Механизм распространения инноваций

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    576,18 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Механизм распространения инноваций














инновация социальный диффузия

Контрольная работа

по дисциплине «Социология социальных изменений»

на тему

Механизм распространения инноваций

Введение

инновация социальный

Инновация (от позднелат. inovatio, англ. innovation - нововведение) - явление культуры, которого не было на предшествующих стадиях ее развития, но которое появилось на данной стадии и получило в ней признание ("социализировалось"); закрепившееся (зафиксированное) в знаковой форме и (или) в деятельности посредством изменения способов, механизмов, результатов, содержаний самой этой деятельности.

Расширение сферы исследований, связанных с инновационными процессами, постепенно привело к тому, что стал использоваться специальный термин - «инноватика» - отрасль теории изменения, предметом которой является инновационный процесс и производимые им изменения в какой-либо системе. Сегодня инноватика - это интенсивно развивающаяся наука, обобщающая знания о закономерностях инновационных процессов и способах осуществления нововведений. Для объяснения распространения инноваций сквозь разные культуры возникла теория «Диффузия инноваций».

Объект контрольной работы - инновационные процессы, предмет - распространение инноваций в обществе.

Цель контрольной работы - рассмотреть механизмы распространения инноваций.

1.      Термин «Инновация». Классические представления об инновациях


В Новейшем философском словаре [7] дается следующее определение понятию «инновация»: «Инновация (от позднелат. inovatio, англ. innovation - нововведение) - явление культуры, которого не было на предшествующих стадиях ее развития, но которое появилось на данной стадии и получило в ней признание ("социализировалось"); закрепившееся (зафиксированное) в знаковой форме и (или) в деятельности посредством изменения способов, механизмов, результатов, содержаний самой этой деятельности». Изначально этот термин использовался в XIX веке в этнологии и антропологии и означал процесс вхождения элементов одной культуры в другую.

В 1919 году австрийский экономист и социолог Йозеф Шумпетер (1883-1950) опубликовал книгу «Теория экономического развития» [25], в которой была высказана идея новшества, которое применяется предпринимателем тогда, когда ему нужно сопротивляться противодействию внешней среды. Шумпетер не употребляет термин «инновация», используя вместо него понятие «осуществление новых комбинаций».

Инновационная экономика как раздел экономической науки возникает еще в 1920 - начале 1930-х годов. Н.Д. Кондратьев писал, что изменения в технике оказывают влияние на экономическое развитие. Основным условием этого выступает накопление «критической массы» инноваций (новых продуктов) и возникновение экономических предпосылок для их внедрения. Например, изобретения конца 17 - начала 18 веков нашли применение в конце 18 века, в эпоху индустриальной революции.

Кондратьев установил четыре тенденции в развитии больших экономических циклов:

а) перед началом и в начале повышательной волны каждого большого цикла наблюдаются глубокие изменения в условиях экономической жизни общества; они выражаются в значительных изменениях техники (чему предшествуют в свою очередь значительные технические открытия и изобретения), вовлечении в мировые экономические связи новых стран, изменении добычи золота и денежного обращения;

б) на периоды повышательной волны каждого большого цикла приходится наибольшее количество социальных потрясений (войн и революций);

в) периоды понижательной волны каждого большого цикла сопровождаются длительной и ярко выраженной депрессией сельского хозяйства;

г) в период повышательной волны больших циклов средние капиталистические циклы характеризуются краткостью депрессий и интенсивностью подъемов; в период понижательной волны больших циклов наблюдается обратная картина.[19]

Работы Н.Д. Кондратьева, которого американский ученый П. Друкер назвал экономистом номер один XX в., послужили толчком к началу серьезных исследований о роли инноваций в экономическом развитии. П.Ф. Дракер инновацию определяет как особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг.

Определение П.Ф. Дракера более полно отражает суть классического определения Й. Шумпетера, одновременно подчеркивая необходимость коммерциализации нового товара и значение предпринимательского фактора в качестве основного при развитии производства.[18]

Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация - это такой общественный - технический - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход. [10]

Существенным вкладом в развитие инновационной теории в любой сфере деятельности можно считать разработку концепции технологических укладов, определяющих уровень конкурентоспособности продукции и реализующих целый комплекс базисных инноваций. Технологический уклад - это некоторая совокупность производств и технологий, находящихся примерно на одном и том же уровне развития и образующих такую экономическую систему, которая способна осуществлять процессы повышения производства и собственного расширения преимущественно за счет внутренних ресурсов.

