Значительно расширился объем и повысилось качество диспансерного наблюдения за лицами, занимающимися физической культурой и спортом. Число лиц, прошедших углубленное медицинское обследование, увеличилось за последние 4 года более, чем в 2 раза (с 5,5 млн. в 1981 г. до 12,6 млн. человек в 1984 г.). За этот же период число лиц, занимающихся физкультурой и спортом, взятых под диспансерное наблюдение, увеличилось почти в два раза (с 3,7 млн. в 1981 г. до 6,7 млн. в 1984 г.). Наиболее активно эта работа проводится в Украинской, Белорусской, Литовской и Эстонской союзных республиках, во многих краях и областях РСФСР.
Осуществляется подготовка студентов в медицинских вузах и врачей в институтах усовершенствования врачей по вопросам лечебной физкультуры и врачебного контроля.
В каждом медицинском институте организованы кафедры (или курсы) лечебной физкультуры и врачебного контроля, на которых студенты VI курсов изучают использование методов лечебной физкультуры в комплексной терапии различных заболеваний, а также основы врачебного контроля за занимающимися физкультурой и спортом. В настоящее время завершена подготовка новой учебной программы по ЛФК и врачебному контролю для всех факультетов с учетом профиля работы будущих врачей. В учебных планах повышения квалификации врачей практически всех специальностей выделены часы для подготовки по лечебной физкультуре. Ежегодно на кафедрах институтов усовершенствования врачей готовятся 777 врачей-специалистов по ЛФК и 355 - по врачебному контролю.
Ежегодно расширяются мероприятия по гигиеническому воспитанию населения в области физкультуры и спорта, пропагандирование систематических физических упражнений как одного из эффективных средств в укреплении и сохранении здоровья, профилактики и снижения заболеваемости, увеличения продолжительности активной жизни. По этой проблеме в печати, по радио и на телевидении выступают ученые-медики и практические врачи. Широко освещает эту проблему журнал "Здоровье". В последнее время "Медицинская газета" чаще стала публиковать статьи по вопросам лечебной физкультуры и лечебного контроля и выделила для этой цели рубрику "Физкультуру в повседневную жизнь".
Систематически публикуются научно-практические статьи по вопросам лечебной физкультуры и врачебного контроля в специальных медицинских журналах. По заказу Министерства здравоохранения СССР созданы санитарно-просветительные фильмы, пропагандирующие физкультуру и спорт как важнейшее средство укрепления и сохранения здоровья, издаются массовым тиражом средства наглядной пропаганды физкультуры и спорта (плакаты, памятки, брошюры и др.).
За последние годы в системе Минздрава СССР расширились научные исследования по медицинским проблемам физической культуры и спорта, лечебной физкультуре и врачебному контролю. Завершена разработка стандартов физического развития для детей и подростков. Разработаны показатели местного и общего иммунитета у лиц, занимающихся физкультурой и спортом, что позволило выделять группы спортсменов с наибольшим риском заболеваний и срыва адаптации при современных режимах тренировки.
Усовершенствованы и разработаны новые методы врачебного контроля за функциональным состоянием и работоспособностью лиц, занимающихся физкультурой и спортом.
Активизировалось массовое физкультурное движение и расширились занятия спортом в трудовых коллективах учреждений здравоохранения и учебных заведениях. Почти 600 тысяч медицинских, фармацевтических и других работников здравоохранения занимаются в оздоровительных группах, более 500 тысяч туризмом, подготовлено 576 тыс. значкистов комплекса ГТО и 563 тыс. спортсменов-разрядников.
Вместе с тем, ряд важных вопросов по укреплению здоровья населения, внедрения в повседневную жизнь каждого жителя физической культуры и спорта решаются крайне медленно. Не осуществлена в должной мере перестройка деятельности органов здравоохранения по активному вовлечению широких слоев населения в регулярные занятия физическими упражнениями. Слабо организована разъяснительная работа среди населения роли повседневных физических упражнений в профилактике заболеваний, формировании, укреплении и сохранении здоровья. Физическая культура и спорт не стали еще жизненной потребностью большинства населения, не вошли в его повседневный образ жизни. Две трети населения или вообще не занимаются физической культурой и спортом, или занимаются эпизодически. В 1984 г. производственной гимнастикой было охвачено только 25% рабочих, служащих и колхозников.
