Особенности эксплуатации грузового автотранспорта

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Транспорт, грузоперевозки
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,09 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности эксплуатации грузового автотранспорта

Введение

грузовой автотранспорт технический

Сельское хозяйство, одна из важнейших отраслей материального производства: возделывание сельскохозяйственных культур и разведение сельскохозяйственных животных для получения земледельческой и животноводческой продукции.

Реформы в сельском хозяйстве, как и во всей экономике, приводят к изменениям потребностей, связей, формированию рыночных принципов организации деятельности хозяйств, заготовительных организаций, перерабатывающих предприятий. Одновременно с этим происходят объективные структурные изменения потребностей сельскохозяйственных предприятий в грузовых автомобилях. В настоящее время в сельскохозяйственных предприятиях 90% грузов перевозят автомобили.

Грузовой автотранспорт самый мобильный из всех существующих видов транспорта. Преимуществами грузового автомобильного транспорта являются высокая маневренность, большая провозная способность, быстрота доставки грузов и пассажиров, меньшая себестоимость перевозок на короткие расстояния по сравнению с водным и железнодорожным транспортом и некоторые другие. Благодаря высокой маневренности грузовой автомобильный транспорт перевозит грузы непосредственно от склада отправителя до склада получателя без дорогостоящих перегрузок с одного вида транспорта на другой. Большие скорости движения на усовершенствованных дорогах позволяют более быстро доставлять грузы, чем по водным и железнодорожным путям.

Возрастающий уровень индустриализации сельскохозяйственного производства диктует настоятельную необходимость коренным образом улучшить эксплуатацию грузового автопарка путем более тесного взаимодействия агрономической и инженерной служб, объединения усилий хозяйств и предприятий.

В связи с этим в сельскохозяйственных предприятиях создаются ремонтные мастерские, пункты технического обслуживания, гаражи, организуется подготовка кадров, улучшается снабжение запасными частями, инструментом, приборами для ремонта и обслуживания автомобилей.

Рациональная организация грузового автотранспорта - одно из самых главных условий повышения эффективности сельского хозяйства.

Таким образом, выбранная тема работы является достаточно актуальной.

Цель курсового проекта заключается в разработке рекомендаций по повышению экономической эффективности использования грузового автотранспорта в сельском хозяйстве.

В соответствии с поставленной целью исследования, в проекте решались следующие основные задачи:

ü  теоретические исследования организации использования грузового автотранспорта в сельском хозяйстве;

ü  раскрыть роль грузового автотранспорта в решении продовольственной проблемы;

ü  анализ существующего положения и условий эксплуатации грузового автомобильного транспорта обслуживающего сельскохозяйственное предприятие ООО «Алтын Саба-М»;

ü  разработать предложения по совершенствованию механизма автотранспортных услуг в сельском хозяйстве.

Предметом исследования являются вопросы организации и управления эффективностью использования грузового автотранспорта в сельском хозяйстве.

Объектом исследования является сельскохозяйственное предприятие ООО «Алтын Саба-М» Сабинского района РТ.

1. Научные основы рационального использования грузового автотранспорта. Основные направления развития НТП

Грузовой автотранспорт является неотъемлемой составной частью сельского хозяйства. С помощью транспорта в сельском хозяйстве осуществляются транспортные и транспортно-технологические операции. К транспортным относятся внутрихозяйственные и внехозяйственные перевозки. Внутрихозяйственные перевозки связаны с перевозками груза между производственно-хозяйственными объектами, например: доставка горючего из центрального нефтесклада хозяйства на заправочные пункты отделений, доставка кормов из хранилищ на животноводческие фермы, доставка строительных материалов со склада на строящиеся объекты и т.п.

Внехозяйственные перевозки связаны с вывозом продукции сельскохозяйственных предприятий на заготовительные, перерабатывающие пункты или в торговые точки, а также с ввозом различных грузов, необходимых для нормального функционирования сельскохозяйственного предприятия. Сюда относится доставка с оптовых баз, промышленных предприятий или железнодорожных станций таких грузов, как минеральные удобрения, топливно-смазочные материалы, запасные части и т.д.

Транспортно-технологические операции связаны непосредственно с обслуживанием производственных процессов в сельском хозяйстве.

Перевозки грузов для сельского хозяйства имеют свои особенности. Главная особенность - сезонность, то есть неравномерная и непостоянная занятость на выполнение механизированных работ в течение календарного года. Следовательно перевозки сельскохозяйственных продуктов, удобрений, строительных материалов, товаров народного потребления и других грузов неравномерно распределяются в течение года. Наибольший объем перевозок приходится на весенне-летние и летне-осенние периоды времени. Другая особенность состоит в том, что в течение времени в продуктах сельскохозяйственного производства происходят сложные биологические процессы, от характера и интенсивности которых зависят качество и сохранность продуктов, их количество, качество и сохранность во многом определяются своевременностью и надежностью выполнения транспортных операций, т. е. качеством автотранспортного обслуживания сельскохозяйственного производства.

Ряд перевозимых сельскохозяйственных грузов обладают специфическими свойствами, что требует соблюдения особых условий как в процессе транспортировки, так и при осуществлении разгрузочно-погрузочных работ.

Грузы подразделяются по:

1.       По физико-химическим свойствам:

1)                Твердые грузы могут быть навалочные (перевозимые без упаковки - овощи, дрова и др.), насыпные (зерно, песок и т.д.), штучные (овощи и фрукты и т.п.).

2)      Жидкие грузы могут быть наливные (перевозимые в цистернах) и затаренные (горючее в бочках, молоко и т.п.).

)        Газообразные, как правило, перевозятся в таре (газовых баллонах).

2.       По размерам:

1)                Габаритные, которые свободно помещаются в стандартный кузов автомобиля.

2)      Негабаритные, шириной свыше 2 м, высотой более 2,5 м и длиной более 3м (например, строительные конструкции), которые требуют специальных транспортных средств.

)        Длинномерные, превышающие длину стандартного кузова на одну треть и более, для перевозки которых требуются прицепы-роспуски.

3.       По массе:

1)                Тяжеловесные (массой 250 кг).

2)      Обыкновенные (штучные грузы массой до 250 кг).

)        Легкие (солома, сено, торф и т.п.).

4.       По степени использования номинальной грузоподъемности транспортных средств грузы делятся на 5 классов, характеризующихся коэффициентами использования грузоподъемности:

1)                1-й класс грузов обеспечивает 100% использования грузоподъемности;

2)      2-й класс - 71-99%;

)        3-й класс - 51-70%;

)        4-й класс - до 50%.

К грузовому подвижному составу относят грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы общего назначения и специализированные автомобили, кузова которых приспособлены для перевозки определенных видов грузов (самосвалы, цистерны, фургоны и др.).

При определении необходимого числа грузовых автомашин для выполнения тех или иных работ, следует иметь данные, характеризующие объем, расстояние перевозок, продолжительность, состояния дорог.

Объем перевозок - это масса груза, которую планируется перевезти. Рассчитывают исходя из валового сбора сельскохозяйственных культур, производства продукции животноводства, объемов применяемых минеральных и органических удобрений и т.д.

Среднесуточную потребность хозяйства в автомобилях устанавливают на основе объема грузоперевозок и средней производительности одной автомашины за период.

Важное решение имеет расчет потребности в транспортных средствах для дополнения отдельных работ в определенный отрезок рабочего времени. Его можно произвести по следующей схеме.

Время одного рейса определяют по формуле:

Тр=2h/Vср+tr+tp, (1)

Vср. - средняя скорость движения, км/час;

tr - время на погрузку, час;

tр - время на разгрузку, час.

