Проблемы и перспективы развития искусственных зон отдыха

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,38 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблемы и перспективы развития искусственных зон отдыха

Введение

В зарубежном досуговедении используются два основных понятия: «досуг» и «рекреация». Чаще эти понятия объединяются в единое; досугово-рскреационная сфера. При этом в понятие «досуг» вкладывается больше коммерческо-развлекательный смысл, а в понятие «рекреация» - социальный, т.е. имеются в виду ее некоммерческий характер и направленность на социально-значимые цели. В реальной практике часто трудно отделить одно понятие от другого. Тем более и чисто развлекательное мероприятие может иметь социальную направленность. Развлекаясь, активно отдыхая, человек восстанавливает свои духовные и физические силы, что немаловажно как для самого индивида, так и общества в целом. В то же время вряд ли было бы правильным отрицать необходимость проведения специальных мероприятий, направленных на восстановление физического и духовного здоровья человека. Это может быть и просто отдых, так называемый пассивный отдых, включая ничегонеделание. Но это может быть и специальная система упражнений и мероприятий, способствующих восстановлению психического комфорта и т.п.

Говоря об организации различных форм отдыха на Западе, что было бы удобнее пользоваться таким термином, как «досугово-рекреационная деятельность» или «культурно-досуговая деятельность». Как в первом, так и во втором случае просматривается «комплексность» решаемых задач, в том числе, и социальная направленность указанной деятельности. «Досугово-рекреационная деятельность» - восстановление физического и психического здоровья личности. «Культурно-досуговая» - подчеркивается социально значимая цель: не только отдых, но и повышение культурного уровня.

Целью контрольной работы является изучение проблем и перспектив развития искусственных зон отдыха.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

. Рассмотреть досуг как сферу формирования экологической культуры.

. Раскрыть специфику деятельности парков по организации досуга подрастающего поколения.

. Выявить инновации в сфере рекреационных услуг парков.

. Рассмотреть вакационные парки и проблемы подлинности современного культурного туризма.

Объектом контрольной работы является социально-культурная работа за рубежом.

Предметом - развитие искусственных зон отдыха.

В процессе написания контрольной работы были изучены теоретические материалы из различных областей знаний, таких как туризм, культурно-досуговая деятельность.

1. Досуг как сфера формирования экологической культуры

досуг парк вакационный экологический

Досуговое время - часть свободного времени, используемая для общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечений, различных видов нерегламентированной деятельности, обеспечивающих отдых.

Экологическая культура представляет собой систему, состоящую из ряда взаимосвязанных элементов:

-экологических знаний; естественнонаучных, гуманитарных, ценностных, нормативных, практических;

-экологического мышления, включающего установление причинно-следственных, вероятностных, прогностических и др. видов связей; выяснение причин (истоков), сущностей и путей решения проблем, принятия решений в ситуациях нравственного выбора и прогноза;

-культуры чувств: «эмоционального резонанса», сочувствия, сопереживания, чувства гражданственности, патриотизма и др.;

-культуры экологически оправданного поведения, характеризующегося реализацией экологических знаний, мышления и культуры чувств деятельности личности, осознавшей свое космопланетарное предназначение.

-осознание сущности экологических законов: понимание причин противоречий в системе «природа-общество» как несоответствие природных и социальных законов;

-осознание опасности глобальных экологических катастроф и локальных экологических кризисов; осознание морального выбора способа целесообразности деятельности, которая согласуется с экологическим императивом;

-познание себя и отношение к себе и окружающему миру как компонентам единой системы.

Становление и развитие экологической культуры связано с семейными, общественными, производственными отношениями.

Задачи экологического образования представляются в единстве процессов обучения, воспитания и развития личности.

