Развитие предприятий размещения курорта Анапа на примере базы отдыха 'Афалина'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    54,10 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие предприятий размещения курорта Анапа на примере базы отдыха 'Афалина'












ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: «Развитие предприятий размещения курорта Анапа на примере базы отдыха «Афалина»













г.

Оглавление

Введение

Глава I. Индустрия гостеприимства и ее развитие в современных условиях

.1 Современное состояние и перспективы развития рынка гостиничных услуг в Краснодарском крае

.2 Особенности функционирования баз отдыха на курортах (на примере курорта Анапа)

Глава II. Развитие предприятий размещения курорта Анапа на примере базы отдыха «Афалина»

.1 Описание предоставляемых услуг базы отдыха «Афалина»

.2 Анализ экономических показателей деятельности изучаемой базы отдыха

Глава III. Предложения по повышению эффективности деятельности базы отдыха «Афалина»

.1 Изучение спроса на данный вид услуг и его особенности в условиях экономического кризиса в 2009 году

.2 Предложения по инновационным подходам к деятельности данного предприятия

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Современная туристская индустрия является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Одновременно с ростом общего числа туристов заметное развитие получили инфраструктура туризма и ее основной компонент - гостиничный сектор. Наибольший спрос приходится сегодня на гостиницы среднего ценового сегмента. Средний класс отелей, наиболее распространенный на Западе, в российской гостиничной индустрии не освоен.

Одно из самых перспективных направлений развития Кубани - гостиничный и туристский бизнес. В нашем регионе гостеприимно распахнули свои двери гостиницы, отели, санатории, пансионаты, базы отдыха, кемпинги, детские и взрослые оздоровительные комплексы. На побережье Азовского и Черного морей стремительно растет число мини-гостиниц, коттеджей, вилл, баз отдыха. Даже проекты такого уровня очень актуальны, поскольку сервис мини-гостиниц достаточно высок и продолжает расти.

Актуальность исследуемой темы очевидна, так как в Анапе предпочитают отдыхать в большей степени семьи с детьми, люди старшего возраста, а также популярен индивидуальный отдых, много молодежи. В связи с этим появляется потребность в большом количестве не только высококлассных отелей, которыми в основном пользуются люди обеспеченные, но и в недорогих средствах размещения. Таковыми могут быть мини-гостиницы и базы отдыха. Последние, на мой взгляд, являются более перспективными, так как наличие определенных природных условий позволяет людям, уставшим от суеты больших городов отдохнуть со своей семьей, с детьми в обстановке, которая наиболее приближена к природной.

Что касается анапских баз отдыха, то их с каждым годом становится все больше, так как эта ниша гостиничных услуг пока слабо развита и относительно не занята. Еще немаловажное преимущество базы отдыха - ее относительно быстрая окупаемость, в среднем около двух лет. Если вводить новые и дополнительные сервисы, то окупить базу можно будет ещё быстрее. Также существует тенденция развития в России коттеджного вида отдыха, который связан с одним из наиболее перспективных видов туризма - экологическим.

Целью данной дипломной работы является обоснование развития малых предприятий размещения курорта Анапа на примере базы отдыха «Афалина».

В качестве объекта исследования выступает предприятие - база отдыха «Афалина». Предмет исследования - развитие предприятий размещения курорта Анапа на примере базы отдыха «Афалина».

Базой исследования является само предприятие.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: изучить современное состояние и перспективы развития рынка гостиничных услуг, а также особенности функционирования баз отдыха на курортах (в частности в Анапе), провести анализ экономических показателей деятельности изучаемой базы отдыха, изучить стратегическое и текущее финансовое планирование на предприятии; изучить спрос на данный вид услуг и внести предложения по повышению эффективности деятельности предприятия.

Работа состоит из введения, трех разделов, выводов и приложений, а также списка использованной литературы.

В первом разделе рассматривается теория вопроса, изучается собранный материал, соответствующая статистическая, маркетинговая, экономическая, финансовая и другая информация о деятельности данного предприятия за последние 2-5 лет. Дана характеристика индустрии гостеприимства и ее развитию в современных условиях, описано современное состояние и перспективы развития рынка гостиничных услуг в Краснодарском крае, приведены особенности функционирования баз отдыха на курортах (на примере курорта Анапа). Результаты обработки информации оформляются в виде таблиц и графиков, раскрывается сущность финансового планирования, его теоретические аспекты.

Во втором разделе приводится характеристика предприятия, изучается основной вопрос темы, содержатся сведения об изучаемом объекте, о применяемых технологиях, представлен материал, характеризующий состояние организации по всем основным показателям набора сервисных услуг, их качеству, проведен финансовый анализ и анализ экономических показателей деятельности базы отдыха «Афалина», дан сравнительный анализ показателей данной организации и других организаций, указаны сильные и слабые стороны предприятия, вскрыты причины слабых сторон, недостатки в работе, выявлены неиспользованные резервы и т.д.

Третий раздел носит конструктивный характер, в нем содержатся: разработка и обоснование рекомендаций по изучаемым вопросам на перспективу, обоснованы экономические и технологические расчеты. Даны предложения по повышению эффективности деятельности базы отдыха «Афалина», изучен спрос на данный вид услуг и его особенности в условиях кризиса в 2009 году, даны предложения по инновационным подходам к деятельности данного предприятия. При этом использованы результаты анализа, полученного во второй главе.

В заключении логически последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, сформулированные по результатам исследования. Они дают полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок. В заключении помещены основные выводы по теории вопроса, по проведенному анализу и всем предполагаемым направлениям совершенствования работы по проблеме с оценкой их эффективности по конкретному объекту исследования.

