Социальная работа с агрессивными подростками в общеобразовательном учреждении

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    40,74 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальная работа с агрессивными подростками в общеобразовательном учреждении

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Арзамасский филиал

Психолого-педагогический факультет





Курсовая работа

Социальная работа с агрессивными подростками в общеобразовательном учреждении

Выполнила

Алексеева Ю.А

студентка 2 курса

очной формы обучения

направление Психолого-педагогические образование

профиль «Социальная работа»




Арзамас, 2015

Введение

Актуальность исследования: каждый из нас ежедневно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения - агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями… Специалисты, занимающиеся подобными проблемами, многие годы ищут ответы на ряд вопросов. Каковы причины такого поведения? Что заставляет человека вновь и вновь причинять вред себе и окружающим? Как избежать этого?

Агрессивное поведение - это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и подобные состояния.

Агрессивное поведение вызывает живой интерес у психологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов, социологов, философов. Тема агрессивного поведения носит междисциплинарный и дискуссионный характер. Сопряженность термина с понятием «социальная норма» многократно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны, а человека абсолютно нормального по всем показателям просто не существует.

Многообразие подходов проявляется и при решении таких практических задач, как диагностика агрессивного поведения личности, его профилактика и преодоление в ходе оказания социально-психологической помощи.

Агрессивное поведение можно назвать актуальной проблемой современного общества. Оно выступает одной из ведущих причин обращения населения за психологической помощью.

Анализ проблемы изучения личностных особенностей подростка с агрессивным поведением позволяет выделить противоречие между необходимостью целенаправленной работы социального работника по коррекции агрессивного поведения подростков и недостаточной теоретической и методической изученностью вопроса.

С учетом данного противоречия была сформулирована проблема: каковы возможности целенаправленной работы социального работника по коррекции агрессивного поведения подростков?

Постановка этого вопроса определяет актуальность и выбор нашего исследования: «Работа социального работника по коррекции агрессивного поведения подростков».

Цель исследования: изучить работу социального работника по коррекции агрессивного поведения подростков.

Объект исследования: профессиональная деятельность социального работника по коррекции подростки с агрессивным поведением.

Предмет исследования: работа социального работника по коррекции агрессивного поведения у подростков.

Гипотеза: своевременное выявление особенностей агрессивного проявления поведения у подростков, позволит разработать и оказать систему психолого-педагогической помощи подростку.

Задачи исследования:

1.Раскрыть сущность проблемы агрессивного поведения подростков в психолого-педагогической литературе.

2.Раскрыть особенности психосоциального развития подростков с агрессивным поведением.

3.Изучить особенности проявления агрессивного поведения подростков.

.Выработать рекомендации по работе с агрессивными подростками.

Методологической основой исследования являются положения системного подхода, в рамках которого личность подростка рассматривается как система, все звенья которой взаимосвязаны, и принцип учёта индивидуальных особенностей в рамках возрастного подхода.

Теоретическими основами курсовой работы являются труды таких учёных как Дж. Доллард, А. Басс , З. Фрейд, Н. Д. Левитов, по проблеме агрессивного поведения подростков.

Методы исследования:

Теоретические (изучение психолого-педагогической литературы по проблеме девиации);

Эмпирические: тестирование. Были использованы следующие методики: методика изучения агрессивности Басса-Дарки, Ханг-тест, Розенцвейга.

Количественные и качественные обработки данных.

Опытно-эксперементальная база: дети подросткового возраста (17-18лет) 11 класс МОУ СОШ Вадская средняя общеобразовательная школа.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем: систематизирован материал авторов по проблеме агрессивного поведения подростков; раскрыты причины агрессивного поведения подростков; дана характеристика особенностей психосоциального развития подростков с агрессивным поведением.

Практическая значимость: Изучены особенности появления агрессивного поведения подростков и разработана программа коррекции агрессивного поведения подростков. Материал данной курсовой работы может быть использован на родительских собраниях, методических объединениях, семинарах, курсах повышения квалификации, на специальных факультетах по подготовке психологов и социальных педагогов.

Структура работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы.

Глава I. Теоретические основы агрессивного поведения подростков в психолого-педагогической литературе

коррекция агрессивный подросток социальный

1.1 Проблема агрессивного поведения в отечественной и зарубежной литературе

В психологических словарях агрессия определяется как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.). В психолого-педагогической и специальной литературе используются также термины агрессивность и агрессивное поведение.

За почти вековую историю научного изучения агрессивности, исследователи достаточно продвинулись в понимании интересующего их феномена. Было сформулировано не мало определений, предложено классификаций и разработано теорий. Несмотря на то, что некоторые из этих теорий доказали свою несостоятельность и были преданы забвению, другие были дополнены и пересмотрены, до сих пор в психологическом мире сосуществуют и взаимоисключающие, полярные взгляды на природу агрессивности. Теоретический анализ литературы, посвященной данной проблематике, позволяют выделить основные теории агрессии и ряд направлений.

В настоящее время среди исследователей наблюдается повышенный интерес к проблеме агрессивного поведения. Научное изучение отклонений осуществляется в криминологии, психопатологии, социологии, социальной работе, педагогике.

В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны. Выделим основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения:

Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению (Бендер Л.).

Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу (Дельгадо Н.).

Агрессия - реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы (Басс А.).

Агрессия - физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи (Уильсон) [31, с.32].

Агрессия - злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение [23, c.12].

Имеющиеся определения можно условно разделить на 2 большие группы:

1.Представление об агрессии как мотивированных действиях, нарушающих нормы и правила, причиняющих боль и страдания. Инструментальная агрессия - та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается. Преднамеренная агрессия - это те действия, которые имеют осознанный мотив - причинение вреда или ущерба [1,c.38-39].

2. Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая). Р. Бэрон и Д. Ричардсон дают такое определение: агрессия- это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. По мнению этих авторов:

агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;

в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

жертва должна обладать мотивацией избежания подобного обращения с собой

Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения [18, c.23].

В 1939 г. Долларом была предложена теория фрустрации - агрессии, в которой утверждается что:

Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.

Агрессия всегда является результатом фрустрации [18, c.42].

В свете теории социального научения, предложенной Бандурой, агрессия рассматривается как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения. Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, "за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения". Например, чтобы осуществить агрессивное действие, нужно знать, как обращаться с оружием, какие движения при физическом контакте будут болезненными для жертвы, а также нужно понимать, какие именно слова или действия причиняют страдания объектам агрессии. Поскольку эти знания не даются при рождении, люди должны научиться вести себя агрессивно [1].

Самое раннее и наиболее известное теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии,- это то, согласно которому данное поведение по своей природе преимущественно инстинктивно. Согласно этому подходу, агрессия возникает потому, что человеческое существа генетически или конституционно «запрограммированы» на подобные действия.

Старейшая теория, теория инстинкта, рассматривает агрессивное поведение как врожденное. З. Фрейд полагал, что агрессия берет свое начало во врожденном и направленном на собственного носителя инстинкте смерти; агрессия это тот же инстинкт, нацеленный на внешние объекты. Именно Фрейду принадлежит заслуга превращения агрессии и агрессивности в объект научного психологического анализа. Агрессивное поведение рассматривалось Фрейдом не только как врожденное, но и как неизбежное. Объяснялось это следующим образом. Если энергия «танатоса» не будет обращена во вне, это вскоре приведет к разрушению самого индивида. Однако, внешне проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызывать разрядку разрушительной энергии и уменьшать вероятность появления более опасных действий. Сам Фрейд склонялся к тому, что эффект от подобных действий является минимальным и кратковременным по своей природе.

