Развитие социологии

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,12 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие социологии

Введение

В 1960-е гг. начинается современный этап развития социологии. Ее состояние характеризуют следующие особенности: сложная структура социологии как науки, включающей в себя множество направлений и теорий; в 1980-е гг. в социологии возобладало стремление найти некую синтетическую картину социальной реальности, которая стала бы общим теоретическим основанием.

Потребность таких общетеоретических изысканий была обусловлена тем, что период 1970-1980-х гг. стал эпохой телекоммуникативной революции, охватившей все сферы жизни общества и заставившей исследователей по-новому взглянуть на целый ряд, казалось бы, традиционных проблем. Меняются сами принципы социальной организации: происходит переход от жестко централизованных структур власти к горизонтальному принципу ее организации.

На современном этапе трансформации российского общества можно говорить о следующих особенностях развития отечественной социологии: оценке современной эпохи как переломного момента человеческой истории; неспособности описать происходящие социальные трансформации средствами классических социологических теорий и методов.

В связи с этим встала проблема формирования новой парадигмы социологии, которая не замыкалась бы на исключительно социологическом инструментарии, а попыталась создать новую картину социальной реальности. Данное стремление нашло свое выражение в концепциях постиндустриального, информационного, постэкономического, посткапиталистического, постмодернистского общества.

Все эти концепции рассматривают современное общество как качественно новое образование, определяющими постулатами которого являются: трудовое индустриальное общество в ходе социально-экономического развития преодолено постиндустриальным обществом, последнее отрицает первое; главной ценностью и фактором развития современного общества является информация; система материального производства утрачивает первостепенную роль в системе общественного производства; деятельность человека на современном этапе определяется не только выгодой, пользой или интересом: появляется новый тип рациональности, мотивационных механизмов, ценностей.

Современная социологическая наука все больше обращается к истории, психологии и философии. Этот процесс характеризует общее состояние науки: в настоящее время наблюдается интеграция научного знания, которая привела к появлению междисциплинарных исследований и новых научных дисциплин, таких, как экономическая и политическая социология, политическая география и др.

. Развитие и институционализация социологии в ХХ веке

В XIX - начале XX века были заложены основы социологии как науки об обществе, определены её главные направления, теоретические концепции и методологические принципы. В дальнейшем идеи классической социологии принимались или отторгались, но развитие социологической науки в целом опиралось на достижения этого периода. В 30-х годах произошло окончательно е отделение социологии от философии, этики, истории, права и других общественных наук. Установился новый стандарт социологического исследования как вида деятельности, сходного с опытными исследованиями в естественных науках. В период (30 -е - начало 50-х годов) центр социологических исследований переместился из Европы в США, что во многом было связано с массовой эмиграцией ученых в канун Второй мировой войны. Наиболее характерной особенностью данного периода является господство в социологии эмпирического направления. В XX веке интенсивно шел процесс институционализации социологии как отрасли научного знания и учебной дисциплины. Быстрыми темпами развивалась организационная структура социологии: создавались многочисленные научно-исследовательские институты и центры, росло число национальных социологических ассоциаций, издается множество журналов, открыты кафедры и факультеты в вузах. Профессия социолога является престижной и широко востребованной на рынке труда. В 1949 году под эгидой ЮНЕСКО была основана Международная социологическая ассоциация, объединившая национальные ассоциации, исследовательские центры и отдельных ученых. С 1950 года регулярно проводятся Всемирные социологические конгрессы. Таким образом, в XX веке социология развивалась "вширь" и "вглубь", охватывая большинство стран и совершенствуя методы изучения социальных явлений. В настоящее время наблюдается социологизация общественных наук, стремящихся рассматривать свои объекты в широком социальном контексте. Лицо современной западной социологии в значительной мере определяет неопозитивизм, который представляет собой не единую школу, а определенную ориентацию, сформировавшуюся в 20-х годах минувшего века. Суть неопозитивизма, достигшего в 50 - 80-е годы пика популярности благодаря своей прикладной функции, сводится к следующим принципам:

) социальные явления подчиняются тем же законам, что и природные;

) методы социального исследования должны быть такими же точными и объективными, как в естествознании;

) субъективные мотивы человеческого поведения должны исследоваться только через их открытые проявления;

) истинность понятий и выводов должна устанавливаться на основе эмпирических процедур;

) все социальные явления должны быть описаны и выражены количественно.