Число рейсов одной машины (Np):

Np= Npg*Tn/ Тр, (2)

где Npg - число рабочих дней за период;

Tn - продолжительность работ машин в период, час.

Объем грузоперевозок одной автомашины за рабочий период (Q):

Q= Np*Га, (3)

где Га - средняя грузоподъёмность одной автомашины, т

Число автомашин, необходимое для перевозки грузов (Wa):

Wa=Qn/ Q, (4)

где Qn - объем грузовых перевозок за рабочий период, т.

При оценки уровня организации использования грузовых автомобилей применяются следующие показатели:

1.      Коэффициент технической готовности (Кт.г.) характеризует

техническое состояние подвижного состава. Он рассчитывается делением количества автомобиле - дней технически исправных автомобилей (АДт.и.) к общему количеству автомобиле - дней пребывания в хозяйстве (АДхоз):

Кт.г = АДт.и / АДхоз, (5)

2.     
Коэффициент использования грузоподъёмности характеризует в какой степени используется при перевозке грузов номинальная грузоподъёмность автомобиля. Использование грузоподъёмности зависит от дорожных условий, соответствия подвижного состава характеру перевозимого груза (его объёмная масса, размер партии, правильность упаковки и укладки груза).

Эффективность использования грузовых автомобилей зависит от степени механизации погрузочных и разгрузочных работ.

Механизация - это замена ручного труда машинным. Различают частичную и комплексную механизацию. Частичная механизация - это замена ручного труда на машины на отдельных участках, стадиях основного и вспомогательного производств.

Комплексная механизация - это когда ручной труд заменятся машинным на всех стадиях основного и вспомогательного производств.

Использование грузового транспорта постоянно возрастает. В общем комплексе сельскохозяйственных работ транспортные и погрузочные операции составляют до 35-40% в растениеводстве и около 20% в животноводстве, а транспортные расходы в себестоимости сельскохозяйственной продукции - 17-38%.

Главная задача автомобильного транспорта сельскохозяйственных предприятий - это решение комплексной продовольственной проблемы, т.е. автомобильный транспорт играет существенную роль в своевременной доставке продукции к местам хранения и потребителям.

Снижение затрат на транспортные операции позволит значительно снизить стоимость сельскохозяйственной продукции при сохранении ее качества благодаря своевременной доставке ее потребителю или в места длительного хранения.

Уменьшения стоимости транспортных операций можно добиться несколькими путями. Один из таких путей - совершенствование технической эксплуатации автомобилей. Улучшение технической эксплуатации автомобилей позволяет снизить расходы на топливо и смазочные материалы, на амортизационные отчисления и непосредственно на текущий ремонт и техническое обслуживание.

Мировая политика показывает, что в последние десятилетия почти 2/3 прироста производства сельскохозяйственной продукции связано с реализацией научно-технического прогресса.

Научно-технический прогресс является важным фактором повышения экономической эффективности производства, если достижения науки и техники используются комплексно. Приоритетным направлением научно-технического прогресса становится разработка и создание принципиально нового комплекса машин.

Разработка и применение новых машин, оборудования и технологий в сельском хозяйстве открывает широкий путь для эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Важным условием рационального использования машин в сельскохозяйственном производстве является повышение надежности техники и соответствие ее достижениям научно-технического прогресса.

Надежность техники характеризуется комплексным параметром, включающим такие показатели:

1)       безотказность - свойство автотранспорта сохранять работоспособность в течение некоторого пробега (наработки) без вынужденных перерывов;

2)      долговечность автотранспорта - свойство его сохранять работоспособность до предельного состояния (капитального ремонта) с необходимыми перерывами для технических обслуживаний и текущих ремонтов. Предельное состояние транспорта может определяться по износу его базовых и основных агрегатов и деталей, по условиям безопасности движения, по изменению эксплуатационных свойств.

Надежность зависит от условий и интенсивности применения, качества производимых профилактических работ и ремонтов, использования диагностических средств и которая включает в себя также такие показатели, как ремонтопригодность и сохраняемость.

В конструкциях грузовых автомобилей все большее внимание уделяется повышению активной и пассивной безопасности, снижению уровня шума и вибраций, повышению топливной экономичности, снижению токсичности отработавших газов, повышению надежности, прочности и долговечности деталей.

В условиях массовой автомобилизации от водителя в первую очередь зависят безопасность движения и эффективность использования автомобилей. Водитель должен постоянно следить за исправностью автомобиля, добиваться высоких показателей в труде, доставлять грузы с наименьшими затратами времени и средств.

2. Характеристика природно-экономических условий хозяйства ООО «Алтын Саба-М»

ООО «Алтын Саба-М» расположено в Изминском сельском поселении Сабинского района РТ зоне. Предприятие включает в себя территории 3 сельских поселений: Олуяз, Пукаль, Утернясь. Главная усадьба хозяйства находится в сельском поселении Измя. Расстояние от центра хозяйства до города Казани 106 км, до ближайшей железнодорожной станции Шемордан - 10 км, до районного центра Богатые Сабы -6км. Транспортная связь с пунктами реализации сельскохозяйственной продукции и получения грузов осуществляется по асфальтированной автодороге районного значения Измя - Богатые Сабы.

Территория хозяйства характеризуется умеренно-континентальным климатом. Средняя годовая температура воздуха +2,7о С. Температура воздуха в летние месяцы достигает до 36 оС выше нуля, а в зимние месяцы опускается до 30-40 оС ниже нуля. Среднегодовое количество осадков равно 428 мм.

По почвенному бонитету сельскохозяйственные угодья составляют 23,79 баллов.

Территория изучаемого хозяйства расположена на водосборной площади реки Изминка. Рельеф территории характеризуется большим количеством широких разветвленных балок со склоном различной длины, крутизны.

Климатические условия в целом благоприятные для роста и развития всех сельскохозяйственных культур, возделываемых в данной зоне.

Помимо природных условий на сельскохозяйственное производство оказывают влияние и экономические условия. Экономическую характеристику производственной деятельности ООО «Алтын Саба-М» начнем с изучения земельных угодий. Рассмотрим изменение состава земельных фондов и структуру сельскохозяйственных угодий за 2009-2011 годы, анализируя таблицы 1.1

Таблица 1.1 - Состав земельного фонда и структура сельскохозяйственных угодий в ООО «СХП «Алтын Саба - М» Сабинского района за 2009-2011 годы

Виды угодий

Годы

В среднем по РТ за 2011 г. структура, %


2009

2010

2011



Площадь, га

Структура, %

Площадь, га

Структура, %

Площадь, га

Структура, %


Всего земель в т.ч. сельхозугодья из них пашня сенокосы пастбища Процент распаханности

7111  6535 5897 26 612 х

х  100 90,2 0,4 9,4 90,2

6981  6465 5827 26 612 х

х  100 90,1 0,4 9,5 90,1

7005  6464 5827 26 611 х

х  100 90,1 0,4 9,5 90,1

х  100 85,1 2,5 12,4 85,1


Состав и структура сельскохозяйственных угодий в ООО «Алтын Саба-М» к 2011 году уменьшились на 70га или на 1,1% по сравнению 2009 годом и сократились на 1 га или 0,02% по сравнению с 2010 годом.