Вместе с тем, именно в настоящее время, в век научно-технического прогресса, когда систематически снижается двигательная активность и физические нагрузки людей в процессе производственной деятельности, неизмеримо возрастает необходимость широкого внедрения физкультуры в повседневный быт людей, для которых физкультура и спорт являются в современных условиях жизни необходимостью. Систематическое занятие физическими упражнениями способствуют укреплению здоровья путем улучшения деятельности, в первую очередь, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и пищеварения, обмена веществ, способствуют повышению устойчивости организма к действию многих неблагоприятных факторов, в т.ч. простудных. Помимо этого включение дозированных занятий физкультурой в комплекс лечебных мероприятий совершенно необходимо для излечения многих заболеваний. Важным элементом в укреплении здоровья работающих является производственная гимнастика.
Одной из причин медленного развития физкультуры и спорта среди населения является явно недостаточное участие органов и учреждений здравоохранения в пропаганде значимости физкультуры и спорта в деле охраны здоровья населения, активного внедрения их в повседневный быт каждого человека.
Многие врачи поликлиник, медико-санитарных частей, амбулаторий, диспансеров, женских консультаций, больниц и других лечебно-профилактических учреждений стоят в стороне от активного внедрения физической культуры и спорта в повседневную жизнь людей, недостаточно пропагандируют здоровый образ жизни. Вместе с тем, кому, как не врачам, знать и понимать роль активных движений, физических упражнений и гигиенических процедур в закаливании организма, профилактике и снижении заболеваемости, в укреплении и сохранении здоровья. Утренняя и производственная гимнастика, дозированная ходьба и бег, лыжные прогулки, плавание, гребля, физические упражнения в домашних условиях с использованием простейших видов спортинвентаря, участие в различных видах спорта, все это мощный оздоровительный фактор. Для этого не нужно спортивных сооружений, сложных видов спортивного инвентаря. Все это должен настойчиво разъяснять и рекомендовать пациентам врач, используя для этой цели любое посещение населения в лечебно-профилактическое учреждение, при проведении периодических медицинских осмотров и диспансеризации, при посещении больных на дому.
Проверкой амбулаторных карт, историй болезни и других медицинских документов, а также присутствие на приемах врачей в амбулаторно-поликлинических учреждениях установлено, что врачи крайне редко дают конкретные рекомендации больным и здоровым - каким видом физических упражнений, в каком объеме и режиме необходимо заниматься каждому человеку, с учетом возраста и состояния здоровья. Совершенно недопустимо, когда некоторые врачи освобождают от физических упражнений, от занятий физической культурой лиц с ослабленным здоровьем и страдающих хроническими заболеваниями, забывая или не понимая, что именно для этих категорий лиц целенаправленные, дозированные физические упражнения являются одним из важных факторов укрепления защитных сил организма, восстановления и сохранения здоровья.
Распределение подростков и студентов на медицинские группы для занятий физической культурой нередко осуществляется врачами без достаточных медицинских обоснований. Врачи-терапевты подростковых кабинетов, здравпунктов и поликлиник не обеспечены стандартами физического развития и слабо знакомы с методами врачебных обследований занимающихся физической культурой.
Многие руководители органов и учреждений здравоохранения не придают еще должного значения вопросам проведения оздоровительных и закаливающих мероприятий: массаж и гимнастика грудным детям проводятся далеко не во всех детских лечебно-профилактических и дошкольных учреждениях, во многих детских поликлиниках кабинеты лечебной гимнастики плохо оборудованы или отсутствуют совсем; в ряде стационаров не уделяется должного внимания проведению лечебной гимнастики больным детям.
В школах занятия по физкультуре часто проводятся в плохо проветриваемых, не отвечающих необходимым требованиям помещениях; все еще велико число детей, освобожденных от занятий физкультурой; недостаточно используется физическое воспитание как средство оздоровления детей, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе; не всем детям при показаниях проводится лечебная и корригирующая гимнастика.
