Особенности корпоративной модели социального государства

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,29 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности корпоративной модели социального государства

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие корпоративной модели социального государства

Глава 2. Корпоративно-страховая направленность системы социальной защиты

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В отличие от социал-демократической модели корпоративная модель базируется на принципе личной ответственности каждого члена общества за свою судьбу и положение близких. Поэтому здесь самозащита, самообеспечение играют существенную роль. В основе самозащиты лежит трудовая деятельность и механизмы солидарной самозащиты - социальное страхование. Система устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью и длительностью трудовой деятельности.

Поэтому более высокий уровень социальной защиты (в рамках социального страхования) может рассматриваться как награда за труд и сознательность.

Страной, где максимально полно реализованы принципы корпоративной модели, является Германия, которая вообще первой в мире ввела систему социального страхования еще в 80-е годы XIX века. Заслуга в формировании страхового законодательства принадлежит канцлеру Бисмарку. Он добился последовательного принятия трех законов, сформировавших систему социального страхования: Закона о страховании по болезни лиц промыслового труда, Закона о страховании от несчастных случаев на производстве, Закона об инвалидности и страховании по старости (1891 г.). Этим законам были присущи черты, характерные для сегодняшней системы социального страхования (в т. ч. и в Молдове): увязывание размеров страховых взносов не с рисками, а с заработком; распределение расходов на взносы между наемными работниками и работодателями; публично-правовая форма организации страхования.

В начале ХХ века развитие социального страхования привело к снижению пенсионного возраста до 65 лет (норма, действующая и сегодня), однако из-за экономической нестабильности размеры пенсий были очень малы. Оптимальное соотношение между пенсиями и ростом доходов работающих удалось установить в 50-е годы, что повысило благосостояние пенсионеров. Пенсии по старости назначаются обычно в 65 лет при наличии 35 лет страхового стажа. Досрочная пенсия по старости (с 60 лет) существует для шахтеров с многолетним стажем работы под землей.

В Германии самыми типичными формами социальной защиты являются страховые пособия по старости, болезни, потере трудоспособности или по безработице. На региональном и местном уровнях социальной защитой занимаются три основных субъекта: национальные или местные ассоциации предпринимателей, профсоюзы и государство. Государство обеспечивает, в основном, социальную помощь, а также социальное обслуживание нуждающихся семей и детей.

Итак, корпоративная модель построена на взаимных обязательствах наемных работников и работодателей, на принципе трудового участия (лучше обеспечен тот, кто больше работает и больше зарабатывает) и на предпочтении реабилитации по сравнению с выходом на пенсию, чтобы не допускать досрочного ухода в связи с утратой трудоспособности.

Цель работы - исследование особенностей корпоративной модели социального государства.

Глава 1. Понятие корпоративной модели социального государства

Корпоративная модель - она предполагает механизм ответственности предприятий и организаций (корпораций) за материальное положение и судьбу своих работников. Работнику предоставляются корпорацией социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, частичную оплату медицинских, образовательных и других услуг. В основе социального обеспечения лежат страховые взносы корпораций и деятельность организаций-работодателей.

Корпоративная модель социальной работы, функционирующая в большинстве стран континентальной Западной Европы (в Германии, Австрии, Франции, Италии и других государствах), по целому ряду позиций близка к скандинавской универсальной модели. Это прежде всего проявляется в такой общей особенности, как важная роль государства, его структур в организации и осуществлении социальной помощи. Однако между данными моделями имеются и различия, главное из которых заключается в разной степени значимости корпоративно-страховых выплат в социальном обеспечении.

Как было верно замечено в одной из публикаций экономиста Н.М. Антюшиной, корпоративная модель социальной защиты отличается от универсальной тем, что в условиях ее функционирования средства социальных фондов не подкрепляются широкомасштабным государственным субсидированием за счет налоговых поступлений. Они формируются преимущественно из страховых взносов трудящихся и предпринимателей, что сокращает финансовую базу для социальной защиты населения и, соответственно, уровень социальных пособий. Следовательно, важнейшую роль в корпоративной модели социальной защиты играет страховой принцип. Неудивительно, что в странах континентальной Европы, где действует эта модель, социальным страхованием охвачено почти все работающее население.

