дружба ценностный молодежь
В целом, при анализе дружбы как ценностной ориентации молодежи, А.С. Ковалевой были выявлены два типа правил взаимодействия:
) характерные для всех типов дружеских отношений:
) специфичные для нескольких или одного типа дружбы.
При этом применение этих правил варьируется в зависимости от типа дружеского взаимодействия: следование правилам регулируется уровнем доверия в отношениях.
Поскольку дружеские отношения развиваются в пространстве и времени, то автором выявлены способы влияния социально-экономического уровня развития общества, в целом, и условий проживания молодых люден (в крупном городе) на способы формирования межличностных отношении между ними (дружеского взаимодействия), связанных с реализацией их жизненных стратегий [20, c.131].
С этой целью предложена типология дружеского взаимодействия, основанная на принципе дифференциации дружбы в зависимости от масштабов ее пространственной локализации: контактные, локальные, глобальные (табл. 2).
Таблица 2
Пространственная локализация дружеских отношений
Место проживания друга%В одном городе53В одном районе города21В другом городе13В одном доме7В другой стране6
В результате Ковалевой А.С. были выявлены две группы обстоятельств завязывания дружеских отношении.
Первая группа обстоятельств, основная, обусловлена общностью сферы занятости. Так, основными местами знакомства девушек и молодых людей являются школа и университет. По данным анкетирования студентов, проведенного автором, девушки познакомились со своими друзьями в университете (43%), в школе - 28%; у молодых людей основными местами знакомства с друзьями являются школа и университет: 37% и 21%, соответственно.
Вторую группу обстоятельств составляют дружеские и родственные сети, посредством которых осуществляется знакомство с друзьями. По материалам анкеты, знакомство респондентов с друзьями и близкими друзьями через дружеские и родственные сети варьируется от 3 до 5% [20, c.180].
Таблица 3
Способы проведения досуга молодежью (в будние дни)
ДевушкиМолодые людинет ответа33в гости28посещение досуговых учреждений23посещение досуговых учреждений25гуляем15в университет16в гости13по-разному11в университет5гуляем7в библиотеку4никуда6разное4нет ответа5в магазины3поездка за город2
Таблица 4
Способы проведения досуга молодежью (в выходные дни)
ДевушкиМолодые людипосещение досуговых учреждений38посещение досуговых учреждений45нет ответа29по-разному20в гости8в гости13разное8поездка за город6гуляем6веселое времяпровождение5в магазины5нет ответа4поездка за город4гуляем2отдыхаем2в парк2
Наряду с этим, дифференциация способов общения в инфраструктуре города позволяет молодых людям проводить ранжирование вариантов взаимодействия с друзьями по степени предпочтения (табл. 5).
Таблица 5
Ранжирование способов общения с друзьями, при возможности выбора
ДевушкиМолодые людирангспособ общениярангспособ общения1непосредственное общение (лицом к лицу)1непосредственное общение (лицом к лицу)2по е-мейлу2по мобильному телефону3при помощи стационарного телефона3другое4по мобильному телефону4по е-мейлу5по обычной почте5по обычной почте6при помощи стационарного телефона
Таким образом, основой особенностью формирования дружеских отношений в молодежной среде является варьирование друзьями степени значимости их взаимопонимания в зависимости от степени близости их взаимодействия. На основании полученных данных, исследователем Ковалевой А.С. выявлена следующая тенденция: по мере становления и развития дружбы в отношениях происходит смещение акцента с этических норм к более личностным. Так, на первом этапе общения - при отношениях знакомства - предполагается взаимоуважение; на втором этапе - отношения хороших знакомых и приятелей - значимым становится наличие общих интересов (в качестве основы для дальнейшего взаимодействия); и на третьем этапе - основное значение в отношениях с друзьями и близкими друзьями приобретают искренность и готовность к взаимопомощи (то есть, качества, ожидаемые от близких людей и не являющиеся обязательными этическими правилами).
По мнению С.Н. Иконниковой, дружба признается величайшей социальной и нравственной ценностью большинством людей, считающих ее при этом ценностью очень редкой. Дружба - это близкие взаимоотношения, основанные на глубокой личной привязанности и симпатии, нa единстве взглядов, интересов и жизненных целей, которые выражаются в стремлении к длительному разностороннему общению [14, c.102].
