Психологическое сопровождение беременных женщин в женских консультациях (на примере МБУЗ 'Родильный дом №2')

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    196,3 Кб
  • Опубликовано:
    2015-08-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Психологическое сопровождение беременных женщин в женских консультациях (на примере МБУЗ 'Родильный дом №2')

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет гуманитарный

Кафедра психологии труда и инженерной психологии








психологическое сопровождение беременных женщин в женских консультациях

(на примере мбуз «родильный дом №2»)

(ПТИП. 700000. 133 ПЗ)

Дипломник И.С. Меньшикова

Зав. кафедрой С.Н. Орлова

Научный руководитель Л.Б. Соколовская

Консультанты:

Теоретической части Л.Б. Соколовская

Практической части Л.Б. Соколовская

Нормоконтроль О.Ю. Воронцова

РЕФЕРАТ

Дипломная работа 107 с., слайдов 12, таблиц 9, рисунков 11, источников 74, приложений 4.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ; ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН; МОДЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН.

Цель работы - выявление эффективности психологического сопровождения беременных женщин в условиях женской консультации. Объект исследования - психологическое сопровождение личности. Предмет исследования - эффективность психологического сопровождения беременных женщин в условиях женской консультации. Методы исследования: теоретические; эмпирические (анкетирование, наблюдение, беседа, тестирование); статистические (U-критерий Манна-Уитни, T-критерий Вилкоксона).

Полученные результаты и их новизна: проведено исследование эффективности психологического сопровождения беременных женщин в условиях женской консультации; выявлена эффективная модель психологического сопровождения беременных женщин в условиях женской консультации.

Степень внедрения: результаты внедрены в деятельность женской консультации №1 и женской консультации №3 муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Родильный дом №2» города Красноярска. Итоги внедрения результатов работы: приняты меры по совершенствованию организации психологического сопровождения беременных женщин. Область применения: женские консультации. Значимость работы: высокая.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологического сопровождения беременных женщин в условиях женской консультации

.1 Психологическое сопровождение личности

.2 Беременные женщины как субъект психологического сопровождения

.3 Подходы к психологическому сопровождению беременных женщин и критерии оценки его эффективности

Выводы по первой главе

Глава 2. Практическое исследование психологического сопровождения беременных женщин в условиях женской консультации

.1 Этапы и методы практического исследования

.2 Анализ и интерпретация результатов практического исследования

.3 Рекомендации по повышению эффективности психологического сопровождения беременных женщин в условиях женской консультации

Выводы по второй главе

Заключение

Библиографический список

Приложение А (обязательное) Иллюстративная часть

Приложение Б (справочное) Тест отношений беременной (И.В. Добряков)

Приложение В (справочное) Методика САН (Самочувствие, активность, настроение)2

Приложение Г (справочное) Исследование тревожности (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханин)

Введение

На сегодняшний день проблема сохранения здоровья матери и ребенка является одной из самых актуальных в современном обществе.

До недавнего времени оценка течения беременности и родов сводилась преимущественно к изучению физиологических процессов и осложнений, соответствующих данным периодам. Этот этап жизни женщин был полностью монополизирован медициной, для которой психоэмоциональная сторона беременности, родов и взаимодействие с новорожденными не является определяющей и поэтому не часто принимается во внимание.

Исследованиями последних лет показано, что психоэмоциональное состояние женщины влияет на процесс протекания беременности и родов, также показано, что проведение подготовки к родам и материнству уменьшает количество осложнений беременности и родов и благоприятно влияет на развитие ребенка в перинатальный период.

Очевидно, что это не только медицинская, но и социально- психологическая проблема, имеющая и экономическое, и нравственное, и общественное значение. В последние годы возник интерес к психологическим проблемам материнства, начинают изучаться психологическое состояние женщины во время беременности, ее личностные особенности, ее переживания и эмоции.

Беременным женщинам требуется своевременная психологическая помощь, так как неблагоприятный психоэмоциональный фон и повышенное нервно-психическое напряжение женщины могут негативно влиять на течение беременности, родов и здоровья ребенка.

Игнорирование важности психологического фактора официальной медициной приводит к тому, что достаточно большое количество беременных предпочитает различные альтернативные способы наблюдения и родов. Данная ситуация приводит к возрастанию не только перинатальной смертности, но и к расстройствам аффективной сферы женщины после родов.

По мере распространения психологической помощи вопрос о ее эффективности становится все более актуальным. Поэтому мы сосредоточили внимание на следующей цели.

Цель исследования - выявление эффективности психологического сопровождения беременных женщин в женских консультациях.

Объект исследования - психологическое сопровождение личности.

Предмет исследования - эффективность психологического сопровождения беременных женщин в условиях женской консультации.

Гипотеза исследования: модель психологического сопровождения беременных женщин в условиях женской консультации влияет на его эффективность.

Задачи исследования.

1)  Провести анализ психологической литературы по проблеме психологического сопровождения личности.

2)  Выявить специфические особенности психологического сопровождения беременных женщин в условиях женской консультации и выявить критерии оценки его эффективности.

3)  Организовать и провести практическое исследование по выявлению эффективности психологического сопровождения беременных женщин в условиях женской консультации.

4)  Проанализировать результаты и разработать практические рекомендации по повышению эффективности психологического сопровождения беременных женщин в условиях женской консультации.

Методолого-теоретической основой исследования выступили: концепция А.А. Ухтомского - И.А. Аршавского о материнской доминанте, состоящей из физиологического и психологического компонента; онтогенетическая концепция материнства Г.Г. Филипповой; концепция теоретических подходов к обоснованию перинатальной психологии И.В. Добрякова; программы психопрофилактики беременных женщин Н.П. Коваленко, И.В. Добрякова.

Для достижения цели и решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования.

1)  Теоретические: анализ психологических, психолого-педагогических, медицинских исследований; обобщение, сравнение и систематизация имеющихся представлений по проблеме исследования.

2)      Эмпирические: тестирование, беседа, наблюдение, анкетирование.

)        Статистические: U-критерий Манна-Уитни, Т-критерий Вилкоксона.

В процессе исследования был подобран и использован следующий психодиагностический комплекс: методика САН (Самочувствие, активность, настроение), «Тест отношений беременной» (И.В. Добряков), тест «Исследование тревожности» (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханин), рисуночная методика для беременных «Я и мой ребенок» (Г.Г. Филиппова).

База исследования - муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Родильный дом № 2» города Красноярска.

Результаты исследования опубликованы в сборнике статей «Профессиональное становление личности в современных условиях».

Дипломная работа состоит из введения, двух глав: теоретической и практической, заключения, библиографического списка в количестве 74 источников и 4 приложений.

Методологический аппарат, методолого-теоретическая основа, методы и база исследования представлены в приложении А.

Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологического сопровождения беременных женщин в условиях женской консультации

.1 Психологическое сопровождение личности

В данном параграфе мы рассмотрим понятие психологического сопровождения, выделим основные области его применения в жизни личности, обозначим основные этапы и принципы психологического сопровождения.

Единство мнений в определении понятия «сопровождение» у специалистов отсутствует, не смотря на то, что данный термин прочно вошел в профессиональную жизнь практических психологов, педагогов и медиков [61, с. 26].

Этимологически понятие сопровождение близко таким понятиям, как содействие, совместное передвижение, помощь одного человека другому в преодолении трудностей. [53, с. 153].

Перед тем, как говорить непосредственно о психологическом сопровождении личности, рассмотрим понятие психологической помощи.

Г.С. Абрамова под психологической помощью понимает область практического применения психологии, ориентированную на повышение социально психологической компетентности людей и оказания психологической помощи, как отдельному человеку, так и группе, организации. Это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, а также глубинных личностных проблем [1, с. 12].

Перейдем к определению понятия «психологическое сопровождение».

Рассматривая сопровождение как модель психологической помощи, Н.Г. Осухова определяет, что сопровождение - это специально организованный процесс, направленный на создание «переходного пространства» - безопасных условий, в которых становится возможным выход личности из негативного отчуждения (от себя, других людей, мира в целом) [53, с. 153].

Э.Ф. Зеер указывает, что термин «сопровождение» в словаре русского языка определяется как «следование рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого» [28, с. 97].

Ю.В. Слюсарев понятие «сопровождение» употреблял для обозначения недирективной формы оказания здоровым людям психологической помощи, направленной «не просто на укрепление или достройку, а на развитие и саморазвитие самосознания личности», помощи, запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека [62, с. 26].

Ряд авторов понимает сопровождение как поддержку психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают личностные трудности [51, с. 6].

