Группа
|
Количество
|
Вакансии
|
Ясельная группа
«Крошки-мечтатели»
|
15
|
0
|
1 младшая группа
«Малышки-мечтатели»
|
20
|
0
|
1 средняя группа
«Почемучки-мечтатели»
|
20
|
0
|
1 старшая группа
«Дружные мечтатели»
|
20
|
0
|
1 подготовительная
группа «Любознательные мечтатели»
|
20
|
0
|
Детский сад посещают 95
воспитанников, в том числе: мальчиков 65%, девочек 35%. Состав семей
воспитанников: полная 86%, неполная 14%, многодетная 7%. Социальный статус
родителей: служащие 70%, рабочие 18%, неработающие 12%. Образование родителей
воспитанников: высшее 41%, средне-специальное 35%, среднее 24%. В целом
контингент родителей воспитанников социально благополучный, в основном это дети
служащих, мальчики, процент полных семей преобладает.
Педагогический состав ДОУ составляет
16 сотрудников: заведующий, 10 воспитателей, музыкальный руководитель,
инструктор по физическому воспитанию, педагог - психолог, педагог
дополнительного образования, старший воспитатель, а также 2 медицинских
работника. Профессиональный ценз педагогов:
) По стажу педагогической
деятельности:
до 5 лет - 26,7% педагогов;
от 5 до 10 лет - 13,3% педагогов;
более 10 лет - 60% педагогов.
) По образованию:
Высшее - 73% педагогов.
Среднее профессиональное - 27%
педагогов.
) По квалификации:
Высшая квалификационная категория -
50%.
Первая квалификационная категория -
43%.
Вторая квалификационная категория -
7%.
С воспитанниками взаимодействуют
специалисты: педагог-психолог и 2 музыкальных руководителя.
Образовательный уровень педагогов
соответствует требованиям. Все педагогические работники в течении 3 лет
проходят курсовую подготовку в объеме не менее 72 часов.
Педагогический коллектив реализует
«Основную общеобразовательную программу дошкольного образования», разработанную
на основе:
примерной основной
общеобразовательной программы дошкольного образования «Развитие+» под редакцией
А.И. Булычевой;
примерной основной
общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»
под ред. Е.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Ведущие цели программы:
развитие общих способностей у дошкольников: умственных, коммуникативных,
регуляторных, в процессе специфических дошкольных видов деятельности, в
процессе их коммуникации со взрослыми и детьми.
В основе работы коллектива лежит
взаимосвязь административного аппарата с педагогами, специалистами и семьями
воспитанников. При этом, результаты анкетирования семей воспитанников показали,
что 90% родителей удовлетворены уровнем воспитания и обучения детей; имеющимися
формами работы (беседы, консультации, информация в родительском уголке,
выставки, фотозарисовки, конференции, семинары-практикумы, творческие
мастерские и др.).
разрабатывает и утверждает годовой
план работы;
устанавливает последовательность,
продолжительность и содержание детской деятельности, с учётом её
сбалансированности, соблюдения СанПиН и содержания Образовательной программы;
определяет режим дня для каждой
возрастной группы, в соответствие с сезонными изменениями (меняется
длительность времени нахождения на свежем воздухе, дневного сна, количество
занятий);
определяет расписание занятий.
Для воспитания и развития детей
создана современная развивающая среда. Эмоциональное благополучие и комфортное
пребывание воспитанников обеспечивается системой событийного проживания
познавательных и творческих проектов, праздников, развлечений. Педагоги
стремится создать условия для развития каждого ребенка в соответствии с его
индивидуальными особенностями.
Организованная в ДОУ предметно-развивающая
среда:
инициирует познавательную и
творческую активность детей,
предоставляет ребенку свободу выбора
форм активности,
обеспечивает содержание разных форм
детской деятельности,
безопасна и комфорта,
соответствует интересам, потребностям
и возможностям каждого ребенка,
обеспечивает гармоничное отношение
ребенка с окружающим миром.
