Статистика малого бизнеса в Пермском крае

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    891,01 Кб
  • Опубликовано:
    2015-11-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Статистика малого бизнеса в Пермском крае

Содержание


Введение

1. Понятие малого бизнеса

2. Статистика малого бизнеса в Пермском крае

3. Статистические данные о поддержке малого бизнеса в в Пермском крае

Заключение

Список использованной литературы

Введение


Рассматривая роль малого бизнеса в России, было отмечено, что она все еще очень мала и на данный момент составляет не более 20-25% по разным оценкам. Обороты малых предприятий в расчете на одно предприятие, наоборот, снижаются, а обороты в расчете на одного индивидуального предпринимателя повышаются. Вместе с тем сокращается количество замещенных рабочих мест в расчете на одно предприятие, работающее в секторе малого бизнеса.

Государственная политика поддержки малого бизнеса в России, несмотря на большое количество проводимых с конца 1990-х годов XX века программ, не привела к серьезному улучшению делового климата в секторе малого бизнеса, и не позволила предприятиям данного сектора стать драйверами роста экономики страны. Это может говорить о ее неэффективности.

Несмотря на то, что механизм государственной поддержки малого предпринимательства в России основан на программно-целевом методе, его основная реализация спущена на мезоуровень без учета региональных особенностей развития. Безусловно, на сегодняшний день имеются программы для дотации таких регионов, но при всем при этом цели у федерального правительства и регионального не всегда совпадают. Отсутствие единой цели приводит к дисбалансу в самой основе поддержки малого предпринимательства.

Другой проблемой является то, что в нашей стране механизмы, методы и способы поддержки малого бизнеса прописаны одной строкой в каждой программе, однако каждый из секторов предпринимательства отличается от другого многими факторами, которые не учтены в этих программах. Отсутствие дифференциации программ для малого бизнеса также не приводит к повышению их эффективности. Вместе с тем исторически в нашей стране сложились особенности развития малого бизнеса, который не может в силу экономических причин ориентироваться на один продукт, не приемлет психологически субподряд и франчайзинг, не стремится к объединению в союзы и ассоциации, но при этом нацелен на выход на международные рынки.

Таким образом, основной целью контрольной работы является изучение статистики малого бизнеса в Пермском крае и данных о его государственной поддержке.

При выполнении контрольной работы использовались нормативно-правовые акты, учебные им методические пособия, а также материалы периодических изданий.

1.     
Понятие малого бизнеса


Малый бизнес - это частный бизнес, численность персонала которого невелика, и который характеризуется относительно низким объёмом продаж. Малым бизнесом обычно является частное предприятие, товарищество или объект индивидуальной предпринимательской деятельности. Предприятия малого бизнеса распространены во многих странах, типичными примерами являются: мелкие производственные предприятия, мини-маркеты, небольшие магазины, парикмахерские, рестораны, мелкие гостиницы, а также различные виды онлайн - бизнеса, например веб - дизайн, программирование, и т.д.

Юридическое определение «малого бизнеса» сильно варьируется в зависимости от государства и отрасли. В России понятие «малый бизнес» определено в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В РФ существуют следующие требования к малому бизнесу:

Доля внешнего участия в капитале фирмы должна быть менее 25%;

Средняя численность работников предприятия должна составлять от 101 до 250 человек для среднего бизнеса, менее 100 человек для малого бизнеса. К малому бизнесу также относятся микропредприятия, численностью менее 15 человек.

Выручка фирмы в год без учета налога на добавленную стоимость должна составлять менее 60 млн. рублей для микропредприятия, менее 400 млн. рублей для малого бизнеса и менее 1 млрд. рублей для среднего бизнеса по постановлению Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2013 г. N 101.

Согласно статье 3 Федерального закона Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства является деятельностью органов государственной власти всех уровней, включая местную власть, и заключается в создании и работе инфраструктуры таковой поддержки, деятельность которой направлена на претворение в жизнь мероприятий, которые предусмотрены федеральными, региональными и муниципальными программами развития малого и среднего бизнеса.