Врачебно-физкультурные диспансеры ряда краев и областей РСФСР, Латвийской, Киргизской, Молдавской ССР и ряда других не уделяют должного внимания врачебному контролю за подростками и студентами, занимающимися физкультурой и спортом.
Явно недостаточное использование физических упражнений в профилактических и лечебных целях среди детей и подростков наряду с низким уровнем лечебной работы явилось одной из причин того, что при профилактических осмотрах детей в возрасте 15 лет в 1984 г. было выявлено значительное число лиц с нарушением осанки, сколиозом и отстающих в физическом развитии, 70% из них школьники. В 1984 году насчитывалось 70 тысяч школьников, отнесенных к специальной медицинской группе, но только треть из них была охвачена занятиями по лечебной физкультуре.
Такое положение, сложившееся в практической медицине, является следствием недостаточного внимания к этому разделу работы многих руководителей органов и учреждений здравоохранения, нередко их пассивностью, а также недостаточной подготовкой врачей и средних медицинских работников в области использования физкультуры и спорта в оздоровительных целях и слабых знаний основных принципов врачебного контроля.
Врачебный контроль за физическим воспитанием населения и применение лечебной физической культуры осуществляется явно недостаточно в связи с недостаточными знаниями в этой области медицинских работников общей лечебной сети, а также еще слабым в ряде республик развитием сети кабинетов врачебного контроля и детских отделений.
Ряд республиканских и областных врачебно-физкультурных диспансеров маломощны, размещены в неприспособленных помещениях, плохо оснащены соответствующей аппаратурой, что отрицательно сказывается на их работе (республиканские диспансеры РСФСР, Азербайджанской, Грузинской, Армянской, Молдавской и Туркменской ССР и др.). Во многих диспансерах и кабинетах не укомплектованы штаты врачей и среднего медицинского персонала.
Многие руководители органов здравоохранения не принимают должных мер к дальнейшему развитию сети врачебно-физкультурных диспансеров и кабинетов врачебного контроля. В РСФСР из 565 городов республиканского, краевого (областного) подчинения только в 262 (46,0%) имеются врачебно-физкультурные диспансеры, а из 1813 сельских районов только в 604 (37,6%) имеются кабинеты лечебной физкультуры и в 118 районах - кабинеты врачебного контроля (6,9%). Еще меньше развернуто этих учреждений в Украинской ССР. Из 139 городов республиканского, краевого (областного) подчинения имеют врачебно-физкультурные диспансеры только 40 (27,5%), а кабинеты лечебной физкультуры имеют лишь 21,0% (104 из 477 имеющихся районов), кабинеты врачебного контроля организованы только в 13 районах. Более широко организованы эти учреждения в Азербайджанской, Грузинской, Литовской и Латвийской ССР.
В ряде республик и областей развитие сети врачебно-физкультурных учреждений осуществляется медленными темпами и в дальнейшем может стать одной из сдерживающих причин развития физической культуры и спорта среди населения, ибо без надлежащего врачебного контроля нельзя обеспечить эффективное медицинское наблюдение над занимающимися физкультурой и спортом.
Вопросы физического воспитания населения как важнейшей составной части общего и идеологического воспитания определены в проекте новой редакции Программы КПСС, где говорится, что "в укреплении здоровья населения, в подготовке молодежи к труду и защите Родины возрастает значение физической культуры и спорта, внедрения их в повседневную жизнь. Надо поставить дело так, чтобы каждый человек смолоду заботился о своем физическом совершенствовании, обладал знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вел здоровый образ жизни". В Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы и на период до 2000 года поставлена задача "поощрять массовое развитие физкультуры и спорта, способствовать повсеместному внедрению их в быт".
Реализация программы требует от органов и учреждений здравоохранения, ученых-медиков коренной перестройки всей работы по вопросам использования физкультуры и спорта в профилактике заболеваний, укрепления и сохранения здоровья населения. Перестройка всей системы здравоохранения должна быть осуществлена во всех звеньях, начиная с подготовки студентов по вопросам широкого использования физкультуры и спорта в профилактических и лечебных целях, расширения объема и повышения качества подготовки врачей-специалистов по этим вопросам при прохождении ими специализации и усовершенствования в институтах и факультетах усовершенствования, обучения врачей общелечебной сети и прежде всего первичных звеньев здравоохранения.
