Роль средств массовой коммуникации в создании стереотипов (на примере стереотипа о низком интеллектуальном уровне блондинок)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    161,77 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль средств массовой коммуникации в создании стереотипов (на примере стереотипа о низком интеллектуальном уровне блондинок)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Кафедра рекламы и связей с общественностью



КУРСОВАЯ РАБОТА

Роль средств массовой коммуникации в создании стереотипов (на примере стереотипа о низком интеллектуальном уровне блондинок)

Выполнил студент гр. Б4305

И.Ю. Казанкова

Проверил к.п.н.,

Р.А. Захаркин




г. Владивосток - 2016

Оглавление

Введение

Глава 1. Стереотипы и массовая коммуникация

.1 Понятие стереотипа и механизмы его формирования

.2 формирование стереотипов в процессе массовой коммуникации

Глава 2. Роль средств массовой коммуникации в формировании стереотипа о блондинках

.1 Стереотип о блондинках: сущность и история возникновения, анкетирование жителей по поводу сложившегося стереотипа

.2 Средства массовой коммуникации как инструмент формирования стереотипа о блондинках, образы блондинок в кинематографе

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение


Средства массовой информации занимают в современном обществе неоднозначное положение. С одной стороны они призваны информировать и просвещать аудиторию - трансляция объективной информации, но при этом, занимая несколько субъективную позицию, СМИ выполняют функцию убеждения, оказывая непосредственное воздействие на формирование ценностных ориентацией своих зрителей, слушателей и читателей, создают и воспроизводят культурные мифы, характерные для данного общества. Особенностью медийных средств массовой информации является то, что они претендуют на формирование стереотипов, которые закрепляются в общественном сознании.

Актуальность темы исследования обуславливается тем, что на современной стадии социальных трансформаций заметно усилилась роль средств массовой информации, и коммуникативные процессы в медиапространстве определяют во многом развитие жизни современного общества. Под воздействием масс-медиа происходят кардинальные изменения, связанные с появлением информационной культуры, от уровня которой зависит способность современного человека не только к восприятию и обработке информации, но и конструированию социокультурных стереотипов.

Объект исследования - социальный стереотип о низком интеллектуальном уровне блондинок.

Предметом исследования выступает воздействие средств массовой информации (телевидения, радиовещания, прессы) на формирование стереотипов в сознании общества.

Автор поставил следующую цель - исследовать роль СМК в формировании стереотипа о блондинках в обществе.

Обозначенная цель предполагает решение следующих задач:

раскрыть понятие «стереотип» и механизмы его формирования в информационном обществе, рассмотреть формирование стереотипов в процессе массовой коммуникации;

исследовать сущность и возникновение стереотипа о блондинкам в историческом контексте;

выявить СМК как инструмент создания стереотипов о блондинках;

провести анкетирование с целью выявления стереотипа о низком интеллектуальном уровне блондинок в обществе;

исследовать современные кинофильмы и другие мультимедиа, в которых актуализируется стереотип о низком интеллектуальном уровне блондинок.

В основу исследования положена гипотеза о том, что в условиях современного информационного общества средства массовой информации выступают главным фактором, влияющим на воспроизведение прежних и формирование новых социальных стереотипов. Особенно прочное положение в массовом сознании современной молодежи России занимают тендерные и этнические стереотипы.

В курсовой работе использовались издания отечественных и зарубежных ученых в области социологии, культурологии, журналистики, социальной философии, психологии и других социально-гуманитарных наук.

Теоретическая основа работы основана на деловой литературе: Агеев - «Стереотипизация как механизм социального восприятия», Мельник - «Mass-media: психологические процессы и эффекты».

Эмпирической основой работы является опрос респондентов. Материалы курсовой работы могут послужить теоретической и эмпирической базой для проведения социологических исследований направленных на изучение стереотипа о девушках блондинках в средствах массовой коммуникации.

В работе использовались методы исследования: анализ теоретической литературы, анкетирование, метод анализа и обработки образов в кинематографе.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Стереотипы и массовая коммуникация


1.1 Понятие стереотипа и механизмы его формирования


Для того, чтобы правильно понять и адекватно рассмотреть проблемы стереотипности поведения, необходимо прежде всего определить сущность и содержание понятия.

В научный обиход понятие «социальный стереотип» было введено Уолтером Липпманом, который рассматривал его как упорядоченный, схематичный, детерминированный культурой образ (или «картинку») мира в голове человека. В переводе с греческого языка «стереотип» означает «твердый отпечаток».

Уолтер Липпман выделял следующие основные причины, по которым люди прибегают к стереотипизированию:

Во-первых, по принципу экономии усилия, они не стремятся реагировать каждый раз по-новому на окружающие явления, а подводят их под уже имеющиеся категории.

Во-вторых, таким образом они защищают групповые ценности и свои права.

Стереотип - это односторонний, преувеличенный и, как правило, основанный на предубеждениях взгляд, свойственный социальной, этнической группе или классу. Проще говоря, это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением.

Социальные стереотипы могут быть позитивными и негативными. (Примечание Редактора сайта: автор книги в данном случае опирается на теоретический материал, ранее разработанный И.Л. Викентьевым здесь).

Выполняя положительные функции, стереотипы существенно облегчают нашу жизнь. Они ускоряют восприятие, задают критерии для оценок, приобретают форму полезного знания, ориентируют в социальных ценностях. Они также лежат в основе общего взгляда людей на различные проблемы и создают благоприятную почву для взаимопонимания. Одновременно стереотипам присуща и реакционно-искажающая роль. В этом случае они сужают наше восприятие, формируют неточное или даже ложное мнение.

