История развития социальных коммуникаций

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,73 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

История развития социальных коммуникаций













История развития социальных коммуникаций

План

1.Хронология общественных коммуникационных систем

2.Археокультурная словесность

.Палеокультурная книжность

.Мануфактурная неокультурная книжность

.Индустриальная неокультурная книжность

.Мультимедийная коммуникационная культура

1. Хронология общественных коммуникационных систем

Социальная коммуникация - это органическая часть культуры, обеспечивающая движение культурных смыслов в социальном пространстве и времени. Поэтому стадии развития социальных коммуникаций совпадают со стадиями движения культуры.

Эволюцию культуры можно представить в виде следующих пяти стадий, где неизменно присутствуют коммуникационные аспекты:

. Пракультура (1,5 млн. лет назад - 40 тыс. лет назад) - период антропосоциогенеза, время формирования хомо сапиенс как биологического вида, когда предками человека (питекантропы, неандертальцы) были освоены средства культурной деятельности: каменные орудия и членораздельная речь.

I. Археокультура (40 тыс. лет назад - III тыс. лет до н. э.) - период каменного века (верхний палеолит, мезолит, неолит), когда в первобытных общинах получила развитие не только материальная культура в виде "каменной индустрии", но и духовная культура в виде магических культов, мифологии, изобразительного и музыкального искусства.

I.I. Палеокультура (III тыс. лет до н. э. - XV в. н. э.) - время возникновения мощных восточных цивилизованных государств, расцвета античной культуры, и сменившего ее средневековья. Вехами культурного прогресса человечества на этой стадии являются: иероглифы на стенах древнеегипетских пирамид - алфавитное письмо - Александрийская библиотека - печатный станок И. Гутенберга.

III. Неокультура в разных регионах наступила в разное время (некоторые африканские и азиатские страны и в наши дни остаются на палеокультурном уровне), но для культурного лидера - западноевропейского мира стадию неокультуры можно датировать XVI веком - эпохой Высокого Возрождения и Реформации, за которым последовали век Просвещения (вторая половина XVII - XVIII вв.) и XIX век - век индустриализации. К неокультуре относится и XX век, но уже в конце века в развитых странах появились признаки наступления постиндустриальной эры.

IV. Постнеокультура - это компьютеризированный мир с мультимедийными глобальными коммуникационными каналами и с культурным наследием, хранящимся в распределенной памяти компьютерных сетей. Короче: это время господства электронных коммуникаций, вытеснивших документную коммуникацию на периферию общественной жизни.

Легко заметить, что на всех стадиях эволюции культуры неизменно прослеживалась закономерность: совершенствование коммуникационных средств сопровождалось общественным прогрессом (иногда даже предопределяло его), а общественный прогресс, в свою очередь, стимулировал развитие коммуникации. Но эта закономерность осознавалась обществом по-разному на разных стадиях.

Последовательная смена СКС (социальных коммуникационных систем) происходит не стихийно, а в силу кризиса коммуникационных каналов, который состоит в том, что эти каналы перестают удовлетворять коммуникационные потребности обществ. Разрешение кризиса достигается путем бифуркации (разделения) перегруженных каналов. Можно выделить четыре бифуркации, которые происходили на стыке археокультуры и палеокультуры (III тыс. до н. э.), на стыке палеокультуры и мануфактурной неокультуры (1440-е гг.), на стыке мануфактурной и индустриальной неокультуры (начало XIX века), наконец, в наше время - переход от неокультуры к постнеокультуре (конец XX века). "Точки" бифуркации - это границы между различными СКС. Конечно, в историческом времени "точка" - это не моментальная смена, а достаточно длительный промежуток, поэтому бифуркацию нужно понимать как переходный период между разными СКС.

Коммуникационная культура определяется господствующими в обществе нормами и способами фиксации, хранения и распространения культурных смыслов. Различаются следующие уровни коммуникационной культуры: словесность - книжность - мультимедийность. Словесность - такой уровень коммуникационной культуры, когда все культурные смыслы передаются в социальном пространстве и времени посредством устной коммуникации. Книжность - такое состояние культуры, когда основные (не все!) культурные смыслы передаются посредством документной коммуникации. Мультимедийность достигается тогда, когда основные культурные смыслы передаются посредством электронной коммуникации.

Причем, книжность подразделяется на три поколения: палеокультурное (рукописная книга), мануфактурное неокультурное (мануфактурное книгопечатание), индустриальное неокультурное (машинная полиграфия). Уровни коммуникационной культуры соответствуют различным видам СКС. Учитывая это соответствие, можно представить хронологию общественных коммуникационных систем в виде табл. 1. Надо заметить, что хронология смены СКС для разных географических регионов не одинакова из-за неравномерности их культурного развития. В табл. 1 представлен регион, именуемый "западная цивилизация" (Западная Евpoпa и Ближний Восток), который всегда был лидером культуры. Пракультура - это время становления коммуникационных каналов, когда о существовании общественных коммуникационных систем говорить не приходится, ибо не сложилась основа для их формирования. Поэтому в табл. 1 стадия пракультуры не учтена.

