Инновации в культурно-досуговой деятельности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,52 Кб
  • Опубликовано:
    2016-06-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Инновации в культурно-досуговой деятельности

Содержание

Введение

.Теоретические основы культурно-досуговых программ.

.1Понятие культурно-досуговых программ

.2Субъекты и виды культурно-досуговых программах

.Инновации в культурно-досуговой деятельности

.1Современные технологии в проведении культурно-досуговых программ

.2Инновационные формы культурно-досуговых программ

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время в российском обществе под влиянием происходящих социально-экономических преобразований все активнее переосмысливаются представления о путях наиболее совершенного развития личности, причинах социального расслоения населения, интенсивности потребления культурных ценностей, формировании культурных стереотипов, эстетических вкусов, норм и идеалов

Особую тревогу вызывают такие деструктивные явления, как размывание ценностных ориентиров, в том числе и в потреблении продуктов культуры, особенно среди детей и подрастающего поколения, нестабильность внутренних духовных ориентиров и детерминант, делающие бессмысленными для индивида все позитивные формы социокультурной активности и ведущие к ощущению безысходности, непониманию смысла своего существования

Пристальное внимание мыслителей, деятелей культуры и науки к проблемам модернизации сферы досуга населения понятно и обоснованно Это объясняется тем, что деятельность традиционных центров культурной жизни (Дворцов и домов культуры, театров, музеев и др) в настоящее время претерпевает существенные изменения

Актуальным становится непосредственное освоение населением все более обширного круга культурных богатств, суммирующее как современный, так и предшествующий социально-культурный опыт, расширение культурно-развлекательного пространства при сохранении территориального своеобразия культур

Один из способов модернизации досуга населения ученые видят в интенсификации процесса культурно-досуговой деятельности населения, насыщении его инновационными технологиями, позволяющими интегрировать решение бытовых вопросов и интенсифицировать досуг населения

Целью работы является рассмотрение инноваций в современной культурно-досуговой деятельности.

Задачами работы являются:

рассмотрение понятие и сущности культурно-досуговой деятельности;

рассмотрение субъектов и видов культурно-досуговой деятельности;

исследование современных технологий культурно-досуговой деятельности;

исследование инновационных форм культурно-досуговой деятельности.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1.Теоретические основы культурно-досуговых программ

.1 Понятие культурно-досуговых программ

В настоящее время на Западе термин «досуг» употребляется вместо термина «свободное время». Это во многом определяется происхождением данного научного понятия. Так, от латинского слова «liсere», означавшего «быть дозволенным, разрешенным», происходят английское «leisure» (свобода в выборе действий) и французское «loisir» (свободное время).

В русском языке слово «досуг» употреблялось уже в XV веке, тогда как выражение «свободное время» появилось лишь в начале XX века.

Древнеславянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть». Буквально оно означает возможность чего-то совершить. «Досужесть» есть достижение чего-то, на что требуется определенный труд и время. Следовательно, досуг осмыслялся как время, когда можно чего-то достичь.

В толковом «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля читаем: «Досуг - свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела». Следовательно, уже в XIX веке слово «досуг» имело современное нам толкование. Об этом говорят и употребляемые в то время пословицы, приводимые В.И. Далем: «Был бы друг, будет и досуг», «Работе время, а досугу час» и др.

Но здесь же мы находим и иное значение этого слова, образованное от того же корня: «Досужий, умеющий, способный к делу, ловкий, умелый, хороший мастер своего дела или мастер на все руки».

Близкое толкование слова «досуг» мы находим и в современном словаре русского языка С.И. Ожегова: «Досуг - свободное от работы время. В часы досуга. На досуге (когда свободен). Провести свой досуг с пользой».

Таким образом, на основании этимологии самого понятия «досуга», вряд ли правомерно отождествлять его с бездельем. Такой вывод можно проиллюстрировать русской народной пословицей «Не учи безделью - учи рукоделью», которая указывает на возможность соединения труда и отдыха, развлечения, на ценность пространства свободного времени, досуга.

Обобщая многочисленные определения понятия досуга, и, опираясь на собственный опыт, можно попытаться сформулировать общие положения культурно-досуговой деятельности, дать определение понятию досуг. Прежде всего отметим, что культурный досуг является не только средством борьбы с негативными поступками людей, но он способен сформировать в обществе достойную культурно-досуговую среду.

Итак, понимание досуга как социально-культурной сферы нерегламентированного поведения людей имеет право на существование, но с необходимыми уточнениями. В понятие досуг мы вкладываем несколько иное содержание: Досуг (определение) - это сфера свободного, нерегламентированного поведения человека, возможность выбора досуговых занятий и в то же время стройность, целенаправленность самого процесса досуга, охватывающего искусство, игру, общение, развлечения, художественное творчество и т.д.

Известно, например, что потребление бытовых услуг характеризуется стремлением минимизировать время, затрачиваемое на него, желанием совместить его с другими видами занятий. Избирательный досуг предполагает другое отношение. Он не может быть случайным, он становится основной целью. Здесь исчезает желание минимизировать время, ибо идет интересный событийный духовный процесс, в который человек погружается полностью. Отличительным качеством культурного досуга является его эмоциональная окрашенность, возможность привнести в каждую форму занятий душевные переживания. Досуговая социально-культурная сфера, кроме того, дает субъекту возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий.

Культурно-досуговая деятельность - это процесс приобщения к культуре, выраженный в материальной и духовной форме. Культурно-досуговая деятельность функционирует в разнохарактерной, динамично развивающейся природной и социальной среде и представляет собой ценности, образцы и признанные способы поведения, объективированные в нашем обществе, зафиксированные и передаваемые последующим поколениям в качестве результата. Формы, методы и средства культурно-досуговой деятельности присущи данному типу общественных и производственных отношений общества и отражают уровень овладения человеком духовной и материальной культурой. Поэтому культурно-досуговая деятельность рассматривается нами целостно, в виде исторически конкретной системы в единстве всех культурных институтов и особой структуры художественного сознания, обусловленной общим социокультурным контекстом современности.

