрясениям и длительной стагнации. По этой причине государство должно воздействовать на платежеспособный спрос, который обеспечивает рост предложения, а следовательно, и производство в условиях неполной занятости. «Спрос создает предложение»- говорят кейнсианцы. Через воздействие государства на элементы совокупного спроса должна происходить корректировка воспроизводственных процессов.

Четвертый блок настройки рыночной системы - воздействие на так называемые внешние эффекты. Там, где рынки оказываются неспособными эффективно и справедливо распределять ресурсы, вмешивается государство. Это, прежде всего, касается загрязнения окружающей среды. Государство воздействует на эти процессы, с одной стороны, административно-командными методами на базе существующего законодательства и штрафных санкций. С другой стороны, осуществлять экономические цели можно с помощью использования рыночных лицензий на сброс отходов. Эти лицензии позволяют их владельцам сбрасывать оговоренный объем отходов, причем лицензии могут быть объектом купли-продажи на рынке. Государственные органы могут продавать с аукциона оговоренное количество лицензий и направлять вырученные средства на компенсацию конкретным жертвам загрязнения окружающей среды или на другие экологические цели. Такая практика получила распространение в США.

Следовательно, в стадии зрелости формируется экономика рыночного типа, предполагающая значительную роль государственного регулирования, а также элементов индустриальной системы. Последняя предполагает взаимосвязь между предприятиями не на основе механизма спроса и предложения. Рыночные связи в условиях нарастающего индустриального развития все более приобретает не коммерческий, не товарный, а трансфертный характер. Торговые сделки между предприятиями в рамках транснациональных корпораций уже осуществляются без учета такой коммерческой категории, как цена. Основой в этом случае становятся производственные связи, которые внутри национальной корпорации носят лишь денежную форму, внутри международной - форму экспорта-импорта, а на деле не являются торговлей в традиционном понимании. И этот процесс имеет тенденцию к усилению. Как свидетельствуют данные ООН, за последние годы наблюдается рост всех показателей деятельности транснациональных корпораций, особенно их зарубежных операций.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что генеральной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом, адаптация к его изменяющимся условиям. Активное участие государства в экономической жизни обусловлено, как минимум, тремя причинами.

Во-первых, этого требует основная движущая сила рыночного механизма - конкуренция.

Во-вторых, всегда существовали такие виды производства, развитие которых невозможно в рамках рыночного механизма.

В-третьих, есть причины, вытекающие из ограниченных возможностей рыночных саморегуляторов: обеспечение равновесия в экономической системе, поддержание занятости населения на необходимом уровне, правовое обеспечение функционирования рыночного механизма, разработка теории общественного выбора и принципов рационального экономического поведения.

2. Основные направления и инструменты государственного регулирования экономики

.1 Направления государственного регулирования

Деятельность государства по регулированию экономического роста развертывается по нескольким основным направлениям.

. Государство берет на себя решение тех проблем, которые в принципе недоступны рыночной системе. Например, без фундаментальной науки немыслимы технологические нововведения. Вместе с тем предприниматели не заинтересованы инвестировать в нее из-за большого риска и непредсказуемости результатов. Сюда же следует отнести меры государства, направленные на сохранение природной среды и невоспроизводимых ресурсов.

. Антициклическое регулирование или политика краткосрочной стабилизации. Известно, что рыночная экономика периодически испытывает кратковременные спады производства или замедления его роста. В длительной перспективе это сказывается на снижении среднегодовых темпов роста ВНП. Поэтому государственную антициклическую политику можно отнести к регуляторам экономического развития.

Антициклическое регулирование имеет долгую и противоречивую историю. В 30-е гг. считалось, что задача государства состоит в том, чтобы не допустить резких и устойчивых неравновесий рынков в сторону предложения. Поскольку регулировать предложение довольно сложно и оно связано в основном с частным сектором, то возникает необходимость управления спросом. Здесь возможности государства гораздо шире, так как под его контролем находятся бюджет и денежное обращение. Государство должно было стимулировать спрос на ресурсы, потребительские товары и ценные бумаги, чтобы подтянуть его к предложению и тем самым уравновесить рынки, избежать спадов, придать экономическому росту большую устойчивость.