Таблица 1 Хронология социальных коммуникационных систем в Западной Европе и на Ближнем Востоке

Наименование СКСУровни коммуникационной культурыСтадии эволюции культурыХронологические рамкиI.Общинная СКС Господство иконических документов. Господство археокультурной словесности. Бифуркация I Археокультура4015 тыс.л. н. 155 тыс. л. н. II.Рукописная СКС Сочетание словесности и палеокультурной книжности. Бифуркация IIПалеокультурыIII тыс. до н. э. - I пол. XV в. н.э. IIIII.Мануфактурная СКС Мануфактурная неокультурная книжность; господство мануфактурного книгопечатания. Бифуркация IIIМануфактурная неокультураII пол. XV -XVIII вв. IV.ИндустриальнаяСКС Индустриальная неокультурная книжность; господство машинной полиграфии. Бифуркация IVИндустриальная неокультураXIX I пол. XX вв. V.Мультимедийная СКС Господство мультимедийных телевизионно-компьютерных каналовПостнеокультураII пол. XX в. ?

Обратим внимание на то, что более поздние СКС включают коммуникационные каналы предыдущих систем, правда, в технически модернизированном виде. Так, рукописная СКС вовсе не отменила каналы словесности; индустриальная книжность модернизировала канал книгоиздания, открытый мануфактурным книгопечатанием, и ввела в оборот новый канал - прессу; мультимедийная СКС аккумулирует возможности как словесности, так и книжности, включая их в мультимедийную среду. Уровень коммуникационной культуры определяется господствующими средствами коммуникации. Рассмотрим более подробно взаимосвязи между уровнями коммуникационной культуры (словесность - книжность - мультимедийность) и стадиями человеческой культуры.

2. Археокультурная словесность

Археокультурная словесность соответствует общинной СКС (см. табл. 1). Общинная коммуникационная система - это первобытнообщинная коммуникационная система, в которой все члены общины выступают в роли и коммуникантов, и реципиентов.

Господство устного слова установилось не сразу, потому что оно требует достаточно развитого и абстрактного мышления. Палеолитическим охотникам и собирателям были ближе и понятнее изображения, чем словесные образцы. Изображения, сперва примитивные, затем реалистические, наконец схематические служили ступенями для развития интеллекта первобытного человека. Без опоры на наглядные образы, представляемые изобразительным искусством, интеллектуальный прогресс палеолитических общин был бы весьма затруднен, а значит, было бы невозможно господство устного слова, т. е. становление археокультурной словесности в эпоху мезолита и неолита. При этом большую роль в передаче культурных смыслов играет подражание, распространённейшая форма коммуникационной деятельности в общинных СКС. Перечислим некоторые особенности археокультурной словесности:

. Общинная коммуникационная система отличалась первобытным равенством, и социальной однородностью (бесклассовость) первобытных общин.

. Обожествление слова, которое нашло отражение в мировых религиях. Господь, как известно, творил мир не действиями, а словами: "В начале было Слово…", "И сказал Бог: да будет свет. И стал свет" (Бытие, 1:3).

. Священные словеса передавались из уст в уста; их поэтика строилась так, чтобы облегчить запоминание и исключить искажения при устной передаче. Даже позже, когда стала известна письменность, божественные откровения запрещалось фиксировать; они доверялись лишь слуху посвященных.

. Талантливый поэт, сказитель в дописьменных обществах выполнял роль летописца, служителя не текущих забот и интересов, а социальной памяти, воплощенной в мифах, легендах, преданиях. Эстетические потребности удовлетворяли лирики, способные выразить в слове и музыке эмоциональные переживания. Представление о поэте как пророке, любимце богов несомненно восходит к археокультурной словесности.

Обобщая сказанное, можно сказать, что археокультурная словесность обеспечивала, во-первых, консолидацию членов общины; во-вторых, организацию общественной жизни, трудовую кооперацию, обыденное общение; в-третьих, функционирование неовеществленной социальной памяти, заключающейся в передаче из поколения в поколение социальных норм и традиций, полезных знаний, умений и практического опыта, наконец, священного мифологического сознания и самосознания.

Археокультурная словесность, несмотря на свое господствующее положение в СКС, никогда не вытесняла иконическое (рисуночное) искусство. Правда, последнее трансформировалось из сюжетно-образного в абстрактно-орнаментальное. Орнаментализация документального канала имела немаловажное следствие: орнамент и схематизированный рисунок - прямые предшественники пиктограмм и иероглифов. В древнейших памятниках египетского и шумерского письма нельзя определить, где кончается графика и начинаются письмена.

Таким образом, в недрах господствующей устной словесности вызревал реванш документных каналов за утраченное первенство. Реванш состоял в открытии нового документного канала - письменности.

3. Палеокультурная книжность

Письменность, сформировавшаяся на основе археокультурных символьно-иконических документов, явилась исключительно важным культурным достижением. Среди историков письма нет единства в объяснении его происхождении. Большинство склоняется к однолинейной эволюции: сперва предметное письмо (символы, изображения, узелковое письмо), доходящее до пиктограмм (рисуночное письмо), затем на базе пиктограмм - иероглифы, слоговое и, наконец, буквенно-фонетическое письмо. Первые памятники письменности относятся к IIIIV тысячелетию до н. э. Очагами письменности стали древнейшие локальные цивилизации: древнеегипетская, месопотамская (шумеро-ассиро-вавилонская), индусская, критская (минойская, эгейская) и древнекитайская. Эти очаги в разных концах ойкумены возникли не случайно, а были обусловлены цивилизационным развитием: появление городов, торговли и ремесел; образование мощных централизованных государств; классовое расслоение населения. Варварские племена и их объединения не нуждались в письменности; письменность - новый коммуникационный канал, востребованный цивилизацией.