Таким образом, российский механизм государственной поддержки малого бизнеса основан на программно-целевом методе, а под государственной поддержкой малого бизнеса понимается экономическое и организационное обеспечение предпринимательской среды, формирующей благоприятные условия для его развития. В Российской Федерации субъектами государственной поддержки выступают органы законодательной, исполнительной и судебной власти на федеральном, региональном и местном уровнях.

Согласно ст. 6 рассматриваемого закона, основные принципы государственной политики в области развития предпринимательства в Российской Федерации определены одновременно и для малого, и для среднего предпринимательства. Это является принципиальным отличием в подходах к государственной поддержке малого и среднего бизнеса в России и странах с развитой рыночной экономикой. В индустриально развитых странах, в отличие от России, конкретизирована система критериев, по которой определяется масштаб бизнеса, позволяющий классифицировать его как малый или средний. Эти критерии достаточно отражают принцип селективности, т. е. зависят от отраслевой принадлежности субъекта предпринимательства и его вида деятельности. В одних секторах национального хозяйства, в зависимости от стоящих перед государством целей, определяющим является численность работающих, в других - размер оборота и прибыли.

Основной целью государственной политики России по развитию малого и среднего бизнеса Законом указывается оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств.

2.      Статистика малого бизнеса в Пермском крае


По состоянию на 01.01.2014 г. в г. Перми действует 12,6 тыс. малых предприятий (таблица 2.1).

Таблица 1 -Динамика малого предпринимательства в Пермском крае за 2011-2013 г.г.

Наименование показателя

01.01.2012

01.01.2013

01.01.2014

Количество малых предприятий, тыс.

9,3

10,5

12,6

К уровню прошлого года, %

103%

113%

120%


По основным показателям структуры наблюдается положительная динамика развития субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города (рисунок 2.1).

Так, по сравнению с 2012 годом количество малых предприятий увеличилось на 20% (10,5 тыс. малых предприятий), в 2012 году число малых предприятий увеличилось на 13% (9,3 тыс. предприятий), в 2007 г. в сравнении с 2006 годом прирост составил порядка 3,3% (9 тыс. предприятий).

Рисунок 1. - Динамика основных показателей структуры малых предприятий г.Перми, % (рост)

Также по состоянию на 01.01.2014 г. на 1000 человек постоянного населения города приходится в среднем около 12,7 малых предприятий из числа действующих (прирост - 15,4%), в 2012 году показатель составлял 11 малых предприятий из числа действующих (прирост - 15%), в 2007г. данный показатель составлял 9,6 единиц (прирост - 5,5%), в 2006 году - 9,1 малых предприятий.

Распределение малых предприятий по видам экономической деятельности показало, что наиболее привлекательной для малого бизнеса по-прежнему является сфера торговли. По итогам 2013 году более трети малых предприятий (40% всех малых предприятий) относится к данной сфере, где трудился почти каждый третий из числа работающих на малых предприятиях (рисунок 2).

Рисунок 2 - Распределение количества малых предприятий г. Перми по видам экономической деятельности, %

Кроме того, значительное развитие малые предприятия получили в деятельности, связанной с операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг. Этим видом деятельности занималось почти каждое пятое предприятие (порядка 20%) из общего числа.

В строительстве сосредоточено порядка 15% малых предприятий.

В сфере промышленного производства функционировало порядка 1000 предприятий, или 8% от их общего количества.

В промышленной деятельности значительная доля малого бизнеса сосредоточена в обрабатывающем производстве - 91,5% от общего числа промышленных предприятий. На долю малых предприятий по добыче полезных ископаемых приходилось только 3,2%, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 5,3% всех предприятий, занимающихся промышленным производством.

В таких видах экономической деятельности, как рыболовство и рыбоводство, образование, сельское хозяйство малое предпринимательство еще не получило широкого распространения (доля малых предприятий составляет менее 1%).