Главным способом антициклического регулирования стала денежная политика. Осуществляя ее, государство оказывает двоякое воздействие на спрос. С одной стороны, увеличивая объем денежной массы в обращении, оно провоцирует инфляцию открытого типа, рост цен. Под влиянием адаптивных инфляционных ожиданий потребители наращивают текущий спрос на товары и услуги, что и требовалось государству. С другой стороны, увеличивая предложения денег, государство вызывает кратковременное снижение процентных ставок, что побуждает предпринимателей наращивать инвестиционный спрос. Становится выгодным не столько направлять их в ценные бумаги, что также способствует повышению деловой активности. Добиваясь краткосрочной стабилизации, государство использует не только денежную, но и налоговую политику. Когда подстегивая таким способом текущий спрос, а в периоды подъемов действует противоположным образом.

Если же денежная и налоговая политика не дают нужных результатов, то государство само создает дополнительный спрос. Увеличиваются бюджетные расходы, иногда превосходя доходы. Возникает дефицит бюджета, для покрытия которого государство берет займы из разных источников, в частности у центрального банка. Именно они и образуют добавочный спрос.

Занимаясь десятилетиями краткосрочной стабилизацией экономикой, государство накопило огромный опыт, построило разнообразные механизмы управления совокупным спросом. В результате глубина и продолжительность спадов производства заметно уменьшилась. С течением времени на положительные результаты все больше накладывались негативные эффекты, что привело, в конечном счете, к перевесу минусов над плюсами. Поскольку государство полагалось в основном на инфляционные методы регулирования, то во многих развитых странах оказались расстроенными денежные системы, возникли хронические бюджетные дефициты, а рост цен стал постепенно выходить из-под контроля. Неуправляемая инфляция заметно ослабила действенность экономических регуляторов, сделала неуправляемым все народное хозяйство. Произошло это в 70-е годы, когда многие рыночные экономики ощутили тяжелые удары стагфляции.

В последнее время политика краткосрочной стабилизации претерпела изменения. Так, инвестиционные методы, связанные с денежной экспансией и наращиванием бюджетных расходов, уходят в прошлое, уступая дорогу налоговой политике. Основной расчет делается на устойчивое уменьшение налогообложения прибыли, расходуемой в целях накопления.

. Структурное регулирование. Хотя рынок решает структурные проблемы, государство тоже не устраняется от них. Оно старается снизить риск при осуществлении капиталовложений; стимулирует предпринимателей осваивать новые секторы экономики, где перспективы получения прибыли вначале не ясны; поддерживает экспортные отрасли и те, что выпускают заменители импорта; стимулирует сферы экономики, способные дать наибольшее количество новых рабочих мест, и т.д.

К основным формам структурного регулирования относятся бюджетная и кредитная политика. Практикуется, например, конкурсное распределение бюджетных субсидий, которые достаются фирмам, осуществляющим структурные сдвиги, что ускоряет развитие новых отраслей. К ним добавляются налоговые стимулы, построенные так, что если предприниматели вкладывают капиталы в интересующие государство отрасли, то сумма налоговых выплат снижается. Корпорациям, собирающимся заняться развитием приоритетных отраслей, государственные банки дают кредиты на более длительный срок и за меньшую плату. Когда так поступают частные банки, их прибыли подвергаются льготному налогообложению.

В отдельных случаях государство может выделить целевые бюджетные ассигнования для ускорения развития некоторых секторов экономики. Однако в рыночном хозяйстве это является скорее исключением. В принципе государство обычно не делает то, что по силам самому бизнесу, старается не заменять его. Инвестиционная деятельность государства ограничена зоной естественного монополизма, выход за пределы которой допускается в особых случаях и временно.

У государства есть достаточно мотивов для проведения региональной структурной политики, поскольку региональные диспропорции порождены комплексом причин, среди которых не всегда доминируют экономические. Не ограничиваясь решением проблем региональной безработицы и пытаясь выправить другие региональные перекосы, государство направляет инвестиционный процесс так, чтобы помочь отсталым районам. Здесь используются те же инструменты: налоги, кредиты, бюджетные расходы и т.п., меняются лишь причины и цели. Особо отметим важную роль наднациональных программ, выполняемых, например, в рамках Европейского союза и предназначенных для завершения европейской интеграции.