1.2Субъекты и виды культурно-досуговых программах

Теоретическая и практическая значимость любого исследования заключается в возможности фиксации перехода от явления к сущности как важнейшего фактора развития личности. Это дает возможность на; основе сущностных характеристик разрабатывать научно обоснованные рекомендации по созданию условий деятельности человека, к разработке технологий его сопровождения в процессе досуга.

Типологизация - процедура выявления типов досуговой деятельности. Можно выявить различия между теоретической и эмпирической типологизацией. Теоретическая типологизация представляет процесс логического анализа, обобщения, выявления устойчивых сочетаний, свойств, выделяемых на основе логически разработанных критериев (как в модели Дж. Келли).

Эмпирическая типологизация - процесс многократного перебора свойств, социальных качеств субъектов, в котором находят их устойчивые состояния.

Теоретическая типологизация объясняет возможности реального времяпрепровождения сквозь призму основных закономерностей общества, а эмпирическая - интерпретацию и описание полученных данных. Но найденные и описанные закономерности могут привести к выдвижению теоретических гипотез или опровергнуть их.

Выделение существенных типообразующих признаков, определяющих характер воздействия, дает возможность вычленить основные типы.

. Культурно-творческий тип. Общим его признаком является создание оригинальных образцов или интерпретация и воспроизводство материальных и духовных ценностей в художественной, научно-технической, декоративно-прикладной, исполнительской, общественной деятельности.

. Культурно-потребительский тип характеризуют посещение учреждений культуры, просмотр телепередач, развлечения, самообразование и др.

. Рекреативный тип проявляется в спорте, туризме, отдыхе в компании и посещениях кафе, ресторанов.

Типология требует соблюдать градацию «досуг» и «более возвышенная, творческая деятельность». Но следует помнить, что досуговая деятельность обладает кумулятивным эффектом - накоплением различных функций и переходом от одного типа досуговой деятельности к другому виду или их совмещению.

При проведении исследования важно определить доминирующую и вторичные функции и помнить, что типология имеет относительный и условный характер.

При эмпирической проверке типологий следует учитывать основные факторы и типообразующие показатели:

содержание деятельности (чем занимаются)

способы деятельности (каким образом);

частоты и периодичности участия;

отношение к виду деятельности;

временные затраты.

Эмпирические методы - опросы, наблюдения, документы (журналы, сценарии, отзывы и афиши) и статистические методы (кассовые сборы, сборы, количество выступлений) дополнят и скореллируют полученные данные. Взаимодополнительный эффект может проявляться после просмотра TV, экранизаций одноименных произведений, мемуаров, исторических документов. В последние время чаще наблюдается негативная тенденция - ограничение знакомства с произведениями литературы просмотром фильмов. Возможна опасность телевизионного подавления интереса (боевиками, фильмами ужасов, детективным жанром) и подражанием суперменам не только в ролевых играх, но и в повседневном поведении, что может привести к проявлению агрессии, ставшей привычной на наших экранах.

Музыкальные предпочтения чаще проявляются не только по принципу взаимоисключения, но и взаимодополнений.

Социальными показателями, на фоне которых изучается эффект рекреационно-досуговой деятельности будут:

уровень культуры региона, населенного пункта и различных социально-демографических групп;

уровень занятости и безработицы;

уровень средней зарплаты;

уровень содержательных компонентов радио- и телепередач;

уровень деятельности учреждений культуры, досуговых и туристско-экскурсионных центров, кинотеатров, дискотек и степень им взаимодействия с гастролирующими труппами (учет показателей по всем позициям - число посетителей, участники-любители). К художественно-творческим показателям следует отнести:

число профессиональных и любительских спектаклей, концертов;

число посетителей библиотеки и анализ читательских формуляров! (по содержанию прочитанного);

число туристов и тематика экскурсионных туров;

медицинская и милицейская статистика.

В медицинской статистике следует обращать внимание на динамику реабилитации и профилактики заболеваний, с одной стороны, с другой - распространение венерических болезней и наркотоксикомании; в милицейской - на динамику приводов и характер преступлений.

Базисными понятиями в социологическом исследовании будут «субъект досуговой деятельности» - менеджер, шоумен, руководитель коллектива; «объект досуга» - зрелище, постановка спектакля, прикладное творчество; «досуговая активность» деятельность участников коллектива, объединения (поисковая, художественная, игровая т.д.);

«эффект досуговой деятельности» - чувство удовольствия, признание публики, расширение кругозора.

К эффекту можно отнести понятия социализации досуга, досуговой адаптации, досугового поведения, а также содержание досуга, условия его проведения, потребность и интерес к досуговой деятельности, её формам, переживания от результатов и просто участия в ней.

Следует обратить внимание на объективные и субъективные факторы в управлении досуговой деятельностью. Досуг - самоуправляемая система, определяющая целенаправленность, методы, формы досуговой деятельности, контроль за их ходом и состоянием. И тут объективным будет управляющее воздействие объекта, субъективным - люди, осуществляющие, воспринимающие, принимающие участие в процессе.

Поляризационный принцип справедлив и для досуговой активности. Это предпосылка того, что объективная реальность во взаимодействии с субъектом выступит объектом его деятельности (рисование, пение и т.д.).

Следует иметь в виду специфичность восприятия объекта досуга его субъектом: просмотр TV может сопровождаться как сопереживанием героям и событиям в информационных передачах, так и сменой каналов в поисках ощущения удовольствия; он зависит от различных эмоциональных состояний воспринимающего. Эффект меняет свою природу в зависимости от типов субъекта, его предпочтений и досуговых интересов.

Элитарная культура отражает досуговую деятельность привилегированных в социальном и интеллектуальном отношении групп, которые выделяются предпочтением классики, новейших образцов духовного творчества, спорта (гольф, теннис, горные лыжи, яхтинг), форм общения (рауты, балы, презентации произведений искусства, достижений в науке и др.). Массовая культура как модель досуговой деятельности широчайших слоев общества в конце XIX и XX веках характеризуется следующими уровнями. Китч - исходный уровень, рассчитанный на эмоциональную разрядку «полуобразованных типов» (популярность культуры пропорциональна невежеству и социокультурной инфантильности аудитории).