Сопровождение рассматривается как системная интегративная технология социально-психологической помощи семье и личности и как один из видов социального патронажа [9, с. 91].

Ж. Годэн в своей работе «Новый гипноз» пишет: «Психологическое сопровождение - целостный и непрерывный процесс <#"872784.files/image001.gif">рангов (э) = 537;

рангов (к) = 453.

Формулируем гипотезы.

H1: рангов (э) > рангов (к), то «Уровень ситуативной тревожности у экспериментальной группы выше, чем у контрольной группы».

H0: «Экспериментальная и контрольная группа по уровню ситуативной тревожности существенно не различаются».

Результаты двух данных действий представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Результаты ситуативной тревожности экспериментальной группы № 1 и контрольной группы по методике «Исследование тревожности» (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханин)

 

Экспериментальная группа № 1

Ранг

Контрольная группа

Ранг

 

 

1

52

43

30

21

 

 

2

23

6.5

31

25.5

 

 

3

31

25.5

38

33

 

 

4

30

21

25

10.5

 

 

5

21

5

28

15.5

 

 

6

28

15.5

25

10.5

 

 

7

33

29.5

26

12

 

 

8

20

2.5

24

8.5

 

 

9

20

2.5

28

15.5

 

 

10

51

42

28

15.5

 

 

11

31

25.5

24

8.5

 

 

12

31

25.5

38

33

 

 

13

34

31

20

2.5

 

 

14

40

36

46

40.5

 

 

15

27

13

43

38

 

 

16

32

28

30

21

 

 

17

41

37

20

2.5

 

 

18

46

40.5

30

21

 

19

44

39

23

6.5

20

33

29.5

39

35

21

29

18

56

44

22

30

21

38

33

Суммы:


537


453


3)      Рассчитываем  по формуле

 - рангов (max), (1)

где - количество испытуемых в первой выборке;

 - количество испытуемых во второй выборке;

- количество испытуемых в группе с большей ранговой суммой.

Подставляя значения в формулу (1), получим

 = - 537 = 253 + 484 - 537 = 200.

4) Находим UКр по таблице «Критические значения U-критерия Манна-Уитни» [59, с. 316].

UКр = 171 для p = 0.05; UКр = 142 для p = 0.01.

5) Строим ось значимости U-критерия Манна-Уитни. Ось значимости представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Ось значимости U-критерия Манна-Уитни

Из рисунка 1 видно, что полученное эмпирическое значение UЭмп. находится в зоне незначимости. Можно сделать следующий вывод: так как UЭмп. = 200 больше UКр = 171 и UКр = 142, то принимается гипотеза H0. Экспериментальная группа № 1 и контрольная группа по уровню ситуативной тревожности существенно не различаются на уровне значимости 0,01 / 0,05.

Аналогично подсчитаем достоверность различий между двумя экспериментальными группами и контрольной группой по показателям ЛТ, О, Г, Э, Т, Д, С, А, Н, НТК. В рамках данной работы нет необходимости приводить подробные расчеты оценки значимости различий в уровне исследуемого признака между двумя независимыми выборками по всем одиннадцати показателям с помощью U-критерию Манна-Уитни. Нам вполне достаточно приведенных выше расчетов оценки достоверности различий по уровню ситуативной тревожности в экспериментальной группе № 1 и контрольной группе. Для остальных показателей отразим лишь средние значения по экспериментальным и контрольной группам, UЭмп, UКр для р = 0,01 и р = 0,05 и вывод о значимости различий, полученный при расчете U-критерия Манна-Уитни.

В таблицу 3 сведены данные по экспериментальной группе № 1 и контрольной группе.

Таблица 3 - Средние значения показателей по экспериментальной группе № 1 и контрольной группе и вывод о значимости различий, полученный при помощи U-критерия Манна-Уитни

Пока-затель

Эксперимен- тальная группа №1

Контро-льная группа

UЭмп.

UКр

Вывод о значимости различий





для p = 0,01

для p = 0,05


СТ

33,4

31,3

200

142

171

Различия незначимы

ЛТ

37

38

241

142

171

Различия незначимы

О

53,5

53,5

240

142

171

Различия незначимы

Г

2,2

4

210,5

142

171

Различия незначимы

Э

32,3

34

218,5

142

171

Различия незначимы

Т

8,3

7

184

142

171

Различия незначимы

Д

4,2

3,5

229

142

171

Различия незначимы

С

5,3

5,1

188,5

142

171

Различия незначимы

А

4,6

4,5

190

142

171

Различия незначимы

Н

5,9

5,6

207,5

142

171

Различия незначимы

НТК

1,2

1,2

235,5

142

171

Различия незначимы


Далее мы сравнили достоверность различий между экспериментальной группой № 2 и контрольной группой. Подсчет достоверности различий между данными группами проводился аналогичным образом.

Данные по экспериментальной группе № 2 и контрольной группе сведены в таблицу 4.

Таблица 4 - Средние значения показателей по экспериментальной группе № 2 и контрольной группе и вывод о значимости различий, полученный при помощи U-критерия Манна-Уитни

Пока-затель

Эксперимен- тальная группа №2

Контро-льная группа

UЭмп.

UКр

Вывод о значимости различий





для p = 0,01

для p = 0,05


СТ

31,5

31,3

223,5

142

171

Различия незначимы

ЛТ

41,9

38

228,5

142

171

Различия незначимы

О

52

53,5

201,5

142

171

Различия незначимы

Г

3,5

4

238,5

142

171

Различия незначимы

Э

35

34

219,5

142

171

Различия незначимы

5

7

181

142

171

Различия незначимы

Д

4,5

3,5

236,5

142

171

Различия незначимы

С

5,4

5,1

219,5

142

171

Различия незначимы

А

4,6

4,5

241,5

142

171

Различия незначимы

Н

5,8

5,6

208,5

142

171

Различия незначимы

НТК

1,2

1,2

220

142

171

Различия незначимы


Затем мы провели аналогичный анализ по экспериментальной группе № 1 и № 2. Данные по ним сведены в таблицу 5.

Таблица 5 - Средние значения показателей по экспериментальной группе № 1 и экспериментальной группе № 2 и вывод о значимости различий, полученный при помощи U-критерия Манна-Уитни

Пока-затель

Эксперимен- тальная группа № 1

Эксперимен- тальная группа № 2

UЭмп.

UКр

Вывод о значимости различий





для p = 0,01

для p = 0,05


СТ

33,4

31,5

188

142

171

Различия незначимы

ЛТ

37

41,9

189,5

142

171

Различия незначимы

О

53,5

52

207

142

171

Различия незначимы

Г

2,2

3,5

214

142

171

Различия незначимы

Э

32,3

35

236

142

171

Различия незначимы

Т

8,3

5

236

142

171

Различия незначимы

Д

4,2

4,5

234,5

142

171

Различия незначимы

С

5,3

5,4

246

142

171

Различия незначимы

А

4,6

4,6

226,5

142

171

Различия незначимы

Н

5,9

5,8

236

142

171

Различия незначимы

НКТ

1,2

1,2

211,5

142

171

Различия незначимы


Для наглядности отразим полученные данные в виде гистограмм.

Сравнение результатов теста «Исследование тревожности» (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханин), методики САН (Самочувствие, активность, настроение), рисуночной методики «Я и мой ребенок» (Г.Г. Филиппова) и «Теста отношений беременной» (И.В. Добряков) по экспериментальной группе № 1, экспериментальной группе № 2 и контрольной группе представлено на рисунке А.1 в приложении А.

Для удобства в текстовой части работы представим отдельно сравнение результатов теста «Исследование тревожности», методики САН, рисуночной методики «Я и мой ребенок» и отдельно сравнение результатов «Теста отношений беременной» по трем группам.

Сравнение результатов экспериментальной группы №1, экспериментальной группы № 2 и контрольной группы по тесту «Исследование тревожности», методике САН и рисуночной методике «Я и мой ребенок» представлено на рисунке 3.

Рисунок 3 - Средние значения показателей СТ и ЛТ теста «Исследование тревожности»; С, А, Н методики САН; НТК рисуночной методики «Я и мой ребенок» по экспериментальным группам № 1 и № 2 и контрольной группе

Сравнение результатов двух экспериментальных и контрольной групп по «Тесту отношений беременной» представлено на рисунке 4.