Образовательная среда создана с
учетом возрастных возможностей детей, индивидуальных особенностей воспитанников
и конструируется таким образом, чтобы в течение дня ребенок мог найти для себя
увлекательное занятие. Мебель, игровое оборудование приобретено с учетом
санитарных и психолого-педагогических требований. В групповых комнатах
оформлены различные зоны и уголки: игровые, двигательной активности, познавательные,
уголки природы и другие, оснащённые разнообразными материалами в соответствии с
возрастом детей. Благодаря помощи родителей и творческого подхода педагогов на
участках появились новые клумбы, игровые площадки дорожки здоровья, уголки с
экзотическими животными, мини озера с мостиками и куклами.
На базе МДОУ создан
психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК) основной целью которого
является обеспечение диагностико-коррекционного,
психолого-медико-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с
ОВЗ, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в
соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и
индивидуальными особенностями; состоянием соматического и нервно-психического
здоровья детей.
Таким образом, можно сделать вывод,
что предметно-развивающая среда и материально-техническое оснащение,
способствуют реализации основных целей и задач, которые направлены на
укрепление здоровья детей, формирования их познавательного интереса, развитие
творчества и игровой активности, с учётом социально-психологических
особенностей ребёнка.
. Организация
деятельности педагога-психолога МБДОУ №7 «Мечта»
Педагог-психолог МБДОУ д/с №7 «Мечта»
- Еременко Ирина Васильевна.
Общий стаж - 23 года.
Стаж в должности педагога-психолога
15 лет.
Образование - Высшее.
Квалификационная категория - высшая.
В начале прохождения практики,
совместно с психологом был составлен индивидуальный план работы на период
практики.
Затем я познакомилась с системой
психологической работы в детском саду.
) Изучение организационного
обеспечения психологического кабинета.
Для проведения подгрупповой и
индивидуальной работы по всем направлениям в ДОУ оборудован психологический
кабинет - площадь 11, 2 кв. м., на 10 посадочных мест (8 детских и 2 взрослых).
Кабинет психолога находится в стороне от помещений хозяйственного и бытового
обслуживания, административного и медицинского блоков, а также от залов
музыкальных и физкультурных занятий. Помещение психологического кабинета,
разделено на несколько «рабочих» зон психолога, которые соответствуют основным
направлениям его работы в учреждении.
Кабинет делится на две зоны, которые
включают в себя 4 рабочих сектора: консультативный и
организационно-методический; диагностический и коррекционно-развивающий. В кабинете
созданы не только рабочие зоны психолога, но и функциональные уголки (зоны),
привлекательные для детей.
) Документы и методические материалы
психолога:
- Нормативные
документы РФ, краевого, городского управления образованием по психологической
службе, краевого центра практической психологии образования.
- Журналы учета
работы психолога.
- Функциональные
обязанности психолога, составленные с учетом специфики МДОУ и утвержденные
заведующей.
- График работы
психолога, утвержденный заведующей МДОУ.
- Календарный план
работы психолога на год по направлениям деятельности с учетом общей
психолого-педагогической проблемы детского сада, согласованный с заведующей
МДОУ.
- Перечень
психологического инструментария, используемого психологом в работе.
- Психологические
карты обследованных групп и воспитанников детского сада.
- Материалы
выступлений психолога на собраниях, семинарах и т.д.
- Программы
проведения занятий, факультативов, диагностической и коррекционной работы.
3) Цели и задачи деятельности
психолога. В ходе прохождения практики мною была изучена деятельность
педагога-психолога ДОУ, цель которой: создание условия для формирования
психического, социально-личностного здоровья воспитанников, обеспечение
эмоционального благополучия, свободное и эффективное развитие способностей и
личности в целом каждого ребенка.
Задачи деятельности психолога в ДОУ:
. Создавать условия для формирования
у детей: самосознания, эмоциональной стабильности, уверенности в себе,
адекватной самооценки и коммуникативных навыков, снижения уровня детской
тревожности.
. Проводить профилактику
дезадаптации детей в школе, создавать условия для обеспечения психологической
готовности детей к систематическому обучению в школе.
. Предупреждать возможные
неблагополучия в психологическом развитии и становлении личности каждого
ребенка в ходе работы воспитателя и в процессе воспитания детей родителями.
