Взаимоотношения между людьми по религии и гражданству

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    82,68 Кб
  • Опубликовано:
    2016-01-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Взаимоотношения между людьми по религии и гражданству

Содержание

Введение

Глава 1. Религия и гражданство в современном обществе

.1 Современное гражданское общество

.2 Религия в рамках светского государства

.3 Светское общество

Глава 2. Место и роль религии в обществе на примере г. Тюмени

.1 Изучение роли религии в обществе на основе общественного мнения г. Тюмени

.2 Результаты исследования и выбора определения места религии в светском обществе

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

В настоящее время по конституции 1993 года (глава 2, статьи 14-19) Российская Федерация является светским государством, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Государство закрепляет равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, пола, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Конституция запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Там, где юридически и фактически Церковь отделена от государства, а школа - от Церкви, участие религии в политике носит обычно еще более опосредованный характер. Здесь соотношение между этими двумя сферами еще более согласуется с нормами морали и демократии. И в наименьшей мере сковывает и компрометирует церковную деятельность. Именно тут религиозные организации обретают большую или меньшую независимость и свободу для осуществления своего духовного предназначения. В таких государствах Церковь содержится прихожанами и преимущественно занята религиозным служением. Обычно она не вмешивается в деятельность государственных и муниципальных учебных заведений и свою религиозно-образовательную деятельность осуществляет через систему приходских и частных школ. Не испытывая прямого давления государственных властей, Церковь заметно свободней и от давления политической конъюнктуры в обществе. Как правило, она деятельно поддерживает гуманитарные акции разного характера.

Уроки прошлого чрезвычайно важны для реформируемой России. В ходе реформ была обеспечена нормализация отношений государства и религии. Упрочилась традиционная для отечественных конфессий их патриотическая позиция. Социологические исследования свидетельствуют, что духовенство и верующие поддерживают демократические преобразования в обществе, удовлетворены обеспеченной свободой вероисповедания и отнюдь не заинтересованы в политизации религиозной жизни.

И все же небывалая политизация общества уже второе десятилетие пронизывает социальные и культурные сферы жизни страны. Общественно-политические течения от анархизма до монархизма представляют сегодня в России сотни партий и политических движений. При этом, пожалуй, каждое из них стремится использовать религиозную карту в своих политических играх, привлечь на свою сторону Церковь и верующих. В этих условиях различным конфессиям особенно трудно остаться в стороне от политических противостояний.

Объект работы - взаимоотношения между людьми.

Предмет работы - религиозное поведение человека.

Цель работы - исследование взаимоотношений между людьми по религии и гражданству.

Задачи:

)        рассмотреть религию и гражданство в современном обществе;

)        изучить место религии в обществе и региональный подход, по мнению жителей г. Тюмени.

Среди исследователей, занимавшихся изучением данной проблемы, выделяются следующие авторы: В.И. Гараджа, К.Н. Костюк, Д. Малышева, М.П. Мчедлов, И.Н. Яблоков и др.

Глава 1. Религия и гражданство в современном обществе

1.1  Современное гражданское общество

В противоположность централизованной государственной системе, в гражданском обществе преобладает принцип прямого делегирования гражданами своих прав выбираемым органам (чиновникам), причем это относится не только к тем, кто от имени граждан принимает законы, но и к тем, кто эти законы исполняет. У чиновника в гражданском обществе нет и не может быть иного начальника, кроме закона и мнения его избирателей.

В гражданском обществе существенно трансформируется роль государственного аппарата. Государство становится специальной силовой организацией, призванной защищать гражданское общество от внешних и внутренних угроз. "От регулярных вооруженных сил и полиции любой страны, - говорит Милтон Фридман, - требуется оградить членов общества от принуждения и насилия, исходящего как извне, так и изнутри общества" Одна из важнейших задач в деле построения и сохранения свободного общества заключается именно в том, чтобы найти способ обеспечить такое положение, когда полномочия применять насилие, предоставленные государству для того, чтобы защитить свободу, остаются в рамках именно этой функции и не могут превратится в угрозу свободе".

В качестве такового государство имеет определенные законом обязанности перед гражданским обществом, но не может и не должно иметь каких-либо особых государственных интересов. Точно так же государство не является и не может являться источником или выразителем общественных или национальных интересов, идеологии. Любая попытка сформировать, провозгласить или реализовать т.н. "государственную" идеологию -- на деле является не более чем стремлением государственной бюрократии или отдельных ее частей подменить общественные интересы собственными групповыми интересами.

Существует ли в России элементы гражданского общества?

Разумеется, существуют, хотя выглядят не слишком презентабельными, а попросту говоря - наполовину бандитскими. Они существуют и действуют, вне зависимости от того, замечают ли их существование либеральные идеологи, везде, где между гражданами и создаваемыми ими организациями складываются отношения, основанные на гражданском праве, обычаях и традициях, общественном самоуправлении.

В российском обществе насчитываются десятки, сотни тысяч таких структур - институтов гражданского общества.

Институтами гражданского общества являются негосударственные хозяйственные организации, в которых граждане объединяют свои средства (имущество) и трудовые усилия для производства и реализации товаров и услуг.

Для регулирования отдельных рынков, выработки правил и стандартов деятельности на этих рынках, защиты интересов бизнеса и организации подготовки и переподготовки профессиональных кадров образуются ассоциации предпринимателей - саморегулируемые организации. Уже сегодня такие организации в соответствии с федеральным законодательством действуют на рынке ценных бумаг, рекламных и оценочных услуг. Созданы и сотни других предпринимательских союзов и ассоциаций для лоббирования интересов их членов.