курорт гостеприимство индустрия отдых

Глава I. Индустрия гостеприимства и ее развитие в современных условиях

.1   Современное состояние и перспективы развития рынка гостиничных услуг в Краснодарском крае и курорте Анапа

Туристские услуги в международном товарообороте выступают как "невидимый" товар. Характерной особенностью и своеобразным достоинством туристских услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится минимальными затратами на месте и, как правило, без использования иностранной валюты. Иностранные туристы пользуются предприятиями туристской индустрии страны назначения. Кроме того, они потребляют или покупают и вывозят в качестве сувениров определенное количество товаров, приобретаемых в стране посещения за иностранную валюту, предварительно обменяв ее на местную валюту. Международный туризм как одна из форм международных экономических отношений приобрел в современных условиях огромные масштабы и стал оказывать существенное влияние на политические, экономические и культурные связи между странами. Кроме того, во многих странах доходы от туристической деятельности составляют значительную часть национального дохода (Испания, Кипр, Мальта, Австралия и т.д.). В настоящее время туриндустрия является одной из наиболее динамично развивающихся форм международной торговли услугами. В последние двадцать лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений - 4%. Согласно данным Всемирной туристической организации (ВТО), объемы валютных поступлений от туризма за период с 1950 по 1995 год выросли в 144 раза. При сохранении сложившихся темпов роста число международных путешествий к 2010 году составит порядка 937 млн. человек. «По последним прогнозам ВТО, к 2020 году ежегодно будет путешествовать уже 1,6 миллиарда человек, а темпы роста составят по количеству туристов - 4,3%, а по доходам в туризме - 6,4%. Сейчас индустрия туризма входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, удельный вес которых в мировом экспорте 11% и 8,6% соответственно. Также постоянно возрастает значение туризма как источника валютных поступлений, обеспечения занятости населения, расширения межличностных контактов» [25, стр. 156].

Современная туристская индустрия является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Число рабочих мест в сфере туризма составило 192 млн., или 8 процентов от общих показателей занятости в мире. Средние темпы роста туризма составили в 1950 - 1999 годах 7 процентов в год, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. По прогнозам ВТО, в ближайшие десятилетия темпы роста туризма сохранятся. Так, к 2020 году число международных туристских прибытий должно вырасти в 2,2 раза по отношению к 2000 году (с 698 млн. до 1,561 млрд. поездок). Еще более значительно - в 4,2 раза - должны увеличиться доходы от туризма: с 476 млрд. до 2 трлн. долларов США. Возникновение туризма на обширной территории нашей страны уходит корнями в древние времена и средневековье. Географическое положение России, расположенной в центре пересечения торговых путей между Западом и Востоком, с древнейших времен обеспечивало устойчивые международные связи, являвшиеся основой различного рода контактов. Путешествия и туризм два неразрывно связанных понятия. Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения. Необходимость развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации и т.д. Российский туризм имеет свою историю развития. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны. Формирование российского туристского рынка началось с 1990 г. На первом этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания). Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы. Однако в последние годы наблюдается тенденция улучшения развития туризма в России: увеличивается поток желающих посетить не только зарубежные страны, но и достопримечательные отечественные места, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря и зарубежные страны с познавательной целью и т.д.), разрабатываются новые маршруты туров. Современное развитие туризма в России характеризуется наличием глубоких противоречий в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик. Отдых в России, точно так же как и отдых за рубежом, это, прежде всего предложение брэндов. Раскрученные еще в советские времена брэнды туристских маршрутов можно пересчитать по пальцам: Карелия, Байкал, белые ночи в Ленинграде, Золотое кольцо России. Потянуть формирование брэндов самим фирмам просто не под силу. Нужна поддержка государства. Современное состояние туризма в России расценивается как кризисное, связанное с резким падением достигнутых ранее объемов предоставления туристских услуг, сокращением материальной базы туристской отрасли и значительным несоответствием потребностям населения в туристских услугах. Россияне поняли, что должный уровень сервиса, интересный отдых могут предложить и в России. В конкурентной среде активно развивается санаторно-курортное лечение, появляется туристическая инфраструктура, представители крупного бизнеса активно вкладывают деньги в строительство гостиниц, аквапарков, индустрии развлечений. За последние пять-шесть лет усилиями туроператоров был создан ряд необычных экскурсионных продуктов, в том числе и на Севере нашей страны, которые стали реальной альтернативой пляжному отдыху. К началу третьего тысячелетия на долю международного туризма приходилось 8% общего объема мирового экспорта и 30-35 % мировой торговли услугами. Общие расходы на внутренний и международный туризм составляют 12% мирового валового национального продукта. Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристический потенциал, занимает незначительное место на мировом туристическом рынке. На ее долю приходится около 1 процента мирового туристического потока. По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристскими и частными целями составляет 7,4 млн. человек, что не соответствует ее туристическому потенциалу. Геополитическое положение России как части европейского, так и азиатского континента является именно тем фактором, который позволяет сохранить ее туристскую самобытность и привлекательность для туристов всего мира. Россия сегодня интересна туристам из любой страны, т.к. она является местом преломления и взаимопроникновения европейской и азиатской культур. Правда, несмотря на продолжающийся рост туристической активности в России, влияние индустрии туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается в основном, отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров - все это привело к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее 1% мирового туристического потока, в то время как доля туризма во многих развитых странах составляет 5-15%, а в некоторых доходит до 50%. В России туристский бизнес развивается преимущественно с ориентацией на выезд. Подавляющее большинство действующих турфирм предпочитают заниматься направлением соотечественников за рубеж, и лишь не большая их часть работает на привлечение гостей в Российскую Федерацию. Однако за последние годы наметилась тенденция переориентации на въездной туризм. Анализ современного состояния внутреннего туризма указывает на недостаточный уровень его развития как по качественным, так и по количественным характеристикам. Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма, в настоящее время являются:

образ России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации;

действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма;

неразвитая туристическая инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (2 - 3 звезды) с современным уровнем комфорта;

отсутствие практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристическую инфраструктуру;

отсутствие до 2002 года государственной некоммерческой рекламы туристических возможностей страны за рубежом;

невысокое качество обслуживания во всех секторах туристической индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта работы в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно - туристских средств размещения через систему социального страхования;

несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.

