виртуальный аддикция общение взаимопонимание
К сожалению, виртуальное общение имеет не только преимущества, но и свои недостатки. По мнению Н. Постмана развитие электронной коммуникации влечет за собой изменение человеческих ценностей, моральный дефицит, информация утратила свое значение. Психологи считают, что работа в Интернете имеет антисоциальный характер. В результате общения в сети развивается псевдо идентичность, человек вступает в общение под видом личности, какой он хотел бы быть, но не является на самом деле. Общение принимает торопливый и упрощенный характер.
Следовательно, мы полностью согласны с утверждением Н.Н. Королевой, что виртуальная реальность воспринимается как возможный мир, наделенный смыслом и созданный посредством смыслов.
Опросник "Восприятие Интернета" Е.А. Щепилиной направлен на исследование того, как человек находясь в сети Интернет воспринимает его. Щепилина Е.А. выделяет 12 шкал, по которым определяется восприятие Интернета: принадлежность к сетевой субкультуре; нецеленаправленность поведения; потребность в сенсорной стимуляции; мотивация использования Интернета; изменение состояния сознания в результате использования Интернета; восприятие Интернета как лучшего, предпочтительного по сравнению с реальной жизнью ("уход"); общение; время в Интернете; пространство в Интернете; восприятие Интернета как проективной реальности; одушевлённость Интернета; стремление перенести нормы виртуального мира в реальный.
Таковы результаты опроса на тему "особенности восприятия сети Интернет".
% студентов заметили нецелесообразность поведения.
Они говорят, что используют Интернет без всякой цели, то есть в Интернете они могут делать что захотят без определенной цели.
% учащихся отмечают, что вследствие нахождения в Интернете меняется сознание. Л.С. Выготский говорил, что сознание - это рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя. Нахождение в интернете влечет разделение рефлексии на восприятие реального мира и виртуального.
% опрошенных видят положительные черты в использование сети Интернет, так как они удовлетворяют свои социальные потребности, которые не могут удовлетворить в реальном мире.
% участников исследования отмечают тот факт, что благодаря Интернету она заводят знакомства и общаются с людьми с аналогичными интересами. Они получают удовольствие от такого общения. В Интернете они находят понимание, подтверждение своей значимости и мира в целом. Так же человек может найти в сети единомышленников, которых он не нашел в реальном мире.
% респондентов отметили развлекательную мотивацию. Имеется в виду использование студентами сети Интернет в развлекательных целях, в свободное от повседневной деятельности время.
Познавательная мотивация (38 %) говорит о том, что студенты используют сеть Интернет для поиска информации по учебной деятельности, материала для саморазвития. Они находят информацию, необходимую в данный момент или она интересует их по своей актуальности.
Одушевлённость Интернета отмечают 84 % респондентов, что свидетельствует о том, что студенты считают сеть Интернет "живым существом", то есть Интернет для них является тем же человеком, который находится с ним рядом в реальном мире.
Таким образом, студенты которые не нашли понимание себя другими людьми в реальном мире стремятся найти его в другой действительности, а в рамках данного исследования, в Интернет-среде. Они надеются. Что в этой среде они будут приняты, поняты и выслушаны. Мотивация студентов пребывания в сети Интернет зависит от преобладания той или иной потребности в данный момент его деятельности. Времени проведённому в сети Интернет студенты не придают никакого значения, то есть времени ведётся без учёта контроля. Наблюдается принятие сети Интернет (одушевление) как выполняющую функцию социальной поддержки за счёт коммуникативных связей в сети Интернет.
Список литературы
. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Мотивация пользователей Интернета //Гуманитарные исследования в Интернете - под ред. А.Е. Войскунского М.: Терра-Можайск. 2000. - С. 55-76.
. Егоров А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор) // Аддиктология, - 2005, - № 1. - С. 65-77.
. Зудина У.Ф. Виртуализация общества: две среды одного пользователя. // Архитектон: Известия ВУЗов: электронный журнал. 2009.
. Королева Н.Н. Влияние коммуникации в сети Интернет на личностные особенности пользователей //Известия государственного педагогического университета им. А.И. Герцена № 9, том 4. 2004.
. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. - 1991. - № 1. - С. 8-15.
. Чудова И.В. Особенности образа "Я" "жителя Интернета" // Психологический журнал - 2002. - Т. 22. - № 1. - С. 113-117.