Определение экологического образования принято связывать с первой конференцией по этой тематике, прошедшей в 1970 г. в г. Карсон-Сити (США, Невада). Там была принята такая формулировка:

«Экологическое образование представляет собой процесс осознания человеком ценности окружающей среды и уточнение основных положений, необходимых для получения знаний и умений, необходимых для понимания и признания взаимной зависимости между человеком, его культурой и его биофизическим окружением. Экологическое образование также включает в себя привитие практических навыков в решении задач, относящихся к взаимодействию с окружающей средой, выработки поведения, способствующего улучшению качества окружающей среды».

Экологическое образование - это получение знаний об экологических закономерностях, что позволяет сократить ущерб живой природе при хозяйственной деятельности людей. Таким образом, любой человек, получивший хотя бы минимальное экологическое образование, способен организовать свои действия так, чтобы уменьшить или даже исключить этот ущерб. Неважно, что он будет делать конкретно. Может быть, это директор завода, который приобретает не только автобус для рабочего поселка, но и очистной фильтр. Или это космонавт, который возвращает мусор с орбиты, чтобы не захламлять космос. Фермер, который сохраняет перелески от распахивания, чтобы гнездящиеся там птицы уничтожали вредителей. Посетитель леса, следящий, чтобы в окурке не оставалось даже малейшей искры.

Научная ориентация традиционного экологического образования стало определенным недостатком, потому что отдаляет учащихся от практики, от реальной жизни. На занятиях их предпочитают знакомить, к примеру, с консументами и рудералами (сорные растения, растущие на мусорных свалках), с бентосом и фитопланктоном. Однако мало кто узнаёт, что, например, при загрязнении почвы солями и нефтепродуктами в ней погибают грибки и бактерии, без которых засыхают большие деревья. Поэтому если городскую почву не оберегать от грязного снега с автодорог, гибнут дорогие насаждения. Или что в старых матрацах находятся триллионы клещиков и грибных спор, провоцирующих аллергию и астму. Поэтому люди стали использовать матрацы в несгораемой пластиковой оболочке. Или что уличная пыль, разносимая ветром, содержит яйца гельминтов из высохших собачьих экскрементов. И чтобы они не попадали в глаза и рот, во многих больших городах улицы моют с мылом, а собачников вынуждают ходить с пакетами и совочками. Поджигающий мусор дворник наполняет воздух высокотоксичными веществами, поэтому он причиняет целенаправленный ущерб здоровью. Об этих фактах мало кто задумывается, а ведь они определяют уровень жизни.

Современное экологическое образование отдаляется от изучения классической экологии, ибо она может пригодиться редким специалистам. Зато каждому из нас необходимо узнать, как экологические закономерности отражаются в нашей реальной практике.

Экообразованию способствует экологическое просвещение, которое помогает привлечь внимание, заинтересовать, насытить знаниями, придать эмоциональную окраску формирующимся представлениям людей, помогает обеспечить массовый резонанс экологическим идеям. Но в отличие от образования, оно не стремиться дать системных знаний и навыков, которые могут быть квалифицированы, оценены.

Отдельный инструмент - экологическая пропаганда, позволяющая распространять конкретные идеи, например, об опасности лесных пожаров в данное время года. Экстремальная экологическая пропаганда часто вполне оправданна, но она может иметь и не только благие намерения. Например, когда она организуется, чтобы создать антирекламу конкурирующему предприятию или добиться его закрытия. Либо для привлечения скандального внимания к своей организации, чтобы снискать средства, добиться влияния, а то и получить «отступные» деньги. В этом случае говорят о фактах «экологического терроризма».

2. Специфика деятельности парков по организации досуга подрастающего поколения

Парки культуры и отдыха являются одними из самых популярных учреждений досугового типа. Как и клубы, парки являются комплексными многофункциональными учреждениями культуры. Но, в отличие от клубов, свою деятельность парки организуют в условиях живой природы под открытым небом. Специфика парков позволяет им проводить самые разнообразные формы работы, удовлетворять потребности самой разнообразной аудитории: от площадок для детей и тихих уголков для людей старшего возраста, до танцевальных залов и самых разнообразных аттракционов для молодежи и т.п.