Из таблицы видно, что основную площадь сельскохозяйственных угодий составляет пашня. Пашня является наиболее продуктивным видом угодий. Так же пашня характеризует процент распаханности. Чем выше этот показатель, тем больше у хозяйства возможности получить больше продукции с единицы сельхозугодий. В 2011 году хозяйство имеет значение по этому показателю 90,1%, что больше в среднем по республике на 8,6%. Это свидетельствует о том, что при прочих равных условиях ООО «Алтын Саба-М» имеет возможности получать больше продукции с единицы земельных угодий, чем в среднем по РТ.

Структура земельных угодий в определенной степени зависит от специализации предприятия. Специализация - это конкретная форма общественного разделения труда. Разделение труда происходит на всех стадиях общественного производства и отражает уровень развития производительных сил. Для всесторонней характеристики специализации сельскохозяйственных предприятий применяется система показателей, наиболее важным среди которых являются показатели структуры товарной продукции, структуры денежной выручки и структуры валовой продукции. Главным среди них является показатель структуры товарной продукции.

Таблица 1.2 - Структура товарной продукции в ООО «Алтын Саба-М»

Сабинского района РТ за 2009-2011 годы

Виды продукции

Годы

Структура товарной продукции за 2009-2011гг., %


2009

2010

2011



Стоимость, тыс. руб.

Структура, %

Стоимость, тыс. руб.

Структура, %

Стоимость, тыс. руб.

Структура, %

Структура, %

Зерно и зернобобовые Картофель Молоко Мясо КРС Мясо свиней

 504,9 110,1 903,6 446,9 59,4

 24,9 5,4 44,6 22,1 2,9

 14,0 92,3 1034,3 397,9 466,0

 0,7 4,6 51,6 19,9 23,2

 311 1,2 1133,9 524,1 194,4

 14,4 0,1 53,4 24,2 9,0

 13,3 3,4 49,9 22,1 11,7

Всего по хозяйству

 2024,9

 100

 2004,5

 100

 2164,6

 100

 100


На основании данных таблицы 1.2 можно сделать вывод, что ООО «Алтын Саба-М» Сабинского района имеет скотоводческую специализацию, так как скотоводство занимает в структуре товарной продукции 72%.

Для характеристики уровня (степени) специализации хозяйства используется показатель коэффициента специализации. Его величина определяется на основе данных таблицы 1.2 по формуле И.В. Поповича:

, (2.1)

где  - коэффициент специализации;

p - удельный вес каждой отрасли в структуре стоимости товарной продукции;

i - порядковый номер отрасли в ранжированном ряду по удельному весу в структуре стоимости товарной продукции, начиная с высшего.

Значение коэффициента специализации может колебаться от 0 до 1.

Если уровень меньше 0,2 - это свидетельствует о слабо выраженной специализации;

от 0,2 - 0,4 - о среднем;

от 0,4 - 0,6 - о высоком;

выше 0,6 - о глубоком.

Для ООО «Алтын Саба-М» коэффициент специализации равен 0,51

Величина коэффициента специализации 0,51 свидетельствует о высоком уровне специализации хозяйства.

Результаты сельскохозяйственного производства во многом зависят от обеспеченности и уровня использования производственных фондов. Обеспеченность предприятия основными средствами производства в необходимом количестве является важным фактором повышения эффективности сельскохозяйственного производства. Уровень обеспеченности сельскохозяйственного предприятия основными средствами оказывает непосредственное влияние на своевременность выполнения сельскохозяйственных работ, и на объем и качество производимой продукции. И как следствие, на финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Обеспеченность сельскохозяйственных предприятий основными производственными фондами характеризуется показателями фондооснащенности и фондовооруженности труда. Чем выше уровень этих показателей, тем лучше предприятие обеспечено основными производственными фондами.

Фондооснащенность - это среднегодовая стоимость основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения на 100 га сельхозугодий.

Фондовооруженность труда - это стоимость основных производственных фондов сельхозназначения на 1 среднегодового работника.

Таблица 1.3 - Уровень фондооснащенности и фондовооруженности труда в ООО «Алтын Саба - М» Сабинского района за 2009-2011 годы

Показатели

Годы

В среднем по республике, 2011 год


2009

2010

2011


Среднегодовая стоимость основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения, тыс. руб. Площадь сельскохозяйственных угодий, га. Среднегодовая численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, чел. Фондооснащенность на 100 га сельскохозяйственных угодий, тыс. руб. Фондовооруженность на 1 работника, тыс. руб

27830,5    6535  174    425,9   159,9

34701,5    6465  188    536,8   184,6

36857    6464  213    570,2   173,0

168934    6251  124    2698,1   1362,4


Показатели таблицы 1.3 свидетельствуют о том, что за исследуемый период наблюдается тенденция повышения обеспеченности хозяйства основными производственными фондами сельскохозяйственного назначения. Фондооснащенность выросла за исследуемый период с 425,9 до 570,2 тыс. руб., то есть на 144,3 тыс. руб. Данный показатель нижее республиканского значения на 2127,9 тыс. руб. Несмотря на укрепление материально-технической базы сельского хозяйства, уровень обеспеченности отрасли производственными ресурсами недостаточен. Необходимо увеличить долю капитальных вложений, направленных на строительство, модернизацию и переоснащение предприятий. С ростом фондооснащенности создаются условия для выполнения сельскохозяйственных работ в лучшие агротехнические сроки, и на этой основе снижение потерь произведенной продукции. Все это в конечном итоге ведет к увеличению объема произведенной продукции, снижению ее себестоимости, повышению качества и на этой основе к увеличению доходности предприятия.

Фондовооруженность на изучаемом предприятии с 2009 по 2010 год она возросла на 24,7 тыс. руб., а с 2010 года по 2011 год уменьшена на 11,6 тыс. руб. Изменение этого показателя произошло за счет увеличения численности среднегодовых работников и увеличения стоимости основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения.

Уровень развития материально-технической базы сельского хозяйства во многом зависит от состояния обеспеченности сельскохозяйственных предприятий энергетическими ресурсами. Она характеризуется показателями энергооснащенности и энерговооруженности труда.

Энергооснащенность - количество энергетических мощностей на единицу посевной площади (1, 100, 1000 га).

Энерговооруженность - количество потребляемой на производственные нужды электроэнергии в расчете на одного среднегодового работника, занятого непосредственно на производстве.

Таблица 1.4 - Уровень энергооснащенности и энерговооруженности труда в ООО «Алтын Саба - М» Сабинского района РТ за 2009-2011 годы

Показатели

Годы

В среднем по республике, 2011 г.


2009

2010

2011


Сумма энергетических мощностей, л.с.

5595,0

8393,0

12449,0

7451

Площадь пашни, га.

5897,0

5827,0

5827,0

5317

Среднегодовая численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, чел.

174

188

213

124

Энергооснащённость на 100 га пашни, л.с.

94,9

144,0

213,6

140,1

Энерговооружённость на 1 работника, л.с.

32,2

44,6

58,4

60,0


Таблица 1.4 показывает, что с увеличением энергетических мощностей увеличивается такие количественные показатели, как энергооснащенность на 100 га пашни (л.с) и энерговооруженность на одного работника (л.с.). Самый высокий уровень энергооснащенности наблюдается в 2011 году. Рост произошел за счет роста суммы энергетических мощностей. К 2011 году энергооснащенность на 100 га составила 213,6 л.с, что выше показателя на 69,6 л. с. или на 32,6% и на 118,7 л.с или на 55,6% по сравнению с 2010 и 2009 годами соответственно. В среднем по РТ за 2011 год этот показатель составляет 140,1 л. с, что меньше показателя по хозяйству за 2011 год на 34,4%.

