Антимонопольная политика России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    84,19 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Антимонопольная политика России

Содержание

Введение

.        Понятие антимонопольной политики государства и ее функции

.        Монополии

.1      Факторы монополизации

.2      Классификация монополий

.        Антимонопольное регулирование

.1      Способы понижения степени монополизации рынка

.2      Основные модели антимонопольного регулирования

.3      Ценовое регулирование

.4      Налогообложение

.5      Поддержка конкуренции

.        Особенности антимонопольного регулирования Российской Федерации

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

Выбранная мною тема на сегодняшний день является более актуальной, чем когда-либо, поскольку в современных условиях открытой экономики и всеобщей интеграции появилась угроза возникновения глобальных монополий - мегакорпораций, деятельность которых выразилась бы в ощутимых социально-экономических потерях всего общества в целом.

Кроме того, нельзя забывать и о том вреде, который любая монополия наносит национальному рынку.

Недаром еще Адам Смит был противником картелей. С тех пор прошло много времени, и в большинстве развитых государств, в том числе и в России, появились свои законы о конкуренции, каждый из которых в чем-то отличается от остальных.

Известные, как антитрестовые законы в Соединенных Штатах Америки и странах Европейского Союза, антимонопольные - в Китае и России, все они направлены на борьбу с монополиями.

И то, что самые экономически развитые государства всерьез обеспокоены проблемой понижения степени монополизации своих национальных рынков и предотвращения возникновения монополий, подчеркивает ее первостепенную важность.

А для того, чтобы эффективно решать эту проблему, необходимо иметь четкое представление о понятии и функциях антимонопольной политики государства, а также понимать, что такое монополия и различать влияние разных методов антимонопольного регулирования на разные виды монополий.

Целью написания моей курсовой работы является проведение самостоятельного исследования, направленного на расширение теоретических знаний в рамках означенной темы, а также приобретение навыков применения этих знаний на практике. Задачи ее написания состоят в том, чтобы разобраться в понятии и функциях антимонопольной политики государства, проанализировать классификацию монополий, причины их возникновения и выяснить, в каких случаях монополия экономически оправдана, рассмотреть основные подходы к регулированию монополий, а также продемонстрировать специфику антимонопольной политики Российской Федерации.

1. Понятие антимонопольной политики государства и ее функции

Как следует из названия, антимонопольная политика государства направлена на ограничение условий возникновения и функционирования монополий и защиту конкурентного рынка и заключается в комплексе экономических, законодательных и административных мер и составляет важнейшую часть экономической политики государства.

Первые антимонопольные законодательные акты возникли в Канаде в 1889 и в США в 1890 годах, однако необходимость регулирования деятельности монополий стала очевидной задолго до этих событий. Это и неудивительно, ведь общественные потери, неизбежно возникающие в результате деятельности монополий, наиболее ощутимо затрагивают самый широкий слой населения - потребителей.

Хотя, разумеется, негативные последствия монопольной активности этим не ограничиваются, в разной степени охватывая все социальные слои и сферы общественной жизни.

Итак, первые антимонопольные законы возникли в индустриализированной Америке в конце девятнадцатого века. Чем это обусловлено, представляется очевидным. Огромное количество трестов, выросших к этому времени на производственной базе, не могли не сдерживать технический и экономический прогресс американской экономики.

Господствовавший в США до тех времен классический экономический либерализм боролся лишь с монополиями, основанными государством, и, когда действительность показала, что монополия может вырасти из естественной концентрации труда и капитала, потребовалось применение «особых мер», коими и стало создание антимонопольного законодательства.

Наибольшую известность получил закон Шермана, названный по имени своего автора - сенатора Конгресса Джона Шермана. Закон Шермана запрещал монополию, как структурную единицу, монополизацию и попытки тайного сговора о монополизации, а также соглашения, объединения и тайный сговор по ограничению торговли. Лица, участвовавшие в таких соглашениях, в некоторых случаях подвергались даже тюремному заключению.

Конечно, этот закон имел недостатки. Например, фирма, контролирующая более 65% рынка, могла быть обвинена в попытке монополизации, но в условиях олигополии этот закон не действовал.

В 1914 году в дополнение к закону Шермана был принят еще один антитрестовый закон - закон Клейтона. В нем были доработаны и смягчены некоторые положения закона 1890 года.

В целом же под антимонопольной политикой понимается система государственных мер экономического, правового, финансового и налогового характера, препятствующая проявлениям монополизации и способствующая эффективному функционированию рыночной экономики.

Иными словами, антимонопольная политика - это основные направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и, в конечном итоге, на защиту прав потребителей.

В отношении общества и государства к проблемам монополизации и конкуренции существует определенная двойственность, обусловленная тем, что в условиях высокой концентрации производства объективной являются тенденции его сокращения, роста цен и злоупотребления монопольной властью, однако, с другой стороны, концентрация ведет к массовому производству продукции, а, следовательно, к снижению издержек производства и экономии основных видов ресурсов в целом.

При этом государство, стремящееся организовать объективное и эффективное антимонопольное регулирование, должно учитывать все особенности влияния монополий на свой национальный рынок.

В частности, нужно с осторожностью подходить к ограничению функционирования естественных монополий и, тем более, к их разделению.