Врачи-терапевты поликлиник, участковые педиатры и терапевты, подростковые, цеховые и терапевты больничных отделений при прохождении специализации и усовершенствования в течение 2,5 месяцев получают знания только по лечебной физкультуре в объеме двух часов. Не более 2-х часов и только по лечебной физкультуре проводятся занятия на циклах врачей-кардиологов, невропатологов, хирургов и др. Слабо организована лечебная и оздоровительная физкультура в поликлиниках, амбулаториях, медсанчастях, больничных учреждениях.
Во многих дошкольных и школьных учреждениях слабо организована работа по физическому воспитанию детей. В общеобразовательных школах учебная и внеклассная работа по физическому воспитанию молодежи осуществляется недостаточно эффективно. Еще значительное число лиц, закончивших общеобразовательные школы, имеют недостаточное физическое развитие.
Имеются существенные недостатки в пропаганде физической культуры и спорта среди населения. Материалы, публикуемые в газетах и журналах, передаваемые по радио и телевидению, часто не достигают цели, не помогают населению сформировать сознание необходимости заниматься физической культурой и спортом. Недостаточно выпускается литературы о массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работе с учетом профессиональной направленности и возраста. Медицинские периодические журналы явно недостаточно, а нередко на низком уровне публикуют материалы в помощь врачу по вопросам лечебной физкультуры и врачебного контроля, использования физической культуры и спорта в оздоровительных целях. Стоят в стороне от этой проблемы всесоюзные и республиканские медицинские научные общества. В ряде медицинских вузов и медицинских училищ, во многих учреждениях здравоохранения еще плохо организовано физическое воспитание учащихся и студентов, персонала медицинских коллективов.
Профессионально-прикладная физическая подготовка, массовая оздоровительная и спортивная работа, являющиеся составной частью всего процесса физического воспитания студентов и учащихся, в большинстве высших и средних медицинских учебных заведений, особенно на старших курсах, проводятся неудовлетворительно.
Спортивные клубы в большинстве мединститутов слабо участвуют в организации и проведении оздоровительной, физкультурной и спортивно-массовой работы. Материальная база для занятия физическими упражнениями в ряде медицинских вузов находится в неудовлетворительном состоянии. Администрация ряда медицинских институтов (Ивановский, Рязанский, Архангельский, Оренбургский и др.) не принимает мер для улучшения работы по физическому воспитанию студентов.
Руководители и врачи многих лечебно-профилактических учреждений, призванные содействовать широкому использованию физической культуры и спорта для укрепления здоровья, сами мало уделяют внимания своему физическому развитию. Во многих учреждениях здравоохранения медленно внедряется производственная гимнастика и регулярные занятия физическими упражнениями и спортом.
Научно-исследовательские институты и медицинские вузы недостаточно осуществляют научные исследования по разработке эффективных форм и методов использования средств физической культуры в профилактических целях и укреплении здоровья. Исследования в этой области ведутся незначительными силами и разрозненно. Многие из научно-исследовательских учреждений и кафедры медицинских вузов не имеют необходимых условий для выполнения исследований на современном уровне. Научный Совет АМН СССР по медицинским проблемам физической культуры и спорта в значительной степени сосредоточил исследования на проблемах большого спорта и мало внимания уделяет проблеме внедрения физической культуры в повседневную жизнь советских людей. В целях широкого использования физкультуры и спорта в укреплении и сохранении здоровья населения, профилактике и снижении заболеваемости.
В 2011 году разработана Комплексная общественная программа «Здоровье населения». Согласно положениям Программы под здоровьем населения понимается состояние физического, духовно-нравственного, социального и экологического благополучия многонационального народа Российской Федерации, как носителя суверенитета, базового трудового ресурса экономического развития страны и единственного источника власти в Российской Федерации.