Поп-культура - более высокий в интеллектуальном плане уровень, в котором появляется тенденция к переработке некоторых фрагментов классики, созданию оригинальных направлений.

Контркультура как противопоставление общественному образу жизни форм досуговой деятельности. Следует иметь ввиду многоплановость контркультуры, её отчасти представляют хиппи, битники, рокеры, толкиенисты, сатанисты, скинхеды, байкеры и многие другие.

Но намечается эволюция культуры от леворадикализма и нигилизма) в сторону реформизма. Последний возникает на почве «альтернатив-] ной» культуры целого спектра ранее возникших различных движений; экологического, «волюнтаристского», «новых стилей жизни», «гражданских инициатив» и пр. Они строятся по принципу противопоставления официальной культуры и представлены в программах альтернативных движений (личности и социума, экономики и экологии, микро и макросреды).

Содержание досугово-рекреационной деятельности. Необходимость выделять содержание, сущность досуговой деятельности не вызывает сомнений. Но её направленность, реализуемая в общественно и лично значимых и социально-негативных занятиях может давать противоречивый эффект. Досуговая деятельность может являться как фактором] формирования и возвышения личности, так и ее деградации. Асоциальные виды досуговой деятельности могут носить явные и скрытые фор мы антикультуры.

Изменение в содержании досуга под воздействием бурного развития социальной инфраструктуры, средств массовой коммуникации, новых технологий, синтеза компьютера с видеотехникой, обусловливают одновременно устойчивость и подвижность, изменчивость содержания и форм деятельности в молодежном досуге.

Лидерство молодежи, ее неофициальный статус «законодателя мод»| в сфере досуга неоспоримо и проявляется в моде на одежду, туризм,' самодеятельную песню, в предпочтении вокально-инструментальных ансамблей. Не меньший энтузиазм наблюдается в движениях по охране памятников культуры, природы, общественных инициативах и социальных проектах, оказывающих огромное влияние на изменение различных сторон общественной жизни.

Расширяется спектр общественной самодеятельности молодежи. Активную шефскую работу, движения милосердия, военнопоисковые отряды, охрану и реставрацию памятников культуры и искусства, работу интерклубов, политических дискуссионных клубов можно принять за ростки гражданского общества.

К конкретным видам досуговой деятельности можно отнести:

) занятия, связанные с потреблением культурных ценностей, индивидуального, коллективно-зрелищного характера; занятия, связанные с отдыхом и развлечением (физически активный (в том числе занятия физкультурой и спортом, не связанные с профессиональной деятельностью) и пассивный отдых, общение, развлечение в компании, пустое времяпрепровождение, прогулки, занятия антикультурного характера - пьянство, азартные игры и др.);

) занятия творческого характера - несвязанные с профессиональной деятельностью - любительский труд по различным ремеслам и прочее.

Таким образом, при характеристике досуга, исследователи выделяют его типы, которые отличаются друг от друга объемом (продолжительностью); содержанием (типичным набором досуговых занятий); активным, деятельным или пассивным характером; планируемостью или стихийностью, импровизированностью; пространственной локализацией; особенностями круга общения; индивидуальным, групповым или массовым характером занятий; соотношением рекреативной, развивающей и деструктивной функций.

Типология отражает характер влияния основных видов деятельности на формирование всесторонне гармонично развитой личности. В связи с этим все занятия в свободное время исследователи дифференцируют на три основных типа:

) культурно-творческий тип (общий признак - создание или воспроизводство материальных и духовных ценностей);

) культурно-потребительский тип (общий признак - потребление духовных ценностей);

) рекреативный тип (объединяет различные виды отдыха и развлечений).

Приведенная типология в основном соответствует дифференциации свободного времени на досуговую и более возвышенную деятельность. Нетрудно заметить, что культурно-творческий и культурно-потребительский типы характеризуют более возвышенную деятельность в свободное время, а рекреативный тип выражает досуговую деятельность досуга - это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, позволяющих содержательно и с пользой проводить свободное время. Склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания - все это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга. Иными словами - это набор ценностных ориентаций и форм поведения, способствующих самореализации внутренних творческих потенций личности в свободное время. Разнообразные виды и формы досуговой деятельности отличаются по своим функциям. К ним обращаются, определяя место и роль досуга в структуре всего времени. Эти функции довольно многообразны, и в самом общем плане можно выделить:

во-первых, рекреационную (отдых, восстановление физической и психической энергии);

во-вторых, развивающую (физическое, интеллектуальное, художественное, нравственное развитие личности).

Объем, структура, содержание или способ проведения, а также другие параметры, характеризующие пространство свободного времени и досуга, обусловливаются рядом факторов, которые выявлены учеными в результате многочисленных исследований этой сферы жизнедеятельности человека.