Жители городов и поселков объединяются для совместного ведения городского хозяйства и использования городской инфраструктуры, образуя органы местного самоуправления.

Граждане России для общественного обсуждения и принятия общепринятых правил и установлений (законов), образования государственных исполнительных и правоохранительных органов, определения объемов их финансирования и контроля за их деятельностью избирают Государственную Думу, законодательные органы областей и республик, Президента и губернаторов.

Важнейшие политические и экономические структуры - политические партии и профессиональные союзы.

Институтом гражданского общества является суд, призванный разрешать возникающие в обществе, а также между обществом и государством, споры и противоречия.

Именно эти общественные структуры, а отнюдь не клубы любителей гольфа, составляют становой хребет современного гражданского общества. Они являются таковыми настолько, насколько образуются свободной волей людей, ставших гражданами по праву рождения и собственному сознательному выбору, независимых от навязанной им силовым путем идеологии, информации и образа действий. И ровно настолько, насколько российский гражданин является не подданным, а тем более не верноподданным, государства, а свободным и равноправным членом сообщества граждан.

Проблемы России не в отсутствии гражданского общества, а в постоянном вторжении государства в процесс его становления и функционирования, в изъятии государством у институтов гражданского общества средств, необходимых им для свободного и результативного развития.

Проблема в том, что российское законодательство не только не препятствует, но прямо предполагает постоянное усиление государственного регулирования экономики, политических и общественных процессов.

Государство - это силовая структура. Поэтому государственное регулирование по определению является регулированием силовым. Государство - это иерархическая, фактически военизированная структура. Государственное регулирование принципиально отличается от регулирования общественного тем, что функцию исполнения законов берут на себя не избранные населением, а назначенные чиновники. Такой чиновник отвечает за свои действия не перед гражданами, а перед поставившим его на должность вышестоящим начальником. С соответственным для граждан эффектом.

Российский вариант государственного регулирования отличается также и тем, что от советских времен унаследована практика ведомственного нормотворчества, т.е. право федеральных и региональных министерств и ведомств не только исполнять законы, но и принимать по собственному разумению подзаконные правовые акты, многие из которых вызывают искреннее удивление у случайно столкнувшихся с ними добропорядочных граждан.

Поэтому по мере "развития" рыночной экономики, принципам которой, как уверяют нас авторы "Русского либерального манифеста", столь привержено наше современное федеративное государство, растет число и влияние бюрократических структур, растет коррупция. Условием успешности бизнеса становятся не только и не столько продвижение продукции на рынок, совершенствование технологии и конструкторских решений, улучшение организации производства и снижение затрат, сколько налаживание "дружеских" связей с администрацией, прокуратурой, таможенным чиновником, райотделом милиции, пожарной или санитарной инспекцией.

Государство по-прежнему сохраняет как прямые, так и косвенные рычаги влияния практически на все, в т.ч. сугубо частные, финансовые потоки. Чиновники заседают в советах директоров важнейших монополий. В руках бюрократии, большая часть коммерческой недвижимости, недра, земельные участки, причем как состав, так и размеры этой собственности несопоставимы с теми, которые необходимы государственным органам для реализации их полномочий. Под контролем государства находятся практически все условия коммерческой деятельности -- регистрация, лицензирование, предоставление производственных помещений и территорий.

Вышеизложенное со всей очевидностью показывает, что либерализация экономики и приватизация государственной собственности проведены достаточно формально. Государство, передав де-юре часть своего имущества в частные руки, осталось его реальным собственником де-факто. Частное предпринимательство не получило реальной свободы и по-прежнему является составной частью бюрократического аппарата.

Российское чиновничество, растеряв к началу 90-х свою силу и сплоченность, пережив распад государства, оплотом которого служило, быстро уяснило, что в условиях рыночного хозяйства оно способно не только сохранить, но и упрочить свои позиции. Оказалось, что распределять общественную собственность, участвовать в перманентном переделе собственности частной, контролировать денежные и товарные потоки столь же выгодно, как и состоять в рядах номенклатуры времен развитого социализма.

Российская бюрократия, отряхнув с ног прах коммунистических догм, отказавшись от практики открытых повседневных репрессий и приобретя внешний европейский лоск, сумела в полной мере сохранить нравы и традиции социалистического государства: неповоротливость и неэффективность, стойкое неуважение к конституции и законам, к правам граждан, равнодушие и продажность.

Наше государство по самой своей сути, по своей внутренней природе остается государством всевластным, государством авторитарным и глубоко антинародным. И это не может быть существенно изменено наличием пары либеральных министров в очередном правительстве.

Характер российского государства может быть изменен только в случае изменения коренных принципов общественного управления - передачи управленческих общественных функций, в той мере в какой эти функции необходимы, институтам гражданского общества.

В современном обществе роль религии противоречива. В историческом прошлом преобладали ее положительные аспекты, но в историческом будущем они сойдут на нет, что приведет к исчезновению религии. Она станет не нужна ни отдельному человеку, ни обществу. Однако, когда наступит это время, через сто или тысячу лет, сейчас сказать невозможно. Роль религии в жизни конкретных людей, обществ и государств неодинакова. Достаточно сравнить двух человек: одного - живущего по законам какой-либо строгой и изолированной секты, а другого - ведущего светский образ жизни и абсолютно индифферентного к религии.

