Эколого-экономический анализ Томской области

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Экология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    351,99 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Эколого-экономический анализ Томской области

Содержание

Введение

. Региональная экологическая политика

. Радиационная обстановка

. Аварийность на объектах нефтегазодобывающего комплекса и техногенные ЧС

. Состояние атмосферного воздуха

. Водоснабжение г. Томска

. Состояние водных объектов. Меры по их охране и восстановлению

. Обращение с отходами производства и потребления

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Интенсификация воздействия хозяйственной деятельности на природную среду привела к резкому качественному ухудшению ее состояния, чрезвычайно обострив проблему влияния человека на природу. Оценка уровня и масштабов хозяйственного воздействия служит важным звеном в оптимизации взаимоотношений между обществом и природной средой; такая оценка необходима для научно обоснованного планирования и прогнозирования развития хозяйственной деятельности и охраны окружающей среды.

Проблема оценки хозяйственного воздействия на природную среду весьма многогранна и разрабатывается на основе взаимодействия разных научных дисциплин. В последние годы существенную роль в ее решении выполняет экономическая и социальная география. Это определяется тем, что территориальным объектом исследований служат природно-хозяйственные и административно-хозяйственные системы. Поэтому экономически-географический подход оказывается, в конечном счете, решающим при оценке уровня воздействий, так как он позволяет осуществить оценку на основе сопряженного анализа, как антропогенных факторов воздействия, так и природных возможностей, противостоять нм, применительно к региональным условиям.

С ростом производственной деятельности возрастает интенсивность материально-энергетических потоков между экономическими и природными системами. Возникает необходимость соизмерения антропогенного воздействия на природную среду с ее самовосстановительной и самоочистительной способностью. Разработка механизмов соизмерения природных и производственных систем связана, с одной стороны, с определением совокупной антропогенной нагрузки на среду, с другой - с определением устойчивости, экологической емкости природных комплексов.

В данной работе Томская область, точнее ее природно-хозяйственный комплекс рассматривается в качестве эколого-экономической системы.

Масштабы антропогенного воздействия на окружающую среду и уровень вытекающей из этого опасности заставляют искать новые подходы к анализу экологической обстановки в регионах. Исходя из того, что биосфера земли является целостным природным образованием, а биогеоценозы отдельных территорий представляют собой части биосферы, нарушение законов природопользования наносит ущерб, обшей экологической безопасности всей биосферы. Чтобы это предотвратить, необходимо точнее учитывать территориальное сочетание природных ресурсов, которое определяет комбинации природных особенностей территорий, их потенциальные хозяйственные и эколого-экономические возможности природопользования. Тот факт, что различия в ценности ресурсов связаны, с одной стороны, с их принадлежностью к определенным территориальным природным комплексам, а другой - с ролью, которую они играют или могут играть в территориальных производственных комплексах, делает проблему эколого-экономического анализа регионов особенно актуальной.

Эколого-экономический анализ региона позволяет выделить главные направления в совершенствовании использования природного комплекса с учетом экологических факторов, выявить потенциал территории, изыскать новые ресурсы для экономического развития, определить направления инвестирования природоохранных программ, провести анализ возможных путей развития региона, определить приоритетные направления экоразвития.

1. Региональная экологическая политика

Существующие экологические проблемы области определяются как тяжелым экологическим наследием времен «холодной войны», так и общей политикой деэкологизации страны, и тем, сто региональная власть стремится привлечь, как можно больше инвестиций не учитывая, что материальное благополучие - важная, но далеко не единственная сторона благополучной жизни. Никакой высокой зарплаты не хват, чтобы восстановить разрушенное по экологическим причинам здоровье, никакая самая богатая семья не сможет быть счастлива после рождения ребенка с врожденными пороками развития.

В 2006 году в «Программу социально-экономического развития Томской области на 2006-2010 годы и на период до 2012 года» был включен раздел «Экологическая политика». В табл. 1 оценивается реализация заявленных вполне современных проблем, целей и направлений экологической политики.

Надо отметить, что в разделе «Экологическая политика» упомянутой Программы обойдены такие экологически значимые вопросы, как размещение на территории Томской области новой АЭС, ущерб, наносимый природе и населению области нефтегазовой отраслью, проблема браконьерства и сохранения биоразнообразия и другие.