И по уровню энерговооруженности самый высокий показатель достигнут в 2011 году. В целом, на изменение в уровне данных показателей оказывают влияние такие показатели как: сумма энергетических мощностей, площадь пашни и число среднегодовых работников. Показатель энерговооруженности хозяйства в целом в динамике имеет тенденцию роста.

По нормам показатель энерговооруженности должен составлять 50-55 л.с. на 1 работника. В 2011 году этот показатель в ООО «Алтын Саба-М» выше нормы примерно на 3,4 л.с. Это связано, прежде всего, с значительной суммой энергетических мощностей. Высокий уровень показателей энергообеспеченности свидетельствует о высоком уровне механизации. Это, в свою очередь, приводит к снижению затрат труда, что влияет на производительность труда в сторону увеличения, а это в конечном итоге уменьшает себестоимость производимой продукции и тем самым увеличивается уровень рентабельности производства. Следовательно, необходимо только укреплять материально-техническую базу предприятия.

Обеспеченность сельскохозяйственных предприятий конкретными видами технических средств определяется отношением фактического их наличия в хозяйстве к требуемому в соответствии с установленными нормативами и выражается в процентах (таблица 1.5).

Таблица 1.5. Уровень обеспеченности основными машинами в ООО «Алтын Саба-М» Сабинского района РТ за 2009-2011 гг.

Показатели

Годы

В среднем по республике за 2011 г.


2009

2010

2011


Площадь пашни, га

5897

5827

5827

5317

Нормативная нагрузка пашни на 1 физический трактор, 100 га

100

100

100

100

Требуемое число физических тракторов, шт.

58

58

58

53

Имеется физических тракторов, шт.

23

45

60

21

Уровень обеспеченности тракторами, %

39,7

77,6

103,4

39,6

Площадь посева зерновых и зернобобовых, га

1900

2200

2200

2153

Нормативная нагрузка посевов на 1 зерноуборочный комбайн, га

150

150

150

150

Требуемое число зерноуборочных комбайнов, шт.

13

15

15

14

Имеется зерноуборочных комбайнов, шт.

3

4

5

5

Уровень обеспеченности зерноуборочными комбайнами, %

23,1

26,7

33,3

36,0


Анализируя таблицу 1.5. «Уровень обеспеченности основными машинами в ООО «Алтын Саба-М» Сабинского района можно сказать следующее: показатели уровня обеспеченности тракторами показывают его увеличение от 2009 года к 2011 году (39,7%; 77,6%; 103,4% соответственно).

Такое положение можно объяснить тем, что число физических тракторов и площадь пашни из года в год возрастает.

Уровень обеспеченности зерноуборочными комбайнами также имеет тенденцию возрастания с 2009 года к 2011 году (от 23,1% до 33,3%), а с 2010 года к 2011 году возрастание на 6,6% (от 26,7% до 33,3%).

Уровень обеспеченности тракторами выше средне республиканских данных на 63,8%, зерноуборочными комбайнами ниже на 2,7%.

Одним из важнейших условий для успешного ведения хозяйства является обеспеченность трудовыми ресурсами. Уровень обеспеченности трудовыми ресурсами сельскохозяйственного предприятия имеет большое значение для увеличения объема производства продукции, так как от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования зависит своевременность выполнения сельскохозяйственных работ.

В сельском хозяйстве на эффективность использования труда существенное влияние оказывает сезонный характер производства, обусловленный несовпадением времени производства с рабочим периодом. В сельском хозяйстве наблюдается более низкий уровень механизации трудовых процессов в растениеводстве и в животноводстве. Значительная часть работ при подготовке семян и посадочного материала, ухода за растениями, уборке и товарной доработке продукции в растениеводстве выполняется вручную.

Изучение проблемы трудовых ресурсов является одной из коренных проблем организации и управления производством. Одним из направлений ее изучения является анализ уровня использования запаса труда (таблица 1.6)

Таблица 1.6. - Уровень использования запаса труда в ООО «Алтын Саба - М» Сабинского района РТ в 2009-2011 годы

Показатели

Годы

В среднем по республике, 2011 г


2009

2010

2011


Среднегодовое число работников, чел. Годовой запас труда, тыс. чел. дней Фактически отработано, тыс. чел. дней Уровень использования запаса труда, %

176 45,8 53,0 115,7

199 51,7 61,0 118,0

240 62,4 73,0 117,0

133 34,6 39 112,7


По таблице 1.6 видно, среднегодовое число работников хозяйства из года в год увеличивается, и к 2011 году составило 240 человек, т.е с 2009 года к 2011 году увеличилось на 36,4%. И соответственно наблюдается увеличение годового запаса труда: в 2009 году данный показатель был равен 45,8 тыс. чел-дней, а в 2011 году - 62,4 тыс. чел-дней.

С увеличением числа работников наблюдается увеличение прямых затрат труда. В среднем по республике этот значение по данному показателю равно тыс. чел-час, что больше на % по сравнению с показателем 2011 года.

Уровень использования запаса труда в ООО «Алтын Саба-М» Сабинского района колеблется: в 2009 году уровень использования запаса труда составила 115,7%, что меньше на 2,3% показателя 2010 года, а к 2011 году наблюдается снижение на 1% по сравнению с 2010 годом.

Если сравнить с значениями в среднем по республике, то увидим, что в изучаемом хозяйстве уровень использования запаса труда меньше на %.

Для всесторонней оценки достигнутого уровня экономической эффективности производства в сельскохозяйственных предприятиях применятся система показателей, характеризующих использование главных факторов сельскохозяйственного производства - земли, производственных фондов и труда. Наиболее важным в системе этих показателей являются стоимость валовой продукции, сумма валового дохода, сумма чистого дохода и прибыли в расчете на 100 га соизмеримой пашни, на 1 среднегодового работника, на 100 рублей основных производственных фондов сельскохозяйственного назначения, на 100 рублей издержек производства, а также показатели уровня рентабельности и нормы прибыли.

Оценка экономической эффективности производства сельскохозяйственной продукции в ООО «Алтын Саба-М» Сабинского района РТ приведена в таблице 1.7.

Таблица 1.7. - Показатели экономической эффективности сельскохозяйственного производства в ООО «Алтын Саба - М» за 2009-2011 годы

Показатели

Годы

В среднем по РТ за 2011 г.


2009

2010

2011


Стоимость валовой продукции расчете на: 100 га соиз. пашни, тыс. руб.

202,3

141,2

203,6

182,9

1 среднегод. работника, тыс. руб.

17,1

10,9

13,9

24,0

100 руб. осн. произ. фондов, руб.

10,7

5,9

8,0

1,9

100 руб. издержек производства, руб.

1,8

1,5

1,8

3,5

Сумма валового дохода в расчете на: 100 га соизм. пашни, тыс. руб.

615,6

-736,6

2132,9

1671,2

1 среднегод. работника, тыс. руб.

52,0

-56,9

145,5

219,2

100 руб. осн. произ. фондов, руб.

32,5

-30,8

25,7

17,2

100 руб. издержек производства, руб.

7,8

-7,8

18,4

23,0

Сумма прибыли, убытка (-) в расчете на: 100 га соиз. пашни, тыс. руб.

-90,3

-495,4

-175,6

119,5

1 среднегод. работника, тыс. руб.

-7,6

-11,9

15,7

100 руб. осн. произ. фондов, руб.

-4,8

-20,7

-6,9

1,2

100 руб. издержек производства, руб.