Прежде всего, подобные факторы принято подразделять на общие (неспецифические) и специфические (индивидуальные). К общим (неспецифическим) факторам относятся такие, как состав населения по полу и возрасту, размер семьи, уровень доходов на одного члена семьи, размеры жилой площади, объем и качество коммунальных услуг, оказываемых населению, образование и т.д. Другая группа - специфические (индивидуальные) факторы - в решающей степени влияет на фонд, макро- и микроструктуру внерабочего и свободного времени. Это влияние испытывают даже бюджеты времени социально и демографически однородных групп населения. К таким факторам, в первую очередь, относятся природно-климатические условия, проживание в городе или сельской местности, некоторые национальные особенности уклада жизни населения. Культурная среда, в которой вращается человек, предопределяет его контакты. Чем шире представлена социальная и социально-профессиональная структура в поселении, тем более разнообразна его культурная среда. Жизненные идеалы находятся в прямой или косвенной зависимости от культурной и социальной атмосферы, сложившейся в данном поселении. Учет общих и специфических факторов очень важен, прежде всего, для построения региональной модели системы материальных, организационных и личностных факторов, способствующих или препятствующих оптимальному использованию свободного времени, выбору видов социальной деятельности человека, нравственному формированию индивида. Эта работа должна строиться по-своему в каждом регионе исходя из структуры бюджета времени. Помимо общих и специфических факторов структура свободного времени, потребности и ориентации в сфере досуга обусловлены и рядом факторов, которые принято условно подразделять на объективные (внешние, не зависящие от отдельно взятого человека) и субъективные (внутренние, личностные). В большей или меньшей степени анализа факторов касаются все исследования, направленные на изучение пространства свободного времени или досуга, в связи с чем накопился богатый фактический материал, позволяющий на примерах рассмотреть характер их влияния. Так, одни исследователи подчеркивают важность проблемы распределения внерабочего времени городского населения и различия в продолжительности досуга различных социально-демографических групп. На основании полученных в ходе исследования результатов авторы делают вывод о том, что объем досуга, например, несемейной молодежи больше, чем у семейных и более старших горожан.

Наиболее неблагоприятно в сфере свободного времени положение семейных женщин: по данным исследований бюджетов времени, они тратят на бытовой труд в 1,5 раза больше времени, чем мужчины, что сокращает их досуг. Также исследователи отмечают, что существенно влияет на свободные часы человека его семейное положение: количество членов семьи, число и возраст детей. В первую очередь это касается женщин. Семья и дети меняют не только величину свободного времени, но и его состав. В нем появляется новый элемент - воспитание детей. Свободное время семейных людей в гораздо большей мере проводится дома.

Влияние на структуру досуга оказывает и пол. Такие выводы можно делать на основании результатов специального исследования, а также данных, полученных Л.Ф. Боженко. Ученый в качестве цели исследования выдвинул необходимость выявить условия, влияющие на специфику досуга. На основании полученных данных Л.Ф. Боженко приходит к выводу, что фактором, определяющим изменение структуры свободного времени, наряду с возрастом, является пол. Кроме того, подчеркивает исследователь, содержательность досуга во многом определяется уровнем развития социально-культурной инфраструктуры города, системы внешкольных детских учреждений. Большое влияние на формирование досуговых ориентаций оказывает мнение друзей и родителей, которые передают свой образ жизни, «досуговую квалификацию», отношение к спорту, художественному творчеству и т.д.

На распределение внерабочего времени значительное влияние оказывает и уровень доходов. Правда, зависимость содержания досуга от материального дохода семьи 20-30 лет назад демонстрировали исключительно на примере западного образа жизни.

Такую зависимость обнаруживают и исследования, проводимые в нашей стране, например, в 1980-е гг. Так, среди лиц, у которых доход на одного члена семьи не превышал 75 руб., отдых и занятия по интересам назвали в числе основных элементов внерабочего времени 32,9%; при доходе 76-100 руб. - уже 42,6%; 100-125 руб. - 53,7% и, наконец, свыше 125 руб. - 60,6%, т.е. низкие доходы ограничивают возможности досуга.

Современные исследования также свидетельствуют о влиянии экономического фактора на структуру свободного времени, причем регистрируют рост его влияния.

Таким образом, есть все основания говорить о том, что на характер проведения и структуру досуга самым непосредственным образом оказывает влияние уровень доходов семьи.

2.Инновации в культурно-досуговой деятельности

2.1Современные технологии в проведении культурно-досуговых программ

Под технологией культурно-досуговой деятельности понимается совокупность форм, методов, методик, разработок, расчетов, моделей проектирования и внедрения различных инноваций, способных обеспечить достижение определенной воспитательной цели. С точки зрения предметной деятельности под культурно-досуговыми технологиями следует понимать педагогически организованный процесс воздействия субъекта на объект культурно-досуговой деятельности с целью формирования общественно значимых качеств личности. Применение тех или иных технологий культурно-досуговой деятельности обусловлено предметными сферами действий профессиональных работников.

Технология культурно-досуговой деятельности как учебная и научная дисциплина объединяет общие, функциональные (отраслевые) и частные технологии. Система общих технологий включает в себя диагностику, профилактику, адаптацию, реабилитацию, коррекцию, социальную экспертизу, прогнозирование, проектирование, консультирование и т.д.

Функциональные (отраслевые) технологии исходят из функционального предназначения субъекта. Например, для музея приоритетной функцией является сохранение, изучение и популяризация памятников истории и культуры; для учреждений культуры - функция рекреативная; для вуза - образовательная функция. При учете этих функций и строится основная деятельность того или иного учреждения культурно-досугового типа.

Частные технологии культурно-досуговой деятельности составляют определенные процедуры по созданию информационно-просветительных, художественно-публицистических и культурно-развлекательных программ.

Учреждения культурно-досугового типа принимают активное участие в работе со всеми слоями населения. Организация культурно-досуговой деятельности строится на принципе дифференцированного подхода. Разработка частных методик предполагает учет социально-демографических характеристик различных категорий населения. Типологизация технологий может быть осуществлена по различным основаниям, по видам, уровням, сферам применения. Так, по степени новизны различают принципиально новые (инновационные) технологии и традиционные (ретроспективные) технологии.

Важнейшей задачей специалистов учреждений культурно-досугового типа является внедрение в свою практику хорошо зарекомендовавших себя традиционных технологий, а также применение инновационных технологических процедур. При этом не следует отождествлять традиционные технологии с рутинными. Последние характеризуются такими методами воздействия на культурные процессы в условиях досуга, которые отличаются малой наукоемкостью, не мотивируют объект к изменениям и переменам, а также являются не только устаревшими, но и неэффективными. С точки зрения масштабности ряд исследователей выделяют глобальные и территориальные технологии. Первые связаны с решением общечеловеческих проблем, с тенденциями мирового развития, с социальными проблемами взаимодействия природы, общества, человека. Региональные технологии имеют определенные территориальные ограничения и отражают динамику процессов региональной жизни.