Рисунок 4 - Средние значения показателей О, Г, Э, Т, Д «Теста отношений беременной» по экспериментальным группам № 1, № 2 и контрольной группе

Из таблиц 3, 4, 5 и рисунков 3, 4 видно, что экспериментальная группа №1, экспериментальная группа № 2 и контрольная группа существенно не различаются по всем одиннадцати показателям. Это позволяет сделать вывод об относительном равенстве двух экспериментальных и контрольной групп беременных женщин по всем исследуемым показателям психического состояния на момент первого замера. То есть до осуществления психологического сопровождения беременных женщин в условиях женской консультации такие показатели как: уровень ситуативной и личностной тревожности, проявленность различных типов ПКГД, показатели самочувствия, активности, настроения, неуверенности, тревоги и конфликтности у беременных женщин экспериментальной группы № 1, экспериментальной группы № 2 и контрольной группы значимо не различались.

Проанализируем теперь изменения психического состояния беременных женщин под влиянием их психологического сопровождения в условиях женской консультации. Анализ данных изменений в экспериментальных и контрольной группах производился с помощью методов математической статистики также по одиннадцати показателям. Статистическая достоверность сдвигов показателей от первого до второго замера определялась с помощью Т-критерия Вилкоксона для 2-х зависимых выборок. Для этого последовательно была проверена статистическая достоверность сдвигов каждого из одиннадцати показателей по каждой группе. Расчет будет приведен только для одного из одиннадцати показателей, расчет для остальных показателей вычислялся по той же схеме. Возьмем показатель личностной тревожности теста «Исследование тревожности» (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханин) и с помощью Т-критерия Вилкоксона выявим, имеются ли достоверные сдвиги в направлении снижения уровня личностной тревожности в экспериментальной группе № 1. Для этого выполняем следующие действия.

1)  Считаем сдвиги, определяем типичные сдвиги и формулируем гипотезы.

Положительные сдвиги = 6 (негативная ситуация - свидетельствует о повышении уровня личностной тревожности).

Отрицательные сдвиги = 12 (позитивная ситуация - свидетельствует о снижении уровня личностной тревожности) - типичные сдвиги.

Нулевые сдвиги = 4.

Сформулируем гипотезы.

H1: «Интенсивность сдвигов в направлении снижения уровня личностной тревожности превышает интенсивность сдвигов в направлении повышения уровня личностной тревожности».

H0: «Интенсивность сдвигов в направлении снижения уровня личностной тревожности не превосходит интенсивности сдвигов в направлении повышения уровня личностной тревожности».

2)  Отбросим знаки у сдвигов и проранжируем эти абсолютные значения сдвигов.

3)  Обозначим «*» нетипичные сдвиги и посчитаем сумму их рангов.

Сумма рангов нетипичных сдвигов = 10.

Результаты данных действий представлены в таблице 6.

Таблица 6 - Результаты личностной тревожности по методике «Исследование тревожности» у экспериментальной группы № 1 по первому и второму замеру, сдвиги, абсолютное значение сдвигов и ранговый номер сдвига

N

Первый замер

Второй замер

Сдвиг (tпосле - tдо)

Абсолютное значение сдвига

Ранговый номер сдвига

 

1

53

54

1*

1

6.5

 

2

27

32

5*

5

18

 

3

40

37

-3

3

12

 

4

41

33

-8

8

21

 

5

30

30

0

0

2.5

 

6

41

28

-13

13

22

 

7

36

32

-4

4

14.5

 

8

31

31

0

0

2.5

 

9

27

27

0

0

2.5

 

10

56

54

-2

2

9.5

 

11

37

32

-5

5

18

 

12

38

33

-5

5

18

 

13

33

36

3*

3

12

 

14

39

39

0

0

2.5

 

15

35

31

-4

4

14.5

 

16

36

34

-2

2

9.5

 

17

55

54

-1

1

6.5

 

18

46

51

5*

5

18

 

19

33

30

-3

3

12

 

20

36

37

1*

1

6.5

 

21

37

32

-5

5

18

22

29

30

1*

1

6.5

Сумма рангов нетипичных сдвигов:

10


4) Обозначим сумму рангов нетипичных сдвигов как Tэмп = 10.

) По таблице «Критические значения T-критерия Вилкоксона для уровней статистической значимости р = 0,05 и р = 0,01» [59, с. 324] находим Ткр, оно показывает количество допустимых нетипичных сдвигов, при которых типичный сдвиг можно считать еще существенным.

Рисунок 5 - Ось значимости Т-критерия Вилкоксона

Полученное эмпирическое значение Tэмп находится в зоне значимости. Можно сделать следующий вывод: так как Tэмп = 10 меньше Tкр = 55 и Tкр = 75, то принимается гипотеза H1. Типичные изменения значимы. Появились достоверные сдвиги в направлении снижения уровня личностной тревожности.

Аналогично подсчитаем достоверность сдвигов по показателям СТ, О, Г, Э, Т, Д, С, А, Н, НТК для экспериментальной группы № 1. Результаты статистического анализа внесены в таблицу 7, в которой приведены средние значения показателей по первому и второму замеру, TЭмп., TКр для p = 0,01 и для р = 0,05, вывод о значимости и направлении сдвигов.

Таблица 7 - Средние значения показателей по первому и второму замеру по экспериментальной группе № 1 и вывод о значимости и направлении сдвигов, полученный при помощи Т-критерия Вилкоксона

Пока - затель

Первый замер

Второй замер

TЭмп

TКр

Вывод о значимости и направлении сдвигов





для p = 0,01

для p = 0,01


СТ

33,4

32,7

10

55

75

Значимые сдвиги в сторону понижения

ЛТ

37

36,2

10

55

75

Значимые сдвиги в сторону понижения

О

53,5

57

28

55

75

Значимые сдвиги в сторону повышения

Г

2,2

3

20,5

55

75

Значимые сдвиги в сторону повышения

Э

32,3

34

87,5

55

75

Незначимые сдвиги в сторону повышения

Т

8,3

4

17

55

75

Значимые сдвиги в сторону понижения

Д

4,2

21,5

55

75

Значимые сдвиги в сторону понижения

С

5,3

6,3

6

55

75

Значимые сдвиги в сторону повышения

А

4,6

5,1

1

55

75

Значимые сдвиги в сторону повышения

Н

5,9

6,2

15

55

75

Значимые сдвиги в сторону повышения

НТК

1,2

0,3

45

55

75

Значимые сдвиги в сторону понижения


Сравнение результатов теста «Исследование тревожности», методики САН, рисуночной методики «Я и мой ребенок» и «Теста отношений беременной» по экспериментальной группе № 1 представлено на рисунке А.2 в приложении А.

Для удобства представим отдельно сравнение результатов теста «Исследование тревожности», методики САН, рисуночной методики «Я и мой ребенок» и отдельно сравнение результатов «Теста отношений беременной».

Сравнение результатов экспериментальной группы №1 по первому и второму замеру по тесту «Исследование тревожности», по методике САН и по рисуночной методике «Я и мой ребенок» представлено на рисунке 6.

Рисунок 6 - Средние значения показателей СТ и ЛТ теста «Исследование тревожности»; С, А, Н методики САН; НТК рисуночной методики «Я и мой ребенок» по экспериментальной группе № 1 по первому и второму замеру

Сравнение результатов экспериментальной группы № 1 по первому и второму замеру по «Тесту отношений беременной» представлено на рисунке 7.

Рисунок 7 - Средние значения показателей О, Г, Э, Т, Д «Теста отношений беременной» по экспериментальной группе № 1 по первому и второму замеру

Из таблицы 7 и рисунков 6, 7 видно, что в экспериментальной группе №1 выявлены статистически значимые сдвиги в сторону повышения по показателям: С, А, Н, О, Г; в сторону снижения по показателям: СТ, ЛТ, Т, Д, НТК. Статистически значимых сдвигов не выявлено по показателю Э. Нами предполагалось, что статистически значимые сдвиги в сторону повышения будут выявлены по показателям: О, С, А, Н; в сторону снижения по показателям: Э, Г, СТ, ЛТ, ТД, НТК. Проанализируем и постараемся объяснить, чем обусловлены такие результаты.

Мы предполагали снижение показателя Э, так как эйфорический тип ПКГД относится к неоптимальным. Однако, в результате психологического сопровождения выраженность эйфорического типа ПКГД у беременных женщин незначительно повысилась. Напомним, что эйфорический тип ПКГД предполагает повышенный фон настроения, уверенность в благополучном исходе родов. На наш взгляд, незначительное увеличение выраженности эйфорического типа ПКГД у беременных женщин, получивших психологическое сопровождение, закономерно, так как некоторый всплеск эйфории является обоснованной реакцией на то, что женщина получила ответы на мучившие ее вопросы, узнала полезную информацию, получила поддержку психолога. Мы предполагаем, что незначительное повышение эйфорического типа является временным, и спустя некоторый промежуток времени он перейдет в оптимальный.

