Информационно-психологическая безопасность

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,34 Кб
  • Опубликовано:
    2015-09-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Информационно-психологическая безопасность















Информационно-психологическая безопасность

1. Информационные угрозы и информационная безопасность в современном мире

В настоящее время человек для реализации своего социального поведения в обществе нуждается в постоянном притоке информации. Постоянная информационная связь с окружающим миром, социальной средой, в которой он действует как активный социальный субъект, является одним из важнейших условий нормальной жизнедеятельности.

Необходимую информацию мы получаем из личного опыта, общения, из разнообразных источников информации (книги, радио, телевидение, журналы, газеты и другие источники знаково-символического характера). Причем закономерностью общественного развития является преобладание и резкое увеличение доли информации, получаемой из информационных источников, нежели из непосредственного опыта и личного общения.

Усложнение и динамичность социальных процессов в обществе, влияние происходящих общественных изменений непосредственно на нашу жизнь делают нас все более зависимыми от потока сообщений средств массовой коммуникации. Все меньше сведений, необходимых для своего социального поведения и жизни в обществе, мы можем получить, основываясь только на своем повседневном опыте. Все больше необходимой социальной информации мы получаем из теле- и радиопрограмм, периодических изданий.

Информационно-психологическое воздействие на нас оказывается в течение всей нашей жизни. Этому воздействию мы подвергаемся в различных ситуациях.

Характерной чертой современного общества является активная разработка и внедрение во все сферы человеческой деятельности информационных технологий и средств. Информация и информационные ресурсы становятся одним из решающих факторов развития личности, общества и государства. Широкие возможности компьютеров и информационных технологий позволяют автоматизировать процессы мониторинга и управления государственными, экономическими, социальными, оборонными объектами и системами, получать, накапливать, обрабатывать и передавать информацию об этих процессах в любом количестве.

Наряду с традиционными методами управления обществом, коллективами и отдельными личностями все большее распространение получает метод информационного управления.

Информация и информационные технологии могут выступать в качестве объектов угроз, что порождает проблему информационной безопасности.

Информационная угроза - угроза объекту путем оказания воздействия на его информационную сферу.

Угрозы информационной безопасности России:

По общей направленности:

угрозы конституционным правам и свободам граждан (принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, ущемляющих конституционные права и свободы граждан в области информационной деятельности; создание монополий на формирование, получение и распространение информации в Российской Федерации и т.д.);

духовной жизни общества (применение средств воздействия на массовое сознание граждан; дезорганизация и разрушение системы накопления и сохранения культурных ценностей, включая архивы; ограничение доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам органов государственной власти, другой социально значимой информации; манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации) и др.);

информационной структуре (нарушение адресности информационного обмена, противозаконный сбор и использование информации; перехват информации в технических каналах, ее утечка, возникающая при работе технических средств обработки и хранения, а также во время передачи информации по каналам связи; уничтожение, повреждение, радиоэлектронное подавление или разрушение средств и систем обработки информации, телекоммуникации и связи и др.);

информационным ресурсам (осуществление несанкционированного доступа к информационным ресурсам и их противоправное использование; хищение информационных ресурсов из библиотек, архивов, банков и баз данных; нарушение законных ограничений на распространение информационных ресурсов и др.).

По способам воздействия:

собственно информационные;

программно-математические;

физические;

организационные.

Информационная опасность - это реальное информационное воздействие на личность, общество и государство в интересах определенных политических и социальных сил, направленных на деформацию развития общества, организации, личности.

Информационная безопасность - защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, способных нанести ущерб владельцам или пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры.

Направления информационной безопасности:

защита информации (обеспечение безопасности информации или парирование угроз информационной инфраструктуре и информационным ресурсам);

информационно-психологическая безопасность (создает условия для обеспечения психического здоровья отдельной личности и населения страны в целом, надежного функционирования государственных и общественных институтов, а также формирования индивидуального, группового и массового сознания, нацеленного на прогрессивное развитие общества).

Объекты информационной безопасности:

личность (ее права и свободы);

общество (его материальные и духовные ценности);

государство (его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность, экономика, военное дело и т. д.).

Информационная безопасность личности - состояние человека, в котором его личности не может быть нанесен существенный ущерб путем оказания воздействия на окружающее информационное пространство.

Информационная безопасность общества - состояние общества, в котором ему не может быть нанесен существенный ущерб путем воздействия на его информационную сферу. В ее основе - безопасность индивидуального, группового и массового сознания граждан при наличии информационно-психологических угроз, действие которых может вызывать психоэмоциональную и социально-психологическую напряженность, искажение нравственных критериев и норм, морально-политическую дезориентацию, неадекватное поведение отдельных лиц, групп и масс людей.

Информационная безопасность государства - состояние государства, в котором ему не может быть нанесен существенный ущерб путем оказания воздействия на его информационную сферу. Обеспечение информационной безопасности государства неразрывно связано с обеспечением национальной безопасности.

Резюме

Информация и информационные технологии могут выступать в качестве объектов угроз, что порождает проблему информационной безопасности. Информационная угроза рассматривается как угроза объекту путем оказания воздействия на его информационную сферу. Информационной безопасностью является защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, способных нанести ущерб владельцам или пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры. Основными направлениями информационной безопасности являются: защита информации и информационно-психологическая безопасность.

2. Проблема информационных войн и информационного терроризма

Информатизация общества порождает проблемы информационной безопасности, главные из которых - проблема информационных войн и информационного терроризма. Они носят глобальный характер, но для России приобретают особую остроту, что обусловлено ее геополитическим и экономическим положением.

Информационная война - комплекс мероприятий по достижению информационного превосходства путем воздействия на информацию, информационные процессы, информационные системы и компьютерные сети противника при одновременной защите своей информации, информационных процессов, информационных систем и компьютерных сетей.

Информационные войны ведутся с помощью информационного оружия, применение которого по эффективности сравнимо с действием оружия массового поражения.

