Законодательная метрология и стандартизация

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,95 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Законодательная метрология и стандартизация

Оглавление

Введение

Глава 1. Законодательная метрология

1.1 Метрологическая деятельность

.2 Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений"

Глава 2. Стандартизация

2.1 Правовые основы стандартизации

Заключение

Список литературы

Введение

Стандартизация и метрология являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг. Для всех стран, независимо от зрелости рыночной экономики, актуальна проблема качества. Чтобы стать участником мирового хозяйства и международных экономических отношений необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций.

Стандартизация создает организационно-техническую основу изготовления высококачественной продукции, специализации и кооперирования производства, придает ему свойства самоорганизации.

Стандарт - это образец, эталон, модель принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Как нормативно-технический документ стандарт устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органам. Стандарт является продуктом гражданского общества. В разработку стандартов вовлечено огромное число экспертов, работающих в национальных и международных технических комитетах. Именно они являются основной силой стандартизации.

Сделано по стандарту! Сегодня это лучшая реклама. Стандарт служит доказательной базой безопасности и качества, и многие потребители без долгих раздумий отдают предпочтение той продукции, которая изготовлена по стандарту. Такая продукция вызывает большее и обоснованное доверие. Стандартизация - деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач. Важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению, устранение барьеров в торговле и содействие научно-техническому сотрудничеству. Стандартизация является одним из ключевых факторов, влияющих на модернизацию, технологическое и социально-экономическое развитие России, а также на повышение обороноспособности государства.

Метрология (от греч. metron - мера, logos - учение) - наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности. Предметом метрологии является извлечение количественной информации о свойствах объектов с заданной точностью и достоверностью. Средством метрологии является совокупность измерений и метрологических стандартов, обеспечивающих требуемую точность.

Метрологическая деятельность весьма разнопланова и своеобразна. Ее теоретической основой является наука метрология; собственно процесс деятельности определяется понятием метрологическое обеспечение; а регулирование взаимоотношений в этой деятельности возлагается на государственную функцию - обеспечение единства измерений. Государственная функция требует государственного управления, в свою очередь управление реализуется в определенной системе. Такой системой является национальная система измерений, включающая всех участников измерительного дела - разработчиков, производителей и пользователей средств измерений.

Для достижения единства измерений формируются условия для функционирования «государственной системы обеспечения единства измерений» (ГСИ). Важнейшим звеном этой системы является «законодательная метрология». Формально этот термин обозначает «раздел метрологии, включающий комплексы взаимосвязанных и взаимообусловленных общих правил, требований и норм, а также другие вопросы, нуждающиеся в регламентации и контроле со стороны государства, направленные на обеспечение единства измерений и единообразия средств измерений». С переходом на законодательный принцип управления деятельностью по обеспечению единства измерений заложенное в этот термин смысловое значение несколько расширилось. Сегодня «законодательная метрология» претендует на включение в свой состав всей законодательной основы обеспечения единства измерений, в частности, это - эталоны единиц величин. Явного противоречия при этом не возникает, т.к. вторая половина определения («...другие вопросы, нуждающиеся в регламентации ... со стороны государства...»), естественно, может уточняться. В то же время «...комплексы взаимосвязанных ...общих правил, требований и норм...» по-прежнему составляют традиционную основу «законодательной метрологии».

Стандартизация и метрология неразрывно связаны между собой.

Исследования темы: « Законодательная метрология и стандартизация» даст более полное представление о важности каждого из этих направлений деятельности и их совокупности для становления рыночной экономики в Российской Федерации, развитие ВЭД предприятий и фирм на современной цивилизованной основе.

Целью моей курсовой работы будет раскрытие сущности целей и задач законодательной метрологии и стандартизации.

Задача работы будет заключаться в изучении законодательной стороны метрологии и стандартизации. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Законодательная метрология

1.1 Метрологическая деятельность

Метрологическая деятельность возникла и развивалась как деятельность прикладного характера, поэтому в значительной своей части она естественно участвует в общих рыночных отношениях, однако ее результаты должны отвечать особым требованиям «единства измерений»; в силу этого метрологическая деятельность является предметом правового регулирования, объектом воздействия права. Как известно, право - это система общеобязательных норм, на основе которых складываются определенные отношения - правовые отношения. Эти нормы устанавливаются государством и обеспечиваются его принудительной силой, т.е. Осуществляется правовое регулирование метрологической деятельности. Государственная функция требует государственного управления, в свою очередь управление реализуется в определенной системе. Такой системой является национальная система измерений. Важнейшим звеном этой системы является «законодательная метрология».