Разнообразные типы технологий можно выделить и в зависимости от характера объекта технологического воздействия. Когда он определяется управленческо-организационными акциями, выделяют технологии поиска стратегии управления, персонального менеджмента, социального программирования и прогнозирования и др.

Разработка социальных технологий в сфере культуры и досуга связана с определенными сложностями, так как эта сфера имеет открытый характер.

Культурно-досуговая деятельность как специальная учебная дисциплина выражается в подготовке квалифицированных специалистов для учреждений культурно-досугового типа. Действующая сегодня сеть средних и высших специальных учебных заведений позволяет решать базовые кадровые вопросы. Вместе с тем динамика процессов, происходящих в духовной жизни общества, требует постоянного внимания ученых и педагогов к разработке новых учебных программ, планов, перечня специальностей и квалификаций специалистов, удовлетворяющих современным насущным потребностям практики. В этой связи активно ведутся научные поиски концепций и государственных программ обучения по различным специальностям.

Отмеченные выше аспекты научного анализа культурно-досуговой деятельности не исчерпывают все возможные их варианты. Как всякое объемное культурное явление, культурно-досуговая деятельность может быть рассмотрена в контексте любой практической, организационно-методической или научно-исследовательской проблемы. Однако в любом случае масштабные исследования проводятся специалистами различного профиля на основе использования достижений педагогических наук. Актуальность проблематики культурно-досуговой деятельности продиктована заинтересованностью как государства, так и его граждан в обеспечении условий для полноценного отдыха, просвещения, творчества, нравственно-эстетического развития личности в процессе досуга.

Структурно-функциональное исследование культурно-досуговой деятельности - один из методов, который достаточно подробно изучен и освещен в специальной научной литературе. В первую очередь он применяется по отношению к социальным системам, различным формам общественной жизни, к разряду которых и относится культурно-досуговая деятельность. Сущность, специфика и социальная природа культурно-досуговой деятельности заключаются в том, что она представляет собой систему профессиональной и общественной деятельности, стимулирующую духовное развитие, активность личности и социума в условиях досуга.

Реализация научного потенциала структурно-функционального анализа позволяет в определенной логике проанализировать культурно-досуговую деятельность как своеобразную систему, определить ее основные структурные составляющие, взаимосвязи между ними, роли относительно друг друга и функции каждого элемента в отдельности.

Теоретико-эмпирические исследования, проводимые в области культурно-досуговой деятельности, свидетельствуют об активном использовании метода структурно-функционального анализа. В зависимости от предмета исследования масштабность и задачи применения метода колеблются от изучения отдельных культурно-досуговых программ в учреждениях культурно-досугового типа до разработки методологических вопросов типологии досуговых явлений, крупных экспериментов, анализа научного понятийного аппарата. Структурно-функциональный подход к изучению культурно-досуговой деятельности позволяет решать разнообразные по уровню проблемы, в том числе:

организационно-практического характера, способствующие оперативному анализу конкретной сложившейся ситуации;

научно-методического характера, раскрывающие целый ряд практических вопросов и предлагающие оптимальные варианты организационных, творческих и управленческих решений;

теоретико-методологического характера, объясняющие социальную природу культурно-досуговой деятельности и отдельных ее процессов, выявляющие закономерности творческой, просветительной и рекреативной деятельности в сфере досуга.

На сегодняшний день в России сложилась достаточно стройная система исследовательских центров, организаций, отрядов исследователей, ученых, методистов и практиков, которая так или иначе заинтересована в изучении особенностей общественной организации досуга. Своеобразными флагманами являются Российский научно-исследовательский институт культурологии; Российский научно-исследовательский институт искусствознания; региональные отделения, филиалы государственных и общественных Академий наук; Государственный Российский Дом народного творчества; Государственный Российский Дом фольклора; Государственный Российский Дом художественных промыслов и ремесел, которые призваны решать основополагающие вопросы, формировать федеральные научно-исследовательские и организационно-творческие программы культурно-досуговой деятельности. В число субъектов федерального уровня входят и высшие отраслевые учебные заведения, в структуре которых функционируют соответствующие подразделения: научно-исследовательские секторы и отделы, проблемные лаборатории, социологические группы, докторантуры, аспирантуры.

Ведущими исследовательскими организациями культурно-досугового типа на уровне субъектов Федерации являются научно-методические центры культуры или аналогичные объединения, главными задачами которых выступают сбор, анализ, обобщение регионального опыта организаций культурно-досугового типа и распространение на своей территории передовых досуговых технологий. Существенную помощь в этой работе оказывают коллективы средних специальных учебных заведений культуры и искусства. На муниципальном уровне и уровне отдельных предприятий культуры решаются организационные, творческие вопросы организации культурно-досуговой деятельности конкретного населенного пункта, коллектива промышленного предприятия, той или иной категории населения.

Рассматривая научный потенциал культурно-досуговой деятельности, надо выделить и функциональный подход, поскольку исследовательские функции фактически полностью возложены на территории, которые вынуждены, как правило, самостоятельно анализировать складывающуюся в культурно-досуговой сфере ситуацию, оценивать происходящие в ней процессы, вырабатывать приоритеты и региональные программы. В силу объективных причин в последнее время все более углубляется разрыв между федеральными и территориальными подразделениями отрасли культуры. К сожалению, с каждым годом ухудшается снабжение территорий специальной литературой, сокращается количество научно-практических конференций, фестивалей профессионального и самодеятельного искусства, сужаются возможности повышения квалификации работников культуры, исчезают каналы методической помощи, уменьшается количество наименований и тираж бюллетеней комплексных научных исследований по проблемам культурно-досуговой деятельности. Намечается явный крен в сторону региональных эмпирико-технологических исследований культурно-досуговой деятельности.