Наличие значимых сдвигов в повышении показателя Г мы объясняем возрастными особенностями выборки. Нами были обследованы женщины в возрасте от 19 до 40 лет. В данную группу входят женщины, получающие образование, и женщины, начавшие построение карьеры. Таким образом, женщины, набравшие при первом замере высокие баллы по ответам тревожного и депрессивного типов ПКГД, после получения психологической поддержки, очевидно, склонялись уже к ответам менее тревожным и депрессивным, что объясняет резкое их снижение и повышение ответов, относящихся к другим типам, в том числе и гипогестогнозическому.

Результаты статистического анализа по экспериментальной группе № 2 сведены в таблицу 8.

Таблица 8 - Средние значения показателей по первому и второму замеру по экспериментальной группе № 2 и вывод о значимости и направлении сдвигов, полученный при помощи Т-критерия Вилкоксона

Пока - затель

Первый замер

Второй замер

TЭмп.

TКр

Вывод о значимости и направлении сдвигов





для p = 0,01

для p = 0,01


СТ

31,5

35

3

55

75

Значимые сдвиги в сторону повышения

ЛТ

41,9

45

6

55

75

Значимые сдвиги в сторону повышения

О

52

54

52

55

75

Значимые сдвиги в сторону повышения

Г

3,5

2

36

55

75

Значимые сдвиги в сторону понижения

Э

35

40

50

55

75

Значимые сдвиги в сторону повышения

Т

5

3

28

55

75

Значимые сдвиги в сторону понижения

Д

4,5

1

100

55

75

Незначимые сдвиги в сторону понижения

С

5,4

6,1

1

55

75

Значимые сдвиги в сторону повышения

А

4,6

3,7

3

55

75

Значимые сдвиги в сторону понижения

Н

5,8

4,3

10

55

75

Значимые сдвиги в сторону понижения

НТК

1,2

0,6

45

55

75

Значимые сдвиги в сторону понижения


Сравнение результатов теста «Исследование тревожности», методики САН, рисуночной методики «Я и мой ребенок» и «Теста отношений беременной» по экспериментальной группе № 2 представлено на рисунке А.3 в приложении А.

Для удобства представим отдельно сравнение результатов теста «Исследование тревожности», методики САН, рисуночной методики «Я и мой ребенок» и отдельно сравнение результатов «Теста отношений беременной».

Сравнение результатов экспериментальной группы №2 по первому и второму замеру по тесту «Исследование тревожности», по методике САН и по рисуночной методике «Я и мой ребенок» представлено на рисунке 8.

Рисунок 8 - Средние значения показателей СТ и ЛТ теста «Исследование тревожности»; С, А, Н методики САН; НТК рисуночной методики «Я и мой ребенок» по экспериментальной группе № 2 по первому и второму замеру

Сравнение результатов экспериментальной группы № 2 по первому и второму замеру по «Тесту отношений беременной» представлено на рисунке 9.

Рисунок 9 - Средние значения показателей О, Г, Э, Т, Д «Теста отношений беременной» по экспериментальной группе № 2 по первому и второму замеру

Из таблицы 8 и рисунков 8, 9 видно, что в экспериментальной группе № 2 выявлены статистически значимые сдвиги в сторону повышения по показателям: СТ, ЛТ, О, Э, С; в сторону снижения по показателям: Г, Т, А, Н, НТК. Статистически значимых сдвигов не выявлено по показателю Д.

Данный результат свидетельствует о противоречивой динамике психологического состояния беременных женщин. Улучшилось самочувствие, снизились показатели тревожного и гипогестогнозического типов ПКГД, неуверенности, тревоги и конфликтности, повысилось число ответов, принадлежащих к оптимальному типу ПКГД, но, в то же время, увеличилось число ответов, принадлежащих к эйфорическому типу. Повысился уровень ситуативной и личностной тревожности, ухудшилось настроение, снизилась активность.

Такой результат мы можем объяснить тем, что полученная информация вызвала у женщин данной группы психологическое напряжение. Это может быть результатом не правильно подобранной формы предоставления информации.

Проведем аналогичный анализ по контрольной группе, результаты занесем в таблицу 9.

Таблица 9 - Средние значения показателей по первому и второму замеру по контрольной группе и вывод о значимости и направлении сдвигов, полученный при помощи Т-критерия Вилкоксона

Пока - затель

Первый замер

Второй замер

TЭмп.

TКр

Вывод о значимости и направлении сдвигов

 





для p = 0,01

для p = 0,01


 

СТ

31,3

31,1

79,5

55

75

Незначимые сдвиги в сторону понижения

 

ЛТ

38

37,5

175

55

75

Незначимые сдвиги в сторону понижения

 

О

53,5

54,6

85

55

75

Незначимые сдвиги в сторону повышения

Г

4

3,5

89

55

75

Незначимые сдвиги в сторону понижения

Э

34

36,3

75,5

55

75

Незначимые сдвиги в сторону повышения

Т

7

6,2

77

55

75

Незначимые сдвиги в сторону понижения

Д

3,5

3,1

95

55

75

Незначимые сдвиги в сторону понижения

С

5,17

5,16

98

55

75

Незначимые сдвиги в сторону понижения

А

4,5

4

95

55

75

Незначимые сдвиги в сторону понижения

Н

5,6

5,2

94

55

75

Незначимые сдвиги в сторону понижения

НТК

1,2

0,9

77

55

75

Незначимые сдвиги в сторону понижения


Для наглядности отразим полученные данные в виде гистограмм.

Сравнение результатов теста «Исследование тревожности», методики САН, рисуночной методики «Я и мой ребенок» и «Теста отношений беременной» по контрольной группе представлено на рисунке А.4 в приложении А.

Для удобства представим отдельно сравнение результатов теста «Исследование тревожности», методики САН, рисуночной методики «Я и мой ребенок» и отдельно сравнение результатов «Теста отношений беременной».

Сравнение результатов контрольной группы по первому и второму замеру по тесту «Исследование тревожности», по методике САН и по рисуночной методике «Я и мой ребенок» представлено на рисунке 10.

Рисунок 10 - Средние значения показателей СТ и ЛТ теста «Исследование тревожности»; С, А, Н методики САН; НТК рисуночной методики «Я и мой ребенок» по контрольной группе по первому и второму замеру

Сравнение результатов контрольной группы по первому и второму замеру по «Тесту отношений беременной» представлено на рисунке 11.

Рисунок 11 - Средние значения показателей О, Г, Э, Т, Д «Теста отношений беременной» по контрольной группе по первому и второму замеру

Из таблицы 9 и рисунков 10, 11 видно, что в контрольной группе не выявлено статистически значимых сдвигов по всем одиннадцати показателям.

Подведем итог анализа результатов нашего практического исследования. В целом, положительная динамика сдвигов произошла в экспериментальной группе №1: по девяти показателям психологического состояния беременных женщин из одиннадцати исследуемых произошло значимое улучшение результата, по одному показателю - ухудшение, еще один показатель остался без значимых изменений. В экспериментальной группе №2 произошла противоречивая динамика сдвигов в показателях: пять из одиннадцати исследуемых показателей имеют положительную динамику сдвигов, пять - отрицательную, один - значимо не изменился. У беременных женщин, принадлежащих к контрольной группе, значимых изменений в психоэмоциональном состоянии не произошло ни по одному из исследуемых показателей.

Проведенное нами исследование выявило положительное влияние биопсихосоциальной модели психологического сопровождение беременных женщин на их психическое состояние.

2.3 Рекомендации по повышению эффективности психологического сопровождения беременных женщин в условиях женской консультации

Исходя из результатов практического исследования, полученных по женской консультации № 1 с биопсихосоциальной моделью психологического сопровождения и по женской консультации № 3 с медико-редукционистской моделью, нами был разработан ряд рекомендаций для психологов, осуществляющих психологическое сопровождение, и администрации женской консультации по реализации психологического сопровождения в условиях женской консультации.

Для администрации Женской консультации №1 и Женской консультации № 3 МБУЗ «Родильный дом №2» были разработаны следующие рекомендации.

1)   Психолог женской консультации, осуществляющий психологическое сопровождение беременных женщин, должен иметь специализацию в области перинатальной психологии. Рекомендуется направить работающих в консультации психологов на прохождение программы повышения квалификации «Перинатальная психология и психотерапия». Наладить регулярное повышение квалификации.