Законодательная метрология - раздел метрологии, предметом которого является установление обязательных технических и юридических требований по применению единиц физических величин, эталонов, методов и средств измерений, направленных на обеспечение единства и необходимости точности измерений в интересах общества.(РМГ 29-99). Наличие в метрологии большого числа принципиальных положений, устанавливаемых по соглашению, отличает ее от других естественных наук.

Законодательная метрология как раздел метрологии включает комплексы взаимосвязанных и взаимообусловленных общих правил, требований и норм, а также другие вопросы, нуждающиеся в регламентации и контроле со стороны государства, направленные на обеспечение единства измерений и единообразия средств измерений.

Законодательная метрология является нормативно-правовой основой метрологической деятельности. Современное состояние законодательной метрологии и перспективы ее развития связаны с отказом от всеобъемлющей нормативной регламентации, развитием самостоятельности, предприимчивости и инициативы, использованием высокоэффективных экономических методов управления в условиях перехода к рыночным отношениям.

Общей чертой многих применений метрологии является законодательный аспект, к примеру, когда появляется социальная необходимость защитить и продавца, и покупателя в случае коммерческой передачи товара или оказываемой услуги, или в том случае, когда измерения используются для применения санкций. И хотя детали могут сильно различаться, фактически все страны обеспечивают такую защиту через законодательную систему, и поэтому им необходим Закон по метрологии, который бы трактовал измерения с точки зрения законодательной приемлемости. Кроме того, в виду растущей важности международного аспекта во многих сферах деятельности, включающих измерения, национальный Закон по метрологии должен принимать во внимание глобальный аспект, насколько это возможно. Не следует забывать и о фискальной функции метрологии при сборе налогов в полном объёме (где есть измерения) и при получении государством прибыли от экспорта товаров в полном объёме.

Поскольку Закон является фундаментом законодательной метрологии, в документе достаточно подробно излагается её суть и значение для общества. Национальный закон по метрологии должен быть максимально коротким и простым, с достаточным количеством деталей для национальной политики в сфере измерений, и вместе с тем быть достаточно гибким, чтобы можно было вносить изменения в технологии и процедуры измерений не меняя сам Закон, оставляя детали постановлениям, нормативным документам и прочим актам. Закон по метрологии должен конкретизировать, какие есть в стране потребности связанные с метрологией, но не указывать, как их удовлетворять. Хотя общие потребности всех обществ приводят к множеству общих метрологических понятий, применяемых во многих странах, их терминология может отличаться в разных странах (даже в говорящих на одном языке), и поэтому важно ввести единый словарь для применения в Законе по метрологии. Все аспекты метрологии являются важнейшими элементами национальной инфраструктуры качества, в которую включены как государственные, так и частные организации. Именно поэтому мы сравниваем метрологию с воздухом, который не замечается, когда он есть.

Законодательная метрология - это деятельность в области измерений и процедуры использования структуры регулирующих органов и органов правоприменения в метрологии. Она включает все виды деятельности, на которые распространяются установленные в законодательном порядке требования к измерениям, единицам измерения, средствам измерений или системам и методам измерений; эти виды деятельности, осуществляемые органами государственной власти или от их имени, направлены на обеспечение соответствующего уровня доверия к результатам измерений, полученным в сфере, регулируемой государством. Законодательная метрология использует все достижения метрологии для получения соответствующих опорных эталонов и прослеживаемости и может касаться любой измеряемой величины через средства метрологии.

Законодательная метрология распространяется не только на торгующие стороны, но применяется также и для защиты отдельных лиц и общества в целом (например, для соблюдения законности, при измерениях в области здравоохранения и безопасности). Официальные органы власти должны уделять специальное внимание результатам измерений и опираться на эти результаты, особенно в тех случаях, когда при оценке результатов измерений возникает конфликт интересов и, следовательно, требуется вмешательство беспристрастного судьи. Необходимость законодательной метрологии особенно очевидна в тех случаях, когда участники рынка не организованы и/или недостаточно компетентны, либо их деятельность не достаточно сбалансирована. Законодательная метрология обычно включает положения, касающиеся единиц измерения, результатов измерений (например, применительно к стасованным товарам в упаковках), средств и систем измерений. Этими положениями охватываются законодательные обязательства, относящиеся к результатам измерений и средствам измерений, а также к законодательному контролю, осуществляемому Правительством или по его поручению.