.2 Религия в рамках светского государства

Как известно, гражданство представляет собой закрепленную в Конституции и законодательных актах норму правового статуса личности. В Российской Федерации действует Федеративный закон РФ от 28 ноября 1991 года "О гражданстве" (с последующими изменениями), по которому "Гражданство - есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанных на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека".

В понятии гражданства отметим особо взаимность прав и обязанностей гражданина и государства. Не только гражданство определяет права и обязанности того или иного лица, но и выбор гражданства подчас зависит от того насколько государство соблюдает и защищает права и свободы человека и гражданина. В числе основных гражданских прав и свобод, причем обладающих мощной эмоциональной силой - национальное достоинство, право на использование родного языка, в том числе и обучение на нем, право на развитие национальной культуры, свобода вероисповедания и другие, связанные с этнической или конфессиональной принадлежностью. В условиях реформирования общества и повышения этнонационального самосознания этничность все более проникает в сферу политико-правовых отношений.

В концепции гражданства исследователи выделяют три фундаментальных аспекта: когнитивно-ментальный, психологический и поведенческий. Предметом нашего рассмотрения является гражданская идентичность, понимаемая как чувство принадлежности, а также определяющие ее факторы.

Важным фактором межэтнических отношений в полиэтнических и поликонфессиональных сообществах является религия. В Татарстане, где к верующим (в той или иной степени) отнесли себя 81% татар и 74% русских, влияние религиозного фактора неоднозначно. С одной стороны, являясь фактором внутриэтнической консолидации, он привносит некоторую дистанцированность от других этнических групп, особенно в семейно - родственной сфере. Но одновременно он не только не предполагает враждебности к другим народам, но и способствует межэтнической и межконфессиональной толерантности. Так, среди русских верующие несколько чаще выражали желание, чтобы их дети знали татарский язык (73% против 64% среди неверующих). Верующие татары степень близости с русскими определили выше, чем колеблющиеся. Причем, особенно высокая степень близости была выражена у верующих русских по отношению к мусульманам, равно как у верующих татар по отношению к православным. Религия в Татарстане не стала фактором, дезинтегрирующим общество. По данным исследования "НИК" верующие, как среди татар, так и русских, чаще чем неверующие, идентифицировали себя с татарстанским сообществом.

Материалы исследований свидетельствуют о превалировании в общественном сознании татарстанцев межконфессинальной и межэтнической лояльности. Так, положительное восприятие религии контактируемого этноса доминирует даже у наиболее критической части населения - молодежи республики (69% у татар и 62,5% у русских, отрицательное - соответственно у 3,9% и 5,4%). В условиях национального возрождения нашла поддержку идея необходимости специальных мер для развития как татарской культуры в республике (среди респондентов - горожан 72,2% татар и 39,2% русских считают такие меры необходимыми), так и русской (такой точки зрения придерживаются 47,5% татар и 46% русских) - данные "НИК".

Поскольку Русская Православная Церковь (РПЦ) выражает стремление к «соработничеству» с государством, выделяя, по меньшей мере, 16 сфер его потенциальной реализации, представляется интересным рассмотреть её отношение к принципам отделения религиозных объединений от государства и к его светскому характеру. Ведь это отношение окажет (и уже оказывает) определяющее влияние на характер и содержание «соработничества», определит его конечную направленность.

На первый взгляд, Церковь рассматривает светский характер современного российского государства, равно как и отделение от него всех религиозных объединений в качестве свершившегося и даже позитивного факта. Открывая научную конференцию «Христианство на пороге нового тысячелетия» (2000 г.), Патриарх Алексий II заявил, что его «глубочайшее убеждение» состоит в необходимости отделения Церкви от государства и построения отношений между ними на «невмешательстве Церкви в политическую жизнь и невмешательстве государства в жизнь Церкви».

В принятых на Юбилейном Архиерейском Соборе «Основах социальной концепции РПЦ» (2000 г.) констатируется светский характер большинства современных государств, не связанных религиозными обязательствами, «религиозно-мировоззренческий нейтралитет» государства, нежелание Церкви исполнять государственные функции, равно как и недопустимость вмешательства государства во внутреннюю жизнь Церкви.

Эти корректные формулировки не означают отсутствия проблем при их дальнейшей интерпретации. Секретарь по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей В. Чаплин явно упрощая, на наш взгляд, суть вопроса, полагает, что «стремление навязать людям веру силой светской власти, возложить на РПЦ сугубо государственные функции» проявляют только «маргинальные группировки». Такая точка зрения в 1990-е гг. постоянно находила поддержку среди части епископата, представителей которого вряд ли можно считать церковными маргиналами. Председатель Миссионерского отдела Московского Патриархата архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн предлагает государству «согласиться с тем, что законы, которые оно создаёт, должны создаваться при участии Церкви», и внести «строчку в Конституцию», предусматривающую церковную экспертизу принимаемых законодательных актов. Епископ Владивостокский и Приморский Вениамин призывает государство «вернуть… Церкви ее прежнее положение в обществе, защитить от поруганий».