В этой главе говорилось о том, что обеспечивает возможность получения доступной, качественной, квалифицированной медицинской помощи, элементов права на охрану здоровья, а так же, что включает в себя возможность получения бесплатной медицинской помощи, а также оплачиваемой медицинской помощи.
Какие программы были созданы правительством для создания физического, духовно-нравственного, социального и экологического благополучия многонационального народа Российской Федерации.
Профессионально-прикладная физическая подготовка, массовая оздоровительная и спортивная работа, являющиеся составной частью всего процесса физического воспитания студентов и учащихся, в большинстве высших и средних медицинских учебных заведений, особенно на старших курсах, проводятся неудовлетворительно.
Спортивные клубы в большинстве мединститутов слабо участвуют в организации и проведении оздоровительной, физкультурной и спортивно-массовой работы. Материальная база для занятия физическими упражнениями в ряде медицинских вузов находится в неудовлетворительном состоянии. Администрация ряда медицинских институтов (Ивановский, Рязанский, Архангельский, Оренбургский и др.) не принимает мер для улучшения работы по физическому воспитанию студентов.
Глава 2. Роль министерства здравоохранения РФ в формировании системы охраны здоровья
.1 Деятельность министерства здравоохранения в России
Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России)является федеральным органом исполнительной власти, специально созданным для непосредственного руководства здравоохранением в стране. Оно действует на основе Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного Правительством Российской Федерации 19 июня 2013 года № 608. На него возложено: а) проведение государственной политики, б) осуществление управления, в) координация в установленных случаях деятельности других федеральных органов исполнительной власти в области охраны здоровья(здравоохранения).
В его функции входит осуществление государственной политики в области стандартизации качества лекарственных, диагностических, дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
К основным задачам Минздрава России относятся: разработка основ государственной политики в области здравоохранения, в том числе санитарно-эпидемиологического благополучия населения; разработка и реализация федеральных целевых программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, обеспечению населения лекарственными средствами, медицинской техникой и изделиями медицинского назначения; организация оказания медицинской помощи населению; осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора, санитарно-гигиеническое нормирование, координация и регулирование вопросов охраны здоровья населения в связи с воздействием на человека неблагоприятных факторов среды его обитания и условий жизнедеятельности; обеспечение функционирования ведомственной системы профессионального образования в области здравоохранения; координация, обеспечение методического руководства и взаимодействия государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения; организация проведения научных исследований, внедрение достижений науки и техники в медицинскую практику; разработка нормативов и стандартов в области здравоохранения, включая медицинскую помощь, фармацевтическую деятельность, контроль за их соблюдением; охрана здоровья матери, отца и ребенка; профилактика инвалидности и медицинская реабилитация инвалидов; обеспечение функционирования и развития Всероссийской службы медицины катастроф совместно с другими федеральными органами исполнительной власти.
Минздрав России, выполняя возложенные на него задачи, осуществляет разнообразные функции и полномочия, в том числе разрабатывает совместно с другими органами исполнительной власти и учреждениями здравоохранения целевые программы в области здравоохранения; проводит экспертизу проектов федеральных и иных программ, затрагивающих вопросы охраны здоровья, входящие в компетенцию министерства. Оно выполняет функции государственного заказчика по федеральным целевым программам здравоохранения.
Данное министерство осуществляет лицензирование деятельности по производству, хранению и оптовой реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения, по производству, реализации и техническому обслуживанию медицинской техники, работ с возбудителями инфекционных заболеваний человека, деятельности органов по сертификации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники. Оно выдает разрешения на применение новых методов профилактики, диагностики и лечения, новых медицинских технологий; на применение в медицинских целях лекарственных, диагностических, дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Важным направлением деятельности Минздрава России является совершенствование профилактической, лечебно-диагностической и лечебно-оздоровительной работы. Оно развивает сеть саниторно-курортных учреждений своей системы, а также способствует развитию сети такого рода профсоюзных и ведомственных учреждений. Министерство организует диспансеризацию и медицинскую реабилитацию лиц, подвергшихся техногенному и радиационному воздействию, диспансеризацию и медицинскую реабилитацию наркоманов и алкоголиков: осуществляет методическое руководство медицинской реабилитацией инвалидов; участвует в работе по профилактике инфекционных и неинфекционных, паразитарных заболеваний, особо опасных неинфекционных заболеваний; организует в установленном порядке работу по направлению детей и взрослых на лечение за рубеж; разрабатывает предложения по оказанию медицинской помощи отдельным социально незащищенным группам населения (детям, пенсионерам, больным отдельными заболеваниями и др.).