Основная функция антимонопольной политики государства заключается в борьбе с монополизацией, что способствует техническому, экономическому и, как следствие, социальному общественному прогрессу.

Критериями при отнесении фирмы к монополии часто служит ее процентная доля в отрасли. Здесь важно понимать, что в некоторых случаях это обоснованно тем, что значительный объем производства данной фирмы обеспечивает минимальные производственные издержки, что ведет не только к экономии ресурсов в целом, но и к установлению более низких цен, обусловленных величиной этих издержек. Поэтому в качестве дополнительных критериев здесь могут выступать случаи демпинга фирмой конкурентов, путем временного снижения цен ниже уровня предельных издержек и заключения тайных соглашений с другими фирмами, например, об объеме выпуска.

При этом, например, в США предприятию «прощается» подобное поведение в случае, если оно производит «редкие» товары или оказывает «редкие» услуги.

Второй важной функцией антимонопольной политики является предотвращение поглощений и слияний крупных фирм. При этом в некоторых ситуациях слияния разрешены государством.

Радикальным проявлением этого в государственной антимонопольной политике может служить аннулирование подобных сделок.

Третьей функцией антимонопольной политики государства является запрещение договоров об установлении уровня цен, то есть, фактически, запрещение образования картелей. Также запрещаются договоры фирм о разделе рынка и бойкотировании других фирм и манипулирование аукционными ставками.

К числу прочих функций, направленных на поддержку конкуренции, относятся упрощение процесса создания новых предприятий, снятие всех барьеров для осуществления внешней торговли и открытие внутренних рынков для иностранных фирм с целью повышения конкуренции за счет международного окружения, а также, в некоторых случаях, принудительное разделение крупных монопольных структур.

В качестве примера последнего можно привести разделение американского треста «Стандарт Ойл».

Также в рамках антимонопольного законодательства осуществляется наказание фирм, проводящих политику ценовой дискриминации - продажи одного товара по разным ценам для разных потребителей.

2. Монополии

Основной целью антимонопольной политики является борьба с монополиями. Так что же представляет из себя монополия?

Существует множество определений монополии. Мне представляется наиболее точным следующее:

Монополия - это особо крупное предприятие, в силу тех или иных причин подчинившее себе рынок и осуществляющее свою экономическую деятельность при отсутствии конкуренции.

Общественно-экономические потери от деятельности монополий наиболее ощутимо выражаются в трех проявлениях: Формировании искусственных барьеров для вхождения в отрасль, поддержки монопольно-высоких цен, ограничивающих потребление и сдерживании технического прогресса.

Последнее объясняется тем, что положение монополии не обязывает компанию обновлять капитал, а также совершенствовать технологию производства и повышать качество продукта.

История рыночной экономики неразрывно связана с монополиями, поскольку неконтролируемый государственным регулированием конкурентный рынок всегда стремится к монополизации. Однако необходимость регулирования монополий стала очевидной лишь во второй половине девятнадцатого века. Так, после биржевого краха 1873 года стала заметна связь между кризисами и явлением монополизации: многие фирмы пытались спастись от кризиса в попытках монополизации. Эта связь нашла отражение в экономической литературе тех времен, когда монополии стали называть «детьми кризиса».

Отсутствие конкуренции позволяет монополии полностью контролировать объем производства. Таким образом, компания-монополист не боится потерять контроль над частью отрасли и может произвольно повышать уровень цен, так как конкурентов, способных предложить аналогичный товар по более низким ценам, просто нет. Впрочем, это вовсе не значит, что компания, находящаяся на положении монополии, установит на свой продукт астрономическую цену.

Стремясь к максимизации прибыли, при выборе установления цены, монополия учитывает потребительский спрос на свою продукцию, который, так как монополия функционирует в условиях отсутствия конкуренции, равен рыночному спросу на продукт данной отрасли, а также производственные издержки.

С целью повышения объема продаж, монополист понижает цену на продукцию и, максимизируя прибыль, он устанавливает цену таким образом, чтобы при соответствующем уровне производства величина предельных издержек равнялась величине предельного дохода.

Разница между ценой и величиной предельного дохода может варьироваться в зависимости от эластичности спроса на продукцию монополии.

Логическим следствием данного утверждения является обратная зависимость размера монопольной прибыли и, соответственно, уровня монопольной власти от коэффициента ценовой эластичности спроса.

Вместе с тем, наличие сверхприбылей вызывает стремление потенциальных конкурентов войти в данный сегмент рынка, а также активность компаний, выпускающих товары-заменители. Желая сохранить свое монопольное положение, фирма вынуждена еще больше снижать цены. Что касается законодательных барьеров для вступления в отрасль, они также не могут гарантировать монополисту стопроцентной безопасности от конкурентов.

Поэтому положение монополий совсем не так безмятежно, как может показаться с первого взгляда.

2.1 Факторы монополизации

Помимо естественного стремления рынка к монополизации, обусловленного желанием установления над ним контроля со стороны участников-производителей, существует ряд объективных причин возникновения монополий и повышения степени монополизации национальной экономики в целом.

К этим причинам можно отнести:

·        Стремление предпринимателей получать сверхприбыль, то есть монополистическую прибыль, возможную при условии отсутствия деятельности в отрасли конкурентов.