Развитие телекоммуникационных и информационных сетей, создание баз и банков данных, широкое внедрение новейших информационных технологий создали базовые научные, технологические и экономические предпосылки для возникновения и совершенствования нового типа информационного оружия и в то же время сделали объекты управления и связи, энергетики и транспорта, банковскую систему весьма уязвимыми по отношению к информационному воздействию.

Информационное оружие - совокупность средств, методов и технологий, обеспечивающих возможность силового воздействия на информационную сферу противника с целью разрушения его информационной инфраструктуры, систем управления государством, снижения обороноспособности.

Универсальность, скрытность, широта воздействий, выбора места и времени применения, эффективность и отсутствие правовых ограничений на использование делают информационное оружие чрезвычайно опасным средством вооруженной борьбы. Оно может применяться и в мирное время.

Цели применения информационного оружия:

массовое распространение и внедрение в сознание людей определенных представлений, привычек и поведенческих стереотипов;

вызов недовольства или паники среди населения, а также провоцирование деструктивных действий различных социальных групп.

Объектами применения информационного оружия выступают средства массовой информации, в первую очередь электронные (радио, телевидение и т.д.).

Особую опасность информационное оружие представляет сегодня для людей при информационно-психологическом (психофизическом) воздействии на них с целью изменения и управления их индивидуальным и коллективным поведением. При этом по своей результативности информационное оружие сопоставимо с оружием массового поражения.

Итак, информационная война представляет собой целостную стратегию, направленную на достижение гуманитарного порабощения одних групп людей другими и основанная на манипулировании массовым сознанием.

Информационные войны, особенно в условиях существования почти монопольного положения в информационной сфере небольшого количества стран, способны вызвать национальные, региональные и даже мировые информационные катастрофы, разрушительные последствия которых для мировой цивилизации будут не менее губительны, чем последствия ядерных катастроф.

Информационный терроризм - особая форма насилия, представляющая собой сознательное и целенаправленное информационное воздействие или угрозу применения такого воздействия для принуждения правительства к реализации политических, экономических, религиозных и иных целей террористической организацией или отдельными террористами, сопровождаемое эмоциональным воздействием на общество для возбуждения в нем страха, панических настроений, потери доверия к власти и создания политической нестабильности.

Информационный терроризм при сходстве с информационными войной и криминалом по форме и методам отличается от них целями и тактикой. Главное в тактике информационного терроризма состоит в том, чтобы террористический акт имел опасные последствия, стал широко известен населению и получил широкий общественный резонанс. Как правило, требования террористов сопровождаются угрозой повторения террористического акта без указания конкретного объекта действия.

Резюме

Информационная война рассматривается как комплекс мероприятий по достижению информационного превосходства путем воздействия на информацию, информационные процессы, информационные системы и компьютерные сети противника при одновременной защите своей информации, информационных процессов, информационных систем и компьютерных сетей. Информационные войны ведутся с помощью информационного оружия, применение которого по эффективности сравнимо с действием оружия массового поражения. Информационный терроризм от информационной войны отличается целями и тактикой.

3. Информационно-психологические воздействия

Наряду с использованием традиционных средств (печатные и электронные средства массовой информации) идет активная разработка и апробирование специальных средств воздействия на человека через СМИ и через компьютерные сети: средства информационно-психологического (психофизического) воздействия (программы МК-Ультра - ультрамозговой контроль; МК-Дельта - дистанционное изменение поведения человека; «Блюберд», «Артишок»). Примерами разработок, уже получивших применение, являются голографические изображения в пространстве, вирус № 666 (выдает на экране ЭВМ особую цветовую комбинацию, вызывающую изменение состояния психики человека, вплоть до блокирования сосудов головного мозга у оператора ЭВМ) .

Средства воздействия на людей и их психику в зависимости от целей их применения в психологической войне:

психологическая обработка населения;

идеологические диверсии и дезинформация;

формирование благоприятного общественного мнения в заранее заданном направлении;

организация массовых демонстраций под ложными лозунгами;

пропаганда и распространение ложных слухов;

изменение и управление индивидуальным и коллективным поведением.

Эти факты свидетельствуют о необходимости совершенствования национального законодательства и норм международного права, направленных на защиту психики человека от неосознаваемых деструктивных информационных воздействий.

Информационно-психологические воздействия могут приводить к серьезным негативным последствиям в духовной и социально-политической жизни страны. Отдельные виды воздействий, обращенные к населению в целом или адресованные конкретным лицам, социальным слоям и группам, политическим партиям и движениям, способны серьезно нарушить нормальное функционирование и жизнедеятельность социальных институтов, государственных структур, общественных организаций.

Источники информационно-психологических воздействий:

государственные и негосударственные СМИ (печать, радио, телевидение, информационные и рекламные агентства);

политические партии и движения, оказывающие влияние на формирование общественного мнения и осуществляющие манипулирование информацией, имеющей социально-политическое значение.

Негативные информационно-психологические воздейст-вия вызывают искажение нравственных критериев и норм, морально-политическую дезориентацию, психоэмоциональную и социально-психологическую напряженность и, как следствие, неадекватное поведение отдельных лиц, групп и масс людей. Отдаленные последствия такого воздействия проявляются в глубокой трансформации индивидуального, группового и массового сознания, в устойчивом изменении морально-политического и социально-психологического климата в обществе.

Негативное информационно-психологическое воздействие - воздействие на человека или группу лиц (в том числе помимо их воли), осуществляемое с использованием специальных средств и методов воздействия на психику человека и приводящее к негативным последствиям для личности, общества и государства.

Специальными средствами воздействия являются технические и программные средства, используемые для негативного информационно-психологического воздействия на человека или группу лиц.

Негативные информационно-психологические воздействия представляют собой манипулятивные воздействия на личность, на ее представления и эмоционально-волевую сферу, на групповое и массовое сознание, инструмент психологического давления с целью явного или скрытого побуждения субъектов к действиям в ущерб собственным интересам в интересах отдельных лиц, групп или организаций, осуществляющих эти воздействия.