Таблица 1. Оценка выполнения заявленных заданий по экологической политике Программы социально-экономического развития Томской области на 2006-2010 годы и на период до 2012 года

Ожидаемые результаты

Достигнут/ Недостигнут

Комментарии

Сокращение сверхнормативного воздействия на атмосферный воздух и на водные объекты в целях улучшения качества жизни и здоровья населения

Частично

С 2005 по 2010 гг. количество сверхнормативных выбросов в атмосферу уменьшилось с 83,3 до 35,4 тыс. тонн; с 2005 по 2009гг. уменьшился сброс в поверхностные водные объекты неочищенных сбросов с 11,94 до 9,37 млн м 3; При этом здоровье населения по экологически зависимым показателям

Ожидаемые результаты

Достигнут/ Недостигнут

Комментарии



(онкология и др.) ухудшилось, Томская область входит в список неблагополучных регионов по количеству выявленных неблагоприятных значений медико-демографических показателей здоровья населения среди всех субъектов РФ.

Увеличение объема денежных средств предприятий, направленных на закуп дикорастущего сырья (грибы, ягоды, орех), рыбы у населения

Да

Томская область активно развивает сектор сброса и переработки дикоросов. Увеличивается экспорт дикоросов в другие регионы РФ и за рубеж.

Повышение эффективности использования рекреационного потенциала области

Нет

Обширные и весьма перспективные для рекреационного туризма территории области все более замусориваются «дикими» туристами и местными жителями. Рекреационный туризм развит крайне слабо и в основном это частная инициатива предпринимателей, нежели результаты политики областной администрации.

Увеличение количества организаций и предприятий, сертифицированных в соответствии с требованиями международных стандартов системы экологического менеджмента

Формально да

С 2005 по 2010 гг. число компаний, сертифицированных в соответствии с требованиями международных стандартов системы экологического менеджмента, выросло с 4 до 9. Но если число сертифицированных компаний будет увеличиваться по одной в год, то и через 50 лет большая часть компаний области не будет сертифицирована.

Повышение активности населения в решении экологических проблем

Нет

Не случайно, что экологическая активность граждан не повысилась: это отражает официальную тенденцию отстранения граждан от участия в решении экологических проблем и поддерживаемую тенденцию скоробогатства - идеологию потребительства и обогащения любой ценой.


Для решения накопленных (и предотвращения возможных) социально-экологических проблем области следует реализовать следующие направления экологической политики:

Развитие чувства (и модели поведения) хозяина, ответственности за окружающую среду у жителей (прежде всего детей), на основе «Кодекса томича»;

Уменьшение загрязнения атмосферного воздуха автотранспортом в Томске, развитие Электрифицированного общественного транспорта в крупных городах;

Улучшение качества и расширения масштабов очистки сточных вод (в т.ч. быстрейшее сооружение очистных сооружений в Тимирязево (Кировский район Томска) и коммунальных очистных сооружений в Северске);

Расширение масштабов раздельного сбора и комплексной переработки твердых бытовых отходов (не менее чем 50% к 2020г.), ликвидация нелегальных свалок, приведение в соответствие с санитарными нормами действующих полигонов ТБО;

Развитие экологически устойчивого лесопользования, включая увеличение сбора и переработки дикоросов и углубления переработки древесины, прекращение замусоривания лесов;

Развитие рекреационного туризма, включая цивилизованный охотничий и рыболовный;

Сокращение масштабов лесного, охотничьего и рыбного браконьерства (в т.ч. отказ от «планово-протокольной» системы отчетности территориальной системы Росрыболовства и переход на систему показателей экономической выгоды от воспроизводства и охраны водных биологических ресурсов);

Увеличение числа, площади и улучшения состояния особо охраняемых природных территорий области;

Уход от освоения федеральных средств при реализации мега-строек, как основного источника инвестиций региона (в т.ч. отказ от планов строительства Северской АЭС);

Снижение удельной энергоемкости муниципальных и государственных учреждений, ЖКХ и производств;

Наращивание энергогенерирующих мощностей путем повышения КПД существующих и внедрения возобновляемых источников энергии;

Выявление зависимости между неблагоприятными экологическими факторами и здоровьем населения (включая ретроспективную оценку доз облучения СХК);

Прекращение к 2015 году закачки ЖРАО в подземные водоносные горизонты;

Увеличение площадей зеленых насаждений общего пользования в городах;

Воссоздание системы общего и непрерывного экологического образования, создание экологических программ в ведущих СМИ.