Основными свойствами стереотипа, таким образом, являются: устойчивость (или существование одних и тех же стереотипов у разных поколений людей внутри одного этноса), ригидность, избирательность восприятия информации и эмоциональная наполненность.

Термин «социальный стереотип» по своему значению приближается к понятию «социальная установка» или «аттитюд». Под последним понимают внутреннюю готовность субъекта воспринимать или действовать определенным образом. В этом случае социальные установки переживаются человеком уже как предрасположенность к чему-либо и как личное отношение.

Социальные стереотипы и установки могут приобретать различные формы:

стереотипные действия и ритуалы;

типичные эмоциональные реакции и доминирующие чувства;

обобщенные представления;

устойчивые предписания и запреты;

социальные ярлыки;

общественное мнение;

доминирующие ценности.

Исходя из вышесказанного, социальные стереотипы - это устойчивые представления или неизменно повторяющиеся действия людей в обществе.

Приведем примеры наиболее устойчивых социальных стереотипов, влияющих на восприятие человеком человека.

Гендерные стереотипы:

женщины - слабый пол;

предназначение женщины - быть матерью и женой;

женщины глупее мужчин или даже «все бабы - дуры»;

женщина не может быть руководителем;

все женщины хотят одного - выйти замуж;

умная женщина не может быть счастлива в личной жизни;

мужчины - сильный пол;

мужчины не плачут;

все мужья изменяют женам;

мужчины должны руководить;

мужчины имеют право на то, на что не имеют права женщины.

Возрастные стереотипы:

все дети - чисты душой;

все подростки - «трудные»;

молодые люди страдают легкомысленностью («молодо-зелено»);

сорокалетние мужчины пребывают в кризисе;

пожилые люди - консерваторы;

старики - ворчуны.

Этнические стереотипы:

американцы - честолюбивы;

прибалтийцы - медлительны;

англичане - консервативны;

японцы - трудолюбивы;

французы - любвеобильны;

китайцы - предприимчивы.

Несмотря на «живучесть», стереотип не вечен. Он формируется под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуально-социокультурной среды, а также при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ.

Среди условий первого порядка выделяют уровень образования, интеллект, личный опыт, а также нормы, привычки, социальные роли, среду обитания.

Рассматривая социальные функции стереотипа, Д. Теджфел отмечает ряд моментов:

.        Люди с легкостью проявляют готовность давать обширным человеческим группам (или социальным категориям) недифференцированные, грубые и пристрастные оценки.

.        Эти характеристики отличаются стабильностью в течение длительного времени.

.        Социальные стереотипы изменяются в зависимости от социальных, политических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно.

.        Социальный стереотип становится более отчетливым и враждебным, когда возникает враждебность между группами.

.        Социальные стереотипы устанавливаются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся.

Большинство исследователей указывает на связь стереотипов в сознании людей с гигантским влиянием средств массовой информации, формирующих отношение к миру; на поведение, воспроизводящее поступки «героев» печати, радио, телевидения; на привязку определенных принципов поведения к тем местам жизнедеятельности человека, на которые указывают средства коммуникации.

Стереотипы проникают во все сферы нашей жизни. Несмотря на то, что социальные стереотипы являются результатом жизненного опыта, они представляют собой чрезмерно обобщенные представления, которые, в ряде случаев, не подтверждаются.

Таким образом, формирование предрассудков и предубеждений, по определению несущих в себе отрицательный заряд и ведущих к усилению межличностной напряженности, является серьезным препятствием к взаимопониманию между людьми. А именно стереотип о белокурых девушках таковым и является.

1.2 Формирование стереотипов в процессе массовой коммуникации


Американские социологи Р.Э. Парк, Ч.Х. Кули, У. Липпман трактовали массовые коммуникации как общение членов массы - «коллективной группировки», возникающей на волне индустриализации и урбанизации.

Впервые в отечественной научной литературе официальное определение массовой коммуникации появилось в 1983 году в «Философском энциклопедическом словаре» в статье Ю.А. Шерковина. Массовая коммуникация определяется им как «систематическое распространение сообщений (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись и т.п.) среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью утверждения духовных ценностей и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия на оценки, мнения и поведение людей».

В современном философском словаре под массовой коммуникацией понимают процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.

Средствами массовой коммуникации являются специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории. М.А. Василик полагает, что массовая коммуникация характеризуется:

-        наличием технических средств, обеспечивающих регулярность и тиражирование информации;

-        социальной значимостью информации, способствующей повышению мотивированности массовой коммуникации;

-        массовостью аудитории, которая вследствие ее рассредоточенности и анонимности требует тщательно продуманной ценностной ориентации;

-        многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации.

Главным условием, определяющим массовую коммуникацию, является специфика аудитории и коммуникатора.

История исследования проблем массовой коммуникации: начало исследований массовой коммуникации связывают с именем немецкого социолога М. Вебера. В 1910 г., он методологически обосновал необходимость изучения прессы в социологическом аспекте, убедительно показав ориентацию периодической печати на различные социальные структуры и её влияние на формирование человека как члена социума. Он также сформулировал социальные требования, которые предъявляются к журналисту, обосновал метод анализа прессы.