Следует отметить значительную долю микропредприятий в общем количестве малых предприятий на территории города в 2013 году - 78,6% или 9,9 тыс. микропредприятий (таблица 2).

Таблица 2 - Основные показатели деятельности микропредприятий и малых предприятий г. Перми, на 01.01.2014 г.


Малые предприятия

Микропредприятия

Число действующих предприятий, ед

10499

7843

Средняя численность работников, чел

107481

27470


Т.е. среди малых предприятий преобладают такие предприятия, в которых численность работников не превышает 15 человек, а выручка - 60 млн. рублей.

Причем наиболее высокая доля микропредприятий (более 80%) в общем числе малых предприятий отмечалась в финансовой деятельности, образовании, оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования.

Масштабы деятельности микропредприятий по основным экономическим показателям не так значительны по сравнению с малыми предприятиями, как по соотношению количества предприятий. За исключением количества микропредприятий, их экономические показатели не превышают 30% от показателей всех малых предприятий. 

Несмотря на это малый бизнес продолжает испытывать серьезные трудности: недостаточность собственных финансовых средств, усложненность порядка получения кредитов, механизма взимания налогов и платежей, нехватка квалифицированных кадров, отсутствие должной социальной защищенности работников малых предприятий. Многие малые предприятия становятся многопрофильными в силу неустойчивости рынка и нестабильности нормативно-правовой базы. Основная часть малого предпринимательства сосредоточена в краевом центе, а в большинстве районов Пермского края наблюдается слабое развитие малого бизнеса.

Таким образом, развитие малого предпринимательства в Пермском крае - при сохранении существующих тенденций - все более будет отставать от потребностей рыночной экономики, что не позволит реализовать предпринимательский ресурс общества для решения экономических и социальных задач.

В целях развития малого и среднего предпринимательства в Пермском крае реализуется долгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2012-2014 годы», утвержденная постановлением Правительства Пермского края от 4 мая 2012 г. № 282-п (далее - Программа).

Основными целями Программы являются:

         создание условий для развития малого и среднего предпринимательства во всех отраслях экономики;

         увеличение количества занятых в малом и среднем бизнесе в Пермском крае.

Для достижения поставленных целей Программой предусмотрены различные виды кредитно-финансовой поддержки малого и среднего бизнеса. Одним из самых значимых направлений поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является предоставление субсидий на реализацию мероприятия по субсидированию части затрат, связанных с уплатой субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договора лизинга оборудования и лизинговых платежей.

3.      Статистические данные о поддержке малого бизнеса в Пермском крае


На реализацию мероприятий краевой целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2008-2012 годы» в бюджете Пермского края на 2012 год было предусмотрено 21 250,9 тыс. рублей. Исполнено по состоянию на 1 января 2013 года 21 250,9 тыс. рублей, что составляет 100% от бюджетных назначений на 2012 год.

За счет средств федерального бюджета на 2011 год было предусмотрено 47 981 тыс. рублей, в том числе за счет остатков средств 2010 и 2011 годов 42 594,45 тыс. рублей. Раскассировано 29 882,7 тыс. рублей. Исполнено по состоянию на 1 января 2013 года 29 882,7 тыс. рублей, что составляет 62,3% от бюджетных назначений на 2012 год и 100% от раскассированных средств. Остаток неисполненных средств федерального бюджета составил 18 098,3 тыс. рублей.

По направлению «Финансово-кредитная поддержка»:

. Развитие микрофинансирвоания, в том числе формирование (пополнение) фондов. Мероприятие реализуется с 2010 года. В 2012 г. Министерством были перечислены средства федерального бюджета двум муниципальным фондам поддержки предпринимательства в общей сумме 4 813,36 тыс. рублей.

В результате реализации мероприятия, микрофинансовые организации пополнили свои фонды для выдачи займов малым и средним предприятиям.

