Социально-экономические проблемы формирования среднего класса

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    201,65 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социально-экономические проблемы формирования среднего класса

МиНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«тюменский государственный нефтегазовый университет»

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

Кафедра МТЭК



КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

Экономическая теория

на тему

Социально-экономические проблемы формирования среднего класса











Тюмень 2015

Введение

Заводя речь о «среднем классе», следует понимать, что это очень противоречивое понятие, хотя и часто используемое. Под одним термином объединяются довольно разные группы, и даже классы (в более строгом значении этого слова).

При этом говорящие о нем делятся в целом на два больших лагеря. Первые сетуют на то, что средний класс все никак не появится, и усматривают в этом трагедию реформенной России. Вторые утверждают, что средний класс уже сформировался, но мы просто не определили пока его границ и «штатного состава».

Однако все сходятся в одном: средний класс - это принципиально важно. Ему начинают приписывать если не сверхъестественные способности, то уж по крайней мере заведомо противоположные черты. Средний класс выступает и как проводник «подлинных» реформ, и как их прямое наследие, результат. Его рассматривают как мощный двигатель преобразований и в то же время как гарант стабильности, устойчивости в обществе. Это сила, которую следует всячески активизировать, и одновременно широкая платформа, на которую можно опереться. Возникает образ социальных слоев, которые смогут буквально все и сразу: налоги заплатят по официальной ставке и одновременно поднимут эффективный спрос на потребительских рынках, разовьют собственный малый бизнес и обеспечат прилив желанных инвестиций. А вдобавок проголосуют за нужные политические фигуры.

Что же скрывается за красивой вывеской «Добро пожаловать в средний класс!»? Кто принадлежит к среднему классу (или надеется принадлежать)?

Добро пожаловать в средний класс!

Стратификация по классам имеется уже у Платона 428 или 427 до н. э., - 348 или 347 до н. э. в «Государстве». Три сословия по Платону - стражи, войны, ремесленники, являются гражданами идеального государства. При этом само идеальное государство является, выражаясь современными терминами «обществом среднего достатка», бедность и богатство признаются злом. «- Значит, и от того, и от другого - и от бедности, и от богатства - хуже становятся как изделия, так и сами мастера.

Это очевидно.»

Кроме того рассматривая один из видов несовершенного государственного строя «демократию», Платон также разделяет его граждан на три сословия трутней (правителей), богачей (соты трутней) и народ (пчел). Что интересно, трутни для того чтоб склонить пчел в свою сторону силой забирают у сот мед, и отдают его пчелам. Здесь, можно провести параллель с современным государством. Государство через налоги перераспределяет прибыли корпораций, формируя многочисленный класс граждан, зависимых от государства, а соответственно и преданных ему.

Само понятие «средний класс» впервые использовал драматург Еврипид ок. 420 г. до н. э. в своей трагедии «Умоляющие». Он выделял 3 класса: богачей, бедняков и средний класс. «В государстве три класса есть: во-первых, богачи, для города от них нет пользы, им бы лишь для себя побольше. Но опасны и бедняки и чернь, когда свое с угрозою подъемлют на имущих отравленное жало, подговорам послушная витий. Лишь средний класс для города опора; он законам покорствует и власти».

Далее понятие «средние слои» применительно к обществу использовал Аристотель, который утверждал, что чем больше будет эта социальная прослойка, тем стабильнее будет и само общество. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй… Они не стремятся к чужому добру, как бедняки, а прочие не посягают на то, что этим принадлежит, подобно тому как бедняки стремятся к имуществу богатых.»

Более определенно черты среднего класса проявляются в Новое время, когда рождается тип европейского буржуа. В XIX в. понятие «среднего класса» стали употреблять достаточно широко, обозначая им также фермеров и вообще все категории не слишком богатого, но материально независимого населения.

Концепция среднего класса набрала силу в идейном противостоянии с ортодоксальным марксизмом, который еще с конца XIX столетия пытался продвигал идею о неизбежной поляризации капиталистического общества и размывании средних слоев. Вскоре по этому принципиально важному идейному пункту марксизм был «признан» поверженным, несмотря на то, что отдельные попытки говорить о поляризации «левые» делают и по сей день.