Изучая дружбу как ценность молодого поколения, С.А. Сергейко и О.В. Валетова отмечают, что чем многограннее человек, тем труднее ему найти другого, который был бы созвучен с ним во всех отношениях. Отсюда известная дифференциация дружеских отношений, когда с одним из друзей нас связывают общие интеллектуальные интересы, с другим воспоминания молодости, с третьим - эстетические переживания. Каждое из таких отношений имеет свои границы, которых люди предпочитают не переходить. Однако это не мешает дружбе быть глубокой, искренней и устойчивой. В дружбе большое значение имеют индивидуальные моральные качества человека: бескорыстие, преданность, честность, искренность, верность, прямота. Бескорыстие делает отношения между друзьями благородными и чистыми, а взаимную помощь и поддержку - свободной от соображений выгоды. Дружба предполагает готовность помочь другу любой ценой, даже пойти на жертву. Искренность, честность и прямота позволяют друзьям делиться между собой самыми сокровенными мыслями и мечтами. В этом случае каждым из друзей живет жизнью и своего друга: радуется его успехам и огорчается его неудачам, советует, помогает, поддерживает и успокаивает. Преданность и верность означают, что в трудную минуту друг не оставит в беде и найдет возможность помочь и поддержать. Можно с уверенностью сказать, что многие жизненные неудачи, тем более трагедии, случались именно потому, что в трудную минуту у человека не оказалось рядом настоящего друга, который смог бы взять на свои плечи часть той тяжести, которая оказалась непосильной для одного. Взаимное уважение друзей определяется и мерой их взаимной требовательности, которая делает дружбу активной, преобразующей человека силой, не позволяющей мириться с личностными недостатками и требует их исправления. Настоящая дружба - в стремлении видеть друга сильным, умным, культурным. При благоприятных условиях взаимная требовательность и взаимопомощь могут привести к большим творческим успехам, которые были бы невозможны, если бы каждый из друзей действовал в одиночку. И в этом глубокий общественный смысл и нравственная ценность дружбы [31, c.44-46].
В отношении современной молодежи С.А. Сергейко и О.В. Валетова отмечают, что потребность дружбы особенно сильна в юности. Дело в том, что уже само наличие друга нравственно возвышает личность, поднимает ее авторитет. Дружба является косвенным показателем того, что человек кому-то нужен, интересен, дорог. Но есть и более важные причины: в откровенном обмене мнениями с друзьями, в обсуждении жизненных целей и планов у юноши или девушки формируются убеждения, идет процесс самопознания и самоопределения личности, остро и предметно ставятся задачи самовоспитания. В дружбе реализуются интересы к своему внутреннему миру и к миру сверстников. Дружба дает человеку определенные права и накладывает на него обязанности, исполнение которых предоставляет возможность иногда впервые испытать себя, узнать себе цену как личности. Способность человека к настоящей дружбе - показатель его высокой нравственной ценности [31, c.44-46].
Кроме того, С.Н. Иконникова отмечает следующие факты. Друзья близки. У них много общего. Однако они не во всем подобны друг другу. Это люди, имеющие свои индивидуальные особенности, и между ними возможны, даже неизбежны некоторые противоречия, столкновения и споры. И все же различие в индивидуально-психологических особенностях, в характерах и увлечениях настоящих друзей не разъединяет, наоборот, даже усиливает их взаимную привязанность, ибо каждый из друзей имеет возможность увидеть в друге достоинства, которыми, возможно, не обладает сам, и стать духовно богаче, сильнее, лучше [14, c.108-109].
Естественно, что личные качества для дружбы имеют большое значение; особенно отрицательные. И в этом плане не каждый человек может быть настоящим другом или иметь друзей. И это понятно, ибо общение, допустим, с эгоистом, себялюбцем, лицемером или чванливым человеком вряд ли может быть кому-либо приятным. Не представляет интереса и человек ленивый, малокультурный и ничем не интересующийся, ибо духовное общение с ним просто неинтересно.
Необходимо также отметить, как изменились ценностные ориентации дружбы в современную эпоху? Мы часто слышим, что массовое общество разрушило или подорвало основы человеческого общения, сделало его стандартным, менее интенсивным, менее человечным. Некоторые социологи считают, что в современном обществе, где конкретный человек теряет свою индивидуальность, растворяясь в массе, глубокая и длительная дружба невозможна. Американский футуролог А. Тофлер писал, что условия современной жизни - высокая социальная мобильность, частые перемены места жительства, работы - делают личные отношения непостоянными, ненадёжными и эфемерными. Люди, так же как вещи и места, проходят через нашу жизнь не задерживаясь. Чаще всего мы вступаем с окружающими нас людьми в поверхностные, деловые отношения. Сознательно или нет, мы строим наши отношения с людьми на функциональной основе.