Характерные признаки западноевропейской государственно-корпоративной модели социальной работы имеют системный характер. К их числу можно отнести:

определяющее значение корпоративно-страхового механизма в сфере социальной защиты;

сочетание принципов централизации и децентрализации в оказании социальной поддержки;

вспомогательную роль общественных и благотворительных (ассоциативных) организаций, частных агентств в оказании социальной помощи.

Важнейшее значение страхового механизма в корпоративной модели социальной защиты можно проследить на примерах пенсионного и медицинского обеспечения, функционирования системы страхования по безработице. Пенсионное обеспечение в Германии, Австрии, Франции, Италии, Греции и в большинстве других стран континентальной Западной Европы формировалось исторически на основе известной модели Бисмарка, где система обязательного социального страхования строится на солидарной взаимопомощи работодателей и работников.

Расходы на пенсионное страхование в Германии занимают наибольший удельный вес в структуре социального бюджета страны. Их объем составляет около 30% всего социального бюджета. В течение трудовой жизни немцы отчисляют ежемесячно в систему обязательного пенсионного страхования рабочих и служащих 10% заработка, столько же перечисляют сюда и работодатели за своих сотрудников. Подлежащий страхованию доход ограничивается верхним пределом в 4300 евро в месяц (к началу 2000-х гг. он составлял 6500 марок ежемесячно), сверх которого обязательное пенсионное страхование не допускается. Определенные дотационные взносы в пенсионный страховой бюджет вносит государство. Их размер в начале 2000-х гг. составлял около 20% расходов страхового бюджета. Эти дотации рассчитываются с учетом тенденций и изменений заработной платы, а также относительной и абсолютной величины взносов. Они ослабляют риск, связанный с инфляционными процессами. Для защиты от конъюнктурных колебаний и для пополнения страховых средств государство может предоставлять страховым учреждениям беспроцентные краткосрочные кредиты.

Система пенсионного обеспечения в Германии состоит из трех основных уровней: обязательное пенсионное страхование, пенсионное страхование на предприятии и частное пенсионное страхование. Широкий круг застрахованных лиц охватывает обязательное пенсионное страхование, являющееся наиболее крупной частью немецкой системы пенсионного обеспечения. Обязательному пенсионному страхованию подлежат такие категории населения, как рабочие, служащие, государственные чиновники, надомные работники, фермеры. Этот уровень пенсионного обеспечения распространяется не только на трудоспособных и занятых лиц, но и на группы людей, в силу определенных причин не имеющих полноценных трудовых отношений в обществе (инвалидов, вдов, учащихся, безработных и т.д.). Они не могут выплачивать страховые взносы, но тем не менее, являются участниками системы пенсионного страхования за счет действующего в Германии принципа солидарного перераспределения, действующего в рамках системы пенсионного обеспечения.

Пенсия по старости по обязательному пенсионному страхованию выплачивается мужчинам по достижении 65 лет. Мужчина может выйти на пенсию и в 63 года, но в таком случае срок выплаты страховых взносов, дающий право на получение пенсии, должен составлять не менее 35 лет. Пенсия по старости для женщин предоставляется по достижении 60 лет. В ходе пенсионной реформы, проводившейся в Германии в первой половине 90-х гг., произведено повышение возрастного ценза, необходимого для получения пенсионного обеспечения по старости. Общий возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин определен в 65 лет. Лицо, постоянно получавшее на протяжении не менее 45 лет участия в системе пенсионного страхования заработную плату, равную средней заработной плате в Германии, при выходе на пенсию вправе получать ежемесячную выплату равную 70% от чистого заработка. Так как средний заработок мужчин и женщин в Германии заметно разнится, то отличаются и размеры среднемесячной государственной пенсии: для мужчин - это 971 евро, а для женщин - 506 евро. Следует также добавить, что, по официальной статистике, 47,5% женщин-пенсионерок и 12,1 % мужчин-пенсионеров получают менее 300 евро.

В отличие от обычного обязательного пенсионного страхования рабочих и служащих, пенсионное страхование лиц свободных профессий (врачей, ветеринаров, адвокатов, нотариусов, архитекторов и jp.) имеет в Германии свои особенности. Пенсионным обеспечением этих лиц занимаются объединяющие их профессиональные палаты, которые имеют самостоятельные страховые кассы. Финансирование пенсионного страхования производится в обязательном порядке за счет взносов, которые устанавливаются в зависимости от категории работников. Те из лиц свободных профессий, кто работают самостоятельно, платят повышенные страховые взносы. Соответственно выше и размер их пенсионного обеспечения.