Оттеснив ортодоксальные взгляды о поляризации, сама идея среднего класса трансформировалась впоследствии выхолощенной в другой миф. На этот раз речь идет о мифе либерального толка, рожденном, разумеется, уже не в Европе, а в заокеанских Соединенных Штатах, - о превращении развитого буржуазного общества в так называемое «общество среднего класса». Возник антиклассовый вариант классовой теории. В подобном обществе происходит не просто качественное повышение материального уровня жизни рабочего класса и других нижних слоев, которые вкушают спелые плоды цивилизации и приобщаются к очевидным достижениям массового производства. Нижние слои помимо этого проникаются системой «буржуазных» ценностей, на которых строится широкий общественный консенсус, и вливаются, таким образом, в ряды среднего класса.

Понятно, что если такой «класс» грозит вобрать в себя все основные социальные слои, то проблема среднего класса снимается, а сам он становится абсолютно безразмерным. Так «светлый» миф об обществе среднего класса пришел на смену «темному» мифу о поляризации. Новый миф успешно отработал свое, однако уже к концу 50-х годов начал давать серьезные сбои. Произошло «новое обнаружение бедности», или открытие «второй нации», которая живет в замыкающемся мире «альтернативных» субкультур и никак не вписывается в счастливую картину общего благосостояния и нормативного единства. Открытие бедности, застойной безработицы, этнических анклавов прочертило важную социальную границу и заставило обратить внимание на тех, кто всеми силами пытается удержаться и не скатиться вниз, а если повезет, продвинуться в далекие элитные слои. Вновь возникла содержательная проблема среднего класса.

Методологические подходы к определению «Среднего класса»

Как определить, что такое средний класс? Если мы спросим об этом экономиста, он даст определение в терминах дохода или в лучшем случае в терминах материальных активов. Социологи разделятся на две группы. Одни назовут средним классом людей с относительно высоким уровнем образования и должностным положением. Другие выдвинут на первый план критерий самоощущений, так называемую социальную самоидентификацию. Кто же из них прав?

Суть в том что, средние классы не могут быть описаны одним интегральным критериальным признаком. Средние классы - социальная совокупность, характеризующаяся цепочкой признаков, к которым относятся:

• материальные ресурсные признаки - уровень доходов (расходов, потребления), объем накопленных сбережений, уровень имущественной обеспеченности;

• нематериальные ресурсные признаки - уровень образования, профессионально-квалификационная позиция, должностная позиция;

• признаки социального самочувствия (самоидентификация) - стратегии успешного экономического поведения, самооценки успешности адаптации к новым экономическим условиям, самооценки комфортности нынешней жизни и пр.

Социальные группы, составляющие средний класс, характеризуются разным уровнем концентрации признаков. В соответствии с этой гипотезой средние классы могут быть стратифицированы по уровню концентрации доминантных признаков.

Опираясь на эти три группы признаков, мы и попытаемся определить проблемы формирования среднего класса.

Нематериальные ресурсные признаки

Как было отмечено выше, к нематериальным ресурсным признакам среднего класса относятся - уровень образования, профессионально-квалификационная позиция, должностная позиция, то есть социально-профессиональный статус гражданина.

Рассмотрим подробнее, каким социальным критериям (стратификационным параметрам) должен соответствовать представитель среднего класса и как формируются (сформировались) эти критерии. Для этого вернемся к теме возникновения понятия и самого явления.

Со времен Платона и Аристотеля, средний класс определяется как опора государства, соответственно государство является главной заинтересованной стороной в существовании данного слоя граждан. Беря во внимание исторический момент, в который теория среднего класса окрепла, а именно, момент обостренной борьбы двух идеологий марксизма и западной буржуазной, напрашивается вывод, что «средний класс» явление не совсем естественное, а скорее средство идеологической борьбы и управления массами. Строго говоря «средний класс» не является классом в классическом веберовском понимании и тем более с точки зрения марксизма. Под этим термином объединяются довольно разные группы и даже классы. Наиболее массовыми группами современного среднего класса, являются так называемый «старый» и «новый» средний класс. «Старый средний класс» - это мелкие торговцы, лавочники, ремесленники, фермеры, то есть традиционная мелкая буржуазия, сами себе хозяева, которые не нанимаются ни к какому работодателю. Но и сами они чаще всего не имеют наемных работников, работая своими руками либо используя труд членов семьи, помогающих семейному предприятию или хозяйству. «Новый средний класс» - продукт постиндустриальной экономики, элемент информационного общества, это высокообразованные специалисты, профессионалы, управляющие.