Всего с начала реализации мероприятия количество выданных займов субъектам малого и среднего предпринимательства за счет средств регионального бюджета составило 107 ед., из средств федерального бюджета выдано займов - 225 ед.

. Мероприятие «Предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам субъектов малого и среднего предпринимательства» реализуется с мая 2009 года. За 2012 г. субсидии предоставлены 19 субъектам малого и среднего предпринимательства на общую сумму 7 605 тыс. рублей. Проекты субъектов малого и среднего предпринимательства реализуются в сфере производства, торговли, бытовой и социальных сферах.

По направлению «Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства»:

. По мероприятию «Строительство 2-х этажного здания «Бизнес-инкубатора» Пермский край, г. Чусовой, ул. Коммунистическая, 18» за счет федерального бюджета в бюджет Чусовского городского поселения перечислено 5 584,33 тыс. рублей.

По состоянию на 01.01.2013 года выполнены следующие работы по Проекту: работы нулевого цикла, устроены фундаменты, возведен каркас здания, выполнены перекрытия 1-го и 2-ого этажей, стены, мягкая кровля, установлены окна, смонтирована система отопления, проведены внутренние штукатурные работы, проведены наружные сети газоснабжения, водоснабжения, канализации, теплоснабжения, выполнено устройство каркаса внутренних перегородок, устроен заливной пол, устроена система вентиляции, внутренняя электропроводка, локальная вычислительная сеть, подведено электричество к зданию, проведена вертикальная планировка территории, проведены внутренние отделочные работы, асфальтирование территории вокруг здания и озеленение. Техническая готовность объекта составляет 100 %. 26 декабря 2012 года состоялось официальное открытие бизнес-инкубатора и началась подготовка к отбору и размещению первых резидентов бизнес-инкубатора.

Остаток федеральных средств в сумме 328,5 тыс. рублей сложился по причине экономии по смете на строительство.

. По мероприятию «Создание инновационно-производственного бизнес-инкубатора, г. Соликамск» в 2012 году из бюджета Пермского края в бюджет города Соликамска перечислено 13 285,16 тыс. руб. федеральных финансовых средств.

В период с 13 февраля по 31 мая 2013 года Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС (Институт), в рамках договора на оказание услуг с «Пермским фондом развития предпринимательства» от 13 февраля 2013 года № 1295, были реализованы специальные тематические программы переподготовки и повышения квалификации, направленные на развитие предпринимательской грамотности и профессиональных компетенций, а также способствующие повышению производительности труда и росту конкурентоспособности предпринимателей Пермского края.

Основной целью образовательной программы являлось совершенствование управленческих компетенций владельцев и управленческого персонала предприятий малого и среднего бизнеса в области формирования и совершенствования стратегий развития бизнеса, в условиях ограниченности ресурсов.

Рисунок 3 - Для слушателей, обучившихся по предлагаемой тематике, %

Программа была составлена с учетом требований образовательных стандартов профессионального образования, и направлена на обучение слушателей современным методам и технологиям управления, формированию управленческих компетенций владельцев и управленческого персонала компаний. Каждая программа модуля рассчитана на 24 часа, общая продолжительность модуля составляет 72 часа. Слушатели имели возможность посетить как отдельные семинары, так и прослушать полный курс. По окончании каждой из трех программ слушатели получали сертификат МИРБИС, а прошедшие все три программы - удостоверение о краткосрочном повышении квалификации государственного образца.

Программа осуществлялась в гг. Пермь, Чайковский, Краснокамск, Кунгур, Соликамск, Березники, Чернушка.

Данный выбор был обусловлен рядом факторов:

. Активность предпринимательской деятельности в МО.

. Эффективность взаимодействия Института МИРБИС с территориальными фондами поддержки предпринимательства данных МО.

. Достаточно высокий показатель запросов предпринимателей указанных МО.