Конечно, Соборные решения РПЦ, равно как и высказывания Патриарха, Председателя Отдела внешних церковных сношений митрополита Кирилла звучат не столь радикально. Их форма значительно более обтекаема, конкретные предложения обычно завуалированы или вообще отсутствуют, но стремление к предоставлению РПЦ особого статуса и преимуществ проявляется очевидно. В обращении к депутатам Государственной Думы (1997 г.) Архиерейский Собор, указав на огромную роль православия в истории России, принадлежность к РПЦ большинства верующих граждан, подчеркнул, что равноправие религиозных объединений перед законом не означает их «равнозначимости, равновеликости». В связи с этим Собор призвал к законодательному признанию «роли Русской Православной Церкви и других традиционных религий». Под последними РПЦ обычно понимает ислам, буддизм и иудаизм, но ни в коем случае не католицизм и особенно - новые, нетрадиционные религиозные организации.

Поэтому параллельно в данном обращении прозвучал и ещё один призыв - к ограничению деятельности «деструктивных» и «иностранных» религиозных организаций, «зарубежных миссионеров».

Если учесть, что еще в 1994 г. Алексий II высказал сожаление о том, что «в современных условиях государство практически не предпринимает правовых мер, чтобы защитить духовно-культурную идентичность народа», а в 1997 г. назвал «деструктивной» прозелитическую деятельность, направленную не только на «людей, крещеных в Православии» (то есть в том числе - на православных лишь номинально), но и на тех, кто связан с РПЦ «историческими корнями» (надо понимать - неверующих и некрещеных, но русских), то позиция РПЦ становится вполне очевидной. Она достаточно отчетливо призывает государство к отказу от равного отношения ко всем конфессиям, более того - к устранению или, по крайней мере, ограничению деятельности нежелательных конкурентов.

В последнее время стремление РПЦ к тому, чтобы стать «равнее других», равно как и выхолостить содержание принципа светского государства, лишь усиливается. В «Основах социальной концепции», наряду с цитировавшимися выше положениями, также выражается надежда как на «помощь и содействие государства» в осуществлении «общественно значимых программ» РПЦ, в том числе и образовательных, так и на то, что «государство при построении своих отношений с религиозными объединениями будет учитывать количество их последователей, их место в формировании исторического культурного и духовного облика народа, их гражданскую позицию». В то же время игумен Вениамин (Новик) обратил внимание на отсутствие в данном документе упоминания, по контрасту с делавшимися ранее заявлениями, о позитивном значении принципа отделения Церкви от государства. Интересно, что вскоре после окончания Юбилейного Собора Патриарх сделал оставшееся почти незамеченным заявление о том, что «поиск оптимальной модели… церковно-государственных отношений в современной России нельзя считать завершенным».

РПЦ крайне болезненно отреагировала на учреждение в России в феврале 2002 г. четырех католических епархий (вместо действовавших апостольских администратур), считая это проявлением прозелитизма. Церковь содействовала введению государственного образовательного стандарта по специальности «Теология» в светских вузах, а теперь активно лоббирует продвижение в основную программу средних школ курса «Основы православной культуры», который легко может превратиться в слегка завуалированный вариант «Закона Божьего».

Все это в целом означает стремление к достижению такого положения, при котором РПЦ, не будучи управляема государством, не допуская его вмешательства во внутрицерковные дела, в то же время сможет, получив если не де-юре, то де-факто особый статус, с помощью власти решать собственные задачи, например, в области образования, ожидая от нее также «зачистки» конфессионального поля от конкурентов. Стремиться к таким целям, равно как и к «соработничеству» с государством, РПЦ имеет полное право. Представителям же государственной власти, да и обществу в целом следовало бы иметь в виду, что подобные устремления Церкви совершенно не вписываются в рамки Конституции РФ, и на наш взгляд, представляют значительную опасность для поликонфессиональной страны со значительным процентом неверующего населения.

1.3 Светское общество

Светское общество - по Г. Бернзу и Г. Беккеру - общество, характеризующееся готовностью к инновациям, ориентировнное на целесообразную рациональность и инструментальную эффективность действий.

Законодательство светского государства может соответствовать религиозным нормам; «светскость» определяется не наличием противоречий с религиозными установками, а логикой обоснования решений. Например, запрет абортов является светским решением, если это обосновывается общегуманистическими соображениями, а не ссылками на «волю творца». Объявление религиозного праздника выходным днём вполне допустимо в светском государстве с целью создания комфортных условий для верующей части населения (но не в качестве «святого дня»).

В светском государстве каждый человек вправе рассчитывать на то, что он сможет жить, не обращаясь к религиозным институтам. Например, заключение браков и осуществление правосудия должно быть прерогативой государства. В светском государстве последователи всех конфессий равны перед законом.

Конституции РФ в статье 14 устанавливает, что «Россия - светское государство, церковь отделена от государства, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения равны перед, законом. В России действуют разные конфессии (православие, мусульманская религия, буддизм и др.). Каждому гарантированы свобода слова и свобода вероисповедания, право иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

Во всех Конституциях советского периода российской истории неизменно присутствовало положение об «отделении Церкви от государства». В ныне действующей Конституции данный принцип сформулирован более корректно, поскольку речь идет уже не о «Церкви» - специфически христианском институте, а об отделении от государства «религиозных объединений» и его светском характере (ст. 14). Последнее подразумевает не только прямой запрет на установление какой либо религии «в качестве государственной или обязательной» (ст. 14), но и гарантии свободы совести как права «выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст. 28).