То, что «средний класс» - категория идеологическая, подтверждается несколькими обстоятельствами.

Во-первых, вопреки своему названию, это не просто социальная группа, занимающая срединные позиции в профессиональной, статусной или имущественной иерархии. Как правило, в России под средним классом подразумевают верхний срез массовых групп, которые преуспевают по отношению к основной массе населения, но при этом явно недотягивают до узкого слоя элиты. По существу речь идет о «высшей средней» группе.

Во-вторых, «средний класс» - это не чисто позиционная характеристика, понимаемая как набор мест в сложившейся структуре общества. Это в сильной степени динамическая характеристика. Она указывает ориентиры, по направлению к которым, как предполагается, будут двигаться дееспособные в экономическом и социальном отношении группы в некоем обозримом будущем. При этом речь идет не о социальном прогнозе в чистом виде. Данная динамическая характеристика содержит сильный элемент долженствования. «Средний класс» - это то, чем должна стать основная масса активного населения.

В-третьих, категория «средний класс» очень сильно нагружена в ценностном отношении. Этому классу приписываются чуть ли не все позитивные черты в части его экономических, политических и социальных установок. Средний класс, таким образом, представляет идеализированный образ будущих членов общества, как их хотелось бы видеть с определенных ценностных позиций.

Наконец, в-четвертых, в части описания уровня и стиля жизни людей «средний класс» - это явно заимствованный образ. Принадлежать к среднему классу значит не просто жить хорошо по российским меркам, это означает жить так, как живут на Западе, иметь то, чем обладает полноправный гражданин продвинутой западной страны.

Следует обратить внимание на то, как образ среднего класса развивается и используется в маркетинговых целях. С позиций маркетинга представитель среднего класса является идеальным потребителем, локомотивом способным разогнать потребительский спрос. Идеальный «средний» обладает всеми благами современного общества, машина (или две), квартира и дача, регулярные поездки за рубеж на отдых, хорошее образование и дорогой виски в желудке, за исправной работой которого следит личный (семейный) врач. В том случае если доходы «среднего» не успевают за расходами, поможет банковский кредит. Здесь проявляются черты одной из проблем формирования среднего класса, идеал преследуемый российским социумом слишком не досягаем в виду того что заимствован из более обеспеченного западного общества, извращен производителями всяческих благ для целей извлечения максимальной прибыли.

Итак, каким же параметрам должен соответствовать представитель среднего класса по социально-профессиональным признакам. Таких параметра два:

• уровень образования (наличие как минимум среднего специального образования) ;

• нефизический характер труда;

По этим критериям согласно исследованию проведенному институтом социологии РАН проходит (уровень образования)76% и (характер труда)61% россиян старше 18 лет.

Попробуем разобраться, какие проблемы существуют при формировании среднего класса по профессионально-квалификационным признакам. Начнем с того что 76% россиян соответствующих параметрам среднего класса по уровню образования достаточно большая величина. Даже если брать в расчет только россиян с высшим образованием цифра все равно внушительная по данным OECD (Организация экономического сотрудничества и развития), 54% россиян в возрасте 25-64 года имеют высшее образование, по этому параметру Россия занимает первое место среди стран OECD. А вот средний бал грамотности среди обладателей высшего образования у россиян самый низкий. Невысокий уровень образования в России подтверждает доклад UNDP (Программа развития ООН), 57 место из 187, нас опережают Ливия, Румыния, Куба. Делаем вывод что, наш средний класс по этому параметру в мировом масштабе, гораздо ниже среднего, соответственно вот вам еще одна проблема - низкое качество образования, влекущее за собой и сам класс.

С тем, что качество образования необходимо повышать, согласен и министр образования Российской Федерации Дмитрий Ливанов:

Качество высшего образования в России не растет, несмотря на то что финансирование было увеличено в 20 раз с 2000 года, сообщил глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов, выступая на съезде Российского Союза ректоров.

Так, по его словам, поддержка из федерального бюджета высшего образования в этом году составляет свыше 470 миллиардов рублей - это в 20 раз выше, чем было в 2000 году.

"При этом мы отмечаем, что при таком стремительном росте финансирования у нас не происходит адекватного роста качества образования. Это проблема номер один, с которой мы сталкиваемся и на которую нам необходимо реагировать", - сказал министр

Следующий параметр, характеризирующий средний класс по социально профессиональному статусу, это не физический характер труда. Как отмечалось выше распространение нефизического труда связанно с переходом к так называемому «информационному обществу» , в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации.