Огромное значение для изучения массовой коммуникации сыграла работа У. Липпмана «Общественное мнение», вышедшая в свет в 1922 г. Согласно Липпману, мышление человека сводится к реакциям в ответ на внешние стимулы. Сумма таких реакций, полученных из опыта предшествующей деятельности, формирует определенные стереотипы - иллюзорные конструкторы в сознании человека, заменяющие реальность. Поскольку большинство людей не имеют возможности самостоятельно исследовать и оценивать те или иные факты, их мышление основывается на стереотипах. Для формирования и закрепления стереотипов в создании людей достаточно поверхностных оценок различных явлений или событий. В современном мире именно СМК создают большинство стереотипов, формируя «псевдоокружающую среду», в которой живет большинство современных людей. Следовательно, по Липпману, исследуя комплексные процессы создания стереотипов, можно изучить и феномен массовой коммуникации.

Различные подходы к пониманию структуры массовой коммуникации и ее функционированию отражены в моделях - обобщенных схемах, представляющих в описательной и/или графической формах основные компоненты массовой коммуникации и их связи. При всем разнообразии моделей каждая содержит в качестве обязательных компоненты, которые были представлены в модели коммуникативного акта, разработанной в 1948г. американским политологом Г. Лассуэллом. В этой модели коммуникация представлена как однонаправленный, линейный процесс: кто сообщает - что - по какому каналу - кому - с каким эффектом.

Массовая информация - это социальная информация, передаваемая широким аудиториям, рассредоточенным во времени и пространстве с помощью искусственных каналов.

Социальный характер циркулирующей в обществе массовой информации обусловлен следующими факторами, определяющими её сущность и специфику:

-        содержание (как данная информация отражает общественные процессы);

-        субъект использования и назначения (как данная массовая информация используется людьми в чьих-либо интересах);

-        специфика обращения (как данная информация добывается, фиксируется, обрабатывается и передается).

Цели массовой информации определяются через субъекта, использующего данную информацию; через призму самой массовой информации; через задачи, которые предполагается решить с её помощью. В условиях существования социальной организации любая социальная информация имеет прямую или косвенную цель - управление обществом или его подсистемами, общностями, ячейками и т.д.

Количественная характеристика массовой информации - мера её потребления и усвоения, зависящая от времени, которое отводится индивидом или группой на контакты с CMК, а также от индивидуальных особенностей реальных потребителей.

Ценность массовой информации базируется на следующих принципах:

-        диалектическое единство ее количественных и качественных характеристик;

-        органическая взаимосвязь и взаимозависимость всех видов мас­совой информации, циркулирующих в обществе;

-        постулирование эффективности информационных процессов, удовлетворяющих потребности получателей информации;

-        наличие объективной стороны при оценке массовой информации (когда ценность рассматривается как свойство самой информации);

-        наличие субъективной стороны при её оценке, поскольку ценности отражают воззрения индивидов и не имеют смысла без их сторонников.

А.А. Бодалев выделяет следующие социально-психологические функции массовой коммуникации:

.        Социальной ориентировки. Опирается на потребность аудитории в информации для ориентировки в мире социальных явлений.

.        Участия в формировании общественного мнения. Основывается на потребности членов общества быть не только пассивными получателями информации, но и самим проявлять социальную активность в информационных процессах общества, в частности, в создании определенного общественного мнения, которое проявляется в форме различных видов обратной связи.

.        Социальной идентификации. Имеет своей основой потребность человека чувствовать свою причастность к одним группам и отмежевание от других. Удовлетворение данной потребности повышает у человека чувство защищенности и уверенности в своих силах.

.        Контакта. Связана с потребностью личности в установлении контакта с другим человеком для самовыражения и сопоставления своих взглядов со взглядами других людей.

.        Самоутверждения и познания. В сообщениях средств массовой коммуникации реципиенты находят прямую или косвенную поддержку собственным идеям и взглядам.

.        Утилитарная. С помощью средств массовой коммуникации человек находит информацию с практической направленностью, заимствует эффективные модели поведения.

.        Эмоциональной разрядки. Осуществляется в основном через публикации и передачи развлекательного характера.

С учетом приведенных выше основных функций массовой коммуникации её социальная сущность сводится к тому, что это мощное средство воздействия на общество с целью оптимизации его деятельности, социализации индивида и интеграции общества.

Процесс влияния массовой коммуникации на массовое сознание действует следующим образом. Социальные институты и средства массовой информации, взаимодействуя с аудиторией, формируют у людей разнообразные потребности, интересы и влечения. Сформировавшись, данная мотивационная система начинает в свою очередь влиять на то, где, в какой области человек станет искать источники удовлетворения потребностей. Выбрав те или иные источники, человек может в дальнейшем оказаться в определенной зависимости от них. Следует отметить, что воздействие массовой коммуникации на сознание людей нередко достигается с помощью социальных стереотипов, т.е. схематичных и упрощенных представлений о социальных объектах, широко распространенных в обществе.

В 1948 г. Г. Лассуэлл выделил три основные функции массовой коммуникации: обозрение окружающего мира, что можно интерпретировать как информационную функцию; корреляция с социальными структурами общества, что можно толковать как воздействие на общество и его познание через обратную связь; передача культурного наследия, что можно понимать как познавательно-культурологическую функцию, функцию преемственности культур.

В I960 г. К. Райт выявил еще одну функцию массовой коммуникации - развлекательную. В начале 1980-x гг. специалист по массовой коммуникации Амстердамского университета Мак-Квейл назвал еще одну функцию массовой коммуникации - мобилизующую, имея в виду специфические задачи, которые выполняет массовая коммуникация во время различных кампаний, чаще - политических, реже - религиозных.