Наряду с концепцией технологических укладов, распространена иная точка зрения на циклы эволюции мировой экономической и политической системы, которой придерживается российский социолог В.И. Пантин. Согласно разработанной им системе, полный цикл эволюции мировой экономической и политической системы включает четыре фазы крупных изменений и сдвигов: структурный кризис; технологический переворот (промышленно-технологическая революция); великие потрясения в международной экономике и политике; революция международного рынка. Совокупность этих четырех фаз образует виток спирали мирового развития, при этом фазы структурного кризиса и великих потрясений в международной экономике и политике соответствуют понижательным волнам Кондратьевских циклов, а фазы технологического переворота и революции международного рынка - повышательным.[19]

В современной литературе встречаются три основных подхода к толкованию термина «инновации».

Первый подход. Этим термином обозначают только некий процесс. Например, в статье Мазуренко С. “Инновации - это симбиоз государственной политики и рыночных отношений” [17] прямо говорится: «Инновации - это трёхэтапный процесс…». Близкая трактовка содержится и в Большом экономическом словаре, где под финансовыми инновациями понимаются методы, позволяющие повысить эффективность финансовых ресурсов компаний.[5] Инновацию как процесс понимает и, например, Б.Е. Лужанский, который считает, что инновация - это выпуск и реализация конкурентоспособной продукции (работ, услуг). [15]

В западной экономической литературе Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором идея изобретения приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. В понимании Б. Санто инновация - это такой общественный, технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, т.к. появление инновации на рынке может привести добавочный доход. [23].

Наконец, в «Руководство Осло» [21], который является действующим методологическим документом, подготовленным Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) совместно с Евростатом и содержащим рекомендации в области статистики инноваций, которые в ЕЭС признаны в качестве международных статистических стандартов, инновацию рассматривают как деятельность, процесс изменений.

Второй подход. Этим термином обозначают только результат некоего процесса [12]. Например, схожим с термином «инновация», другим термином «новация» (от позднелатинского novatio - обновление, изменение) обозначают что-либо новое, только что вошедшее в обиход, новшество (подчёркнуто нами - авт.). Отсюда и лицо, обеспечивающее инновацию как результат, называют не отсутствующим в русском словаре термином «инноватор», а устоявшимся словом «новатор» (от латинского novator - обновитель; то есть человек, вносящий и осуществляющий новые, прогрессивные принципы, идеи, приёмы в какой-либо области деятельности) [22].

Третий подход. Этим термином, чаще всего, обозначают и процесс, и результат этого процесса (то есть наличествует т.н. «полисемия термина»).[3]

2.      Инновационные процессы и инноватика


Инновационный процесс связан с созданием, освоением, внедрением и распространением инновации. Нововведения не ограничиваются только техникой и технологиями. Усовершенствования, изменения систем управления и организации процессов производства тоже осуществляются через введение инноваций. Новые организационные структуры, методы разработки управленческих решений, формы стимулирования разрабатываются учеными специалистами, осваиваются и внедряются так же, как и новые приборы, техника или оборудование. Новые модели одежды, виды услуг, новые организационные формы - все это является результатом инновационных процессов, которые развиваются на основе определенных принципов: сначала осознается необходимость изменений, определяется цель, разрабатывается инновация, осваивается, распространяется, используется и «отмирает». Инновационный процесс имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера, который обеспечивает определенный технический и социально - экономический эффект.

Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А.[9] выделяют следующие виды инновационного процесса:

простой внутриорганизационный (натуральный);

простой межорганизационный (товарный);

         расширенный.

Простой внутриорганизационный (натуральный) процесс предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации. Новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. Хотя в роли потребителей выступают те подразделения и сотрудники, которые используют внутриорганизационную инновацию.

При простом межорганизационном (товарном) процессе новшество выступает как предмет купли-продажи на внешнем рынке. Такая форма инновационного процесса означает полное отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.

Расширенный инновационный процесс проявляется в создании новых производителей, нарушении монополии производителя-пионера, дальнейшем распространении товара - диффузии. Явление диффузии инновации способствует экономическому развитию общества и является стимулом для инициации нового инновационного процесса.