Вторым уровнем системы пенсионного обеспечения в Германии является пенсионное страхование на предприятии. Эта форма защиты в старости носит вполне определенный корпоративный характер и не является обязательной. Предприятие само решает, будет ли оно предоставлять пенсии, часто называемые "пособием от фирм", а если да, то в каком объеме. Пенсионное страхование на предприятии охватывает рабочих и служащих; заключивших коллективные или индивидуальные договоры о предоставлении им Пенсии, а также - в случае их смерти - членов семей. Система оформления таких пенсий может быть оговорена в тарифном соглашении между профсоюзами и ассоциациями работодателей. Пенсионное обеспечение на предприятии реализуется в различных формах, наиболее распространенной из которых является дополнительная пенсия, формирующаяся за счет добровольных взносов самих работников. Средний размер пенсии, предоставляемой от предприятий, составляет примерно четвертую часть от пенсии по обязательному пенсионному страхованию.

Третьим уровнем социальной защиты в старости является частное пенсионное страхование. Оно дает гражданам возможность получения социального обеспечения сверх предусмотренного системой обязательного страхования, а также является альтернативной формой страхования для лиц, не подлежащих обязательному пенсионному страхованию. Как дополнительное средство пополнения пенсионного содержания, частное страхование является добровольным. В данном случае с одной из частных страховых компаний заключается индивидуальный договор о пенсионном страховании. Основанием для обращения к системе частного страхования служит и невозможность страхования в рамках системы обязательного пенсионного страхования для лиц, чей доход превышает установленный законом предел. В отличие от обязательного пенсионного страхования, взносы в частные страховые компании существенно выше, но выше и размер таких пенсий.

Трехуровневая система пенсионного страхования в Германии выстроена преимущественно на распределительном принципе пенсионного обеспечения при наличии и определенных элементов накопительного характера. Эффективность этой системы проявилась в ходе объединения с бывшей ГДР. Однако не следует ее идеализировать. Сохраняющиеся экономические и демографические сложности, характерные, кстати, для большинства индустриально развитых стран мира, могут привести к "замораживанию" на несколько лет нынешнего размера пенсий с соответствующим снижением их процентного соотношения к уровню средней заработной платы по стране. По некоторым прогнозам, размер пенсий по обязательному страхованию может снизиться в Германии к 2040 г. с 48 до 40 % от среднего заработка. Вероятно, вырастут и ежемесячные отчисления работников и работодателей в систему обязательного пенсионного страхования. Однако даже эти возможные изменения не в состоянии подорвать потенциал германской пенсионной системы, являющейся одной из эффективных в мире.

Пенсионная система Франции тоже преимущественно распределительная. Базовый уровень ее строится на принципе "национальной солидарности", когда лиц пенсионного возраста финансируют нынешние трудящиеся, которые в свою очередь будут обеспечиваться пенсией за счет страховых отчислений новых поколений. Важная особенность этой системы заключается в наличии высокой нормы замещения, т.е. большого размера пенсии в сравнении с прежней зарплатой.

Определяющая направленность корпоративно-страхового компонента системы социальной защиты Франции наглядно просматривается на примере различных режимов пенсионного обеспечения. Основными в системе пенсионного страхования являются базовые режимы, которых в 90-е гг. действовало более ста. Для наемных работников в рамках. ггих режимов функционируют единые методики пенсионного обеспечения лиц, занятых в промышленности и торговле, о "-дельно для сельских работников, служащих и других категорий населения. Необходимым условием получения пенсий базовых режимом является наличие установленного страхового стажа и возраста выхода на пенсию. Пенсионный возраст для мужчин и женщин во Франции составляет 60 лет.

В рамках базовых режимов пенсионного обеспечения действует система надбавок и наследования пенсионных прав. Надбавки положены супругам, воспитавшим трех и более детей; одному из супругов, на иждивении которого находится другой, не имеющий собственной пенсии; пенсионерам, которые не могут обходиться без посторонней помощи, и др. Французскими законами предусмотрено, что один из супругов может наследовать часть пенсии умершего супруга.

Базовые обязательные режимы пенсионного страхования для ненаемных работников функционируют под эгидой отраслевых касс. Различные ассоциации ненаемных работников (ремесленников, художников, адвокатов и др.) оформляют между соответствующими кассами специальные соглашения, где определяются размеры страховых взносов и способы расчета пенсий.