. Регулирование макроэкономического равновесия инвестиций и сбережений. Экономика попадает в сложное положение, когда в ней ощущается нехватка сбережений и предложение последних не соответствует инвестиционному спросу. В этой ситуации неизбежно сужения финансовой основы расширения производства, что вызывает замедление экономического роста. Рыночная система не способна постоянно и самостоятельно обеспечивать устойчивость макроэкономического равновесия.

Нарушение равновесия инвестиций и сбережений может быть связано с несовершенством налогообложения, когда государство чрезмерно поднимает налоговые ставки на прибыль, что сокращает ту часть дохода, которая сберегается и предназначается для инвестиций. Когда же налоги уменьшают личные доходы, то начинают возрастать затраты на текущее потребление. Отрицательный эффект могут дать недальновидные действия государства в социальной области, когда необоснованное расширение социальных программ ведет к снижению предложения труда, институциональной безработице, уменьшению доходов и сбережений.

Немалый урон экономическому развитию наносит инфляция, которая ведет к повышению процентных ставок, что ограничивает доступ предпринимателей к источникам кредита. Когда же инфляция сочетается с высокими налогами на прибыль, то вероятное снижение дивидендов побуждает акционеров воздерживаться от дополнительных вложений капиталов.

. Проведение налоговой политики, которая в 80-е годы стала главным инструментом государственного стимулирования экономического роста. Характерная особенность современной налоговой политики заключается в дифференцированном снижении ставок налогообложения, прежде всего - прибыли. Это принцип был положен в основу экономической политики правительств многих развитых стран и обеспечил довольно устойчивые темпы экономического роста.

Казалось бы, либерализация налогообложения должна непременно обернуться потерями доходов государственного бюджета. В рыночной экономике такое действительно возможно, но лишь в краткосрочном периоде. В долгосрочной перспективе увеличиваются поступления в бюджет, сокращается его дефицит, тормозится инфляция, т.е. проявляется эффект Лаффера. Однако эффект Лаффера проявляется не всегда. Для того чтобы он стал реальностью, нужны развитые рыночные отношения, свободное превращение сбережение в инвестиции, надежный контроль над инфляцией, стабильно низкий темп роста цен и т.д. Достаточно быстрое нарастание объемов подоходных налогов возможно, если они формируются на прогрессивной шкалы.

В хозяйственной практике существует немало способов стимулирования экономического развития путем регулирования налоговых ставок, например инвестиционные налоговые льготы. Когда фирма осуществляет инвестиции в новые технологии или оборудование, государство исключает из общей прибыли сумму, равную определенному проценту от вложенного капитала. Этот процент дифференцирован по отраслям, достигая наибольшего размера в передовых. Чем больше инвестиции и прогрессивнее их структура, тем меньше налог, отчисляемый в бюджет.

. Политика ускоренной амортизации. Государство, увеличивая нормы амортизации основного капитала, дает предпринимателям возможность быстрее его обновлять. Наибольшие нормы амортизации характерны для передовых отраслей. Политика ускоренной амортизации ведет к высоким темпам обновления основного капитала, что расширяет спрос на современные средства труда, увеличивает емкость рынка, особенно продукции машиностроения. Способствуя техническому прогрессу, такая политика становится и методом антициклического регулирования рыночного хозяйства.

.2 Формы и методы государственного регулирования

С точки зрения воздействия государства на экономические процессы в обществе и экономической истории, известны следующие формы регулирования:

1.законодательная (правовая);

2.социально-экономическая;

.административно-институциональная.

В свою очередь социально-экономическое регулирование подразделяется на:

-бюджетно-налоговое;

-кредитно денежное;

валютное;

внешнеторговое.