При значительном расслоении населения по уровню среднедушевых доходов в высокодоходных семьях особенно быстро растет потребление услуг высокоэластичных по доходам (мобильная связь, отдельные виды транспортных и бытовых услуг, культуры, туризма и спорта, отдельных видов платных медицинских и образовательных услуг). После продолжительного периода снижения объема услуг туризма в России, в 2003-2005 годах «бум» спроса характеризует состояние этого рынка. В 2003 году рост составил 1,7%, в 2004 году - 13,7%, в 2005 году - 18,8 процента. Сохраняется стойкий интерес российских граждан к выезду на отдых как в страны дальнего, так и ближнего зарубежья. Только за 9 месяцев 2005 года количество россиян выехавших из страны увеличилось с 18,9 млн. человек в 2004 году до 22 млн. человек. Необходимо констатировать тот факт, что потребляют эти услуги высокодоходные группы населения, и значительный рост цен на них не оказал решающего влияния на приобретение путевок и туров. Наличие коллективных средств размещения (гостиниц и аналогичных средств размещения - мотели, пансионаты, общежития для приезжих, базы отдыха и др.) занимает центральное место в туристской инфраструктуре и оказывает непосредственное влияние как на развитие как внутреннего, так и въездного туризма. В России отмечается рост числа коллективных средств размещения, в том числе гостиниц, количество работающих, занятых в сфере гостиничного бизнеса составляет в настоящее время около 115 тыс. чел., появляются новые туристские маршруты. Однако относительно невысокий процент номеров повышенной комфортности, малое число категорийных гостиниц (17%), острая нехватка гостиниц туристского класса 2-3 звезды, значительный моральный и физический износ материальной базы и отсутствие благоприятных условий для инвестиций не создает возможности для коренного изменения ситуации в развитии туристской инфраструктуры внутри России и не создает предпосылок для роста объема этих услуг. Не получает должного развития и внутренний туризм, хотя в последние годы тенденции на этом рынке имеют позитивную динамику. Наблюдается общее увеличение количества проданных турфирмами путевок на внутренние маршруты, а также их общей стоимости. По-прежнему более 50% от общего объема расходов населения на услуги, тратится на услуги «обязательного» характера не эластичные к доходам населения (жилищно-коммунальные услуги и отдельные виды услуг пассажирского транспорта и бытовых услуг). Услуги «эластичные» к доходам населения - культуры и связи, медицинские и образования имеют стабильные темпы развития, но их доля в общем объеме изменяется незначительно, за исключением услуг связи. Вместе с тем, на рынке отдельных видов услуг, доля предприятий государственной формы собственности еще значительна. Тогда как, по услугам правового характера, туристским, бытовым услугам она минимальна и колеблется от 1 до 3-х процентов. В то же время, существенную роль в оказании услуг стали играть организации частной формы собственности, и в 2004 году ими было оказано более 40% объема услуг, а по отдельным видам эта доля значительно выше. Так на рынке услуг она составляет более 85 %.

Индустрия гостеприимства - одна из крупнейших бурно развивающихся отраслей мировой экономики. Во многом это происходит благодаря социальному, экономическому и политическому прогрессу - за последние несколько лет туризм стал доступен широким слоям населения. Одновременно с ростом общего числа туристов заметное развитие получили инфраструктура туризма и ее основной компонент - гостиничный сектор. За много веков гостиничный бизнес претерпел разные модели: от семейного владения до участия в международных отельных сетях. Примером наиболее результативного владения в туризме является создание гостиничных корпораций. Именно данная система управлением предприятием способствует созданию целого ряда преимуществ, которые позволяют в большей степени туристическим предприятиям повышать качество реализуемого туристского продукта, диверсифицировать предлагаемые услуги в рамках сегмента рынка, увеличивать индивидуализацию обслуживания потребителей. «По данным Всемирной Туристической Организации в мире действуют 16 млн. гостиниц, причем 20% из них относится к гостиничных сетям. Сеть (как показывает зарубежная практика) - наиболее эффективный способ ведения хозяйства в гостиничном бизнесе. Сегодня в мире насчитывается свыше 100 международных гостиничных корпораций, от мелких с несколькими десятками объектов до «тяжеловесов», включающих в себя тысячи отелей. Управление гостиницей, работа с людьми, технологиями бронирования, резервирования, подготовки кадров для управленческого бизнеса и многое другое - неотъемлемая частью гостиничного бизнеса во всем мире. Основными игроками на рынке России также являются крупные западные управленческие компании в сфере гостеприимства. Особая черта российского рынка гостеприимства в настоящий момент - начало формирования национальных гостиничных сетей» [12, стр. 74].

