Определение максимальной мощности автомобильного двигателя
ВВЕДЕНИЕ
Задача транспорта полное удовлетворение
потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, повышение
экономической эффективности его работы. Основная роль в решении транспортной
проблемы принадлежит автомобильному транспорту общего пользования.
Для повышения эффективности транспорта
необходимо ускорять создание и внедрение передовой техники и технологии,
повышать производительность труда и интенсивность использования подвижного
состава. Одновременно надо повышать безопасность движения, снижать
отрицательное воздействие транспорта на окружающую среду.
Современный этап развития теории
эксплуатационных свойств характеризуется углубленным изучением отдельных
особенностей, оценкой их в комплексе и оптимизацией технических параметров. Это
позволяет на стадии проектирования автомобиля создавать наиболее рациональные
конструкции, а при использовании обеспечить максимальную эффективность их
применения в конкретных условиях эксплуатации.
Эксплуатационные свойства автомобиля включают
следующие более мелкие групповые свойства, обеспечивающие движение:
тягово-скоростные и тормозные свойства, топливную экономичность, управляемость,
устойчивость, маневренность, плавность хода и проходимость.
Под тягово-скоростными свойствами понимается
совокупность свойств, определяющих возможные диапазоны изменения скоростей
движения по характеристикам двигателя или сцепления ведущих колес с дорогой и
предельные интенсивности разгона автомобиля при его работе на тяговом режиме в
различных дорожных условиях.
Топливная экономичность автомобиля характеризует
его свойство рационально использовать энергию сжигаемого топлива. Чем меньше
расход топлива, тем дешевле эксплуатация автомобиля.
Курсовой проект выполняется с целью углубления
теоретических знаний, полученных при изучении курса «Техника транспорта,
обслуживание и ремонт». Основными задачами работы являются приобретение навыков
практического использования теоретических знаний для оценки эксплуатационных
показателей автомобилей, в частности, тягово-скоростных свойств.
Курсовой проект содержит расчет
тягово-скоростных и топливно-экономических свойств автомобиля Ford
Transit. Выполняемые
расчеты носят проверочный характер, т.е. их содержанием является оценка
эксплуатационных показателей не вновь создаваемых, а реально существующих
автомобилей, позволяя оценить, в какой мере его конструкция соответствует
требованиям эксплуатации.
. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАКСИМАЛЬНОЙ МОЩНОСТИ
АВТОМОБИЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ
Максимальная мощность,
кВт, автомобильного двигателя определяется по зависимости
где-коэффициент
сопротивления качению при данной скорости движения автомобиля; -коэффициент
обтекаемости;
Для определения применяют
эмпирическое выражение следующего вида
, (1.2)
Где f0=0,015-
коэффициент сопротивления качению при движении автомобиля при малых скоростях
(из задания); =м/с.
-коэффициент
обтекаемости;(из таблицы 1.2)
- вес автомобиля;
- максимальная
скорость автомобиля на высшей передаче;
F
-лобовая площадь автомобиля определяется по формуле, м2;
, (1.3)
где a-
коэффициент заполнения площади, зависит от дорожного просвета и параметров
подвески, принять a=0,8; В=1,97
м - ширина колеи передних колес; H=2,62
м - высота автомобиля; ηmp=0,95
- КПД трансмиссии автомобиля. Значения КПД зависят oт
конструктивных, технологических и эксплуатационных факторов, указан в задании.
.
2. РАСЧЁТ И ПОСТРОЕНИЕ ВНЕШНЕЙ СКОРОСТНОЙ
ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ
Динамические, скоростные и
экономические показатели автомобилей неразрывно связаны с возможностями
установленных на них двигателей. Наиболее полно возможности двигателя
отображает его внешняя скоростная характеристика, представляющая собой
зависимость мощности, крутящего момента и удельною расхода топлива от частоты
вращения коленчатого вала двигателя при полной подаче топлива. Таким образом,
внешняя скоростная характеристика автомобильного двигателя может быть
представлена тремя кривыми
, (2.1)
где текущее
значение эффективной мощности при максимальной подаче топлива, кВт; крутящий
момент двигателя на том же режиме, Н;
удельный
эффективный расход топлива на том же режиме, г/(кВт;
текущая
частота вращения коленчатого вала двигателя, .
Угловая скорость коленчатого
вала на
номинальном режиме при
где частота
вращения коленчатого вала двигателя (об/мин), указанная в задании.
=
==79693,36Вт
Минимальная минимальная угловая
скорость вращения коленчатого вала определяется по формуле,:
Для дальнейшего построения
промежуточных значений мощности диапазон частот от до
,
где n=10-количество
точек.