Данное воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном власти направлении.

Основными субъектами информационно-психологического воздействия на человека являются:

государство (в том числе иностранные), орган власти и управления и другие государственные структуры и учреждения;

общество (различные общественные, экономические, политические и иные организации, в том числе зарубежные);

различные социальные группы (формальные и неформальные, устойчивые и случайные, большие и малые, по месту жительства, работы, учебы, службы, совместному проживанию и проведению досуга и т.д.);

отдельные личности (в том числе представители государственных и общественных структур, разнообразных социальных групп и т.п.).

Последствиями негативных информационно-психологических воздействий являются:

·искажение информационно-ориентировочной основы жизнедеятельности - знания (представления) об окружающем мире, людях и другие разнообразные сведения, которые являются информационным обеспечением активности человека;

·групповых и социальных норм, потребностей, интересов, склонностей;

·самооценки (в том числе чувство собственного достоинства, самоуважение, гордость), субъективных отношений личности, мировоззрения, убеждений, верований, смысловых, целевых, операциональных установок и т.д.;

·психических состояний; способов мышления, стиля поведения и общения, привычек, умений, навыков.

Виды негативных воздействий:

информационно-психологическое воздействие - информация, со средствами ее производства, презентации и распространения, структурированная для обеспечения ее некритического восприятия в качестве побудителя и регулятора поведения объектами воздействия;

психотропное воздействие - фармакологические препараты, наркотические вещества, химические составы, воздействующие на биохимические процессы в нервной системе человека и задающие уровни его бодрствования, активности, качества восприятия обстановки, характеристики психического здоровья;

техно-психологическое воздействие - технические устройства, способные генерировать и направленно излучать электромагнитные волны с спектром частот, нарушающих биоэлектрические процессы головного мозга и периферической нервной системы и вызывающих сбои в психической деятельности человека;

сомато-психологическое воздействие - технические устройства, химические составы и биологические рецептуры, вызывающие изменение в соматическом состоянии и физической активности людей и стимулирующие развитие астенических психических состояний и импульсивных моделей поведения;

психотронное воздействие - люди, обладающие паранормальными способностями, технические устройства (психотронные генераторы, резонаторы и др.), позволяющие управлять психическими процессами, состояниями и поведением других людей.

Средства информационно-психологического воздействия:

Печатные средства - листовки, плакаты, газеты, информационные бюллетени и др., средства их производства (полиграфическая база) и распространения.

Радио и телевидение, стационарные и подвижные (автомобильные, самолетные, корабельные) радио- и телецентры.

Кино-, видеофильмы, аудиоматериалы и другие носители видео- и аудиоинформации, рассчитанные как на убеждающее, так и на внушающее воздействие.

Звуковещание, осуществляемое с помощью звуковещательных станций и других средств усиления голоса, в том числе переносных, смонтированных на джипах, грузовиках, танках, БТР, вертолетах, самолетах.

Компьютерные средства, глобальная компьютерная информационная сеть Интернет.

Предметы повседневного обихода (в зоне боевых действий), продукты питания, игрушки, спортивные принадлежности с соответствующим информационным сопровождением.

Синтезаторы (генераторы) голографических и звуковых эффектов в атмосфере. По данным зарубежных средств массовой информации в ряде стран разрабатываются проекты установки на действующих спутниках лазерно-световых комплексов, способных проецировать на облака различные изображения. Как известно, облака являются прекрасным естественным экраном, расположенным на высоте 60-80 км от поверхности земли. Спроецированное на них изображение будет отчетливо видно на удалении 100-150 км. Первая попытка проекции на облака была предпринята еще в 1915 г. Тогда на одном из участков российско-германского фронта над позициями наших войск с помощью прожекторов на облака проецировалось изображение Богоматери. Очевидцы этих событий рассказывали о сильном психологическом эффекте этой акции.

Вспомогательная деятельность (демонстрация силы, повышение степени готовности войск или их переброска в «кризисные» районы, программы гражданских действий, инициация гражданского неповиновения, митингов, демонстраций в «стане» противника, программы в области образования, сельского хозяйства, медицины на территории противника).

Средства технопсихологического воздействия:

СВЧ-генераторы - устройства, предназначенные для формирования излучений сверхвысокой частоты, воздействие которых на мозг вызывает ощущение тяжело переносимых шумов и свиста и ведет к временной утрате человеком способности ориентироваться в обстановке, взаимодействовать с окружающими, управлять собственным поведением.

Генераторы инфразвука - устройства, генерирующие упругие волны низкой частоты (ниже 16 Гц), которые при воздействии на ЦНС вызывают расстройство координации движений, судороги, рвоту, поражение внутренних органов, безотчетное чувство страха.

Источники некогерентного света - устройства, предназначенные для формирования ярких световых вспышек с заданными частотными и амплитудными характеристиками, которые при воздействии на человека ведут к ухудшению общего самочувствия, появлению симптомов, предшествующих эпилептическому припадку, временному ослеплению.

Средства психотропного воздействия:

нейролептики обладают выраженным успокаивающим эффектом, подавляют бред, галлюцинации, чувство страха, психомоторное возбуждение, агрессивность;

транквилизаторы снижаются возбудимость подкорковых отделов мозга, ответственных за эмоциональное состояние, уменьшают эмоциональную напряженность, чувство тревоги;

седативные средства снижают процессы возбуждения, усиливают действие снотворных, анальгезирующих препаратов;

антидепрессанты тонизируют центральную нервную систему,

психостимуляторы усиливают процессы возбуждения в коре головного мозга, повышают умственную и физическую работоспособность, уменьшают утомляемость и сонливость,

психотомиметики вызывают разнообразные галлю-цинации, бредовые расстройства.

В современном обществе информационная безопасность является важнейшим компонентом национальной безопасности. От нее в значительной степени зависит уровень экономической, оборонной, социальной, политической и других видов безопасности.