Рисунок 4 - Количество слушателей в различных городах Пермского края, %

Слушатели обучались в группах по 25-30 человек, количество групп составило 18.

Рисунок 5. - Гендерный состав слушателей курсов повышения квалификации, %

Исследования групп, изучение анкет позволяет произвести возрастной анализ состава обученных предпринимателей. Показатели распределились следующим образом:

Таблица 3 - Возрастной состав обученных предпринимателей

Возрастной диапазон

Количество слушателей

До 25 лет

63

26 - 30

99

31 - 35

88

36 - 40

83

41 - 45

69

46 - 50

47

51 год и старше

101


Наиболее распространенными видами деятельности обученных предпринимателей и сотрудников организаций малого и среднего бизнеса являлись:

Таблица 4 - Сфера деятельности предпринимателей

Наименование сферы деятельности

Доля слушателей, %

Сфера услуг (в т.ч. монтажно-строительные работы, дизайн, организация общественного питания, туристический бизнес, юридические и медицинские услуги, реклама, охранные услуги и т.д.)

51%

Оптовая и розничная торговля (в т.ч. торговля продуктами питания, цветами, строительными материалами и инвентарем и т.д.)

30%

Производство (в т.ч. производство мебели, деревянных конструкций для строительства домов, игрушки, производство полимеров)

12%

Строительство (дома, дачи, садовые сооружения, дороги и т.д.)

 7%


В целях обеспечения набора участников на образовательные программы: «Управление мотивацией коллектива», «Малобюджетное продвижение товаров и услуг», «Базовые стратегии малых компаний» был подготовлен и реализован план проведения рекламно-информационных мероприятий.

Выбор источников информирования потенциальных слушателей и размещения рекламно-информационных сообщений определялся географическим, социальными и поведенческими факторами представителей целевой аудитории.

По результатам работы на тематических семинарах слушателями были заполнены анкеты «обратной связи», отражающих степень удовлетворенности итогами обучения.

В результате анализа анкет были получены следующие данные:

Рисунок 6 - Показатели удовлетворенности информационным обеспечением курса, %

Рисунок 7- Показатели удовлетворенности содержанием курса, %

 

Рисунок 8- Показатели удовлетворенности раздаточным материалом, %

При этом стоит отметить, что в своих рекомендациях слушатели высказывали пожелание об обязательном предоставлении им материалов не только в печатном, но и в электронном виде, об увеличении количества страниц для ведения дополнительных записей.

Анкеты обратно связи позволили оценить также эффективность предложенного формата проведенных занятий, который подразумевал и предоставление теоретического материала, и отработку практических упражнений, и обсуждение актуальных проблем предпринимателей.

Отдельно, по 5-балльной шкале, оценивались и преподаватели каждого курса.

Не смотря на высокую оценку качества и эффективности реализации образовательных программ, предпринимателями и сотрудниками субъектов малого и среднего бизнеса был высказан ряд предложений и замечаний по организации процесса обучения.


Рисунок 10 - Показатели удовлетворенности качеством подачи материала, %

Рисунок 11 - Показатели удовлетворенности профессионализмом тренера, %

Таблица 6- Замечания по реализации образовательных программ

Рекомендации и пожелания слушателей

Замечания слушателей

- Организовать, по возможности, занятия по изучению правовой практики ведения бизнеса; - Увеличить количество часов на изучение тем, сделать курс более «глубоким» и прикладным; - Обеспечивать слушателей большим количеством методических пособий и книг по бизнес-тематике; - Разместить предлагаемые к изучению материалы в Интернете; - Осуществлять видеозапись занятий и предоставлять слушателям возможность ею пользоваться (раздавать на дисках или размещать на специально портале); - При учебных формировании групп учитывать уровень подготовки слушателей и опыт ведения бизнеса; - Обеспечить возможность проведения личных консультаций преподавателями.

- Более детально и точно формировать расписание занятий; - Занятия проводить в аудитории, обеспечивающей удобство конспектирования (парты, столы, стулья с откидными столиками и т.п.)