2)      Необходимо предоставить психологу следующие условия для работы: выделить помещения для индивидуального приема пациенток, членов их семей, проведения сеансов релаксации, арт-терапии, групповых занятий. Кабинет должен иметь помещение для организации индивидуального приема (площадь14-20 м2), кабинет для групповых занятий дородовой подготовкой, релаксационных сеансов, семейных консультаций и пр. (площадь 22-35 м2). Помещения должны хорошо проветриваться, иметь мягкое, рассеянное освещение, быть звукоизолированными. Оформление помещений должно способствовать решению терапевтических задач.

)        Организовать и координировать деловое сотрудничество психолога с другими специалистами женской консультации.

)        Ввести систему поощрения психологов за высокие показатели в работе.

Для психологов женской консультации №1 и женской консультации №3 МБУЗ «Родильный дом №2», осуществляющих психологическое сопровождение беременных женщин, были разработаны следующие рекомендации.

1)   При первичном приеме беременной женщины проводить диагностику психического состояния. Могут использоваться следующие методики: методика САН (Самочувствие, активность, настроение), «Тест отношений беременной» (И.В. Добряков), тест «Исследование тревожности» (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханин), рисуночная методика «Я и мой ребенок» (Г.Г. Филиппова).

2)      Активно привлекать к работе членов семьи беременной женщины. Прежде всего мужа и старших детей.

)        При работе с беременной женщиной учитывать ее высокую утомляемость. Очень тяжело для беременных долго сидеть. Нахождение в неудобной позе длительное время противопоказано беременным и может стать причиной серьезных нарушений в развитии плода. Необходимо обговорить с женщиной то, что во время приема у психолога она может спокойно сменить позу, встать, сделать пару упражнений, организовать перерыв, как только захочет.

)        Рекомендуется вести индивидуальные карты беременной, куда вносить результаты диагностики, полученные во время беседы с женщиной данные, отмечать пройденные занятия в Школе материнства.

)        Занятия по подготовке к родам следует вести в форме бесед, тренингов и информационных лекций.

)        Необходимо проводить беседы и занятия с персоналом женской консультации по основам перинатальной психологии, особенностям общения с беременными женщинами и их родственниками.

Выводы по второй главе

Во второй главе данной работы было осуществлено практическое исследование по выявлению эффективности психологического сопровождения беременных женщин в условиях женской консультации. Практическая работа проходила в пять этапов (подготовительный, первый замер, второй замер, аналитический, заключительный).

На подготовительном этапе была изучена специфика работы выбранных нами женских консультаций и подробно описана организация психологического сопровождения беременных женщин в условиях каждой из них.

Нами был проведен сравнительный анализ организации психологического сопровождения беременных женщин в условиях женской консультации № 1 с биопсихосоциальной моделью сопровождения и в условиях женской консультации № 3 с медико-редукционистской моделью сопровождения. Данный анализ проводился по выделенным нами показательным критериям организации психологического сопровождения беременных женщин: проведение индивидуальных занятий с психологом на ранних и на поздних сроках беременности, а также в послеродовом периоде; проведение индивидуальных занятий социальным работником; количество, форма и содержание групповых занятий по подготовке к родам; степень участия в занятиях по подготовке к родам психолога и врача (акушера-гинеколога); организация психологической работы с семьей беременной женщины.

В ходе исследования были применены методы: тестирование, наблюдение, беседа, анкетирование. Для обработки данных были подобраны следующие статистические методы: U-критерий Манна-Уитни, T-критерий Вилкоксона. В процессе исследования был подобран и использован следующий психодиагностический комплекс: методика САН (Самочувствие, активность, настроение), тест «Исследование тревожности» (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханин), «Тест отношений беременной» (И.В. Добряков), рисуночная методика «Я и мой ребенок» (Г.Г. Филиппова).

Для удобства обработки и интерпретации результатов нами были выделены одиннадцать показателей: СТ, ЛТ (показатели теста «Исследование тревожности»), О, Г, Э, Т, Д (показатели «Теста отношений беременной»), С, А, Н (показатели опросника САН), НТК (показатель рисуночной методики «Я и мой ребенок»), где СТ - ситуативная тревожность, ЛТ - личностная тревожность, О - оптимальный тип ПКГД, Г - гипогестогнозический тип ПКГД, Э - эйфорический тип ПКГД, Т - тревожный тип ПКГД, Д - депрессивный тип ПКГД, С - самочувствие, А - активность, Н - настроение, НТК - наличие признаков неуверенности, тревоги и конфликтности в ситуации беременности .

Сравнив результаты, полученные по трем группам на первом замере, мы выявили, что экспериментальная группа № 1, экспериментальная группа № 2 и контрольная группа существенно не различаются по всем одиннадцати показателям. Это позволяет сделать вывод об относительном равенстве трех групп беременных женщин по всем исследуемым показателям психического состояния на момент первого замера. То есть до осуществления психологического сопровождения беременных женщин в условиях женской консультации такие показатели как: уровень ситуативной и личностной тревожности, проявленность различных типов ПКГД, самочувствие, активность, настроение, проявления неуверенности, тревоги и конфликтности в ситуации беременности у беременных женщин экспериментальных и контрольной групп значимо не различались.

Затем, мы сравнили результаты, полученные экспериментальной группой № 1 по первому и второму замеру. В экспериментальной группе № 1 были выявлены статистически значимые сдвиги в сторону повышения по показателям: С, А, Н, О, Г; в сторону снижения по показателям: СТ, ЛТ, Т, Д, НТК. Статистически значимых сдвигов не выявлено по показателю Э. Данные результаты свидетельствуют о том, что у беременных женщин, получивших психологическое сопровождение в условиях женской консультации № 1, наблюдается положительная динамика их психического состояния: снижение ситуативной и личностной тревожности; улучшение настроения и самочувствия, повышение активности; оптимизация психологического компонента гестационной доминанты; устранение неуверенности, тревоги и конфликтности.

После мы сравнили результаты первого и второго замера в экспериментальной группе № 2 и выявили статистически значимые сдвиги в сторону повышения по показателям: СТ, ЛТ, О, Э, С; в сторону снижения по показателям: Г, Т, А, Н, НТК. Статистически значимых сдвигов не было выявлено по показателю Д. Данные противоречивые результаты мы можем объяснить тем, что полученная информация вызвала у женщин данной группы психологическое напряжение. Это может быть связано с неудачно выбранной формой предоставления информации.

Сравнение результатов, полученных контрольной группой по первому и второму замеру, показало, что в контрольной группе статистически значимых сдвигов не выявлено.

Итак, исследование выявило, что использование биопсихосоциальной модели психологического сопровождения беременных женщин в условиях женской консультации является более эффективным, чем использование медико-редукционистской модели психологического сопровождения беременных женщин.

Таким образом, гипотеза подтвердилась: модель психологического сопровождения беременных женщин в условиях женской консультации влияет на его эффективность.

На заключительном этапе нами были разработаны практические рекомендации по организации психологического сопровождения беременных женщин в условиях женских консультаций.

Заключение

Теоретически и практически исследовав тему психологического сопровождения беременных женщин в условиях женской консультации (на примере муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Родильный дом №2»), были получены следующие результаты.

Анализ различных подходов к определению понятия психологического сопровождения личности позволяет сделать вывод, что это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание благоприятных условий ее психологического комфорта, понимания ситуации, помощи в разрешении серьезных противоречий и конфликтов, а также психологическое просвещение. На основании концептуальных положений психологического сопровождения личности и при учете психологических особенностей беременных женщин, были сформулированы основные сущностные характеристики, принципы, этапы и модели психологического сопровождения беременных женщин в условиях женской консультации.

Эффективное психологическое сопровождение беременных женщин в условиях женской консультации должно способствовать положительной динамике их психического состояния.

Нами были выделены критерии оценки эффективности психологического сопровождения в условиях женской консультации: 1) использование психологом женской консультации прямых и непрямых методов работы с беременными женщинами; 2) применение психологических техник, направленных на работу с психологическими проблемами, возникающими на фоне беременности, и с проблемами, не связанными с ситуацией беременности напрямую; 3) диагностика и корригирование в приоритете тех психологических характеристик у беременных, которые свойственны женщинам в ситуации беременности; 4) организация психологического сопровождения беременных женщин, формирующая у них необходимые навыки; 5) профессионализм психолога женской консультации: в психотерапевтическом кабинете женской консультации должен работать либо медицинский психолог, либо врач-психотерапевт, прошедший в учреждении последипломного образования цикл тематического усовершенствования «Перинатальная психология, психопатология и психотерапия».

Практическое исследование по выявлению эффективности психологического сопровождения беременных женщин в условиях женской консультации проходило в пять этапов (подготовительный, первый замер, второй замер, аналитический, заключительный).