Корпоративный характер носят и обязательные дополнительные режимы пенсионного страхования, которых функционирует во Франции более трехсот. Они объединяют различные профессиональные категории трудящихся. Для гражданских и военных государственных служащих, железнодорожников, моряков, горняков, артистов балета, вокалистов, работников энергетической и газовой промышленности установлены во Франции специальные режимы пенсионного обеспечения.

Специальные режимы пенсионного обеспечения, особенно в государственном секторе, предоставляют соответствующим категориям граждан большие размеры пенсий за счет высоких отчислений работодателей и частичного государственного дотирования этих пенсионных выплат.

Кроме трудовых пенсий во Франции существует система социальных пенсий, выплата которых гарантируется государством всем пожилым людям независимо от характера и продолжительности профессиональной деятельности. Эти пенсионеры имеют ряд специальных льгот, в число которых входит бесплатное телефонное обслуживание, бесплатная юридическая помощь, освобождение от налога за жилье, поземельного налога и др.

В настоящее время большинство французов получают трудовую пенсию, исчисляемую путем суммирования выплат по базовым режимам и обязательным дополнительным режимам страхования.

корпоративная модель социальное государство

Корпоративно-страховая составляющая является определяющей и в сфере медицинского обеспечения континентальных стран Западной Европы. Немецкая система здравоохранения, будучи одной из лучших в мире, финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования и частного страхования, являющегося добровольным. По составу и числу охваченных лиц наиболее распространено здесь обязательное медицинское страхование, которое финансируется за счет собственных источников, формируемых из социальных взносов, а не из средств, перераспределяемых через бюджет, как это характерно для государственных систем медицинского страхования, действующих в ряде стран мира.

Во Франции реформирование системы медицинского обеспечения осуществляется по сходному с немецким сценарию. Наряду со страховыми механизмами сохраняется и государственное дотирование. В медицинской сфере французы активно используют государственное регулирование. Государственные расходы на здравоохранение контролируются парламентом страны, который утверждает общий лимит медицинских расходов, контрольный пакет по каждому сектору и региону.

Страхование по безработице, система дотационных выплат позволяют гражданам большинства стран Европейского Союза, оказавшимся нетрудоспособными, получать действенную социальную поддержку. И здесь корпоративно-страховой компонент социальной защиты демонстрирует свою эффективность. Для повышения коэффициента занятости правительства стран континентальной Европы стимулируют развитие нестандартных форм трудоустройства (частичная занятость, временная занятость, самозанятость). Частичной занятостью считается такая постоянная работа, где фактическая продолжительность рабочего времени примерно на одну пятую меньше официальной продолжительности рабочей недели.

Глава 2. Корпоративно-страховая направленность системы социальной защиты

Корпоративно-страховая направленность системы социальной защиты в странах континентальной Западной Европы обеспечивает приличный уровень пенсий, пособий и других страховых выплат. При этом здесь успешно осуществляется и государственное регулирование процессов, происходящих в социальной сфере.

Как уже отмечалось, важным проявлением государственно-корпоративной модели социальной работы является наличие действенной системы государственной помощи и социальных гарантий. Социальная помощь является одним из составных элементов системы социальной защиты. В отличие от социального страхования, в соответствии с которым застрахованное лицо получает социальные выплаты, гарантированные его взносами, социальная помощь не обусловливается отношениями страхования, а основывается на одностороннем праве получения помощи для обеспечения средств к жизни и при определенных жизненных обстоятельствах. В основе системы помощи малообеспеченным гражданам лежит принцип попечительства, согласно которому на поддержку может рассчитывать каждый нуждающийся в том случае, если для него не представляется возможным самостоятельно выйти из затруднительного положения.

В большинстве стран континентальной Западной Европы социальную помощь от государства - не может получать тот, кто в состоянии помочь себе сам, имеет вполне обеспеченных близких родственников, предметы роскоши и другие возможности самообеспечения. Если такие возможности отсутствуют или исчерпаны, то человек вправе рассчитывать на помощь от государства.

Очевидно, что система социального страхования не позволяет учесть все возможные риски. Различные жизненные ситуации обусловливают необходимость оказания социальной помощи со стороны государства. Среди таких обстоятельств следует назвать естественные причины раннего ограничения или потери трудоспособности, влекущие за собой невозможность участия в системе социального страхования за счет уплаты взносов, увеличение числа одиноких или разведенных женщин с детьми, нуждающихся в финансовой поддержке от государства, и др.