В условиях городской жизни, особенно в современном мегаполисе, всё усложняется. Человек, стремящийся чего-то достичь, должен беречь время, и это сказывается на неутилитарном общении: банкет для налаживания отношений с «нужными людьми», деловые обеды и ужины - это совсем не то же самое, что дружеское застолье. Каждый человек хочет, чтобы его любили не за что-то, а ради него самого. Если мы замечаем, что друзья обращаются к нам преимущественно в момент нужды, нам становится обидно. Дружеские отношения ценны прежде всего потенциально, они дают уверенность в том, что нам есть с кем поделиться и есть к кому обратиться за помощью. Реальная потребность в этом возникает не часто, в зависимости от конкретных обстоятельств. Но это не значит, что в остальное время мы забываем или перестаём любить своих друзей. Дружба просто ждёт своего часа. Однако наша актуальная потребность в душевной близости или практической помощи возникает у людей не в одно время, порождая чувство обиды и непонятости. Но так было во все времена.
Необходимое условие дружбы - вера в друга и взаимная терпимость. Дружеские отношения возглавляют список важнейших ценностей и условий личного счастья, именно дружеские отношения часто считаются даже более важными, чем семейно-родственные связи. Из 40 тысяч американцев, ответивших на анкету популярного журнала, свыше половины сказали, что в кризисной ситуации обратились бы к друзьям раньше, чем к членам собственной семьи.
У нашей молодёжи потребность в дружбе ещё сильнее. Даже при сравнительно редких встречах и большом расстоянии дружеские отношения, как правило, считаются наиболее интимными и психологически важными, наличие близких друзей служит важнейшим условием субъективного благополучия. Люди, как и прежде, ставят тепло человеческого общения выше заработка, приглашают в дом не «нужных», а близких людей и предпочитают задушевную беседу увлекательной видеокассете. Глубокие чувства и отношения потому и ценились во все времена, что они никому и никогда не давались даром [16, c.30].
Итак, дружба является главной составляющей человеческой жизни. Она нужна нам, так как каждый человек испытывает потребность в близком по духу человеке, который мог бы находиться с ним как в горе, так и в радости. Пусть ценности людей со временем меняются, но если дружба настоящая, она была, есть и будет вопреки всему.
Заключение
В рассмотрении места института дружбы в системе ценностных ориентаций молодежи, мы последовательно шли по следующему пути:
рассмотрели понятия «ценности» и «ценностные ориентации»;
определили систему ценностных ориентаций современной молодежи;
раскрыли место института дружбы в системе ценностных ориентаций современной молодежи.
В итоге можно сделать следующий вывод. Дружба - это одно из проявлений любви к человеку, единства между людьми, душевного резонанса друг с другом. Утверждение исключительности, несравненности друга равносильно признанию его абсолютной ценностью. Существуют пределы, существует некий порог, который никто не должен переступать. Дружба целиком базируется на оценочных критериях и на справедливости. Как только они утрачиваются, дружба прекращается. Дружба сегодня ассоциируется прежде всего с духовной близостью, потребность в которой безгранична. С возрастом иерархия ценностей меняется, но дружба всё же занимает одно из первых мест у современной молодежи.
Список литературы
Алексеева В.Г. Ценнoстные opиентации как фактop жизнедеятельнoсти и pазвития личнoсти // Психoл. жуpн. - 2004. - Т.5. - № 5. - С.63-70.
Андpеева Г.М. Сoциальная психoлoгия. - М.: Аспект Пpесс, 1996. - 253 с.
Андреев Ю.П., Коржевская Н.М. и др. Социальные институты: содержание, функции, контроль. - М.: Академия, 2009. - 288 c.
Безрукова О.Н. Социология молодёжи: Учебно-методическое пособие. - СПб.: С. -Петерб. гос. ун-т, 2004. - 135 с.
Бубнoва С.С. Ценнoстные opиентации личнoсти как мнoгoмеpная нелинейная система // Психoл. жуpн. - 2009. - № 5. - С.38-44.
Вoйцехoвский К. Pазвитие личнoсти и ценнoсти // Мopальные ценнoсти и личнoсть / Пoд. pед. А. И. Титаpенкo, Б. O. Никoлаичева. - М.: Изд-вo МГУ, 2004. -С.247-154.
Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебное пособие. - М.: Академический Проект: Трикста, 2006. - 256 с.
Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. - М.: Гардарика, 2008. - 244 с.
Гареев Э.С., Дорожкин Ю.Н. Молодежь индустриальной России: жизненные и социально-политические ориентиры // Социологические исследования. 2007. N1. - С.70-73.
Гладарев Б. Социологический анализ дружбы: перспектива сетевого подхода / В сборнике науч.статей / под ред. О.В. Хархордина. - СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009. - С.114-187.
Голенкова З.Т., Виктюк В.В., Гридчин Ю.В., Черных А.И., Романенко Л.М. Становление гражданского общества и социальная стратификация // Социс. 2006. №6.- C.13 - 16.