На подготовительном этапе была изучена специфика работы выбранных нами женских консультаций и подробно описана организация психологического сопровождения беременных женщин в условиях каждой их них. Нами был проведен сравнительный анализ организации психологического сопровождения беременных женщин в условиях женской консультации № 1 с биопсихосоциальной моделью сопровождения и в условиях женской консультации № 3 с медико-редукционистской моделью сопровождения.

Таким образом, сравнивая выделенные нами критерии оценки эффективности психологического сопровождения в женских консультациях с организацией психологического сопровождения в женской консультации № 1 с биопсихосоциальной моделью психологического сопровождения беременных женщин, мы можем отметить соответствие данной организации всем выделенным критериям и оценить ее как эффективную.

Сравнивая данные критерии с организацией психологического сопровождения в женской консультации № 3 с медико - редукционистской моделью психологического сопровождения беременных женщин, мы можем отметить соответствие данной организации первому, третьему и пятому критерию.

В ходе исследования были применены методы: анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа. Для обработки данных были подобраны следующие статистические методы: T-критерий Вилкоксона, U-критерий Манна-Уитни. В процессе исследования был подобран и использован следующий психодиагностический комплекс: тест «Исследование тревожности» (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханин), «Тест отношений беременной» (И.В. Добряков), методика САН (Самочувствие, активность, настроение), рисуночная методика «Я и мой ребенок» (Г.Г. Филиппова).

В соответствии с гипотезой и целью исследования были сформированы две экспериментальные и одна контрольная группа. Представительницы экспериментальной группы №1 получали психологическое и медицинское сопровождение в условиях женской консультации с биопсихосоциальной моделью психологического сопровождения, представительницы экспериментальной группы №2 получали психологическое и медицинское сопровождение в женской консультации с медико-редукционистской моделью психологического сопровождения, представительницы контрольной группы - только медицинское сопровождение на базе двух выбранных консультаций.

Было осуществлено два замера: первый замер - до осуществления психологического сопровождения, второй замер - спустя три недели после начала осуществления психологического сопровождения.

Сравнив с помощью U-критерия Манна-Уитни результаты, полученные по экспериментальным и контрольной группам на первом замере, мы выявили, что экспериментальные и контрольная группы существенно не различаются по всем показателям.

Затем, с помощью T-критерия Вилкоксона, мы сравнили результаты, полученные экспериментальной группой №1, экспериментальной группой №2 и контрольной группой по первому и второму замеру.

Таким образом, в экспериментальной группе №1 были выявлены значимые сдвиги в сторону понижения показателей ситуативной и личностной тревожности, тревожному и депрессивному типов ПКГД, неуверенности, конфликтности и тревоги в ситуации беременности; значимые сдвиги в сторону повышения показателей самочувствия, активности, настроения, а также оптимального и гипогестогнозического типов ПКГД; незначимые сдвиги в сторону повышения были выявлены по показателю эйфорического типа ПКГД.

В экспериментальной группе № 2 были выявлены следующие изменения: значимые сдвиги в сторону понижения показателей гипогестогнозического и тревожного типов ПКГД, активности и настроения; значимые сдвиги в сторону повышения показателей ситуативной и личностной тревожности, оптимального и эйфорического типов ПКГД, показателя самочувствия, и показателя неуверенности, конфликтности и тревоги в ситуации беременности; статистически значимых сдвигов не выявлено по показателю депрессивного типа ПКГД.

Сравнение результатов по контрольной группе по первому и второму замеру показало, что в контрольной группе статистически значимых сдвигов по всем показателям не выявлено.

Таким образом, положительная динамика сдвигов произошла в экспериментальной группе №1: по девяти показателям психологического состояния беременных женщин из одиннадцати исследуемых произошло значимое улучшение результата, по одному показателю - ухудшение, еще один показатель остался без значимых изменений. В экспериментальной группе №2 произошла противоречивая динамика сдвигов в показателях: пять из одиннадцати исследуемых показателей имеют положительную динамику сдвигов, пять - отрицательную, один - значимо не изменился. У беременных женщин, принадлежащих к контрольной группе, значимых изменений в психоэмоциональном состоянии не произошло ни по одному из исследуемых показателей.

Данные результаты свидетельствуют о том, что психологическое сопровождение беременных женщин в условиях женской консультации с биопсихосоциальной моделью психологического сопровождения способствует положительной динамике их психического состояния: снижению ситуативной и личностной тревожности; снижению неуверенности, тревоги и конфликтности; улучшению настроения и самочувствия, повышению активности; оптимизации психологического компонента гестационной доминанты; в то время как психологическое сопровождение с медико-редукционистским подходом способствует противоречивой динамике в изменении показателей психоэмоционального состояния беременных женщин.

Следовательно, гипотеза исследования подтвердилась: модель психологического сопровождения беременных женщин в условиях женской консультации влияет на его эффективность.

На заключительном этапе нами были разработаны практические рекомендации по осуществлению психологического сопровождения для администрации и для психологов женских консультаций.

В течение последних нескольких десятилетий демографическая проблема в России стоит наиболее остро, рождаемость ниже смертности. Но важен не только факт рождения ребенка, важно качество его вынашивания, процесса его рождения и воспитания. Проблема психологической подготовки к родам в рамках официальной медицины в настоящее время имеет высокую актуальность. Происходит становление системы психологического сопровождения в условиях женской консультации, еще нет единой программы оказания эффективной психологической помощи беременным женщинам.

Тема требует дальнейшего рассмотрения.

Библиографический список

1. Абрамова, М.В. Психологическое сопровождение семей больных шизофренией юношеского возраста [Текст] / М.В. Абрамова // Психологические исследования. - 2010. - № 6. - С. 1 - 14.

. Абрамченко, В.В. Перинатальная психология: теория, методология, Опыт [Текст] / В.В. Абрамченко, Н.П. Коваленко. - Петрозаводск : ИнтелТек, 2004. - 375 с.

3. Абрамченко, В.В. Подготовка к безопасному материнству: Руководство для врачей [Текст] / В.В. Абрамченко, И.А. Шахмалова. - СПб : Элби-СПб, 2005. - 204 с.

4. Аршавский, И. А. Роль гестационной доминанты в качестве фактора, определяющего нормальное или уклоняющееся от нормы развитие зародыша [Текст] / Актуальные вопросы акушерства и гинекологии // Под ред. Ф.А. Сыроватко. - М. : Знание, 1957. - С. 38 - 45.

. Батуев, А.С. Протекание беременности и первый год жизни ребенка [Текст] / А.С. Батуев // Сенситивные и критические периоды в онтогенезе человека: Материалы XVI съезда физиологов России. - Ростов-на-Дону: РГГУ, 1998. - С. 16 - 28.

Безрукова, О.Н. Материнство в контексте социальных и Психологических проблем репродуктивного здоровья [Текст] // Биосоциальная природа материнства и раннего детства / Под ред. А.С. Батуева. - СПб : СПбГУ, 2007. - С. 33 - 38.

. Белогай, К.Н. Введение в перинатальную психологию: Учебное пособие [Текст] / К.Н. Белогай. - Томск : ТПГУ, 2008. - 328 с.

. Билецкая, М.П. Семейная психология и семейная психотерапия [Текст] / М.П. Билецкая, Т.В. Маликова // Перинатальный период развития : Учебно-методическое пособие Часть I. - СПб. : СПбГПМА, 2008. - 156 с.

. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М.Р. Битянова. - М. : Совершенство, 1998. - 284 с.

. Блох, М.Е. Психологическое сопровождение беременной женщины Текст] / М.Е. Блох // Психическое здоровье и социально-психологическая поддержка детей и подростков: состояние и перспективы (Материалы межрегиональной научно-практической конференции). - Кострома, 2002. - С. 159 - 161.

. Боровикова, Н.В. Психологические аспекты трансформации Я-концепции беременной женщины [Текст] / Н.В. Боровикова // Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей: тезисы конференции 27 мая. - М., 1998. - С. 22-29.

. Брехман, Г.И. Перинатальная психология: открывающиеся возможности [Текст] / Г.И. Брехман // Перинатальная психология в родовспоможении: Сборник материалов межрегиональной конференции. - СПб.: Глория, 1997. - С. 7 - 14.

. Брутман, В.И. Нежеланная беременность как фактор риска психической патологии будущего ребенка [Текст] / В.И. Брутман, А.А. Северный // Актуальные вопросы детской психоневрологии: Материалы республиканской конференции. - Томск, 1992. - С. 32 - 40.