Следует отметить, что определенной части человечества заниматься не физическим трудом позволяет то что, производство благ перенесен в более отсталые регионы планеты. В определении глобально среднего класса использование данного параметра вопросов не вызывает, есть государства «средние» есть «ниже среднего», средний класс живет в «высших» и «средних» государствах, остальные где попало. Но вот на уровне государства этот критерий делает средний класс весьма неустойчивой конструкцией. Повышение уровня жизни в одной из стран с оценкой «ниже среднего», автоматически заставит определенную часть жителей развитых стран заняться физическим трудом. Очевидным примером является крепнущий Китай, среди жителей которого последнее время появилась тенденция отказываться работать за порцию риса, что незамедлительно вызвало подорожание жизни в Европе. (Пример с перераспределением доходов между развитыми и развивающимися странами рассмотрим ниже.)

В современных реалиях России, перед которой стоит задача отказа от сырьевой экономики и реализации плана правительства по «новой индустриализации» страны, формирование среднего класса по признаку «не физический труд» скорее всего, приведет к его сокращению, в связи с тем что, количество занятых физическим трудом увеличится.

В связи с «нефизическим трудом» возникает еще один вопрос, непосредственно связанный с методологией выделения среднего класса. Почему именно «нефизический труд» взят как критерий, очевидно, что труд умственный является более весомым аргументом в пользу претендента на звание «среднего», но отсутствие физической нагрузки само по себе не предполагает наличие нагрузки умственной. Логично предположить, что при всех равных клерк занимающийся «нефизическим трудом», и забивающий весь день ни чего не говорящие ему цифры в Microsoft Excel <https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&cad=rja&uact=8&ved=0CCEQFjAB&url=https%3A%2F%2Fru.wikibooks.org%2Fwiki%2FMicrosoft_Excel&ei=vgEAVeXXGoLIyAPQkIGoAQ&usg=AFQjCNH4jICKaM_aF87kAIbKXL-g-TkMdg&bvm=bv.87611401,d.bGQ>, вряд ли превзойдет в интеллектуальной составляющей высококвалифицированного плотника или резчика занимающегося «физическим трудом».

В исследовании, проведенном в 2000 г. под руководством Т.М. Малеевой, авторы пришли к следующим выводам:

Эмпирические измерения дают основания для большого числа нетривиальных заключений.

Лишь немногим более трети домохозяйств (8,8% из 21,9%), обладающих набором признаков среднего класса с профессионально-социальной точки зрения, имеют удовлетворительное материальное положение. В упрощенных терминах это означает, что лишь треть образованных научились зарабатывать.

С другой стороны, не более трети российских семей с достатком (8,8% из 21,2%) имеет достаточно сильные профессиональные позиции. Опять же упрощая, можно сказать, что только треть умеющих зарабатывать достаточно образованны.

Напрашивается вывод что, необразованная часть населения страны, в экономической составляющей более надежная опора государству, чем образованная ее часть.

Вопрос методологии в этом случае весьма важен, на то, что эта самая методология сформирует, и придется опереться государству. (имеется ввиду что методы определения границ и начинки среднего класса, непосредственно участвуют в создании образа на который ровняется социум)

Материальные ресурсные признаки

Рассматривая вопрос материального благосостояния среднего класса, следует выяснить, что позволило определенной группе людей обзавестись заветным благосостоянием, приумножить его и в итоге сформировать «средний класс».

Как известно средний класс как феномен возник в западной Европе, а значит и базовые составляющие условий его возникновения следует искать в Европе. Родоначальником теории среднего класса считается Макс Вебер, он же провёл связь между успехами в социально-экономическом развитии европейской цивилизации с формированием протестантской ментальности. Трудовая этика, которая в значительной степени формирует и определяет качество современного труда, накапливалась поколениями сторонников протестантизма. Отсюда и происходят различия в темпах и уровнях развития стран, являющихся носителями разных религиозных воззрений. Макс Вебер считал, что предпосылки для зарождения капитализма существовали уже в античности и в средние века, но только протестантизм, по его убеждению, способствовал тому, что он стал развиваться бурно и стремительно. Подвергнув анализу раннюю протестантскую литературу, Вебер отметил, что в самом мировоззрении лютеран заложен тот идеологический импульс (в виде идеи «профессионального долга»), который способствовал возникновению капиталистического способа производства и дальнейшему развитию и распространению капиталистического строя. Применяя статистический метод, Вебер показал, что капитализм был наиболее развит и наиболее процветал именно там и в тех странах, где государственной религией был протестантизм - в Англии, Германии, Америке. И, наоборот, у непротестантских наций экономический рост происходил гораздо медленнее. Еще одной характерной чертой мировоззрения протестантов являлось положительное отношение к накоплению благ, в то время как католики времен позднего средневековья воспринимали богатство не иначе как грех. Накопление благ, как известно, привело к появлению свободного времени, свободное время при наличии благ, позволило получить образование, образование в свою очередь способствует развитию технологий способных приумножить блага.

