Государственная поддержка предпринимательства

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,86 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственная поддержка предпринимательства

Содержание

Введение

. Государство и малый бизнес

. Предпринимательство и общество

. Государственная поддержка малого предпринимательства

Заключение

Список литературы

Введение

За годы реформирования российской экономики в большое самостоятельное направление работы государства выделились его усилия по становлению, поддержке и развитию малого предпринимательства. Многолетние акции по созданию нормативно-правовой основы малого предпринимательства завершились принятием Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». В развитие этого акта с начала 1996 г. начал действовать Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Правительство РФ 4 декабря 1995 г. приняло постановление № 1184 «О федеральном Фонде поддержки малого предпринимательства», Федеральный закон от 24. 07. 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» не вступил в силу.

Федеральный закон о государственной поддержке малого предпринимательства направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В законе установлены формы и методы государственного стимулирования и регулирования всех субъектов малого предпринимательства независимо от предмета и целей их деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности.

Правительством РФ одобрена комплексная программа поддержки предпринимательства и принято решение о ее финансовом обеспечении через созданный Фонд поддержки предпринимательства. Программа предусматривает формирование нормативно-правовой базы, содействие внешнеэкономической деятельности, соответствующие механизмы реализации поддержки - через налогово-кредитную политику, страховую деятельность, лизинг, сеть подготовки кадров и информационного обслуживания.

1. Государство и малый бизнес

Предпринимательство, бизнес - инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Предпринимательство преследует также цель повышения имиджа, статуса предпринимателя (бизнесмена). Прежде всего, сейчас четко определено, какие хозяйствующие субъекты могут обладать статусом малого предпринимательства.

Малое предпринимательство, малый бизнес - предпринимательская деятельность в небольших масштабах; под субъектами малого предпринимательства понимаются физические лица, занятые предпринимательством без образования юридического лица, а также небольшие коммерческие организации.

Во-первых, под субъектами малого предпринимательства понимаются не любые предпринимательские организации, а лишь коммерческие.

Во-вторых, если в уставном капитале коммерческой организации которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов.

В-третьих, средняя численность работников в такой коммерческой организации за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

в промышленности - 100 человек; в строительстве - 100 человек; на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве - 60 человек; в научно-технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица. В случае превышения малым предприятием установленной численности указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством.

Государственное регулирование малого предпринимательства - система скоординированных действий органов государственной власти по формированию и развитию малого предпринимательства.

Ее задачи:

сбалансирование спроса и предложения;

удовлетворение потребностей населения и производителей;

защита интересов субъектов малого бизнеса;

обеспечение добросовестной конкуренции;

недопущение монополизации рынка.

Инструменты:

А) прямые (административное регулирование) и косвенные (экономическое регулирование); общеэкономические и селективные (к определенной сфере);

Б) по формам реализации: налоговые, бюджетные, кредитно-денежные, ценовые, антимонопольные, внешнеэкономические.

Административные методы (формы):

- прямые административные распоряжения, постановления, адресованные к малому бизнесу;

нормативное регулирование - установление правил, регулирующих деятельность субъектов малого бизнеса;

рекомендации, меры контроля и надзора (установление порядка регистрации субъектов малого бизнеса, порядка лицензирования отдельных видов деятельности, госзаказ, установление порядка и условий создания и преобразования объектов инфраструктуры)

Экономические методы: налогообложение, ценовые, кредитование, субвенции, льготы, санкции.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.

Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ является:

1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ является:

1) разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

) участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;

) обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.

2. Предпринимательство и общество

малый предпринимательство государственный регулирование

Конституционная модель российской экономики весьма далека от своего воплощения в жизнь. Внедрение предпринимательства пока не привело к ожидаемым стабилизации и росту народного хозяйства, а сама предпринимательская деятельность характеризуется сложностью и глубокими внутренними противоречиями. В практике хозяйствования и нормативно-правовом регулировании необходимо учитывать складывающиеся тенденции с тем, чтобы активно влиять на положительные процессы и максимально тормозить, устранять отрицательные явления.