, (2.2)
=12216,992
где максимальная
эффективная мощность двигателя, Вт;, b, c - эмпирические коэффициенты, для
карбюраторного двигателя равные: a=0,53;
b=1,56; c=1,09
Кривая зависимости крутящего
момента на
валу двигателя от его частоты вращения строится с использованием уравнения:
Зависимость удельного расхода топлива двигателем
с достаточной для расчетов точностью определяется выражением:
, (2.4)
где удельный
эффективный расход топлива при номинальной мощности, заданный в исходных
данных,,
коэффициент,
учитывающий влияние частоты вращения коленчатого вала на удельный расход
топлива, среднее значение которого определяется по формуле:
(2.5)
где для всех типов двигателей
Аналогично рассчитываю и для других частот
вращения коленчатого вала , для удобства
итоги расчётов сводим в таблицу 1.:Затем по данным указанной таблицы строим
график внешней скоростной характеристики двигателя. Данный график так же
приводится в графической части курсового проекта
Таблица 1.Расчет внешней скоростной
характеристики двигателя
показатели
|
|
|
|
|
We,
с^-1
|
|
|
|
|
|
|
Wxx
|
W2
|
W3
|
W4
|
W5
|
W6
|
W7
|
W8
|
W9
|
Wn
|
|
46,05
|
66,51
|
86,97
|
127,89
|
148,35
|
168,81
|
189,27
|
209,73
|
230,19
|
Wci/Wn
|
0,2
|
0,2889
|
0,3778
|
0,4667
|
0,5555
|
0,6444
|
0,7333
|
0,8222
|
0,9111
|
0,9996
|
a*(Wci/Wn)
|
0,106
|
0,153117
|
0,200234
|
0,247351
|
0,294415
|
0,341532
|
0,388649
|
0,435766
|
0,482883
|
0,529788
|
(Wci/Wn)^2
|
0,04
|
0,083463
|
0,142733
|
0,217809
|
0,30858
|
0,415251
|
0,537729
|
0,676013
|
0,830103
|
0,9992002
|
δ*(Wci/Wn)^2
|
0,0624
|
0,130203
|
0,222663
|
0,339782
|
0,481385
|
0,647792
|
0,838857
|
1,05458
|
1,294961
|
1,5587522
|
(Wci/Wn)^3
|
0,008
|
0,024113
|
0,053924
|
0,101651
|
0,171416
|
0,267588
|
0,394317
|
0,555818
|
0,756307
|
0,9988005
|
c*(Wci/Wn)^3
|
0,00872
|
0,026283
|
0,058778
|
0,1108
|
0,186844
|
0,291671
|
0,429805
|
0,605841
|
1,0886925
|
K(Wi)
|
1,087
|
1,036
|
0,996
|
0,966
|
0,946
|
0,934
|
0,929
|
0,931
|
0,938
|
0,950
|
Nei,
Вт
|
18488,86
|
27753,27
|
37185,59
|
46449,87
|
55200,72
|
63122,19
|
69868,15
|
75102,63
|
78489,69
|
79693,33
|
Mk,
Н*м
|
401,495
|
417,280
|
427,568
|
432,373
|
431,627
|
425,495
|
413,886
|
396,802
|
374,242
|
346,207
|
gei,
г/(кВт*ч)
|
244,638
|
233,0601
|
224,05
|
217,3799
|
212,8263
|
210,1515
|
209,1341
|
209,5465
|
211,161
|
213,73651
|
Рисунок 1. Внешняя скоростная
характеристика двигателя
. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КИНЕМАТИЧЕСКИХ
ПАРАМЕТРОВ ТРАНСМИССИИ
Тяговая характеристика автомобиля представляет
собой зависимость силы тяги на ведущих колесах автомобиля от скорости его
движения на всех передачах, т.е.
где сила
тяги на k-й передаче при i-ом
значении вращающего момента двигателя определяется
по уравнению;скорость движения
автомобиля;передаточное число k-й
передачи коробки передач.
Сила тяги ,
кН, на ведущих колесах определяется из
уравнения:
Здесь радиус
качения колеса.
Аналогично рассчитываем для других значений
вращающегося момента двигателя и остальных передач. Итоги расчетов сводим в
таблицу 3.
Передаточное число главной передачи определяется
по формуле:
где минимальное
передаточное число коробки передач.
Передаточное число первой передачи находится
исходя из трех условий :
f0=0,015-
коэффициент сопротивления качению при движении автомобиля при малых скоростях
(из задания);
из таблицы 1.
).Найденное, число проверяем
по условию сцепления ведущих колес с дорогой:
, (3.5)
где
коэффициент
сцепления,
=,
(3.7)
==1,268
Принимаем4,2045
Передаточные числа промежуточных ступеней
определяются из условия:
, (3.8)
где число
ступеней передач коробки, не считая передачу заднего хода, из задания; порядковый
номер рассчитываемой передачи; значение
передаточного числа высшей передачи.