Денежную емкость гостиничного рынка в России аналитики оценивают в $1,7-2 млрд., а темпы роста - в 20-25% в год. Наибольший спрос приходится сегодня на гостиницы среднего ценового сегмента. Средний класс отелей, наиболее распространенный на Западе, в российской гостиничной индустрии не освоен. Интерес к гостиничному строительству в России наметился около двух лет назад и продолжает расти. Подкрепляется он сохраняющимся дефицитом предложения гостиничных услуг практически во всех ценовых категориях при стабильном спросе. Особенно заметная активность гостиничного строительства отмечается в Москве и Санкт-Петербурге, ряде городов-миллионеров, а также в Краснодарском крае. В ряде регионов гостиничный бизнес развивается даже более динамично, чем другие сектора рынка недвижимости: жилищный и торгово-офисный. По данным отчета, в 2005 году туристический поток из-за рубежа снизился более чем на 16%, а по экспертным оценкам - на все 25%. В первую очередь дороговизна гостиниц отпугивает туристов, желающих посетить Россию с ознакомительными целями. Бизнес-туристы останавливаются в отелях «4-5 звезд», с предложением которых в обеих столицах дела обстоят чуть лучше по сравнению с гостиницами средней категории. В российских регионах, в отличие от обеих столиц, активно развивается сегмент мини-отелей и гостиниц среднего ценового уровня. О многообещающих планах заявляют как российские инвесторы, так и крупные международные, однако иностранцев несколько отпугивают высокие риски и бюрократия, поэтому они стараются найти российского партнера. В Краснодарском крае планируется четырехкратное увеличение рынка гостиничных услуг. Федеральное агентство по туризму представило концепцию развития рынка, согласно которой до 2015-го объем платных гостиничных услуг возрастет в 4 раза, до 370 млрд. в год. А экспорт туристических услуг к этому времени увеличится в два с половиной раза. Также рассмотрят вопрос о возможности передачи пляжных территорий местным властям и об упрощении системы налогообложения небольших гостиниц. Предлагается ввести один налог - либо 15% от прибыли, либо 6% с оборота. Экономика Кубани на сегодняшний день имеет стабильно прогрессивное развитие. На всевозможных выставочных мероприятиях и экономических форумах, как внутри страны, так и за ее пределами, команда губернатора представляет условия жизни на Кубани, а также привлекает к инвестиционному сотрудничеству все большее количество бизнесменов, желающих вложить свои средства в наши новые проекты. Одно из самых перспективных направлений развития Кубани - гостиничный и туристский бизнес. Приняты к исполнению крупные федеральные программы по развитию Большого Сочи и созданию особых экономических зон на Черноморском побережье, а также игорной зоны на Азовском побережье. Эти программы дадут привлечение дополнительных средств на создание новых отелей, предприятий питания, сферы обслуживания, производств обслуживания курортного бизнеса. В 2007 году в Краснодарском крае отдохнуло более 10 миллионов человек. В нашем регионе гостеприимно распахнули свои двери гостиницы, отели, санатории, пансионаты, базы отдыха, кемпинги, детские и взрослые оздоровительные комплексы. На побережье Азовского и Черного морей стремительно растет число мини-гостиниц, коттеджей, вилл, баз отдыха. Даже проекты такого уровня очень актуальны, поскольку сервис мини-гостиниц достаточно высок и продолжает расти. Руководители частных гостевых домов расширяют из года в год спектр своих услуг для потребителей среднего и высокого уровня (таблица 1). Строят бассейны, водопады, крытые и открытые детские игровые площадки, оборудуют пляжные территории лежаками, шезлонгами, пунктами проката курортного морского инвентаря. Строятся беседки с барбекю, мангалами, чайные домики, бани и сауны разнообразных типов, предлагаются экскурсионные маршруты по красивым местам курортов с посещением аквапарков, центров отдыха и развлечений. Высокими темпами развивается санаторно-курортная сфера в области лечения. Вводятся в эксплуатацию спа-салоны с законченным циклом всевозможных омолаживающих и оздоровительных процедур, растет количество грязевых кабинетов, работающих на базе природных грязевых источников, вводятся в эксплуатацию инфракрасные сауны, которые полезны для сердечников и диабетиков, тренажерные залы и фитнес-центры для спортсменов и отдыхающих.

Таблица 1.

Численность туристов, проживающих в индивидуальных средствах размещения курортной зоны Краснодарского края (тыс. человек)

 

2003

2004

2005

2006

По краю - всего в том числе:

3245

4031

4327

4919

1. Черноморское побережье - всего

2971

3808

4068

4691

г. Сочи

1174

1594

1566

1431

г. Геленджик

612

902

1213

г. Анапа

620

757

764

973

г. Туапсе и Туапсинский район

503

650

667

869

г. Новороссийск

62

63

169

205

2. Азовское побережье - всего

274

223

259

228

г. Ейск и Ейский район

150

135

172

164

Источник данных: Краснодарстат.

Из этой таблицы видно, что наибольшее количество туристов предпочитают отдыхать в самых известных городах края, таких как Сочи, Геленджик и Анапа. А это говорит о многом: о развитой курортной сфере этих городов, об их особой атмосфере и неповторимости, о развитости различных услуг (услуг размещения, питания, развлечения и др.).

1.2 Особенности функционирования баз отдыха на курортах (на примере курорта Анапа)

Краснодарский край - субъект Российской Федерации. Территория составляет 76 тыс. квадратных километров с населением - почти 5 млн. человек. Уникально географическое положение края: два моря (Черное и Азовское), горы, равнины, леса. Краснодарский край - развитый регион России. Ведущие отрасли: сельское хозяйство, промышленность, курортно-рекреационный комплекс. Край обладает развитой сетью железных и автомобильных дорог, имеются несколько аэропортов, в том числе международные, морские порты.