Особенности творческо-производственной деятельности парков культуры и отдыха

обширная площадь;

многочисленность производственных помещений и объектов;

открытые площадки, естественная природная среда;

каждый парк культуры и отдыха зависит от климатических условий;

сезонность работы;

самые крупные формы СКД - фестивали, праздники;

богатый выбор средств и методов СКД;

самый широкий спектр деятельности;

наличие аттракционного хозяйства;

специализированные городки;

спортивные площадки;

устройство театрализованных представлений на специальных площадках - «зеленые театры», эстрадные театры, летний кинотеатр.

Парк культуры и отдыха - это культурно-просветительный и рекреативный функциональный комплекс, обеспечивающий отдых, разумные развлечения и культурно-досуговую работу в условиях местного климата специально-организованной природной среды и ландшафта.

Сущность современного парка заключается в создании наиболее благоприятных условий для организации досуга и отдыха на природе самых широких слоев населения, для расширения творческого потенциала каждого человека, наиболее глубокого эмоционального восприятия активного потребления им духовных ценностей как социальных, так и природных.

Сегодняшние парки - это, прежде всего, учреждения культуры, предназначенные для культурного отдыха и развлечения, каждый человек, независимо от интеллекта, должен прийти сюда один или с семьей и найти то, что ему нужно: отдохнуть, что-то посмотреть, послушать, потанцевать, покататься на аттракционах или просто полюбоваться природой. И в парке все это должно быть предусмотрено - красивый ландшафт, хорошие цветы, чистота, уют, развлечения, аттракционы больших и малых форм. И одно без другого не может существовать, это одно целое, единый комплекс.

Молодежь является предметом особой заботы в любом государстве, будь то демократическое или тоталитарное. Без решения проблем молодежи у общества не может быть ни настоящего, ни будущего. Среди молодежных проблем на первом месте - проблемы образования и обеспечения работой, физическая закалка и организация досуга. Каждая страна по-своему решает проблемы молодежи. И в то же время в решении этих проблем есть много общего. Как правило, молодежные проблемы рассматриваются, прежде всего, на государственном уровне. Так, например, в Германии федеральные органы не занимаются культурной политикой, передав ее в ведение земель. Но определением молодежной политики в той же Германии занимаются, прежде всего, на федеральном уровне. Большая роль в решении молодежных проблем на Западе отводится сфере досуга. От того, как организован досуг молодых людей, зависят и нравственное здоровье общества, и решение ряда социальных проблем, таких, как борьба с преступностью, наркоманией и т.п.

3. Типы рекреаций

Рекреация - расширенное воспроизводство сил человека (физических, интеллектуальных, эмоциональных). Некоторыми исследователями рекреация понимается как массив времени, в ходе которого происходит восстановление производственных сил человека, либо как деятельность, направленная на восстановление.

Альтернативную точку зрения представляет подход, когда рекреация рассматривается как функция всякой деятельности, всякого времени и всякой территории.

Рекреационная деятельность - это деятельность людей, занимающихся созиданием и персональным использованием свободного времени. Рекреация может включать пассивное и активное участие в индивидуальных или групповых спортивных мероприятиях, в интеллектуальном совершенствовании, развлечениях и т.д.

Кемпинг - лагерь для автотуристов, оборудованный палатками или другими легкими сооружениями летнего типа (например, бунгало), автомобильной стоянкой, системой водоснабжения и канализации и оснащенный приспособлениями для приготовления пищи.

Курорт - освоенная и используемая в лечебно - профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природно-лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры. Национальные курорты подразделяются на курорты федерального, регионального и местного значения.

Пляж - место отдыха на берегу моря, реки, озера, пруда или иного водоёма, пригодное или приспособленное для купания.

Заповедник - значительный участок природной территории (акватории), полностью исключенный из сферы хозяйственной деятельности человека для охраны и изучения природного комплекса в целом. Заповедники относятся к природным особо охраняемым территориям и акваториям, земли которого передаются в бессрочное пользование.