Информационно-психологическая война - открытые или скрытые целенаправленные информационные воздействия социальных, политических, этнических и иных систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере, направленные на обеспечение информационного превосходства над противником и нанесение ему материального, идеологического или иного ущерба.

Резюме

Негативное информационно-психологическое воздействие представляет собой воздействие на человека или группу лиц, осуществляемое с использованием специальных средств и методов воздействия на психику человека и приводящее к негативным последствиям для личности, общества и государства. Основными субъектами информационно-психологического воздействия на человека являются государство, общество, социальные группы, отдельные личности. Последствиями негативных информационно-психологических воздействий являются искажение представлений об окружающем мире, групповых, социальных норм, самооценки.

4. Информационно-психологическая безопасность личности

Проблема изучения информационно-психологической безопасности личности, ее психологической защищенности и способов формирования психологической защиты в условиях кардинальных изменений российского общества становится особенно актуальной как в теоретическом, так и в прикладном плане.

Причины выделения информационно-психологической безопасности личности из общей проблематики информационной и психологической безопасности в качестве самостоятельного направления:

В связи с переходом к информационному обществу (информационной цивилизации), увеличением масштабов и усложнением содержания и структуры информационных потоков и всей информационной среды многократно усиливается ее влияние на психику человека, а темпы этого влияния стремительно возрастают. Это определяет необходимость формирования новых механизмов и средств выживания человека как личности и активного социального субъекта в современном обществе.

Взаимодействие психики человека с информационной средой отличается качественной спецификой и не имеет адекватных аналогов в информационном взаимодействии других биологических структур, технических, социальных и социотехнических систем.

·Основной и центральной «мишенью» информационного воздействия является человек, его психика. Именно от отдельных личностей, их взаимосвязей и отношений зависит нормальное функционирование социальных субъектов различного уровня сложности, любых общностей и социальных организаций - от малой группы до населения страны в целом.

Информационно-психологическая безопасность - состояние защищенности отдельных лиц и (или) групп лиц от негативных информационно-психологических воздействий и связанных с этим иных жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

К основным угрозам информационно-психологической безопасности относится возможность наступления негативных последствий для субъектов, подвергающихся информационно-психологическому воздействию, которые могут выражаться в следующих формах:

·причинение вреда здоровью человека;

·блокирование на неосознаваемом уровне свободы волеизъявления человека, искусственное привитие ему синдрома зависимости;

·утрата способности к политической, культурной, нравственной самоидентификации человека;

·манипуляция общественным сознанием;

·разрушение единого информационного и духовного пространства Российской Федерации, традиционных устоев общества и общественной нравственности, а также нарушение иных жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Угрозы информационно-психологической безопасности реализуются через разработку, изготовление, распространение и применение субъектами негативных информационно-психологических воздействий специальных средств и методов такого воздействия.

Информационно-психологическая безопасность личности - состояние защищенности ее психики от действия многообразных информационных факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование адекватной информационно-ориентировочной основы социального поведения человека (и в целом жизнедеятельности в обществе), а также адекватной системы его субъективных (личностных, субъективно-личностных) отношений к окружающему миру и самому себе.

Источником внешних угроз информационно-психологической безопасности личности является часть информационной среды общества, которая в силу различных причин неадекватно отражает окружающий человека мир, информация, которая вводит людей в заблуждение, в мир иллюзий, не позволяет адекватно воспринимать окружающее и самого себя.

Информационная среда приобретает для человека характер второй, субъективной реальности. Ту ее часть, которая содержит информацию, неадекватно отражающую окружающий мир, и те ее характеристики и процессы, которые затрудняют или препятствуют адекватности восприятия и понимания человеком окружающего и самого себя, Г.В. Грачев условно обозначает «иллюзорной реальностью». Несмотря на свою иллюзорность, и даже в силу своей иллюзорности, но в форме кажущейся реальности, она является основным внешним источником угроз информационно- психологической безопасности личности.

Среди источников, повышающих степень неадекватности, иллюзорности информационной среды общества, Г.В. Грачев называет, во-первых, объективную сложность самого мира и процесса его познания, ошибки и заблуждения людей, познающих его. Во-вторых, действия тех людей, которые, преследуя собственные цели, добиваются этого, используя различные способы информационно-психологического воздействия.

Внутренние источники угроз информационно-психологической безопасности личности заложены в самой биосоциальной природе психики человека, в особенностях его формирования и функционирования, в индивидуально - личностных характеристиках индивида. В силу этих особенностей люди отличаются степенью восприимчивости к различным информационным воздействиям, возможностями анализа и оценки поступающей информации и т.д. Кроме индивидуальных особенностей есть и определенные общие характеристики и закономерности функционирования психики, которые влияют на степень подверженности информационно-психологическому воздействию и присущи большинству людей. Например, в кризисных изменениях общества повышается внушаемость людей, в толпе, на митинге, демонстрации. С человеком происходит своеобразное психическое заражение определенным психоэмоциональным состоянием, что, например, достаточно ярко проявляется на различных зрелищных мероприятиях, которые относятся к контакт-коммуникативным ситуациям.

Поэтому знание своих индивидуально-психологических особенностей и общих характеристик и закономерностей функционирования психики становится для человека в настоящее время не просто обязательным элементом его общей культуры, но и необходимым условием безопасности в социальном взаимодействии, в различных межличностных коммуникативных ситуациях, которые ученый делит на межличностные, контакт-коммуникативные (когда объект воздействия находится в составе определенных групп) и масс-коммуникативные (со стороны средств массовой информации).

Основными принципами обеспечения информационно-психологической безопасности являются:

·адекватность мер безопасности существующим угрозам;

·государственная монополия на разработку и производство специальных средств информационно-психологического воздействия;

·сочетание централизованного управления силами и средствами обеспечения информационно-психологической безопасности с передачей, в соответствии с федеральным устройством России, части полномочий в этой области органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления;

·гласность и гражданский контроль за обеспечением информационно-психологической безопасности;

·обязательность участия общественных организаций в деятельности по обеспечению информационно-психологической безопасности.