Купля и продажа товаров и услуг включают взвешивание или измерение количества и/или качества продуктов, а также фасованных товаров в упаковках с указанием массы, количества или объема содержимого, равно как и измерения при оказании услуг (например, измерение времени, расстояния). Области регулируемой ответственности Правительства распространяются также на законы в области здравоохранения, безопасности и охраны окружающей среды. Несмотря на то, что эти функции различаются по своей природе, общее у них то, что соответствие закону зависит от результатов измерений. Следовательно, процесс измерений напрямую относится к сфере интересов Правительства. Обеспечение этой деятельности законами и регламентами, осуществление контроля за измерениями посредством надзора за рынком, развитие и обеспечение инфраструктуры, способной поддерживать точность этих измерений (например, на основе прослеживаемости), играет важную роль в работе Правительства.

Область применения правил законодательной метрологии (например, о видах измерений и типах средств измерений или систем, являющихся объектами законодательных требований) будет зависеть от тех рынков, которые важны для экономики, от категорий пользователей, которые Правительство считает необходимым защитить, и от способности этих пользователей защитить себя от злоупотреблений.

Законодательная метрология включает четыре основных вида деятельности:

установление законодательных требований;

контроль/оценка соответствия этим требованиям товаров и видов деятельности, подлежащих регулированию;

надзор за товарами и видами деятельности, подлежащих регулированию;

обеспечение необходимой инфраструктуры для получения достоверных результатов измерений.

С 26.06.2008 законодательная власть России ввела в действие Закон Российской Федерации № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», который стал актом, обладающим высшей юридической силой в сферах измерительного дела. Он установил правовое регулирование наиболее важных отношений. В этих условиях конкретизация основных положений Закона возлагается на акты правотворчества - подзаконные акты или нормативные документы законодательной метрологии. В соответствии с положениями юриспруденции эти документы являются актами органов исполнительной власти. Закон установил, что таким органом является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии входит в систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и находится в ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Оно образовано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти".Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии. До внесения изменений в законодательные акты Российской Федерации Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений, а также функции по государственному метрологическому контролю и надзору. Федеральное агентство осуществляет также контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии ведет свою деятельность в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и через подведомственные организации.Ранее Госстандарт России разработал и ввел в действие около сорока нормативных документов по обеспечению единства измерений. Новое типовое положение о метрологической службе представляет ПР 50-732-93 «ГСИ. Типовое положение о метрологической службе государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц». В условиях рыночных отношений весьма полезны правила ПР 50.2.015-02 «ГСИ. Порядок определения стоимости (цены) метрологических работ». Требования к головным и базовым организациям по метрологии, а также установление их компетентности регламентируются ПР 50.2.008-94 «ГСИ. Порядок аккредитации головных и базовых организаций метрологических служб государственных органов управления Российской Федерации и объединений юридических лиц.Ранее проводившиеся государственные испытания средств измерений заменены испытаниями с целью утверждения типа; их новый порядок установлен в: ПР 50.2.009-94 «ГСИ. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерений», МИ 2146-98 «ГСИ. Порядок разработки и содержание программ испытаний средств измерений для целей утверждения их типа», ПР 50.2.010-94 «ГСИ. Требования к государственным центрам испытаний и порядок их аккредитации», ПР 50.2.011-94 «ГСИ. Порядок ведения Государственного Реестра средств измерений».

Для упорядочения деятельности по калибровке средств измерений Госстандарт России создал «Российскую систему калибровки», ее документы: ПР 50.2.017-95 «ГСИ. Положение о Российской системе калибровки», ПР 50.2.016-94 «ГСИ. Требования к выполнению калибровочных работ», ПР 50.2.018-95 «ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право проведения калибровочных работ», Р РСК 001-95 «РСК. Типовое положение о калибровочной лаборатории», ПР РСК 002-95 «РСК. Калибровочные клейма».