Вся работа педагога-психолога
строится в соответствии «Положением о психологической службе «, определяющей
рамки профессиональной компетенции, а также в соответствии с должностной
инструкцией и функциональными обязанностями.
) Знакомство с направлениями и
методами работы психолога.
Основные направления работы
психолога ДОУ:
Психологическое просвещение. Цель -
приобщение воспитателей и родителей, детей к психологическим знаниям. Формы
работы разнообразны: лекции, беседы, групповые и индивидуальные консультации,
семинары-практикумы, родительские собрания, распространение психологической
литературы.
Психологическая профилактика. Цель -
сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех
возрастных этапах. Содержанием работы является разработка и осуществление
развивающих программ для детей, а также принятие профилактических мер,
предвосхищение событий, могущих отрицательно сказаться на обучении детей.
Психологическая диагностика. Цель -
изучение индивидуальных и возрастных особенностей личности, а также особенности
межличностного взаимодействия. Основная задача психодиагностики - дать
информацию об индивидуальных психологических особенностях детей, которая будет
полезна педагогам, родителям. Для исследований психологу необходимо заручиться
письменным разрешением родителей.
Психологическая коррекция. Цель -
устранение отклонений в психологическом и личностном развитии ребенка,
формирование различных умений и навыков.
Психологическое консультирование.
Цель - оказание помощи всем участникам учебно-воспитательного процесса в
решении возникающих проблем.
Аналитическая деятельность. Цель -
научное обоснование и поиск теоретически обоснованных причин возникающих
проблем, разработка комплексных рекомендаций для всех участников
педагогического процесса.
) Планирование работы
педагога-психолога ДОУ.
Планирование работы психолога
состоит из перспективного плана на учебный год, месячного календарного плана,
еженедельных планов текущей работы и ежедневного рабочего плана. Перспективный
план работы психолога отражает стратегию психологической службы
образовательного учреждения: цели и задачи психологического сопровождения
естественного развития детей; выявление психологических причин трудностей
развития, связанных с неэффективностью педагогического процесса; определение
направлений педагогических экспериментов. Этот план обязательно соотносится с
перспективными планами детского сада, и представляется педагогическому совету и
утверждается руководителем учреждения. Календарные планы помогают психологу в
полном объеме реализовать свои функции. Чтобы регулировать выполнение своих
функциональных обязанностей, психологу удобнее в календарном плане-сетке предусматривать
доминирующие виды деятельности.
В плане на неделю, который
составляется на основе перспективного и календарного планов и учета
психологических запросов клиентов, заявок администрации и педколлектива,
отражается все содержание деятельности психолога, спланированное на конкретные
дни недели и часы. В ежедневных планах работы отмечаются конкретные виды
деятельности, и формы работы.
Для того чтобы лучше узнать детей и
понять, нет ли отклонений от нормы, педагог-психолог в детском саду использует
определенные методы. Он может прийти на занятия в группу и понаблюдать за
поведением детей. Психолога интересует, как дети взаимодействуют между собой,
умеют ли общаться. Здесь можно сделать выводы об особенностях отдельных детей,
посмотреть, чем кто любит заниматься (кто-то играет в активные игры, а другие
спокойно рисуют вдали от сверстников, некоторые проявляют агрессивность, другие
гиперактивность).
Типичные проблемы детей дошкольного
возраста, которые решает психолог:
. Адаптация ребёнка к ДОУ.
. Диагностика соответствия уровня
психического (умственного) развития ребёнка возрастной норме.
. Нарушение поведения, личностного
развития некоторых детей (робость, агрессивность, плаксивость и т.д.),
коммуникативные проблемы.
. Неорганизованность детей,
нарушения произвольности, неумение оценивать свои действия.
. Готовность ребёнка к школе.
Одно из основных направлений работы
психолога ДОУ - психологическая диагностика. Основными задачами диагностики
дошкольников являются:
изучение интеллектуальных,
личностных и эмоционально-волевых особенностей детей, препятствующих
нормальному протеканию процессов обучения и воспитания;
выявление и определение
психологической готовности детей к школе;
выявление причин нарушений и
отклонений в психическом развитии детей;
выявление причин нарушений
межличностных отношений детей и воспитателей, детей и родителей, детей и детей;
определение социального статуса
ребенка в детском коллективе и др.