Государственная политика в области обеспечения информационно-психологической безопасности направлена на решение следующих основных задач:

·совершенствование законодательства Российской Федерации в области обеспечения информационно-психологической безопасности;

·координация деятельности органов государственной власти и общественных объединений по обеспечению информационно-психологической безопасности;

·определение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения информационно-психологической безопасности;

·установление необходимого баланса между потребностью в свободном обмене информацией и допустимыми ограничениями её распространения;

·сохранение единого информационного и духовного пространства Российской Федерации, традиционных устоев общества и общественной нравственности;

·развитие и поддержка отечественного производства средств защиты от негативных информационно-психологических воздействий;

·развитие правосознания и правовой культуры граждан в области обеспечения информационно-психологической безопасности;

·обучение населения методам самозащиты от негативных информационно-психологических воздействий, основам безопасного поведения в современной информационной среде;

·организация международного сотрудничества в области обеспечения информационно-психологической безопасности.

Государственная система обеспечения информационно-психологической безопасности должна осуществлять следующие функции:

·выявление и учёт субъектов, осуществляющих негативные информационно-психологические воздействия, и контроль за их деятельностью; ведение мониторинга негативных информационно-психологических воздействий;

·пресечение негативных информационно-психологических воздействий;

·подготовка кадров для обеспечения информационно-психологической безопасности с привлечением негосударственных образовательных и научных организаций;

·разработка и совершенствование методов и средств выявления и нейтрализации негативных информационно-психологических воздействий, реабилитации лиц, пострадавших от такого воздействия;

·организация реабилитации лиц, пострадавших от негативных информационно-психологических воздействий;

·организация системы лицензирования, сертификации, экспертизы и контроля в сфере информационно-психологической безопасности;

·организация разработки и принятия стандартов в сфере информационно-психологической безопасности;

·разработка специальных средств и методов информационно-психологических воздействий для применения в случаях, установленных в статье 15 настоящего Федерального закона;

·информирование общественности о деятельности лиц и организаций, нарушающих законодательство в области информационно-психологической безопасности;

·содействие разработке и принятию норм международного права в области обеспечения информационно-психологической безопасности.

Для осуществления государственной политики в области обеспечения информационно-психологической безопасности в соответствии с заявленными задачами, функциями и принципами формируется государственная система обеспечения информационно-психологической безопасности, которая состоит из органов и организаций обеспечения информационно-психологической безопасности.

К органам государственной системы обеспечения информационно-психологической безопасности относятся федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с делегированными им вышестоящими органами государственной власти полномочиями по обеспечению информационно-психологической безопасности, установленными действующим законодательством.

Координацию работ по обеспечению информационно-психологической безопасности осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган по обеспечению информационно-психологической безопасности, который осуществляет также:

·организацию лицензирования лиц и организаций, составляющих силы обеспечения информационно-психологической безопасности, и контроль за лицензируемой деятельностью;

·организацию сертификации средств и методов информационно-психологического воздействия и контроль за деятельностью по сертификации; организацию экспертизы в целях обеспечения информационно-психологической безопасности и контроль за деятельностью экспертных организаций (подразделений);

·формирование государственного заказа на проведение исследований в сфере информационно-психологической безопасности;

·контроль за обеспечением информационно-психологической безопасности в целом;

·подготовку ежегодного доклада Президенту Российской Федерации о состоянии информационно-психологической безопасности страны;

·информирование органов государственной власти и органов местного самоуправления об угрозах информационно-психологической безопасности и принимаемых мерах по её обеспечению, о недостатках обеспечения информационно-психологической безопасности, выявленных в ходе контроля.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны учитывать указанную информацию при принятии соответствующих решений в пределах своей компетенции.

Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган отвечает за формирование системы обеспечения информационно-психологической безопасности и организацию её деятельности в соответствии с задачами, функциями и принципами, установленными настоящим Федеральным законом.

К организациям обеспечения информационно-психологической безопасности относятся:

·головные и ведущие научно-исследовательские, научно-технические, проектные, конструкторские и другие государственные организации, осуществляющие исследования и разработки в области создания методов и средств защиты от негативных информационно-психологических воздействий на психику человека;

·учебные заведения по подготовке и переподготовке кадров в области обеспечения информационно-психологической безопасности;

·уполномоченные органами государственной системы обеспечения информационно-психологической безопасности организации, осуществляющие отдельные функции по обеспечению информационно-психологической безопасности.

Контроль за обеспечением информационно-психологической безопасности на территории Российской Федерации осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации органом по обеспечению информационно-психологической безопасности, федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и органами самоуправления в пределах их полномочий, а также уполномоченными ими органами и организациями.

Российская Федерация содействует развитию международного сотрудничества в области информационно-психологической безопасности, включая решение проблем правового регулирования.

Международное сотрудничество в области обеспечения информационно-психологической безопасности осуществляется на основе международных договоров и соглашений Российской Федерации.

Российская Федерация при осуществлении международного сотрудничества в области обеспечения информационно-психологической безопасности исходит из необходимости защиты психики любого человека от негативных информационно-психологических воздействий и руководствуется следующими принципами:

·каждый человек, независимо от его гражданства и местонахождения, должен быть защищён от негативных информационно-психологических воздействий;

·хозяйственная, научная и иная деятельность на территории государства не должна сопровождаться негативными информационно-психологическими воздействиями на психику человека, находящегося на территории другого государства;

·государства обеспечивают контроль состояния информационно-психологической безопасности на основе международно-признанных стандартов;

·государства оказывают помощь друг другу в целях обеспечения информационно-психологической безопасности людей, находящихся на их территории;

·государства способствуют привлечению к ответственности виновных в осуществлении негативных информационно-психологических воздействий.