Каждая из этих форм используется как в отдельности, так и в различных сочетаниях. Их выбор зависит не столько от экономической материи, сколько от политической организации общества, традиций, целей и задач, решаемых тем или иным обществом, его руководством (правительство, монарх, парламент) на каждом конкретном историческом этапе. В теории и на практике к плодотворным результатам может привести только выбор тех форм и методов воздействия, которые основываются на знании объектов регулирования, принципов их функционирования, закономерностей, условий, предпосылок и факторов развития рыночных систем на каждом историческом отрезке.

Метод (от греч. methodos - путь, способ познания, исследования) - способ практического и теоретического воздействия субъекта, направленный на овладение объектом. Под «овладением» понимается не физическое обладание им и не получение его в юридическое владение, собственность, а его познание, приспособление и использование в практической деятельности общества и человека.

Используя ту или иную форму воздействия на экономику, государство в лице его институтов выбирает методы, с помощью которых осуществляет регулирование. Каждой из этих форм присущи свой набор методов, их различные комбинации, образующие механизм воздействия государства на экономику. Она представляет собой совокупность законов и механизмов их принятия и реализации соответствующих государственных институтов.

На нынешнем уровне развития рыночных систем в индустриально развитых странах законодательная форма сочетается с денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и административной. Другими словами, первая предполагает законодательное закрепление и денежно-кредитной, и бюджетно-налоговой, и административной, и валютной, и внешнеторговой политики.

Формы и методы (инструменты) государственного регулирования представлены в табл.1

Таблица 1

№ п/пФорма государственного регулированияМетоды (инструменты)1Законодательная (правовая)Конституция, законодательные акты (законодательство)2Форма социально-экономического регулирования2.1Бюджетно-налоговаяГосударственный бюджет, налоги, государственные расходы, субсидии, субвенции, льготы, трансферты, приватизация2.2Кредитно-денежнаяУчетная ставка процента, норма процента по кредитам и депозитам, открытые рыночные операции, норма резервирования, избирательный контроль за кредитом2.3Валютное регулированиеДевальвация валюты, ревальвация валюты, стерилизация, «плавающий» валютный курс2.4Внешнеторговое регулированиеЭкспортные субсидии, таможенные тарифы, демпинговая торговля, условно-беспошлинный ввоз и вывоз товаров, организация выставок, ярмарок, согласование экономической политики3Административно-институциональная форма3.1Административно-экономическаяЦентрализованное планирование, ценообразование и финансирование, хозрасчет, система централизованных экономических нормативов3.2Организационно-административнаяПрямые административные указания, установление жестких правил субординации, инструкций, регулирующих взаимоотношения нижестоящих и вышестоящих звеньев единой государственной (корпоративной) системы, выработка стандартных процедур административного воздействия и т.п.

В современных условиях интернационализация и регионализация хозяйственной жизни государственное регулирование движется от макрорегулирования через внешнеэкономическое регулирование валютно-кредитной сферы, торговли, через согласование экономической политики государств к единой наднациональной организации.

Все формы регулирования взаимодействуют и сочетаются, но это характерно только для развитых рыночных систем, имеющих значительные рыночные традиции. Что же касается государств с переходной экономикой, находящихся в стадии становления рыночной системы, то подобный симбиоз при определенных политических условиях может привести к чисто административным формам и откату к административно-командной системе. Государственное регулирование в этих странах при переходе к рыночным отношениям сочетает методы административно-командного управления и рыночного регулирования.

Для переходных экономик вопрос заключается в том, чтобы «сжать» период создания законодательства для нормального функционирования рыночной среды. Нормальное функционирование предполагает принятия, по меньшей мере, следующих пакетов законов:

1.ставящих существующих хозяйственных агентов в равные условия и поддерживающих малый и средний бизнес;

2.предполагающих создание конкурентной рыночной среды;

.обеспечивающих активное функционирование рыночной среды и создание ее инфраструктуры;

.регулирующих взаимоотношения в бизнесе;

.предотвращающих социальную напряженность и социальные взрывы.

Эти действия может предпринять только государство в лице законотворческих органов на базе непротиворечивой правовой программы создания рыночной среды, параллельно решающей вопросы строительства институтов рынка и его инфраструктуры, с подключением форм денежно-кредитного и бюджетно-налогового, валютного и внешнеторгового регулирования.