Комментарии к Конституции подчеркивают отсутствие необходимости согласования решений органов власти с религиозными объединениями, нейтральность светского государства в сфере свободы верований и убеждений, равного отношения с его стороны ко всем вероисповеданиям и такого же отношения к убеждениям лиц, не исповедующих никакой религии, недопустимость каких-либо преимуществ, равно как и ограничений одних религиозных объединений по сравнению с другими. Хотя данные комментарии были составлены в середине 1990-х гг., Конституция РФ после ее принятия в 1993 г. изменениям не подвергалась, и, следовательно, нет никаких оснований считать их утратившими значение.

Глава 2. Место и роль религии в обществе на примере г. Тюмени

.1 Изучение роли религии в обществе на основе общественного мнения г. Тюмени

Религия - неотъемлемый элемент духовной культуры любого общества, один из важнейших универсальных социальных институтов человечества, оказавший огромное влияние на ход его цивилизационного развития. История и культура не знает ни одного народа, у которого нет веры и религии. Все социальные, культурные и политические институты общества в те или иные периоды своего развития основывались на религиозных верованиях и идеях, вырастали из них, а часто и погибали вместе с ними.

В ХХI в. значительная часть мира, включая Россию, вступила под знаком религиозности. Священное продолжает существовать. Это дает основание некоторым социологам предположить, что религия - это особый феномен, в той или иной форме всегда присутствующий в жизни людей.

Религия получила сегодня возможность вступить в диалог с миром, судьбы которого зависят от нравственной состоятельности человеческого сообщества перед лицом стоящих перед ним глобальных проблем. Такой диалог делает возможным то обстоятельство, что в основе своей культурные ценности, разделяемые большинством современных религий, - это такие общечеловеческие ценности, как любовь, мир, надежда, справедливость. Однако политическая, социальная и культурная направленность конкретных религий и религиозных движений весьма различна.

Социологи отмечают, что возврат к религиозным мировоззрениям - одна из серьезных социальных тенденций конца 20 века. Возрождение религии в России представляет собой попытку понять корни религиозного чувства и приспособить его к современному миру.

Религиозные объединения укрепляют свое влияние на юге области: финансовое, экономическое, идейное. На начало этого года, по данным областного управления Министерства юстиции, здесь насчитывалось более 80 местных мусульманских организаций и примерно столько же организаций РПЦ. Количество местных организаций так называемых “нетрадиционных конфессий” тоже значительно, их материальная база расширяется: культовые здания имеют и различные протестантские направления, и кришнаиты, сравнительно недавно отстроили и отделали свое главное помещение в областном центре свидетели Иеговы.

При логичности действий религиозных объединений, которые, как правило, стремятся вести активную проповедническую деятельность, заметна не совсем логичная и ясная позиция власти и ученых, занимающихся исследованиями религий (религиоведческих центров с “академическим оттенком” в Тюмени, в отличие от Екатеринбурга или Санкт-Петербурга, по-моему, нет).

Быть может, заключенное недавно соглашение между ТГУ и нефтегазовым университетом позволит религиоведам с обеих сторон создать какую-то единую методологическую базу, которая бы помогла в осмыслении религиозных явлений и власти, и духовенству, и СМИ. И мы бы, наконец, перешли от пропаганды-контрпропаганды религиозных течений к их осмысленному, системному изучению. Если религиозные структуры станут более прозрачными для общества и будет понятна выстроенная внутри них иерархия, финансовая основа и идеология, как внешняя, так и внутренняя, угрозы экстремизма и терроризма сведутся к минимуму.

В настоящее время религиозная ситуация в г. Тюмени такова, что практически все религиозные течения развернули бурную деятельность. Появились и масштабно распространяются различные секты. Вообще каждая религия изменяет сознание человека, пребывание же во многих сектах изменяет сознание человека так, что он не способен уже жить нормальной жизнью. Причем сам человек этого не замечает, ему нравится, чего нельзя сказать об окружающих.

При анализе места религии в обществе, степени религиозности как отдельных людей, так и больших и малых групп, общностей нельзя не отметить насколько существенно влияние религии на общество; как религиозность отражается на жизни конкретных индивидов и общества в целом; как уровень религиозности, ее степень и характер проявления, которые являются показателями религиозной ситуации, оказывают влияние на настроение общества и отдельных его составляющих. Все эти показатели порождают необходимость изучения количественных и качественных параметров религии и религиозности.

Поскольку религия играет далеко не последнюю роль, как в мире, в стране, в жизни общества, так и в жизни каждого человека, то она должна быть всесторонне изучена; необходимо постоянно отслеживать изменения в религиозной системе, в религиозном сознании людей; учитывать характер религиозности; давать оценку религиозной ситуации как на региональном, так и на государственном, мировом уровне; выявлять различные закономерности и тенденции религии как социальном явлении; проводить исследования, вести статистические наблюдения относительно религии и религиозности. Целесообразно исследовать параметры религии и религиозности, выраженные количественными и качественными показателями.

Объект исследования: население города Тюмени.

Предмет исследования: мнения, взгляды, отношение жителей г. Тюмени к религии.

Цель исследования: изучить религиозную ситуацию, проанализировать каково место религии в современном обществе.

Задачи:

1.  Проанализировать влияние религии на жизнь человека и на общество в целом;

.    Определить отношение людей к религии;

3.      Дать оценку религиозной ситуации;

4.  Выявить какие факторы стимулируют возрождение религий в современном обществе;

.    Определить степень и характер религиозности среди населения;

.    Рассмотреть функции/дисфункции религии в обществе;

.    Выделить социальную роль религии.