Принимая во внимание успешность реализации данного проекта, заинтересованность слушателей в продолжении обучения необходимо решить следующий ряд вопросов:

)        Продолжить работу с Пермским фондом поддержки предпринимательства на предмет продолжения образовательных программ;

)        Проработать формат обучения удобный и востребованный для предпринимателей Пермского края и финансово-оптимальный для МИРБИСа.

 

Заключение


Для решения выявленных проблем необходимо использовать следующие методы:

         широкое информирование малого предпринимательства о применяемых государственных и региональных программах поддержки;

         законодательно конкретизировать статус заказчика относительно коммерческих предприятий, получивших государственные заказы, с целью возможности передачи части заказа малым предприятиям;

         законодательного закрепления обязанности крупного предприятия, получившего государственный заказ, передать от 10 до 20% его объема малым предприятиям;

         принять государственные программы, нацеленные на повышение технического и технологического уровня малого бизнеса;

         импортируемые приборы и оборудование, которые не выпускает местная промышленность, предназначенные для проведения исследований и освоения высоких технологий, освобождать от таможенной импортной пошлины;

         расширить поддержку, оказываемую фондами поддержки малого предпринимательства на все сферы деятельности малого бизнеса;

         рассмотреть возможность безвозмездного субсидирования предприятий, взявших кредиты незадолго до кризиса либо во время него и не сумевших расплатиться по долгам, на основе анализа возможного восстановления работоспособности таких предприятий;

         малые предприятия, участвующие в промышленных округах и кластерах, с момента регистрации полностью освободить от подоходного налога за первые 3 года, 50% налога - за вторые 3 года, и, начиная с седьмого года, ввести подоходный налог полностью;

         для предприятий, стоимость производства на экспорт которых превышает 50% их годовой валовой продукции, снизить подоходный налог в 1,5 раза относительно обычного тарифа предприятия;

         ввести государственное субсидирование процентных ставок коммерческих банков по продуктам, направленным на кредитование малых и средних предприятий по низким ставкам на длинные сроки.

бизнес предпринимательство экономический

Список использованной литературы


1.   Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ(ред. от 28.12.2013)"О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 30.07.2007, N 31, ст. 4006

2.      Федеральный закон от 05.07.2010 N 153-ФЗ(ред. от 23.07.2013)"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"// "Собрание законодательства РФ", 12.07.2010, N 28, ст. 3553.

.        Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 N 101"О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства"// "Собрание законодательства РФ", 18.02.2013, N 7, ст. 646

.        Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ(ред. от 23.07.2013)"О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"// "Собрание законодательства РФ", 05.07.2010, N 27, ст. 3435

5.   Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"// "Собрание законодательства РФ", 08.04.2013, N 14, ст. 1652

.     Агеев С.В. Приоритетная поддержка малого и среднего бизнеса как важнейший фактор экономической безопасности страны // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - N 18. - С.62-66.

7.      Аджикова А.С. Малое предпринимательство в субъектах Северо-Кавказского федерального округа: оценка состояния, особенности и перспективы развития // Нац. проекты. - 2013. - N 12. - С.62-71.

8.   Барометр Деловой России. Специальный выпуск: Карта промышленных кластеров России. - М.: Деловая Россия, 2013. - № 3. - 40 с.

9.      Винокурова М.В. Предпринимательство как конкурентное преимущество региона // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) (электронный журнал). - 2013. - № 3. - С. 9.

10.    Калинин А.В. Анализ развития и состояние малого и среднего бизнеса в мире // Экономика, предпринимательство и право. - 2013- № 4 (4) <http://www.creativeconomy.ru/journals/epp/archive/15390/>. - С. 3-12.

.        Лымарь Е.Н. Эффективность государственной поддержки малого и среднего бизнеса как участников рынков с монополистической конкуренцией // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 10. - С. 95-101.

.        Официальный сайт Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!