Азово-Черноморское побережье Краснодарского края представляет собой сложившийся курортно-рекреационный регион, являющийся юго-западной границей России. Береговая линия проходит по Черному и Азовскому морям на протяжении 1 160 км. Черноморское побережье включает в себя Таманский полуостров и Кавказское побережье от Анапы до устья реки Псоу. Так, на протяжении от Туапсе до Адлера пляжи, прилегающие к железной дороге в качестве гидротехнических сооружений (120 км особо охраняемых природных территорий), Северо-Кавказская железная дорога считает своей полосой отвода, что приводит к возникновению конфликтов между Министерством путей сообщения Российской Федерации, санаторно-курортными организациями и администрациями курортных территорий при использовании пляжей для целей рекреации. Названные факты являются достаточным условием для создания системы планомерного формирования курортных территорий, включая объекты инженерного обеспечения и защиты прибрежных территорий, объекты эксплуатации берегозащитных, противооползневых и других сооружений, а также пляжи, которые имеют многофункциональное назначение (лечебно-рекреационное, инженерное, берегозащитное, налоговое, имущественное). Выходом из ситуации, когда ограниченность существующих пляжей сдерживает развитие санаторно-курортного и туристского комплекса края, может быть сооружение пляжных комплексов на искусственной основе. Климат Черноморского побережья Краснодарского края различен. От Адлера до Туапсе сформировался уникальный, единственный в России уголок влажных субтропиков. Это самый северный район этой климатической зоны. Климат побережья от Туапсе до Анапы средиземноморский. Он отличается от сочинского климата несколько более низкими зимними температурами и меньшим количеством осадков. Климатические особенности курортов Краснодарского края характеризуются таким набором средних многолетних параметров и их сочетанием, которые считаются наиболее комфортными, создают наиболее благоприятные условия для укрепления здоровья человека и многократно повышают эффективность санаторно-курортного лечения. В целом рекреационные ресурсы Азово-Черноморского побережья имеют высокую эстетическую, познавательную и оздоровительную ценности и могут быть широко использованы в различных видах туризма. Наличие большого количества гор в непосредственной близости от хорошо освоенного в рекреационном отношении побережья предоставляет широчайшие возможности для развития в регионе пешеходного туризма, альпинизма, скалолазания, спелеотуризма, различных видов экстремального туризма. Целостность природных комплексов, взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов в природном комплексе требуют осторожного вмешательства человека в природную среду в процессе хозяйственной деятельности, общения с природой. С этой целью необходимо разработать региональную целевую программу охраны природных комплексов. Природные лечебные ресурсы Краснодарского края - это минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов, озер, пляжи водных объектов, ландшафтно-климатические и другие условия, используемые для санаторно-курортного лечения и профилактики заболеваний, отдыха и туризма. Сегодня лечение морем занимает одно из ведущих мест в курортной медицине большинства мировых курортов. Азово-Черноморское побережье края является единственным в России субрегионом, который в полном объеме может предоставить комплекс талассотерапии или приморской климатотерапии. Уникальность курортам Краснодарского края придает богатейшая гидроминеральная база региона, которая представлена минеральными водами бальнеологического и питьевого профиля, лечебными грязями. Природные лечебные ресурсы Краснодарского края настолько велики и разнообразны, что создают практически неограниченные возможности для развития климатических (приморских, горных, предгорных, равнинных, степных) бальнеогрязевых курортов для лечения самого широкого спектра заболеваний. Перспектива развития Краснодарского края как курорта во многом зависит от качества и разнообразия его уникальных природных лечебных ресурсов. Развитие же туризма неизбежно влечет за собой как позитивные, так и негативные для окружающей среды последствия (загрязнение окружающей среды, проблема охраны уникальных природных комплексов). Все это создает определенные предпосылки для динамичного развития гостиничной базы как Краснодарского края в целом, так и для каждого курорта в отдельности. Ведь каждый курорт обладает своими уникальными и неповторимыми особенностями.

Анапа - инвестиционно-привлекательный курорт на Черноморском побережье. В последнее время наблюдается заметное повышение инвестиционной активности во всех секторах рынка недвижимости города-курорта Анапа, что связано со стабильным ростом цен и высокими, стабильными доходами, которые получают компании и частные лица в результате инвестиций в недвижимость данного региона. Анапа - самый северный и в то же время самый солнечный курорт Черноморского побережья Кавказа. Редкое сочетание целебных факторов - лечебные грязи озер и лиманов, минеральные источники, замечательное сочетание свойств морского, горного и степного климата, отличные столовые сорта винограда - по праву обеспечили Анапе славу одного из лучших курортов страны. Одним из самых приоритетных на рынке недвижимости городе Анапа является гостиничный сектор, являющийся основой туризма. Бюджет г. Анапа на 80% пополняется именно за счет доходов от туризма. В этой курортной зоне недвижимость очень ценится. Во-первых, это уютный район с развитой инфраструктурой, выделяющийся красотой архитектуры и озелененными территориями. Отреставрированная и облагороженная Набережная в этом районе отличается спокойствием, свободой от шума дискотек и множества туристов. Неофициальное название этой части Набережной - аллея любви (идеальное место для романтических встреч, где влюбленные наблюдают за красочным закатом). Пляжи здесь каменистые и галечные с чистой прозрачной водой. Во-вторых, ценность и высокая стоимость недвижимости связана с тем, что здесь уже практически не осталось земельных участков под строительство крупных жилых и гостиничных комплексов. В Россию все время увеличивается поток туристов, и, в связи с тем, что Краснодарский край является одним из главных направлений для развития въездного туризма, в дальнейшем можно рассчитывать на еще большее увеличение объема спроса на гостиничные услуги в городе Анапа. Количество различных средств размещения и койко-мест неуклонно растет (таблица 2).

Таблица 2.

Основные показатели развития рекреационной сферы городов и районов Азово-Черноморской курортной зоны в 2006 году

Город, район

S терри- тории. км2

%

Числ. Насел. тыс. чел.

%

Коллективные средства размещения

Числ. отдых тыс. чел

%







кол-во ед.

мест тыс.

%



1

Анапа

981,9

4,5

132,0

8,2

145

41.97

21,6

374,2

17,2

2

Геленджик

1227,5

5,7

85,4

5,3

100

26.46

13,6

270,9

12,5

3

Новороссийск

3,9

281,4

17,5

55

7,9

4

84,8

3.9

4

Туапсинский

2399,2

11,1

124,6

7,8

224

35.64

18,4

348,9

16,1

5

Сочи

3506,1

16,2

397,5

24,7

362

68.37

35,3

1032,0

47.6

6

Ейский

2120,3

9,8

140,1

8,7

29

4.33

2,2

50

2,3

7

Темрюкский

1956,5

9,1

114,8

7,1

77

8.84

4,6

45.2

2,1

8

Прим.-Ахтарский

2503,6

11,2

60,2

3,7

2

0,36

0,2

1.9

0,1


Всего:

21591,5

100

1606,9

100

994

193,87

2166,9

100


В последнее время наблюдается заметное повышение инвестиционной активности во всех секторах рынка недвижимости города-курорта Анапа, что связано со стабильным ростом цен и высокими, стабильными доходами, которые получают компании и частные лица в результате инвестиций в недвижимость данного региона. Анапа - самый северный и в то же время самый солнечный курорт Черноморского побережья Кавказа. Редкое сочетание целебных факторов - лечебные грязи озер и лиманов, минеральные источники, замечательное сочетание свойств морского, горного и степного климата, отличные столовые сорта винограда - по праву обеспечили Анапе славу одного из лучших курортов страны. Одним из самых приоритетных на рынке недвижимости городе Анапа является гостиничный сектор, являющийся основой туризма. Бюджет г. Анапа на 80% пополняется именно за счет доходов от туризма. В курортной зоне недвижимость очень ценится. Во-первых, это уютный район с развитой инфраструктурой, выделяющийся красотой архитектуры и озелененными территориями. Отреставрированная и облагороженная Набережная в этом районе отличается спокойствием, свободой от шума дискотек и множества туристов. Пляжи здесь каменистые и галечные с чистой прозрачной водой. Во-вторых, ценность и высокая стоимость недвижимости связана с тем, что здесь уже практически не осталось земельных участков под строительство крупных жилых и гостиничных комплексов. В Россию все время увеличивается поток туристов, и, в связи с тем, что Краснодарский край является одним из главных направлений для развития въездного туризма, в дальнейшем можно рассчитывать на еще большее увеличение объема спроса на гостиничные услуги в городе Анапа (таблица 3).

Таблица 3.

Основные цели прибытия туристов в Анапу

Цель прибытия (причина)

Сезонный период, %

Внесезонный период, %

Лечение

24,4

48,8

Оздоровление

25,2

42,4

Отпуск (каникулы)

49,5

8,1

Деловые цели

0,3

0,2

Прочие

0,6

0,5

Всего

100,0

100,0



Город-курорт Анапа расположен в юго-западной части Краснодарского края, на стыке Большого Кавказа и Таманского полуострова. Общая площадь - 5839,1 кв. км: 37,1 кв. км город, 802 кв. км район. Протяженность вдоль Черного моря - 80 км, протяженность лечебных песчаных и галечных пляжей - 42 км. Численность населения по данным на начало 2006 года составила 134 тыс. человек. Более 1/5 части территории покрыто лесами. Анапа включает в себя 10 сельских округов с 49 населенными пунктами и населением в них 68 тысяч человек, 4 городских территориальных округа с общей численностью населения 64 тысячи человек. В Анапе работает более 250 санаторно-курортных и оздоровительных учреждений. Согласно экспертной оценке общий уровень доходов курортно-туристического комплекса Анапы в 2006 году составил около 6 млрд. рублей, а к 2009-му возрастет до 10 млрд. рублей. На сегодняшний день Анапа единовременно может принять и разместить более 90 тыс. отдыхающих. В планах администрации за счет строительства новых и реконструкции старых объектов довести эту цифру до 150 тыс. единовременно отдыхающих. При этом очевидна тенденция увеличения количества частных гостиниц и гостевых домов, мини-гостиниц, а также баз отдыха, как одних из самых доступных по ценовой категории для отдыхающих. В декабре 2006 г. в Москве прошло итоговое заседание конкурсной комиссии Правительства РФ, посвященное отбору заявок на создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа. В конкурсе победила заявка Краснодарского края, в которую вошли и анапские инвестиционные проекты: курортный район «Благовещенский» и курортный район «Высокий берег». Уже в следующем году в микрорайоне 3-Б курорта появится современный физкультурно-оздоровительный комплекс. В нем будут проводиться соревнования по волейболу, баскетболу, теннису и мини-футболу. Генеральный план города Анапы уже готовится к утверждению. В процессе его разработки были внесены некоторые крупные изменения, касающиеся приоритетных объектов строительства в городе и пригородах. Так, первоначальный план развития предполагал строительство порядка 100 000 кв.м. и более жилья. В основном, планировались коттеджные застройки и районы элитных домов (проект «Высокий берег» первоначально планировался как район элитной застройки на 1600 жителей). Однако в ходе совещаний было решено вместо жилой недвижимости сделать акцент на курортно-гостиничную. Главный архитектор города объясняет эти изменения перспективным развитием города в случае строительства курортных зон с привлечением отдыхающих и нежеланием ориентироваться на «богатых пенсионеров», которые могут себе позволить покупку элитного жилья и/или коттеджа в Анапе для обеспечения счастливой старости на юге России. Качественными гостиницами в Анапе считаются гостиницы категории 3 звезды и выше. Наиболее крупным сегментом является сегмент гостиниц уровня 3 звезды. В Анапе и пригородах расположено более десятка сертифицированных гостиниц и пансионатов уровня 3 звезды: клуб-отель «Ривьера», гостиница «Боспор Гелиопарк-Отель», отель «Богема», гостиница «Заря», гостиница «Альбатрос» и др. (порядка 10-ти). Анапа город-курорт <#"516808.files/image001.gif">

Таблица 14.

Штатное расписание сотрудников б/о «Афалина»

Должность

Численность, чел.

Оклад, руб./мес.

ФОТ в месяц, руб.

ФОТ в сезон (май - сентябрь)

ФОТ в год, руб.

1.

Директор

1

50000

50000

200000

600000

2.

Зам. директора

1

15000

15000

60000

180000

3.

Гл. бухгалтер

1

18000

18000

72000

216000

4.

Администратор

2

7000

14000

56000


5.

Старшая горничная

1

10000

10000

40000


6.

4

8500

34000

136000


7.

Электрик

1

7500

7500

30000


8.

Сантехник

1

7000

7000

28000


9.

Озеленитель

1

6500

6500

26000


10.

Уборщик территории

1

6000

6000

24000


11.

Разнорабочий

2

6000

12000

48000


12.

Плотник

1

7000

7000

28000


13.