-1,1

-5,3

-1,5

1,6

Уровень рентабельности, убыточности (-), %

-1,9

-8,3

-0,5

2,2


Из таблицы 1.7, мы видим, что в целом за 3 года основные показатели эффективности производства снизились. Рассчитанные показатели показывают, что финансовые результаты в ООО «Алтын Саба-М» значительно отличаются от среднереспубликанских показателей. Показатель суммы прибыли существенно сократился, что связано с высокой себестоимостью продукции.

Суммы прибыли в расчете на 100 га соизмеримой пашни, 1 средне-годового работника, на 100 руб. основных производственных фондов, на 100 руб. издержек производства в течении 3 лет снижается, что связано с уменьшением суммы прибыли в 2010г., по сравнению с 2009г., на 11,2 тыс руб.

Максимальный уровень рентабельности приходится на 2011 год. В период с 2009 года по 2011 год происходит увеличение уровня рентабельности. Показатель рентабельности в ООО «Алтын Саба-М» более чем в 4 раза ниже показателя по республике.

В целом по сделанным расчетам можно сказать, что хозяйство убыточное, что свидетельствует показатели рентабельности и хозяйству необходимо выработать определенные пути для устранения проблем. Основными путями повышения экономической эффективности сельскохозяйственного производства являются рост валовой продукции, снижение затрат на ее производство и совершенствование каналов реализации. В условиях рынка расширились возможности предприятий по продаже сельскохозяйственной продукции по наиболее эффективным направлениям, что способствует получению дополнительного размера дохода от хозяйственной деятельности. Необходимо также укрепить материально-техническую базу, использовать возможности научно-технического процесса, внедрить комплексную механизацию, применять достижения науки. И только тогда мы сможем повысить прибыль, чистый доход и в целом увеличить рентабельность хозяйства.

3. Особенности эксплуатации грузового автопарка

.1 Состав и балансовая стоимость грузового автопарка

Наиболее широкое применение в сельском хозяйстве имеет грузовой автомобиль общего назначения обычной или повышенной проходимости, который при наличии сменных приспособлений и прицепов является универсальным средством, пригодным для перевозки разнообразных сельскохозяйственных грузов.

Состав грузового автотранспорта в ООО «Алтын Саба-М» Сабинского района приведении в таблице 3.1

Таблица 3.1 Состав грузового автопарка и его характеристика по мощности в ООО «Алтын Саба-М» Сабинского района РТ за 2009-2011 годы

Марки машин

Годы

2011 год в% к 2009


2009

2010

2011



Количество, ед.

Стоимость, руб.

Количество, ед.

Стоимость, руб.

Количество, ед.

Стоимость, руб.


ЗИЛ-554

3

3200150

3

3150000

3

3000000

95,2

КамАЗ - 55102

3

17000000

8

16000000

8

8395801

52,5

Суммарная мощность, кВт

1146

-

2101

-

2101

-

100

Общий тоннаж

40

-

77

-

77

-

100


Как видно из таблицы 3.1., в 2009 году количество ЗИЛа-554 - 3 единиц, КамАЗа-55102 - 3 единиц. Количество единиц КамАЗа-55102 в 2010 и 2011 годах увеличилось на 5 единиц по сравнению 2008 годом. Суммарная мощность также увеличилось по отношению 2010 и 2011 годами на 955 кВт. Такое увеличение связано с приобретением новых автомобилей. Общий тоннаж тоже имеет тенденцию увеличения из-за приобретенных новых автомобилей на 37 т.

3.2 Анализ использования автомобилей и особенности в организации проведения ремонтов и техуходов

Основными количественными показателями использования грузового автотранспорта являются объем перевозок и грузооборот.

Таблица 3.2 Показатели использования грузового автопарка в ООО «Алтын Саба-М» Сабинского района РТ за 2009-2011 годы

Показатели

Годы

В среднем за 3 года

Отклонение отчетного от базисного года (2011 от 2009)


2009

2010

2011



Автомобиле-дни пребывания в хозяйстве

2555

954

4 000

2503

1445

Автомобиле-дни в работе

1079

954

2 100

1377,7

1021

Автомобиле-дни в технич. исправном состоянии

1079

954

2100

1377,7

1021

Авто-тонна-дни пребывания в хозяйстве

17885

6678

28000

17521

10115

Авто-тонна-дни в работе

7553

6678

14700

9643,7

7147

Общий пробег, тыс. км

109

99,6

421

209,9

312

Пробег с грузом, тыс. км

53

46,7

103

67,6

50

Время пребывания в наряде, час.

7553

6678

28000

1377,7

20447

Время пребывания в движении, час.

7553

6678

28000

1377,7

20447

Время простоев, час.

0

0

0

0

0

Перевезено грузов, т.

16

18,7

42,6

25,8

26,6

Сделано, т-км

213 000

284 600

724 000

407 200

511 000


Из таблицы 3.2 видно, что автомобиле-дни пребывания в хозяйстве, сравнивая 2009 и 2011 года, увеличилось на 1445 дней или 36,2%, автомобиле-дни в работе имеет тенденцию увеличения на 1021 дней или на 49%. Авто-тонна дни пребывания в хозяйстве в 2011 году увеличилась на 10115 или на 36,2% по сравнению с 2009 годом. Авто-тонна дни в работе в 2009 году меньше на 7147 или на 49%, чем в 2011 году. Общий пробег в 2009 году составил 109 тыс. км, а в 2011 году-421тыс.км, что на 75% больше. Все эти значительные изменения связаны с приобретением новых грузовых автомобилей.

Автомобиль может участвовать в транспортном процессе и приносить определенный доход, если он технически исправен и находится в работоспособном состоянии.

Техническое обслуживание - главное звено в общей схеме мероприятий на поддержания машин в работоспособном состоянии. Своевременное и качественное выполнение полного объема работ по техническому обслуживанию обеспечивает технически исправное состояние автомобилей и способствует повышению их производительности. В нашем предприятии принято проводить следующие виды технического обслуживания:

·        ежедневное техническое обслуживание, задача которого является: общий контроль, направленный на обеспечение безопасности движения; поддержание надлежащего внешнего вида автомобиля; заправка его топливом, маслом и охлаждающей жидкостью, а для некоторых видов подвижного состава - санитарная обработка кузова;

·        техническое обслуживание №1 - ТО-1 и №2 - ТО-2, в задачи которых заключается в снижении интенсивности изменения параметров технического состояния механизмов и агрегатов автомобиля, выявление и предупреждение неисправностей и отказов, обеспечение экономичности работы, безопасности движения путем своевременного выполнения контрольных, смазочных, крепежных, регулировочных и других работ.

Важное значение имеет правильная организация ремонта машин. В соответствии с назначением и характером выполняемых работ ремонт подразделяется на текущий и капитальный ремонт.

Текущий ремонт предназначен для устранения возникших отказов и неисправностей. Он способствует выполнению норм пробега до капитального ремонта при минимальных простоях. При текущем ремонте автомобиля допускается замена отдельных узлов и агрегатов, требующих текущего или капитального ремонта, а при текущем ремонте агрегатов допускается замена отдельных деталей, достигших предельно допустимого состояния, кроме базовых.

Капитальный ремонт предназначен для восстановления работоспособности автомобилей и агрегатов и обеспечения пробега до следующего капитального ремонта не менее 80% от нормы для новых автомобилей и агрегатов. Капитальный ремонт автомобиля предусматривает полную его разборку, контроль-сортировку деталей, восстановление или замену деталей, капитальный ремонт или замену агрегатов и узлов, сборку, регулировку и испытание.