Стереотип присутствует во всех областях человеческих знаний. Основная его функция - классифицировать и опосредовать новую информацию, служить ориентиром в поведении. Поэтому большинство исследователей указывает на связь стереотипов в сознании людей с влиянием средств массовой коммуникации, формирующих отношение к миру; на поведение, воспроизводящее поступки, транслируемые в печати, радио, телевидении; на привязку определенных принципов поведения к тем местам жизнедеятельности человека, на которые указывают средства массовой коммуникации.

Для описания процесса стереотипизации в эмоционально-оценочном аспекте используется понятие установки. Поэтому интерес представляет то, каким образом средства массовой коммуникации воздействуют на установку. Многие ученые полагают, что на установку можно повлиять, т. е. изменить, а для организатора коммуникативного воздействия это бесценное качество. Традиционные модели, рассматривающие смену установок (М. Фишбейн, И. Айзен, К.И. Ховланд, X. Келман, И.Л. Джанис, Х.Х. Кслли), предполагали, что, зная установку человека можно предположить, как он будет себя вести по отношению к объекту установки в той или иной ситуации.

Так, теория социального влияния X. Келмана является одной из многих функциональных теорий сдвига установок. Отличием теории X. Келмана от других функциональных теорий является то, что она сосредотачивается на характеристиках коммуникатора как детерминантах смены установок. Кроме того, она рассматривает условия, предшествующие коммуникации в одном ряду с мотивами, ведущими к смене установок. К тому же только эта теория подчиняется непосредственной эмпирической проверке.

Практика показывает, что стереотипы реагируют на новую информацию, особенно на драматические события. Изменение стереотипа происходит при аккумулировании большого количества опровергающей информации. История развития нашей страны содержит не мало примеров изменения и исчезновения социальных стереотипов. Так, например, существовали лозунги и стереотипы, которые служили идеологическому обоснованию системы социализма: «Социализм - самая прогрессивная система в мире», «Дело Ленина живет и побеждает» и т.п. Новая эпоха принесла нигилистическое понимание прошлого, на смену одним стереотипам пришли другие; «Запад нас спасет», «Капитализм - лучший из миров» и т.д.. Артемов, изучив опыт западной пропаганды и рекламы, обнаружил эффективные приемы воздействия на сознание людей помогающие формированию стереотипов:

-        использование совпадения интересов;

-        прием подмены стереотипов;

-        смещение фокуса внимания;

-        выпячивание чувств отдельных групп;

-        стимулирование столкновений мнений.

Современная система СМК подразделяются на три вида: средства массовой информации (СМИ); телекоммуникацию; информатику.

СМИ - это организационно-технические комплексы, позволяющие осуществлять быструю передачу, массовое тиражирование больших объемов словесной, образной и музыкальной информации.

Структура современной системы СМИ выглядит следующим образом: пресса (газеты, журналы, дайджесты, еженедельники и др.); аудиовизуальные СМИ (радио, телевидение, документальные фильмы, телетексты и др.); информационные службы (телеграфные агентства, рекламные бюро, PR-агентства, профессиональные журналистские клубы и ассоциации).

Все виды СМК объединены в открытой информационной среде социальных коммуникаций - Интернете.

Интернет - относительно новое информационное средство, постепенно обретающее черты СМИ. Это гигантская сеть компьютеров, размещенная по всему миру и создающая новое информационное пространство (киберпространство), в котором можно обмениваться посланиями за считанные секунды одновременно с тысячами людей; получать доступ к удаленному компьютеру, располагающему базами данных, и извлекать эти данные; подписываться на дискуссионные листы и другие материалы; участвовать в обсуждении различных вопросов, в том числе в интерактивном режиме; получать регулярные выпуски новостей, пресс-релизы по конкретной тематике и др.

Таким образом, активная деятельность средств массовой информации может воздействовать на сознание людей, способствовать изменению и формированию социальных стереотипов.

Глава 2. Роль средств массовой коммуникации в формировании стереотипа о блондинках


2.1 Стереотип о блондинках: сущность и история возникновения, анкетирование жителей по поводу сложившегося стереотипа


Стереотипы часто встречаются в массмедиа и дают пищу многочисленным шуткам. Они имеют отношение к этнической, расовой и религиозной принадлежности, всесторонне исследованы и вызывают вполне обоснованную критику, так как они порождают предвзятость мнений и дискриминацию - что является одним из проявлений предубеждения.

Откуда родом стереотипы о блондинках? У стереотипа о блондинках есть две стороны. Во-первых, светлые волосы у женщины считаются желанными и привлекательными, а во-вторых, широко распространено убеждение о том, что блондинки почти не пользуются своим интеллектом, целиком полагаясь на внешние данные.

Данный стереотип - это сочетание истории, негативных отзывов в прессе и человеческой природы. Говоря об истории, стоит отметить, что светлый цвет волос - это рецессивный признак, следовательно, он встречается несколько реже, чем коричневые и черные волосы. Традиционно, именно этот факт сделал светлый цвет волос более привлекательным и желанным. Следовательно, часто женщина со светлыми волосами воспринимается как более привлекательная, нежели темноволосая дама. Это положительный аспект стереотипа.

Однако, не менее популярна и отрицательная сторона светлого цвета волос. Глупая блондинка - это унизительный стереотип популярной культуры, которая зачастую изображает блондинок красивыми, но глупыми. Данный стереотип начал свою активную жизнь приблизительно в начале 20 века. Происхождение же его обычно связывают с пьесой 1775 года, в которой французская куртизанка Розали Дут (Rosalie Duthe) играла саму себя. С тех пор, как утверждают, и пошло утверждение "красота без мозгов".