Положение об инстинкте стремления человека к смерти является одним из наиболее спорных в теории психоанализа. Оно было фактически отвергнуто многими учениками Фрейда, разделившими его взгляды по другим вопросам. Тем не менее, утверждение о том, что агрессия берет свое начало из врожденных, инстинктивных сил в целом находило поддержку даже у критиков. Развитие взглядов Фрейда привело к созданию фрустрационных концепций агрессии [33].

Теоретики-эволюционисты считали, что источником агрессивного поведения является другой врожденный механизм: инстинкт борьбы, присущий всем животным, включая человека. Наиболее яркой и интересной в данной категории взглядов можно считать концепцию этолога Конрада Лоренца. Согласно Лоренцу, агрессия берет свое начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей также как и у всех живых существ. При невозможности разрядить весь объем агрессивных побуждений, человек усиленно подавляет их, руководствуясь нормами морали: «Мир - это первейшая обязанность горожанина». Согласно Лоренцу, кроме врожденного инстинкта борьбы, все живые существа наделены возможностью, подавлять свои стремления; последнее варьирует в зависимости от их способности наносить серьезное повреждения своим жертвам. Опасные хищники имеют очень сильное сдерживающее начало, препятствующее нападению на представителей собственного вида, в то время как менее опасные существа - люди - обладают гораздо более слабым сдерживающим началом [13, с.129] .

Возможным выходом из сложившейся ситуации Лоренц считал разрядку агрессивной энергии. Он полагал, что участие в различных действиях, не связанных с причинением ущерба. Может предотвратить накопление агрессивной энергии до опасных уровней и таким образом снизить вероятность вспышек насилия. Любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявление [13, с.128].

Теории побуждения предполагают, что источником агрессии является позыв, или побуждение причинить вред другим. Доллард и его коллеги разработали теорию фрустрации - агрессии. Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. При этом не предполагается, что фрустрация, определяемая как блокирование или создание ,помех для какого либо целенаправленного поведения, вызывает агрессию на прямую; считается, что она провоцирует агрессию, что, в сою очередь, облегчает проявление или поддержание агрессивного поведения. Несколько позже Миллер пришел к выводу о том, что фрустрация порождает различные модели поведения, и агрессия является одной из них. Он предложил особую модель, объясняющую появление смещенной агрессии - т.е. тех случаев, когда индивидуумы проявляют агрессию не по отношению к своим фрустраторам, а по отношению к совершенно другим людям. Автор предположил, что в подобных случаях выбор агрессором жертвы в значительной степени обусловлен тремя факторами: 1)силой побуждения к агрессии , 2) силой факторов, тормозящих данное поведение, 3) стимульный сходством каждой потенциальной жертвы с фрустрировавшим фактором.

Теория социального научения (бихевиоризма) сконцентрировала в себе следующие представления: агрессивность формируется в течение жизни и в частности в процессе социализации личности. Особенно - в результате наблюдения за поведением родителей и других старших членов семьи и сверстников. Агрессивное поведение может выполнять функцию психологической защиты или адаптации к социальным условиям, а в рамках противоправного поведения - инструмента воздействия; агрессивность как психологическое явление в нравственном плане нейтральна, так как в зависимости от социализации индивида Может приводить как к социально одобряемому поведению, так и противоправному [9].

Свою концепцию агрессии и агрессивности имеет мотивационная теория. В соответствии с мотивацией различают инструментальную агрессию и преднамеренную. Н.Д. Левитов отмечает, что в некоторых случаях нелегко установить, является агрессия средством или целью, но это различие весьма существенно. Он различает «инициативную» и «оборонную» агрессию, а также подчеркивает, что агрессивное состояние может быть открытым, т.е. внешне выраженным в соответствующих действиях, и скрытым, т.е. не реализуемым в агрессивном поведении [11, с.118].

Анализ проблем агрессии и агрессивного поведения в охарактеризованных теориях позволяет заметить, что по ряду принципиальных позиций их сторонники имеют достаточно близкие точки зрения. Не случайно концепции агрессивности, разработанные рядом ученых (например, А. Адлер, А. Бандура), представляют собой синтез позиций той или иной теории, что свидетельствует о перспективности интеграционного подхода [14].

Итак, рассмотрев все основные теоретические концепции агрессии, мы примем за рабочее следующее обобщающее определение этого явления:

Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Это определение подчеркивает, что агрессия - это модель поведения, а не эмоция или мотив. Хотя агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями - такими как злость; с мотивами - такими как стремление, навредить или оскорбить. Конечно, эти факторы оказывают огромное влияние на агрессивное поведение, но их наличие не является необходимым условием для подобного поведения.

Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия- это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность - относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения [27].

Индивидуальные детерминанты агрессии имеют постоянный характер, они устойчивы. Человек склонен "тиражировать" удачные модели поведения, что в последствии закрепляется в довольно устойчивые черты личности, поэтому склонных к насилию лиц редко удается переделать с помощью широко используемых средств: усиления мер, увеличение срока наказания и т.д. Агрессия для них является средством достижения целей, а потому вполне приемлема. Она глубоко укоренилась в их личностной структуре и как модель поведения чрезвычайно устраивает, поэтому вряд ли они с готовностью откажутся отвечать ударом на удар. Ключом к решению этой проблемы может быть психотерапия, направленная на повышение уровня уверенности в себе, формирование более зрелого взгляда на жизнь и отношения с другими людьми [29, с.18].

.2 Социально-психологическая характеристика детей подросткового возраста

Подростковый возраст - это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя и т. п.

Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 - 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 - 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.

Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходной», «переломный», «трудный», «критический». В них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального. По всем направления происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности, содержания морально-этических норм, опосредствующих поведение, деятельность и отношения. В повседневной жизни, в семье и школе часто можно слышать такие разговоры: был послушным мальчиком, а теперь стал своенравным, даже грубым; был спокойным - стал неуравновешенным; был робким, излишне застенчивым - стал самостоятельным и решительным и т.д.

Итак, рассмотрим более подробно некоторые основные характеристики подросткового возраста для того, чтобы понять причины и механизм возникновения агрессии в этом возрастном периоде.

Психические нарушения имеют определенные этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Любые психопатологические феномены, синдромы включают начальные проявления, развернутую стадию, этап завершения, период остаточных симптомов. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может быть либо очень коротким, либо не обнаруживаться вообще.

Поэтому очень часто агрессивное поведение подростка является для его близких, знакомых, сверстников и очевидцев совершенно неожиданным, ничем не объяснимым.

В теориях возникновения агрессии у подростков мы можем выделить две основные тенденции [32, с.32].

Речь идет либо о преимущественно биологическом механизме, в котором подчеркивается роль нейрофизиологических медиаторов и функционального состояния глубинных структур мозга, либо на первый план выдвигается динамическая теория агрессивного поведения, предполагающая, что основным механизмом агрессии является патологическое личностное развитие, особенно в период жизненных кризисов.

Многие агрессивные поступки подростков, попадающие в поле зрения правоохранительных и следственных органов и требующие, в силу своей непонятности и причинной необоснованности, психиатрического анализа, являются следствием личностного кризиса. Часто признаки разлада личности проявляются в виде болезненного отношения к восприятию собственного Я окружающими людьми, одиночества и оторванности от мира, несоответствия своего Я неким, зачастую ложным, идеалам, ощущения утраты целостности внутреннего мира сопутствуют жестокой агрессии [20].

Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Так установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет.

Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек - к прямой вербальной и к косвенной вербальной. Таким образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию "вербальная - физическая", сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах - прямой или косвенной.