Во-первых, все более утверждается представление о предпринимательстве как многообразном явлении современной России, воздействующем на государственную и общественную жизнь.

Во-вторых, можно говорить о более высокой степени зрелости самих российских предпринимателей, осознании ими своей важной социальной роли. Так, в связи со стихийным бедствием - затоплением весной 2001 г. ряда районов Иркутской области предпринимательское объединение «Русский алюминий» оказало области безвозмездную помощь в размере 30 млн. руб. Иногда добрые дела проявляются в более мелких акциях.

В-третьих, качественно изменяется социальный слой предпринимателей. Особую надежду на укрепление и развитие нового способа хозяйствования вселяет быстрый рост интереса к нему со стороны женщин.

В-четвертых, в общественном сознании и предпринимательской практике предпринимательская деятельность, к сожалению, пока еще связывается не столько с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг, инвестициями в промышленность, сельское хозяйство, строительство и т.п., сколько с посредничеством на рынке, скупкой и перепродажей товара с целью наживы, что нередко расценивается общественным мнением как антиобщественное деяние - спекуляция. Предпринимательство еще крайне слабо инициирует и стимулирует отечественного товаропроизводителя.

В-пятых, нарастает опасность все большей криминализации предпринимательства, особенно коммерческой деятельности, его тесного сращивания с преступностью, а всех их вместе - с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Это дискредитирует новые способы хозяйствования, ставит под сомнение их перспективность.

Предпринимательская деятельность будет иметь будущее в России и прочно утвердится как способ хозяйствования при условии учета, в том числе в правовом регулировании, многоаспектности ее прямых и обратных связей с обществом. При этом одной из ведущих идей в рационализации предпринимательства должна стать идея защиты предпринимательства от компрометации в глазах общественного мнения. За годы бесславной перестройки и уже после провозглашения Декларации о государственном суверенитете России мы успели дискредитировать немало перспективных начинаний в сфере экономики. Нельзя допустить, чтобы подобная участь постигла и предпринимательство. У нас просто нет альтернативы, равноценной предпринимательской экономике. Но ведь насильственно предпринимательство не внедришь, и оно не станет полноценной частью нашей экономики, если не получит поддержки народа. Пока же наиболее зримым плодом предпринимательства является известное и некоторым другим странам негативное состояние, когда новые богатые становятся богаче, а бедные еще беднее. Средний денежный доход российских граждан равен примерно к 10% к уровню данного показателя в США. Доля заработной платы в валом внутреннем продукте снизилась за годы реформ с 50 до 30%. Необходимо всеми средствами, в том числе правовыми, поставить заслон этой разрушительной для предпринимательства тенденции. Оно нуждается в поддержке общественным мнением, тем более что многие десятилетия людям внушали представление о частнопредпринимательской, коммерческой деятельности как не просто антиобщественной, а преступной. Намечаемые Правительством РФ по сокращению доли населения, живущего за чертой бедности (а она составляет десятки миллионов людей), - на 15% к 2010 г. и на четверть - к 2015 г. вряд ли вызовут согласие в обществе.

Предпринимательство тесно связано и непрерывно взаимодействует со всеми сферами общества. Первый аспект этого взаимодействия - его прямые и обратные связи с экономической сферой общества, в пределах которой предпринимательство только и может осуществляться. Предпринимательство должно быть обосновано экономически, логично вписываться в систему производственных отношений, демонстрировать преимущества перед планово-централизованной экономикой и иными непредпринимательскими способами хозяйствования, обеспечивать более эффективное использование материальных и финансовых ресурсов, научно-технический прогресс, рост производительности труда. Общая задача теоретиков и практиков - выявить внутренние резервы предпринимательства, использовать его позитивные возможности подчинить их эффективному реформированию народного хозяйства.

Второй аспект взаимодействия предпринимательства и общества отражает взаимосвязь предпринимательства с социальной сферой общества. Развитие предпринимательства должно сопровождаться повышением благосостояния населения, более полным удовлетворением насущных потребностей людей, не должны вести к резкой поляризации различных групп граждан по уровню доходов, бездумному проматыванию национального богатства.