В результате проведения обследования
педагог-психолог выявляет детей, которые имеют проблемы интеллектуального или
личностного развития. С такими детьми проводится углублённая диагностика с
целью выявления причин отклонений. При этом, психолог ДОУ имеет возможность
наблюдать своих подопечных (детей) не один год в разных видах деятельности,
игре, общении со сверстниками, взрослыми, получать необходимые сведения о
развитии ребёнка от воспитателей, родителей, других специалистов детского сада.
Эти факторы облегчают сбор диагностической информации о психическом развитии
детей, позволяют оказывать более эффективную помощь.
Диагностика проводится два раза в
год (сентябрь-октябрь и март-апрель) и в присутствии родителей, что позволяет
им лучше понять суть имеющихся трудностей у ребёнка, способствует пониманию
ребёнка и оказанию ему необходимой помощи. В своей деятельности
педагог-психолог использует обширный диагностический материал, с помощью
которого определяется уровень психического развития ребёнка, соответствие его
возрастным нормам. Обычно занятия проходят в кабинете психолога, где детям
предлагаются задания, которые выглядят для детей как игра. По итогам
диагностики, психолог ДОУ делает вывод об общем уровне развития ребенка, его
сильных и слабых сторонах. После этого разрабатываются и проводятся
коррекционно-развивающие занятия (в группе или индивидуально, в зависимости от
того, что необходимо конкретному ребенку).
В процессе прохождения практики,
мною была изучена не только деятельность педагога-психолога ДОУ, но и проведены
самостоятельные работы. Для проведения самостоятельной деятельности я была прикреплена
к подготовительной к школе группы «Любознательные мечтатели». Список детей
подготовительной к школе группы «Любознательные мечтатели»:
1 Данил Б.
Даша М.
Маша П.
Кирилл С.
Артем К.
Вася Ш.
Вадим Ш.
Алена Ю.
Дина Я.
В ходе практики, мною были проведены
наблюдения за детьми, в целях оценки их личностного поведения в различных видах
деятельности совместно со сверстниками и выявление причин, влияющих на их
поведение при взаимодействии со сверстниками и взрослыми. В ходе наблюдения за
поведением детей в различных ситуациях, мною фиксировались их действия,
высказывания, оценивалась степень выраженности отношения к окружающим в
различных видах деятельности. Знание особенностей личностного поведения детей
помогает прогнозировать ситуацию межличностного взаимодействия, которая может
сложиться в группе, и регулировать ее, корректируя поведение каждого отдельного
ребенка.
На основе наблюдения за детьми, а
также основываясь на медицинских и анкетных данных, мною составлена
психологическая характеристика ребенка на Артема К.
По результатам наблюдения мною также
был выделен ребенок (Андрей Д.), нуждающийся в психологической коррекции
эмоционально-личностной сферы. При беседе с ним выявлен пониженный интерес к
окружающей действительности, ребенку скучно со сверстниками. При этом,
показатели умственного развития у ребенка выше среднего. Выявлено, что в семье
ребенка активно обучают и стремятся подчеркнуть его уникальность, намекая на,
то что он «не такой как все».
Мною сделан вывод о том, что для решения
проблемы необходимо проведение консультационных бесед с родителями и
привлечение ребенка к групповым занятиям с психологом для повышения интереса к
общению со сверстниками. В табл. 3 представлен отчет о проведении консультации
с его родителями.
Таблица 3 - Отчет о консультациях с
родителями ребенка
Дата
|
Консультируемый
|
Повод
|
Проблема
|
Краткое содержание
|
13.02 17:00
|
Родитель (мать) Андрея
Д.
|
Ребенок не дружит
другими детьми из группы, отказывается с ними играть
|
Замкнутый и
необщительный ребенок.
|
1. Знакомство с
родителем 2. Беседа 3. Выявление проблем внутри семьи, влияющих на развитие
ребенка. 4. Предложена система совместных занятий родителей и ребенка с
психологом
|
По итогам диагностики, мною
составлено и проведено коррекционно-развивающее занятие «Прогулка в зимний
лес», задача которого психологическая коррекция эмоционально-личностной сферы,
а также развитие познавательных процессов, речи, мышления, воображения,
стимуляция внимания, расширение словарного запаса, воспитание способности к
согласованному взаимодействию.