Влиятельными школами современной социологии является структурный функционализм и теория социального конфликта. Концептуальные основы структурного функционализма наиболее полно разработаны известным американским ученым Талкотом Парсонсом (1902-1979), последователем Г.Спенсера и Э.Дюркгейма. Понятие "структурный функционализм" употребляется в двух значениях: 1)название школы в социологии с базовой идеей социального порядка, в котором согласие (консенсус) доминирует над конфликтом; 2) метод исследования, который исходит из того, что деятельность элементов системы программируется ее структурой. Ключевая категория концепции Т.Парсонса - категория равновесия. Благодаря равновесию системы, согласованию её элементов поддерживается социальный порядок. Нарушение равновесия ведет к дестабилизации или даже гибели системы. Поэтому основная задача социологии - предложить рекомендации для поддержания равновесия системы, а значит и стабилизации общества. Согласно Т.Парсонсу, любая социальная система для сохранения своего равновесия должна выполнять следующие функции:

приспособление к окружающей среде (адаптация);

определение и достижение целей (целедостижение);

координация функций и поддержание внутреннего единства

(интеграция);

снятие напряжения и воспроизводство культурно-ценностных

На уровне общества функцию адаптации выполняет экономическая подсистема, функцию целедостижения - политическая подсистема, функцию интеграции - правовые и социокультурные институты, функцию поддержания образца - институты семьи, образования, религии. Т.Парсонс рассматривал развитие общества как эволюционный процесс упорядочения системных отношений, повышения сложности систем и увеличения их возможностей для удовлетворения свои х потребностей. Важное место в концепции Т.Парсонса занимает категория социального действия. От физического и биологического действия

его отличают:

)наличие символических механизмов регуляции

(язык, традиции, ценности);

)нормативность индивидуального поведения, т.е. его зависимость от принятых в данном обществе правил и норм;

) субъективность мотивации действий.

Разработанная Т.Парсонсом модель социального действия состоит из трех элементов:

)деятель;

)ситуация;

)ориентация

деятеля на ситуацию. Деятель - это активный индивид или социальная группа, способные ставить перед собой цель, определять способы ее достижения. Ситуация - это различные физические, социальные, культурные факторы, от которых зависит действие. Ориентация деятеля - это его ожидания от партнеров, стремление получить поддержку с их стороны. Представления об обществе, основанные на структурном функционализме, длительное время господствовали в западной социологии. Однако с течением времени они были подвергнуты критике, справедливость которой признал сам Т.Парсонс. Дело в том, что структурный функционализм практически отвергал идею развития социальных систем, ориентировался на поддержание равновесия внутри них и согласование интересов различных подсистем. Эта позиция основывалась на опыте функционирования общественного и государственного устройства США, которое Т.Парсонс считал эталоном стабильности. Попытку совершенствования структурного функционализма предпринял Т.Парсонс совместно с Э.Шиллсом, они сместили акцент с анализа структур на анализ их функций. Кроме того, они объяснили усложнение социальных систем дифференциацией ролей, выполняемых индивидами. В результате этой корректировки содержание социальной эволюции свелось лишь к увеличению адаптивности системы.