В Европе и на Ближнем Востоке палеокультурная книжность существовала более 3,5 тыс. лет, которые можно поделить на три периода:

древнейшие цивилизации (III тыс. I тыс. лет до н. э.) - Древний Египет, Месопотамия, Крит;

античность (VIII в. до н. э. V в. н. э.), совпадающая с эллиноримской цивилизацией;

средневековье (VXIV века).

Особенности палеокультурной книжности видятся в следующих моментах:

. Обожествление Слова, характерное для археокультуры, переносится на Книгу, Священное писание, Библию. Книжное слово становится гарантом истинности и незыблемости (что написано пером, не вырубишь топором). Отсюда - обычай клясться на книге (Библии, Конституции). Христианство, ислам, иудаизм - это религии Писания, где священные книги - основа конфессии.

. Произошла социальная дифференциация населения по принципу: грамотный - неграмотный. Овладение грамотой считалось немаловажным личным достижением, поэтому школа стала форпостом письменности. Если у бесписьменных народов социализация молодежи начиналась с освоения производственных умений и навыков, то цивилизованные общества приобщали учеников прежде всего к счету, чтению, письму. Социальный престиж и карьера индивида зависят теперь не столько от его силы, ума, сообразительности, выносливости, сколько от школьной выучки, от доступа к знаниям. Заметим кстати, что в Древней Греции грамотные рабы пользовались некоторыми привилегиями: они занимали государственные должности, приобщались к литературному труду (вспомним легендарного Эзопа). В Риме рабы допускались в публичные библиотеки, использовались для переписывания книг (рабы-"библиографы").

. Выделились социальные группы людей, занятых умственным, так сказать, "интеллигентским" трудом, использующих письмо как профессиональный инструмент. В Древнем Египте и Китае авторитет людей письменной культуры был особенно высок. Древнеегипетское "Прославление писцов", относящееся к концу II тыс. до н. э. (перевод А. Ахматовой):

Книга лучше расписного надгробья

И прочнее стены.

Человек угасает, тело его становится прахом,

Все близкие его исчезают с земли,

Но писания заставляют вспомнить его

Устами тех, кто передает это в уста других.

Книга нужнее построенного дома,

Лучше гробниц на Западе,

Лучше роскошного дворца,

Лучше памятника в храме.

. Обретение книжностью статуса общепризнанного коммуникационного канала для передачи основных культурных смыслов происходило не без конкуренции со стороны словесности. Отказывались от письменного изложения своих учений Пифагор, Сократ, Будда, Христос. Правда, если бы прилежные ученики не записывали их слов, мы бы не узнали даже имен этих великих учителей человечества. Вот как, по словам Платона, его наставник Сократ объяснял свою позицию (см. диалог "Федон"): люди, черпающие мудрость из письменных источников, "будут многое знать понаслышке, без обучения, и будут казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами, людьми трудными для общения; они станут мнимомудрыми вместо мудрых".

Культуру классической Эллады ориентированна на устное слово и слуховое его восприятие. Искусство устной речи считалось необходимым не только для ораторов и поэтов, но и для политиков, историков, философов, которые специально изучали риторику. Даже философские трактаты писались, прежде всего, для громкого чтения. Тем не менее, господство письменного слова установилось в Древней Греции на рубеже VIV вв. до н. э.

. Письменная коммуникация, несмотря на сдержанность и скепсис некоторых мудрецов и пророков, вызвала преобразование всех областей духовного творчества: мифологическое язычество вытеснили мировые религии Писания; анонимный фольклор потеснила авторская литература, которая стала авторской только благодаря письменности; предпочтение получили классические философские учения, законспектированные усердными учениками, а не софистические дискуссии; наука же просто невозможна на базе только устной коммуникации. Рукописная CКС положила начало документированной социальной памяти; начинается написание человеческой истории; античные историки Геродот (между 490 и 480 ок. 425 до н. э.), Фукидид (ок. 460― 400 до н. э.), Ксенофонт (ок. 430 ―355 до н. э.) оставили после себя исторические произведения высокой научной ценности. Позже к ним присоединились римские историки Тит Ливий (59 до н. э.-17 н. э.), Тацит (58―117), Гай Светоний (ок. 70ок. 140) и др.

. Письменность стала орудием просвещения и распространения знаний, в том числе тайных, эзотерических. По свидетельству Плутарха, Александр Македонский сильно гневался на просветительскую деятельность Аристотеля и выговаривал своему учителю: "Ты поступил неправильно, опубликовав те учения, которые предназначались только для устного преподавания. Чем же мы будем отличаться от остальных людей, если те самые учения, на которых мы были воспитаны, сделаются всеобщим достоянием? Я хотел бы не столько могуществом превосходить других людей, сколько знаниями о высших предметах". Конечно, о "просветительной функции" рукописной книги в условиях массовой неграмотности населения (более 90% в XV веке), можно говорить лишь условно.

. В античную эпоху происходит формирование книжного дела как социально-коммуникационного института, включающего: изготовителей (переписчиков) манускриптов; торговых людей, содержащих книжные лавки; библиотеки разных типов, в том числе крупнейшую в палеокультуре научную библиотеку в Александрии.