Экспорт и импорт средств и методов обеспечения информационно-психологической безопасности осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации на основе специального разрешения, выдаваемого Правительством Российской Федерации.

Резюме

Информационно-психологическая безопасность личности представляет собой состояние защищенности ее психики от действия многообразных информационных факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование адекватной информационно-ориентировочной основы социального поведения человека, а также адекватной системы его субъективных (личностных, субъективно-личностных) отношений к окружающему миру и самому себе. Основными принципами обеспечения информационно-психологической безопасности являются адекватность мер безопасности существующим угрозам, государственная монополия на разработку и производство специальных средств информационно-психологического воздействия, сочетание централизованного управления силами и средствами обеспечения информационно-психологической безопасности с передачей части полномочий в этой области органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления и др.

5. Защищенность личности от информационно-психологических воздействий

В современной науке существуют несколько подходов к психологическим защитам и защищенности психики человека. Традиционно психологические защиты личности рассматриваются в рамках психоаналитического подхода.

Психологическая защищенность - относительно устойчивое положительное эмоциональное переживание и осознание индивидом возможности удовлетворения своих основных потребностей и обеспеченности собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации, при возникновении обстоятельств, которые могут блокировать или затруднить их реализацию.

Психологическая защита выступает как специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведения до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Ее функция заключается в ограждении сферы сознания от негативных, травмирующих переживаний. Термин «психологическая защита» употребляется в широком смысле, для обозначения любого поведения, устраняющего психологический дискомфорт и в узком смысле для обозначения специфического изменения содержания сознания как результата функционирования ряда защитных механизмов: подавления, отрицания, проекции, идентификации, регрессии, изоляции, рационализации и пр. Большинство психических защит не снимают проблемы, адекватным способом выступает лишь сублимация.

Второй подход к рассмотрению психологической защиты отражен в работах таких отечественных ученых, как В.Ф. Бассин, А.В. Брушлинский, Г.В. Грачев, А.А. Деркач, Е.Л. Доценко, Н.В. Кузьмина, В.Н. Куликов, Б.Ф. Поршнев и др., которые рассматривали психологические защиты в контексте нейтрализации психологических манипуляций в процессе межличностного взаимодействия, что привело к новому этапу его теоретического осмысления и практического применения. Был введен новый самостоятельный класс психологических защит - межличностных. Соответственно, появилась возможность говорить о том, что у человека имеются две основные и достаточно автономные специальные регулятивные системы, обеспечивающие его психологическую защищенность от внутреннего психологического дискомфорта и от внешнего психологического воздействия. Эти системы имеют сложное строение и обеспечиваются различными психологическими механизмами.

В связи с тем, что за основу, в отношении ситуаций, в которых на человека могут быть направлены негативные информационно-психологические воздействия, мы берем классификацию, предложенную Грачевым Г.В. (межличностные, контакт-коммуникативные и масс-коммуникативные), больший интерес для нас представляет рассмотрение психологических защит, используемых в межсубъектном взаимодействии, при этом мы не умаляем значимости внутриличностных защит, которые подробно описаны в работах психоаналитической направленности.

Доценко Е.Л. описывает пять исходных форм психологической защиты, употребляемых субъектом для устранения или ослабления ущерба, грозящего ему со стороны другого субъекта: бегство, уход в укрытие, замирание (маскировка), нападение (уничтожение, изгнание) и контроль (управление).

Данные формы защиты образуют базовые защитные установки, которые порождают большое разнообразие межличностных защитных действий, играя роль направляющих тенденций.

Грачев Г.В. рассмотрел особенности проявления данных защитных установок по отношению к трем основным типам информационно-коммуникативных ситуаций:

Уход - увеличение дистанции, прерывание контакта, выход за пределы досягаемости воздействия. Проявлениями этого вида защит в межличностных ситуациях являются смена темы беседы (на более безопасную), нежелание обострять отношения (обход «острых углов»), стремление уклониться от встреч с тем, кто является источником неприятных переживаний. В контакт-коммуникативных ситуациях - уход под различным предлогом с митингов, собраний, зрелищных мероприятий и т.п. или различные формы отказа от участия и присутствия на данных мероприятиях. В масс-коммуникативных ситуациях отключение от определенных каналов средств массовой информации, от просмотра конкретных телерадиопрограмм, отказ от чтения некоторых газет, статей, рубрик и т.п.

Изгнание (вытеснение) - увеличение дистанции, удаление, вытеснение источника воздействия. В межличностных ситуациях может проявляться как удаление из мест проживания, работы, отдыха (из среды обитания); можно отослать куда-нибудь под определенным предлогом (перевод, увольнение с работы и т.д.); возможно уничтожение как трансформация уничтожения в духовную форму в виде насмешек, колкостей, унижения и т.п. (т.е. частичное уничтожение какой-либо части другого - черт характера, привычек, поступков, намерений, склонностей); оскорбление и провоцирование конфликта, ссоры, обиды, что вынуждает источник воздействия прервать контакт, разорвать отношения, уйти и таким образом увеличить дистанцию. В контакт-коммуникативных ситуациях - «захлопывание» выступающих, их прерывание, насмешки, реплики, оскорбления, свист и другие демонстрационные действия и помехи, вынуждающие коммуникатора прервать контакт и удалиться. В масс-коммуникативных ситуациях - мягкие формы аналогичны как и в случае «ухода» и представляют собой отключение от каналов информации.

Блокировка (ограждение, преграда) - контроль воздействия, достигающего субъекта защиты, выстраивание преград, ограждение психики от внешнего воздействия. В межличностных ситуациях может проявляться в отчужденности (официальность, ведение беседы с использованием физических разделительных преград, например, через стол, увеличение межличностного пространства), в различных психологических барьерах (недоверие, настороженность, враждебность), смысловых и семантических («я плохо понимаю», «мне трудно понять, в чем суть…» и т.п.), ролевых («я на работе», «при исполнении обязанностей», «мне сейчас некогда, занят, не сейчас, потом…» и т.п.), в принижении источника воздействия («непрофессионал», «слабый специалист», «несерьезный», «безответственный», «все это и так известно», «в этом нет ничего нового», «не понимает сложности ситуации» и т.п.). В контакт-коммуникативных ситуациях - повышение негативизма, критичности, эмоциональная отчужденность, также используются психологические барьеры, принижение источника, невнимательность и т.д. В масс-коммуникативных ситуациях - аналогично.