·        Установленные государством различные законодательные барьеры для вхождения фирм в отрасль, такие как, например, лицензирование или сертификация.

·        Внешнеэкономическая политика протекционизма, направленная на защиту отечественных производителей от иностранной конкуренции и состоящая в обложении заграничных товаров значительными пошлинами, либо, в более радикальном проявлении, ограничение или полный запрет их ввоза и продажи в стране.

·        Слияние предприятий и поглощение одного предприятия другим. В качестве примера здесь можно привести ситуацию, когда более крупная фирма приобретает менее крупную, одновременно устраняя конкуренцию и значительно увеличивая свою долю в отрасли.

Что касается первого фактора, ограничить его очень трудно, поскольку обусловлен он самой природой человека.

Однако, касаемо второго фактора, одно из законодательных проявлений антимонопольной политики государства заключается в снятии барьеров, препятствующих проникновению в экономику конкурентов. Данная практика является эффективным, но также и опасным решением. При недооценке силы монополии развитие событий может привести к тому, что, уничтожив возникших конкурентов, фирма-монополист еще более укрепит свои позиции на рынке.

Как показывает практика, присутствие на рынке конкурентов из-за границы является очень эффективным фактором, удерживающим его от монополизации. Существует и другая, негативная сторона данного обстоятельства, поскольку ограничить рост транснациональных корпораций, действующих по всему миру и обладающих большой долей монопольной власти, намного сложнее, чем сдерживать развитие фирмы, полностью подконтрольной одному государству, и которую, при наихудшем стечении обстоятельств, можно разделить на несколько независимых структурных единиц.

И все же, недостатки политики протекционизма значительно превышают ее достоинства для экономики.

Слияние и поглощение предприятий в большинстве развитых государств жестко регулируется, а в некоторых случаях даже запрещается, например, в тех же США. Однако в большинстве государств Европы и в России данное явление имеет место, хотя и проходит под наблюдением и контролем соответствующих антимонопольных структур, не допускающих чрезмерного расширения какой-либо одной компании.

Впрочем, экономика России в данном случае является далеко не лучшим примером. В качестве подтверждения этого можно взять совсем недавний инцидент, когда в марте 2013 года одна из крупнейших российских топливно-энергетических компаний, «Роснефть» фактически поглотила другой крупный нефтяной холдинг «ТНК-ВР». Сумма сделки при этом составила почти 55 миллиардов долларов, а «Роснефть» стала настоящим нефтяным гигантом. Федеральная Антимонопольная Служба ограничилась тем, что зарегистрировала факт слияния. К факторам монополизации можно также отнести явление недобросовестной конкуренции, к сожалению, встречающееся в современной экономике. Суть этого явления понятна: запугивание конкурентов или их физическое устранение. В частности, путем угроз в адрес руководства фирмы, можно добиться ее закрытия и ухода из отрасли.

За подобную деятельность предусмотрена серьезная уголовная ответственность.

.2 Классификация монополий

Антимонопольная политика крайне различается в отношении естественных и искусственных монополий. Это обусловлено тем, что действие первой часто экономически оправдано, в то время как последняя, сформировавшаяся в результате скупки, слияний или других видов соединения, оказывает на экономику крайне негативное влияние.

Естественную монополию представляет предприятие, объединенное единой организацией сбыта, при состоянии товарного рынка, при котором удовлетворение рыночного спроса эффективнее всего осуществлять при отсутствии конкуренции.

Это обусловлено технологическими особенностями процесса производства, которое характеризуется снижением издержек по мере увеличения его объема, и тем обстоятельством, что продукция, выпускаемая естественной монополией, не имеет товаров-заменителей, а спрос на данном рынке, как правило, неэластичен.

Существуют исключения, когда продукция или услуги естественных монополий имеют аналоги. Например, перевозки железнодорожным транспортом довольно плотно конкурируют с авиаперевозками, хотя некоторые железнодорожные и авиакомпании считаются монополиями. К естественным монополиям, как правило, относятся компании, обеспечивающие общество необходимыми общественными благами, например, энергетические, горнодобывающие и предоставляющие коммуникационные услуги, а также транспортные.

Искусственные монополии, выросшие на базе сверхмерной концентрации производства и капитала, отличаются высочайшей эффективностью производства товаров и предоставления услуг. Происходит это в силу того, что, после преодоления долгой и порою очень трудной конкурентной борьбы, на рынке возникает предприятие, оснащенное передовым техническим базисом и, как следствие, имеющее минимальный уровень производственных издержек при эксплуатации.

Примеры подобных компаний крайне редко встречаются в реальности. Речь идет о предприятиях, достигших такого уровня организации производства и управления, который позволяет им снизить расходы настолько, что другим фирмам просто не имеет смысла производить подобные товары.

В качестве подходящего примера можно привести основанную в 1870 году Джоном Дэвидсом Рокфеллером «Стандарт Ойл Компани», в свои лучшие годы контролировавшую 90% добычи нефти в Америке и обладавшую такой властью над рынком, что, как упоминалось выше, американское государство не могло не разделить ее.