Крушение Римской империи в V веке сопровождалось разрушением античной книжности, которая не нужна была торжествующему варварству. Не только у феодалов книга стала невиданной редкостью, но и духовенство не всегда владело грамотой. Однако благодаря документированию значительная часть культурного наследия античности, затаившаяся в монастырских библиотеках, дошла до эпохи Возрождения, и европейским гуманистам было что "возрождать" и возвращать в европейскую культуру после "темных веков" Средневековья.

. Средневековая социальная коммуникация преимущественно представляла собой устную микрокоммуникацию. Население проживало в обособленных деревнях и небольших городах, где не было необходимости в переписке. Для особо важных поручений использовались гонцы, которые заучивали послание наизусть. Главным источником знания для неграмотной массы была церковь, а также слухи, которые переносили торговцы, бродячие театры, цирки и трубадуры. Язык делился на множество диалектов, причем диалектические различия ощущались на расстоянии 70―100 км. Известно, что в XIV веке лондонские купцы, потерпевшие кораблекрушение у северных берегов Англии, были заключены в тюрьму как иностранные шпионы. Правда, грамотная элита использовала латынь в качестве языка международного общения.

Однако с XII века началось духовное движение, которое проявилось в организации университетов, крупнейшими среди которых были Болонский и парижская Сорбонна. Между 1300 и 1500 гг. в Европе было учреждено более 50 новых университетов, которые стали центрами письменной культуры. Помимо церкви и зарождавшейся науки, в письменной коммуникации нуждались: королевская бюрократия, судопроизводство, купечество, расширявшее международную торговлю. Неграмотность постепенно изживалась. В XIV веке европейцы освоили производство бумаги и изобрели очки. Назревала бифуркация письменного канала, которая разрешилась в середине XV века изобретением книгопечатания.

. Было бы односторонне, а значит неправильно, подчеркивать одни лишь социально-культурные достижения и преимущества, которые подарила письменность цивилизованному человечеству. Становление книжной культуры - процесс амбивалентный, ибо были утрачены преимущества дописьменной археокультуры и обнаружились проблемы, неведомые неграмотным "детям природы".

Устная коммуникация и недокументированная социальная память обладают естественными механизмами, предохраняющими их от переполнения. Избыточные сообщения не воспринимаются, а неактуальные знания забываются. Письменная культура не обладает такими защитными средствами, она провоцирует бесконечный рост документных фондов и, как следствие, информационный кризис.

В условиях бесписьменного общества человек знал только то, что требуется ему для текущей жизнедеятельности, не больше и не меньше; в книжных культурах ему приходится осваивать много устаревших знаний, изложенных в авторитетных трудах мыслителей прошлого. Большая часть этих знаний никогда в будущем не понадобится. В результате индивидуальная и общественная память становится кладбищем знаний, предрассудков, суждений часто несовместимых друг с другом. Утрачивается цельность и законченность мировоззрения, свойственные дописьменным обществам, и растет противоречивость, напряженность, дезорганизованность цивилизованных сообществ.

Существуют несоответствия и противоречия между нормами и требованиями, вычитанными из книг, и смыслами, поступающими по каналу непосредственной микрокоммуникации. В итоге образованный человек начинает страдать противоречиями личности и муками совести; неграмотный же варвар всегда действует согласно впитанной с детства традиции, не испытывая никаких сомнений и переживаний.

. Мануфактурная неокультурная книжность

общественный коммуникационный археокультурный книжность

Палеокультурная рукописная книга - представитель первого поколения книжности, когда в роли книги выступали папирусные свитки, а со II в. до н. э. - пергамент; мануфактурная книга относится ко второму поколению книжности, начало которому положило изобретение в Европе печатного станка в середине XV века. Мощным импульсом для распространения книгопечатания в Европе явилась эпоха Возрождения с ее гуманистическими идеалами и жаждой знаний. Но справедлив и обратный тезис: книгопечатание послужило толчком для зарождения культуры Возрождения. Не случайно в XV веке "божественная комедия" Данте издавалась 15 раз, стихи Петрарки 31 раз, "Декамерон" Боккаччо 11 раз. Переводы "Библии" на немецкий язык, выполненные М. Лютером, издавались при его жизни (1483―1546) не много, не мало 430 раз!

Изобретение книгопечатания имело громадное значение для становления неокультуры, поскольку это была технология, которая послужила примером массового производства. Причем - и это главное - массового производства в области просвещения, литературы, науки. Точной даты изобретения книгопечатания нет. Первые книги, отпечатанные немцем Гутенбергом, относятся к 1445 г.

Характерные черты мануфактурной книжной культуры, господствовавшей в XVIXVIII веках, видятся в следующем:

. Манускрипты предназначались для чтения вслух неграмотной аудитории, печатные книги рассчитывались на молчаливое чтение "про себя". Книгу стали рассматривать не как пособие для устной речи, а как непосредственный источник знания. Она превратилась в завершенный и целостный элемент овеществленной и долговременной социальной памяти.

. Мануфактурная книжность послужила почвой для нормирования и распространения светских литературных языков. А также способствовала появлению многочисленных проектов искусственных языков. Идею "философской грамматики" высказал в 1623 г. Ф. Бэкон; в 1629 г. проблемы проектирования всеобщего языка обсуждал Р. Декарт, в 1661 г. проект универсального языка предложил И. Ньютон, наконец, Г. В. Лейбниц довольно серьезно разрабатывал философский язык в виде математической модели, где всякое рассуждение сводилось к вычислениям. Идея универсального философского лексикона оказалась утопичной, но стремление ученых к логичности, системности, однозначности языка нашло свое выражение в научной символике (особенно - в математике, символической логике, химии) и в терминологии точных и естественных наук, которые стали складываться в XVIIXVIII веках.