3. Проблемы макрорегулирования в Республике Беларусь

Чтобы понять процессы, происходящие на современном этапе развития республики, необходимо оглянуться немного назад, когда Беларусь была еще в составе СССР.

Вовлеченный в мировую либеральную волну последней четверти 20в. Советский Союз во второй половине 80-х гг. начал проводить политику реформирования народного хозяйства, получившую название «Перестройка» и символ в лице М.С. Горбачева. Политика либерализации социальной и экономической жизни привела к децентрализации не только народного хозяйства, но и государственного управления вообще, следствием чего стал распад Союза на отдельные государства. С сентября 1991г. развитие бывших республик стало протекать самостоятельно.

Наследство, которое досталось к осени 1994 года, было просто плачевным. Спад производства дополняется гиперинфляцией, нарастанием на производстве скрытой безработицы. С ночи пенсионеры занимали очередь, чтобы получить свое денежное довольствие. Чтобы хоть как-то выплатить пенсии, правительство было вынуждено выпрашивать у банков кредиты под солидные проценты.

Однако дальше дела обстояли гораздо лучше. Проведенный в НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь анализ хода реализации Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь, разработанной в 1997г., показал, что прогнозируемые на 2000-2001 гг. основные параметры социально-экономического развития выполнены, за исключением сельского хозяйства, объемов инвестиций в основной капитал и уровня инфляции; выдержаны главные направления и принципы устойчивого развития. Так, к 2001г. Республика Беларусь вышла из состояния экономического кризиса, достигнута положительная динамика макроэкономических показателей, удалось стабилизировать положение на внутреннем потребительском рынке, восстановлена система управления экономикой, отвечающая реалиям переходного периода. Преодолена тенденция падения уровня жизни, улучшена система социальной защиты населения. В 2000г. превышены показатели докризисного 1990г. по объемам производства продукции промышленности, потребительских товаров, реальным денежным доходам населения, объему розничного товарооборота. Однако ВВП к уровню 1990г. составил 89%, продукция сельского хозяйства - 71%, инвестиции в основной капитал - 51,5%.

Все это свидетельствует о достижении определенной стабильности в стране, но еще не означает, что созданы необходимые стартовые условия для перехода к устойчивому развитию, так как в последние годы наблюдается замедление темпов экономического роста, растет износ активной части основных производственных фондов, остается низким уровень инвестиционной деятельности и слабо осуществляются структурные преобразования в экономике.

В прогнозируемый период, который характеризуется дальнейшим расширением и углублением интеграционных процессов, интернационализацией научно-технических, экономических, финансовых, политических связей, экономика Республики Беларусь окажется под мощным воздействием международной конкуренции, перед необходимостью следования жестким «правилам игры», диктуемым международными транснациональными компаниями (ТНК) и другими экономическими и финансовыми структурами мира. Вместе с тем для развития национальной экономики ТНК могут иметь как положительные, так и негативные последствия. С одной стороны, они содействуют более быстрому экономическому росту национальной экономики, повышения уровня занятости и благосостояния народа, ускорению внедрения технологических новшеств и навыков управления, с другой стороны, усиливают неравенство между слоями населения: выгоды и возможности, являющиеся результатом глобализации, по-прежнему концентрируются в относительно небольшом числе стран и групп населения; не достигаются важные социальные цели в области условий труда, рационального природопользования и охраны окружающей среды, прав человека, не решаются проблемы сокращения уровня бедности. В последние годы проявились новые негативные последствия глобализации - трансграничное загрязнение окружающей среды, изменения глобального климата под воздействием индустриализации и др. Процессы глобализации могут вызвать дестабилизацию в стране, социальные и финансовые потрясения, как пример - Азиатский финансовый кризис 1997-1998гг. Под угрозу могут быть поставлены целостность национальных культур и суверенитет государства, рабочие места миллиона людей, их права и свободы. Таким образом, глобализация означает не только создание обширных рынков, но и тесным образом связана со многими сложными структурами социальной и политической жизни. Поэтому при разработке Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь (НСУР-2020) большое внимание должно быть уделено проблемам управления всеми процессами глобализации, учету национальных интересов страны, участию в принятии решений не только соответствующих органов управления, но и широкой общественности.