Одно из важнейших мест в
деятельности педагога-психолога нашего ДОУ занимает психологическая подготовка
детей к школе. Основной целью психологического обследования ребенка готовности
в школу является распознавание его индивидуальных особенностей.
В соответствии с планом практики,
под руководством психолога, мною подготовлено и самостоятельно проведено
психологическое обследование детей подготовительной группы на выявление уровня
психологической готовности к школе по методике «Домик» Н.И. Гуткиной. Данная
методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающую
домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание
позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец,
умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного
внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой
моторике руки.
Процедура обследования: перед
выполнением задания ребенку дается следующая инструкция: «Перед тобой лежат лист
бумаги и карандаш. Я прошу тебя на этом листе нарисовать точно такую картинку,
как на этом листке (перед испытуемым кладется листок с изображением домика). Не
торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же,
как на этом образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай ни резинкой, ни
пальцем (необходимо проследить, чтобы у ребенка не было резинки). Надо поверх
неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда
приступай к работе». Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему
предлагается проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем
рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано
экспериментатором.
Диагностика проводилась мной в
групповом формате. Я рассадила детей за столами, разложила перед ними все
необходимое и дала инструкцию. Дети внимательно слушали задание, выполняли его
увлеченно, при срисовывании очень старались. Некоторые дети общались между
собой, другие пытались «подглядеть» у соседа.
Результаты диагностики детей
подготовительной группы «Любознательные мечтатели» на выявление уровня
психологической готовности к школе по методике «Домик» Н.И. Гуткиной, показали
следующее: высокий уровень - 4 человека - 40%, средний уровень - 6 человек -
60%, низкий уровень не показал ни один ребенок.
Данные исследования говорить о том,
что у детей умение ориентироваться на образец и скопировать его, в основном
сформировано хорошо (наблюдаются негрубые неточности при копировании рисунка).
Уровень развития произвольного внимания и сформированность пространственного
восприятия у детей находится, в основном на среднем уровне. Мелкая моторика
развита достаточно.
Анализ диагностики дает возможность
более эффективно организовать и координировать работу воспитателя в группе, а
также педагогу-психологу проводить развивающие занятия. По итогам обследования,
для работы с детьми показавшими средние результаты, предложена
коррекционно-развивающая программа «Дорога в школу».
По итогам диагностики, на
родительском собрании, была проведена беседа с родителями детей, где
указывались что суть подготовки ребенка к школе не должна сводиться к обучению
счету, чтению и письму, а должна приучать ребенка к усидчивости, тренировать
его внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать.
Таким образом, главная задача
педагогического коллектива и психолога ДОУ состоит в создании условий наиболее
полного общего развития ребенка с учетом его возрастных особенностей и
потребностей. В процессе разнообразных видов активной деятельности происходит
зарождение важнейших новообразований развития, подготавливающих к выполнению
новых задач.
Заключение
Моя практика проходила в МБДОУ д/с
№7 «Мечта» г. Зеленогорска, за время прохождения которой я познакомилась как с
организацией работы ДОУ в целом, педагогическим коллективом, особенностями
работы психолога.
Деятельность ДОУ направлена на
гармоничное воспитание детей в тесном сотрудничестве с родителями. Коллектив
дружный и сообща решает поставленные задачи и возникающие проблемы. В ходе
практики я ознакомилась с направлениями работы ДОУ, видами планирования и
контроля в ДОУ. Я участвовала в подготовке и проведении педагогического совета.
Педагог-психолог имеет большой опыт
работы в ДОУ и высокий уровень профессионализма в решении поставленных задач.