. Свойственная документам сущностная ценностно-ориентационная функция стала использоваться для достижения социально-прагматических целей:

Печатная книга с самого начала сделалась орудием светского просвещения. Короли и власти нового времени стали использовать печать для пропаганды своих идей и привлечения сторонников: Генрих VIII и его премьер-министр Томас Кромвель издавали памфлеты для утверждения англиканской церкви; Ришелье прибегал к услугам периодической печати.

Во времена революционных ситуаций в Нидерландах, Англии, Германии, Франции публицистические памфлеты, прокламации, воззвания, издаваемые многотысячными тиражами, революционизировали "третье сословие" и крестьянство.

. В XVII - начале XVIII века в европейской культуре лидером становится естествознание. В это время жили и творили Г. Галилей (1564 ― 1642), Р. Декарт (1596―1650), Б. Паскаль (1623―1662), У. Гарвей (1578― 1657), Г. В.Лейбниц (1646―1716), X. Гюйгенс (1629―1695), И. Ньютон (1642―1727), Л. Эйлер (1707―1783), семья математиков Бернулли и многие другие выдающиеся ученые. Этот период Джон Бернал (1901―1971), основоположник современного науковедения, называл "научной революцией". В результате этой революции образовалось европейское научное сообщество, кровно заинтересованное в оперативной и полной научной коммуникации.

5. Индустриальная неокультурная книжность

XIX век - время торжества капитализма в Западной Европе, которое сопровождалось тремя важными для социальной коммуникации явлениями:

благодаря индустриализации материального производства, резко увеличиваются производственные мощности и производительность труда;

происходит становление наций - многомиллионных полиэтнических сообществ, нуждающихся в средствах консолидации;

возрастает образованность и просвещенность городского населения, предъявляющего растущий спрос на культурные развлечения, знания, информацию. Войны и революции XX века превратили средства массовой коммуникации в средство управления народными массами. На этом экономическом, социально-культурном, политическом фоне в Западной Европе и в России происходило формирование индустриальной общественной коммуникационной системы, которая соответствует третьему поколению книжности. Характерные особенности индустриальной книжной культуры, господствовавшей в XIXI половине XX века, видятся в следующем:

. В первой половине XIX века произошла, можно сказать, промышленная революция в полиграфии. Мануфактурная типография базируется на ручном труде печатника, который использует печатный станок. Индустриальное производство основано на механизации всех полиграфических процессов, сводя к минимуму участие в них типографских работников. В этом состоит принципиальное отличие индустриального книгопечатания от мануфактурного. В начале XIX века (1803 г.) первую печатную машину (не станок, а именно машину!) сконструировал Фридрих Кёниг, после чего бурными темпами стало развиваться полиграфическое машиностроение - основа индустриального книгопечатания.

В результате, в первой половине XIX века сложились материально-технические возможности для интенсификации книжного производства. Стремительно возрастает и выпуск книг. Индустриальная неокультурная книжность пришла в Россию с Александровскими реформами. Благодаря использованию полиграфической техники, ежегодный выпуск книжной продукции в России стал быстро нарастать. С 1814 г. по 1913 г. выпуск книг в России увеличился в 140 раз! Надо напомнить, что Советский Союз сохранял статус мирового лидера книжного производства. Совокупный фонд личных библиотек советских людей был поистине колоссален!

. Мощности машинного полиграфического и бумажного производства позволяют, наряду с расширением книгоиздания, обеспечить невиданный рост журнально-газетной продукции. Благодаря этим мощностям произошла бифуркация III: выделение из книжного коммуникационного канала прессы - нового, нетрадиционного коммуникационного канала. Пресса - первый из каналов массовой коммуникации, к которому в XX веке присоединятся кино, радио, телевидение. На базе вновь открытого канала быстро формируется новый социально-коммуникационный институт - институт журналистики, который появляется в третьем поколении книжности, являясь производным от традиционного для книжной культуры социального института "литература". Правда, периодические издания появились отнюдь не в XIX веке, а намного раньше (Юлий Цезарь ввел практику оповещения населения о военных событиях, государственных назначениях, пожарах, увеселениях и пр. посредством записей, которые делались на восковых досках и переписывались заинтересованными лицами. Газета как вид документа появилась в XVI веке в Венеции, Риме, Вене, где шустрые "писатели новостей" составляли рукописные сводки сообщений о придворной жизни, торговле, событиях в городах, чудесных и интересных явлениях. Такие рукописные "новости" покупались за мелкую монету "газетту", поэтому за ними закрепилось имя "газета").

В журналистике США еще в первой половине XIX века обозначились два направления:

повествовательная журналистика, преследовавшая познавательные, эстетические, воспитательные цели, предлагая своим читателям не только факты, но и их осмысление и оценку;

информационная журналистика, видевшая назначение газеты в том, чтобы дать оперативное, полное и объективное сообщение о реальных фактах, предоставляя их осмысление читателям.