В целях охраны семьи, отцовства и детства Министерство разрабатывает мероприятия, обеспечивающие охрану здоровья указанных лиц и членов их семьи. Оно участвует в решении вопросов медико-санитарной помощи семье, матери, отцу и ребенку; разрабатывает предложения по улучшению питания детей, беременных женщин и кормящих матерей.
Минздрав России выполняет важные функции в области обязательного и добровольного медицинского страхования. Оно осуществляет также разнообразную деятельность, связанную с решением кадровых задач, организацией и охраной труда, в финансово-экономической и иных сферах применительно к своему основному профилю деятельности.
Минздрав России осуществляет специализированный контроль по многим направлениям: качества предоставляемой населению медицинской помощи; производства, качества, эффективности и безопасности лекарственных, диагностических, дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники; соблюдения нормативов и стандартов; оборота и порядка использования наркотических и психотропных средств в учреждениях здравоохранения.
Разноплановостью задач и функций Минздрава России обусловлено вхождение в его систему различных по целям деятельности органов, учреждений, предприятий и организаций: территориальные органы (зональные управления специализированных санаториев); государственные лечебно-профилактические, научно-исследовательские, образовательные учреждения; фармацевтические и аптечные предприятия; санаторно-курортные учреждения; учреждения судебно-медицинской экспертизы; учреждения, предприятия и организации санитарно-эпидемиологической службы и др.
Минздрав России осуществляет руководство деятельностью существующего при нем Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем.
Приказы, указания, постановления и инструкции Минздрава России по вопросам диагностики, лечения, профилактики заболеваний и фармацевтической деятельности, а также по другим вопросам, отнесенным к его компетенции, обязательны для всех учреждений, предприятий и других организаций независимо от их организационно-правовой формы.
В субъектах Российской Федерации нет единообразия в формах органов управления здравоохранением. Действуют министерства, департаменты, главные управления, отделы здравоохранения и др.
Задачи, функции и полномочия органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации во многом сходны с теми, которые имеет Министерство России в области здравоохранения. Это определяется во многом общностью целей и содержания управления здравоохранением. Разумеется, распределение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, статус и территориальные масштабы деятельности их органов государственной власти допускают возможные особенности в компетенции, в частности, органов управления здравоохранением.
Задачи и функции этих органов, как и Минздрава России, разнообразны. На них возложен контроль за выполнением федерального законодательства по вопросам здравоохранения; осуществление федеральной государственной политики в области здравоохранения; реализация федеральных программ по развитию здравоохранения.
Они разрабатывают и реализуют программы соответствующих субъектов Российской Федерации по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи и другим вопросам охраны здоровья граждан. К их компетенции относится осуществление мер по развитию сети учреждений государственной системы здравоохранения на соответствующей территории.
Органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации участвуют в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия. Им поручена координация деятельности субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан; охрана семьи, материнства, отцовства и детства. На них возложена реализации мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья в чрезвычайных ситуациях.
Упомянутые органы выдают разрешения на применение новых методов профилактики, диагностики и лечения, новых медицинских технологий. Они осуществляют лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности, контроль за деятельностью муниципальных лицензионных комиссий.
Помимо органов управления здравоохранением, государственные функции в этой области осуществляют другие органы, имеющие в своем ведении учреждения здравоохранения. Медицинские службы имеют свыше двадцати трех министерств и ведомств. Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности и др. Их учреждения действуют в общем правовом режиме, установленном правовыми актами, относящимися к учреждениям здравоохранения. Структуры, осуществляющие управление ведомственными учреждениями здравоохранения, определяются соответствующими органами.
.2 Деятельность Министерства здравоохранения в Ставропольском крае
Итоги работы Министерства в 2013 году и задачи на год нынешний стали предметом обсуждения на заседании коллегии министерства здравоохранения края.