Подобный образ блондинки начал использоваться в культуре, литературе, рекламе и кино. Это, в сочетании с другими формами СМИ, и привело к прочному закреплению стереотипа во многих обществах.

Фактом является то, что с точки зрения биологии стереотипу об уровне интеллекта блондинок нет научного обоснования. Идею о том, что блондинки глупее, выдвинули рекламные и пиарные компании так же в 20 веке. События разворачивались в два этапа. Первый этап - американский, ну и, соответственно, западноевропейский. Второй этап - наш, отечественный, происходящий в наши дни и на наших глазах.

В 1951-1957 годах в США был очень популярен телесериал для домохозяек «Я люблю Люси» режиссера Дэзи Арнэза. Её главная героиня - Люси (актриса Люсилль Болл) - играла роль наивной, глуповатой, но очень забавной домохозяйки. Ей хотелось попасть на сцену, но, не имея ни опыта, ни соответствующего образования, она вынуждена сидеть дома и «мучить» мужа разными вопросами и проделками. Сериал имел сногсшибательный успех и до сих пор входит в число лучших сериалов Америки.

Отличительная особенность внешности Люси - платиновые, выбеленные до совершенства, волосы. Не будем забывать, что именно в послевоенные годы в США вспыхнула мода на этот цвет волос. Все женщины кинулись добывать перекись водорода, которой они и осветлялись. Благодаря сериалу, образ Люси стал синонимом милой и обаятельной глупости. На этой почве появилось множество анекдотов про блондинку, задающую придурковатые вопросы и дающую не менее чудаковатые ответы. Кроме того, это впечатление усилили и другие женщины - так называемые «подруги» бизнесменов, тоже блондинки, согласно моде. Молодые, едва закончившие школу, девушки очаровывали миллионеров своей наивностью, вешаясь им на шею. Задавая детские вопросы своему возлюбленному, они доставляли ему немалое удовольствие, получая за это хорошие «гонорары» и подарки. Они были похожи во всем на Люси из сериала, и это устраивало всех.

Таким образом, светловолосые женщины повсюду начали изображаться глупыми. К примеру, "Джентльмены предпочитают блондинок", роман, бродвейский мюзикл и фильм, эксплуатирует идею об обаянии блондинок, однако, никак не об их умственных способностях. Многие светловолосые актрисы в фильмах поддерживали этот стереотип, что позволило ему еще сильнее укорениться.

С целью выявления стереотипа о низком интеллектуальном уровне блондинок в обществе был проведен социологический опрос, в котором приняли 48 респондентов. Возраст анкетируемых 18-44.

На вопрос «Как вы считаете, подвержены ли вы влиянию стереотипов?» большинство не стали скрывать и ответили «да» -60%, сомневаются в своем решении 26% и 4% уверенно сказали, что не поддаются стереотипному мышлению.

Следующий вопрос касался раскрытия стереотипа о блондинках. 86% сказали, что блондинки глупые и доказали, что действительно этот стереотип в обществе бытует. Другие 10% указали на легкомысленность и транжирство белокурых красавиц. И лишь 4% не живут стереотипами.

Третий вопрос указывал на историческую принадлежность стереотипа. По большей части многие респонденты указали, что именно массмедиа формирует стереотипы и поддерживает их с помощью кинематографа и других мультимедиа, где стереотип обретает поддержку в лице актеров, режиссеров, сценаристов и др. Часть анкетируемых придерживается мнения общества и прислушивается к нему, а именно в обществе данный стереотип приобрел поддержку. [Приложение А] Но в истории кинематографа есть также фильмы, которые опровергают стереотипы. В нашем случае примером служит комедия «Блондинка в законе», которая ломает все стереотипы про блондинок. Кратко о содержании фильма: Элль Вудс - красивая и современная девушка, у которой есть абсолютно все. Но самое главное - она натуральная блондинка. В первой части девушке удается покорить Гарвард, покачнув древние основы университета. Во второй Элль смогла устроиться юристом в крупную компанию, побороться за права животных и доказать всем, что блондинки - это не просто «куклы Барби», а умные, дерзкие и решительные «существа», которые пойдут на все ради своей цели. В роль Элль Вудс органично вжилась Риз Уизерспун. Этот фильм рушит самый главный стереотип о блондинках, что показывает, что СМИ не только поддерживает стереотип про блондинок, но и опровергает его в немногих фильмах.

Таким образом опрос показал, что стереотип о низком интеллектуальном уровне девушек блондинок действительно существует в нашем обществе и, по его мнению, именно СМИ (радио, телевидение и т.д) формируют стереотипное мышление.

2.2 Средства массовой коммуникации как инструмент формирования стереотипа о блондинках, образы блондинок в кинематографе

Именно средства массовой информации поддерживают стереотип о блондинках в обществе, выпуская различные TV-продукты и другие носители информации, в которых героини играют роль уже устоявшихся в обществе белокурых красавиц.

Рассмотрим 15 лучших архетипов блондинок, с которыми бороться невероятно трудно, по версии Film.ru - ведущее российское специализированное Интернет-издание о кино, выходит с декабря 1999 года.

. Душечка, «В джазе только девушки» (1959)

В фильме изображен образ недалекой блондинки, собравшей весь букет женских недостатков вроде тщеславия, самовлюбленности, наивности и глупости. Именно главная героиня, с ее пышными платьями, алыми надутыми губками и удивленно распахнутыми глазами по сей день является образцовой Блондинкой с большой буквы «Б». И толчком к такому образу послужила лента с говорящим названием «Джентльмены предпочитают блондинок». Душечку из этого фильма не полюбить невозможно, с открытым сердцем принимает она обман Джо, притворяющегося миллионером. А то, с каким рвением она совершает глупости ради любви, не может не вызвать улыбку.