Анализируя деятельность педагога-психолога, я изучила: должностные и
функциональные обязанности педагога-психолога; основные направления, методы и
формы работы; планы работы; особенности ведения документации; различные
диагностические методики, используемые в практике психолога ДОУ, в том числе по
изучению психологической готовности детей к школе; особенности обработки и
интерпретации результатов исследований, написанию к ним заключений. Кроме того,
в течение всей практики принимала участие в плановой работе психолога,
выполняла функции психолога по разным направлениям деятельности.
Во время прохождения практики я
наблюдала за детьми прикрепленной группы, выявляла их проблемы. По результатам
наблюдения был составлена психологическая характеристика на ребенка, а также
проведено самостоятельное коррекционно-развивающее занятие с детьми на тему:
«Прогулка в зимний лес».
При проведении занятия, по
необходимости, использовала индивидуальный подход к обучаемым, например, в виде
ответов на возникшие у них вопросы, проговаривание наиболее сложного материала,
адекватно оценивала детей и давала время подготовиться к вопросу, если возникли
затруднения.
Важным направлением деятельности
психолога ДОУ являются проведение психологической диагностики готовности детей
к школе. На основе изученных материалов, в процессе прохождения практики, мною
приобретены практические навыки психологического тестирования. Так, в
соответствии с планом практики я самостоятельно провела индивидуальную
диагностику психологической готовности детей подготовительной группы к школе,
по методике «Домик» Н.И. Гуткиной, а также проанализировала их результаты,
которые показали средний уровень готовности наших детей.
По результатам диагностики мною
предложена коррекционно-развивающая программа для повышения уровня готовности к
школьному обучению на тему: «Дорога в школу». А также, на родительское собрание
подготовлена беседа на тему: «Скоро в школу».
В ходе практики мне оказывала помощь
психолог ДОУ как советами, так и с подбором материала для практических занятий,
а также помогала мне с составлением диагностических результатов и составлении
характеристик на детей.
Таким образом, при прохождении
учебно-ознакомительной практики я сформировала представление о своей будущей
профессиональной деятельности, специальности. Научилась правильно ставить цель
исследования, выдвигать гипотезу, правильно подбирать экспериментальный
материал; сопоставлять и обобщать результаты исследований, правильно
обрабатывать полученные данные.
В то же время, в ходе практики я
столкнулась и с проблемами. Так, сначала мне не хватало опыта, я боялась, что
дети плохо пойдут на контакт и т.п., но с каждым днем я чувствовала себя все
увереннее. Например, если сама процедура проведения психодиагностики и
обработка показателей, как правило не представляют особой сложности, т.к. все
необходимые сведения можно найти в руководстве, которое имеет каждая
психодиагностическая методика. Но были трудности, которые связаны с анализом и
интерпретацией результатов, так как они обеспечиваются широкими знаниями
смежных областей психологии.
В целом у меня остались очень
хорошие впечатления о практике. Практика дает очень много знаний, нужно только
правильно настроиться и серьезно отнестись к своей работе.
Используемая литература
1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С.
Абрамова. - М.: Международная педагогическая академия, 2007. - 237 с.
2. Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе / Н.К.
Авраменко. - М.: Педагогика, 2006. - 48 с.
. Венгер Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к
обучению в школе / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. - 2009. - С. 83.
. Веракса А.Н. Практический психолог в детском саду / А.Н.
Веракса, М.Ф. Гуторова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина.
- СПб.: Питер, 2004. - 184 с.
. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития
ребенка / О.А. Карабанова. - М.: РПАД, 2009. - 191 с.
. Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в
подготовительной группе: конспекты занятий / Л.И. Катаева. - М.: Книголюб,
2004. - 64 с.
. Козлова С.А. Мой мир. Коррекционно-развивающие занятия с
дошкольниками / С.А. Козлова, Л.И. Катаева. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. - 224 с.
. Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми
/ Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - СПб: Речь, 2001. - 157 с.
. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития
детей / Т.Д. Марцинковская. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. -176 с.
. От рождения до школы. Основная общеобразовательная
программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
. Психологическая диагностика готовности к обучению детей
5-7 лет / Под ред. Ю.А. Афонькина и др. - М.: Учитель, 2012. - 62 с.