Реализация перечисленных выше направлений экологической политики требует кардинального перемотра Программы социально-экономического развития Томской области с позиций приоритетности обеспечения здоровья человека и природы в комплексном решении социально-экономических проблем.

. Радиационная обстановка

Официально радиоэкологическая ситуация в области удовлетворительная и стабильная. Однако вблизи Томска более 50 лет работает крупнейшее в мире предприятие ядерного топливного цикла « Сибирский химический комбинат» (СХК), в 30-км зоне которого проживает около 70% населения области. Созданный в годы «Холодной войны» для производства оружейного урана и плутония, сегодня СХК, входящий в корпорацию «Росатом», работает в интересах атомной энергетики.

Площадь загрязненных радионуклидами территорий в зоне влияния СХК на конец 2007г. составляла более 10 км2 (в основном, на промплощадке СХК). За более чем пятьдесят лет деятельности комбината на нем произошли десятки серьезных аварийных инцидентов, последствия которых были засекречены. После крупной аварии на радиохимическом заводе в апреле 1993г. радиоактивное облако распространилось на многие километры за пределы промплощадки СХК.

В настоящее время на СХК все пять атомных реакторов, нарабатывающих оружейный плутоний, остановлены. Также остановлен радиохимический (выделение из облученных урановых блоков плутония и урана) и химико-металлургический завод (производство металлического плутония и урана). Сейчас СХК занимается обогащением урана для атомной энергетики и обслуживанием остановленных реакторов и других оборонных производств (которые еще десятилетия будут радиационно-опасными).

По данным СХК, в Томь со сточными водами поступали три радионуклида активационного происхождения (в скобках - активность в Кюри сброшенных радионуклидов в 2001г.): Na-24(2583) Р-32(480), Np-239(202). По данным «СибЭкоАгентства» и ряда научных учреждений, в Томь поступали в заметном количестве и другие радионуклиды активационного и осколочного происхождения, включая Cr-51, Co-60. Zn-65. As-76. Mo-99. I-131. После остановки реакторов в 2008г. радиоэкологическая ситуация в зоне влияния сбросов улучшилась (за счет распада короткоживущих радионуклидов), но в Томь (и далее Обь) из сбросного канала СХК с перемещаемыми донными осадками продолжают поступать долгоживущие Cs-137. Am-241, изотопы плутония.

Наибольшую опасность для населения создает крупнейший в мире полигон подземной закачки жидких радиоактивных отходов (ЖРАО), работающий с 1963г. К 1999г. в подземные водоносные горизонты на глубину 320-460 м было закачано более 1,1 млрд Ки (по первоначальной активности) долгоживущих радионуклидов, в том числе изотопов плутония. Несмотря на невыполнение важного условия лицензионного соглашения (натурный отбор проб из точки закачки ЖРАО), в 2000г. СХК получил разрешение на продление эксплуатации полигона до 2015ш. Несмотря на заверения атомщиков о безопасности закачанных ЖРО, существует опасность их попадания в обозримом будущем в источники питьевого водоснабжения Томска.

На тысячелетия серьезную потенциальную экологическую угрозу представляют долгоживущие радионуклеиды в могильниках твердых РАО, в бассейнах (Б-1, Б-2) водохранилищах (ВХ-1, ВХ-3, ВХ-4), пульпохранилищах (ПХ-1, ПХ-2), общей активность которых (на момент сброса) более 125 млн КИ - два с половиной «Чернобыля».

. Аварийность на объектах нефтегазодобывающего комплекса и техногенные чрезвычайные ситуации


Рис. 1 - Количество отказов трубопроводов и затраты на проведение природоохранных мероприятий ОАО «Томскнефть» ВНК

Рис. 2 - Доля отказов ОАО «Томскнефть» ВНК, связанных с загрязнение окружающей среды.