Определение размера помощи малоимущим, выдаваемой в виде социального пособия, производится на основе специальных стандартов. Раньше их уровень рассчитывался с учетом стоимости "потребительской корзины", соотносящейся с прожиточным минимумом.

Для содействия решению актуальных задач жилищной политики в ряде стран континентальной Западной Европы введена система государственного дотирования жилья. В той же Германии доплата от государства выдается не только малоимущим на наем жилья, но и в случае его покупки или строительства. Дотации выдаются начиная с первого года постройки или приобретения жилья в течение последующих семи лет. Выплаты прерываются, если владелец продал жилье или сдал его в аренду.

Возвращаясь к проблеме государственной поддержки малообеспеченных граждан, следует отметить, что такая помощь оказывается в континентальной Западной Европе и при особых жизненных обстоятельствах, не предусмотренных страховыми рисками. К их числу можно отнести раннюю потерю трудоспособности, длительную безработицу или низкооплачиваемую работу, наличие неполной семьи с детьми и др. Во всех этих случаях предусмотрены социальные выплаты от государства. Так, во Франции для содействия поиску работы назначаются пособия на трудоустройство.

Среди форм социальной государственной поддержки в особых жизненных обстоятельствах следует выделить помощь, предоставляемую людям с ограниченной трудоспособностью, возникшей вследствие болезни или других причин, а также нуждающимся в постоянном уходе. Размер выплачиваемого пособия в данном случае зависит от сложности ухода. Государственная помощь для преодоления социальных трудностей предоставляется бездомным, бывшим заключенным, больным туберкулезом и людям с психическими расстройствами.

Социальная помощь накладывает на ее получателя - жителя Западной Европы определенные ограничения. Как свидетельствует вышеприведенный материал, в ведущих странах континентальной Западной Европы функционирует действенная система оказания социальной помощи. Ее предоставление обеспечивает нуждающимся минимально необходимый уровень жизни, соответствующий человеческому достоинству.

Важнейшим свойством западноевропейской государственно-корпоративной модели социальной работы является сочетание принципов централизации и децентрализации в оказании социальной поддержки. В таких странах, как Германия, Австрия, Бельгия, довольно сильны традиции централизованного решения многих социальных вопросов. Немецкий Социальный кодекс в правовом отношении регламентирует важнейшие аспекты социальной защиты различных категорий населения (молодежи, пожилых, инвалидов). Им определяется базовая конструкция социального законодательства на федеральном уровне, которая затем конкретизируется представительно-законодательными органами отдельных территорий (земель). Финансирование социальной помощи осуществляется за счет госбюджета и бюджетов земель. Так, предоставление помощи переселенцам, соотечественникам, оказавшимся за границей, оплачивается за счет федеральных средств. Службы социального трудоустройства (предприятия интеграции), содержатся в Германии тоже преимущественно за счет государства. В определенной мере их функции выполняют и государственные службы по профессиональной подготовке.

Различные учреждения социального обслуживания действуют в Германии при поддержке муниципалитетов; используется и практика оказания платных услуг. Наряду с нестационарными службами, организующими посещение обслуживаемого на дому, амбулаторно-передвижную помощь - "еду на колесах", оказывается помощь и полустационарными учреждениями в таких формах, как клубы для престарелых, службы дневного ухода и др. Финансовую поддержку от муниципалитетов получают и учреждения стационарного обслуживания пожилых, инвалидов и др. Здесь значительный объем работы выполняют специалисты по социальной работе. В условиях дома престарелых их функциональные обязанности включают в себя: обеспечение связи с общественностью, рекламную деятельность; работу с детьми престарелых; страхование пожилых; ознакомление пожилых с законодательными аспектами, касающимися их статуса; проведение утренних бесед с престарелыми в специально отведенных для этого помещениях, во время которых выясняются настроения и пожелания клиентов.

Деятельность многочисленных социальных служб, работающих на местном уровне в государствах континентальной Европы, подтверждает, что эффективность функционирования системы социальной защиты определяется рациональным сочетанием принципов централизации и децентрализации. В зависимости от конкретной ситуации, традиций организации социальной помощи, направленности социальной политики формируются и пропорции этого сочетания. Критерием здесь может выступать лишь конечный результат - уровень и качество социальной защиты.