Лагерь туристский - место размещения туристов. В соответствии с назначением может быть временным или стационарным.

Парк - территория с естественной или посаженной растительностью, сетью аллей, дорог, с площадками и водоемами, предназначенная для рекреационных целей. По характеру планировки и соподчиненности насаждений, аллей, водоемов, дорог, цветников и др. элементов с естественным рельефом местности различают парки:

) регулярный, с геометрически правильной планировкой, подстриженными деревьями и кустарниками,

) ландшафтный, или пейзажный, который является одной из разновидностей природного парка, 3) морской, 4) природно-исторический или памятный.

4. Вакационные парки и проблемы подлинности современного культурного туризма

Концепция тематических парков активно противопоставляется концепции обычных парков аттракционов. В тематических парках взрослые и дети легко усваивают новую информацию об окружающем мире и истории цивилизации за счет того, что этот процесс происходит на фоне игры. Потребительская аудитория тематических парков весьма обширна, ее составляют все слои населения: взрослые и дети, пожилые люди и подростки.

Тематические парки появились в США. В 1955 году Уолт Дисней построил знаменитый Дислейленд, вложив в дело 17 млн долл. Новый парк площадью 180 акров изначально проектировался как экономический объект, нацеленный на получение прибыли. С тех пор тематические парки распространились по всему миру, образовав самостоятельную индустрию.

Диснейленд - американская легенда. Это волшебное пространство, в котором дети и взрослые попадают в сказку. Сила этой легенды настолько велика, что она стала уникальным торговым брендом. Сейчас торговый знак «Диснейленд» является одним из основных нематериальных активов компании, который успешно инвестируется в развитие Дисней-проектов по всему миру.

Однако успешность бренда на потребительском рынке одной страны не гарантирует его триумф на рынках других стран. Продвижение товарного знака требует изучения особенностей национальных культур и специфики ментальности будущих потребителей. Большинству проектов (в данном случае - проектов тематических парков) необходима серьезная адаптация к местным условиям.

Вопрос о том, есть ли за искусственными зонами отдыха будущее, можно считать запоздалым, им уже принадлежит настоящее. В Северной Америке, Европе и Японии ускоренными темпами строятся новые комплексы развлечений. Их преимущества очевидны. На малом пространстве в тематических парках сосредоточены всевозможные мировые достопримечательности. Без томительных железнодорожных переездов и ожиданий в аэропортах попадаешь в швейцарские шале, японские храмы и на арабские базары. На пляжах с искусственным отоплением можно круглый год фланировать под пальмами, забыв о капризах погоды.

Компьютерные имитации - последний крик прекрасного нового вакационого мира. В Ганза-парке балтийского курорта Сирксдорф можно принять участие в виртуальных космических полетах и мотоциклетных гонках. Галерея игровых автоматов в Токио предлагает автогонки с «настоящими» проколами шин и скачки по пересеченной местности. К двухтысячному году в Японии будет создано пятьдесят электронных тематических парков.

Означает ли подобное развитие индустрии досуга конец эпохи путешествий, который возвестил Клод Леви-Строс еще сорок лет назад? Быть может, нынешней культуре туризма, для которой, по мнению множества наблюдателей, характерны ограниченность и поверхностность, суждено перейти в стадию полной идиотии? Если верить дружному хору критиков, дальнейшее распространение искусственных вакационных зон равносильно духовной и психической катастрофе.

Во время открытия «Евродиснейленда» режиссер Ариана Мнушкина говорила о «культурном Чернобыле», политик Жан-Пьер Шевенман - о «коллективной шизофрении». Атомная терминология и клинические диагнозы нередки и во многих немецких статьях на данную тему. Еженедельник «Штерн» писал об «отпуске в отделении реанимации», «Франкфурту рундшау» сравнивала парки досуга с «термоядерными реакторами», где вместо ядерных элементов распадаются люди. «Франкфуртер альгемайне» предрекает момент, когда посетителям вакационных парков потребуются услуги психиатров.