На месторождениях ОАО «Томскнефть» ВНК с наибольшим количеством отказов в сравнении с 2011г. количество отказов уменьшилось почти на всех месторождениях, в том числе на Первомайском (с 74 до 53), Игольско-Таловом (с 60 до 26), Катыльгинском (с 69 до 26), Оленьем (с22 до 20), Малореченском (с 46 до 19), Северном (с 29 до 19), Западно-Катыльгинском (с 25 до 15) месторождениях. Количество отказов увеличилось или осталось на прежнем уровне на Лугинецком (с 106 до 144), Советском (102), Ломовом (с 28 до 44), Крапивинском (с 30 до 37), Западно- Моисеевском (с 27 до 36) месторождениях.

По данным ОАО «Томскнефть» ВНК во время отказов из трубопроводов вытекло 8,7т нефти и 7,8т высокоминерализованной жидкости. Общая площадь загрязненных земель составила 2,0га. Наибольшему по площади загрязнению подверглись земли на Лугинецком (0,53га), Первомайском (0,43га), Советском (0,28га), Ломовом (0,22га), Игольско-Таловом (0,18 га), Катыльгинском (0,17га) месторождениях.

Согласно представленной ОАО «Томскнефть» ВНК информации, затраты на природоохранные мероприятия в 2012 году, по сравнению с 2011г., увеличились на 330 млн. руб. и составили 2026 млн. руб. (рис. 1). Основное увеличение затрат произошло за счет выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха. В сравнении с 2011г. уменьшились затраты на выполнение мероприятий по профилактике аварий, повышению надежности технологического оборудования и трубопроводов. В результате проведенных мероприятий проведена реконструкция 29,3км трубопроводов и капитальный ремонт 10.8км трубопроводов, проведена диагностика 1667,4км трубопроводов, восстановлено обвалование 115 кустовых площадок (рис. 3).

В 2012г. ОАО «Томскнефть» ВНК собрано 34555куб.м. разлитой нефтесодержащей жидкости, собрано и размещено на шламонакопителях 15537 т. нефтезагрязненного грунта и нефтешламов проведена рекультивация нефтезагрязненных земель на площади 49,2га (что больше 2011г. - 42,5га). По данным паспортизации ОАО «Томскнефть» ВНК на 01.01.2013г. общая площадь нефтезагрязненных земель, подлежащих рекультивации, составляла 33,55га.

Рис. 3 - Принимаемы меры ОАО «Томскнефть» ВНК

В 2013г. затраты на природоохранные мероприятия ОАО «Томскнефть» ВНК., по сравнению с 2012г., планирует увеличить на 242 млн. руб. В 2012г. в сравнении с 2011г. уменьшилось количество дорожно-транспортных происшествий при транспортировке нефти. В Шегарском районе произошло ДТП, связанное со сбросом нефти на рельеф из нефтевоза ИП Лушникова А.Ю., в Каргасокском районе - сброс нефтепродуктов в р. Васюган на паромной переправе с нефтевоза ООО «КамаПрофСтрой». По результатам расследования аварий выявленные нарушители привлечены к административной ответственности на общую сумму 93 тыс. руб., предъявлены претензии на общую сумму 154,2 тыс. руб.

В 2012 году, по данным Главного управления МЧС России по Томской области, на территории Томской области произошла одна техногенная чрезвычайная ситуация локального характера: взрыв газового баллона в 10-зтажном жилом доме в г. Томске (табл. 2).

Таблица 2. Техногенные ЧС на территории Томской области в 2003-2012гг.

Виды техногенных чрезвычайных ситуаций

Количество чрезвычайных ситуаций, ед.


2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Крушения, аварии на ж/д транспорте

-

-

1

-

-

-

-

-

-

-

Авиационные катастрофы

-

1

-

-

1

-

-

-

1

-

Крупные автомобильные катастрофы

-

-

1

-

-

3

-

2

-

-

Аварии на магистральных трубопроводах, внутрипромысловых нефтепроводах

-

-

2

-

1

-

-

-

-

-

Взрывы (пожары) в жилых домах и зданиях общественного значения

5

22

19

20

23

-

-

-

1

Взрывы имитационного устройства

-

-

1

-

-

-

-

-

-

-

Внезапное крушение производственных зданий, сооружений, пород грунта

-

-

-

2

-

-

-

-

-

-

Аварии на тепловых сетях в холодное время года

-

-

-

1

-

-

-

-

-

-

Итого

3

6

27

22

22

26

0

1

1

1


. Состояние атмосферного воздуха

Для отражения уровня загрязнения атмосферного воздуха с учетом суммы загрязняющих веществ и их класса опасности применяется разработанный в Главной геофизической обсерватории им. А.И. Восейкова Росгидромета «Индекс загрязнения атмосферного воздуха (ИЗА) в городах».