. Надежда, «Блондинка за углом» (1984)

Может быть, на фоне своего избранника астрофизика Николая, продавщица гастрономического отдела универсама Надежда из трагикомедии «Блондинка за углом» и выглядит недостаточно умной, но для своего времени такая пробивная «баба» считалась едва ли не пределом мечтаний для миллионов советских женщин. Способная достать любой дефицит, имеющая пробивные знакомства, прилично зарабатывающая, она еще и с интересом слушает рассказы своего возлюбленного о высоких материях и иных мирах - ну просто идеальная женщина! И пусть некоторые ее взгляды на жизнь наивны и в чем-то слишком приземлены и меркантильны, зато она по-настоящему любит своего «главного по тарелочкам» - и это главное!

. Келли, «Женаты… с детьми» (1987)

В 1987 году мир заполучил одну из самых знаменитых телевизионных блондинок, которая в том или ином виде появляется на экранах до сих пор. Речь идет о Келли Банди, дочери продавца обуви и домохозяйки из сериала «Женаты… с детьми». Со своей детской непосредственностью, полным отсутствием способностей к наукам, путаницей в словах и чрезмерной любвеобильностью Келли в исполнении Кристины Эпплгейт одиннадцать лет была любимицей публики. Но и это не все - сериал получил многочисленные адаптации по всему миру, а значит, и Келли в разных обликах покоряла страну за страной. В России ремейк получил название «Счастливы вместе», Келли у нас превратилась в Свету Букину, а артисткой с «блондинистыми мозгами» на восемь лет стала Дарья Сагалова.

. Шер, «Бестолковые» (1995)

Главная героиня молодежной любовной комедии «Бестолковые» не то чтобы совсем «тупая блондинка». Шер Хоровиц просто избалована отцовским богатством, повышенным вниманием со стороны сверстников и поблажками учителей. Девушку было бы правильно назвать простой эгоисткой, если бы ее эгоизм не приводил к неприятным последствиям - задумав помочь своей новой подруге, героиня Алисии Сильверстоун впоследствии превращается в рассерженную гарпию, утратившую звание неофициальной королевы школы. От этого не поздоровится всем, но больше всех достанется самой Шер, которой нужно будет как-то научиться жить с людьми, которые не считают ее центром вселенной.

. Роми и Мишель, «Роми и Мишель на встрече выпускников» (1997)

Сразу две характерные подружки-блондинки предстают перед нами в фильме Дэвида Миркина «Роми и Мишель на встрече выпускников». Героини этой комедии - давние подружки, сбежавшие из своего родного городка в Лос-Анджелес. Прознав о том, что на родине проходит встреча выпускников их школы, девушки отправляются домой, но в дороге ссорятся, и весь их план эффектного визита срывается. Блондинки в исполнении Лизы Кудроу и Миры Сорвино мечтали покорить всех образами бизнес-леди, но друг без друга они не способны произвести должного впечатления. Только старая крепкая дружба способна вернуть очаровательным девушкам веру в себя и удовольствие от жизни.

. Эль, «Блондинка в законе» (2001)

Главная картина, которая должна была сломать представление о блондинках как о недалеких, легкомысленных девушках, заботящихся только о прическе и красоте ногтей, - комедия Роберта Лукетича «Блондинка в законе». Главная героиня этой комедии является образцовой блондинкой, она носит звание «Мисс университет», заведует женским клубом и всем своим видом создает иллюзию того, что весь ее мир кукольно-розовый. Однако влюбленность заставляет Эль обратиться не только к своему внешнему, но и к внутреннему миру - чтобы завоевать сердце парня, девушка готова сломать предрассудки, поступить в Гарвард и стать лучшей не только благодаря эффектным внешним данным, но и используя свой ум и таланты. И ведь получается же! Именно этот фильм и рушит стереотип о низком интеллектуальном уровне блондинок.

. Карен, «Дрянные девчонки» (2004)

До того как Аманда Сейфрид стала получать роли, достойные внимания критиков, ей немало пришлось потрудиться на втором плане, причем не в самых выигрышных образах. Вот и в кастинге «Дрянных девчонок» Марка Уотерса актриса сперва претендовала на то, чтобы сыграть Реджину, главную стервозину картины, но создатели посчитали, что роль глупышки Карен ей подойдет больше. Хотя Карен и не самая умная школьница, верящая к тому же, что ее грудь способна предсказывать погоду, она добрая, мягкая и верная подруга.

. Джейми, «Просто друзья» (2005)

Наверное, не очень правильно называть тупой блондинкой героиню, которая, во-первых, сыграна актрисой с говорящей фамилией Смарт, а во-вторых, конкурирует с персонажем Анны Фэрис, заведомо более глупым, но пройти мимо комедии «Просто друзья» Роджера Камбла нельзя. Красавица Джейми здесь очаровательна и глупа ровно настолько, чтобы поверить в искренность отношений героев Райана Рейнольдса и Эми Смарт. Она далеко не сразу догадывается, что за красавчик заглядывает в ее небольшой городок, откуда у него такой к ней интерес и такие познания о ее прошлом, но вы же понимаете - это законы жанра. Здесь требуется быть не только простофилями, а дурашливыми обаяшками, а это у Эми Смарт получается отлично.