Если в Средние века местом обмена информации между жителями прихода была церковь, то с XIX века источником новостей сделалась газета. Коммуникантами, формирующими общественное мнение, стали не проповедники и ораторы, а редакции газет и журналов. Читающая публика более атомизирована и индивидуализирована, чем слушающая аудитория; отсюда - ослабление микрокоммуникации и усиление массовой мидикоммуникации.

В нашей стране, так и в Западной Европе достижение уровня индустриальной книжности означает, что книжная культура перестает быть чисто "книжной", а превращается в книжно-газетно-журнальную культуру, где газеты и журналы служат для массового распространения наиболее важных и актуальных культурных смыслов.

. Во второй половине XIX века резко ускорился рост урбанизации. Городской образ жизни, конечно, существенно отличается от сельского жизненного уклада. Распались традиционные нормы регуляции поведения, связанные с патриархальными обычаями, нарядными гуляниями, религиозными праздниками. Обнаруживается острая общественная потребность в новых средствах консолидации общества и социальной коммуникации. В качестве таких средств выступили пресса, иллюстрированные газеты и журналы, а и начале XX века - кинематограф. Эти средства способствовали росту просвещенности населения, но вместе с тем приводили к упрощению, массовости и стандартизации духовных потребностей. Так возникли массовые аудитории - прямое следствие урбанизации.

. Вторая половина XIX века - время первой технической революции в социальных коммуникациях. К этому периоду относится изобретение Телеграфа. Практически пригодную схему электромагнитной связи разработал в 1837―1838 гг. американский изобретатель Самуэл Морзе (1791―1872). В этой схеме для усиления сигналов применялись реле, благодаря которым обеспечивалась дистанционная передача и прием сообщений, закодированных "кодом Морзе". Благодаря телеграфу смысловая коммуникация отделилась от транспортной (почта) и образовала собственный технический канал, где сообщения двигались гораздо быстрее наземного транспорта. Апофеозом телеграфной связи стало открытие в 1858 г. трансатлантического кабеля, который обеспечил мгновенную передачу сообщений через океан.

Фотография представляет собой не только технический, но и художественный канал, недаром, одним из "отцов" фотографии был французский художник Луи Жак Дагер (1787―1851). В 1839 г. Дагер совместно с химиком Жозефом Ньепсом продемонстрировал первый практически пригодный способ фотографии - дагеротипию. Предпосылкой появления и быстрого распространения фотографии была общественная потребность в простом и дешевом получении изображений. Не случайно фотографию снисходительно называли "Живописью для бедных". Преимущества фотографии проявились в документном фоторепортаже, который до конца XIX века начал широко использоваться иллюстрированными газетами и журналами.

Телефон разрешил проблему дистанционного обмена речевыми сообщениями. В 1876 г. патент на изобретение телефона получил американец Александр Белл (1847―1922). В 1877 г. была образована "Белл Телефон Компани" и началась коммерческая эксплуатация изобретения. В России первые городские телефонные станции начали действовать в 1882 г. в Петербурге, Москве, Одессе и Риге. К концу XIX века планета была буквально опутана телеграфными кабелями и телефонными проводами, которые в 1880-е годы объединились в единую сеть.

Звукозапись впервые была осуществлена Т. Эдисоном (1847―1931), который в 1877 г. запатентовал устройство фонограф. В XX веке получил распространение магнитный способ звукозаписи, который реализован в профессиональных и бытовых магнитофонах.

Радио. История радио началась со статьи великого английского физика, основателя электродинамики Джеймса Максвелла (1831―1879), где предсказывалось существование электромагнитных волн, распространяющихся в пространстве. Русский физик А. С. Попов (1859―1906) построил приемник электромагнитных волн и продемонстрировал его 7 мая 1895 г., используя в качестве источника излучения вибратор Герца.

В конце 20-х годов XX в. радиовещание вступило в свои права как средство массовой коммуникации. Оно пользовалось общественным доверием. Радио доверяли больше, чем прессе, ибо оно работало в прямом эфире, передавало живые голоса политических лидеров и свидетелей текущих событий. С радиовещанием связывались надежды на демократизацию и интеллектуализацию общества вследствие распространения разума, а не эмоций.

В 1934 г. Франклин Рузвельт, умело использовавший возможности радиовещания, выиграл президентскую гонку, хотя 80% газет было против него. В пропагандистской машине Гитлера радио всегда отводилось одно из центральных мест, наряду с кино. Радиообращения фюрера гипнотизировали немецких обывателей. В Советском Союзе радиовещание, находившееся под эгидой государства, было важным идейно-воспитательным инструментом.

Кинематограф как вид искусства и средство массовой коммуникации ведет свою историю с 28 декабря 1895 г., когда перед посетителями парижского "Гран-кафе" на бульваре Капуцинок произошла демонстрация "движущейся фотографии" на полотне экрана. Авторами изобретения считаются Луи Жан Люмьер (1864―1948) и его брат и помощник Огюст Люмьер (1862―1954).

Кинематограф как средство массовой коммуникации обладает не только художественной правдивостью и документальной достоверностью, фильмы еще, подобно произведениям печати, можно тиражировать, распространять и пространстве и хранить во времени. Фильмы, как и книги, сделались фрагментом овеществленного культурного наследия общества. В этом состоит громадное культурно-историческое значение кинематографа.