Важное значение в формировании уровня загрязнения атмосферы имеют метеоусловия, определяющие перенос и рассеивание выбросов. Вредные вещества, попадающие в атмосферу от антропогенных источников, оседают на поверхности почвы, зданий, растений, вымываются атмосферными осадками, переносятся на значительные расстояния ветром. Все эти процессы напрямую зависят от температуры воздуха, солнечной радиации, атмосферных осадков и других метеорологических факторов.

Систематические наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в г.Томске проводятся Томским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. В ходе наблюдений оценивается содержание в воздухе 13 ингредиентов: пыли, сернистого ангидрида, оксида углерода, диоксида азота, оксида азота, сероводорода, фенола, сажи, хлористого водорода, аммиака, формальдегида, метилового спирта и бенз(а)пирена.

Наблюдения ведутся в 7,13 и 19 часов местного времени на 6 постах, расположенных по следующим адресам (рис. 4):

№ 2, пл.Ленина, 18

№ 5, ул. Герцена, 68.9

№ 11, пер. Баранчуковский

№ 12, пос. Светлый

№ 13, ул. Вершинина, 17в

№ 14, уп. Лазо, 5/1

Состояние атмосферного воздуха в Томске в 2012 году ухудшилось, индекс загрязнения атмосферы повысился на 0,8 единицы и составил 11,0, что связано с перераспределением транспортных потоков (увеличение нагрузки на пр-т. Ленина, пр-т. Фрунзе, ул. Р.Люксембург) в связи с работами по строительству развязки на месте пересечения нескольких крупных транспортных магистралей города, в том числе одной из главных дорог, ведущих к Особой экономической зоне ТВТ «Томск» (район 4-й Поликлиники). Для сравнения ИЗА: г. Кемерово - 13,3, г. Новосибирска - 9,8, г. Барнаула - 12,3, г. Новокузнецка - 22,5, г. Заринска - 12,6.

Рис. 4 - Расположение постов наблюдения Томского ЦГМС

Основной «вклад» в загрязнение города вносят следующие вещества: бенз(а)пирен, формальдегид, хлористый водород, фенол, аммиак, взвешенные вещества (особенно после схода снега).

Специалистами Томской СИГЭКиА (ОГБУ «Облкомприрода») проводятся наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов автотранспорта, предприятий города, а также в зоне отдыха населения - на детских площадках, в Лагерном саду, в Березовой роще (Каштак), в городском саду, в парке у Белого озера. Наблюдения велись как методом анализов проб атмосферного воздуха, так и методом снеговой съемки. Как и в прошлом году, наиболее нагруженные автомагистрали города имеют очень высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха, на всех детских площадках и в зонах отдыха населения Томска, где проводились наблюдения, содержание загрязняющих веществ не превышает ПДК.

Таким образом оценка динамики загрязнения атмосферного воздуха г. Томска, показала, что основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха города вносят бенз(а)пирен и формальдегид - продукты неполного сгорания топлива автотранспортных средств (рис. 5). В весенне-летний период взвешенные вещества.

Рис. 5 - Динамика изменения индекса загрязнения атмосферы в г. Томске

Исходя из этого основными направлениями природоохранной деятельности должны быть:

реализация мероприятий по оптимизации дорожно-транспортной и маршрутной сети;

создание дорожных развязок и систем «зеленая волна»;

озеленение города, в том числе создание «зеленых барьеров»;

газификация автотранспорта;

изменение системы уборки дорог в зимний период, уменьшение количества применения песко-соляной смеси.

. Водоснабжение г. Томска

Подземный водозабор в г. Томске действует с 13 декабря 1973 года. Необходимость в его строительстве была обусловлена сильным загрязнением Томи в Кемеровской области, в результате чего речная вода в районе Томска не соответствовала санитарным нормам и не могла использоваться для питья. Согласно утвержденному в установленном порядке проекту запасов подземных вод установлены лимиты добычи воды в объемах 260 тыс. м куб. в сутки. Фактический расход - около 200 тыс. м куб. в сутки.