В более детальной классификации монополий можно выделить следующие их виды:

·        Государственная или легальная монополия характеризуется тем, что все права на производство и реализации ее продукции принадлежат государству. Существование данной монополии необходимо для таких аспектов государственной деятельности, как организация национальной обороны (гос. монополия на изготовление ядерного оружия) или осуществление денежной политики (гос. монополия на производство денег). Очень высокая степень монополий такого типа была характерна для административно-командной экономики СССР.

·        Чистая монополия возникает в результате присутствия на рынке единственного производителя. Чаще всего это обусловлено отсутствием входа в отрасль для других предприятий, но также может объясняться неразвитостью экономики страны, например, небольшая аграрная страна третьего мира может иметь только одну компанию, занимающуюся производством в наукоемких отраслях.

·        Временная монополия связана с научно-техническим прогрессом в развитии. Чаще всего такая монополия возникает в результате того, что определенная фирма обладает уникальным научным достижением. Фирма останется монополией до тех пор, пока данное достижение не перейдет к другим компаниям. Так было, например, с телефонной компанией Белла.

·        Случайная монополия может возникнуть вследствие существенного превышения спроса над предложением. При условии, что такая ситуация сохраняется, случайная монополия может трансформироваться в искусственную.

·        Абсолютная монополия определяется стопроцентным контролем одной фирмы над производством и реализацией продукции. Абсолютность монопольной власти присуща государственным монополиям.

Существует еще один вид монополии, существенно отличающийся от остальных и заслуживающий отдельного рассмотрения. Это монопсония - так называемая монополия покупателя.

Монопсония возникает при условиях отсутствия дефицита и наличия на рынке только одного покупателя, способного влиять на уровень цен. Например, плантаторы-производители табака могут не иметь другого выбора, кроме как продавать свою продукцию табачной компании на ее условиях.

С точки зрения антимонопольного регулирования эффективным в данном случае является законодательное установление минимального уровня цен.

Монопсониями чаще всего выступают сами монополии.

По своей структурной организации монополии различаются следующим образом:

·        Трест - это объединение предприятий, полностью лишенных самостоятельности и являющихся частью одного колоссального производственного процесса.

·        Картель - это объединение предприятий, сохраняющих свою юридическую и коммерческую независимость. Объединение фирм в картель осуществляется, как правило, на условиях договора об уровне производства, сбыте продукции и найме рабочей силы.

·        Синдикат - это объединение предприятий, сохраняющих производственную, но теряющих коммерческую независимость. Происходит на условиях договора о заказах, закупках сырья и сбыте конечной продукции. Данный вид структурной организации является самым распространенным в российской экономике.

Каждый из перечисленных видов монополии имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при осуществлении антимонопольного регулирования.

3. Антимонопольное регулирование

Государственные структуры, ответственные за проведение антимонопольного регулирования, осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области конкуренции как на рынке благ, так и на финансовом рынке. Под действие данных структур подпадает надзор за деятельностью естественных монополий, развитие конкуренции в тех отраслях, где она возможна и целесообразна и выявление нарушений при слиянии предприятий, а в случае необходимости - их разделения.

Антимонопольное регулирование включает также регулирование уровня концентрации и монополизации производства, ценовое и налоговое регулирование. В большинстве государств, имеющих антимонопольное законодательство, контроль за его соблюдением лежит на специально созданных государственных службах, таких, как Федеральная Комиссия по Торговле в Соединенных Штатах Америки, Департамент Конкуренции и Рынков в Великобритании и Федеральная Антимонопольная Служба в Российской Федерации.

Разные подходы в регулировании обуславливают разную направленность их действий и, как следствие, разную эффективность регулирования. Все эти различия объясняются историческими особенностями развития борьбы разных стран с монополиями.

Образцовой можно считать работу Федеральной Комиссии по Торговле США, образованной в 1914 году в соответствии с законом Клейтона. Сферой деятельности этой комиссии является контроль за соблюдением не только антитрестового законодательства, но и законов о защите прав потребителей.

Так, начиная с середины двадцатого века, среднее значение индекса Герфиндаля-Хиршмана в экономике США неуклонно снижалось. Это доказывает преимущества американской модели антимонопольного регулирования перед европейской, что будет подробнее рассмотрено далее.

3.1 Способы понижения степени монополизации рынка

Исходя из многолетнего опыта антимонопольного регулирования, известны три основные способа сокращения деятельности монополий:

·        Разделение монопольных структур.

·        Привлечение конкурентов из-за границы.

·        Создание новых предприятий.

Первый способ подразумевает прямое расформирование копании, занимающей большую долю в отрасли, превышающую допустимые пределы, на несколько независимых друг от друга предприятий.

Данный подход нельзя применять в отношении естественных монополий, поскольку это приведет к повышению среднего уровня издержек и большему расходу ресурсов. Однако, он является эффективным при необходимости быстрой ликвидации искусственной монополии и причиняемого ее деятельностью общественного вреда.

Второй способ осуществляется путем предоставления иностранным фирмам различных льгот с целью их привлечения в отрасль национального рынка, имеющую высокую степень монополизации, и отличается от третьего тем, что в данном случае конкуренцию монополисту составляют экономически состоятельные развитые предприятия, способные эффективно противодействовать экономическому влиянию монополии.