Управление - контроль за процессом воздействия, влияние на его характеристики и источник воздействия. В межличностных ситуациях проявляется в демонстрации угрозы (опасности); «подкуп» и стремление «умилостивить»; стать другом, членом одной общности; стремление разжалобить, ослабить или дестабилизировать активность, спровоцировать желаемое поведение (в том числе различные способы манипуляций как способа защиты). В контакт-коммуникативных ситуациях возможности управления очень слабые. В некоторых случаях возможно использование обратной связи как способа управления. В масс-коммуникативных ситуациях - управление практически невозможно.

Затаивание (маскировка) - контроль информации о самом субъекте защиты, ее искажение, сокрытие или сокращение подачи. В межличностных ситуациях проявляется как маскировка, обман, сокрытие чувств, проявлений эмоций, задержка или отказ от действий, чтобы не проявлять себя. В контакт-коммуникативных ситуациях - аналогично межличностным, особенно в толпе, чтобы не поддаться «эффекту толпы», психическому заражению. В масс-коммуникативных ситуациях затаивание проявляется в виде отсрочки реакций, поспешных выводов и оценок, задержки или отказа от действий и поступков, вызываемых информационным воздействием (для последующего рационального и взвешенного анализа с привлечением дополнительных данных).

Игнорирование - контроль информации об источнике воздействия, наличии или характере угрозы (опасности); ограничение количества такой информации или ее искаженное восприятие. В межличностных ситуациях игнорирование информации, затрудняющей или препятствующей определенной деятельности; действиях, направленных на человека со стороны источника воздействия, умаление степени угрозы посредством объяснения позитивными намерениями источника воздействия и т.д. В контакт-коммуникативных ситуациях - игнорирование информации, затрудняющей или препятствующей определенной деятельности или информации как средства манипулирования личностью в толпе, в массовых скоплениях людей и т.д. В масс-коммуникативных ситуациях - игнорирование информации как средства манипулирования личностью в различных аспектах (слухов, дезинформирования, мнимых лозунгов и т.п.).

Следует отметить, что при рассмотрении описанных базовых защитных установок личности Грачев Г.В. исходил из ситуации, когда субъект при их реализации, с одной стороны, уже зафиксировал, выявил, почувствовал и каким-то образом первично отреагировал на воздействие угрожающих факторов, а с другой - предполагается, что у него уже есть определенные структурные образования (умения, навыки, различные психологические механизмы), которые обеспечивают реализацию защитного поведения. Соответственно, при рассмотрении средств психологической защиты, кроме указанных ученым форм, необходимо иметь в виду обнаружение (поиск и выявление) угрожающих факторов и обучение - формирование определенных образований, необходимых для реализации защитного поведения человека. Это положение явилось для нас эвристичным и базовым для проведения настоящего исследования.

Методы защиты от опасностей информационно-психологического происхождения:

Развитие информационной культуры населения (развитие личностных способов активной и пассивной защиты от опасных информационных воздействий и привитие навыков технологически грамотного продуцирования информации).

Развитие законодательства в информационной сфере. Основным гарантом соблюдения прав и свобод личности в информационном пространстве является государство.

Создание системы мониторинга информационно-технологических факторов риска.

Расширение международного сотрудничества по вопросам безопасности в информационном пространстве.

В современных условиях информационно-психологическая безопасность личности не может обеспечиваться без комплексного учета всех ее психологических ресурсов. Безопасность человека напрямую связана с его психологическим здоровьем.

Психологическое здоровье - это состояние душевного благополучия как следствие отсутствия болезненных психических проявлений и адекватного приспособления к актуальным условиям жизни. Использование понятия «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость и того, и другого для полноценного функционирования, вследствие чего О.В. Хухлаевой составляется обобщенный «портрет» психологически здорового человека.

«Психологически здоровый человек - это, прежде всего, человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Его жизненный путь может быть не совсем легким, а иногда весьма тяжелым, но он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни. И что важно - умеет находиться в ситуации неопределенности, доверяя тому, что будет с ним завтра» .

Таким образом, психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи. В исследованиях Г.С. Никифорова критериями психологического здоровья выступают психические процессы, состояния и свойства личности.

Психическими процессами как критериями здоровья выступают:

максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности (адекватность психического отражения),

адекватное восприятие самого себя,

способность концентрации внимания на предмете,

удержание информации в памяти,

способность к логической обработке информации,

критичность мышления,

креативность.

Психические состояния как критерии здоровья включают:

эмоциональную устойчивость (самообладание),

зрелость чувств соответственно возрасту,

совладание с негативными эмоциями (страх, гнев),

свободное, естественное проявление чувств и эмоций.

Свойства личности, определяющие ее здоровье:

оптимизм,

сосредоточенность (отсутствие суетливости),

уравновешенность,

нравственность (честность),

адекватный уровень притязаний,

чувство долга,

уверенность в себе,

необидчивость (умение освобождаться от затаенных обид),

независимость,

непосредственность (естественность),

чувство юмора,

доброжелательность,

самоуважение,

адекватная самооценка,

самоконтроль,

активность,

целеустремленность (обретение смысла жизни).

Критериями психологического здоровья личности выступают: самоценность и ценность другого, адекватность самовосприятия и восприятия окружающего мира, психологическая устойчивость к негативным информационным влияниям, внутренний локус контроля при взаимодействии с информационными потоками, мотивационная готовность к активной деятельности и достижению своих целей, самоактуализация.