Эта тенденция носит негативный характер. Сложившаяся структура отрасли культуры не позволяет сегодня делегировать полномочия полноценного научного анализа культурно-досуговой деятельности на места, в отдельные ее подразделения. Кроме того, многие субъекты Федерации не обладают достаточным научным потенциалом, способным адекватно решать насущные теоретико-эмпирические проблемы. Также эмпирико-технологические вопросы не могут быть эффективно решены без научно-методических, фундаментальных положений, которые могут быть разработаны, апробированы и зафиксированы на федеральном уровне.

Общий негативный фон и нежелательные тенденции в исследовании культурно-досуговой деятельности не снижают достоинств уже имеющегося опыта и предпринимаемых ныне попыток научного анализа общественной организации досуга. В течение последних четырех десятилетий в основном определился предмет научных исследований, обобщающих широкий круг научных и организационно-методических проблем культурно-досуговой деятельности.

Спектр теоретической проблематики культурно-досуговой деятельности включает многочисленные вопросы функционирования ее как специфической социальной системы. Культурно-досуговая деятельность несет известную социальную нагрузку, преследует определенные цели, выполняет соответствующие задачи и функции, строится на присущих ей принципах, реализуется в конкретных направлениях, формах, методах и средствах деятельности. Крупными методологическими проблемами являются исследования субъекта, объекта понятийного аппарата культурно-досуговой деятельности в системе культуры. Многие из этих вопросов являются до сих пор неразрешенными, малоизученными, спорными.

Одно из новейших направлений научно-методологических исследований культурно-досуговой деятельности - прогностическое, так как на сегодняшний день мало уделяется внимания объективным тенденциям и перспективам развития культурно-досуговой деятельности, формации видов и форм досуговой деятельности, ее стратегическим целям и задачам. Важнейшим предметом научного анализа представляется проблематика функционирования культурно-досуговой деятельности в условиях рынка. Развитие рыночных отношений в России, по нашему мнению, является определяющим условием развития культурно-досуговой деятельности, объективным фактором, влияющим на отбор содержания и форм духовного наполнения досуга.

Анализ социальной природы культурно-досуговой деятельности по своей сути связан с ответами на вопросы о том, какое место она занимает в структуре общества, каким образом взаимодействует с социальными институтами, каково ее предназначение, целевые установки и принципиальные отличия от аналогичных видов деятельности. Рассматривая культурно-досуговую деятельность как самостоятельную отрасль педагогической науки, необходимо подчеркнуть универсальность и динамичность ее характеристик.

Культурно-досуговая деятельность, которая является одним из элементов духовной жизни общества, содержит все признаки культурнотворческой деятельности. Причем в данном случае не имеет значения, результ какого уровня профессионализма и общественной значимости достигается. Творческая продукция, созданная человеком на досуге - самодеятельная песня, стихотворение, картина, видеофильм и др., - может представлять художественно-эстетическую ценность исключительно для самого автора и его ближайшего окружения. Но немало примеров и того, что, творя для самого себя, самодеятельные авторы создают социально значимые произведения, вошедшие в «золотой фонд» российской культуры.

2.2Инновационные формы культурно-досуговых программ

Прежде, чем внедрять инновационные формы работы - необходимо иметь крепкую площадку, поле культурно-досуговой деятельности.

Само время и общество ставит перед работниками культуры и искусства задачи по обновлению форм и методов работы. Основная цель учреждений культуры - привлечение жителей к мероприятиям, КДФ и самое главное - чтобы они стали не просто сторонними наблюдателями, а активными участниками процесса обновления культуры города.

К сожалению, в нашей стране не могут встретиться в одном месте 3 вещи - люди, деньги и культура. Наверное, поэтому можно опробовать такой новый метод работы, как благотворительный аукцион.

Индустрия развлечений на сегодняшний день является одной из самых технологичных, капиталоемких, стремительно растущих и развивающихся отраслей культурно-досуговой деятельности. Сложнейшие инженерные проекты, многомиллионные инвестиции и грандиозные стройки выливаются в море адреналина для смелых посетителей. В индустрии развлечений ставятся самые впечатляющие рекорды скорости, высоты, ускорений и стоимости проектов. Но в то же время эти рекорды и самые недолговечные: изголодавшийся по сильным эмоциям зритель постоянно требует новых зрелищ и развлечений.

Современная индустрия развлечений объединяет в себя различные направления культурно-досуговой и рекреационно-оздоровительной деятельности, связанные в первую очередь, с производством и эксплуатацией аттракционной техники и развлекательного оборудования, а также современные технологии развлечений, направленные на достижение необходимого развлекательного эффекта, создание незабываемой атмосферы праздника, радости и счастья.

На сегодняшний день формат традиционного парка культуры и отдыха во многом устарел и не отвечает потребностям современного посетителя. Исходя из возможностей и особенностей парка, как субъекта социально-культурной сферы, в настоящее время он должен представлять собой уникальный развлекательный комплекс с широким набором рекреационных и культурно-досуговых услуг.

Современный парк развлечений - это уникальный, высокотехнологичный комплекс культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и рекреационных услуг, позволяющий человеку испытать чувства, через которые он достигает наибольшего развлекательного эффекта. Аттракционы, используемые в парках, позволяют искусственно создавать те ощущения, которые вызывают у посетителя самые разные эмоции: страх, наслаждение, ощущение полета, перегрузок и т.д.

Наличие современного развлекательного оборудования и аттракционной техники является важной частью парка развлечений, но только ими, естественно, ограничиваться не может. Без точек питания, стационарных и передвижных кафе, кондитерских автоматов, сувенирной продукции, культурной программы современный парк развлечений невозможен, поскольку эти аспекты жизненно необходимы для удовлетворения потребностей посетителей.

Поэтому хотелось бы более подробно остановиться на тех важных аспектах, которые сегодня необходимо учитывать при организации деятельности парка развлечений.

Задачей успешного администрирования является способность удерживать посетителя на территории парка в течение как можно более продолжительного времени, стимулируя при этом желание клиента снова вернуться сюда. Руководству парка необходимо прикладывать колоссальные усилия для того, чтобы интерес клиента к парку не исчерпался несколькими посещениями.