Преимущества последнего способа заключаются в том, что прибыль, полученная в результате действия созданных предприятий, не исчезает из национальной экономики, что может иметь большое значение в случаях, когда отрасль, подверженная монополизации, является для страны ключевой.

В целом, эффективное комбинирование этих способов позволяет осуществлять антимонопольное регулирование успешно, поддерживая конкурентный рынок и предупреждая тенденции к его монополизации.

3.2 Основные модели антимонопольного регулирования

Существуют две основные исторически сложившиеся модели антимонопольного регулирования: американская и европейская.

·        В рамках американской модели монополия запрещена как структурная единица.

·        В европейской модели регулирование деятельности монополий ограничивается надзором за злоупотреблением фирмой монопольной властью.

Американское антитрестовое законодательство, положенное в основу американской модели, основано на положения законов Шермана и Клейтона, в то время как европейская модель была основана в соответствии с Римским договором в рамках создания Европейского Союза в 1957 году.

Чтобы понять, что является нарушением антимонопольного законодательства с точки зрения американской модели, можно рассмотреть основные положения закона Шермана.

В соответствии с первой статьей данного закона неприемлемыми считаются объединения предприятий в трест, тайные соглашения или иные действия, направленные на ограничение производства или торговли, как между штатами, так и с международным окружением. Лица, участвующие в подобном объединении или антиконкурентных соглашениях, обвиняются в уголовном преступлении и приговариваются к выплате штрафа объемом до 10 миллионов долларов, тюремному заключению сроком до трех лет или к обоим мерам наказания.

Органом, ответственным за конкретизацию закона, является суд, однако, основываясь на правовой практике, Федеральная Торговая Комиссия также играет в этом определенную роль.

Помимо США, американская модель антимонопольного регулирования применяется в таких странах, как Аргентина, Канада и Япония. Что касается европейской модели, то, согласно статье 81 Римского договора, запрещаются такие соглашения между предприятиями, которые могут препятствовать свободной торговле между государствами-членами ЕС или имеющие своей целью ограничение конкуренции на общем рынке. Договоры и соглашения, подпадающие под эту статью, аннулируются.

При этом правонарушения не происходит, если результатом подобных действий является ускорение технического или экономического прогресса, и при условии того, что они не ограничивают свободную конкуренцию.

Осуществление контроля за соблюдением законодательства выполняет Европейская Комиссия, имеющая полномочия выдачи документов, подтверждающих разрешение на создание монополии или ограничение конкуренции на определенный срок.

Статья 82 Римского договора содержит запреты злоупотребления господствующим положением любой компании на общем рынке и применяется в том случае, когда ее положение может нанести ущерб торговле между странами.

В этой статье также приведен перечень запрещенных приемов, направленных на монополизацию:

·        Ограничение производства или технического развития.

·        Навязывание несправедливых условий партнерам.

·        Создание неравных условий конкуренции и торговли, путем применения неравных условий.

В Римском договоре, в отличии от американского антитрестового законодательства, не содержится прямого запрета монополии, а исключительно злоупотребления ее доминирующим положением.

Особенность политики ЕС в области конкуренции состоит в том, что она развивается в рамках тенденции к интеграции европейского рынка и проникает во все сферы экономической деятельности.

Помимо стран Европейского Союза, европейская модель антимонопольного регулирования действует в ЮАР, Новой Зеландии и Австралии.

В последнее время наблюдается тенденция к сближению данных ветвей антимонопольного законодательства.

Следует отметить, что существуют страны, антимонопольное законодательство которых нельзя однозначно отнести к той или иной модели. В качестве примера такого государства можно привести Германию. В частности, в этой стране действует прямой запрет монополии, но при этом существует множество исключений.

.3 Ценовое регулирование

Под ценовым регулированием понимается регулирование государством уровня цен на продукцию предприятия, занимающего монопольное положение на том или ином рынке. Ценовое регулирование направлено прежде всего на борьбу с монопольно высокими ценами.

В рамках ценового регулирования деятельности монополий существует два основных принципа:

·        Принцип максимизации производства.

·        Принцип обеспечения безубыточности.

Второй принцип характеризуется установлением цены на уровне средних издержек, вследствие чего деятельность монополии не приносит ни убытка, ни прибыли.

Недостатком этого может стать дефицит в данной отрасли.

Как показывает практика, высокие цены и прибыль монополиста привлекает в отрасль новых инвесторов, а также побуждает стремление вхождения в нее других предприятий. Таким образом установление монополистом высоких цен само по себе создает условия для возникновения конкуренции.

Однако, это возможно лишь в условиях хорошо развитой экономики, и не работает при высокой степени монополизации рынка. В последнем случае государство должно регулировать установленные доминирующей в отрасли фирмой монопольно высокие цены.

Государство выявляет и регулирует следующие виды монопольных цен:

·        Монопольно высокая цена.

·        Монопольно низкая цена.

·        Монопсоническая цена.

Монопольно высокая цена устанавливается с целью извлечения предприятием сверхприбыли и компенсации необоснованных расходов за счет ущемления экономических интересов потребителей. Монопольно высокая цена часто устанавливается за счет сокращения производства или снижения качества продукции при неизменном объеме выпуска. Монопольно высокая цена может быть скрытой, то есть оставаться неизменной при значительном снижении качества продукта.