Говоря об особенностях агрессии в подростковом возрасте необходимо учитывать тот факт, что подросток растет в семье, семья является почти всегда основным фактором социализации, она же является главным источником живых примеров агрессивного поведения для большинства детей.

Становление агрессивного поведения у подростков - сложный процесс, в котором участвуют многие факторы. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также СМИ. Дети учатся агрессивному поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения агрессивных действий, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которые применяют крайние суровые наказания и не контролирующие занятия детей, могут обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны.

Многочисленные исследования показали, что для семей, из которых выходят агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи. Подобные тенденции психологами описаны как "цикл насилия". Дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые "практикуют" их родители по отношению друг к другу. Подростки, выбирая методы выяснения отношений с братьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Когда дети вырастают и вступают в брак, они используют отрепетированные способы разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям, посредством создания характерного стиля дисциплины. Похожие тенденции наблюдаются и внутри самой личности (принцип спирали). Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности [1].

На становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению. Подростки получают сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников). Однако те, кто очень агрессивен, скорее всего, окажутся тверженными большинством в классе. С другой стороны, эти агрессивные дети могут найти друзей среди других агрессивных сверстников.

Один из самых спорных источников обучения агрессии - средства массовой информации. После многолетних исследований с использованием самых разнообразных методов и приемов психологи и педагоги все еще не выяснили степень влияния СМИ на агрессивное поведение. Представляется, что СМИ все же оказывает какое-то влияние на агрессивное поведение подростков. Однако сила его остается неизвестной.

Таким образом, все вышеперечисленные факторы должны учитываться родителями, педагогами, психологами и обществом в целом при взаимодействии с подростками, потому что агрессию легче предотвратить, чем потом корректировать агрессивное поведение.

.3 Причины формирования агрессивного поведения подростков

Склонность человека к агрессивным действиям пытались объяснять по-разному. Одной из первых возникла точка зрения, согласно которой у животных и у человека существует врожденный "инстинкт агрессивности". Фрейд указывал на инстинктивные основы человеческого стремления к разрушению, считая бесплодными попытки приостановить этот процесс.

Человеческая агрессивность имеет свои эволюционные и физиологические корни. К числу физиологических факторов агрессии относятся половые гормоны [26].

Согласно теории фрустрации, агрессия - это не автоматически возникающее в недрах организма влечение, о следствие фрустрации, т. е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же не наступление состояния, к которому он стремился. Эта теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию [27].

Другой взгляд на происхождение агрессивного поведения, представлена в теории социального научения Л. Берковитц. Для того чтобы агрессивное поведение возникло и распространилось на определенный объект, необходимо чтобы существовало два условия: первое - чтобы препятствие, возникшее на пути целенаправленной деятельности, вызвало у человека реакцию гнева и второе - чтобы в качестве причины возникновения препятствия был воспринят другой человек.

Самая современная точка зрения на происхождение агрессивного поведения связана с когнитивной теорией научения [2, с.247].

Агрессивные действия рассматриваются не только как результат фрустрации, но и как следствие научения, подражания другим людям. Агрессивное поведение в этой концепции трактуется как результат следующих когнитивных и других процессов:

. Оценки субъектом следствий своего агрессивного поведения как положительных.

. Наличие фрустрации.

. Наличие эмоционального перевозбуждения типа аффекта или стресса, сопровождающегося внутренней напряженностью, от которой человек хочет избавиться.

. Наличие подходящего объекта агрессивного поведения, способного снять напряжение и устранить фрустрацию [29].

Говоря о причинах агрессии нужно учитывать, что агрессия - неоднородна по своей природе. Выделяют различные типы и виды агрессии.

Различают реактивную и спонтанную агрессию. Ряд немаловажных различий отметил С. Фешбах, разграничив друг от друга экспрессивную, враждебную и инструментальную агрессию. Экспрессивная агрессия представляет собой непроизвольный взрыв гнева и ярости, не целенаправленный и быстро прекращающийся, причем источник нарушения спокойствия не обязательно подвергается нападению.

Агрессивность человека и его склонность к агрессивному поведению существенно детерминируются особенностями его индивидуального развития. В появлении агрессивного поведения участвуют многие факторы, в том числе возраст, индивидуальные особенности, внешние физические и социальные условия. Например, потенцировать агрессивность вполне могут такие внешние обстоятельства, как шум, жара, теснота, экологические проблемы, метеоусловия и т. п. Но решающую роль в формировании агрессивного поведения личности, по мнению большинства исследователей данного вопроса, играет ее непосредственное социальное окружение. Рассмотрим некоторые, на наш взгляд, ведущие факторы, вызывающие или поддерживающие агрессивное поведение личности.

Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями человека. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям не редко сопровождается различными проявлениями агрессивности поведения [30].

Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. В данном возрасте быть агрессивным часто означает «казаться или быть взрослым». Любая подростковая группа имеет свои ритуалы и мифы, поддерживаемые лидером. Например, широко распространены ритуалы посвящения в члены группы (или испытание новичков). Шокирующая глаз «униформа» группы (как и подростковая мода в целом) также носит ритуальный характер. Ритуалы усиливают чувства принадлежности к группе, и дает подросткам ощущение безопасности, а мифы становятся идейной основой ее жизнедеятельности. Мифы широко используются группой для оправдания ее внутригрупповой и внешней агрессии. Так, например, любое появление насилия по отношению к « не членам группы» оправдывается заверениями типа - «они предатели…мы должны защищать своих…мы должны заставить всех уважать нас». Насилие, «одухотворенное» групповым мифом, переживается подростками как утверждение своей силы, как героизм и преданность группе. В то же время в отдельных случаях инициаторами агрессивного поведения могут быть отдельные подростки - аутсайдеры, дизадаптированные в силу различных причин и предпринимающие различные попытки самоутвердиться с помощью агрессии.

Таким образом, агрессивное поведение достаточно обычное явление для подросткового возраста. Более того, в процессе социализации личности агрессивное поведение выполняет ряд важных функций. В норме оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации. В связи с этим можно говорить о двух видах агрессии: доброкачественно-адаптивный и деструктивно-дезадаптивный [25, с.8].

В целом для развития личности подростка опасно не столько сами агрессивные проявления, сколько их результат и неправильная реакция окружающих. В случае, когда насилие дает внимание, власть, признание, деньги, другие привилегии, у подростков с большей вероятностью формируется поведение, основанное на культе силы, которое может составлять основу социального функционирования и взрослых людей (например, в криминальных группировках). Стремление окружающих подавить агрессию силой нередко приводит к эффекту, противоположному ожидаемому [20, c.592].

Другой особенностью, влияющей на агрессивное поведение личности, является ее способность переносить фрустрацию. Как известно, под фрустрацией понимаю состояния, вызванные препятствием на пути удовлетворения потребности или достижения цели. Некоторые авторы рассматривают фрустрацию, как одну из ведущих причин агрессивного поведения. В целом фрустрация - весьма распространенное явление, и люди существенно различаются по способности справляться с ней. Если же агрессивное поведение успешно способствует устранению фрустрации, то оно с большой вероятностью усиливается в соответствии с законами научения. К тому же проблемы могут возникать в том случае, если человек имеет повышенную чувствительность к фрустрации, а также, если у него не выработаны социально приемлемые способы преодоления фрустрации .

Если оценивать влияния другого - полового (гендерного) фактора, - то мужчины (мальчики) демонстрируют более высокие уровни прямой и физической агрессии, а женщины (девочки) - косвенной и вербальной. В целом мужскому полу приписывается большая склонность к физическому насилию, в то время как женщины чаще и успешнее прибегают к его психологическому варианту.