. Быкова, Е.А. К вопросу о психологическом сопровождении Беременности и подготовки к родам [Текст] / Е.А. Быкова // Вестник института семьи: Периодический научно-практический журнал. - 2009. - № 3. - С. 18 - 21.

. Васина, А.Н. Хрестоматия по перинатальной психологии: Психология беременности, родов и послеродового периода [Текст] / А.Н. Васина. - М. : УРАО, 2005. - 160 с.

. Вельвовский, И.З. Система профилактического обезболивания родов [Текст] / И.З. Вельвовский. - М. : Медицина, 1973. - 284 с.

. Винтухова, Л.В. Организация работы с беременными по вопросам подготовки к родам и грудному вскармливанию // Здоровье женщины. Вопросы профилактики и оздоровления. Материалы научно-практической конференции 2-4 марта 2005 года [Текст] / Под ред.

И.В. Добрякова и Ю.И. Мусийчука. - СПб. : Комитет по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга, 2005. - С. 16-21.

. Гармашова, Н.Л. Введение в перинатальную медицину [Текст] / Н.Л. Гармашова, Н.Н. Константинова. - Л. : Медицина, 1978. - 344 с.

. Годэн, Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию [Текст] / Ж. Годэн. - М.: Изд-во Института Пcиxoтeрапии, 2003. - 298 с.

. Грон, Е.А. Тип психологического компонента гестационной доминанты у женщин с угрозой невынашивания в первом триместре беременности // Перинатальная психология и медицина: Сборник материалов конференции [Текст] / Е.А. Грон. - СПб. : ИАГ РАМН им. Д.О. Отта, 2001. - C. 22 - 28.

. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] / В.И. Даль. - М. : Знание, 1956. - 1272 с.

. Добряков, И.В. Клинико-психологические методы определения типа психологического компонента гестационной доминанты [Текст] / И.В. Добряков // Хрестоматия по перинатальной психологии. - М., 2005. - С. 93 - 102.

. Добряков, И.В. Перинатальная психология [Текст] / И.В. Добряков // Мир медицины. - 2000. - № 5 - 6. - С. 45 - 46.

. Добряков, И.В. Перинатальная психология [Текст] / И.В. Добряков. - СПб. : Питер, 2010. - 272 с.

. Добряков, И.В. Типология гестационной доминанты [Текст] / И.В. Добряков // Ребенок в современном мире: Тезисы докладов 3-й международной конференции. - СПб. : ЮНЕСКО, МО России, 1996. - С. 11-18.

. Добрянская, Р.Г. Система дифференциальной медико-психологической помощи беременным женщинам: Методические рекомендации для врачей-акушеров-гинекологов и психологов женских консультаций [Текст] / Р.Г. Добрянская, И.Д. Евтушенко, Г.В. Залевский. - Томск: Сибирский ГМУ, 2008. - 88 с.

. Духновский, С.В. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях: Учебное пособие. [Текст] / С.В. Духновский. - Курган : Изд-во Курганского ун-та, 2003. - 124 с.

. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов Вузов [Текст] / Э.Ф. Зеер. - М. : Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.- 336 с.

. Захаров, А.И. Влияние эмоционального стресса матери на течение Беременности и родов [Текст] / А.И. Захаров. - М.: Эксмо, 2010. - 302с.

. Захарова, Е.И. Беременность: Консультации акушера-гинеколога и психолога [Текст] / Е.И. Захарова. - М. : Эксмо, 2008. - 224с.

. Иванова, А.А. Организация работы с беременными женщинами в рамках дородовой подготовки: Методическое пособие [Текст] / А.А. Иванова. - Калуга : Доверие, 2008. -176 с.

. Исследование тревожности (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханин) [Текст] / Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин // Диагностика эмоционально-нравственного развития. Сборник материалов межрегиональной конференции. - СПб. : Монолит, 2002. - С. 124-126.

. Кадыров, Р.В. Комбинированная психологическая помощь при психической травме и критерии ее эффективности [Текст] / Р.В. Кадыров, В.С. Чернявская // Инновационный потенциал психологии в развитии человека XXI века: сб. материалов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием . - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2009. - С. 135-140.

. Казакова, Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике [Текст] / Е.И. Коваленко. СПб. : Речь, 1998. - 466 с.

. Коваленко, Н.П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов: Автореф. дис. канд. психол. наук [Текст] / Н.П. Коваленко. - СПб. : Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, 1998. - 220 с.

. Коваленко, Н.П. В Добрый путь к успешным родам [Текст] / Н.П. Коваленко. - М. : Академик, 2007. - 240 с.

. Коваленко, Н.П. Психопрофилактика и психокоррекция женщин в период беременности и родов [Текст] / Н.П. Коваленко. - СПб. : Элби-СПб, 2002. - 318 с.

38. Коваленко, Н.П. Перинатальная психология <#"872784.files/image018.jpg">

СТ - ситуативная тревожность, ЛТ - личностная тревожность, О -оптимальный тип ПКГД, Г - гипогестогнозический тип ПКГД, Э - эйфорический тип ПКГД, ТД - тревожный и депрессивный тип ПКГД, С - самочувствие, А - активность, Н - настроение, НКТ - неуверенность, конфликтность, тревога.

Рисунок А.1 - Средние значения показателей СТ, ЛТ, О, Г, Э, ТД, С, А, Н, НКТ по экспериментальной группе № 1, экспериментальной группе № 2 и контрольной группе

Статистически значимых различий по всем показателям не выявлено.

Сравнение результатов экспериментальной группы № 1 по тесту «Исследование тревожности» (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханин), «Тесту отношений беременной» (И.В. Добряков), методике САН (Самочувствие, активность, настроение) по первому и второму замеру представлено на рисунке А.2.

Рисунок А.2 - Средние значения показателей СТ, ЛТ, О, Г, Э, ТД, С, А, Н, НКТ по экспериментальной группе № 1 по первому и второму замеру

В экспериментальной группе № 1 выявлены статистически значимые сдвиги в сторону повышения по показателям: С, А, Н, О, Г; в сторону снижения по показателям: СТ, ЛТ, Т, Д, НТК. Статистически значимых сдвигов не выявлено по показателю Э.

Сравнение результатов экспериментальной группы № 2 по тесту «Исследование тревожности» (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханин), «Тесту отношений беременной» (И.В. Добряков), методике САН (Самочувствие, активность, настроение) по первому и второму замеру представлено на рисунке А.3.

Рисунок А.3 - Средние значения показателей СТ, ЛТ, О, Г, Э, ТД, С, А, Н, НКТ по экспериментальной группе № 2 по первому и второму замеру

В экспериментальной группе № 2 выявлены статистически значимые сдвиги в сторону повышения по показателям: СТ, ЛТ, О, Э, С; в сторону снижения по показателям: Г, Т, А, Н, НТК. Статистически значимых сдвигов не выявлено по показателю Д.

Сравнение результатов контрольной грурры по тесту «Исследование тревожности» (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханин), «Тесту отношений беременной» (И.В. Добряков), методике САН (Самочувствие, активность, настроение) по первому и второму замеру представлено на рисунке А.4.

Рисунок А.4 - Средние значения показателей СТ, ЛТ, О, Г, Э, ТД, С, А, Н, НКТ по контрольной группе по первому и второму замеру

В контрольной группе статистически значимых сдвигов не выявлено.

Рекомендации по реализации психологического сопровождения беременных женщин в условиях женской консультации

Для администрации Женской консультации №1 и Женской консультации № 3 МБУЗ «Родильный дом №2» были разработаны следующие рекомендации: психолог женской консультации должен иметь специализацию в области перинатальной психологии; необходимо предоставить психологу соответствующие условия для работы; организовать и координировать деловое сотрудничество психолога с другими специалистами женской консультации; создать систему поощрения психологов за высокие результаты в работе.

Для психологов Женской консультации №1 и Женской консультации № 3 МБУЗ «Родильный дом №2» были разработаны следующие рекомендации: при первичном приеме беременной женщины проводить диагностику психического состояния; активно привлекать к работе членов семьи беременной женщины; при работе с беременной женщиной учитывать ее высокую утомляемость; рекомендуется вести индивидуальные карты беременной; занятия по подготовке к родам следует вести в форме бесед, тренингов и информационных лекций; необходимо проводить беседы и занятия с персоналом женской консультации по основам перинатальной психологии, особенностям общения с беременными женщинами и их родственниками.

Приложение Б

(справочное)

Образец бланка

Фамилия, имя, отчество________________________________________

Инструкция: просим вас отметить номер одного из пяти утверждений, представленных в блоках, которое наиболее полно отражает ваше состояние.

Образец бланка «Теста отношений беременной» (Блок А) представлен в таблице Б.1.