С 1 июля 1997 г. введен новый ГОСТ Р 8.563-96 «ГСИ. Методики выполнения измерений», ПР 50.2.013-97 «ГСИ. Порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право аттестации методик выполнения измерений и проведения метрологической экспертизы документов». Определенные виды метрологической деятельности в соответствии с Законом требуют лицензирования. Надзор за метрологической деятельностью, выполнением метрологических правил и норм осуществляется в соответствии с ПР 50.2.002-94 «ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм», ПР 50.2.003-94 «ГСИ. Порядок осуществления государственного надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций», ПР 50.2.004-94 «ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже», МИ 2304-94 «ГСИ. Метрологический контроль и надзор, осуществляемые метрологическими службами юридических лиц».

Кроме перечисленных документов разработан ряд рекомендательных материалов: МИ 2357-95 «ГСИ. Порядок разработки и реализации программ метрологического обеспечения отраслей народного хозяйства, важнейших научно-технических проблем»; МИ 2240-92 «ГСИ. Анализ состояния измерений, контроля и испытаний на предприятии, в организации, объединении. Методика и порядок проведения работ»; МИ 2386-96 «ГСИ. Анализ состояния измерений, контроля и испытаний в центрах (лабораториях), осуществляющих сертификацию продукции и услуг. Методика проведения работ»; МИ 2427-97 «ГСИ. Оценка состояния измерений в испытательных и измерительных лабораториях».

В условиях законодательного принципа управления метрологической деятельностью целесообразно изучить также Временные методические указания «ГСИ. Применение юридических санкций за нарушение метрологических правил и норм, а также Р 50.1.009-96 «Рекомендации по стандартизации. Порядок рассмотрения органами Госстандарта России дел об административных правонарушениях».

Анализ: Законодательная метрология охватывает все стороны метрологической деятельности: от международного уровня до уровня руководства отдельными предприятиями и их подразделениями.

Поскольку конечной целью законодательной метрологии является обеспечение доверия к результатам измерений с помощью законодательных предписаний для защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений, то потребности и требования к результатам измерений должны рассматриваться до установления потребностей и требований к средствам измерений.

.2 Федеральный Закон «Об обеспечении единства измерений»

В 1993 г. принят Закон РФ «Об обеспечении единства измерений». До того по существу не было законодательных норм в области метрологии. Правовые нормы устанавливались постановлениями Правительства. По сравнению с положениями этих постановлений Закон установил немало нововведений - от терминологии до лицензирования метрологической деятельности в стране. Установлено четкое разделение функций государственного метрологического контроля и государственного метрологического надзора; пересмотрены правила калибровки, введена добровольная сертификация средств измерений и др.

Со дня вступления в силу Федерального Закона №102 - ФЗ от 26 июня 2008 года «Об обеспечении единства измерений» признан утратившим силу Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 года N 4871-1 "Об обеспечении единства измерений" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 23, ст. 811).

С того времени в закон ФЗ-102 «Об обеспечении единства измерений» были внесены ряд изменений (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 30.11.2011 N 347-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 02.12.2013 N 338-ФЗ, от 23.06.2014 N 160-ФЗ).

На сегодняшний день подготовлена редакция документа с изменениями (ФЗ N 254-21 июля 2014 года), не вступившими в силу (Постановление от 1 июля 2014 г. N 4673-6 ГД О Федеральном законе "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений " Проект № 297822-6).

Целями настоящего Федерального закона являются:

) установление правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации;

) защита прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;

) обеспечение потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности;

) содействие развитию экономики Российской Федерации и научно-техническому прогрессу.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.

Анализ: Метрология относится к такой сфере деятельности, в которой основные положения обязательно должны быть закреплены именно законом, принимаемым высшим законодательным органом страны.

Глава 2. Стандартизация

2.1 Правовые основы стандартизации

Термин «стандартизация» представляет «деятельность, направленную на достижение оптимальной степени упорядочения, в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач» (ISO/IEC GUIDE2 : 1996; ГОСТ Р 1.0-92).

Закон РФ от 10.06.1993 года «О стандартизации» утратил силу по истечении шести месяцев со дня официального опубликования ФЗ от 27.12.2002 года №184 ФЗ «О техническом регулировании».

В России современная стандартизация регулируется ФЗ №184 от 27.12.2002 «О техническом регулировании» (ред. от 23.06.2014) (с изм. и доп.).