3.3 Обеспеченность водительским составом и организация оплаты труда

От рационального использования трудовых ресурсов сельскохозяйственного предприятия зависит своевременность выполнения сельскохозяйственных работ, эффективность использования техники. Рассмотрим обеспеченность водительским составом хозяйства ООО «Алтын Саба-М» Сабинского района РТ в таблице 3.3.

Таблица 3.3 Обеспеченность водительским составом в ООО «Алтын Саба-М» Сабинского района РТ за 2009-2011 годы

Показатели

Годы

В среднем за 3 года


2009

2010

2011


Среднегодовая численность, чел.

6

11

11

9,3

Отработано ими, чел-дней

1828,8

3352,8

3352,8

2844,8

Из общего числа водителей, чел 1 класса 2 класса 3 класса

 2 3 1

 3 4 4

 3 4 4

 2 3 3

Из общего числа водителей со стажем работы: до 2-х лет от 2-х до 5 лет от 5 до 10 лет от 10 до 15 лет от 15 до 20 лет свыше 20 лет

 1 5 - - - -

 6 5 - - - -

 5 6 - - - -

 4 5,3 - - - -


Как показывают данные таблицы 3.3 среднегодовая численность работников в 2009 году было 6 человек, а в 2010 и 2011 годах 11 человек, значит численность увеличилась на 5 человек. Отработано ими в 2008 году 1828,8 чел.-дней, что меньше на 45,5% по сравнению с 2010 и 2011 годами, в этих периодах отработанные дни рабочими составляют 3352,8 чел.-дней.

В нашем хозяйстве оплата труда водителям производится по сдельной системе. Сдельная прямая система оплаты труда водителей грузовых автомобилей предусматривает начисление им заработной платы по сдельным расценкам за тонно-километры. Норматив времени и расценку устанавливают в 1 т/км по грузоподъемности, группы автомобилей.

Водителям автомобилей производится надбавка за классность:

класс - 25%;

класс - 10%

За выходные и праздничные дни в двойном размере.

3.4 Основные показатели эффективности и использования грузового автотранспорта

При определении себестоимости продукции на автомобильном транспорте практикуется условное деление затрат на переменные и постоянные. К переменным расходам относят те, которые зависят от изменения общего пробега автомобилей. Это затраты на топливо, смазочные материалы, техническое обслуживание и ремонт автомобилей, амортизационные отчисления по подвижному составу и др.

К постоянным расходам относят те, которые не зависят от общего пробега автомобилей. Они планируются на 1 автомобиле-день работы. Это накладные расходы и заработная плата водителей. Заработная плата водителей грузовых автомобилей при сдельной системе оплаты труда включается в постоянные расходы условно, так как ее величина зависит от расстояния перевозок грузов и, следовательно, от пробега автомобилей. В таблице 3.4 рассматриваются эксплуатационные затраты.

Таблица 3.4 Затраты на эксплуатацию автотранспорта в ООО «Алтын Саба-М» Сабинского района РТ за 2009-2011 годы

Статьи затрат

Годы

В среднем за 3 года


2009

2010

2011


Расход топлива, т

32

55,6

166

84,5

Сумма производственных затрат-всего, руб. в том числе: затраты на оплату труда ГСМ амортизация ремонт и ТО

 621 481  407 000 620 000 86 000 359 000

 2 954 700  419 300 851 800 90 500 414 600

 11 502 000  986 558, 8 3 523 000 177 512, 4 1 762 000

 5 026 060,33  604 286,3 1 664 933,3 118 00 433 2 089 000


Данные таблицы 3.4 показывают, что самые большие затраты приходят на ГСМ. Для организации работ автомобилей требуется большое количество топлива. Ежегодно потребляется бензина в сельском хозяйстве 30%, дизельного топлива - 40%. Для грузовых автомашин потребность в бензине начисляют исходя из объема грузоперевозок и средств норм расхода 1 т/км.

Далее рассмотрим показатели эффективности и использования автотранспорта в таблице 3.5.

Таблица 3.5 Показатели оснащенности хозяйства и эффективности использования грузового автотранспорта в ООО «Алтын Саба-М» Сабинского района РТ за 2009-2011 годы

Наименование показателей

Годы

В среднем за 3 года


2009

2010

2011


Грузоподъемность автомобилей приходящееся на 1 га сельхозугодий, т/га

0,005

0,012

0,012

0,01

Фондооснащенность, руб/га

3213,5

3093,6

1762,9

2690

Энергооснащенность, кВт/га

0,2

0,4

0,4

0,3

Годовая производительность, км

109 000

99 600

421 000

209 900

Годовая производительность, т/км

213 000

284 600

724 000

1 221 600

Коэффициент использования автопарка

0,4

1

0,5

0,6

Коэффициент технической готовности автопарка

0,4

1

0,5

0,6

Коэффициент использования пробега

0,3

0,4

0,2

0,3

Фондоемкость грузооборота, руб/10тКм

98,9

70,3

157,4

108,9

Трудоемкость грузооборота, чел-час/тКм

0,06

0,08

0,06

0,1

Себестоимость грузооборота, руб/тКм

2,9

10,4

15,9

9,7

Среднетехническая скорость движения, км/час

14,4

14,9

15,0

14,8

Средняя эксплуатационная скорость движения, км/час

14,4

14,9

15,0

14,8

Среднесуточный пробег, км

7,0

6,9

3,7

17,6


На основании данных таблицы 3.5, можно сделать следующие выводы о том что фондооснащенность имеет тенденцию уменьшения в изучаемом периоде, а именно в 2010 году она уменьшилась на 4% по сравнению с 2009 годом, а в 2011 году уменьшилась на 44,1%. Такое уменьшение связано с изменением балансовой стоимости грузовых автомобилей с каждым годом.

Такой показатель как энергооснащенность в 2010 и 2011 годах имеет тенденцию увеличения на 50% по сравнению с 2009 годом. Это связано с тем что, количество автомобилей в 2009 году было меньше, чем в 2010 и 2011 годах, т.е. с увеличением количества автомобилей, увеличивается, следовательно, и суммарная мощность грузовых автомашин.

Коэффициент использования парка автомобилей характеризует степень использования автомобилей на линии. В нашем хозяйстве колеблется.

По коэффициенту технической готовности парка автомобилей можно дать оценку работы технической службы предприятия, уровню организации технического обслуживания и ремонта. Также имеются колебания.

Коэффициент использования пробега пробега характеризует уровень организации процесса перевозок. В 2009 году был равен 0,3, в 2010 году - 0,4, в 2011 году - 0,2.

Трудоемкость грузооборота увеличивается на 0,02 чел.-час в 2010 году, если сравнить с 2009 годом, и снижается на 0,02 чел.-час в 2011 году. Это связано тем, что увеличился состав водителей грузового автотранспорта.

Себестоимость грузооборота имеет тенденцию увеличения в изучаемом периоде, а именно в 2010 году себестоимость увеличилась на 73,3%, а в 2011 году 35,6%. Это связано с увеличением производственных затрат на эксплуатацию грузовых автомобилей в изучаемом периоде.

4. Разработка текущего плана работы вспомогательного производства (грузового автопарка)

.1 Обоснование планового объема работы по грузовому автопарку

Критерием оптимальности планирования грузоперевозок может быть минимальный размер грузооборота, что при одинаковых условиях транспортировки грузов соответствовать минимальным транспортным расходам. Если дорожные условия транспортировки определенного груза существенно отличаются, то при решении задачи по выбору оптимального плана грузоперевозок за критерий оптимальности следует принимать минимум транспортных расходов. Такие задачи могут успешно решаться специалистами хозяйств с небольшими затратами времени методом аппроксимации (приближенных вычислений).