. Пейдж, «Дом восковых фигур» (2005)

Рассказывая про «тупых блондинок», никак нельзя обойти стороной такой жанр, как фильмы ужасов, ведь красотка, на долю которой выпадают страшные испытания и которую ждет неминуемая смерть - это обязательный атрибут хоррора. Вы наверняка навскидку вспомните десяток блондинок, которые стали жертвами маньяков, призраков, серийных убийц в бесчисленных слэшерах и триллерах, для примера приведем только очаровательно глупую Пейдж из «Дома восковых фигур», ремейка классической картины от Жауме Кольет-Серра. Выбор наш объяснить несложно: роль Пейдж исполнила Пэрис Хилтон, которая сыграла едва ли не саму себя. Оттого и героиня ее получилась столь естественной и осталась живой, даже когда злодей превратил ее в восковой истукан.

. Дейзи, «Придурки из Хаззарда» (2005)

Комедии о тупых блондинках редко оказываются в числе претендентов на «Оскар» или «Золотой глобус». А благодаря дурашливой насмешке над провинциальностью, необразованностью и помешанностью на самых разных пристрастиях из такого фильма и вовсе получится невесть что. Так случилось с «Придурками из Хаззарда», авторы хотели возродить интерес к популярному некогда телесериалу и запустить новую франшизу, а получили глупейший фильм, от которого даже самые неприхотливые зрители закатывали в ужасе глаза. Однако светлое пятно в этом кино все же есть. Буквально светлая голова - Джессика Симпсон в роли Дейзи, не самой смышленой красотки в семействе Дьюки. Интересно, что на роль этой глупышки претендовали Бритни Спирс и Джессика Бил - право прослыть «недалекой блондой» в Голливуде еще нужно заслужить.

. Дженна, «Студия 30» (2006)

Еще одна телевизионная блондинка, завоевавшая сердца зрителей, - Дженна Марони из блистательного комедийного сериала «Студия 30» канала NBC. Актриса Джейн Краковски практически неизвестна по работам на большом экране, да и на ТВ вне шоу Тины Фей ее видели немногие, но зато ролью Дженны она очаровала и зрителей, и критиков. Блондинка, одновременно и пародирующая всех существующих звезд, и желающая дотянуться до их уровня, была отмечена двумя номинациями на приз «Эмми». Именно с именем Дженны связаны самые главные нелепости в сюжете сериала - ведь она скрывает свой возраст, постоянно попадает в скандальные репортажи, регулярно берется экспериментировать с образом и при этом всегда остается глупой, но очаровательной блондинкой, сердиться на которую у боссов телеканала никак не получается.

. Пенни, «Теория большого взрыва» (2007)

Если Келли из «Женаты… с детьми» помнят лишь седовласые старожилы, а Дженну Марони из «Студии 30» на ТВ видели лишь самые упертые поклонники Тины Фей, то Пенни из «Теории большого взрыва» знают буквально все. И эти «все» могут поспорить - не так уж Пенни и глупа. Действительно, сейчас сериал существенно изменился, его герои растут, развиваются их отношения, меняется обстановка вокруг - восемь лет в кругу ученых и саму Пенни сделали много умнее. Но вы только вспомните, с чего все начиналось. Кейли Куоко начинала свою работу в шоу с образа недалекой соседки, мечтающей о карьере кинозвезды и меняющей бойфрендов чаще, чем Шелдон меняет свои футболки. Да, она не особенно разбиралась в культовом кино и не отличала эффект Доплера от теории струн, но как она была тогда мила. В нее влюбился не только Леонард, но и все зрители.

. Ди и Дон, «Блондинка и блондинка» (2008)

Когда привычные кинематографические стандарты не работают, удваивай ставки - это правило знают все голливудские боссы. Поэтому, когда авторы «Блондинки и блондинки» посчитали, что одним легким сюжетным поворотом о путанице с киллером они зрителя не привлекут, создатели комедии прибегли к экстрамерам - ввели в сюжет сразу двух блондинок, одна другой глупее. Ди и Дон в исполнении Памелы Андерсон и Дэнис Ричардс - подружки, работающие танцовщицами. Перепутавшие их с командой наемных убийц злодеи поручают девушкам устранение бизнесмена, но тем просто не хватает ума, чтобы оценить всю опасность своего нынешнего положения. Впрочем, это же отсутствие мозгов помогает дамам преодолеть все препятствия и раскрыть преступную сеть, даже до конца так и не поняв, во что же они ввязались.

. Шелли, «Мальчикам это нравится» (2008)

Уже выше упоминалось о Анне Фэрис, одну из самых одаренных комедийных актрис своего поколения, но все не могли выбрать, в каком же из фильмов ее героиня наиболее глупа, но при этом очаровательна. Остановились на фильме, вышедшем под протекцией Адама Сэндлера, «Мальчикам это нравится», где Фэрис сыграла бывшую модель журнала Playboy, уволенную из издания и вынужденную начать обычную жизнь вместо нескончаемого гламурного праздника, в котором она крутилась все предыдущие годы. Кроме Фэрис в фильме задействованы и такие красотки, как Эмма Стоун и Кэт Дэннингс, но вы же понимаете, сделать своего персонажа глупее героини Анны не сможет никто. А остаться при этом милашкой - тем более!