Инновационный процесс осуществляется на разных уровнях: государственном, региональном, муниципальном, фирменном, подразделенческом и исполнительском. К примеру, государственный уровень реализации инновационного процесса заключается в государственной политике стимулирования и поддержки инновационной деятельности. Механизм государственной поддержки научной и инновационной деятельности включает: прямое бюджетное финансирование, льготы по налогообложению для инновационной деятельности, создание государственного инновационного фонда, создание сети технопарков и технополисов, организацию обучения и переподготовки инновационных специалистов. Каждый последующий нижний уровень инновационного процесса более конкретен в плане проработки и отраслевой ориентации (специализации) инновационных проектов. Самый нижним и самым конкретным является исполнительский уровень инновационного процесса. Он обеспечивается деятельностью непосредственных исполнителей инновационных разработок, к которым относятся инновационные инженеры, учёные, маркетологи, патентоведы, конструкторы, технологи, экономисты, и др.

Инновационный процесс осуществляется во временных рамках жизненного цикла инновационного продукта. Жизненный цикл инновационного продукта включает время на его разработку и время с момента первоначального появления продукта на рынке до прекращения его производства и рыночной реализации. Наряду с жизненным циклом инновационного продукта для системного инновационного направления существует ещё и жизненный цикл технической системы (ЖЦТС). Он является более длительным в сравнении с жизненным циклом инновационного продукта и охватывает период от инновационного замысла до вывода из эксплуатации и утилизации. В общем случае ЖЦТС включает следующие стадии:

Инновационную;

Конструкторско-технологическую;

Подготовки производства;

Производства и сбыта;

Эксплуатационную [14].

Расширение сферы исследований, связанных с инновационными процессами, постепенно привело к тому, что стал использоваться специальный термин - «инноватика» - отрасль теории изменения, предметом которой является инновационный процесс и производимые им изменения в какой-либо системе. Важным шагом на пути систематизации научных знаний в новой области социологии, изучающей сущность и закономерности порождения, развития и распространения инноваций в современном обществе, стала работа профессора Ю.А. Карповой «Введение в социологию инноватики»[11]. В рамках этой работы инновация рассматривается как социальный феномен, появление и функционирование которого в культуре вызывает системные социальные изменения.

Нововведение - понятие скорее социально-экономическое, чем техническое. В глобальном плане нововведение приходится рассматривать в самом широком смысле - как процесс трансформации всех сфер жизнедеятельности социума, направленный на предотвращение и разрешение глобальных кризисов. Человечество за свою историю неоднократно погружалось в эволюционные кризисы и преодолевало их благодаря тем или иным нововведениям в технической, технологической, экономической и социальной организации жизни общества. Сегодня инноватика - это интенсивно развивающаяся наука, обобщающая знания о закономерностях инновационных процессов и способах осуществления нововведений. Нововведение - это необходимость, без которой не решить назревающих проблем, но с которой связано и нарушение устойчивости существующей организации жизнедеятельности. Поэтому нововведение рассматривается как процесс разрешения инновационного противоречия. Каждый из компонентов инновационного цикла представляет собой специфический вид человеческой деятельности, требующий особых способностей, знаний и навыков и потому превращающийся по мере развития инновационной сферы в устойчивые ассоциативные и институциональные образования.

За истекшие десятилетия становления и развития инновационного бизнеса в странах с высокоразвитой рыночной экономикой сформировалась мощная инновационная инфраструктура (включающая инкубаторы инноваций, технологические парки, технополисы, регионы науки и технологий), реализующая классическую схему спроса и предложения на товар, в качестве которого выступают инновационные услуги. Преимущественно этот процесс охватывает естественнонаучную сферу (информатика, робототехника и автоматика, связь, биотехнологии, медицина и др.), но все более активно распространяется на социально-экономическую и гуманитарную сферы (образовательные технологии, организационное, экономическое, законотворческое и даже политическое консультирование). Архитектура этой инфраструктуры также не остается неизменной; эволюционируя, она превращается в некую самоорганизующуюся сеть, связывающую всех участников инновационной деятельности. Современная ситуация характеризуется зарубежными авторами как наступление эры инноваций.[8, C. 224-227]

3.      Понятие диффузии в социальных науках


Сунгуров А. в статье «Инновации и их диффузия: к возможности использования концепции в социально-политическое сфере»[24, С. 3-4] отмечает, что несмотря на то, что понятия инновации и диффузии инновация используются сегодня наиболее часто в поле менеджмента и маркетинга, все же впервые они были использованы в другой области знаний, на рубеже XIX и XX веков. Точнее, речь шла не столько о самих инновациях (этот термин вошел в оборот несколько позже), сколько о диффузии определенных признаков культуры, культурных обычаев, институтов, от одного народа к другому.