Совокупность знаний, технологий, капитала а главное жажды наживы, позволила европейским протестантам а вместе с ними и католикам, колонизировать и в последствии безжалостно эксплуатировать весь остальной мир. При этом вопрос, какой либо этики отпал сам собой. «Этичные» европейцы не стеснялись навязывать свое экономическое партнерство, с помощью армии и флота. Присвоение добавленной стоимости произведенной другой страной, и сегодня является одним из источников благосостояния некоторых западных стран. Появились новые более цивилизованные методы паразитирования на экономиках других стран, но армия и флот по-прежнему актуальны. К примеру, самой обсуждаемой причиной Вторжения США в Ирак, являет экономический интерес, связанный с месторождениями нефти.

Запад привык жить не посредствам, об это свидетельствует госдолг самых развитых государств планеты, который в среднем превышает ВВП (таблица №1). Назвать человека, долг которого больше годового дохода состоятельным, можно лишь с большой натяжкой. Именно привычка жить не посредствам, и привела к мировому экономическому кризису 2008г., как известно он начался с долгового рынка. Очевидно что, возможность жить не по средствам западу оплачивал весь мир, но ситуация меняется и о намерении жить в достатке заявили 2,5 миллиарда китайцев и индусов. Судя по всему, кому-то придется затянуть ремни, и таки признать, что Маркс был прав, - поляризация общества в условиях капитализма неизбежна. По данным официальной

таблица №1 Государственный долг

 в % от ВВП

2013г.

 И того

42,2

Китай (RMB)

22,4

Бразилия(BRL)

66,3

Россия (RUB)

13,4

Индия (INR)

66,7

Еврозона+США ,Япония, Великобритания

112,1

Германия

78,4

Франция

93,5

Италия

132,6

Испания

93,9

Нидерланды

73,5

Бельгия

101,5

Австрия

74,5

Греция

175,1

Ирландия

123,7

Финляндия

57,0

Португалия

129,0

Люксембург

23,1

Республика Кипр

111,7

Мальта

73,0

США (USD)

104,5

Япония (JPY)

243,2

Великобритания

90,0


статистики в настоящее время верхний 1% самых состоятельных американцев распоряжаются 90% всех акций. Они увеличили свои доходы с 1980 года на 300%, тогда как доходы средних американцев выросли только на 40%, и то в основном в период до 1995 года. Состояния топ-1% населения США больше, чем суммарные состояния оставшихся 99%.

Из данных табл. №2 видно что на индивидуальные владения, приходится всего лишь 6% общего дохода от продажи товаров и услуг. А на долю акционерных обществ - 89% всего валового дохода.

Таблица№2

Форма предприятия

Доля в ВВП %

Единоличное владение

6

Партнерства

5

Корпорации

89


Учитывая экономическое и геополитическое положение России, приходится констатировать факт того то что, наша экономика не потянет проект «средний класс» реализованный по мировой кальке. А учитывая то что, западный средний класс это «химера», делать этого и не надо. С точки зрения знаковости, мудро поступает Китайское руководство, которое не создает «средний класс» по западному образцу, а объявило о планах, к 2020 году полностью построить в Китае "общество среднего достатка". Это подразумевает увеличение ВВП на душу населения в четыре раза по сравнению с 2000 годом "на основе оптимизации структуры, повышения эффективности, снижения затрат и охраны окружающей среды".

Идея формирования среднего класса, в России возникла во временна реформ девяностых, соответственно мы уже что то сформировали. Давайте взглянем!

Первое что бросается в глаза это то, что основу нашего среднего класса составляют работники госсектора, причем в ядре слоя их количество приближается к 70 процентам. Где-то на периферии ютятся предприниматели, работники сферы услуг, профессионалы высокой квалификации из разных секторов экономики.