Гипотезы:

1.  Религия оказывает существенное влияние на личность и на общество в целом;

2.      В связи со значительным увеличением числа верующих, религия создаёт определенный настрой в обществе;

.        Современную религиозную ситуацию можно охарактеризовать как религиозное возрождение, для которого свойственно резкое возрастание в общественном сознании престижа религиозных организаций;

.        Огромное влияние оказывают на возрождение и распространение религии политические, экономические, культурные, социальные и многие другие факторы (усиление внимания государства к интересам верующих различных конфессий, учет их потребностей, интересов и мнений во внутренней и внешней политике, свобода религиозной пропаганды и открытость источников религиозный знаний и др.)

.        Параметры религиозности отражают степень и характер религиозности среди населения;

.        Религиозные организации достаточно свободно, баз жесткого государственного контроля выполняют свои религиозные и социальные функции, как в среде верующих, так и в целом обществе.

Метод исследования: стандартизованное интервью.

Выборка: для изучения данной проблемы, исследуем мнения людей, которые проживают в г. Тюмени.

Таблица 1

Объем выборки

Тип выборки

Ед. наблюдения

География

Период проведения

30

не сплошной

респондент

г. Тюмень

май-июнь 2015г.


Теоретическая интерпретация:

Религия - 1. одна из форм общественного сознания - совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения. 2. одно из направлений такого общественного сознания. Мировые религии (буддизм, ислам, христианство).

Функции религии - способы действия религии в обществе (мировоззренческая, регулятивная, интегративная, коммуникативная, компенсаторная).

Социальная роль религии - это система социальных функций религии, присущих ей в определенных исторических условиях.

Структура религии - любой тип религии состоит из следующих элементов: религиозного сознания; религиозной деятельности; религиозных отношений; религиозных организаций и институтов.

Религиозное сознание - система мировоззрения, сложная совокупность верований, символов, ценностей, моральных заповедей, которые содержатся в священных текстах и писаниях.

Религиозная деятельность - практическая и духовная; культовая и внекультовая. Важнейшим видом религиозной деятельности является культ - система особых действий, в которых реализуется вера и поклонение людей сверхъестественному. Разновидности культа: религиозные богослужения, обряды, праздники, паломничества, религиозные пляски и др.

Религиозные отношения - особый вид отношений в духовной сфере общества, которые складываются в соответствии с религиозным сознанием, реализуются и существуют посредством религиозной деятельности; их носителями могут быть индивиды, группы, институты, организации. Религиозные отношения могут иметь разный характер: солидарности, терпимости, нейтралитета, конкуренции, конфликта и борьбы.

Религиозные организации - упорядочивают религиозную деятельность и отношения. Различают 4 основных типа религиозных организаций: церковь, секта, деноминация, культ.

Религиозная ситуация - дает наиболее общую характеристику религиозности исследуемого объекта, в которой в качестве переменной фиксируются 3 характеристики: степень и характер, уровень религиозности - синтезирует качественно - количественную определенность в их единстве и устойчивом сочетании в течение определенного времени, фиксируемую на момент исследования.

Факторная интерпретация


Рис. 1

2.2 Результаты исследования и выбора определения места религии в светском обществе

В результате проведенного исследования была представлена картина религиозной ситуации, определена роль и место религий в современном обществе. Следует отметить, что религия в жизни большинства людей, проживающих в г. Тюмени, играет далеко не последнюю роль; уровень религиозности достаточно высок; при этом характерна толерантность, терпимость, ровные, спокойные религиозные отношения среди верующих, а также высока степень заинтересованности людей в религиозной жизни общества.

По мнению большинства опрошенных одним из основных мотивов веры является: религия как путь к нравственному совершенству (что не мало важно), на втором месте - верования по традиции, т.е. главным мотивом является устойчивый стереотип поведения, который связан с национальными, семейными, бытовыми традициями.

Современную религиозную ситуацию в обществе г. Тюмени можно охарактеризовать как религиозное возрождение, для которого характер на обращение к религиозной культуре, принятие демократического законодательства о свободе совести, значительное увеличение числа верующих, резкое возрастание в общественном сознании престижа религиозных организаций, действующих в городе, возникновение на основе религиозной идеологии политических партий и движений.

Среди факторов, способствовавших кардинальному изменению религиозной ситуации в обществе, можно выделить: свобода религиозной пропаганды и открытость источников религиозных знаний; потребность новых политических властей в поддержке широкими кругами населения; усиление внимания государства к интересам верующих различных конфессий; учет их потребностей, интересов и мнений во внутренней и внешней политике.

Одной из отличительных особенностей современной религиозной ситуации является разнородность и насыщенность конфессионального пространства в г. Тюмени.

В общественном сознании происходит переоценка исторической и современной роли религии и религиозных организаций, рост их престижа, индекса доверия к религиозным организациям в глазах общественного мнения (в первую очередь это касается религиозных организаций Русской Православной Церкви).

Противоречив характер оценок общественным сознанием роли религии и религиозных институтов в общественной и духовной жизни г. Тюмени. Согласно данным исследований, до 3/4 населения страны считает, что религия благотворно влияет на духовный климат в обществе, на нравственность людей. Религиозные организации, в первую очередь - Русская православная церковь, находятся в числе лидеров среди государственных и общественных структур по степени доверия к ним населения. Однако уровень этого доверия за последние годы значительно снизился (как, впрочем, и к другим социальным институтам).

Наблюдается противоречие между повышением уровня религиозности населения и степенью религиозности большинства опрошенньих верующих (силой и глубиной влияния религии на различные сферы человеческой деятельности и религиозной мотивацией индивида в повседневной жизни).