Сегодня под диффузионизмом (от лат. diffusio - разлитие, растекание, просачивание), понимается направление в этнографии, социологии, социальной антропологии, культурологии, археологии, объясняющих развитие культур отдельных народов не их самостоятельной эволюцией, а главным образом или даже исключительно заимствованиями культурных достижений других народов (при миграциях и т.п.) [13, С.147-149.]

Основные положения теории диффузионизма:

·              Происхождение культурных элементов имеет географическую привязку.

·              Каждый из них возник в конкретном регионе и оттуда распространялся по земному шару.

·              Главные факторы развития культуры связаны с заимствованиями, переносом, смешением ее элементов.

·              Культура изменяется посредством перемещения, передвижения ее элементов, причем перемещение затрагивает не только предметы материального быта, но и идеи: идеологии, мифологии и т.п. [16]

Примером современного прочтения этой теории является монография Е.В. Алексеевой, с характерным названием «Диффузия европейских инноваций в России»: «Перенос и диффузия важнейших инноваций из одной страны в другую является рабочей парадигмой теории модернизации» [4, С. 6]. Модернизация рассматривается как система эпохальных нововведений, возникших в Новое время на территории Западной Европы, распространившихся по всему миру. Диффузия может быть определена как импорт и распространение инноваций в обществе при непосредственном контакте участников взаимодействия или опосредованно через различные средства передачи информации.

4.      Механизм распространения инноваций


Для объяснения распространения инноваций сквозь разные культуры возникла теория «Диффузия инноваций». Автор теории, американский социолог Эверетт Роджерс, в 1962 году выпустил книгу «Диффузия инноваций, в которой дал следующее определение: «Диффузия - это процесс, посредством которого инновация (например, новые идеи или товары) в течение времени передаются через определенные каналы среди членов социальных систем». [2]

Истоки теории диффузии инновации исходят от множества дисциплин (антропология, ранняя социология, сельская социология, образование, промышленная социология и медицинская социология). Рождерс придерживается мнения, что на распространение новой идеи влияют четыре элемента: инновация, каналы связи, время и социальная система. Эти элементы работают в сочетании друг с другом. Центральное место в теории занимает именно процесс передачи информации. Люди проходят 5 стадий, прежде чем принимают новую идею: знание, убеждение, решение, реализация, подтверждение.

1.      Знание. На этом этапе индивид впервые сталкивается с инновацией, но ему не хватает знаний о ней. Он не достаточно вдохновлен, чтобы узнать больше об инновации.

2.      Убеждение. На этом этапе человек заинтересован инновацией и пытается найти информацию о ней и узнать все детали.

3.      Решение. На этом этапе человек оценивает все плюсы и минусы инновации и принимает решение о том, нужна ему эта инновация или нет. Роджерс отмечет, что это самый сложный этап.

4.      Реализация. На этой стадии человек начинает использовать инновацию в различной степени. Он определяет ее полезность и ищет дополнительные возможности использования инновации.

5.      Подтверждение. Человек принимает заключительное решение о продолжении использования инновации. Такое решение может быть как добровольным (внутриличностным), так и коллективным.

Если инновация принята, то она распространяется по различным каналам связи. Во время взаимодействия индивидов новая идея редко оценивается с научной точки зрения, в первую очередь влияние оказывает субъективное восприятие инновации. Распространение по каналам требует некоторого времени. В конечном итоге, нормы распространения инновации, роли лидеров общественного мнения, типы инновационных решений и инновационных последствий зависят от социальной системы.

В рамках диффузии инноваций были определены три вида инновационных решений:

1.      Добровольное инновационное решение. Это решение принимается отдельным лицом, которое каким-то образом отличается от других лиц в социальной системе.