Вода из скважин проходит водоподготовку и подается в водопроводную сеть города. С 1990 года все хозяйственно-питьевое водоснабжение города ведется только из артезианских скважин подземного водозабора. Привязка города к единственному источнику водоснабжения не способствует безопасности его жизнеобеспечения. С одной стороны, это угрозы отключения электроснабжения (ветровал июнь 2007 года), с другой хозяйственное использование прилегающих к водозабору территорий (наличие населенных пунктов, отсутствие очистных сооружений и инфраструктуры водоотведения поверхностных стоков, дальнейшая застройка территории, вырубка лесов, размещение производственных объектов, применение на сельскохозяйственных землях пестицидов и ядохимикатов, несанкционированные свалки и плохо организованный сбор и вывоз мусора).

Впервые требования к охране источников водоснабжения введены Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в 1991 г. Материалы утверждались органами санитарно-эпидемиологического надзора. Современные нормативные документы, регламентирующие порядок хозяйственный деятельности. Санитарные правила «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения» и Санитарные нормы и правила «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», были приняты только в 2001 и 2002 годах соответственно.

Полномочия по утверждению проектов зон санитарной охраны переданы департаменту постановлением Губернатора Томской области от 6.07.2010 № 49. Сложность вопроса в том, что скважины Томский водозабора находятся на территории г. Томска. Томского района, а также Моряковского и Зоркальцевского сельских поселений в составе Томского района.

Смена водопользователей в течение последних лет: МУП «Томскводоканал». ОАО «Томские коммунальные системы», МУП «Томский энергокомплекс», ООО «Томскводоканал» стали причиной того, что проект зон санитарной охраны водозабора до настоящего времени не утвержден в июле 2012 года Распоряжением Администрации г. Томска создана рабочая группа по разработке проекта зон санитарной охраны Томского водозабора. Подрядчиком работ является ОАО «Томскгеомониюринг». Принятие данного документа планируется в июле 2013г.

. Состояние водных объектов. Меры по их охране и восстановлениюр. Томь.

Наблюдения проводятся в двух створах, выше города и ниже города Качество поверхностных вод в створах в/г, н/г оценивалось по 14 ингредиентам, из которых превышение ПДК наблюдалось в створе выше города по 7 ингредиентам, ниже - по 8 ингредиентам. Значение коэффициента комплексности загрязненности воды в створах свидетельствует о высокой комплексности загрязнения воды по нескольким ингредиентам и показателям качества в течение года.

В 2012 г. в створе выше города наблюдалась единичная загрязненность азотом аммонийным; неустойчивая загрязненность - ХПК, азотом нитритным и фенолами, характерная загрязненность - железом общим и нефтепродуктами, устойчивая - цинком. Уровень загрязненности по ХПК и азоту аммонийному - низкий, по остальным ингредиентам средний. В створе ниже города наблюдалась единичная загрязненность азотом аммонийным, неустойчивая загрязненность ХПК, азотом нитритным, медью, цинком.

Р. Ушайка

Качество поверхностных вод оценивалось по 14 ингредиентам, из которых по 9 ингредиентам наблюдались превышения ПДК. Значение коэффициента комплексности загрязненности воды свидетельствует о загрязненности воды по комплексу ингредиентов и показателей качества в течение года. В 2012г. наблюдалась неустойчивая загрязненность медью; характерная загрязненность нефтепродуктами. Железом общим, легкоокисляемой органикой (по БПК5), ХПК, азотом нитритным, фенолами и цинком; устойчивая загрязненность - азотом аммонийным. Уровень загрязненности по азоту нитритному, меди низкий; по нефтепродуктам - высокий, по остальным ингредиентам - средний. Наибольшую долю в общую оценку степени загрязненности вносят нефтепродукты.

В 2012 г. по сравнению с 2011 качество воды не изменилось.

В г. Томске нормативно очищается 99,12% сточных вод, поступивших на очистные сооружения.

Работающие - ЗАО «Городские очистные сооружения», ООО «Энергоснаб ДСП», ФГУП НПО «Микроген» филиал в г. Томске НПО «Вирион», ООО «Томская карандашная фабрика.