Одним из важных психологических ресурсов обеспечения информационно-психологической безопасности личности является система ее ценностей как интегральный внутренний и внешний показатель сущности, целостности и зрелости личности.

Устоявшаяся ценностная система личности при взаимодействии с информационной средой обеспечивает личности относительную автономию в неблагоприятных ситуациях информационного влияния, определенный уровень контроля своих реакций и действий.

В обеспечении информационно-психологической безопасности значимое место занимают:

·субъективная удовлетворенность информацией;

·мотивационная включенность в достижение цели, которая опирается на устойчивое мотивационно-ценностное ядро личности, состоящее из совокупности мотивов, главными из которых являются смыслообразующие;

·чувство удовлетворенности (неудовлетворенности) собственной информированностью;

·адекватность отражения окружающего мира и адаптированность личности;

·устойчивость личности к различным информационно-психологическим воздействиям;

·высокий уровень личностной выносливости;

·внутренний локус контроля.

Идея о необходимости защиты от информационно-психологических воздействий впервые появилась в ведущих странах Европы (Великобритания, Франция, Германия и др.). С 60-х годов XX века в рамках педагогической науки начало разрабатываться специфическое направление медиаобразования (media education), призванное помочь школьникам и студентам лучше адаптироваться в мире медиакультуры, освоить язык средств массовой информации, уметь анализировать медиатексты и т.д. Данное направление продолжают развивать современные зарубежные и отечественные ученые. Оксфордская энциклопедия определяет медиаобразование как изучение медиа, которое отличается от обучения с помощью медиа. Медиаобразование (media education) связано одновременно с познанием того, как создаются и распространяются медиатексты, так и с развитием аналитических способностей для интерпретации и оценки их содержания. Тогда как изучение медиа (media studies) обычно связывается с практической работой по созданию медиатекстов. Как медиаобразование, так и изучение медиа направлены на достижение целей медиаграмотности (media literacy).

Медиаграмотный человек обладает развитой способностью к восприятию, анализу, оценке и созданию медиатекстов, к пониманию социокультурного и политического контекста функционирования медиа в современном мире, кодовых и репрезентационных систем, используемых медиа; жизнь такого человека в обществе и мире связана с гражданской ответственностью.

Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

Одним из подходов в медиаобразовании является теория развития критического мышления (А.А. Журин, Л.С. Зазнобина, Л. Мастерман, Л. Симэли, А.В. Федоров и др.). В своих трудах Л. Мастерман провел анализ процесса медиаобразования в современном мире и пришел к выводу, что необходимо развивать критическое мышление и критическую автономию аудитории, учить ее понимать, кто и зачем создает медиатексты, на что они рассчитаны и т.д. В теории медиаобразования как формирования «критического мышления» медиа рассматривается как «четвертая власть», которая распространяет модели поведения и социальные ценности среди разнородной массы индивидуумов.

Главная цель медиаобразования - защитить человека от манипулятивного воздействия медиа, научить ориентироваться в информационном потоке современного демократического общества. Основное содержание медиаобразования - влияние медиа с помощью так называемых «кодов» (условностей-символов).

Аудитории надо дать ориентир в условиях переизбытка разнообразной информации, научить грамотно воспринимать ее, понимать, анализировать, иметь представление о механизмах и последствиях ее влияния на зрителей, читателей и слушателей. Односторонняя или искаженная информация (которая передается, к примеру, телевидением, обладающим большой силой пропагандистского внушения), несомненно, нуждается в осмыслении. Поэтому необходимо уметь определять различия между заданными и общеизвестными фактами и требующими проверки; надежность источника информации; пристрастность суждения; неясные или двусмысленные аргументы; логическую несовместимость в цепи рассуждения и т.д.

Итак, в качестве основного средства защиты от негативных информационно-психологических воздействий в масс-коммуникативных ситуациях выступает критическое мышление. Важная роль отводится активной, самостоятельной, творческой позиции человека. Помимо развития критического мышления, необходимым является усвоение знаний о медиакультуре, о процессах и механизмах функционирования медиа.

психика информационный безопасность

Резюме

Психологическая защищенность рассматривается как относительно устойчивое положительное эмоциональное переживание и осознание индивидом возможности удовлетворения своих основных потребностей и обеспеченности собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации, при возникновении обстоятельств, которые могут блокировать или затруднить их реализацию. Основными формами психологической защиты, употребляемыми субъектом для нейтрализации негативных информационно-психологических воздействий, являются: уход, изгнание (вытеснение), блокировка, управление, затаивание (маскировка), игнорирование.

Библиографический список

1.Астахова Л.В., Харлампьева Т.В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности. - М., 2009.

2.Гафнер В.В. Информационная безопасность. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2010.

.Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. - М.: ПЕРСЭ, 2003.

.Губанов В.М., Михайлов Л. А., Соломин В. П. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них. - М.: Изд-во «Дрофа»; 2007.

.Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - СПб., 2004.

.Дружилов С.А. Профессиональные деформации и деструкции как индикаторы душевного неблагополучия человека // Современные наукоемкие технологии. - 2010. - № 2.

.Ежевская Т.И. Личностные ресурсы в обеспечении информационно-психологической безопасности человека // Гуманитарный вектор. - 201 - №

.Лепский В.Е. Информационно-психологическая безопас-ность субъектов дипломатической деятельности. - М., 2003.

.Лопатин В.Н. Политика и право при обеспечении информационно-психологической безопасности // Право и политика. - 200 - № 10.

.Никифоров Г.С. Психология здоровья. - СПб., 2002.

.Проект Федерального закона «Об информационно-психологической безопасности», 1999.

.Соломин В.П., Шатровой О.В., Михайлов Л.А., Маликова Т.В. Психологическая безопасность. - М., 2008.

.Сухов А.Н. Социальная психология безопасности. - М.: Изд-во «Академия», 2002.

.Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. - М.: Изд-во «Академия», 200

Похожие работы на - Информационно-психологическая безопасность

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!