. Света, «Что творят мужчины!» (2013)

Напоследок вернемся в отечественный кинопром и заглянем в одну из самых ругаемых комедий современного российского кино - «Что творят мужчины!» Сарика Андреасяна. Безусловно, юмор в этом фильме весьма специфический, но зато и персонажи весьма колоритны, кого ни возьми. Мы взяли глуповатую Свету в исполнении Кристины Асмус - этот набор штампов, который приписывают всем современным молодым «гламурным девицам». В Свете нет ничего живого и ничего искреннего, зато она красива и пользуется этим как единственным своим оружием. Кристине за недолгую свою карьеру пришлось сыграть немало девушек, к которым у мужчины могут возникнуть резонные вопросы, но только вопросы к Свете из «Мужчин» напарываются на столь непроходимую тупость.

Образы блондинок, которые обыгрываются в фильмах, поддерживаются обществом и СМИ, которые не перестают выпускать в прокат фильмы о белокурых девушках. Так, например, в 2014 году вышла американская комедия «Блондинка в эфире» режиссёра и сценариста Стивена Брилла с Элизабет Бэнкс в главной роли, где рисуется типичный образ глуповатой блондинки, которая мечтает стать ведущей новостей. СМИ периодически поддерживает стереотипный образ девушек блондинок в кинематографе.

Заключение

Стереотип - это схематичный, стандартизованный образ или представление о социальном явлении или объекте, в котором концентрируются ценностные предпочтения человека или группы людей.

Данная тема не теряет своей актуальности. СМИ выступают в качестве основного источника стереотипизации ценностей общества. На характер и содержание стереотипов активное влияние оказывает телевидение, которое в силу своей общедоступности в наибольшей степени воздействует на развитие культуры, уклад жизни людей и стереотипы их поведения.

Автор рассмотрел определения понятия, задачи, цели, историю возникновения стереотипа, проанализировал образы белокурых девушек в зарубежном и российском кинематографе. Таким образом, задачи, поставленные автором, выполнены, а именно:

.        Автор раскрыл понятие «стереотип» и изучил механизмы его формирования в процессе массовой коммуникации

.        Рассмотрел корни создания стереотипа в обществе

.        Автор провел анкетирование, которое подтвердило существование стереотипа в обществе и указало на его информированность аудитории

.        Проведен анализ кинематографа, а именно образ девушек блондинок, который используется в большинстве продуктов массмедиа.

Опрос показал, что стереотип о низком интеллектуальном уровне блондинок действительно существует в современном обществе и большинство респондентов утверждает, что узнали об этом из массмедиа.

В информационном пространстве средства массовой информации, выполняя культуроформирующие функции, способствуют созданию стереотипического вида культуры. Механизм влияния СМИ на формирование культурных стереотипов является достаточно сложным, так как любая функция средств массовой информации несет в себе и позитивную, и деструктивную составляющую, соответственно, может способствовать как интеграции, так и дезинтеграции общества.

стереотип коммуникация блондинка кинематограф

Список литературы

Учебники и учебные пособия

. Агеев, B.C. Стереотипизация как механизм социального восприятия. Общение и оптимизация совместной деятельности / В.С. Агеев. М.: - Изд-во Моск. ун-та, 1987. - 177-188 с.

. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М., 1996. - 27 с.

. Майерс, Д. Социальная психология. -7-е изд. / Д. Майерс. - СПб.: Питер, 2005.-749 с.

. Солдатова, Г.У. Психология межэтнической напряженности / Г.У. Солдатова. - М., 1998. - 38 с.

. Мельник, Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты / Г.С. Мельник. - СПб., 1996. - 19 с.

. Роллс, Д. Женщины не умеют парковаться, а мужчины - паковаться! Психология стереотипов / Д.Роллс. - М.: Питер. 2011г. - 54 -56 с.

. Бушнелл Кэндес, Четыре Блондинки / Бушнелл Кэндес. - М.: АСТ, 2008г. - 81- 85 с.

Статьи

. Грушин, Б.А. Массовое сознание: феномен информированности. / Б.А. Грушин. - Вопросы философии. 1971. - № 6. - 27 - 36 с.

. Воронина, О. Свобода слова и стереотипный образ женщины в СМИ / О. Воронина. - Знамя. 1999. - № 2. - 165 -175 с.

. Адамьянц, Т. Телевидение: лекарство или отрава? Проблемы социальной диагностики / Т.Адамьянц. - Журналист. 2000. - № 12. - 52 с.

. Еникеев, М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. / М.И. Еникеев. - М.: Изд-во «ПРИОР», 2002. - 560 с.

. Назаров, М.М. Массовые коммуникации и виртуализация социального пространства в современном обществе /М.М. Назаров. - Социально-гуманитарное знание.-2001.-№ 1.- 233-247 с.

. Ослон А.А. Телевизор в человеке и человек в телевизоре / А.А. Ослон. - Журналист. 2002. - № 9. - 24 -25 с.

. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г. Почепцов. - М.: Мысль, 2001. - 280 с.

Монографии, исследования

. Стасенко, О.В. Влияние средств массовой коммуникации на стереотипизацию массового сознания / О.В. Стасенко. - Ставрополь, 2004. - 197 с.

. Акопян, H.A. СМИ как фактор формирования стереотипов в молодежной среде / Н.А Акопян. - Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет, 2008. - 180 с.

. Васильева, Т.Е. Стереотипы в общественном сознании (социально-философские аспекты) / Т.Е. Васильева. М.: ИНИОН АН СССР, 1988. - 252 с.

Электронные ресурсы

19. Евгений Ухов, «Кто на свете всех глупее, но румяней и белее?» [Электронный ресурс] / Электрон. дан. - URL: <#"873678.files/image001.gif">

Я всегда так думал - 3%




Похожие работы на - Роль средств массовой коммуникации в создании стереотипов (на примере стереотипа о низком интеллектуальном уровне блондинок)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!