Попытку пре одолеть метафизичность структурно - функционального подхода предпринял Р.Мертон. Он акцентировал внимание на проблеме явных и латентных функций социально деятельности. Явные, по Р.Мертону, это те функции, которые известны участникам социальной деятельности и подразумеваются ими. Латентные - это такие последствия деятельности, о которых ее участники не знают. Согласно Р.Мертону, значительная часть социологического объяснения любого явления должна состоять в раскрытии латентных функций социальных институтов и человеческой деятельности. Р.Мертон активно разрабатывал проблему дисфункций социальных систем, т.е. их отклонения от нормативных моделей. Преодоление дисфункций он связывал либо с приспособлением социальных систем к существующему порядку, либо с определенным изменением сами х норм. На основе полемики со структурным функционализмом возникли теории социального конфликта. Создатели этих теорий Л.Козер, Р.Дарендорф, Р.Миллс критиковали Т. Парсонса по следующим направлениям: в - первых, за чрезмерный акцент на проблеме социального равновесия и согласия в обществе; во - вторых, за упрощенное понимание конфликта как дисфункции в социальной системе, которая создает помехи в её деятельности и даже угрозу существованию; в - третьих, за недооценку роли материальных интересов в поведении людей и радикальных изменений в жизни общества. Теории социального конфликта исходят из следующей посылки: в основе развития общества лежит не согласие и интеграция, а борьба социальных групп и индивидов за власть, изменение социального статуса, перераспределение доходов и переоценку ценностей. Эта борьба может не проявляться открыто, но основания для нее существуют в любой социальной структуре. Представите ли данного направления подчеркивают ценность социальных конфликтов как фактора, стимулирующего обновление общества. Согласно этой позиции, конфликты не должны игнорироваться или подавляться, а подлежат урегулированию и разрешению посредством переговоров, посредничества, арбитража и т.п. В качестве наиболее благоприятной социальной среды для обеспечения стабильности рассматривается демократическое, открытое, высокомобильное обществ о, в котором их развертывание и протекание может быть максимально институализировано и формализовано. В структуре современной западной социологии выделяют две большие группы теорий - макро социологические и микро социологические.

Макросоциологические теории изучают социальные явления и процессы на уровне общества и его крупных структур. К их числу относятся тех неократические концепции индустриального, постиндустриального и информационного общества, сформировавшиеся под влиянием идей Э. Дюркгейма и М. Вебера.

Микросоциологические теории акцентируют внимание на изучении поведения людей и их социальных взаимосвязей. Основными микросоциологическими теориями являются символический интеракционизм, феноменология и теория социального обмена.

. Макросоциологические теории

социология функционализм общество институционализация

Эта группа теорий представлена, прежде всего, технократическими концепциями индустриального общества, конвергенции, постиндустриального и информационного общества. Объединяющей и х теоретико - методологической установкой является технологический детерминизм, согласно которому уровень развития науки, техники и технологии определяет социально - экономическое развитие. Теория индустриального общества возникла в 40 -х гг. и получила развитие в 50 - 60 -х гг. Ее родоначальником был американский экономист П.Дракер, а развернутое обоснование теория получила в работах французского социолога Р.Арона американских экономистов У.Ростоу и Дж.Гэлбрейта. Теоретики u1080 индустриализма утверждали, что технический прогресс и рост крупного машинного производства является основой создания индустриального общества как общей модели развития для всех стран. Его важнейшими элементами они считали: 1)машинизированное массовое производство со специализацией и интеграцией работ в рамках крупных корпораций; 2)частную собственность на средства производства и деление хозяйства страны на автономные предприятия; 3) сосредоточение управление предприятиями в руках менеджеров; 4) координацию деятельности различных хозяйственных единиц через рынок, играющий роль регулятора производства и обмена; 5) усиление экономической активности государства в управлении корпорациями и реализации производимой продукции. В рамках индустриального общества выделялись два его типа - капиталистический и социалистический. Эти идеи отражены в трудах П. Дракера - "Будущее индустриального человека" (1942) и "Новое общество. Анатомия индустриального строя" (1949), Р.Арона - "18 лекций об индустриальном обществе " (1962) и "Три очерка об индустриальной эпохе" (1966), У.Ростоу - "Стадии экономического роста"(1960), Дж. Гэлбрейта - "Общество изобилия" и "Новое индустриально е общество" (1967). В 60-е гг. создатели теории индустриального общества Дж.Гэлбрейт, Р.Хейлбронер, Я.Тинберген , П.Сорокин и др. обосновывали неизбежность конвергенции двух общественных систем под воздействием научно -технической революции . Они доказывали, что обе системы развиваются по пути накопления сходных признаков, в результате чего станет возможным их синтез в некое общество "интегрального типа", которое вберет в себя лучшие элементы капитализма и социализма последующий ход событий, как известно, не подтвердил концепцию конвергенции. Одна из общественных систем (социалистическая ) прекратила существование, а другая динамично трансформируется в "постиндустриальное " и "информационное" общество. В направлении постиндустриализма развиваются и процессы модернизации в бывших социалистических странах. Теория "технотронного общества" была разработана известным американским ученым и государственным деятелем Зб.Бжезинским в книге "Между двумя веками. Роль Америки в технотронную эру ", опубликованной в 1970 г. Слово "технотронный" - неологизм автора, образованный из двух с лов "техника" и "электроника". Теория Зб.Бжезинского представляла собой попытку доказать, что высокие технологии становятся решающим фактором социального прогресса, а технократы - доминирующей силой общества. Соединенные Штаты рассматриваются Зб.Бжезинским как страна, которая прокладывает путь всему миру в "технотронную эру ".