В 50-е годы началась вторая техническая революция в сфере социальных коммуникаций, главными достижениями которой было появление двух важнейших для современного человечества коммуникационных каналов: телевизионного вещания и компьютерной телекоммуникации. Началась подготовка к бифуркации IV, т. е. переходу к мультимедийной коммуникационной культуре на основе электронной коммуникации.

. Становление индустриальной цивилизации в этническом отношении сопровождается образованием наций. Формирование нации в истории литературных языков служит водоразделом, разделяющим "донациональный" и национальный периоды их развития. Для последнего характерна демократизация литературного языка, сближение его с народным разговорным языком и формирование на этой основе национального языка, становящегося нормой речевого обращения.

. Индустриальная книжность - период завершения коммерциализации и профессионализации социально-коммуникационных институтов. Занятия литературой и журналистикой в мануфактурной СКС вплоть до 30-х годов XX века считались любительским "служением музам", благородным бессребренничеством. Во второй половине XIX века литераторы и художники все больше превращаются в служащих по найму, подобно другим специалистам. В условиях массовой коммуникации зависимость "вольных художников" от денежного мешка обнаружилась в полной мере. Отсюда - трагическая тема проданного за деньги таланта, которая была пророчески предсказана Н. В. Гоголем в его "Портрете" и часто звучала в произведениях зарубежных и отечественных авторов.

. Символами становления нации являются не только национальные языки (см. выше), но и такие проявления зрелости книжной культуры, как формирование национальных библиотек и национальной библиографии. Они символизируют достижения национальной культуры.

Национальная библиотека Франции, учрежденная во время Великой французской революции (1789 г); образованная в 1972 г. Британская; Немецкая государственная библиотека, ведущая свою историю с 1661 г.; Национальная библиотека Италии, основанная в 1747 г. во Флоренции; Национальная испанская библиотека (1712г.); в качестве национальной библиотеки США выступает Библиотека Конгресса, учрежденная в 1800 г. в виде правительственной библиотеки.

В России в XVIII веке функции национального книгохранилища выполняла Библиотека Академии наук (основана в 1714 г.), С 1814 г. российской национальной библиотекой стала Императорская Публичная библиотека в Санкт-Петербурге. В Советском Союзе с 1925 г. национальной библиотекой была Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина, учрежденная на базе библиотеки Румянцевского музея. В настоящее время в России имеются две библиотеки национального значения: Российская национальная библиотека (бывшая Государственная публичная библиотека имени М. Е. Салтыкова-Щедрина) в Петербурге и Российская государственная библиотека (бывшая Библиотека имени В. И. Ленина) в Москве.

. Лозунг Всемирной парижской выставки 1900 г. звучал так: "От общества производства - к обществу потребления". Экономика индустриальных стран в начале XX века была озабочена не "хлебом насущным", а предоставлением товаров и услуг, делающих жизнь людей комфортабельнее, разнообразнее, интереснее. Основными потребителями этих товаров и услуг стали городская буржуазия и рабочие, которые располагали определенными денежными средствами и досуговым временем. Культурные требования потребителей этого рода были не высоки, ибо не высок был уровень их образованности, интеллектуального и эстетического развития. Их привлекали незамысловатые развлечения и игры, компенсирующие монотонность труда и повседневной жизни за счет красивых иллюзий и мифов. Но зато это был массовый спрос, на который стало ориентироваться массовое производство, это была массовая аудитория, представляющая собой массового реципиента для средств массовой коммуникации.

Средства массовой коммуникации, стремясь удовлетворить платежеспособный спрос массовых аудиторий, пошли не по пути просвещения, одухотворения, облагораживания этих аудиторий, а по пути предоставления им вульгаризированных и примитивизированных культурных смыслов, которые получили название массовой культуры.

. Средства массовой коммуникации проявили себя как мощное орудие управления людьми: реклама, пропаганда, паблик рилейшенз, информационные технологии стали предметом профессиональных занятий. Более того, эти средства стали оружием информационных войн.

Информационная война - использование тенденциозно подобранных сообщений для воздействия на массовую аудиторию в своей стране или в других странах. Если информационная война ведется в социальном пространстве в своей страны, она представляет собой коммуникационное управление в форме ГуМ; если она перенесена на территорию другой страны, ее можно квалифицировать как МуМ. С появлением электронной коммуникации появился другой - "технический" плацдарм: возможность вносить помехи в радиосвязь, выводить из строя компьютерные сети, парализовать системы управления; здесь главными "воюющими сторонами" становятся логико-математические и программные средства.

6. Мультимедийная коммуникационная культура

Мы живем в период бифуркации IV, когда господство машинной полиграфии постепенно уступает место мультимедийным телевизионно-компьютерным каналам. Однако о становлении мультимедийной СКС говорить еще рано. Когда же пробьет час мультимедийности? Есть два критерия, позволяющие ответить на этот вопрос:

Замена линейного текста нелинейным гипертекстом. Книжность изначально связана с линейной последовательностью знаков; письменные тексты одномерны: они читаются буква за буквой, слово за словом, и никак иначе. Мышление же человека вовсе не линейно, напротив, психическое пространство многомерно. Поэтому письмо лишь частично выражает мысль, подменяя ее гибкую многомерность жесткой одномерностью ("мысль изреченная есть ложь", по словам Ф. И. Тютчева).