Монопольно низкая цена устанавливается в краткосрочном периоде с целью ограничения доступа в отрасль предприятий-конкурентов.

Монопсоническая цена устанавливается предприятием, доминирующим на рынке в качестве потребителя, с целью снижения уровня издержек за счет предприятий-поставщиков.

Монопольно низкая и монопсоническая цены часто характеризуются установлением ниже уровня средних издержек или возникновением на рынке ситуации, когда производство товара другими предприятиями и приобретение его у них становится экономически невыгодным.

Само по себе выявление монопольных цен не является доказательством злоупотребления предприятия своим доминирующим положением в отрасли. Для этого необходим комплексный анализ рынка, включающий определение его границ, а также динамику цены и объема выпуска монополии. При выявлении факта злоупотребления монопольной властью путем установления монопольно высокой цены, антимонопольное ведомство может предъявить руководству фирмы-монополиста требование снизить цену и, возможно, увеличить объем выпуска.

В случае злоупотребления монопольной властью путем установления монопольно низкой или монопсонической цены, предъявляемые требования носят обратный характер: повышения цены и, опционально, сокращения объема производства в первом случае.

В рамках ценового регулирования запрещаются также сговоры об установлении цен, которые приводят к ограничению конкуренции.

Существует два вида ценовых соглашений:

·        Горизонтальные соглашения осуществляются конкурирующими предприятиями с целью установления и поддержания завышенных или заниженных цен с целью вытеснения с рынка конкурентов.

·        Вертикальные соглашения осуществляются между неконкурирующими предприятиями, то есть непосредственно доминирующим в отрасли предприятием и его поставщиками.

Формы соглашений могут различаться, а предметом - условия, влияющие на уровень цен. В случае выявления случаев подобных соглашений антимонопольные службы могут обязать договорившиеся предприятия к прекращению их действия и восстановлении изначального уровня цен с учетом роста инфляции, а также налагать на предприятия и ответственных должностных лиц соответствующую уголовную ответственность.

.4 Налогообложение

Еще одним из основных механизмов осуществления государственного антимонопольного регулирования является налогообложение. С целью снижения прибылей, извлекаемых доминирующим предприятием, государство устанавливает в подверженной монополизации отрасли дополнительные налоги. По характеру взимания налога существуют их две основные формы:

·        Потоварный налог взимается за каждую единицу продукции и является частью переменных издержек монополии.

·        Паушальный налог не зависит от объема производства и является частью постоянных издержек монополии (например, стоимость лицензии на исключительное право занятия той или иной деятельностью).

Оба налога сокращают получаемую монополистом прибыль, одновременно увеличивая поступления в государственный бюджет. Их отличие состоит в том, что при введении потоварного налога изменяются оптимальные цена и объем выпуска монополиста, то есть в результате его введения фирма сокращает объем выпуска при поднятии цены, что усугубляет экономический ущерб потребителей.

В случае введения паушального налога повышается уровень постоянных и, следовательно, средних издержек монополиста. Величина предельных издержек при этом не изменяется, что удерживает монополию от изменения соотношения уровня цены к объему производства в пользу первой. Похожее действие на поведение монополии оказывает налог на прибыль.

При обложении монополий дополнительными налогами государство мало учитывает интересы потребителей.

.5 Поддержка конкуренции

Направления политики государства в сфере конкуренции состоят из следующих элементов:

·        Повышение темпов научно-технического прогресса, то есть сокращение времени разработки и повсеместного распространения новейших технологий, применяемых в производстве и позволяющих повысить качество продукции, при снижении ее стоимости.

·        Создание и поддержание благоприятных условий для возникновения и развития успешной конкуренции

·        Поддержка конкуренции законодательными методами.

Повышение темпов НТП эффективно при поддержании конкуренции в наукоемких отраслях, когда при сосредоточении передовых технологий в руках одного предприятия проблематично организовать эффективную конкурентную борьбу.

Под созданием и поддержкой благоприятных конкурентных условий понимается снятие барьеров на вход в монополизированную отрасль, а также снятие или существенное понижение обложения налогами на данном рынке и предоставление различных льгот конкурирующим предприятиям.

Поддержкой конкуренции законодательными средствами могут выступать разнообразные нормативно-правовые акты, регулирующие конкуренцию, например, Федеральный Закон РФ «О защите конкуренции» предусматривает пресечение недобросовестной конкуренции.

4. Особенности антимонопольного регулирования Российской Федерации

Первая попытка создания в России антимонопольного законодательства была предпринята еще в 1908 году, путем введения закона, подобного закону Шермана. Однако, данный закон был встречен большинством русских предпринимателей крайне негативно и не был принят.

В период существования СССР антимонопольное регулирование не осуществлялось, поскольку, в соответствии с советской экономической доктриной, в рамках административно-командной экономики деятельность государственных монополий считалась единственно-эффективной, то есть обеспечивала снижение затрат ресурсов и стоимости производства до предельно низкого уровня путем эффекта от масштаба.

Последствием этого стала необычайно высокая степень монополизации во многих отраслях национального рынка СССР, особенно в топливно-энергетической сфере, что во многом предопределило трудности, связанные с переходом к рыночной экономике.