В последние годы в среднем классе наблюдается существенное снижение объема влияния на рабочем месте, причем как в рамках предприятия в целом, так и рамках своего подразделения, и, как следствие, имеет место значительное увеличение доли россиян, от решений которых, по их собственному мнению, ничего не зависит.(таблица №3) А ведь ресурс влияния - одна из ключевых характеристик любой производственной деятельности, заметно влияющая на самоощущение человека на работе и его трудовые мотивации. Это не удивительно, если учитывать что, большинство российского СК сконцентрировано в госсекторе. Влиять на ситуацию в структуре обслуживающей такую страну как Россия не простое занятие.

таблица №3


Согласно данным исследования, выявляется, что за период с 2003 по 2014 гг. в СК заметно (с 36 до 15%) сократилась доля тех, кто смог повысить уровень своего образования или квалификации, а также (с 31 до 10%) - получить повышение на работе или найти новую, более подходящую работу.

Также снизилась доля Россиян использующих свое свободное время для повышения квалификации. (рисунок №2)


Выясняется что СК, за последние 10 лет стал менее влиятельным, успешным, а соответственно менее мотивированным. Снижение моральной заинтересованности, увеличивает ценность материальных стимулов, а невозможность увеличить доход легальными способами, порождает желание обогатится нелегально. Устоявшийся «Тандем» реалий последнего времени - предприниматель, существующий за счет муниципальных заказов и чиновник его «крышующий», лишнее тому подтверждение. Проблема в том, что бесконечно создавать в госсекторе рабочие места, где требуется высокая квалификация не возможно, и внедрение современных программ мотивации предусматривающих «вертикальную загрузку работы» либо горизонтальные перемещения, тоже весьма проблематично.

Самое интересное то, что СК вполне доволен сложившейся ситуацией, об этом свидетельствуют данные таблицы №4

 

В числе недовольных всего 24% СК, скорее всего это та группа представителей СК выделивших себя в «креативный класс», так называемые «КРЕАКЛЫ», еще одно идеологическое орудие. Об этой группе разговор отдельный, единственное, что о них стоит уточнить в контексте данной работы это то, что они стоят в явной оппозиции к общему конформистскому СК, по причине того что либо были оторваны от заветного ресурса, либо никогда к «материнской груди» и не прикладывались.(наличие идейных не исключаю)

Резюмируем, за прошедшие 20 лет в Росси удалось создать не совсем то, к чему стремились, вместо группы граждан способной стать экономической опорой государства, создали весьма лояльный к власти слой, экономически зависимый от государства.

Самоидентификация

С определением среднего класса по признаку самоидентификации вопросов возникает менее всего, легенда работает отменно, все хотят в средний класс, а многие 69% (таблица №5) населения России уверены что они и есть средний класс. Учитывая данные исследования проведенного институтом социологии РАН, выявившие, что СК в нашей стране составляет 42% от населения в целом, делаем вывод - 27% россиян несколько переоценивают свой статус.

Таблица №5

средний класс благосостояние самоидентификация

Если материальное благосостояние и социальный статус признаки вполне объективные, то самоидентификация является субъективным параметром и показатель в 69% свидетельствует о том что, подавляющее большинство россиян чувствуют себя вполне комфортно в отношении двух первых характеристик. То есть, они достигли определенного, удовлетворяющего их материального и социального уровня.

Но есть одно «но», метод, с помощью которого россияне попадают в желанную ими страту, вызывает опасения! По данным опроса проведенного Фондом Общественного Мненияу 27% россиян в возрасте от 18 лет и выше есть кредит(Рисунок №3), учитывая то, что кредиты выдают занятому населению, а его доля относительно экономически активного населения составляет 65%, приходим к выводу, что 41% экономически активных россиян выплачивает кредит. Если оценивать респондентов не индивидуально, а брать в расчет домохозяйства, то процент закредитованных увеличится еще сильнее.

Теперь следует разобраться, за что должны россияне? Расплачиваются наши люди за те самые атрибуты среднего класса, - ипотека, автомобили, бытовая техника, отпуск за границей, обучение свое или детей(Рисунок №3). На первый взгляд здесь нет ничего плохого, кредитование разгоняет спрос, спрос в свою очередь «локомотив» экономики. Вопрос в том, чью экономику буксирует наш спрос!