Откуда столь истеричный тон и едва прикрытая агрессивность? Слушая недовольных, можно вообразить, будто в синтетических зонах отдыха клиентов подвергают пыткам, а это отнюдь не соответствует действительности. Парки досуга во многом заслуживают критического отношения. Вызывают раздражение воплотившиеся в них расхожие представления о тропических странах и Диком Западе; тревожит вероятность экологического ущерба, сопряженного с реализацией столь крупных проектов. Но все это не оправдывает рассуждений о массовом бедствии.

Бурные реакции имеют другие причины. Тематические парки касаются больного места современного туризма: проблемы подлинности туристического опыта. В данном случае «искусственность» противопоставляется предполагаемой аутентичности переживаний традиционного туриста.

Неприятной особенностью тематических парков является довольно жесткая организация массового отдыха, не оставляющая места личной инициативе и игровому подходу к предлагаемой программе. «Каждый, кто надумает сделать что-нибудь по собственному почину в Евродиснейленде, сразу нарушает ход событий, - пишет журналист Франц Лерхенмюллер, - посетителям полагается глазеть, ездить, изумляться - больше от них ничего не ждут, да им и ждать больше нечего». Эти ограничения направлены в первую очередь против детей, которые одновременно являются главными адресатами парков досуга. А ведь дать свободу личным проявлениям не так уж трудно. И вообще она вполне реальна, идея экологически безвредного парка досуга, в котором есть чем заняться, кроме как глазеть и делать покупки.

Заключение

В заключении данной контрольной работы, можно отметить следующее.

Досуговое время - часть свободного времени, используемая для общения, потребления ценностей духовной культуры, развлечений, различных видов нерегламентированной деятельности, обеспечивающих отдых. Ключевую роль в развитии экологической культуры играет становление экологического сознания личности. Экологическое образование - это получение знаний об экологических закономерностях, что позволяет сократить ущерб живой природе при хозяйственной деятельности людей.

Парки культуры и отдыха являются одними из самых популярных учреждений досугового типа. Парки являются комплексными многофункциональными учреждениями культуры. Свою деятельность парки организуют в условиях живой природы под открытым небом. Сущность современного парка заключается в создании наиболее благоприятных условий для организации досуга и отдыха на природе самых широких слоев населения.

Были рассмотрены различные типы рекреаций: парки, заповедники, пляжи, кемпинги, курортные комплексы, лагеря. Рекреационная деятельность - это деятельность людей, занимающихся созиданием и персональным использованием свободного времени.

Неприятной особенностью тематических парков является довольно жесткая организация массового отдыха, не оставляющая места личной инициативе и игровому подходу к предлагаемой программе.

Список используемых источников

1)Дуликов, В.З. Социально-культурная работа за рубежом: Учебное пособие. / В.З. Дуликов. - М.: МГУКИ, 2003. - 116 с.

2)Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность как самостоятельная отрасль педагогической науки./ А.Д. Жарков // Образование и общество. - 2007. - №2. - С. 98 - 105.

)Квартальнов, В.А. Туризм: Учебное пособие. / В.А. Квартальнов. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 320 с.

)Ефремов, К. Что такое экологическое образование. / К. Ефремов. - Режим доступа: [#"justify">)Кудрявцева, О.В. Тематические развлекательные парки: зарубежный опыт и российские перспективы. / О.В. Кудрявцева, М.Д. Твердохлебова // Территория и планирование. - 2008. - №6 (18). - Режим доступа: [#"justify">)Куприна, Л.Е. Краткий туристский словарь./ Л.Е. Куприна. - Режим доступа: [#"justify">)Парки культуры и отдыха. - Режим доступа: [#"justify">)Попов, В.В. Теория социально-культурной деятельности / В.В. Попов. Электронный учебник. Режим доступа: [#"justify">)Шахаева, И.Б. Школа - центр экологического образования./ И.Б. Шахаева. - Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/313679/].


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!