Охранник

4

6500

26000

104000

312000


Итого:

21

155000

213000

852000

1308000


Штатный состав базы отдыха «Афалина» составляет 21 человек. Так как предприятие работает сезонно, постоянными сотрудниками являются директор, зам. директора по размещению, гл. бухгалтер и служба охраны. Остальные работники являются сезонными.

Сейчас можем подсчитать общую рентабельность и рентабельность продаж. Общая рентабельность представляет собой отношение валовой выручки к валовым издержкам.

Рентабельность = 7571500 / 10366180 * 100 % = 73 %

Рентабельность продаж = Прибыль / выручка от реализации

Рентабельность продаж = 6057200 / 7571500* 100 % = 80 %

Глава III. Предложения по повышению эффективности деятельности базы отдыха «Афалина»

.1 Изучение спроса на данный вид услуг и его особенности в условиях экономического кризиса в 2009 году

Гостиничная отрасль в России в 2008 году разделилась на два периода - до и после кризиса. Российская экономика, являясь неотъемлемой частью мировой системы, показала себя глубоко зависимой от нее. Российский гостиничный рынок, накрепко «повязанный» экономическими законами с другими рынками, естественно, также был затронут кризисом. Особенно это коснулось новых проектируемых объектов, поскольку из-за ухудшения условий финансирования и сложностей в привлечении инвестиций большая часть девелоперов предпочла в первую очередь закончить начатое строительство, отложив на неопределенный срок новые проекты.

Для действующих отелей 2008 год начался довольно успешно. На апрель 2008 года рынок выходил с положительными показателями как по загрузке, так и по доходности на номер. На состоянии рынка готового гостиничного бизнеса сказалось, прежде всего, снижение потока деловых поездок и туризма и уменьшение корпоративных мероприятий, проводимых также и на базе гостиниц. Причем это снижение выразилось как количественно, так и качественно, т.е. уменьшилось не только число командированных, но и количество дней, проводимых в командировке, классность размещения, объем потребления дополнительных услуг. В результате в конце года в гостиницах происходит снижение таких показателей, как заполняемость, доходность на номер, что влечет за собой усиление конкуренции на отельном рынке, и как следствие - корректировку цен в сторону снижения. Однако позволить серьезный демпинг не в ущерб себе могут только крупные гостиницы, поскольку в их отелях большой номерной фонд, и соответственно ниже себестоимость каждого номера, а также шире набор дополнительных услуг, повышающий стоимость общего чека на каждого гостя. Отели и гостиницы с небольшим номерным фондом той же категории, вынужденные снижать цены в борьбе за клиента, понесли значительные убытки и существенно снизили финансовые показатели. Это, скорее всего, подвигнет их на то, чтобы предпринять соответствующие меры по улучшению эффективности работы своих предприятий. К примеру, на рынках, где уже действует большое количество малых отелей, возможно, даже поможет их слияние в сети, что очень актуально для Санкт-Петербурга.

До сих пор гостиничный рынок в нашей стране развивался экстенсивно, так как на фоне нехватки номеров бизнес не требовал особых усилий по привлечению клиентов, поэтому отели могли диктовать свои условия. Отрасль характеризовалась значительно более высоким уровнем рентабельности (15-18 % при среднеевропейском уровне 9-10%) и более высоким показателем доходности на номер. Теперь же для компенсации негативного воздействия отелям естественно необходимо предпринимать определенные действия, пересматривать свои системы управления, чтобы они соответствовали интенсивному развитию бизнеса, основанному на инновациях, модернизации, реорганизации управления. Поэтому отели вводят дополнительные программы лояльности клиентов, снижают цены, проводят специальные рекламные акции.

При этом стоит отметить, что наступление кризиса совпадает с периодом низкого сезона. В отделе туристических прибытий период с сентября по май всегда был не самым загруженным. И если приплюсовать к этому влияние кризиса, который обязательно скажется на приоритетах туристов, можно предположить, что они в первую очередь станут выбирать турпродукты с наиболее оптимальным соотношением баланса цены и качества. А так как в России такого баланса не существовало и раньше, следовательно, в 2009 году можно ожидать туристический кризис. Это означает, что в данном клиентском сегменте стоит также ожидать снижения классности размещения и даже перехода потребителей из одного сегмента уровня размещения в другой.

Для успеха в бизнесе мало иметь хороший продукт и знать, что он нужен на рынке. Чтобы четко определить свою возможную долю рынка, точнее составить прогноз сбыта и выстроить стратегию продаж, нужно более четко представлять себе нужды и запросы потребителей, знать, на кого в первую очередь рассчитана продукция. Сегментация рынка помогает решить эти задачи.

Рынок, как категория маркетинга представляет собой совокупность всех реальных и потенциальных покупателей. Основная цель маркетинга - удовлетворить нужды, потребности, запросы клиентов. Клиентами туристского предприятия могут быть как отдельные туристы, так и группы туристов; турфирмы, предприятия, территории. Важнейшая маркетинговая задача - определить, кто именно и почему является потребителем, покупателем туруслуг. В связи с этим на базе отдыха «Афалина» была произведена сегментация рынка по потребителям (таблица 15), а также по основным конкурентам (Приложение 11). Был проведен анализ сильных и слабых сторон деятельности туристского предприятия в конкурентном окружении (таблица 16), составлен SWOT-анализ предприятия (таблица 17) и его характеристика (таблица 18).

Таблица 15.

Сегментация рынка по потребителям:

 Общественный класс (% от всего сегмента)

Характеристика класса (род занятий, профессия, образование)

 Срок пребывания

Высший

высшее образование, предприниматели, ведущие крупный бизнес, руководители фирм и предприятий и т.д.

комфортабельные номера, безопасность отдыха, широкий спектр услуг и их качество, особые требования к питанию анимации

20-30 дней и более

Выше среднего

высшее или неоконченное высшее образование, руководители подразделений, частные предприниматели

комфортное проживание, безопасность отдыха, некоторые виды скидок

14-16 дней

Средний

мелкие предприниматели, менеджеры, социальные работники и т. д.