Анализ социально-демографических характеристик верующих показывает, что среди опрошенных верующих в Бога превалируют женщины, довольно высок процент молодежи и лиц с высшим образованием. Уровень материального обеспечения опрошенных верующих и неверующих практически идентичен. Большинство россиян идентифицируют себя с православием (около 60%). Значительная часть населения (около 15%) традиционно исповедует ислам.

Наблюдается высокий уровень религиозной свободы, свободы вероисповедного самовыражения граждан. Религиозные организации достаточно свободно, без жесткого государственного контроля выполняют свои религиозные и социальные функции как в среде верующих, так и в целом в обществе.

Таким образом, религиозность в России в конце XX в. характеризуется повышенным динамизмом, противоречивостью протекающих в ней процессов, непредсказуемостью тенденций ее дальнейшего развития. Будучи существенным фактором общественной и духовной жизни, она не является однако предметом достаточно глубокого и разностороннего научного, в том числе социологического изучения. Именно поэтому социологический анализ религиозной ситуации в обществе является одной из приоритетных задач социологов на современном этапе.


Заключение


Роль религии в жизни конкретных людей, обществ и государств неодинакова. Достаточно сравнить двух человек: одного - живущего по законам какой-либо строгой и изолированной секты, а другого - ведущего светский образ жизни и абсолютно индифферентного к религии. Да и конфессии отнюдь не одинаковы в тех требованиях, которые они предъявляют к человеку в своих правилах поведения и кодексах морали. Религии могут объединять людей либо разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги, призывать к бездействию, покою и созерцанию, способствовать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т.д. Роль религии всегда необходимо рассматривать конкретно как роль данной религии в данном обществе и в определенный период. Ее роль для всего общества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.

В понятии гражданства отметим особо взаимность прав и обязанностей гражданина и государства. Не только гражданство определяет права и обязанности того или иного лица, но и выбор гражданства подчас зависит от того насколько государство соблюдает и защищает права и свободы человека и гражданина. В числе основных гражданских прав и свобод, причем обладающих мощной эмоциональной силой - национальное достоинство, право на использование родного языка, в том числе и обучение на нем, право на развитие национальной культуры, свобода вероисповедания и другие, связанные с этнической или конфессиональной принадлежностью. Во всех Конституциях советского периода российской истории неизменно присутствовало положение об «отделении Церкви от государства». В ныне действующей Конституции данный принцип сформулирован более корректно, поскольку речь идет уже не о «Церкви» - специфически христианском институте, а об отделении от государства «религиозных объединений» и его светском характере.

В настоящее время религиозная ситуация в г. Тюмени такова, что практически все религиозные течения развернули бурную деятельность. Появились и масштабно распространяются различные секты. Вообще каждая религия изменяет сознание человека, пребывание же во многих сектах изменяет сознание человека так, что он не способен уже жить нормальной жизнью. Причем сам человек этого не замечает, ему нравится, чего нельзя сказать об окружающих.

В результате проведенного исследования была представлена картина религиозной ситуации, определена роль и место религий в современном обществе. Следует отметить, что религия в жизни большинства людей, проживающих в г. Тюмени, играет далеко не последнюю роль; уровень религиозности достаточно высок; при этом характерна толерантность, терпимость, ровные, спокойные религиозные отношения среди верующих, а также высока степень заинтересованности людей в религиозной жизни общества. Современную религиозную ситуацию в обществе г. Тюмени можно охарактеризовать как религиозное возрождение, для которого характер на обращение к религиозной культуре, принятие демократического законодательства о свободе совести, значительное увеличение числа верующих, резкое возрастание в общественном сознании престижа религиозных организаций, действующих в городе, возникновение на основе религиозной идеологии политических партий и движений. Наблюдается высокий уровень религиозной свободы, свободы вероисповедного самовыражения граждан. Религиозные организации достаточно свободно, без жесткого государственного контроля выполняют свои религиозные и социальные функции как в среде верующих, так и в целом в обществе.

Список использованной литературы

1.   Конституция Российской Федерации. М.: Акалис, 2015. - 144с.

2.      Андреев Ю.П. и др. Социальные институты. Екб.: Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 84с.

.        Гараджа В.И. Социология религии. М.: Аспект Пресс, 2014. - 239с.

.        Добреньков В.И., Радугин А.А. Методологические вопросы исследования религии. М.: МГУ, 2013. - 189с.

.        Ерасов Г.С. Социальная культурология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 368с.

.        Кимелев Ю.А. Философия религии. М.: Nota Bene, 2015. - 424с.

7.      Костюк К.Н. Православный фундаментализм. // Полис. - 2015. - № 5. - С.43-52.

.        Малышева Д. Религиозный фактор в формировании и эволюции российской общности. // Мировая экономика и международные отношения. - 2015. - №1. - С.64-76.

.        Митрохин Л.Н. Философия религии. М.: Республика, 2013. - 416с.

.        Мчедлов М.П. Религия и современность. М.: Центр, 2012. - 164с.

.        Религия: история и современность. / Под ред. Ш.М. Мунчаева. - М.: Культура и спорт, 2012. - 262с.

.        Религия в истории и культуре. / Под ред. М.Г. Писманика. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 591с.

.        Социология религии: классические подходы. / Под ред. М.П. Гапочки и Ю.А. Кимелева. - М.: Аспект Пресс, 2014. - 220с.