Особое внимание было обращено на дальнейшее повышение качества медицинского обслуживания, а также обеспечение максимальной доступности услуг. Как отметил в своем докладе министр здравоохранения края В. Мажаров, «намеченные преобразования имеют ключевой целью дальнейшее снижение уровня смертности населения. В частности, в 2013 году расширена сеть первичных сосудистых отделений. В итоге своевременную медицинскую помощь получили около 13 тысяч пациентов, и более половины из них - с острым коронарным синдромом».
Нельзя не отметить и позитивный результат работы по совершенствованию организации медпомощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. В 2014 году на Ставрополье планируется открытие еще по одному травмоцентру I и II уровней и десяти травмоцентров III уровня с охватом всех автодорог на территории края, сообщили в министерстве здравоохранения.
Одно из приоритетных направлений - развитие высокотехнологичной медицинской помощи. В 2013 году ее оказывали три медицинские организации, а в нынешнем их число выросло до шести. Высокими темпами развивается в краевых лечебных учреждениях и специализированная помощь. Очевиден и реальный поворот к медицинской профилактике. Речь идет не только об иммунопрофилактике. Бесспорным приоритетом была и остается диспансеризация различных категорий населения, что позволяет выявлять на ранней стадии многие заболевания. Реальным инструментом формирования здорового образа жизни стали 10 центров здоровья. Они включены в общую систему профилактики и пользуются заслуженной популярностью. И что немаловажно, в составе этих центров созданы и работают школы пациента, где в течение года обучено около 57 тысяч человек.
Позитивные тенденции отмечены в демографии. В прошлом году в крае родилось на 636 детей больше, чем в 2012-м. Показатель общей смертности населения снизился на 2,3 процента.
Однако хватает еще в здравоохранении края и проблем. Одна из них - недостаточная укомплектованность кадрами. Именно поэтому краевым минздравом разработана и утверждена подпрограмма «Кадровое обеспечение системы здравоохранения СК». В документе предусмотрено предоставление дополнительных социальных гарантий обучающимся в Ставропольском государственном медицинском университете по целевой подготовке.
Мерой чрезвычайной важности является повышение к 2018 году средней заработной платы врачей до уровня, двукратно превышающего средний уровень зарплаты по региону, а зарплаты среднего и младшего персонала - до 100 процентов. Надо сказать, что уже сейчас заработная плата медработников выросла. Например, врачи стали получать на 35 процентов больше, то есть в среднем 32 тысячи рублей. Естественно, достойная оплата труда предполагает и максимальную отдачу медицинских работников, отметили в ходе заседания. Тут не все в порядке, о чем свидетельствует анализ обращений граждан, который озвучил первый заместитель министра здравоохранения края А. Дейнеко. Людей беспокоят низкая доступность медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования, недостатки в организации амбулаторно-поликлинической помощи и работы скорой и неотложной помощи.
В завершение встречи говорили об информатизации здравоохранения. Электронная запись на прием к врачу ведется уже в 50 медучреждениях, причем в среднем за неделю проводится более 5000 записей. А это и доступность помощи, и более высокий уровень качества обслуживания.
В ходе заседания коллегии состоялась торжественная церемония награждения медицинских работников знаками отличия и почетными грамотами. В ней принял участие депутат Государственной Думы РФ Ю. Эм.
марта состоялось заседание общественного совета при министерстве здравоохранения Ставропольского края. С докладом о подведении итогов минувшего года выступил министр здравоохранения Мажаров В.Н..
Край вошел во все программы, осуществляемые министерством здравоохранения Российской Федерации. В своем докладе Виктор Николаевич говорил о диспансеризации взрослого населения (раннее выявление заболеваний: онкология, ВИЧ, инфекционные заболевания, сахарный диабет), лекарственном обеспечении граждан, реабилитационных мероприятиях и совершенствовании помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Приоритетными направлениями работы остаются: развитие высокотехнологичной медицинской помощи, диспансеризация населения, осуществление программы по онкологии (онкологические центры). В 2013году благодаря принимаемым мерам региональному здравоохранению удалось добиться хороших результатов: улучшился показатель рождаемости на 630 детей, на 2,3% снизилась смертность населения.