Следует наладить действенный государственный и общественный контроль над доходами, а при определенных условиях и ограничивать их. Необходимы, в частности, более действенные меры контроля за соответствием реальных и декларируемых доходов физических лиц, предусматривающее ужесточение ответственности в случае обмана государства, в том числе конфискацию имущества.

Третий аспект - взаимосвязь предпринимательства с политической сферой общества. Надлежит обеспечить поддержку, лоббирование предпринимательской деятельности со стороны государства, органов местного самоуправления, иных влиятельных политических сил общества. Без этого не утвердится авторитет предпринимателя в обществе, не будут созданы благоприятные условия для предпринимательской деятельности.

Четвертый аспект - взаимосвязь предпринимательства с духовной сферой общества, интегрирующей все другие сферы общества в единое целое. Надо добиться позитивного восприятия предпринимательства широким общественным мнением, что предполагает глубокие перемены в сознании, в психологии российских граждан. Лишь при этом условии предпринимательство и общество свяжут живительные встречные потоки, из сознания людей будет искоренено представление о предпринимателях как стяжателях, «мистерах-твистерах миллионерах», «купчинах толстопузых». Предприниматели приобретут благоприятный имидж, и их корпус будет пополняться честными инициативными россиянами.

3. Государственная поддержка малого предпринимательства

Государственная поддержка малого предпринимательства реализуется по следующим направлениям:

формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий;

упрощенные процедуры контроля и надзора за работой малых предпринимателей.

Факторы, способствующие развитию малого предпринимательства: наличие трудовых ресурсов; наличие материальных ресурсов; незагруженные мощности; законодательство.

Факторы, ограничивающие развитие малого предпринимательства: низкая платежеспособность; отсутствие финансов; отсутствие квалифицированных специалистов; криминал; правовая безграмотность; бюрократизм; валютная нестабильность; внутренняя нестабильность.

Малое предпринимательство быстро занимает свободные ниши, снижает цены на товары и услуги, быстро внедряется в отрасль, способствует рынку, наполняет бюджет, использует местные ресурсы, снижает безработицу.

Проблемы малого бизнеса: нехватка производственных и ресурсных мощностей; несовершенство налогового законодательства; политическая нестабильность.

Президент РФ в Послании 2002 г. особо указал на необходимость, не ограничиваясь уже принятыми общими мерами по дебюрократизации работы хозяйствующих субъектов, предпринять дополнительные шаги, в том числе путем внесения изменений в законодательство, к сведению до минимума контрольно-надзорных проверок малых предприятий вплоть до установления своего рода «моратория» на проверки, хотя бы на первые три года работы.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Правительство РФ ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на ее реализацию.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления разрабатывают и проводят в жизнь мероприятия по содействию в обеспечении субъектов малого предпринимательства современным оборудованием и технологиями, в создании сети технопарков, лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры, создаваемых в целях поддержки субъектов малого предпринимательства. Президент РФ в Послании 2002 г. прямо обратился к региональным властям: «Ваша поддержка малому предпринимательству сегодня абсолютна необходима. Решения федеральных властей по-настоящему заработают лишь при наличии реальных действий на территориях России».

Важная мера государственной поддержки субъектов малого предпринимательства - установление государственных гарантий производства и сбыта их продукции. Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривают резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд. Государственные заказчики при формировании и размещении заказов и заключении государственных контрактов на закупку и поставку продукции и товаров (услуг) для государственных по видам продукции, отнесенным Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации к приоритетным, обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15% общего объема поставок данного вида продукции для государственных нужд на основе конкурсов на указанные поставки, проводимых между субъектами малого предпринимательства.

Одним из действенных средств влияния государства на малое предпринимательство служат налоги. За годы реформ издавались различные нормативные правовые акты о порядке налогообложения малого предпринимательства, исчисления их налогооблагаемой базы. Своего рода черту здесь подвел Налоговый кодекс РФ, утвержденный Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ. Пункт 2 ст. 54 гласит: «Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам».