различные скидки (групповые, детские), комфортное проживание

10-12 дней

Ниже среднего

рабочий класс, пенсионеры и т.д.

скидки

небольшой

Низший

-

-

-


Общие выводы на основе маркетингового анализа рынков потребителей: нужды запросы и потребности клиентов отличаются в зависимости от рода занятий, профессии, образования, возраста, пола и других признаков.

Таблица 16.

Анализ сильных и слабых сторон деятельности туристского предприятия в конкурентном окружении

Показатели маркетинга

Кризисное положение

Ухудшение показателей

Средний уровень, полное соответствие отраслевым стандартам

Выше среднего уровня, показатели стабильности

Явный лидер в отрасли

1.Доля рынка сбыта, контролируемая турпредприятием





٧

2.Репутация предприятия и его услуг на рынке




٧


3.Престиж торговой марки





٧

4.Расходы по сбыту туруслуг



٧



5.Уровень сервиса




٧


6.Орг. - тех. средства для сбыта туруслуг



٧



7.Служба продаж, персонал (опыт, квалификация)





٧

8.Уровень цен на туруслуги




٧


9.Среднегодовое количество туристов




٧


10.Качество поступающей информации о рынке (виды исследований)



٧




Таблица 17.

SWOT-анализ предприятия

Внешние/внутренние факторы

Возможности

Угрозы

Сильные стороны: 1.знание рынка 2.наличие финансовых ресурсов 3.высококвалифицированные кадры 4.лидирующие позиции на рынке 5.преимущества в области издержек

1.увеличение ассортимента услуг 2.сила конкурентной борьбы 3.налоговые льготы 4.выход на новые сегменты 5.высокие темпы роста рынка

1.изменение вкусов покупателей 2.появление новых конкурентов 3.рост цен 4.замедление роста рынка 5.сокращение спроса

Слабые стороны: 1.недостаток кадров 2.отставания в области исследований 3.устаревшая техника 4.высокие цены 5.невысокий уровень технологий

1.расширение производства 2.благоприятная политика правительства 3.доступность инвестиций 4.расширение ассортимента 5.выход на новые сегменты

1.новые конкуренты 2.рост продаж замещающего турпродукта 3.замедление роста рынка 4.изменение вкусов покупателей 5.рост цен у поставщиков


Изучение внешней и внутренней среды предприятия является одной из важнейших задач.

Маркетинговая среда включает в себя:

1. Внутренняя среда (микросреда) - заключает в себе тот потенциал, который дает возможность фирме функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени:

- организация управления (коммуникационные процессы, организационные структуры, правила);

кадры (их потенциал, квалификация, подбор, обучение);

финансы;

маркетинг (стратегия турпродукта)

. Внешняя среда (макросреда) - её самый важный фактор, влияющий на деятельность турпредприятия - конкуренция - экономический процесс взаимодействия субъектов рынка по поводу реализации туристского продукта:

демографические факторы;

экономические факторы;

политико-правовые факторы;

научно-технические факторы;

факторы непосредственного внешнего окружения предприятия (конкуренты, потребители, поставщики, контактные аудитории)

Таблица 18.

Характеристика предприятия:

Наименование предприятия

Регион

Срок работы в индустрии

Условия покупки

Уровень цен

Кол-во мест

ООО «Каскад» б/о «Афалина»

город Анапа

8 лет

прямая продажа клиенту, работа с турфирмами (туроператоры, турагенты)

средний

более 200


Также на базе отдыха «Афалина» был проведен опрос гостей, целью которого явилось изучение предпочтений туристов, выявление недостатков в работе предприятия, а также возможность предложения своих идей и пожеланий. Все гости базы отдыха заполняли специальные анкеты, где могли высказать свое мнение по поводу тех или иных услуг и их качеству (Приложение 12).

В результате опроса было выяснено следующее:

1.       Соотношение туристов по половой принадлежности:

68 % - жен./ 32 % - муж.

2. Возрастная дифференциация:

·   до 19 лет - 32 %

·        20 - 29 - 27 %

·        30 - 39 - 23 %

·        40 - 49 - 10 %

·        50 - 59 - 6 %

·        Старше 60 - 2 %

. Социальный статус туристов:

·   гос. (мун.) служащий - 12,3 %

·        руководитель организации - 9,3 %

·        специалист - 16,3 %

·        военнослужащий - 3,1%

·        предприниматель - 11,9 %

·        рабочий - 11,5 %

·        безработный - 2,3 %

·        домохозяйка - 4,2 %

·        школьник (студент) - 17,3 %

·        пенсионер - 6,3 %

·        другое - 5,5 %

. Регион постоянного проживания туристов: Алтайский край, Брянская обл., Москва и Московская обл., Санкт-Петербург и Ленинградская обл., Краснодарский край, Ставропольский край, Псковская обл., Пермский край, Бурятия, Ханты-мансийский автономный округ, Якутия и т.д.

. Цель поездки:

·   досуг, отдых - 77 %

·        лечение, профилактика - 8 %

·        деловая, профессиональная - 13 %

·        прочая - 2 %

6. На вопрос: «Вы в первый раз отдыхаете на базе отдыха «Афалина» были даны следующие ответы:

Да - 53 % / Нет - 47 %

. На вопрос: «Если нет, то сколько раз Вы отдыхали здесь» отвечали:

от 2 раз до 8.

8. Факторы, повлиявшие на выбор базы отдыха «Афалина» в качестве места отдыха:

·   Условия размещения - 46 %

·   Реклама - 11 %

·   Развлечения, культурные мероприятия - 3 %

·        Привычка, предыдущий опыт - 17 %

·        Советы друзей - 17 %

·   Другое (удаленность от города, возможность близкого размещения от родственников и друзей, наличие автостоянки и т.д.) - 6 %

9. Оценка уровня оказанных услуг по пятибалльной системе:

·  

Похожие работы на - Развитие предприятий размещения курорта Анапа на примере базы отдыха 'Афалина'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!