Высокий уровень монополизации в экономике России сохранился и после распада СССР, последствиями которого стали трансформация бывших государственных монополий в акционерные общества и их ускоренная приватизация, в итоге приведшая к тому, что контрольные пакеты акций оказались сосредоточены в руках одного из владельцев.

Примерно в то же время была замечена необходимость антимонопольного регулирования рыночной экономики России, и основным механизмом ее проведения была выбрана поддержка конкуренции. В связи с этим в 1991 году был издан закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в котором были закреплены основы антимонопольной политики государства. Однако, после экономического кризиса в 1998 году, показавшего необходимость модернизации российского антимонопольного регулирования, вышеупомянутый закон был существенно реформирован. В частности, в 1999 году создается Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, принимавшее активное участие в регулировании конкуренции, в том числе и на финансовом рынке.

Тем не менее, экономические механизмы, использующиеся при антимонопольном регулировании, в России в то время только частично начинали развиваться, что, вкупе с непоследовательностью административных и законодательных мер, проводимых антимонопольным министерством, сказалось на том, что многочисленные случаи нарушения законов о конкуренции приходилось решать в порядке судебных разбирательств.

В качестве одного из характерных примеров можно привести случай, произошедший в 2004 году, когда, пользуясь своим монопольным положением, акционерное общество «Иркутскэнерго» установило монопсонический уровень арендной платы за используемые им плотины ГЭС Ангарского каскада, в результате чего для их владельца, компании «РусГидро», объем получаемой ренты оказался вдвое ниже уплачиваемого ею налога на имущество. Ввиду отсутствия эффективной системы регулирования цен, величину арендной платы пришлось поднимать с 74,5 миллионов рублей в год до 821 миллиона в судебном порядке.

И подобных примеров злоупотребления монопольным положением среди российских компаний немало.

Переломным моментом в истории антимонопольной политики Российской Федерации является произошедшее в марте 2004 года в рамках реформирования государственного аппарата преобразование Министерства РФ по антимонопольной политике в Федеральную Антимонопольную Службу.

Деятельность ФАС, в основном, направлена на развитие и поддержание эффективной конкурентной борьбы.

По состоянию на сегодняшний день, антимонопольная политика Российской Федерации по-прежнему имеет пассивную направленность. Несмотря на тенденцию к повышению качества регулирования монопольной деятельности, в большинстве случаев действия Федеральной Антимонопольной службы ограничиваются фиксированием случаев нарушения российского законодательства в области конкуренции, а рост естественных монополий, в целом, продолжается.

Заключение

Подводя итоги выполненной работы, можно сказать, что проблема антимонопольного регулирования занимает ведущее положение в списке проблем как мировой, так и, в частности, российской экономики, причем последняя нуждается в более тщательной законодательной регламентации. В организации механизмов осуществления антимонопольного регулирования предпочтение следует отдавать американской модели, с заимствованием некоторых элементов из европейской.

Поскольку эффективность антимонопольной политики определяется объективностью экономической политики в целом, необходимым условием ее оптимизации является развитие национальных рынков. Основное внимание при этом следует уделять защите интересов потребителей.

При осуществлении антимонопольного регулирования, необходимо понимать различие между естественной и искусственной монополиями и подходить к регулированию деятельности естественных монополий с осторожностью. Неоспоримым, однако, является тот факт, что деятельность естественных монополий также должна подлежать регулированию соответствующими государственными структурами.

Только путем учета всех особенностей монополистического предприятия, отрасли и конкретного рынка, на котором она действует, можно организовать антимонопольное регулирование результативно, и в таком виде, в котором оно принесет обществу наибольшую выгоду.

Список использованных источников

1.      Закон РСФСР от 22.03.1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»

.        Федеральный закон от 23.06.1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»

.        Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной Антимонопольной Cлужбе»

.        Качалин В. В. Система антимонопольной защиты общества в США / В. В. Качалин. - М.: Наука, 1997. - 271 с.

.        Право Европейского Союза: учебное пособие / С. Ю. Кашкин [и др.], ред. С. Ю. Кашкин. Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: Проспект, 2011. - 274 с.

.        Вэриан Х. Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход / Х. Р. Вэриан, пер. Н. Л. Фролова. - М.: ЮНИТИ, 1997. - 767 с.

.        Грязнова А. Г. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник / А. Г. Грязнова, Н. Н. Думная, ред. А. Г. Грязнова. - М.: КНОРУС, 2004. - 608 с.

.        Князева И. В. Антимонопольная политика в России: учебное пособие / И. В. Князева. - М.: Омега-Л, 2010. - 505 с.

.        Антимонопольное регулирование ФАС [электронный ресурс] // Федеральная Антимонопольная Служба / Антимонопольное регулирование. - М.: ФАС России. - Режим доступа к сайту: #"872804.files/image001.jpg">

Ответ: Равновесные рыночные цена и объем продаж до введения налога равны 20 и 30, соответственно. После введения налога равновесная цена возрастет и составит 21,7, а равновесный объем продаж сократится и составит 26,7.

антимонопольный политика рынок государство

Задача 2

У потребителя имеется 3 бутылки лимонада. Условно полезность каждой бутылки определяется: первой - 15 ед., второй - 12 ед., третьей - 8 ед.