Чтобы плановое задание автопарка соответствовало требованиям внутрихозяйственного расчета, целесообразно планировать объемы работ и затраты как в целом по автопарку, так и каждой марки автомобилей. Если разница в техническом состоянии автомобилей одной марки значительная следует дифференцировать задачи по отдельным машинами.

При разработке плана используется совокупность различных методов и приемов и каждый метод обладает своей спецификой.

Балансовый метод используется для того, чтобы обеспечить согласованность взаимосвязанности показателей и добиться баланса между ними.

Нормативный метод базируется на строго обоснованной прогрессивной, нормативной базе планирования.

На сельскохозяйственных предприятиях план транспортных работ составляют на основе годовых производственных программ растениеводческих и животноводческих отраслей, а также подсобных производств. Он охватывает весь объем перевозок грузов как в течение года, так и по периодам работ с учетом календарных сроков их выполнения. При этом учитывают все перевозки по реализации продукции и обслуживанию производственных процессов в растениеводстве, животноводстве и вспомогательных подразделениях предприятия. Планируют грузоперевозки по периодам и видам транспортных средств.

Планируют работу на основе передовых технологий и рациональной организации труда. При этом используют принятые на предприятии технические нормативы транспортных работ: скорость движения машин в различных условиях, время на погрузку и разгрузку, показатели плана ТО.

Планирование годового грузооборота в тонно-километрах по маркам автомобилей производится по формуле:

Мткм=Qобщ * γ*Дк * α * Lдн*β,

где Qобщ - общий тоннаж автомобилей, т;

Lдн - среднесуточный пробег автомобиля данной марки, км;

Дк - количество дней в году (365 дн.);

α, β, γ - запланированные коэффициенты использования автопарка, пробега и грузоподъемности [6, с.177]

Коэффициенты использования автопарка, пробега и тоннажа устанавливаются обычно как среднепрогрессивные величины по фактическим данным за прошлые годы с учетом мер по улучшению работы автопарка.

Объем перевозок в тоннах определяется по формуле:

Qгод I = Мткм / lср I; lср I = Lср I /2nрейс,

где lср I - среднее расстояние перевозки грузов машинами данной марки;

nрейс - количество рейсов за сутки. [6, с.177]

Годовой пробег по маркам машин устанавливается на основе выражения:

Lгод = Lдн * Др; Др = Дк * α * na l;

где Др - запланированное количество автомобиле-дней в работе, дн.;

na l - количество автомобилей данной марки. [6, с.177]

На основании этих формул были рассчитаны показатели использования проектируемого состава автопарка, которые приведены в таблице 4.1

Таблица 4.1 Показатели использования проектируемого состава автопарка

Наименование показателей

Марки автомобилей

Итого по хозяйству


КамАЗ-55102

ЗИЛ-554


Общий тоннаж автомобиля, т

65

12

77

Автомобиле-дни пребывания в хозяйстве

2920

1095

5 110

Автомобиле-дни в работе

2438,4

914,4

3352,8

Автомобиле-дни в технически исправном состоянии

2438,4

914,4

3352,8

Авто-тонно-дни в работе

2743,2

22 250,4

Общий пробег автомобилей, км

245 280

91 980

337 260

Пробег с грузом, км

106 000

58 000

164 000

Время пребывания в наряде, час.

17 068,8

6400,8

23 469,6

Время пребывания в движении, час.

17 068,8

6400,8

23 469,6

Объем грузоперезовок, т

124 659,9

23 373,7

148 033,6

Объем грузооборота, т/км

1 059 609,6

198 676,8

1 258 286,4


Лимит затрат по автомобильному парку и себестоимость грузоперевозок складываются из прямых и косвенных затрат.

К расходам на содержание и использование собственного грузового автотранспорта относится оплата труда шоферов и работников гаража с отчислениями, стоимость топлива и смазочных материалов; амортизация и текущий ремонт автомобилей, прицепов, гаража и оборудования; износ и ремонт автошин, другие затраты (материалы, инструмент, электроэнергия и т.п.), затраты на охрану труда и технику безопасности, затраты на обтирочный материал и инструменты.

Затраты на основную и дополнительную зарплату водителям с начислениями определяются с помощью формулы:

З от =Z*Тгоддопсто*Ксц,

где Z - часовые тарифные ставки автомобилей (берем из справочника «Производственно-финансовая деятельность сельскохозяйственных предприятий»);

Тгод - суммарные затраты рабочего времени водителей в течение года, час.;

Кдоп Кст Ко Ксц - коэффициенты дополнительной оплаты, стажа, отпусков и начисления по единому социальному налогу.

Тгод = tдн * Др,

где tдн - средняя дневная продолжительность работы автомобилей в час.;

Др - запланированное количество автомобиле-дней в работе, дн. [6, с.177]

Затраты на смазочные материалы:

Зсмсм*0,01*Gтопсм,

где Цсм - цена на соответствующие смазочные материалы, руб/кг;

Gтоп - годовая потребность основного топлива для данной марки машин, кг;

Нсм - норма соответствующих смазочных материалов в% к основному топливу берем из справочника «Производственно-финансовая деятельность сельскохозяйственных предприятий»

Амортизационные отчисления определяются по формуле:

За=0,00001*Сб*а* Lгод, Сба* na l

где Сб - балансовая стоимость автомобиля данной марке, руб.;

а - норма амортизационных отчислений на полное восстановление и на капитальный ремонт в% от балансовой стоимости;

Lгод - годовой пробег автомобилей данной марки, км;

Ца - цена автомобиля данной марки;

na l - количество автомобилей данной марки, шт. [6, с.177]

Затраты на текущий ремонт, техническое обслуживание, восстановление износа резиновых шин определяются на основе выражения:

Зрто=0,001*Нрто* Lгод,

где Нрто - суммарная норма затрат на текущий ремонт, техническое обслуживание, восстановление износа резиновых шин, руб/1000км.

Расчет себестоимости работы автотранспорта производится по формуле:

Ст-км =(З оттоп+ Зсм+ За+ Зртокоспр)/ Мткм,

Ст=(З оттоп Зсм+ За+ Зртокоспр)/ Qгод,

где З от - затраты на основную и дополнительную зарплату водителей с начислениями, руб.;

Зтоп - затраты на основное топливо, руб.;

Зсм - затраты на смазочные материалы, руб.;

За - сумма амортизационных отчислений, руб.;

Зрто - затраты на текущий ремонт, техническое обслуживание, восстановление износа резиновых шин, руб.;

Зкос - косвенные затраты, руб.;

Зпр - прочие затраты, руб.

Во многих хозяйствах для упрощения расчетов оплату труда водителей на перевозке грузов планируют по нормативам оплаты труда на 1 ткм (1 т) с учетом марок машин и планового грузооборота (объема перевозок грузов). Эти нормативы вычисляют в каждом хозяйстве на основании анализа оплаты труда и грузооборота (объема перевозок грузов) прошлых лет.

Для контроля за правильностью исчисления потребности в топливе и снижения трудоемкости этих расчетов разрабатывают удельные нормы его расхода на единицу работы (1 ткм, 1 т) с учетом конкретных условий предприятия.

Амортизационные отчисления для автомобилей вычисляют на их полное восстановление по норме отчислений от балансовой стоимости на конец отчетного периода.

Расходы на ремонт и техническое обслуживание автомобилей, а также на восстановление износа и ремонт автошин определяют по плановым грузооборотом (расходом топлива) и соответствующими нормативами.

Таблица 4.2 Расчет себестоимости автотранспортных работ, тыс. руб.