Рисунок №3 Какой именно кредит у вас есть?

*Позиция "кредитная карта" добавлена с 2010 года. Карточка, любое число ответов

Структура закредитованности россиян по назначению кредита выглядит так:

Рисунок №4


Разберемся, какова доля России в производстве благ, за которые должны россияне.

Начнем с автомобильного рынка.

Структура продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей, по маркам, I полугодие 2014 г., % (журнал "Автобизнес" 2014 №149-150, стр.5)

Доля российских производителей на рынке равняется 16%.

Если предположить что россияне в основном занимают на электронику и бытовую технику, с потребительским кредитованием, дело обстоит еще хуже, так как Россия импортирует более 90% всей электроники и бытовой техники. (Формально основная часть потребляемых в России холодильников, стиральных машин, телевизоров, газовых и электроплит, производится в настоящее время отечественными предприятиями (и доля их растет). Однако большинство заводов принадлежит иностранным компаниям или осуществляет для них контрактное производство определенных моделей. Российских торговых марок осталось на рынке крайне немного, и они постепенно исчезают, отчасти замещаясь импортным предложением)

Кредит на неотложные нужды (ремонт, свадьба, лечение, обучение, отпуск, срочные покупки и т.д.), также не принадлежит полностью российской экономике. К примеру, согласно статистике представители среднего класса выезжают на отдых за границу ежегодно, соответственно и берут кредиты на эти цели, по статистике около 3% россиян отдыхают в кредит.

Лишь ипотечное кредитование полностью обслуживает российскую экономику.

Таблица№6.Структура текущей задолженности населения по типам кредитов на 01.01.2013

Тип кредита

Доля от общей суммы задолженности

Кредиты на покупку потребительских товаров

48,38%

Кредиты с использованием кредитных карт

12,04%

Автокредиты

15,12%

Ипотечные кредиты

24,47%


Данные таблицы №6, свидетельствуют о том, что доля задолженности по двум видам кредитов в которых российская экономика практически не занята (автокредит 16%, потребительский 10%), составляет 63% от общей. А полностью наша ипотека, не дотягивает до 25%.

Учитывая то, что и продовольственными товарами Россия себя полностью не обеспечивает, а сегмент деликатесов, элитных спиртных напитков практически полностью обеспечивается импортом, приходим к выводу что, - группа населения России, именуемая средним классом и имеющая в отличие от остального населения определенный финансовый излишек, дарит этот излишек экономикам других стран. Это и не удивительно, кто нам концепцию «среднего класса» (читай концепцию «общества потребления») подарил, тот и получает экономические выгоды.

Заключение

В заключении, делаю весьма не утешительный вывод,- средний класс в том виде, в котором он существует в современной России, сам является проблемой, и следует выявлять не проблемы его формирования, а искать методы его переформатирования.

Список литературы

Платон «Государство» Перевод А.Н. Егунова С.с. 3-х т.Т3 (1). - М., 1971 г. Примечания А.А. Тахо-Годи

Еврипид «Умоляющие»

Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. - М.: Мысль, 1983. с.376-644.

Аналитический доклад «СРЕДНИЙ КЛАСС В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ:10 ЛЕТ СПУСТЯ» 23.05.2014, г. Москва

Source: OECD Education at a Glance 2014 www.oecd.org/edu/Education-at-a-Glance-2014.pdfindex http://hdr.undp.org/en/content/education-index

«Качество высшего образования в России не улучшается, заявил Ливанов» http://ria.ru/education/20140710/1015442729.html

Государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" утвержденная 27 декабря 2012 года премьер-министром Дмитрием Медведевым http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162176/?frame=1

Средние классы в России: экономические и социальные стратегии / Е. М. Авраамова и др.; Под ред. Т. Малевой; Моск. Центр Карнеги. - М.: Гендальф, 2003. - 506 с.

Вебер М. Основные понятия стратификации // Социол. исслед. - 1994. - № 5. - С. 147-156.

Вебер М. «Протестантская этика и дух капитализма»

Бутаков А. М., Тизенгаузен А. Е. Опиумные войны. Обзор войн европейцев против Китая в 1840-1842, 1856-1858, 1859 и 1860 годах. - М.: АСТ, 2002.

Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - 3е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт_Издат, 2005. - 399 с.

Похожие работы на - Социально-экономические проблемы формирования среднего класса

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!