Совместным приказом Министерства финансов и Министерства РФ по налогам и сборам от 21 марта 2001 г. № 24н/БГ-3-08/419 утвержден Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей. Данные этого учета используются для исчисления налоговой базы по налогам, уплачиваемым индивидуальными предпринимателями в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации. Однако указанный Порядок не распространяется на доходы индивидуальных предпринимателей, по которым применяется упрощенная схема налогообложения, учета и отчетности, предусмотренная для субъектов малого предпринимательства, а также на доходы, по которым уплачивается единый налог на вмененный доход.

Несмотря на предпринимавшиеся меры вопрос о налогообложении малого предпринимательства нельзя считать до конца решенным. Реформа продолжается, ее цель - максимально облегчить налоговое бремя на этот развивающийся сектор экономики, предельно упростить сам порядок исчисления налогов.

Субъекты малого предпринимательства в силу их «малых» возможностей, как никакие иные хозяйствующие субъекты, нуждаются тесной взаимосвязи и взаимодействии, опоре на такие же малые коммерческие организации, как и они сами. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны оказывать поддержку в организации и обеспечении деятельности союзов субъектов малого предпринимательства, создаваемых в установленном порядке как общественные объединения в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для развития малого предпринимательства, добросовестной конкуренции, повышения ответственности и компетентности субъектов малого предпринимательства, коллективной защиты их интересов в органах государственной власти.

В целях совершенствования системы государственной поддержки малого предпринимательства, координации деятельности союзов субъектов малого предпринимательства из числа представителей органов государственной власти, союзов субъектов малого предпринимательства, общественных объединений предпринимателей при органах исполнительной власти Российской Федерации, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления могут создаваться советы по развитию малого предпринимательства, функции и полномочия которых определяются соответствующими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

В последние годы положение в малом предпринимательстве остается стабильным, не меняясь в лучшую сторону. В стране насчитывается более миллиона малых предприятий со средней численностью постоянно работающих на них 9 - 10 человек. По территории России они расположены крайне неравномерно. На Москву их приходится около 29%.

Кредитование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства. При этом кредитные организации, осуществляющие кредитование субъектов малого предпринимательства на льготных условиях, пользуются льготами в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации.

Фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях.

Заключение

Государственная поддержка союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства заключается в обеспечении их на льготных условиях помещениями и средствами связи, которые необходимы для деятельности указанных союзов (ассоциаций) и создаваемых ими предприятий, учреждений и организаций, а также для проведения организационных или публичных мероприятий. Поддержка осуществляется и путем привлечения представителей союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства к подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, оказания им содействия в использовании средств массовой информации для популяризации идей малого предпринимательства.

В нормативных правовых актах и научной литературе наряду с малым часто фигурируют средние предприятия. Показатели, по которым предприниматель и его предприятие относятся к последним, компетентными государственными органами не установлены. В условиях правового вакуума наметилась тенденция к объединению тех и других в одну группу хозяйствующих субъектов, что было бы неправильным хотя бы потому, что государство не в состоянии в полной мере гарантировать преимущества и льготы, уже установленные малому предпринимательству. Так, 20 мая 2002 г. на совещании у Президента РФ получило одобрение предложение «считать предприятиями малого и среднего бизнеса те из них, оборот которых составляет до 15 млн. рублей». Вместе с тем, в проводимых дискуссиях высказаны интересные суждения о необходимости определить параметры крупного предприятия таким образом, чтобы они способствовали предупреждению, недопущению его дробления на малые ради получения положенных им преимуществ и льгот.

Список литературы

1. Ершова И.В. Предпринимательское право - М.; Юриспруденция - 2006.

. Гражданский кодекс Российской Федерации.

. Лапуста М.Г. и др. Предпринимательство - М.; ИНФА - М, 2000.

. Макеева В.Г. Культура предпринимательства. - М., 2002.

. Резник С.Д. Организационное поведение. - М.; ИНФРА - М, 2006.

. Социальная психология и этика делового общения / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М., 1995.

. Шихерев П.В. Введение в российскую деловую культуру: Учебное пособие. - М., 2000.

Похожие работы на - Государственная поддержка предпринимательства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!