При всей важности возрастного, гендерного и индивидуального факторов, ведущее значение в формировании агрессивного поведения, по мнению большинства исследователей, имеют социальные условия развития личности.

Одним из наиболее дискутируемых вопросов можно считать влияние средств массовой информации на агрессивное поведение личности. Сторонники негативного влияния СМИ исходят из того фактора, что люди учатся вести себя агрессивно, прежде всего, наблюдая за чужой агрессией. М. Хьюсманн с группой исследователей отслеживали корреляцию между просмотром телепередач и агрессивностью в течение 20 лет [2, с. 115.]. Они обнаружили, что тяжесть совершенных преступлений в возрасте 30 лет соответствует предпочтениям в телепередачах в возрасте 8 лет. Механизм формирования агрессивного поведения посредством телевидения может выглядеть следующим образом: чрезмерное увлечение телепередачами - агрессивная фантазия отожествления себя с персонажем - усвоение агрессивного способа решения проблем и влияния на людей - повторение агрессивных действий - использование агрессии для разрешения проблем в межличностных отношениях - подкрепление - агрессивные привычки - неразвитая социальная и учебное умение - фрустрация - чрезмерный просмотр телепередач - и т. д.

Формирование агрессивного поведения через наблюдение возможно при выполнении нескольких условий. Во-первых, увиденное должно выглядеть реально и захватывать. Во-вторых, увиденное должно восприниматься именно как агрессия. В-третьих, агрессия перенимается, когда зритель отождествляет себя с агрессором, а потенциальный объект агрессии для конкретной личности ассоциируется с жертвой агрессии в фильме. Следующим принципиальным условием научения является то, что в результате агрессии герой достигает цели или получает удовольствие, значимое для зрителя.

В целом просмотр агрессивных сцен, видимо, не оказывает предполагаемого прямого негативного воздействия на большинство взрослых людей, поскольку само восприятие определяется совокупностью внутренних и внешних условий. Реакция людей на сцены насилия могут быть самыми различными: отвращение, неприятие, виртуализация, восприятие (изображаемых событий как нереальных), только в некоторых случаях - восхищение или стремление подражать. Тем не менее, негативное влияние СМИ на развитие детей и подростков вызывает справедливые опасение и требует специального изучения [28].

В то время как влияние СМИ на поведение личности остается не вполне понятным, семья в настоящее время признается основным социальным источником формирования агрессивного поведения. Хорошо известно, что агрессия проявляется не только к врагам, незнакомым людям или конкурентам. Психологическое или физическое насилие отнюдь не редкость для многих семей. Формы проявления агрессии в семье разнообразны. Это могут быть прямое физическое или сексуальное насилие, холодность, оскорбления, негативные оценки, подавление личности, эмоциональное непринятие ребенка. Члены семьи могут демонстрировать агрессивное поведение сами или могут подкреплять нежелательные действия ребенка, например, выражая гордость его победой в драке.

На становление агрессивного поведения ребенка влияют различные семейные факторы, например низкая степень сплоченности семьи, конфликтность, недостаточная близость между родителями и ребенком, неблагоприятные взаимоотношения между детьми, неадекватный стиль семейного воспитания. Например, родители, применяющие крайне суровые наказания, использующие чрезмерный контроль (гиперопека) или, напротив, не контролирующие занятия своих детей (гипоопека), чаще сталкиваются с агрессией и непослушанием своих детей. Также существует мнение, что выраженное негативное влияние на ребенка оказывает агрессия отца по отношению к матери (физическое насилие или явное моральное унижение).

А. Бандура и Р. Уолтерс посвятили изучению данного «семейного» вопроса специальное исследование и получили следующие данные. Родители агрессивных мальчиков предъявляли меньшие требования к достижениям детей в сравнение с родителями контрольной группы (без агрессивного поведения) и меньше ограничивали их в детстве. В то же время рассматриваемые подростки сильнее сопротивлялись воздействиям родителей. Мальчики с агрессивным поведением были (более привязаны к матерям, чем к отцам). Родители агрессивных подростков чаще опирались на методы принуждения, в то время как в контрольной группе шире использовались методы развития внутреннего самоконтроля, например убеждение. Отцы агрессивный мальчиков характеризовались резкостью и тенденцией часто наказывать Детей, тогда как матери - нетребовательностью при низко- общей согласованности требований и недостаточной сердечности взаимоотношений. Агрессивные мальчики меньше идентифицировались со своими отцами, они чаще отвечали им критичным и враждебным отношением, чем подростки из контрольной группы. Все это, по мнению исследователей, затрудняло усвоение родительской системы ценностей и выполнение их требований.

Изучая связь между социализацией подростков и их семейными условиями, А. Бандура и Р. Уолтерс выделили три основные особенности, определяющие поведение ребенка: его готовность устанавливать зависимые (интимно-личностные) отношения, степень развития совести, силу мотивации к агрессии. По мнению авторов, семья должна создать минимальные условия эффективной социализации [1, с. 35]. Первым важным условием является стимулирование мотивации привязанности, посредством которой ребенок научается желать интереса, внимания и одобрения окружающих. Второй необходимой предпосылкой исследователи называют «давление социализации» в форме последовательных требований и ограничений (при условии, что родители сами разделяют социальные нормы). Напротив, враждебные формы поведения закладываются в семье в результате фрустрации потребности в родительской любви, постоянного применения наказания (его преобладания над методами поощрения желательного поведения), несогласованности требований со стороны родителей, демонстрации агрессии самими родителями.

Таким образом, в соответствии с «теорией асоциальной агрессии», агрессивное поведение ребенка вызывается, прежде всего, недостатком нежной заботы и привязанности со стороны одного или обоих родителей. Фрустрация привязанности приводит к возникновению у ребенка постоянного чувства враждебности, поскольку он развивается через подражание значимым для него взрослым (в том числе их эмоциональным проявлениям).Установки и поведение, которые развились у ребенка в отношениях с родителями, впоследствии переносятся на других людей (одноклассников, учителей, супругов). Если проявление агрессии к конкретным людям пресекается (или делается невозможным в силу иных причин), агрессия может смещаться на новый «более безопасный» (доступный) объект.

Следует уточнить, что в рассмотренных выше экспериментах участвовали преимущественно мальчики. Большинство же исследователей отмечают различное влияние плохого обращения в семье на детей разного пола. По мнению ряда авторов, девочки, к которым в детстве проявляли жестокость, более склонны к развитию мазохистического паттерна поведения, то время как мальчики в этом случае чаще идентифицируют себя с агрессором и с большей вероятностью развиваются в садистическом направлении [14, с. 335].

Еще одним доказательством в пользу гипотезы о ведущей роли семьи в происхождении агрессивного поведения является известное обстоятельство, что у детей, воспитывающихся в детских учреждениях, также доминируют нарушения, связанные с агрессивностью (в отличие от усыновленных детей). В то же время не все дети, лишенные необходимой родительской заботы, становятся агрессивными. Другим следствием семейной депривации может быть замкнутость, сверхзависимость, излишняя готовность к подчинению или глубокая тревожность (исход, вероятно, зависит от степени депривации, возраста ребенка, его конституциональных особенностей и других обстоятельств).

Таким образом, при неблагоприятном воздействии внутренних и внешних факторов агрессивное влечение действительно приобретает формы агрессивности и устойчивого разрушительного поведения вплоть до общественно опасных форм. Но агрессия не обязательно должна приводить к отрицательным последствиям. Например, она может не только смещаться на все новые и новые объекты, но и замещаться (сублимироваться) в различных формах деятельности - бизнесе, учебе, спорте, лидерстве и т.д.