Аварийные - о/с пос. Тимирязево, о/с пос. Лоскутово (0,88% от общего объема стоков).

Также в 2012 году продолжалась работа по выявлению и принятию мер по ликвидации несанкционированных сбросов в водные объекты. В мкр. Солнечный ликвидирован сброс хозяйственных бытовых стоков на рельеф местности (и далее в озеро) расходом 10,4м куб./час. Масса загрязняющих веществ при этом составляет 149,9 тонн в год. Ликвидирован сброс из канализационного коллектора по ул. Войлочной, 8 в реку Ушайка. Расход сброса 1501м куб./час. Масса загрязняющих веществ, попадающая в водный объект 1629.1 тонн в год. Ликвидирован сброс от торгового объекта ООО «ПК Лама» а р. Ушайку через врезку в ливневую канализацию по ул. Красноармейской. Расход 72м куб./час. Масса сбрасываемых загрязняющих веществ 849,3 тонн в год. Общий предотвращенный экологический ущерб наносимый водным объектам при ликвидации данных трех сбросов составляет 83656,5 тыс. рублей.

В рамках выполнения городской долгосрочной целевой программы «Развитие инженерной инфраструктуры муниципального образования «Город Томск» на 2012-2017 годы» (программа №2 «Ликвидация несанкционированных врезок в систему ливневой канализации и выпусков сточных вод в водные объекты» на 2012-2014гг.) в 2012 г. проведены строительно-монтажные работы по следующим объектам: г. Томск. ул. Алтайская. д. 5; ул. Некрасова, д. 2; ул. Обруб, д. 4; ул. Свердлова д. 4, 5, 6, 6/1. 7.

Разработана проектно-сметная документация по ликвидации несанкционированных врезок в систему ливневой канализации и выпусков сточных вод в р. Ушайку‚ расположенных по адресам: ул. Алтайская, д. 35а. 35/1; ул. Сибирская, д. 26 (2. 2а); ул. Украинская, д. 19; ул. Петропавловская, д. 7; ул. Некрасова, д. 6; пер. Красноармейский. 4, 6.

. Обращение с отходами производства и потребления

На протяжении шести лет департаментом совместно с органами прокуратуры ведется работа по актированию несанкционированных свалок на территории города. Акты проверок с приложением соответствующих документов являются основанием для подачи прокуратурой исковых заявлений к администрации г. Томска по понуждению к ликвидации свалок. За этот период следует отменить, что в основном выявляемые свалки становятся значительно меньшими по объему и площади, но общее их количество не уменьшается. Это свидетельствует, что в городе недостаточно развита система сбора и вывоза отходов от различных объектов, т.е. идет работа по устранению следствий, а не причин их возникновения. Наличие больших по объему свалок характерно для окраин Ленинского, Советского и Октябрьского районов.

В 2012 году в результате рейдовых проверок, проведенных в весенний период года на территории выявлено 115 несанкционированных свалок на площади 7,93га, массой 2224.2 тонн. Все материалы были переданы в органы прокуратуры и по ним предъявлены исковые требования к администрации г. Томска по ликвидации данных объектов не санкционированного размещения отходов.

На 1.12.2013 ликвидировано 89 несанкционированных свалок на площади 6га массой 1380.5 тонн.

Комитетом экологической безопасности урбанизированных территорий проводится работа по проверке соблюдения порядка обращения с отходами на территориях садоводческих товариществ. В результате более 40 СНТ заключены договоры, установлены контейнеры.

В целом, для решения вопроса необходимо администрации г. Томска внести изменения в нормативно-правовую базу в части требований:

установления регламента требований по содержанию территорий в зимний период;

введения требований по селективному сбору отходов для предприятий и организаций, УК. ТСЖ г. Томска;

разграничить и четко довести до исполнителей зоны ответственности по содержанию территорий, порядку их уборки, механизмам контроля и видам наказания за их нарушение.

усилить контроль над вывозкой снега, мусора по муниципальным контрактам.

В результате подписания соглашения о частно-муниципальном партнерстве между УМП «Спецавтохозяйство» г. Томска: и ООО «Альтернативный ресурс» на городском полигоне ТБО у д. Сурово-Сухоречье организован участок по сортировке и отбору вторичного сырья их общего потока поступающих на полигон отходов. Вторичное сырье прессуется прессом мощностью 2 тонны в час и отправляется на вторичную переработку в т. ч. и в соседние регионы.