К числу новых проблем и вопросов при разработке Концепции НСУР-97 отнесены: обеспечение выполнения нереализованных заданий НСУР-97, создание необходимых общесистемных условий для перехода к устойчивому развитию, использование преимуществ глобализации в целях развития национальной экономики, сохранение агробиоразнообразия, воздушного и водного бассейнов, лесов, почвы и других составляющих биосферы, разработка и внедрение безотходных технологий и производств, ускоренное развитие информационных и коммуникационных технологий, разработка и внедрение международных стандартов для экологического менеджмента, а также обеспечение реализации приоритетов НСУР-97 - борьба с бедностью, изменение структур производства и потребления, охрана и укрепление здоровья человека, содействие устойчивому развитию населенных пунктов, учет вопросов окружающей среды и социально-экономического развития в процессе принятий решений, борьба с преступностью, международное сотрудничество в целях перехода к устойчивому развитию.

За шесть последних лет Республика Беларусь значительно продвинулась по пути реформ: созданы институты суверенного государства, обеспечивающие развитие хозяйства на правовой основе; преодолен синдром «осколочной экономики», возникший после распада СССР; приобретен столь ценный опыт самостоятельного управления государством и народным хозяйством; выработаны стратегия реформирования и перспективная модель экономики страны, определенная как социально ориентированная рыночная экономика; создана, функционирует и набирает силу хозяйствования система смешанного типа, в которой на ряду с государственными предприятиями действуют и развиваются частные, коллективные и совместные формы хозяйствования.

Страна преодолела пятилетний период спадов в народном хозяйстве и вышла на траекторию экономического роста. Однако окончательное преодоление кризиса требует четкой и последовательной политики продвижения по пути создания социально ориентированной рыночной экономики. Здесь недопустимы шараханья из стороны в сторону, применение взаимоисключающих механизмов регулирования экономических процессов. Определенность стратегии реформирования экономики требует и столь же однозначного тактического механизма преобразований, в котором не должно быть места попыткам построить рыночную экономику на основе государственной командной экономики.

В соответствии с целями и задачами прогнозируемого периода (2011-2015гг.) бюджетно-налоговая политика ориентирована на обеспечение устойчивого экономического роста, стимулирование инновационной и инвестиционной активности и расширение экспорта на основе достижения финансовой стабильности экономики.

Налоговое регулирование будет базироваться на введении общепринятых в мировой практике правовых норм и принципов налогообложения, специальных правил установления и изменение налогов и сборов; совершенствовании их структуры и сокращении за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений во внебюджетные фонды, объединения налогов, имеющих сходную базу.

Предполагается максимально упростить фискальную систему, сведя общее количество республиканских налогов к 7-8 основным, построенным таким образом, чтобы не допустить искажающего воздействия на экономику и обеспечить достаточные поступления в бюджет.

В области кредитно-денежного и валютного регулирования предусмотрено обеспечение свободной конвертируемости единой денежной единицы на национальном и внешних валютных рынках.

В 2011-2015гг. ставится задача перехода к эффективному функционированию промышленного комплекса. На этом этапе целевыми ориентирами определены такие, как выпуск продукции, соответствующей требованиям мировых стандартов; обеспечение ежегодного прироста объемов конкурентоспособных товаров главным образом за счет роста производительности труда; снижение издержек производства и повышение рентабельности на базе внедрения новых высокоэффективных видов оборудования и технологий.

Анализ социально-экономической ситуации в стране показывает, что, несмотря на складывающиеся положительные тенденции, в экономике имеется ряд нерешенных проблем. Основными из них являются:

-недостаточная эффективность производства и сложное финансовое положение значительного числа организаций реального сектора экономики;

-высокий уровень физического и морального износа основных средств, высокая материало- и энергоемкость производства, сильная зависимость его от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы;

ограниченность инвестиционных ресурсов и инновационных возможностей для обновления основных фондов, преодоления технического и технологического отставания существующих производств;

высокий уровень налоговой нагрузки, сдерживающий деловую активность и развитие частного сектора;

недостаточное развитие малого предпринимательства.