Таблица Б.1 - Образец бланка «Теста отношений беременной» (И.В. Добряков). Блок А

а

1

Ничто не доставляет мне такого счастья, как осознание того, что я беременна


2

Я не испытываю никаких особых эмоций, связанных с беременностью


3

С тех пор, как я узнала, что беременна, я нахожусь в нервном напряжении


4

В основном мне приятно сознавать, что я беременна


5

Я очень расстроена тем, что я беременна

б

1

Беременность заставила меня полностью изменить образ жизни


2

Беременность не заставила меня существенно изменить образ жизни, но я стала кое в чем себя ограничивать


3

Беременность я не считаю поводом для того, чтобы изменить свой образ жизни


4

Беременность так изменила образ моей жизни, что она стала прекрасной


5

Беременность заставила меня отказаться от многих планов, теперь не суждено сбыться многим моим надеждам             

в

1

Я стараюсь вообще не думать ни о беременности, ни о предстоящих родах


2

Я постоянно думаю о родах, очень их боюсь


3

Я думаю, что во время родов все смогу сделать правильно и не испытываю особого страха перед ними


4

Когда я задумываюсь о предстоящих родах, настроение у меня ухудшается, т.к. я почти не сомневаюсь в их плохом исходе


5

Я думаю о родах, как о предстоящем празднике


Образец бланка «Теста отношений беременной» (Блок Б) представлен в таблице Б.2.

Таблица Б.2 - Образец бланка «Теста отношений беременной» (И.В. Добряков). Блок Б

а

1

Я сомневаюсь в том, что смогу справляться с обязанностями матери


2

Я считаю, что не смогу стать хорошей матерью


3

Я не задумываюсь о предстоящем материнстве


4

Я уверена, что стану прекрасной матерью


5

Я полагаю, что если постараюсь, то смогу стать хорошей матерью

б

1

Я часто с удовольствием представляю себе ребенка, которого вынашиваю, разговариваю с ним


2

Я понимаю ребенка, которого вынашиваю, восхищаюсь им и считаю, что он знает и понимает все, о чем я думаю


3

Я постоянно беспокоюсь о состоянии здоровья ребенка, которого вынашиваю, стараюсь его почувствовать

 


4

Я не думаю о том, каким будет ребенок, которого вынашиваю

 


5

Я часто думаю о том, что ребенок, которого вынашиваю, будет каким-нибудь неполноценным, и очень боюсь этого

 

в

1

Я не думаю о том, как буду кормить ребенка грудью

 


2

Я с восторгом представляю себе, как буду кормить ребенка грудью

 


3

Я думаю, что буду кормить ребенка грудью

 


4

Я беспокоюсь о том, что у меня будут проблемы с кормлением грудью

 


5

Я почти уверена, что вряд ли смогу кормить ребенка грудью

 


Образец бланка «Теста отношений беременной» (Блок В) представлен в таблице Б.3.

Таблица Б.3 - Образец бланка «Теста отношений беременной» (И.В. Добряков). Блок В

а

1

Считаю, что беременность сделала меня еще прекрасней в глазах отца моего ребенка


2

Моя беременность никак не изменила отношения ко мне отца моего ребенка


3

Из-за беременности отец моего ребенка стал внимательнее и теплее относиться ко мне


4

Из-за беременности я стала некрасивой и отец моего ребенка стал холоднее относиться ко мне


5

Боюсь, что изменения, связанные с беременностью, могут ухудшить отношение ко мне отца моего ребенка

б

1

Большинство близких мне людей разделяют мою радость по поводу беременности и мне хорошо с ними


2

Не все близкие мне люди достаточно рады тому, что я беременна, не все понимают, что теперь я нуждаюсь в особом отношении


3

Большинство близких мне людей не одобряют того, что я беременна, мои отношения с ними ухудшились


4

Меня мало интересует отношение к моей беременности даже близких мне людей


5

Некоторые близкие мне люди относятся к моей беременности неоднозначно и это меня тревожит

в

1

Мне всегда мучительно стыдно, когда окружающие замечают, что я «в положении»


2

Мне немного не по себе, когда окружающие замечают, что я «в положении»


3

Мне приятно, когда окружающие замечают, что я «в положении»


4

Мне наплевать, замечают окружающие или нет, что я «в положении»


5

Я не испытываю особой неловкости, если окружающие замечают, что я «в положении»


Приложение В

(справочное)

Методика САН (Самочувствие, активность, настроение)

Образец бланка

Фамилия, имя, отчество_______________________________________

Инструкция: в каждой паре утверждений выберите одну цифру, которая наиболее точно отражает Ваше самочувствие в данный момент. Чем ближе цифра к утверждению, тем более сильно выражено Ваше состояние в данный момент времени. Старайтесь пользоваться всем диапазоном цифр, избегайте крайних цифр.

1) Самочувствие хорошее

3

2

1

0

1

2

3

Самочувствие плохое

2) Чувствую себя сильным

3

2

1

0

1

2

3

Чувствую себя слабым

3) Пассивный

3

2

1

0

1

2

3

Активный

4) Малоподвижный

3

2

1

0

1

2

3

Подвижный

5) Веселый

3

2

1

0

1

2

3

Грустный

6) Хорошее настроение

3

2

1

0

1

2

3

Плохое настроение

7) Работоспособный

3

2

1

0

1

2

3

Разбитый

8) Полный сил

3

2

1

0

1

2

3

Обессиленный

9) Медлительный

3

2

1

0

1

2

3

Быстрый

10) Бездеятельный

3

2

1

0

1

2

3

Деятельный

11) Счастливый

3

2

1

0

1

2

3

Несчастный

12) Жизнерадостный

3

2

1

0

1

2

3

Мрачный

13) Напряженный

3

2

1

0

1

2

3

Расслабленный

14) Здоровый

3

2

1

0

1

2

3

Больной

15) Безучастный

3

2

1

0

1

2

3

Увлеченный

16) Равнодушный

3

2

1

0

1

2

3

Взволнованный

17) Восторженный

3

2

1

0

1

2

3

Унылый

18) Радостный

3

2

1

0

1

2

3

Печальный

19) Отдохнувший

3

2

1

0

1

2

3

Усталый

20) Свежий

3

2

1

0

1

2

3

Изнуренный

21) Сонливый

3

2

1

0

1

2

3

Возбужденный

22) Желание отдохнуть

3

2

1

0

1

2

3

Желание работать

23) Спокойный

3

2

1

0

1

2

3

Озабоченный

24) Оптимистичный

3

2

1

0

1

2

3

Пессимистичный

25) Выносливый

3

2

1

0

1

2

3

Утомленный

26) Бодрый

3

2

1

0

1

2

3

Вялый

27) Соображать трудно

3

1

0

1

2

3

Соображать легко

28) Рассеянный

3

2

1

0

1

2

3

Внимательный

29) Полный надежд

3

2

1

0

1

2

3

Разочарованный

30) Довольный

3

2

1

0

1

2

3

Недовольный


Приложение Г

(справочное)

Исследование тревожности (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханин)

Образец бланка

Фамилия, имя, отчество________________________________________

Шкала ситуативной тревожности (СТ)

Инструкция: прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

Образец бланка представлен в таблице Г.1.

Таблица Г.1 - Образец бланка теста «Исследование тревожности» (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханин). Шкала ситуативной тревожности

Вопрос

Нет, это не так

Пожалуй, так

Верно

Совершенно верно

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я внутренне скован

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности, напряжения

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4


Образец бланка представлен в таблице Г.2.

Таблица Г.2 - Образец бланка теста «Исследование тревожности» (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханин). Шкала личностной тревожности

Вопрос

Нет, это не так

Пожалуй, так

Верно

Совершенно верно

21

У меня бывает приподнятое настроение

1

2

3

4

Вопрос

Нет, это не так

Пожалуй, так

Верно

Совершенно верно

22

Я бываю раздражительным

1

2

3

4

23

Я легко расстраиваюсь

1

2

3

4

24

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

1

2

3

4

25

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

1

2

3

4

26

Я чувствую прилив сил и желание работать

1

2

3

4

27

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

28

Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4

29

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

30

Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

31

Я все принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

32

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

33

Я чувствую себя беззащитным

1

2

3

4

34

Я стараюсь избегать трудностей

1

2

3

4

35

У меня бывает хандра

1

2

3

4

36

Я бываю доволен

1

2

3

4

37

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

38

Бывает, что я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

39

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

40

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4


Похожие работы на - Психологическое сопровождение беременных женщин в женских консультациях (на примере МБУЗ 'Родильный дом №2')

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!