Очевидно, что в норме агрессия носит оборонительный характер и служит выживанию. Она также выступает источником активности индивида, его творческого потенциала и стремления к достижениям. Личность может и должна уметь распознавать различные проявления агрессии, выражать агрессию в социально приемлемых формах, наконец, избегать насилия над другими или собой. Судьба собственной агрессии - дело личного выбора каждого взрослого человека, а задача овладения своей агрессией - одна из труднейших психологических задач вообще [1].

Выводы по главе 1

В подростковом возрасте, проблемы агрессивного поведения играют большую роль. Это связано с большим ростом насильственных, агрессивных действий, сопряженных с особой жестокостью, вандализмом и глумлением над людьми в современном мире. Корни же многих агрессивных проявлений в будущем, как раз и лежат в этом возрасте.

В западной психологии тема агрессии и агрессивности постоянно находится в поле зрения ученых и практиков. Существует большое число теоретических концепций, объясняющих эти феномены, проводятся многочисленные экспериментальные исследования, многие психотерапевтические школы, сталкиваясь с проблемой агрессивного поведения, пытаются разработать технику его коррекции.

Если проанализировать все многообразие западных и отечественных концепций, то можно выделить, пожалуй, три наиболее значимых из них. Первая включает теории, в которых агрессивность трактуется как врожденное, инстинктивное свойство индивида (сюда входят теории психоаналитического толка). Вторая описывает агрессию как поведенческую реакцию на фрустрацию. Третью составляют концепции, рассматривающие агрессивность как характеристику поведения, формирующуюся в результате научения (бихевиоральные теории).

На причины же возникновения агрессивности в подростковом возрасте, влияют три основных фактора: фактор онтогенеза - где развитие агрессивности зависит от возрастных периодов развития ребенка, игровой деятельности, полоролевыми различиями; фактор социализации - где в развитии агрессии у детей играют большую роль: стили семейного воспитания, культурно - этические нормы в сообществах, где живет и растет ребенок, а также и средства массовой информации; фактор - ситуативные предпосылки - где развитие агрессивности преимущественно оказывают влияние, оценка другими людьми (ровесниками), намеренность агрессии, восприятие агрессии, желание возмездия.

И это все означает, что изучение, профилактика и предупреждение агрессивного поведения у детей подросткового возраста становится не только социально значимым, но и психологически необходимым.

Глава II. Социальная работа с агрессивными подростками в общеобразовательном учреждении

.1 Общие сведения об учреждении

Вадская средняя школа - победитель национального проекта «Образование» в 2007г. и 2008 г.

Школа сегодня это:

51 педагог

учителей высшей квалификационной категории - 14

учителей первой квалификационной категории - 29;

учителей второй квалификационной категории - 1;

учителей не имеющих квалификационной категории - 7;

-средний возраст педагогов - 39 лет;

Стаж педагогической работы: до 5 лет - 4; от 5 до 10 лет - 12; от 10 до 20 лет - 12; свыше 20 лет - 12;В школе работает один заслуженный учитель Российской Федерации, 2 человека награждены знаком "Почетный работник общего и среднего образования", 2 отличника просвещения, 14 человек имеют почетные грамоты Министерства образования Российской Федерации, 17 человек награждены почетными грамотами Министерства (Департамента) образования и науки Нижегородской области.

Ведущее направление работы школы - создание системы гуманистического типа. Главная цель учебно-воспитательного процесса - максимальное развитие личности ученика и подготовка к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры:

образование,

отечество

семью,

здоровье (физическое и психологическое),

культуру ( интеллектуальную и духовную).

Школа расположена в типовом здании, пущенном в эксплуатацию в 2000 году. В школе имеется актовый зал, 2 спортзала, стадион, столовая, буфет, медицинский кабинет, стоматологический кабинет, кабинет психолога, кабинет социального педагога, библиотека, музей истории школы, 2 мастерские, 10 классных комнат, 23 учебных кабинета. <#"justify">Директор школы - Романов Борис Борисович. Окончил Нижегородский государственный университет им. М. Горького. Педагогический стаж - 18 лет. В должности директора - 14 лет. Награжден Почетной грамотой Департамента образования и науки Нижегородской области; Почетными грамотами Министерства образования Российской Федерации. Имеет высшую квалификационную категорию. Скудина Галина Викторовна - зам. директора по учебно - воспитательной работе. Окончила Горьковский государственный университет им. Н.И.Лобачевского. Педагогический стаж - 25 лет. В должности заместителя директора - 17 лет. Награждена Почетными грамотами Департамента образования и науки Нижегородской области; почетными грамотами Министерства образования Российской Федерации. Имеет высшую квалификационную категорию.

История Вадской средней школы. 9 июня 1843 года в здании Покровской церкви села Вад открыто Вадское приходское училище. В 1897-98 гг. на Ваду была открыта церковно-приходская школа. В 1899 году было открыто двухклассное училище, помещение школы расширено и надстроен второй этаж. Школа была деревянной. На ее месте сейчас построена гостиница "Вадская". После 1917 года училище было реорганизовано в начальную школу. В 1919-20 гг. начальная школа была преобразована в школу второй ступени с 9-летним сроком обучения. В 1921 году, когда Вадский район объединился с Перевозским, здание школы было занято под райисполком, а школа переведена в село Зеленые горы. В 1931 году на Ваду была открыта школа крестьянской молодежи. В 1933 году деревянное здание школы сгорело. Школа была реорганизована в среднюю. В 1937 году было построено двухэтажное каменное здание средней школы (здание бывшей начальной школы). В 1960 году школа стала одиннадцатилетней с производственным обучением. В 1970 году построено новое здание школы на 520 мест (здание, в котором в настоящее время размещается начальная школа).

Численность учащихся в 2000 г. превышала 1200 человек. В 2000 году построено новое здание школы не 760 мест. Вадскую школу разделили на две школы - среднюю и начальную. Во вновь построенном здании обучаются более 700 учащихся 5 - 11 классов.

Описание инновационного опыта образовательного учреждения

Программа информатизации образовательного учреждения затрагивает все сферы школьной деятельности: управленческую, учебную, воспитательную, методическую, кадровую, материально-техническую, внешние связи. Для внедрения информационно-коммуникационных технологий школа располагает достаточными материальными ресурсами. В школе имеется кабинет информатики (10 ученических мест и место учителя). В 2003 году при содействии ННГАСУ, представительство которого организовано на базе школы, открыт компьютерный класс (18 ученических мест и место учителя), установлен мультимедийный проектор. В классах есть выход в Интернет, компьютеры объединены в локальную сеть, приобретено программное обеспечение по многим предметам. Традиционно в старших классах изучается предмет «Информатика и ИКТ». С 2005 года начато поэтапное изучение предмета с 5 класса. С открытием технологического класса «Информатика и ИКТ» изучается на расширенном уровне. В учебные планы профильных классов, учитывая запросы обучающихся, введены элективные курсы «Компьютерная графика» и «Технология создания сайтов».Администрация школы активно использует компьютерные и Интернет-технологии в управленческой и преподавательской деятельности. Педагогические кадры располагают хорошими возможностями для активного использования компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе. 18 человек (33%) имеют навык работы с компьютером и используют его в педагогической практике. Активно используются компьютерные и Интернет-технологии на уроках истории, мировой художественной культуры, информатики, физики, астрономии, литературы, элективных курсах «Компьютерная графика» и «Технология создания сайтов». Внедрение ИКТ осуществляется на уроках русского языка, математики, биологии, ОБЖ, английского и немецкого языков. Проведение уроков с информационными технологиями способствует формированию положительной мотивации к учебной деятельности и, как следствие, повышению учебных достижений. Умение свободно ориентироваться в нарастающем потоке научной информации, грамотное владение передовыми образовательными технологиями помогают учителю воспитать успешного ученика. Повышается профессиональная компетентность учителя, его авторитет. Школьники приобщаются к созданию компьютерных проектов, и это один из способов реализации их личных потребностей и интересов, налаживания партнерских отношений в ситуации «учитель - ученик». Защита творческих проектов в форме компьютерных презентаций стала не только элементом урочной деятельности, но и формой выпускного экзамена. Компьютерные технологии используются при проведении общешкольных мероприятий, на заседаниях творческих групп, ведется кружок компьютерной грамотности. Канцелярия и бухгалтерия школы оснащены компьютерной техникой, работники осваивают современную форму документоведения.