Государство делает все возможное, чтобы следующее поколение было здоровым и у них было все для соблюдения здорового образа жизни. Каждый год у нас снижается смертность и повышается рождаемость благодаря государству, оно проводит разные программы, для заинтересованности населения страны в повышении рождаемости.
Минздрав России осуществляет специализированный контроль по многим направлениям: качества предоставляемой населению медицинской помощи; производства, качества, эффективности и безопасности лекарственных, диагностических, дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники; соблюдения нормативов и стандартов; оборота и порядка использования наркотических и психотропных средств в учреждениях здравоохранения.
Заключение
В заключении своей темы я бы хотел сказать что здоровье очень важно для каждого человека, государство делает все чтобы мы были здоровы, но и каждый человек должен заботится о своем здоровье, если будешь заботиться о своем здоровье сам лично, то следующее поколение будет тоже здоровое.
Гражданин, имеющий право на социальную защиту, может получать одновременно различные виды социального обеспечения.
Ведущими организационно-правовыми формами социального обеспечения в настоящее время выступают социальное страхование и национальная система социального обеспечения, финансируемая в основном за счет налогов.
В Ставропольском крае за короткий промежуток времени был совершен переход от традиционных стационарных форм обслуживания к развитию надомного специализированного медицинского обслуживания, отделений дневного и временного пребывания, служб, предоставляющих социально-реабилитационные и оздоровительные услуги, срочную, консультативную, правовую помощь и временный приют.
Система медицинского обслуживания различных категорий граждан должен стать важным элементом улучшения их качества жизни, способствовать ослаблению негативных тенденций в жизнедеятельности, сохранению стабильности медицинского обслуживания на должном уровне.
Исходя из анализа характеристики организации медицинского обслуживания населения в Ставропольском крае необходимо отметить, что органы местного самоуправления уделяют должное внимание этим вопросам, о чем свидетельствует разработанный и утвержденный Правительством Ставропольского края План мероприятий по повышению эффективности и качества услуг в сфере здравоохранения и медицинского обслуживания населения Ставропольского края на 2013-2018 годы. Ставропольский край до 2020 года принимает участие в краевой социальной программе «Укрепление материально-технической базы учреждений медицинского обслуживания населения Ставропольского края и оказание конкретной медицинской помощи неработающим пенсионерам, проживающим на территории Ставропольского края, в 2013 году».
здравоохранение медицинский социальный
Литература
Нормативно-правовые акты
.Конституция Российской Федерации. - Москва, 2013.
.Федеральный Закон РФ от 15 ноября 1995 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» //Консультант плюс
.Федеральный Закон РФ от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»//Гарант
.Федеральный Закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с изменениями на 12 марта 2014 г.)// Консультант плюс
.Федеральный Закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»//Консультант плюс
.Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»// Гарант
.Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 июля 1999 г. №29 «Об утверждении методических рекомендаций по организации деятельности социально-оздоровительных центров граждан пожилого возраста и инвалидов»//Консультант плюс
.Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 г. № 1122 «Об удостоверениях ветерана Великой Отечественной войны. //Гарант
.Федеральный закон от 2 августа 1995 года «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»,
.Федеральный закон от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов»,
.Федеральный закон от 10 декабря 1995 года «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»
.Федеральный закон от 2 августа 1995г.№ 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»
.Федеральный закон от 17 июля 1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»
Учебники и учебные пособия
.Захаров М.Л., Тучкова Э.Т. «Право социального обеспечения в Российской Федерации»
.Антонов А.Л. Социальная защита населения и предоставление ему управленческих услуг органами местного самоуправления // Теория и практика государственного управления. - 2010. - №7. - с. 132-136.
.Бидак В. Составляющие системы государственного регулирования социальной защиты и социального развития - 2009. -
.Новиков В. Актуальные вопросы реформирования системы медицинского обеспечения населения 2010. - №12. - с. 6-11.
.Розенко П. Социальная защищенность граждан: возможности и потребности - 2009. - №17. - с.13.