Теория постиндустриального общества была разработана рядом ученых и прежде всего американским исследователем Д.Беллом в книге "Грядущее постиндустриальное общество", изданной в 1973 г Согласно этой теории индустриальное общество под влиянием научно-технического прогресса трансформируется в постиндустриальное, где доминирующим производственным ресурсом становятся знания и информация, а наиболее ценными качествами работников - уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность. Господствующим классом в этом обществе должен стать "класс интеллектуалов", а власть должна принадлежать интеллектуальном элите, по выражению Д.Белла "меритократам" (от ―merit ‖ - успех). Теории "технотронного" и "постиндустриального" общества во многом подтвердились практикой. Как и было предсказано и х создателями, общество массового потребления породило сервисную экономику, в рамках которой наиболее быстрыми темпами развивается информационный сектор хозяйства . Слабой стороной этих теорий ученые считают абсолютизацию роли высоких технологий в общественном развитии и недостаточное внимание к сфере духовной жизни, культурным факторам к теориям "технотронного" и "постиндустриального" обществ по основным идеям близка теория информационного общества, разработанная американским ученым А.Тоффлером в книгах "Третья волна " (1980) и "Сдвиг власти: знание, богатство и сила на пороге ХХI века "(1990). Дальнейшее развитие теория получила в опубликованном (в соавторстве с Х.Тоффлер) т руд е "Революционное богатство. Как оно будет создано и как оно изменит нашу жизнь" (2 006), нацеленном на осмысление происшедших за последние десятилетия перемен , в том числе негативных - от рост а бытовой преступности до терроризма. В настоящее время в западной общественно - политической мысли она выдвигается на то место, которое в 70 -х гг. занимала теория постиндустриального общества. В последние годы ряд ведущих исследователей, сформулировавших теорию постиндустриального общества , в частности, Д.Белл, стали сторонниками теории "информационного общества ". Эта теория рассматривается Д.Беллом как новый этап в разработке созданной им ранее теории постиндустриального общества.

3. Микросоциологические теории

Для микросоциологических теорий характерен акцент на изучении внутреннего мира человека и побудительных мотивов его деятельности. Эта традиция, связанная с именем М. Вебера, ста ла доминирующей в конце XX века. Она представлена символическим интеракционизмом (Дж. Мид, Г. Блюмер), феноменологией (А. Шюц, Г. Лукманн ) и теорией социального обмена (Дж.Хоманс, Г.Блау). Символический интеракционизм возник как реакция на пренебрежение структурно -функционалистскими теориями межличностных взаимодействий (интеракций) в создании и функционировании социальных структур. Основатель этой теории Дж. Мид понимал личность как продукт социального развития, а механизм ее формирования видел в ролевом взаимодействии. Согласно теории символического интеракционизма существуют две ступени социального взаимодействия:

) символически опосредованное общение с помощью языка. Специфика языкового общения состоит в том, что оно:

порождает одинаковые реакции при общении с любым индивидом;

позволяет поста вить себя на место другого человека;

позволяет видеть себя глазами другого человека.