.
Аналогично рассчитываем и для других передач.
Результаты вычислений заносим в таблицу передаточных чисел.
Таблица 2. Передаточные числа
Передача
|
|
1-я
|
2-я
|
3-я
|
4-я
|
5-я
|
6-я
|
Передаточные
числа передач
|
|
5,441
|
2,839
|
1,721
|
1,223
|
1
|
0,794
|
Передаточные
числа трансмиссии
|
|
4,2045
|
3,0125
|
2,1585
|
1,5466
|
1,1081
|
0,794
|
4. РАСЧЕТ И ПОСТРОЕНИЕ ТЯГОВОЙ, ДИНАМИЧЕСКОЙ
ХАРАКТЕРИСТИК АТС.
Значения динамического фактора определяются для
выбранных скоростей АТС на всех передачах по зависимости
где сила
сопротивления воздуху рассчитывается по формуле:
где скорость
движения АТС при частоте вращения коленчатого вала двигателя на k-й
передаче, определяется по формуле:
здесь выбирается
из таблицы 1.
, (4.5)
Аналогично рассчитываем для других значений
вращающегося момента двигателя и остальных передач. Итоги расчетов сводим в
таблицу 3.
Числовые значения возможных ускорений АТС на i-й
передаче определяют по зависимости:
м/
гдекоэффициент
сопротивления качению колес АТС при i-ом
значении скорости
=0,015)=0,015
ускорение
свободного падения;коэффициент учета
вращающихся масс, определяемый по зависимости для различных передач
(4.8)
Аналогично проводим расчеты для других значений
вращающегося момента двигателя и остальных передач. Итоги расчетов сводим в
таблицу 3.По данным табл. 3 строим тяговую, динамическую характеристики и
график ускорений автомобиля. Так же приводим данные графики в графической части
курсового проекта.
Таблица 3. Расчет тяговой, динамической
характеристик
Рисунок 2. Тяговая, динамическая
характеристики (б, в) и график ускорений (а) проектируемого автомобиля
5. ПОСТРОЕНИЕ МОЩНОСТНОГО БАЛАНСА АТС
При установившемся движении автомобиля по
горизонтальному участку дороги подводимая к его колесам мощность расходуется на
преодоление сопротивления дороги()
и сопротивления воздуха (). Уравнение
мощностного баланса автомобиля без прицепа при движении на горизонтальном
участке дороги без ускорений имеет вид:
, (5.1)
=2,9+835,044=837,944Вт.
Величина мощности , подводимой к колесам ,
определяется формулой
где -мощность
двигателя при соответствующей частоте вращения коленчатого вала , Вт.
Для определения мощности, затрачиваемой на
преодоление сопротивления воздуха, используем ранее примененное выражение и
данные
=0,4=2,8976Вт
где -коэффициент
обтекаемости;лобовая площадь
автомобиля.
Так же используя ранее изученную нами формулу
расчитываем мощность, затрачиваемую на качение колеса при движении автомобиля с
максимальной скоростью , используя формулу:
, (5.4)
=46148,2
где -
вес автомобиля;-коэффициент
сопротивления качению при данной скорости движения автомобиля
Аналогично расчитываем значения мощности на
других передачах КПП и вносим их в таблицу4. По данным таблицы 4 строим график
мощностного баланса, который так же находится в графической части курсового
проекта.
Таблица 4. Расчет мощностного баланса АТС
Рисунок 3. Мощностной баланс АТС.
. ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКОВ ВРЕМЕНИ И ПУТИ РАЗГОНА АТС
График времени и
пути разгона АТС строят на
основании графика ускорений АТС графоаналитическим методом.
Время и путь разгона АТС определяем до 60 км/ч
=16.6 м/с
Время разгона АТС для каждого интервала
скоростей определяют по формуле
.
Аналогично время разгона рассчитываем для других
интервалов скоростей.
Суммарное время и суммарный путь разгона АТС до
скорости V, (i-го интервала)
определяют суммированием времени и пути разгона на всех предыдущих интервалах
скорости
, (6.3)
Итоги расчетов сводим в таблицу 5.По данным
вышеуказанной таблицы строим графики времени и пути разгона автомобиля, которые
также приведены в графической части курсового проекта.
Таблица 5.Расчеты для построения графиков
времени и пути разгона АТС.
Рисунок 4. График времени и пути
разгона автомобиля
. ПОСТРАЕНИЕ ТОПЛИВНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ХАРАКТЕРИСТИКИ АТС
Расход топлива определяется по формуле
где плотность
топлива для дизеля; (из табл. 3);
сила
аэродинамического сопротивления движению АТС,;
коэффициент,
учитывающий изменение в зависимости от
степени использования мощности двигателя И. Коэффициент определяют
по формуле
Где для дизельных двигателей
Степень использования мощности двигателя И при
движении АТС на k-й передаче
определяют как отношение
,
где ==784,5194Н-сила
сопротивления дороги ,Н
∆=,
(7.3)
∆=(0,0582-0,017)/4=0,0103,
==0,017,
=+∆=0,0273.