Наработки школы в использовании информационно-коммуникационных технологий неоднократно представлялись в форме компьютерной презентации на семинарах директоров и заместителей директоров школ района, на районной августовской конференции педагогических работников, на кафедрах ГОУ ДПО НИРО.В ходе реализации программы развития планируется создание новой модели школы информационного типа - школы, высоко технологически организованной, представляющей собой единую информационную систему, объединяющую все структурные элементы образовательного процесса.

Эффективность инновационного опыта образовательного учреждения очевидна: деятельность школы соответствует Концепции модернизации российского образования, Приоритетным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации, Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы и заказу социума. Выбранное направление инновационной деятельности способствует конкурентоспособности школы и обеспечивает ее продвижение по пути развития. Опыт школы по внедрению информационно-коммуникационных технологий изучался на заседаниях районных методических объединений, районных семинарах, педагогических конференциях.

.2 Анализ результатов исследования

Анкета была проведена в Вадской МОУ СОШ с 11 классом 5 мальчиков,5 девочек, 17-18 лет.

Итоги анкетирования (в анкетировании участвовали 10 человек 5 мальчиков, 5 девочек, 11 класса)

КлассСреднее кол-во «да»Формы агрессиимдмд11 класс70%30%фс

Агрессивное поведение чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

Наибольшей агрессивностью отличаются 17-18 летние подростки-мальчики. У них преобладает физическая агрессия, которая с возрастом затухает. К 18-19 годам у мальчиков происходит всплеск словесной (вербальной агрессии).У девочек в возрасте 17-18 лет преобладает словесная агрессия, с возрастом увеличивается косвенная агрессия.

Понятие агрессия:

сильная активность, стремление к самоутверждению

акт враждебности, разрушения, попытка нанести вред личности или обществу

злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим поведение

реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы.

Формы агрессивных реакций:

Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.

Коссвеная агрессия - действия, окольными путями направленное на другое лицо(сплетни ,злобные шутки), или не на кого не направленные взрывы ярости(крик, топанье ногами, битье кулаками по столу).

Вербальная агрессия-выражение негативных чувств как через форму (крик,визг ,ссора),так и через содержание словесных ответов(угрозы ,проклятие ,ругань) инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования, т.е. у нормальных людей происходит социализация агрессии. Те же люди, которые не научились контролировать свои агрессивные импульсы, испытывают сложности при общении с людьми. В более тяжелых случаях, когда агрессивное поведение становится противоправным, такие люди подвергаются уголовному наказанию и изолируются от общества в места не столь отдаленные. Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования, т.е. у нормальных людей происходит социализация агрессии. Работ «Как помочь самому себе если ты чувствуешь агрессию?» создана в качестве пособия для проведения классных часов, родительских собраний в школе. С каждым днем увеличивается число подростков с агрессивным поведением, которое проявляется в нарушении общественного порядка, хулиганстве, вандализме, алкоголизме, наркомании и др.Интерес педагогов к изучению подростковой жизни высок и устойчив. Данная работа поможет в профилактике агрессивного поведения подростков.

Родителям важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию; отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда. Для этого необходимо, в первую очередь, разобраться с основными причинами агрессивного поведения.
Агрессия - достаточно сложное и противоречивое явление. Она предстает во множестве форм и проявлений. В основе агрессивного поведения лежат инстинктивные побуждения, однако способы их реализации определяются социальными факторами; фрустрация значимых потребностей также может служить источником агрессивных побуждений, но далеко не всегда приводит к агрессивному поведению; агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией индивида в ходе борьбы за выживание; многие формы агрессивного поведения осваиваются людьми в процессе социального научения; агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социальные рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения, ориентации человека на позитивную модель поведения, изменения условий, способствующих проявлению агрессии.
Разработка комплекса диагностических средств позволяет получить достаточно объективную и детальную информацию об особенностях агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Работа воспитателей, психологов и родителей с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях.

.Ознакомление с психологическими особенностями агрессивных детей.

.Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

.Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.

Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию и сопереживанию может проходить через ролевую игру, в процессе которого ребенок получает возможность поставить себя на место других, оцени свое поведение со стороны. Можно с большой долей уверенности предположить, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребёнка имеют семейная среда и воспитание. Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки и действия - вот те параметры, которые психолог должен выяснить в процессе работы с агрессивным ребёнком.

Агрессивность ребёнка может быть физически и психически обусловленной: агрессивные реакции характерны для детей младенческого и раннего возраста (у младенцев как реакция на физический дискомфорт, у детей раннего возраста из-за несформированности функций самоконтроля и произвольности, из-за незнания нравственных правил и норм); агрессивность нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как она выполняет ещё и защитную функцию самосохранения, как физического, так и эмоционального.

Часто неожиданные агрессивные реакции могут проявляться в период возрастного кризиса, в старшем дошкольном возрасте это кризис 7 лет - период поступления ребёнка в школу. Если это поведение нетипично для ребёнка и взрослых, тогда оно означает, что у него возникли определённые трудности, и он нуждается в помощи окружающих.Диагностика проявлений детской агрессивности в настоящее время представляет определённую сложность. С одной стороны, возрастная импульсивность детей, характерные для них эмоциональная возбудимость и чувствительность часто трактуется взрослыми как агрессивность. С другой - психологическая практика не может похвастаться большим количеством средств выявления индивидуальных качественных характеристик агрессивности и их возможных причин у детей [3]. Само слово «агрессия» происходит от латинского aggredi, что означает «нападать». Оно издавна бытует в европейских языках, однако ему не всегда придавалось одинаковое значение. До начала XIX в. агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессии стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей. Х. Хекхаузен пишет, что «в обыденном языке слово «агрессия» означает множество разнообразных действий, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека, наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению». Такое определение, по его мнению, может объединять в себе столь различные явления, как детская ссора и война, упрёки и убийство, наказание и бандитское нападение. Агрессивное поведение понимается как специфическая форма действия человека, демонстрирующая превосходство, возможность причинения ущерба или причинения такового живому существу (или неживому объекту). Т.Г. Румянцева определяет поведение как агрессивное, на основании нормативного подхода, и решающее место отводит понятию нормы в поведении. Под нормой же можно понимать принятые в конкретном обществе или группе правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей [9]. Понятие нормы формируется в процессе социализации ребёнка. Следовательно, агрессивным следует называть поведение удовлетворяющее двум обязательным условиям: когда имеют место пагубные для жертвы последствия и когда нарушены нормы поведения в обществе.

2.3 Рекомендации по работе с агрессивными подростками

1.Никогда не позволять себе оскорбить их, в диалоге не использовать жаргонные и бранные слова - это не даст им права оскорблять Вас и не демонстрировать в поведении все, на что они способны.

2.Общение на равных, но не впадать в зависимость от них. Лучше несколько дистантно.

.В открытую не бороться, т.к. это усугубит отношения. Следует учитывать особенности, бурные реакции.

.Останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.

.Обсуждайте поведение только после успокоения.

.Мстительны, иногда годами ждут, чтобы отомстить, поэтому лучше не отвергать их.

.Выясните, как возникает агрессивное поведение и каково возможное решение. «Имя..., ты расстроился, потому что... .Ты можешь переживать, но не имеешь права обижать других. Что нужно сделать, чтобы успокоиться и при этом ни на кого не нападать?» Предлагайте что-то свое только в дополнение сказанному.

.Пусть за что-то отвечает в школе.

9.Перед сильными элементы раболепия, со слабыми агрессивны <#"justify">Агрессивность у детей и подростков проявляется в разных формах и детерминирована возрастными кризисами, этапами психического развития и логикой основной культуры. Значит, при работе по коррекции поведения вы можете опираться на знание об этих составляющих.Агрессивному ученику третьего класса педагог может сказать: «Ты уже большой и не должен так себя вести, мы ждем от тебя более разумных поступков, ты можешь». В этом случае слово «большой» воспринимается как комплимент, поощрение, поднимает мальчика в собственных глазах и заставляет заняться самокоррекцией. В надежде, кстати, и на дальнейшее поощрение словом. А вот корректируя поведение ученика шестого класса, педагог должен для себя сделать рефлексивное замечание, что этот ребенок пока еще маленький и не в состоянии понять некоторые логические доводы взрослых. Начальные формы агрессивного поведения в этом возрасте корректируются с помощью шутки, доброго отношения. [1, с. 35]. Главное, чтобы педагог сам был спокоен. Старшеклассникам необходимо логическое обоснование педагогических указаний. Неплохой результат дает беседа, с помощью которой педагог и ученик могут дойти до причины, вызвавшей агрессивное состояние. Практически в любом возрасте весьма сильным инструментом в борьбе с агрессивностью может выступать представление о конкурентности. Условно и ребенку, и подростку, и людям, находящимся в раннем юношеском возрасте, можно напомнить простую, но весьма ядовитую пословицу: «На злых воду возят» - и предложить развить ее в любом направлении. Например, вполне логично следующее построение последствий: вот ты сердишься, попусту тратишь свое время, а между тем, если бы ты поупражнялся в прыжках, переписал бы сочинение, отдохнул и выспался и т. д. - в зависимости от ситуации, завтра ты бы добился успеха, а твои соперники были бы посрамлены[14,с.335].

Агрессия часто возникает из-за слабости самоконтроля и имеет способность фиксироваться в сознании как наиболее легкий путь разрешения трудных ситуаций. На этом тоже необходимо остановить внимание ученика, склонного к агрессии. Объяснить ему, что общество стремится к отторжению, вытеснению агрессивных членов. У агрессивного человека, как правило, плохое настроение, он насторожен, беспокоен, постоянно готовится к нападению либо находится в бесконечной обороне. И то и другое отнимает время и силы. Агрессивные люди менее успешны, а их успехи, достигнутые агрессивным путем, непрочны. В силу возрастной слабости нервных процессов у детей и подростков иногда бывает непросто отличить познавательную и исследовательскую активность ребенка от агрессивности. Чтобы не ошибиться, стоит понаблюдать за развитием процесса. Познавательный и творческий процессы продуктивны, агрессия разрушительна. Если ребенок ломает игрушку для того, чтобы изучить ее устройство или создать из частей новую, к этому процессу нужно относиться положительно, если разрушение - это просто выход скопившихся отрицательных эмоций, то можно говорить об агрессии и принимать иные меры. Драка между двумя подростками может разгореться по самым разным причинам. В том числе и из-за девушки. Можно ли в данном случае однозначно относиться к этому весьма агрессивному действию? Видимо, нет. А вот драка «стенка на стенку» - явление опасное. Необходим тщательный анализ происходящих в подростковой среде процессов. Трудность работы педагога по профилактике и коррекции агрессивного поведения заключается еще и в том, что отсутствуют возрастные социальные нормы детской и подростковой агрессии. Каждый случай требует индивидуального подхода.Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов:

. ухудшением социальных условий жизни детей;

. кризисом семейного воспитания;

. невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей;

. увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка.

Свою долю вносят и средства массовой информации, кино- и видеоиндустрия, регулярно пропагандирующие культ насилия. В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос, но, к сожалению, работы большей частью заключают в себе теоретические рассуждения о ее механизмах и проявлениях. В то же время, исследований, основанных на реальном опыте коррекции и терапии, относительно немного. Между тем, особенно важной является помощь дошкольникам, агрессивность которых находится только в стадии становления. Это позволяет предпринять своевременные корригирующие меры. В данной статье приводятся конкретные практические рекомендации родителям и педагогам по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников. Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях. В ряде случаев при проявлениях детской или подростковой агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избегание агрессивного поведения в напряженных, конфликтных ситуациях. Для более конструктивного воздействия на агрессивные реакции детей и подростков разработаны специальные рекомендации для педагогов и родителей, но их знание не повредит и психологам. Следующие правила экстренного вмешательства позволят в конфликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов. Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда ребенок или подросток демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции - раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных переживаний, понять характер, силу и длительность возобладавших над ними чувств. Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

Таким образом, очень полезно планировать нужные дела вместе с ребёнком. Например, если мы хотим, чтобы ребёнок выучил стихотворение, не стоит требовать от него, чтобы он отложил все свои дела и принялся учить его прямо сейчас. Будет гораздо лучше, если мы предложим: "Машенька, давай решим, когда мы с тобой будем учить стихи". Тогда ребёнок сам будет стремиться выполнить принятое решение, поскольку будет ощущать его как своё.

Выводы по главе 2

Существует множество методов и процедур психодиагностического исследования агрессивного поведения подростков. В первую очередь проводимые методики направлены на выявление особенностей проявления агрессивного поведения у подростков.

Объектом диагностики являются дети подросткового возраста (17-18 лет) -11 класса Вадской МОУ СОШ, общей численностью 10 человек (5 мальчиков и 5девочек). Была проведена анкета.

На основании полученных результатов исследования разработаны рекомендации по коррекции агрессивного поведения подростков для родителей и специалистов-психологов, направленная на профилактику и коррекцию отклонений в поведении, реконструкцию полноценных контактов ребенка со сверстниками, гармонизации образа «Я». Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Это определение подчеркивает, что агрессия - это модель поведения, а не эмоция или мотив. Подростковая агрессивность есть комплексное личностное образование, а причинами агрессивного поведения могут быть как психологические (нарушения мотивационной, эмоциональной, волевой или нравственной сферах), так и социально - психологические факторы (дезинтеграция семьи, в том числе в результате её алкоголизации, нарушение эмоциональных связей в системе детско-родительских отношений, особенности стиля воспитания). Исследование агрессивности у детей из алкогольно зависимых семей выявило у них в среднем нормальный индекс враждебности и высокий индекс агрессивности; у детей из семей, в которых не злоупотребляют алкоголем, нормальные индекс враждебности и индекс агрессивности. У детей из алкогольно зависимых семей в большей степени выражены враждебность и агрессивность. Детей с повышенной агрессивностью отличают озлобленность, самоуверенность, несдержанность. Общаясь с ними педагог должен быть подчеркнуто мягок, сдержан, терпелив, своим видом показывать, что прекрасно понимает внутреннее состояние агрессивного подростка: ведь, терроризируя других, он нередко сам страдает от собственной несдержанности. Даже причинив боль другому, утихомирив вспышку своего гнева, он продолжает испытывать чувство досады, неудовлетворённости. Взрослый человек должен почувствовать внутренние переживания ребёнка, помочь ему почувствовать, что его любят, ценят, хотят видеть более сдержанным, великодушным, умеющим владеть собой, что нужно избавляться от плохих поступков. Педагог, работая с детьми с повышенной агрессивностью, должен быть внимателен, прогнозировать действия ребёнка, а также строить свою работу так, чтобы всячески помогать ребёнку в преодолении трудной для него ситуации. Должен обращать внимание на малейшие изменения в поведении, в настроении детей. Необходима также комплексная работа психолога, социального работника и др. с алкогольно зависимой семьёй.