Для этого существует множество средств и их сочетаний, которые в принципе и определяют успешную работу парка.

Стремление человека реализовать свои духовные, эстетические, коммуникативные и другие потребности наиболее полно проявляется в досуговой деятельности - непрофессиональной творческой деятельности индивида или сообщества в свободное от работы или учебы время.

Наиболее высокий уровень досуговой деятельности достигается в любительстве - определенном виде социально-культурной деятельности, в которой человек реализуется как творческая личность. Несомненно, и профессионал испытывает в своей работе творческое наслаждение, но оно становится сопутствующим фактором созидания, тогда как для любителя данный фактор - определяющий, вследствие этого любительство часто перерастает в профессиональные знания и умения.

Активность, будучи высшей формой развития деятельности, наиболее полно проявляется в клубном любительстве, предназначение которого состоит в том, чтобы объединять энтузиастов досуга для активной творческой деятельности, удовлетворения их культурных потребностей и решения конкретных социально-культурных задач. Наличие хобби может являться основой, сутью той или иной культуры, где могут сочетаться особенности конкретного народа и конкретного региона. Социокультурные особенности региона инициируют характерные для территорий виды хобби.

Выбор видов досуговой деятельности индивидуален и зависит от интересов и потребностей, связанных с самовыражением и самореализацией личности.

Социализация юношества происходит в кружках, секциях, клубах по интересам, а также иных формах времяпрепровождения, которые они выбирают самостоятельно и в хобби-процессе не только получают полезные практические навыки, но и общаются со сверстниками и взрослыми, приобретая реальный опыт социального взаимодействия в коллективе.

Инициация творческой деятельности, проявляющаяся в хобби, должна сопровождаться организационно-педагогическим и социально-культурным обеспечением этой деятельности, поиском таких управленческих решений, которые будут способствовать социализации и инкультурации включающихся в творчество индивидов, педагогизации их общения и досуга. Эта задача в современных условиях крайне сложная, требующая гибких и эффективных методов, органически сочетающих управление и самоуправление, воспитание и самовоспитание и, в конечном счете, влияющих гармоничное развитие личности.

Важно отметить, что, социально-культурная поддержка хобби как личностной любительской инициативы, т.е. целенаправленная деятельность социально-культурных учреждений по организационно-методическому сопровождению и ресурсному обеспечению индивидуального любительства в сфере досуга, может способствовать развитию социальной активности личности и трансформации любительской деятельности энтузиастов досуга в активное социально-культурное творчество.

Проблема исследования содержания и структуры досуга приобретает за последние годы новые качественные очертания. Во многом это диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта область жизнедеятельности. В этой ситуации появляется возможность и необходимость говорить об эксклюзивных культурно-досуговых программах в сфере досуга. Эксклюзивные культурно-досуговые программы - это всегда инновации, так как в досуговой сфере программа не может долго оставаться эксклюзивной в связи с развитием этой сферы, и мгновенными действиями конкурентов.

В связи с рассмотрением эксклюзивных культурно-досуговых программ (которые определенное время являются инновациями) в сфере досуга, видно, что есть необходимость уточнения понятия «инновация» или «нововведение».

Обратившись к Российской энциклопедии, можно найти следующее определение инновации (нововведения): (от позднелат. innovatio) - изменение, развитие способов и результатов деятельности людей. Сущность нововведения составляет инновационная деятельность, а содержание - комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества.

Инновационные изменения, прежде всего, относят к экономической сфере развития общества, где в широком смысле под инновациями понимается прибыльное использование новшеств - от технологий до управления. Однако экономической сферой нововведения не ограничиваются и в единстве всех общественных подсистем касаются самых разнообразных сторон жизни, в результате чего формируется новая модель развития. На основании этого говорят об инновациях не только как новшествах - достижениях научно- технического, но и социального прогресса.

В рамках изучения досуговой деятельности под инновацией (нововведением) понимаются такие изменения в современном досуговом пространстве людей, которые характеризуются как его новыми, нетрадиционными видами практик, так и изменениями сущностного, смыслового характера, наполняющими новым содержанием существующие формы досугового времяпрепровождения.

Однако происходящие изменения необходимо рассматривать не только в отношении форм или содержания видов досуговой деятельности молодежи, но и тех условий, которые влияют на их трансформацию. В этой связи можно говорить об инновациях всей социокультурной ситуации в сфере досуга людей.

Естественно, что у каждого человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип организации проведения свободного времени - творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий. Однако есть ряд общих требований, которым должен отвечать досуг, чтобы быть полноценным. Эти требования вытекают из той социальной роли, которую призван играть досуг.

В сегодняшней социально-культурной ситуации молодежный досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей - в целом социально-экологического развития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня досуг становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом.

Культурно-досуговая программа несет в себе целью коллективный отдых населения, в названии ее часто присутствует указание на возраст аудитории (конкурсная семейная программа, детский утренник, молодежная шоу-программа). Эта форма мероприятия отличается разнообразием и непринужденностью форм общения - познавательных, развлекательных, самодеятельных, предоставлением участникам возможности переключаться с одного вида деятельности на другой. Такие программы требуют от организаторов творчества, фантазии и изобретательства, а также четкого построения сценария с учетом возраста аудитории.

Но существуют и другие эксклюзивные культурно-досуговые программы. В настоящее время они начинают пользоваться большой популярностью, и распространяется в следующих сферах:

туризм и путешествия (занимает первое место по эксклюзивным культурно-досуговым программам);

развлечения (второе место по эксклюзивным культурно-досуговым программам);

также эксклюзивные культурно-досуговые программы существуют в сфере общения с природой.

Что касается туризма, путешествий и развлечений, в сотрудничестве с экскурсионными организациями многие туристические фирмы или частные предприниматели организуют различные виды мероприятий развлекательного и познавательного характера, как для индивидуальных туристов, так и группам. Также предлагаем эксклюзивные досуговые программы. Например:

чартер на яхтах;

джиппинг;

обзорные полеты на самолетах-амфибиях;

и многое другое.