Аналогично рассчитываем остальные коэффициенты
дорожного сопротивления.
Рассчитав, необходимые данные определяем расход
топлива для первого передаточного числа:
=
Далее таким же образом определяем расход топлива
для остальных передаточных чисел и заносим получившиеся данные в таблицу 6. По
данным таблицы 6 строим график топливно-экономической характеристики
автомобиля. Выше указанный график так же содержится в графической части
курсового проекта.
Таблица 6. Расчеты для построения
топливно-экономической характеристики автомобиля
Рисунок 5. Топливно-экономическая характеристика
АТС
8. Анализ полученных
результатов и вывод
Параметр
|
Проектируемый
автомобиль
|
Прототип
(Ford Transit )
|
Аналог
(Mercedes-Benz Sprinter)
|
Полная
масса,кг
|
4600
|
4600
|
3190
|
Грузоподъемность
(пассажировместимость),кг(пасс)
|
23
|
23
|
21
|
Максимальная
скорость, км/ч
|
115
|
120
|
150
|
дизельный
|
дизельный
|
дизельный
|
Мощность
двигателя (кВт) при
частоте вращения коленчатого вала(об/мин)
|
79
2200
|
92 3500
|
80 3800
|
Крутящий
момент двигателя (Н
при частоте вращения коленчатого вала(об/мин)
|
432
|
350
|
280
|
Эффективный
расход топлива , г/(кВт
|
225
|
225
|
|
Количество
ступеней КПП
|
6
|
6
|
6
|
Передаточные
числа ступеней КПП 1 2 3 4 5 6
|
4.2045
3.0125 2.1585 1.5466 1.0181
0.794
|
5.441
2.839 1.721 1.223 1 0.794
|
5.076 2.6
1.52 1 0.791 0.675
|
Передаточное
число главной передачи
|
3,1033
|
4,1024
|
4.727
|
Размер
шин
|
215/75R16
|
215/75R16
|
235/65R16
|
Время
разгона до скорости 60 км/ч
|
3.132
|
4.92
|
9.12
|
Расход
топлива, л/100км
|
7.23
|
8
|
8.8
|
Ford
Transit автобус малого
класса. Имеет привод на задние колёса. Автобус предназначен для эксплуатации по
дорогам со всеми видами покрытия.
В результате тягово-динамического расчёта
получили, что максимальная мощность автомобильного двигателя равна которая
отличается от прототипа на 13 кВт ; максимальный крутящий момент по расчёту а
у прототипа;максимальная
скорость V=115км/ч такая же,
как и у прототипа =115км/ч . Расход
топлива 7,23 л/100 км при факторе сопротивления дороги равном 0,07 и скорости
движения 115 км/ч. Разница с проектируемым автомобилем составляет 0,77л/100км
(8л/100км), это объясняется погрешностью вычислений .
Сравнив полученные характеристики с характеристиками прототипа Ford
Transit, были допущены
расхождения с прототипом, но они не приводят к значительным ошибкам в расчете
тягово-скоростных и топливо-экономических характеристик двигателя, можно
сделать вывод, что расчеты были проведены верно.
двигатель скоростной топливный автомобиль
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Расчет
тягово-скоростных свойств, топливной экономичности и основных узлов
автотранспортных средств : учеб.-метод. пособие к курсовому проекту по
дисциплине "Автомобили" [для студ. очного и заочного обчения по спец.
1906.01 "Автомобили и автомобильное хозяйтво" и 1907.02
"Организация и безопасность движения"] / Брагинец В.А., Яркин Е.К.,
Тамадаев В.Г. - Новочеркасск : ЮРГТУ, 2009
) Краткий
автомобильный справочник. НИИАТ. Венгеров И.А., Дементьев Ю.В., КладкоА.С.,
Комаров В.В., Рошаль Л.Я. ИПЦ "Финпол" Москва 2002 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Передаточное
число
|
Ford Transit
|
1
|
5.441
|
2
|
2.839
|
3
|
1.721
|
4
|
1.223
|
5
|
1
|
З.Х.
|
0.794
|
Варианты планировки салона: городского автобуса Ford
Transit(15 посадочных
места) пригородного автобуса Ford
Transit(18 и 19 посадочных
мест)1 вариант
Варианты планировки салона: городского автобуса Ford
Transit(15 посадочных
места) пригородного автобуса Ford
Transit(18 и 19 посадочных
мест) 2 вариант