.        Определить общую и предельную полезность запаса лимонада.

.        Изобразить графически кривую общей и предельной полезности.

РЕШЕНИЕ:

Общая полезность запаса лимонада равна сумме полезностей всех имеющихся в запасе бутылок и рассчитывается по формуле

TU = U1 + U2 + U3,

U1, U2, U3 - полезность соответственно первой, второй и третьей бутылок лимонада.

Отсюда можно вычислить общую полезность запаса лимонада

TU = 15 + 12 + 8 = 35 единиц.

Предельная полезность запаса лимонада будет равна полезности последней бутылки в запасе и составит 8 единиц.

Построим графики кривой общей и предельной полезности.


При построении графика кривой общей полезности общая полезность для каждой последующей единицы определяется суммированием ее полезности и полезностей предыдущих единиц.


При построении графика кривой предельной полезности предельная полезность каждой последующей единицы равна ее условной полезности.

Ответ: общая полезность запаса лимонада составит 35 единиц, его предельная полезность - 8 единиц.

Задача 3

Функция общих издержек монополии имеет вид TC = 100 + 3 Q, а обратная функция спроса Р = 200 - Q.

1.      Чему равен общий доход, если монополист выпускает 20 ед. продукта в месяц?

.        Является ли данный объем выпуска оптимальным?

РЕШЕНИЕ:

Для определения общего дохода, найдем цену, которую монополия установит на свою продукцию. Для этого подставим заданный объем выпуска в обратное уравнение спроса на продукцию монополии:

P = 200 - 20

P = 180

Отсюда цена единицы произведенной продукции составит 180.

Найдем общий доход. Для этого умножим объем продаж монополии на установленную монополистом цену:

TR = P * Q

TR = 180 * 20TR = 3600

Следовательно, общий доход, полученный монополистом равен 3600.

Для того, чтобы узнать, является ли данный уровень выпуска оптимальным, нужно проверить, выполняется ли условие максимизации прибыли монополии, в соответствии с которым оптимальный объем выпуска характеризуется тем, что предельный доход должен быть равен предельным издержкам, то есть MR = MC.

Предельный доход монополии равен цене и, при данном выпуске, составляет 180.

Найдем соответствующие ему предельные издержки. Для этого возьмем производную функции общих издержек и подставим в нее заданный объем выпуска:

MC = TC’

MC = (100 + 3 Q)’= 3

Как видно, величина предельных издержек не зависит от объема выпуска и равна 3.

Рассчитаем величину предельного дохода. Для этого сначала найдем функцию общего дохода:

TR = P * Q

TR = (200 - Q) * Q

TR = 200 Q - Q2

Для того, чтобы найти функцию предельного дохода, возьмем производную функции общего дохода:

MR = TR’

MR = (200 Q - Q2)’= 200 - 2 Q

Рассчитаем величину предельного дохода при заданном выпуске в 20 единиц продукции:

MR = 200 - 2 * 20

MR = 160.

Предельный доход при объеме выпуска в 20 единиц не равен предельным издержкам, а, следовательно, этот объем выпуска не является оптимальным.

Ответ: общий доход монополиста при выпуске в 20 единиц продукции равен 3600. Данный объем выпуска не является оптимальным, поскольку предельный доход при его значении не равен предельным издержкам.

Задача 4

Общественное благо Z потребляется двумя группами потребителей. Оно может предоставляться с неизменными предельными издержками, равными 12. Спрос первой группы на него описан функцией Z = 20 - P, а спрос второй группы - Z = 16 - 2 P.

Чему равны Парето-эффективные значения объема поставки и цены блага Z? Парето-эффективные значения объема поставки и цены блага Z определяются той точкой, в которой линия суммарного спроса пересечет линию предельных издержек поставки блага.

Чтобы найти линию суммарного спроса, построим графики функций спроса обеих групп потребителей:


На графике заметно, что при объемах поставки Z от 0 до 8 линия суммарного спроса будет равна сумме функций спроса первой и второй групп, а при объемах поставки Z от 8 до 20 линия суммарного спроса будет равна линии спроса первой группы.

Построим график взаимодействия линии суммарного спроса с линией предельных издержек, которые не зависят от объема поставок Z и равны 12:


На графике видно, что точка эффективности по Парето характеризуется объемом поставок блага Z в 8 единиц при рыночной цене в 12.

Ответ: Парето-эффективные значения объема поставки и цены блага Z равны 8 и 12, соответственно.

Таблица 4.1 - Располагаемый доход организаций естественных монополий России за январь-июнь 2014 года и темп роста в процентах к соответствующему периоду 2013 года

Сфера деятельности

Доход, тыс. руб.

Темп роста, %

Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам

632 926 351

102,0

Транспортировка газа по трубопроводам

3 238 023 066

109,7

Услуги по передаче электрической (тепловой) энергии

3 909 741 662

107,9

Железнодорожные перевозки

801 047 929

101,0

Услуги портов (речной и морской транспорт)

115 667 705

112,6

208 222 609

114,1

Услуги общедоступной почтовой связи

64 510 400

104,1

Услуги общедоступной электрической связи

243 140 756

96,5

Услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике

12 711 835

108,3

Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры

104 052 284

104,0



Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!