Гипертекст - это совокупность содержательно взаимосвязанных знаков, где от каждого знака в процессе чтения можно перейти не к одному единственному, непосредственно следующему за ним, а ко многим другим, так или иначе связанным с данным. Таким образом воспроизводится многомерность человеческого мышления, и значит, смысловая коммуникация получается более полной и точной, чем в случае линейного письма. Для моделирования многомерных связей между знаками требуется виртуальное пространство, которое создается современными компьютерными системами. В итоге человек из читателя превращается в пользователя мультимедийной СКС. Гипертекстовые языки применяются в системе Интернет, но широкое их распространение - дело будущего.

Ведение смыслового диалога "человек - компьютер". Имеются в виду не подсказки, напоминания или запреты, которые предусмотрены "дружественным" программным обеспечением, а именно смысловая коммуникация человека и компьютера. В связи с перспективами смысловой коммуникации такого рода приобретает актуальность вопрос "может ли машина мыслить?", ибо разумному человеку не пристало вести диалог с безмозглым болваном. Исследование интеллектуальных возможностей компьютеров, т. е. проблемы искусственного интеллекта, привело к следующим выводам.

Интеллект компьютера зависит от того, какими знаниями программисты могут его наполнить. Беда в том, что человек не может формализовать и объективировать все свои знания, - люди знают больше, чем могут выразить, поскольку у человека есть сфера бессознательного, которой у компьютера нет. Например, знание правил игры не делает человека шахматистом; квалифицированный шахматист знает гораздо больше, чем свод правил, но рассказать об этом не может.

Компьютер не способен овладеть метафорами, иронией, ему чужда "игра слов", значит свободный, а не адаптированный диалог человека и компьютера невозможен.

Компьютерам чужды эмоции и желания, они не обладают эмоционально-волевой сферой, они не могут сочувствовать человеку, поэтому искусственный интеллект всегда будет чужд интеллекту естественному с его заботами и радостями.

Поскольку в социальной коммуникации участвуют правые и левые полушария партнеров, а у компьютера есть лишь аналог левого полушария, компьютер никогда не сможет понять в полной мере сообщения людей. Люди могут понимать друг друга вообще без слов, что компьютеру недоступно.

Короче говоря, на вопрос "может ли компьютер мыслить?" был получен ответ: да, может!, но не по-человечески, а по-машинному, в пределах своего ограниченного искусственного интеллекта. Но и такое "машинное" мышление - немаловажное приобретение для общественных коммуникационных систем, которое может служить качественным отличием мультимедийных СКС от книжной культуры.

Можно сделать вывод, что господство мультимедийной коммуникационной культуры наступит тогда, когда появится поколение людей, воспитанных в лоне этой культуры.

Интернет - "первая ласточка" информационного общества, но первая ласточка, как известно, не делает весны.

Таблица 2 Сопоставление словесности, книжности, мультимедийности

Параметры сопоставленияСловесностьКнижностьМультимедийностьМатериально- техническая базаОтсутствует Одна из отраслей ремесла или промышленностиПриоритетные научно-технические отраслиСоциальная аудитория Все населениеСоциальные группы грамотных, образованных, ученых Все населениеФормы коммуникационной деятельностиПодражание, управление, диалогУправление Управление, ДиалогСоциальная памятьРаспределена в индивид. памяти современниковПерегружена неконтролир. документными фондамиАвтоматический контроль и поиск в базах данныхВосприятие сообщения Легкое благодаря разговорному навыкуТребуется грамотность и навык чтенияЛегкое, но нужен навык обращения с техникойГарантия правдивости Откровенность невербального каналаАвторитет автора, доказательность текстаНет Коммуникационные БарьерыМежъязыковой, социальный, психологическийТрудности чтения, цензура информационный кризис, Цензура владельцев теле-компьютерных средствМасштабы действияМалые социальные группыНациональное сообществоГлобальныеОбожествление, фетишизацияСлово - дар богов Культ священных книг; книга - светоч Разума и Добра Нет

Литература

1. Берков П. Н. История русской журналистики XVTII века. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952. - 572 с.

. Владимиров Л. И. Всеобщая история книги. - М.: Книга, 1988. -312 с.

. Глухов А. Г. Судьбы древних библиотек: Научно-художественные очерки. - М.: Либерия, 1992. - 160 с.

. История русской журналистики XVIII - XIX веков / Под ред. А. В. Западова. - М.: Выс. школа, 1963. - 516 с.

. Книга: Энциклопедия / Редкол.: И. Е. Баренбаум, А. А. Беловицкая, А. А. Говоров и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 800 с.

. Комиссаренко С. С. Клуб как социально-культурное явление. Исторические аспекты развития: Учеб. пособие. - СПб.: СПбГАК, 1997. - 157с.

. Мечковская Н. Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных вузов. - М.: Агентство "ФАИР", 1998. - 352 с.

. Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 - начало 90-х годов). - М.: Изд-во МГУ, 1996. - 207 с.

. Петров Л. В. Массовая коммуникация и культура. Введение в теорию и историю: Учеб. пособие. - СПб.: Гос. ун-т культуры, 1999. - 211с.

. Пятьсот лет после Гутенбурга. 1468-1968. Статьи, исследования, материалы. - М.: Наука, 1968. - 415 с.

. Соколов А. В. Эволюция социальных коммуникаций: Учеб. пособие. - СПб.: ЛОПИ, 1995. - 163 с.

. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учеб. пособие. - СПб., 2002. - 233 с

Похожие работы на - История развития социальных коммуникаций

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!