Что касается сферы общения с природой, то здесь также существуют эксклюзивные культурно-досуговые программы, о которые десять лет назад человек мог только мечтать.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

В настоящее время они начинают пользоваться большой популярностью, и распространяется в следующих сферах:

туризм и путешествия;

развлечения;

общение с природой.

Эксклюзивные культурно-досуговые программы - это всегда инновации, так как в досуговой сфере программа не может долго оставаться эксклюзивной в связи с развитием этой сферы, и мгновенными действиями конкурентов.

Система организации досуга определяется интересами и потребностями молодых людей в свободное время. Потребности в сфере досуга имеют определенную последовательность проявления. Удовлетворения одной потребности порождает обычно новую. Это позволяет менять вид деятельности и обогащать досуг. В сфере досуга должен осуществляться переход от простых форм деятельности, но все более сложным, от пассивного отдыха - к активному, от удовлетворения более глубоких социальных и культурных стремлений, от физических форм рекреации - к духовным наслаждениям, от пассивного усвоения культурных ценностей - к творчеству и т.п.

Когда меняется социальное положение человека, уровень его культуры, то сразу же происходит изменения и в структуре досуга. Досуг обогащается по мере увеличения свободного времени и роста культурного уровня. Если молодой человек не ставит перед собой задачу самосовершенствоваться, если его свободное время ничем не заполнено, то происходит деградация досуга, обеднение его структуры.

В эксклюзивных культурно-досуговых программах особое значение имеет творческая деятельность организаторов. Многое зависит именно от них, от их умения предложить интересные формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь людей. Вместе с тем культура проведения свободного времени является результатом стараний самой личности, ее желания превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей.

Заключение

культурный досуговый программа социальный

В ситуации современной российской действительности, когда системный кризис сопровождается снятием почти всех ограничений для проникновения в наше пространство различных информационно-просветительских, художественно-публицистических и культурноразвлекательных потоков извне, инновационные технологии торгово-развлекательных центров комплексного типа приобретают все большее значение. В настоящее время в условиях досуга населению приходится совершать выбор, принимать сложные решения, которые связаны со смысловыми, ценностными, в конечном итоге поведенческими аспектами. Но, с другой стороны, населению Российской Федерации крайне трудно выбрать форму культурно-досуговой деятельности в силу рассогласованности механизмов самореализации личности, действующих на общесоциальном, локально-групповом и индивидуальном уровне.

Многие аналитики склонны видеть тенденцию к расширению горизонтов культурно-досуговой деятельности среди населения и открытию новых возможностей для аудитории социокультурной сферы вообще, в том числе расширению сети торгово-развлекательных центров комплексного типа. Как показывает действительность, в современных информационных условиях происходит трансформация ценностных ориентаций у населения, желающего получать качественные культурно-рекреационные услуги, подразумевающие личностную свободу и самореализацию. Исходя из того, что в своем возрастном, социальном и профессиональном положении люди неоднородны, возникают некоторые противоречия между духовными потребностями населения и способами их удовлетворения в учреждениях культурно-досугового типа.

Таким образом, общая социально-культурная ситуация в нашем обществе, когда дают о себе знать деструктивные явления среди молодежи и взрослого населения, ставят перед культурно-досуговой деятельностью поиски новых механизмов, позволяющих эффективно включать население в рыночные отношения и новые виды и формы деятельности. Путем коллаборации инновационных технологий культурно-досуговой деятельности в условиях торгово-развлекательных центров комплексного типа и накопленным культурно-историческим опытом учреждений социально-культурной сферы можно достичь консенсуса между прошлым, настоящим и будущем, т.е. гармонии в обществе. Решение данной задачи требует как глубокого преобразования деятельности государственных социальных институтов и организаций, так и коммерческого рекреационного сектора.

Список использованной литературы

1.Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации. - М., 2006.

.Акимова Л.А. Социология досуга: Учебное пособие. - М., 2003.

.Андреева И.Н., Голубкова Н.Я., Новикова Л.Г. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей // Социологические исследования-Рост.-на-Д. 2010; №4.

.Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье: Учебное пособие. - М., 2001.

.Воловик А.Ф. Педагогика досуга. - М., 1998.

.Воробьев Г.Г. Молодежь в информационном обществе. М.: Мол. гвардия, 2010

.Время культуры и культурное пространство: Сборник тезисов докладов межд. научно-практ. конф-ции / Под ред. Т.Г.Киселевой, В.И.Черниченко. М.: МГУКИ, 2000. - 353 с.

.Дуликов В.З. К вопросу о сопоставлении уровней организации культурно-досуговой деятельности в России и передовых странах Запада // Культурология. Новые подходы: Альманах-ежегодник. №5 М., 1999.

.Егоренкова (Монастырская) М.В. Инновационная работа вяземских педагогов // Современные проблемы образовательного процесса учреждений СПО культуры и искусства. М., 2001. - С. 52-54.

.Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. М.: МГУКИ, 2002.

.Жарков А.Д. Социально-культурные аспекты эстрадного искусства: история, теория, технология: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 2004.

.Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под науч. редакцией академика РАЕН А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова. М.:МГУК, 1998.

.Волкова Л.В. Вечера и дни отдыха в клубе. М.: Сов. Россия, 1986.

.Горький М. О молодежи: Сборник статей. М.: Молодая гвардия, 1974.

.Добринская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. Л.: Знание, 1983.

.Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление: Опыт историко-теоретического исследования. М.: Наука, 1978.

.Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие. М.: МПУ, 1996.

.Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры: Учеб. пособие.-JI., 1989.

.Стрельцов Ю.А. Культурология досуга. М., 2002.

.Суртаев В.Я. Основные направления самореализации молодежи в условиях досуговой деятельности: Учеб. пособие. С.Пб., 1992.

.Толстых А.В. Подросток в неформальной группе. М., 1991.

.Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб: Лань,2001.

Похожие работы на - Инновации в культурно-досуговой деятельности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!