Наименование затрат

Марка автомобилей

Всего по хозяйству


КамАЗ-55102

ЗИЛ-554


1. Прямые эксплуатационные затраты




Затраты на оплату труда с начислениями

217 478

74 165

291 643

Требуется топлива, т

84,6

26,7

111,3

Затраты на ГСМ, тыс. руб.

61 165,5

19 304,1

80 469,6

Затраты на ремонт, ТО и замену шин, тыс. руб.

2 595 062

77 815

2 672 877

Итого прямых эксплуатационных затрат

2 873 705,5

171 284,1

3 044 989,6

2. Общегаражные затраты




Затраты на оплату труда ИТР и МОП

855 360

55 360

 1 710 720

Амортизация здания и оборудования гаража

12 040

4515

16 555

Затраты на текущий ремонт и ТО гаража и оборудования

14 720

5520

20 240

Итого общегаражных затрат

882 120

865 395

1 747 515

Всего затрат

3 755 825,5

1 036 679,1

4 792 504,6

Себестоимость: 1 тКм/руб. 1тонны грузоперевозок, руб/т. 1 автомобиле-дня, руб/день 1 автомобиле-тонно дня, руб/ат. дн.

 0,28 30,1 1540,3 192,5

 0,19 44,4 1133,7 377,9

 0,47 74,5 2674 570,4


Из таблицы 4.2 видно, что самые большие затраты приходятся на оплату труда с начислениями, которые составляют 2 002 363 рублей. Себестоимость на 1 тонну перевозок составляет 74,5руб/т.

Рассмотрим показатели сравнительной оснащенности оценки экономической эффективности проектируемого состава автопарка.

Таблица 4.3 Показатели сравнительной оснащенности оценки экономической эффективности проектируемого состава автопарка в ООО «Алтын Саба-М»

Наименование показателей

Вариант

Проект. в% к исходному


Исходный

Проект


Энергооснащенность, кВт/га

0,3

0,35

116,7

Фондооснащенность, руб/га

2690

3366,3

125,1

Грузоподъемность автомобилей приходящееся на 100 га сельхозугодий, т

0,01

0,05

500

Годовая производительность, Км

209 900

337 260

160,7

Годовая производительность, т/км.

1 221 600

1 258 286,4

103

Фондоемкость грузооборота, руб/тКм

108,9

32,8

30,3

Себестоимость грузооборота, руб/тКм

9,7

8,76

90,3

Среднетехническая скорость движения, км/час

14,8

28,74

194,2

Средняя эксплуатационная скорость движения, км/час

14,8

28,74

194,2

Среднесуточный пробег, км/день

17,6

15,2

86,4

Годовая экономия, тыс. руб.

-

350, 9

-



Из таблицы видно, что энергооснащеннсоть по проекту больше, чем по исходному варианту на 16,7%. Фондооснащенность также увеличивается на 25,1%. Грузоподъемность автомобилей приходящееся на 100 га сельхозугодий также увеличен на 400% в проектном варианте. Годовая производительность увеличена на 3%. Себестоимость имеет тенденцию в сторону снижения на 9,7%, следовательно по проекту происходит годовая экономия на 350,9 тыс. руб.

Выводы и предложения

Рыночные отношения оказали большое влияние на экономику автомобильного транспорта, в которой за последние годы произошли существенные изменения.

Объектом исследования данной курсового проекта явилось ООО «Алтын Саба-М» Сабинского района.

Целью данного курсового проекта явилась изучение и поиск путей повышения эффективности использования грузового автотранспорта.

Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:

) проведение анализа использования грузового автопарка, изучение его количественных и качественных характеристик; определение коэффициентов, характеризующий степень использования грузового автотранспорта;

) описание состояния и определение путей улучшения учета затрат на работу грузового автотранспорта;

) расчет себестоимости одного тонно-километра выполненной работы грузовым автотранспортом;

) анализ состояния условий труда на предприятии и расчет финансирования затрат на мероприятия по оплате труда.

На основании расчетов, можно сделать следующие выводы о том что фондооснащенность имеет тенденцию уменьшения в изучаемом периоде, а именно в 2010 году она уменьшилась на 4% по сравнению с 2009 годом, а в 2011 году уменьшилась на 44,1%. Такое уменьшение связано с изменением балансовой стоимости грузовых автомобилей с каждым годом.

Такой показатель как энергооснащенность в 2010 и 2011 годах имеет тенденцию увеличения на 50% по сравнению с 2009 годом. Это связано с тем что, количество автомобилей в 2009 году было меньше, чем в 2010 и 2011 годах, т.е. с увеличением количества автомобилей, увеличивается, следовательно, и суммарная мощность грузовых автомашин.

Коэффициент использования парка автомобилей характеризует степень использования автомобилей на линии. В нашем хозяйстве колеблется.

По коэффициенту технической готовности парка автомобилей можно дать оценку работы технической службы предприятия, уровню организации технического обслуживания и ремонта. Также имеются колебания.

Коэффициент использования пробега пробега характеризует уровень организации процесса перевозок. В 2009 году был равен 0,3, в 2010 году - 0,4, в 2011 году - 0,2.

Трудоемкость грузооборота увеличивается на 0,02 чел.-час в 2010 году, если сравнить с 2009 годом, и снижается на 0,02 чел.-час в 2011 году. Это связано тем, что увеличился состав водителей грузового автотранспорта.

Себестоимость грузооборота имеет тенденцию увеличения в изучаемом периоде, а именно в 2010 году себестоимость увеличилась на 73,3%, а в 2011 году 35,6%. Это связано с увеличением производственных затрат на эксплуатацию грузовых автомобилей в изучаемом периоде.

По итогам проведенной работы были даны следующие предложения.

) С целью повышения объема грузооборота по возможности увеличить количество машин или изменить структуру парка (отдавая приоритет автомобилям потребляющим дизельное топливо). Улучшить использование пробега, повысить уровень использования грузоподъемности путем правильного подбора машин и перевозимых грузов.

) общехозяйственные расходы разделить по видам деятельности пропорционально выручке. Тогда себестоимость будет более реальной, а ее калькуляция правильной.

Список использованной литературы

1. Бабусенко Сергей Михайлович - «Проектирование ремонтнообслуживающих предприятий». 2-е издание доп. и перераб., 1990г.

. Вишняков Н.Н., Нарбут А.Н. «Автомобили и автомобильное хозяйство» М: «Колос», 1986г.

. Зорин А.Н. - «Подряд и хозрасчет в ремонтной мастерской». Агропром, 1989г.

. Кленников В.М., Ильин Н.М., Буралев Ю.В. «Автомобиль». М: «Транспорт», 1985 г.

. Курчижнина В.В. «Оборудование ремонтных предприятий». Под редакции В.В. Курчижнина М: «Колос», 1999г.

. Мухаметгалиев Ф.Н., Авхадиев Ф.Н. «Система планирования на предприятии АПК». - Казанский университет, с.306.

. Пергамент Л.Р. «Водителю автомобиля КамАЗ». М: ДОСААФ СССР, 1982г.

. Пуревич Р.Р. и Здев А.А. - «Эксплуатация оборудования ремонтных мастерских». «Колос», 1975г.

. Спичкин Г.В., Третьяков А.М., Либин Б.Л. «Диагностирование технического состояния автомобилей». М: «Высшая школа», 1983 г.

. Удослов В.А., Шакиров Ф.Н. «Организация сельскохозяйственного производства» М: «Колос», 2000г.

Похожие работы на - Особенности эксплуатации грузового автотранспорта

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!