.        Щипков А.В. Во что верит Россия. СПб.: Питер, 2015. - 342с.

.        Яблоков И.Н. Социология религии. М.: Наука, 2011. - 246с.

Приложение

Анкета «Мнения, взгляды, отношение жителей г. Тюмени к религии»

1.      Считаете ли Вы, что религия - один из важнейших универсальных социальных институтов человечества?

а)       Полностью согласен

б)      Отчасти согласен

в)      Не согласен

г)       Затрудняюсь ответить

2.      Разделяете ли Вы мнение, что религия занимает значимое место, играет важную роль в современном обществе?

а)       Полностью поддерживаю

б)      Разделяю, но не полностью

в)      Категорически не согласен

г)       Затрудняюсь ответить

3.      Какое место в Вашей жизни занимает религия?

а)         Значимое, очень важное

б)      Незначительное

в)      Совсем не имеет значение

г)       Затрудняюсь ответить

4.      Считаете ли Вы себя религиозным человеком?

а)                Да, безусловно

б)      В некоторой степени, да

в)      Нет

г)       Не определил еще для себя

5.      Ваше отношение к религиозной вере:

а)       Убежденный верующий

б)      Верующий

в)      Колеблющийся

г)       Неверующий

д)      Убежденный неверующий

6.       К какой конфессии Вы себя причисляете?

а)       Христианство

б)      Ислам

в)      Буддизм

г)       Ни к какой

д)      Другое (что именно)____________________________

7.       Посещаете ли Вы, церковь, мечеть и т.п.?

а)  Да, регулярно

б)      Только по специальным дням (церковные праздники и др.)

в)      Редко

г)       Никогда

8.       Обозначьте стаж принадлежности к конфессии:

а)       1 год и менее

б)      от 1 до 3 лет

в)      от 3 до 5

г)       от 5 до 10 лет

д)      более 10 лет

9.       Оцените степень Вашего участия в религиозной деятельности:

а)       Активное участие во всех ее видах и привлечение других

б)      Участие в основных ее видах

в)      Участие от случая к случаю

г)       Вообще нет участия

10.     Укажите основной мотив Вашей религиозности?

а)       Религия - путь к нравственному совершенству

б)      Верую по традиции

в)      Религия обещает спасение души

г)       Религия дает эмоциональное успокоение, радость

д)      На всякий случай

е)       Религия удовлетворяет запросы ума

11.     Общаетесь ли Вы с представителями других конфессий?

а)       Да

б)      Иногда

в)      Нет, но хотел бы

г)       Нет

12.     Считаете ли Вы, что религиозная толерантность необходима нашему обществу?

а)       Да, безусловно

б)      Скорее нет

в)      Затрудняюсь ответить

13.     Как Вы считаете, должно ли правительство регулировать религиозные отношения, религиозную деятельность?

г)       Да, это необходимо

д)      Скорее, да

е)       Наверно, нет

ж)      Нет

з)       Затрудняюсь ответить

14.     Какова, с Вашей точки зрения, религиозная ситуация в мире:___;

В стране:_________________________________________;

В регионе:_________________________________________.

15.     Укажите источник получения Вами информации о религиозной обстановке, событиях?

а)       Телевидение

б)      Радио

в)      Газеты, журналы

г)       Интернет

д)      Родственники, знакомые

16.     Обозначьте степень влияния средств массовой информации на религиозное настроение в обществе, характер религиозности?

а)       СМИ оказывают огромное влияние

б)      Влияют, но незначительно

в)      Не влияют

г)       Затрудняюсь ответить

17.     Как Вы считаете, какие факторы в большей степени способствует популяризации религий?

а)       Усилившаяся в условиях перехода к рыночной экономике потребность в психологическом утешении, в предсказаниях будущего;

б)      Потребность в возвращении в русло культурно-исторической преемственности развития и национальной самоидентификации;

в)      Свобода религиозной пропаганды и открытость источников религиозных знаний;

г)       Потребность новых политических властей в поддержке широкими кругами населения;

д)      Разрушение сферы социальной помощи, обострившее потребность в духовной и материальной поддержке, в утешении;

е)       Усиление внимания государства к интересам верующих различных конфессий, учет их потребностей, интересов и мнений во внутренней и внешней политике;

ж)      Другое (что именно)______________________________________

18.     На какую сферу Вашей жизнедеятельности в большей степени воздействует религия?

з)       Политическую

и)      Экономическую

к)      Культурную

л)      Социальную

м)      На морально-психологические установки

н)      Другое (что именно)________________________________

Социально - демографический блок

19.     Ваш пол:

а)       Мужской

б)      Женский

20.     Ваш возраст:

в)       от 18 до 25

г)       от 26 до 30

д)      от 31 до 35

е)       от 36 до 40

ж)      от 41 до 45

з)       от 46 до 50

21.     Ваше образование:

а)       Начальное

б)      Неполное среднее

в)      Полное среднее

г)       ПТУ, техникум, колледж

д)      3-4 курса ВУЗа или полное высшее образование

е)       два и более высших образования

22.     Укажите Ваш род занятий:

б)      Служащий

в)      Руководитель, предприниматель

г)       Военнослужащий

д)      Милиция

е)       Пенсионер

ж)      Безработный

з)       Студент, учащийся

и)      Другое (что именно)________________________

23.     Укажите Ваше семейное положение:

а)       Женат (замужем)

б)      Не состою в браке.

Похожие работы на - Взаимоотношения между людьми по религии и гражданству

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!