Из этого взаимовыгодного сотрудничества достигается положительный результат для всех сторон. УМП «Спецавтохозяйство» сокращает платежи за размещение отходов (до 200 тыс. в год) в связи с тем, что данные объемы не подлежат захоронению. В связи с тем, что извлекаемые компоненты достаточно объемны (ПЭТ-бутылка, стекло, картон и др.), то недопущение их к захоронению сокращает общие объемы захораниваемых отходов, что существенно продлевает срок эксплуатации карт для размещения отходов. По оценкам Администрации г. Томска строительство одной карты обходится в 5-60 млн. рублей.

В настоящее время специалистами комитета по заданию руководства Департамента разрабатывается схема создания в деревнях и поселках расположенных поблизости от областного центра пунктов по накоплению и сортировки отходов производства и потребления. Данные пункты позволят существенно сократить объемы отходов, которые подлежат вывозу из населенных пунктов на объекты захоронения, что существенно скажется на тарифах для населения.

экологический радиационный аварийность атмосферный

Заключение

Устойчивое экономическое и социальное развитие территории невозможно без сохранения жизнеспособной среды обитания. Стратегия развития Томской области ставит перед экологами конкретные цели. Снижение экологических рисков здоровью населения, повышение экологического рейтинга территории, и ее «зеленого имиджа», оценка природного капитала, комплексный подход к природопользованию, его ориентация на цели устойчивого развития и ряд других задач направлены не только на улучшение качества среды обитания, но и на рост экономической успешности территории.

Активная позиция Администрации Томской области в сфере охраны окружающей среды предопределила тенденции положительного развития экологической ситуации на территории Томской области. Сокращается поступление загрязнений в окружающую природную среду на единицу ВРП, увеличивается степень переработки и обезвреживания отходов производства и потребления, растут инвестиции в охрану и рациональное использование водных ресурсов.

Тем не менее, на территории нашей области, как и в предыдущие годы, существует ряд проблем в сфере охраны окружающей среды:

) аварийное загрязнение окружающей среды;

) высокий уровень экологической опасности в связи с деятельностью предприятий нефтегазодобывающего комплекса;

) истощение природных ресурсов на локальных участках территории;

) значительное количество несанкционированных свалок.

Решение сложившихся проблем возможно только при интеграции усилий всех заинтересованных сторон, включая органы власти и местного самоуправления, бизнес и население области.

Список используемой литературы

1. Государственный доклад «О состоянии и охране окружающей среды в Российской Федерации в 2009 году» 2009г. М., МПР, 496с.

. Государственный доклад «О санитарно-эпедемиологической обстановке в Российской Федерации в 2008 году» 2009г. М. Роспотребнадзор, 467с.

. Резник В.Я. и др. 2010г. Состояние атмосферного воздуха. В кн.: Состояние окружающей среды Томской области в 2009 году. ОГУ «Облкомприрода», Томск, Изд-во «Оптимум», сс. с 18 по 23.

. Шелепова Л.И. и др. 2010г. Водные ресурсы. В кн.: Состояние окружающей среды Томской области в 2009 году. ОГУ «Облкомприрода», Томск, Изд-во «Оптимум», сс. с 23 по 31.

. Куерт А.Ю. и др. 2010г. Отходы производства и потребления. В кн.: Состояние окружающей среды Томской области в 2009 году. ОГУ «Облкомприрода», Томск, Изд-во «Оптимум».

. Радиационная обстановка на территории России и сопредельных государств в 2001 году. 2002г. СПб, Гидрометиоиздат, 225с.

. Состояние окружающей природной среды Томской области в 2002 году: обзор. 2002г. ОГУ «Облкомприрода» Адм. Томской области. Томск, издательство «Дельтаплан», 156с.

. Коняшкин В.А. 2010. Радиационная обстановка на территории Томской области. В кн.: «Экологический мониторинг: Состояние окружающей среды в Томской области в 2009году». Томск, издательство «Оптимум», сс. 88-95.

Похожие работы на - Эколого-экономический анализ Томской области

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!