Решение этих проблем будет способствовать макроэкономической стабилизации и создаст надежную основу для устойчивого социально-экономического развития страны.

Заключение

Безусловно, государственное регулирование - объективная необходимость развития экономики. Причем, степень государственного регулирования зависит от уровня развития рыночных отношений. Так или иначе, в любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ.

Правовое обеспечение рыночных отношений является одним из ключевых средств государственного регулирования экономики. Максимально эффективное применение средств государственного регулирования возможно лишь в правовых формах. Необходимым, но отнюдь не достаточным условием эффективного государственного регулирования является принятие во внимание интересов субъектов рыночных отношений.

Еще один инструмент государственного регулирования, а также важная составная часть рынка - государственный сектор экономики. При осуществлении государственного регулирования происходит сочетание как прямых, так и косвенных методов.

Государственный контроль и надзор также являются эффективными средствами государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности и частного бизнеса.

В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создаёт условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоёв населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны, как это было во Франции в конце 70-х - начале 80-х годов. Из-за слишком активного вмешательства из страны начался отток капиталов, темпы экономического роста заметно упали. В таком случае, необходима приватизация и дерегулирование, что и было сделано в 1986 году, начало выполнятся в 2012 году, и происходит в настоящее время.

Список использованной литературы

1.Бабашкина, А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. Пособие / А.М. Бабашкина. - М: Финансы и кредит, 2003.

2.Богданович, А.В., Чиж, Д.А. Методологические вопросы разработки стратегии регионального развития страны / А.В. Богданович, Д.А. Чиж // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. - 2012. - № 1.

.Ботеновская, Е.С., Волынец, И.В. Эволюция современных подходов к использованию инструментов макроэкономического регулирования / Е.С. Ботеновская, И.В. Волынец // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. - 2006. - № 2.

.Галова, А.Г. Потенциальные источники развития экономики Республики Беларусь на основе опыта постсоциалистических стран / А.Г.Галова. // БЭЖ. - 2009. - № 1.

.Доклад о человеческом развитии 2011. Устойчивое развитие и равенство возможностей: лучшее будущее для всех: пер. с англ . - М.: Весь мир, 2011. - 188 с.

.Дорина, Е.Б. Роль государства в регулировании институциональных изменений при переходе к постиндустриальному обществу / Е.Б. Дорина // Вестник БГЭУ. - 2007. - № 2.

.Итоги социально-экономического развития Республики Беларусь за 2011 г. // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. - 2012. - № 2.

.Мясникович, М.В., Дедков, С.М. Макроэкономические аспекты повышения благосостояния и качества жизни граждан / М.В. Мясникович, С.М. Дедков // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. - 2007. - № 12.

.Мясникович, М. Основа долгосрочной конкурентоспособности страны - наука и инновации. / М. Мясникович // Экономика Беларуси. - 2010. - № 1.

.Национальная экономика Беларуси. Учебное пособие / под ред. В.Н. Шимова. - Минск: БГЭУ, 2005.

.Никифоров, А.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: учебное пособие. Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / А.А. Никифоров. - М.: Дело и Сервис, 2008

.Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы // Советская Белоруссия. - 10 июня 2011. - № 107.

.Основы национальной экономики: учеб. Пособие / под ред. А.В. Сидорович. - М.: Дело и сервис, 2009.

.Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития // Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. - 2006. - № 12.

.Сакс, Дж., Ларрен, Ф. Макроэкономика: глобальный подход / Дж. Сакс, Ф. Ларрен. - М.: Дело, 1999.

.Селищев, А.С. Макроэкономика / А.С. Селищев. - Спб.: Питер, 2000.

.Семашко, В. Экономика прирастает качеством. / В.Семашко.// Экономика Беларуси. - 2010. - № 1.

.Семашко В.А. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы

Похожие работы на - Государственное регулирование экономики на макроуровне. Проблемы его осуществления в Республике Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!