Гудечек Я. Ценнoстная opиентация личнoсти // Психoлoгия личнoсти в сoциальнoм oбществе: Активнoсть и pазвитие личнoсти. М., 2009. - 88 c.
Иконникова C.H. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. - М.: МГУ, 2009. - 144 с.
Калугин Д. История понятия «дружба» - от Древней Руси до XVIII в. / В сборнике науч.статей / под ред. О.В. Хархордина. - СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009. - С.187-290.
Кирьянов В.И., Сергеева О.В. Социология коммуникации: Учебно-методическое пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010. - 56 с.
Климoв Е. А. Oбщечелoвеческие ценнoсти глазами психoлoга-пpoфессиoведа// Психoл. жуpн. - 2012. -Т.24. - № 4. - С.230-136.
Ковалева А.С. Анализ межличностных отношении в молодежной среде в рамках теории социального капитала (на примере современной России) / Под ред. В.К. Потёмкина, М.В. Исаченко // Материалы научной сессии кафедры социологии и управления персоналом: сборник статей аспирантов. - СПб.: СПбАУП, 2005. - 188 с.
Ковалева А.С. Статус вещи в социальной организации совместного проживания друзей / Под. ред. Т.Д. Бенедиктовой // "Объять обыкновенное...": Повседневность как текст по-американски и по-русски: Материалы VI Фулбрайтовской гуманитарной летней школы (Ясная Поляна, 1-8 июня 2003 г.). - М.: Издательство Московского университета. 2004. - 176 с.
Ковалева А.С. Теоретические и методологические аспекты исследования межличностных отношении в молодежной среде: Препринт. - СПб.: Изд-во СП6ГУ-ЭФ. 2005.- 210 с.
Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. - М.: Наука, 2008. - 134c.
Кон И.С. Дружба. 4-е издание, доп. СПб.: Питер, 2005. - 310 с.
Кроль В.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для технических вузов - М.: Высш. шк., 2005. - 354 с.
Макаренко А. С. Сочинения. Т. 4. - М., 1958.- 494 с.
Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - М.: Инфра, 2008. - 174 с.
Орлов С.В. Молодежь и ее ценностные ориентации // Современная молодежная политика (Правовые аспекты реализации). Сборник научных статей. М.: Научно-исследовательский центр при Институте молодежи, 2012. С. 54-58.
Осипов Г.В. и др. Социология. - М.: Академия, 2005. - 251 c.
Плюснин Ю.М. Каких друзей мы себе выбираем? (Социобиология дружбы) // Природа. 1993. № 9. - С.20-25.
Романенко Л.М. Гражданское общество (социологический словарь-справочник). М.: Инфра-М, 2009. - 324 c.
Рощин Е. Понятие «дружба» в контексте международных отношений / В сборнике науч.статей / под ред. О.В. Хархордина. - СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009. - С.290-424.
Сергейко С.А., Валетова О.В. Значение феномена дружбы // Психология и педагогика. 2012. №3. - С.43-48.
Смелзер Н.Дж. Социология. - М.: МГУ, 2004. -543 c.
Социальное качество российской молодёжи на рубеже веков: материалы Всерос. науч.-проект. конф, 21-23 марта 2012. - Барнаул, 2012. - С.56-59.
Социологический словарь. М.: Академия, 2010. - 488 с.
Социологический словарь. Н. Аберкромби, Г. Хилл (пер. с англ.). - М.: Экономика, 2005. - 410 с.
Социология молодежи: Учебник. / под ред. ВТ. Лисовского. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2006. - 232 с.
Социология. Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, 2-е издание. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 388 с.
Тихoмиpoв O.К. Пpoфессиoнальнoе станoвление личнoсти. - Яpoславль, 2006. - С.68-95.
Токарева Е.М. Социология: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2005. - 70 с.
Федорова К. Разговоры друзей, разговоры о друзьях, разговоры о дружбе / В сборнике науч.статей / под ред. О.В. Хархордина. - СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009. - С.81-114.
Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Наука, 2006. -320 c.
Хархордин О., Ковалева А. Градации близости в современной российской дружбе / В сборнике науч.статей / под ред. О.В. Хархордина. - СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009.- С.48-80.
Хархордин О.В. Дружба: классическая теория и современные заботы / В сборнике науч.статей / под ред. О.В. Хархордина. - СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009. - С.11-48.
Шапаpь В.Б., Poссoха В.Е. Нoвейший психoлoгический слoваpь. - Изд. 2-е - Poстoв н/Д.: Феникс, 2006. - 808 с.
Шеpкoвин Ю. А. Пpoблема ценнoстных opиентации и массoвые инфopмациoнные пpoцессы // Психoл. жуpн. - 2007. - Т.3. - № 5. - С.235-145.