Приборная продукция занимает особое положение. СИ участвуют в измерениях, контроле, диагностике, испытаниях; позволяют получить информацию о качестве товаров и услуг, информацию о состоянии технологических процессов, что в свою очередь используется в процессах автоматизации и управления. Т.е., приборная продукция, будучи сама рыночным товаром, позволяет оценить другие товары и услуги. Использование СИ в качестве средств оценки накладывает на них специфическое требование по достоверности получаемой информации, т.к. ее дальнейшее использование влияет не только на технические, но и экономические аспекты.

Национальным органом РФ по стандартизации является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения». Новые задачи, вставшие перед стандартизацией в контексте необходимости инновационного развития страны, модернизации экономики, повышения качества жизни, охраны окружающей среды, образования Таможенного союза, расширения внешнеэкономической деятельности и вступления Российской Федерации в ВТО, обусловили необходимость разработки новой Концепции развития национальной системы стандартизации. Одобренная распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2012 года № 1762-р. Концепция положена в основу проекта Федерального закона № 555391-6 «О стандартизации в Российской Федерации», который в настоящий момент готовится к первому чтению в Госдуме РФ. В законопроекте отражены положения, определяющие структуру национальной системы стандартизации и ее основные понятия, функции участников, государственную политику в области стандартизации, вопросы планирования и разработки национальных стандартов, приоритетное применение национальных стандартов при решении социально экономических задач и др.

Основные новеллы законопроекта:

·создание основанной на международной терминологии государственной политики в сфере стандартизации;

·включение проектных технических комитетов в структуру национальной системы стандартизации;

·введение технических условий в состав документов по стандартизации;

·использование ссылок на национальные стандарты в нормативных правовых актах;

·создание стандартов по конкретным отраслям промышленности.

В ходе публичных обсуждений законопроекта было предложено более 800 поправок, около половины которых приняты. Его продвижение поддержано промышленностью, бизнесом, экспертным сообществом Закон «О стандартизации в Российской Федерации» станет инструментом для раскручивания «маховика» отечественной промышленности А.В. Абрамов, Руководитель Росстандарта.

«Законопроект направлен, в том числе, на усиление роли стандартизации для технического переоснащения и модернизации производства, внедрения инновационных технологий, приведение национального законодательства в соответствие с Соглашением Всемирной торговой организации по техническим барьерам, - Практическая польза нового закона заключается в повышении конкурентоспособности отечественных товаров на зарубежных рынках за счет обеспечения высокого качества продукции, работ и услуг. Это серьезный ресурс социально-экономического развития и формирования инновационного потенциала страны, использование которого имеет важное значение для обороны и безопасности государства в условиях сложившейся политической конъюнктуры».

Глеб Никитин, Первый заместитель Министра промышленности и торговли РФ: "Стандарт является продуктом гражданского общества. В разработку стандартов вовлечено огромное число экспертов, работающих в национальных и международных технических комитетах.

Именно они являются основной силой стандартизации"

Принципы стандартизации:

·добровольное применение стандартов;

·максимальный учет при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

·применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

·недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации;

·недопустимость установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

·обеспечение условий для единообразного применения стандартов.

Задача национальной системы стандартизации по повышение эффективности регулирования экономики решается на национальном уровне:

·Формирование доказательной базы технических регламентов

·Содействие инновационному развитию экономики

·Гармонизация с международными (региональными) стандартами

на региональном уровне:

·Формирование доказательной базы технических регламентов таможенного союза

·Содействие региональной интеграции (Таможенный союз, СНГ)

·Развитие межгосударственной стандартизации

на международном уровне:

·Обеспечение интеграции экономики России с европейской и мировой экономикой, в т.ч. обеспечение вступления России в ВТО

·Обеспечение активного участие в работе международных организаций по стандартизации.

А.А. Аузан, д.э.н., профессор, член Экономического совета при Президенте РФ: «Вопрос о стандартах - это вопрос культуры, и успешность экономики страны прямо связана с пониманием в ней ценности стандарта»

Из доклада «Институциональные возможности улучшения делового климата» Документы в области стандартизации, используемые на территории РФ:

·национальные стандарты; правила стандартизации,

·нормы и рекомендации в области стандартизации; применяемые в установленном порядке классификации,

·общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

·стандарты организаций;

·своды правил

Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации.

Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" на Агентство возложены функции национального органа Российской Федерации по стандартизации. Национальный орган по стандартизации наделен правом разрабатывать и утверждать программу разработки национальных стандартов, а также порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации.

·П.Б. Шелищ, Председатель Союза потребителей РФ : «Стандарты в инновационной сфере - это индикатор ее зрелости, они должны стать частью культуры промышленной и экономической». При подаче заявок для формирования программы разработки национальных стандартов технические комитеты по стандартизации руководствуются федеральным законом «О техническом регулировании» (глава 3), Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и Перечнем критических технологий Российской Федерации.

Постановление Госстандарта Российской Федерации от 30 января 2004 г. № 4 "О национальных стандартах Российской Федерации", признало национальными стандартами действующие государственные и межгосударственные стандарты, введенные в действие до 1 июля 2003 г. для применения в Российской Федерации.

В соответствии с этим же постановлением до вступления в силу вновь разработанных соответствующих правил, норм и рекомендаций по стандартизации признано целесообразным сохранить для действующих государственных и межгосударственных стандартов и разрабатываемых национальных стандартов условные обозначения "ГОСТ" и "ГОСТ Р".В ЕС и США стандарты являются основным аргументом доказательной базы в нормативно правовых отношениях.

Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области установлен постановлениями Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 г. № 677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области». Принятие, введение в действие общероссийских классификаторов, а также межведомственная координация работ по их проведению возложена на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Разработка общероссийских классификаторов обеспечивается федеральными органами исполнительной власти и осуществляется по согласованию с Минпромторгом России, Росстандартом, Росстатом и Минэкономразвития России.

Достижения российской стандартизации последних лет. Признание в России национальных стандартов как незыблемой основы для соблюдения требований технических регламентов

·Ежегодный устойчивый прирост числа разрабатываемых стандартов

·Активизация вовлечения в деятельность по стандартизации государственных организаций и бизнес-сообщества

·Уверенное лидерство в разработке межгосударственных стандартов ГОСТ (более 95%)

·Активизация участия России в ИСО/МЭК и продвижение русского языка в ИСО/МЭК

·Подписание соглашения с СЕН/СЕНЕЛЕК

Проблемы, требующие дальнейшего решения

·Недостаточна мотивация разработки и применения стандартов

·Недостаточно проработан механизм взаимоувязки правовых норм и стандартов

·Законодательно не прописан механизм ссылки на стандарты

·Требуют уточнения отдельные аспекты организационной структуры стандартизации (статус, полномочия и ответственность ТК, экспертов и др.)

·Требует уточнения принцип добровольности применения стандартов

По мнению экспертов, решение обозначенных проблем должна дать новая редакция Концепции развития национальной системы стандартизации, а законодательно закрепить принятие ФЗ «О стандартизации». Почему нельзя удовлетвориться ФЗ «О техническом регулировании»? Национальная система стандартизации и система технического регулирования отличаются между собой по сфере регулирования, целям, принципам, участию государства, перечню документов систем, составу и роли участников, механизмам функционирования, формам международной деятельности.

Роль стандартизации и задачи, которые она решает, шире области технического регулирования.

Это и социально экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические меры, меры в области охраны труда, профилактики заболеваний человека, оказания медицинской помощи, а также охрану почвы, атмосферного воздуха, водных объектов. Предметом регулирования Закона «О стандартизации» должны стать правоотношения, возникающие при осуществлении деятельности по стандартизации: задачи и принципы государственного управления в сфере стандартизации, полномочия федеральных органов исполнительной власти и других участников деятельности по стандартизации, структура национальной системы стандартизации, организация разработки документов по стандартизации, издание, распространение и применение документов по стандартизации, формы международного сотрудничества в области стандартизации. Объекты сферы стандартизации: продукция, услуги, работы, процессы, системы менеджмента, персонал, терминология, маркировка, информация и др.

Национальная система стандартизации является базой, на которую опираются: система технического регулирования, а также системы регламентации промышленной безопасности, ядерной и радиационной безопасности, экологической безопасности, система административного и муниципального управления, система поддержки государственной социально-экономической политики, включающая развитие качества и конкурентоспособности продукции, работ и услуг, управление социальной сферой, охрану труда и здоровья, сбережение ресурсов, системы управления отраслями экономики, системы обеспечения обороноспособности и мобилизационной готовности к ЧС.