2.      Коллективное инновационное решение. Это решение принимается коллективно всеми лицами социальной системы.

3.      Властное инновационное решение. Это решение принимается не социальной системой, а группой лиц, имеющих влияние или власть.

В скорости принятия инновации есть тока, в которой инновация достигает критической массы. Это момент времени на кривой принятия инновации, когда количество человек, принявших инновацию, гарантирует автоматическое распространение и принятие инновации в будущем. Роджерсом было разработано несколько стратегий для ускорения достижения критической массы. Например, инновация принимается авторитетом социальной сети, тем самым остальные члены сети инстинктивно начинают хотеть повторить это действие.

Роджерс обнаружил, что большая часть графиков принятия инноваций членами общества напоминает стандартную колоколообразную кривую (нормальное распределение), разделенную на 5 частей:


Э. Роджерс дал название каждому сегменту, основываясь на стандартных девиациях, и примерную оценку для каждого их них:

. Новаторы - 2,5%

. Ранние последователи - 13,5%

. Ранее большинство - 34%

. Позднее большинство - 34%

. Отстающие - 16%

Новаторы - способные на риск, открытые всему новому индивиды. В своих социальных отношениях они более космополитичны, чем члены других категорий. Такие люди склонны образовывать между собой своеобразные клики, устанавливая связь друг с другом, невзирая на географические расстояния. Ранние последователи - источник информации о нововведениях, с их мнением считаются. Индивиды, принадлежащие к этой категории, пользуются авторитетом у других членов сообщества ввиду своей успешности и готовности принятия инноваций. Раннее большинство - категория людей, не желающих принимать новые идеи или технологии первыми. Раннее большинство предпочитает сначала обдумать все “за” и “против”, на что порой уходит довольно много времени, а потом принимать инновацию. Данная категория выполняет важную функцию легализации нововведения, демонстрируя остальной части сообщества, что инновация полезна и ее принятие желательно. Позднее большинство - скептически и недоверчиво относятся к преимуществам нововведения. Они не предпринимают никаких действий и выжидают до тех пор, пока большая часть сообщества не опробует и не примет инновацию. Иногда мотивирующим фактором для позднего большинства служит давление социальной группы. В других случаях принятие инновации обуславливается экономической необходимостью. Отстающие - члены социума, привязанные к прошлому, к традициям и очень неохотно принимают что-либо новое. Они предпочитают общаться с людьми того же склада ума. К тому времени, когда отстающие наконец принимают инновацию, общество может уйти так далеко вперед, что “инновация” уже устареет.

Суть модели Басса заключается в том, что рост количества потребителей инновационного продукта объясняется двумя эффектами:

Эффект рекламы;

Эффект межличностной коммуникации.

На начальном этапе жизненного цикла продукта преобладает эффект рекламы, так как почти никто не знает о продукте и, соответственно, не может его купить. По мере роста количества потребителей эффективность рекламы снижается, но зато возрастает эффект межличностного общения. Модель хорошо иллюстрирует принципы усиливающей обратной связей (количество потребителей продукта увеличивает поток новых потребителей за счет эффекта межличностной коммуникации).

В отличие от Роджерса, Басс выделил не 5, а всего 2 категории людей:

Первая категория - это люди, которые сами пробуют новый продукт в первую очередь, и узнают о нем из разных сообщений;

Вторая категория - люди, которые узнают о новом продукте от первой категории, прислушиваются к их мнению. Действие рекламы тут значительно снижается.

В большей степени интересно мнение первой категории, так как то, что является нормой для новатора, завтра станет нормой для большинства.[6, С. 165 - 166]

Значительная часть работ в области инноватики рассматривает процесс диффузии нововведений как процесс обучения данной социальной системы (общества, института, фирмы, индивида). Процесс обучения включает в себя инновационное восприятие, оценку и принятие решений, т.е. целый спектр когнитивных факторов. Наиболее последовательно эта линия исследований проводится в социокогнитивной теории американского социального психолога А. Бандуры [1]. Рассматривая социальные аспекты инноватики, американский ученый анализирует влияние нововведений на формы потребления, виды досуга, отдыха и в целом на изменение жизненного стиля. Он считает необходимым отдельное рассмотрение процесса знакомства с новинкой и процесса ее адаптации, т.е. практического использования. По его мнению, успешная инновационная программа должна содержать четыре элемента:

) выбор оптимального момента для внедрения новинки;

) предварительная подготовка благоприятных условий;

) обеспечение эффективной демонстрационной поддержки;

) активное использование примеров успешного применения новинки, учитывающее когнитивные возможности потенциальных последователей, предполагаемое распределение выигрыша между членами социальной системы.[20, С. 98-102]

Выводы


Каждый из компонентов инновационного цикла представляет собой специфический вид человеческой деятельности, требующий особых способностей, знаний и навыков. Для объяснения распространения инноваций сквозь разные культуры возникла теория «Диффузия инноваций». Центральное место в теории занимает процесс передачи информации. Люди проходят 5 стадий, прежде чем принимают новую идею: знание, убеждение, решение, реализация, подтверждение.

Если инновация принята, то она распространяется по различным каналам связи. Распространение по каналам требует некоторого времени. В конечном итоге, нормы распространения инновации, роли лидеров общественного мнения, типы инновационных решений и инновационных последствий зависят от социальной системы.

Список использованной литературы и источников

1.      Bandura A. Social Foundation of Thought and Action. A Social Cognitive Theory. Stanfford Univ. New Jersey: Printice-Hall, 1986.

.        Rogers, E.M. Diffusion of Innovations. (5th ed.) New York: Free Press, 2003.

3.      Азгальдов Г.Г., Костин А.В. Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия //Экономические стратегии, 2008, №2.

.        Алексеева Е.В. Диффузия европейских инноваций в России (XVIII - начало XX в.). - М.: РОСПЭН, 2007. С. 6.

5.      Большой экономический словарь. - М., Книжный мир, 2001.

.        Воробьев О. Труды XIII международной ЭМ’2009 конференции. - Красноярск: ярск: Крас. гос. торг.-эконом. ин-т, Сиб. фед. ун-т, 2009. - 183 с.

.        Грицанов А.А. Новейший философский словарь. Научное издание. - Минск,1999.

.        Дефиниции культуры: Сб. трудов участников Всероссийского семинара молодых ученых. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2007. Вып. VII. - 414 с.

.        Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие - Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2003. 189 с.

.        Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. Учебник. - М. Юнити, 1997.

.        Карпова Ю.А. Введение в социологию инноватики. Учебное пособие. - СПб. Питер, 2004

.        Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы (утверждена Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. N 832).

.        Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2000. - с.147-149.

.        Левков К.Л., Фиговский О.Л. Инновационный процесс и инновационный инженер. Апрель 2012.

.        Лужанский Б.Е. Оценка стоимости научно-технической продукции и инновационного бизнес-процесса для целей управления инновациями // Становление, развитие и перспективы оценочной деятельности в России. Тез. докл. I-й междунар. конфер., 25-26 ноября 2008 г. - Москва, 2008. (Секция 3. Роль и место оценочной деятельности в инновационной экономике.)

.        Лурье С.В. Историческая этнология. Учебное пособие для вузов. Глава 1. - М., Аспект Пресс, 1998.

.        Мазуренко С. Инновации - это симбиоз государственной политики и рыночных отношений// Известия, 03.12.2008.

.        Михалева Е., Сафаралиев К. Эволюция понятия инновация.//«Экономика и менеджмент в современном мире»: материалы международной заочной научно-практической конференции, 19. 06. 2012.

.        Новиков В.С. Инновации в туризме. - М.: ИЦ "Академия", 2007. - 208 с.

.        Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов: Учебное пособие для высших учебных заведений. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - M.: Логос, 2001. - 296 с.

.        Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. 3-е изд., совместная публикация ОЭСР и Евростата / Пер. на рус. яз. - М.: ГУ «Центр исследований и статистики науки», 2006. - 192 с.

.        Словарь иностранных слов и выражений. - М.: Олимп, 1998.

.        Стерлигов И. Мы хотим знать, что люди делают с инновациями [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.strf.ru/material.aspx?d_no=12344&CatalogId=221&print=1, свободный.

.        Сунгуров А. Инновации и их диффузия: к возможности использования концепции в социально-политическое сфере [Текст] / А.Ю. Сунгуров // Философские науки. - 2010. - N 1.

.        Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. - М.: Эксмо, 2007. - 864 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!