В странах Западной Европы, где действует государственно-корпоративная модель социальной работы, общественные и благотворительные организации, именуемые нередко ассоциативными, а также частные агентства играют в деле оказания социальной поддержки вспомогательную роль. Нередко ассоциативные организации обращаются с предложениями об оказании социальных услуг в государственные социальные службы. Благотворительные организации в данном случае берут на себя финансирование отдельных социальных мероприятий. При этом государственные службы социального обеспечения оказывают организационную поддержку общественным структурам, необходимую для эффективного осуществления последними своих благотворительных намерений.

Ассоциативным организациям Германии для своей деятельности удается привлекать значительные пожертвования. Частные благотворители передают определенные средства не только общественным организациям социальной направленности, но и специализированным социальным службам, а также непосредственно лицам, нуждающимся в помощи.

Вспомогательные функции в деле социальной защиты выполняют во многих государствах континентальной Западной Европы частные службы и компании. Например, можно сослаться на частные страховые учреждения, действующие в сфере пенсионного и медицинского обеспечения. Для широких слоев населения они служат дополнительным и добровольным средством социального обеспечения. Основные же функции здесь выполняют государственные и корпоративные страховые структуры.

Опыт социальной защиты, накопленный в континентальной Западной Европе, может быть востребован и в других странах. В условиях осложняющейся демографической ситуации в целом ряде государств мира, включая Россию, особую актуальность приобретает политика поддержки семьи. Прежде всего приходит осознание необходимости введения стимулирующего по своему размеру пособия от государства на рождение ребенка.

Определенный опыт ограничения молодежной безработицы накоплен в странах с функционированием государственно-корпоративной модели социальной работы. Правительства здесь финансово стимулируют деятельность фирм и предпринимателей по трудоустройству молодежи и обеспечению ее профессионального обучения.

В странах континентальной Западной Европы имеется интересный опыт не только в области занятости и поддержки семьи, но практически во всех сферах социальной защиты. Многое из их практики может быть использовано в России. Не следует забывать, что нас объединяют некоторые базовые ментальные особенности, традиции активного государственного участия в общественной жизни и социальной сфере.

Заключение

Итак, государственно-корпоративная модель социальной работы является одной из динамичных и эффективных в мире. Опираясь на традиционные подходы в практике социальной помощи и поддержки, страны, принявшие эту модель, активно применяют инновационные формы и методы социальной работы. Признавая значимость либеральных способов реформирования социальной сферы, развивая частный сектор социальных услуг, поддерживая деятельность ассоциативных организаций, здесь все же отводят им вспомогательную роль, отдавая приоритет государственным и корпоративно-страховым механизмам социальной защиты.

Таким образом, располагая эффективными системами социальной защиты, страны континентальной Западной Европы охватывают социальным обеспечением практически все свое население. Скандинавская универсальная и государственно-корпоративная модели социальной защиты отвечают таким фундаментальным социальным потребностям, как здравоохранение, пенсионное обеспечение, семейная политика, страхование по безработице, социальная помощь малоимущим и испытывающим жизненные затруднения. Идея социального государства, поддерживаемая большинством континентальных европейцев ориентируется не только на сохранение важной роли государства и использование возможностей госбюджета в решении насущных социальных проблем, но прежде всего на разумное сочетание бюджетного и страховых начал. Континентально-европейский тип социальной защиты и особенно государственно-корпоративная его модель по сравнению с западно-атлантическим видом социальной поддержки представляются для нашей страны более приемлемыми в силу территориальной близости, общности исторических традиций и культурно-цивилизационных особенностей.

Список использованной литературы

1.Антропов В.В. Социальная помощь в Германии. // Труд за рубежом. - 2013. - № 3. С. 108-125.

2.Воронкова О.В. Государственная политика регулирования уровня бедности населения в России и в других странах. М.: Омега-Л, 2014. - 226с.

.Дадаев О.К. Политика занятости и проблемы безработицы (опыт Франции). // Труд за рубежом. - 2012. - № 4. С.9-17.

.Косов, Р.В. Основы социального государства. Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО "ТГТУ", 2011. - 80с.

.Шарков, Ф.И. Основы социального государства. М.: Дашков и Ко, 2012. - 314 с.

Похожие работы на - Особенности корпоративной модели социального государства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!