На основе Закона «О стандартизации» должна быть выработана государственная или национальная политика, регулирующая деятельность в сфере стандартизации. Политики (стратегии) в сфере стандартизации публично провозглашены в целом ряде развитых стран, в том числе США, Японии, Франции, а также Европейской экономической комиссией (ЕЭК).

Основными направлениями государственной политики в сфере стандартизации должны стать: мотивирование развития стандартизации в приоритетных для государства и общества областях использование стандартизации для целей: госзакупок, обеспечения обороноспособности и мобилизационной готовности; использование стандартизации для обеспечения качества, безопасности для человека и окружающей среды; развитие стандартизации как инструмента, альтернативного законодательному регулированию, в целях снижения административного давления.

Проект Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» 8 октября 2014 года был одобрен профильным комитетом ГД по промышленности к первому чтению и готовится к рассмотрению в нижней палате парламента.

Анализ: Трудно переоценить значение современной стандартизации для разработчиков, производителей и пользователей приборной продукции. Это - установление и подтверждение функциональных характеристик средств измерений (СИ), их безопасность для человека, технологических процессов и производств, взаимозаменяемость и совместимость.

За последние годы отечественное приборостроение активно адаптируется к развивающимся рыночным отношениям, действующее законодательство дало значительные свободы участникам этого процесса.

стандартизация метрология закон

Заключение

В результате проведенного исследования мы получили полное представление о важности таких видов деятельности как законодательная метрология и стандартизация и их совокупности для становления рыночной экономики в Российской Федерации.

После определения основных видов деятельности законодательной метрологии, пожалуй, один из главных выводов, что никакая величина не может быть правильно и единообразно измерена без метрологии и без метрологической инфраструктуры.

Трудно переоценить значение современной стандартизации. Национальная система стандартизации является базой, на которую опираются: система технического регулирования, а также системы регламентации промышленной безопасности, ядерной и радиационной безопасности, экологической безопасности, система административного и муниципального управления, система поддержки государственной социально-экономической политики, включающая развитие качества и конкурентоспособности продукции, работ и услуг, управление социальной сферой, охрану труда и здоровья, сбережение ресурсов, системы управления отраслями экономики, системы обеспечения обороноспособности и мобилизационной готовности к ЧС.

На сегодняшний день имеются проблемы в сфере стандартизации требующие дальнейшего решения. По мнению экспертов, их решением должна стать новая редакция Концепции развития национальной системы стандартизации, а законодательно закрепить принятие ФЗ «О стандартизации». Почему нельзя удовлетвориться ФЗ «О техническом регулировании»? Национальная система стандартизации и система технического регулирования отличаются между собой по сфере регулирования, целям, принципам, участию государства, перечню документов систем, составу и роли участников, механизмам функционирования, формам международной деятельности. Роль стандартизации и задачи, которые она решает, шире области технического регулирования. Это и социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические меры, меры в области охраны труда, профилактики заболеваний человека, оказания медицинской помощи, а также охрану почвы, атмосферного воздуха, водных объектов.

Предметом регулирования Закона «О стандартизации» должны стать правоотношения, возникающие при осуществлении деятельности по стандартизации: задачи и принципы государственного управления в сфере стандартизации, полномочия федеральных органов исполнительной власти и других участников деятельности по стандартизации, структура национальной системы стандартизации, организация разработки документов по стандартизации, издание, распространение и применение документов по стандартизации, формы международного сотрудничества в области стандартизации. Объекты сферы стандартизации: продукция, услуги, работы, процессы, системы менеджмента, персонал, терминология, маркировка, информация др.

Список литературы

1.Ю.Е. Лукашов, В.А. Сковородников "Менять ли парадигму закона?"

2.Лукашов Ю.Е., "Об изменениях, внесенных в Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений" и их возможных последствиях"

.М.Г. Абросимов, A.M. Блюменцев, B.C. Симаков, А.В. Стакло, Размышления о законе "Об обеспечении единства измерений" и его применении в геологической отрасли

.Исаев Л.К. "О международном документе МОЗМ D1. "Основные положения для закона по метрологии"

.Официальный сайт ФБУ "РОСТЕСТ-МОСКВА"

Похожие работы на - Законодательная метрология и стандартизация

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!