Заключение

Агрессивное поведение у подростков стало актуальной проблемой в последние десятилетия. Его относительная частота и крайние формы проявления, нередко приобретающие патологический характер, обусловлены наблюдаемым в наше время ускорением физического развития и полового созревания. Изучение особенностей подростка с агрессивным поведением позволяет выделить противоречие между необходимостью целенаправленной работы социального работника по коррекции агрессивного поведения подростков и недостаточной теоретической и методической изученностью данного вопроса. По этому существует проблема: Каковы особенности коррекции агрессивного поведения подростков?

На основе данной проблемы была поставлена цель исследования: изучить особенности коррекции агрессивного поведения подростков.

Для достижения цели были решены следующие задачи: раскрыта сущность проблемы агрессивного поведения подростков в психолого-педагогической литературе; раскрыты особенности психосоциального развития подростков с агрессивным поведением; изучены особенности проявления агрессивного поведения подростков; разработаны рекомендации по коррекции агрессивного поведения подростков для родителей, педагогов и специалистов-психологов.

Вероятно, что подростковая агрессивность появляется на свет вместе с рождением ребенка и является естественной реакцией на преграды, мешающие удовлетворению жизненно важных потребностей, реализации «принципа удовольствия». В дальнейшем развитие деткой агрессивности зависит от отношения к ней родителей и ближайших родственников ребенка. Важную роль в формировании агрессивности играет стиль семейного воспитания. Здесь значимо все: от методов поощрения - наказания, стиля руководства ребенком, характера взаимодействия и конгруэнтности педагогических взглядов родителей, нетождественности семейных (воспитательных) сценариев отца и матери и др.

Кроме всего прочего, Существует масса побочных, ситуативных факторов, которые могут стимулировать или провоцировать возникновение агрессии в ребенке. К таким факторам можно отнести присутствие других людей (в особенности значимых, референтных) и их оценка поступков ребенка, способности самого ребенка оценить и понять причины агрессии другого, гностические возможности ребенка и уровень развития его нравственности.

Исследование агрессивного поведения подростков проводилось в три этапа: на первом этапе определяется объект, предмет, задачи исследования, подбирались адекватные методы; на втором этапе осуществлялась психологическая диагностика подростков; на третьем этапе обобщались результаты диагностик и разрабатывались рекомендации по коррекции агрессивного поведения подростков для родителей и специалистов-психологов.

Эмпирическое исследование особенностей проявления агрессивного поведения у подростков проведено при помощи метода психодиагностики - тестирования:

Полученные данные в ходе исследования могут иметь практическую значимость, использоваться в процессе преподавания соответствующих курсов. Большое значение полученные выводы будут иметь для социальных служб, педагогов, психологов, при работе с подростками.

Список литературы

1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М. : «Форум» 2000. - 512 стр.

. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб. : Издательский дом «Питер»2001.-247с.

. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития Вопросы психологии. - 1999. - № 2. - С. 114 - 123.

. Дюркгейм Э. Социология. - Москва. : «Просвещение» 2002.-274с.

. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.-82с.

. Козырев Г. И. Внутриличностные конфликты.социально гуманитарное знание.-1999. : Изд-во «Экслибрис-Пресс»-№ 2.-108с.

. Кон И. С. «Какими они себя видят?» Популярная психология для родителей / Под ред. А.А. Бодалева.-М.,1998.-201-205с.

.Кон И. С. Психология ранней юности.- М.: «Знание»,2000. - 256 стр.

.Кондратьев М.Ю. Социально-ролевая детерминация межличностного восприятия в группах трудновоспитуемых подростков и юношей. - М. : Воронеж, МПСИ, 2005 - 186 стр.

.Леви В.Л. Нестандартный ребёнок. - М.: Юрайт-Издат, 2004 - 237с.

.Левитов Н. Д. Фрустрация как один из видов психологических состояний. М.: Самара: БАХРАХ-М , 2000 - 118с.

.Личко А. Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - СПб.: Медицина,. Изд-во МГУ, 2002 - 256с.

.Лоренц К. Агрессия. - М.: Прогресс ,1999.-129с.

.Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. - М.: Независимая фирма Класс, 2001 - 368 стр.

Маринина Е., Воронов Ю. Подросток в «стае». //Воспитание школьников.-2000.- № 6.- 42c.

.Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. - М., «МЕДпресс», 2000.-92с.

.Мид М. Развитие ребенка.- М.: «Мид М. Культура и мир детства»1999 -

.Можгинский Ю. Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб. : Журнал невропатологии и психиатрии, 2000 -23с.

19.Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики. - М.: учеб. пособие для вузов / В. А. Варывдин, .2001.-320с.

.Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 592с.

21.Мухина В. С. Возрастная психология: феменология развития, детство.-М.: «Просвещение» ,2000

.Нравственность, агрессия, справедливость.// Вопросы психологии.- 1992.- № 2.- 23с.

.Паренс Г. Агрессия наших детей. - М.: «ВЛАДОС»2005-141 стр.

.Платонов К. К. Структура и развитие личности. - М.: «Наука», 1998 - 345стр.

.Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков. Патопсихология. -М.: Институт практической психологии, 1996.-8с.

.Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского.-М.,1990- 310 стр. 27.Психоаналитические термины и понятия / Под ред. Б.Э. Мура, Б. Д. Файна.- М., 2000. 245стр.

.Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д.Карвасарского.- СПб.,2000- 342 стр.

.Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности. //Психологический журнал. - 2000.-№ 5.-18с.

30.Рогов С.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х кн.-М.: «Наука», 2002- 492 стр.

.Семенюк Л. М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявление у детей подросткового возраста.- М.,: МГУ, 2006.- 17с.

. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции.- М.: МГУ, 2002.-32с.

33.Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. - М.: Алетейя СПб, 1997 - С.202-309

.Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.- М.: Фромм Э,2000 -48с.

. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ.-М.: ВЕИП,2002.-71с.

Приложение

Анкета

"Сколько в тебе агрессии?"

. Если я разозлюсь, то могу ударить кого-нибудь. Да Нет (фз)

. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной. Да Нет (СЛ)

. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми. Да. Нет (КС)

. Я требую, чтобы люди уважали мои права. Да. Нет (СЛ)

. Я знаю людей, которые, способны довести меня до драки. Да. Нет (ФЗ)

. Иногда я выражаю гнев тем, что стучу кулаком по столу. Да. Нет (КЗ)

. Я всегда даю сдачи, если меня кто-то ударит. Да. Нет(ФЗ)

. Я могу вспомнить случай, когда был так зол, что хватал первый попавшийся предмет и ломал его. Да Нет (КС)

. Если кто-то раздражает меня, я готов высказать все, что я о нем думаю. Да Нет (СЛ)

Подсчитай количество «Да».Чем их больше, тем больше в тебе агрессии. Из анализа своих утвердительных ответов ты можешь определить, к какой агрессии ты склонен.

Итоги анкетирования (в анкетировании участвовали 68 человек, учащиеся 7б, 7д, 11а, 11в.)

Похожие работы на - Социальная работа с агрессивными подростками в общеобразовательном учреждении

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!