Феноменология, обоснованная в работах австрийского философа А.Шюца, исходит из того, что социальные события лишь кажутся объективными. В действительности они представляют собой мнения индивидов об этих событиях. Эти мнения и должны быть в центре внимания социологов. Теория социального обмена, одним из создателей которой был Дж.Хоманс, в анализе социальных явлений и процессов буквально основывается на бихевиоризме (буквально "наука о поведении").Согласно Дж.Хомансу, социальное взаимодействие представляет собой процесс обмена, участники которого стремятся к максимизации выгод и минимизации затрат. Обмен определяется следующими принципами:

принцип успеха: чем чаще вознаграждается данный тип действия, тем выше вероятность его повторения;

принцип стимула: если стимул позволил добиться успеха, то в случае его повторения будет воспроизводиться данный тип действия;

принцип ценности: чем выше ценность вероятного результата, тем больше необходимо усилий для его достижения;

принцип "насыщения": когда потребности близки к насыщению, прилагается меньше усилий для их удовлетворения.

Попытки Дж.Хоманса с помощью этих принципов объяснить процессы, происходящие на макроуровне, выяви ли эвристическую ограниченность "теории социального обмена". В последние десятилетия наметилась тенденция к преодолению разрыва между макро - и микросоциологией. Решение этой актуальной проблемы открыло бы перспективу перехода к качественно новому этапу в развитии социологии.

Заключение

Жесткие потрясения западного общества в 60-е годы заставили правительства, крупные монополии и корпорации сконцентрировать усилия на научно-практической деятельности, направленной на преодоление социально-экономического и духовного кризиса, а также реконструкцию социальной системы на основе новейших данных науки и техники. Это обусловило необходимость "теоретического обеспечения" промышленного и социального развития в новых условиях. Данная потребность вновь актуализировала позитивистско-сциентически ориентированную социологию с верой в безграничные возможности научно-технического рационализма (ренессанс Вебера и Парсонса). Критика пессимистических концепций сатурации индустриального общества сопровождалась реабилитацией технологической модели развития общества. Да, все причины недугов современного общества надо искать в достигнутом уровне индустриализации. Однако дальнейшее продолжение НТР автоматически осуществляло преобразование индустриального общества в качественно новую цивилизацию, ориентирами которой выступали не экономические императивы, а ценности качества жизни. Стремление к построению более или менее общих концепций, в том числе и прогностических моделей социального развития, обусловливало в 70-е годы сближение социологии с футурологией. Последняя занималась "изучением будущностей", если мир подвергнется (не подвергнется) коренным переменам под влиянием сил, реальность которых уже теперь очевидна. Главный вопрос касался того, что возникнет из существующего положения вещей: будет ли будущее продолжением позитивного развития тенденции "открытого общества" (оздоровления капитализма), или оно будет качественно иным - новым этапом. Анализ будущностей как бы ликвидировал разрыв между пророчеством и экспертизой. Предлагались различные сценарии будущего:

все остается в прежних границах: будущее равно прошлому;

если не будет найдено альтернативы термоядерной угрозе: катастрофа;

победа тотально-консервативных моделей господства:

а) катастрофа не исключается;

б) катастрофа исключается, если это станет универсальной моделью;

экологическая модель:

а) согласие между людьми и природой;

б) единство социального и природного начал (натурализация общественных проблем).



Список литературы

. Сирота Н.М., Сидоров С.А. Общая социология.- СПб., 2009.

. Р.Арон. Этапы развития социологической мысли.-М., 1993.

. Западная социология.-М.,2001.

. История социологии в западной Европе и США.-М.,1990.

. Казаринов Н.В. Социология.-М., 2000.

. Монсон П. Современная западная социология: теория, традиции, перспективы.-СПб., 1992.

. Орынбекова Д.С. Социология. МУ к выполнению семестровых работ для студентов всех форм обучения всех специальностей.- Алматы: АИЭС, 2008г.-52с.

Похожие работы на - Развитие социологии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!