Правовые основы метрологии, стандартизации, сертификации
КЕМЕРОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Контрольная
работа
Правовые
основы метрологии, стандартизации, сертификации
Кемерово-2009
Содержание
Введение
1. Предмет, задачи и структура дисциплины «правовые
основы метрологии, стандартизации, сертификации»
2. Принципы стандартизации: определение группы
(научные и организационные) – краткая характеристика отдельных принципов
Заключение
Список литературы
Введение
Проблема обеспечения
качества продукции носит в современном мире универсальный характер. От того,
насколько успешно она решается, зависит многое в развитии любой отрасли. Однако
показатели качества, а также проблемы, связанные с выпуском качественной
продукции, специфичны для каждой отрасли.
В настоящий момент понятие
качества как категории нормировано и определяется стандартами.
Стандарт - нормативный
документ, разработанный на основе соглашения большинства заинтересованных
сторон и принятый признанным органом или утвержденный предприятием, в котором
устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие
принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов
стандартизации, и который направлен на достижение оптимальной степени
упорядочения в определенной области.
Механическое
перенесение зарубежного опыта в отечественные условия невозможно, но
специалистам необходимо знать его и иметь достаточно широкий кругозор, чтобы
творчески подходить к выработке и принятию новых прогрессивных решений,
позволяющих производить продукцию, услуг реализовать их в стране или за рубежом
на должном уровне. Это касается не только работников производственной сферы.
Знания в области
стандартизации и сертификации в одинаковой степени важны для менеджеров,
маркетологов и других специалистов, которые могут использовать возможности и преимущества
стандартизации и сертификации в качестве весомых составляющих
конкурентоспособности товара.
1.
Предмет, задачи и структура дисциплины «Правовые основы метрологии,
стандартизации, сертификации»
Стандартизация,
сертификация и метрология в том виде, как это было в плановой экономике, не
только не вписывались в новые условия работы, но и тормозили интеграции нашей
страны в цивилизованное экономическое пространство.
Основная цель
дисциплины «Правовые основы метрологии, стандартизации, сертификации»:
- дать будущим
специалистам теоретические основы и практические рекомендации по организации
планирования качества продукции и услуг на предприятиях и в организациях,
ознакомить с новыми методами и принципами стандартизации продукции и услуг,
ознакомить с основными метрологическими методами получения и обработки
измерительной информации, ознакомить с основными требования к испытательным
лабораториям и порядком их аккредитации.
- в формировании у
будущих специалистов системы знаний про способы выбора и разработки показателей
качества для промышленности услуг;
- в выяснении роли и
места стандартизации в общей системе управления экономикой;
- в освоении методов
получения достоверной измерительной информации и правильном ее использовании;
- в изучении идет
сертификация как важнейшего механизма управления качества;
- в получении знаний
теоретических основ в области обеспечения качества и управлении качеством
продукции (УКП);
- возможность получения
практических рекомендаций по обеспечению эффективного функционирования и
усовершенствования систем качества;
- в умении знакомства с
современной практикой поставщиков и заказчиков в области качества и основных
нормативных документов по правовым вопросам в области качества;
- в выяснении
возможностей организации и эффективного функционирования систем качества при
проектировании производства, эксплуатации продукции и оказании услуг.
В «Основах метрологии»
будут рассмотрены законодательные основы метрологической деятельности,
измерения как объект метрологии, роль и значение достижения единства измерений
в международных экономических и научно-технических связях, а деятельность по
метрологии в зарубежных странах.
В разделе «Основы
стандартизации» предлагается изучить правовые, организационные и
методологические основы стандартизации на разных уровнях. Будет уделено
внимание на нововведениях в национальную систему стандартизации, роли
стандартизации в развитии ВЭД отечественных фирм и предприятий, применении
международных стандартов. Стандартизация рассматривается в различных областях,
что дает представление о ее широком распространении и необходимости применения
как для повышения эффективности деятельности, так и взаимопонимания с
зарубежными партнерами и агентами.
«Основы сертификации»
посвящается организационно-методическим и правовым причинам сертификации в
государстве и других странах. Непосредственно с сертификацией связаны вопросы
аккредитации, относящиеся и к органам по сертификации, и к испытательным
лабораториям. Предполагается рассмотреть создание в стране системы
аккредитации, изучить актуальность области сертификации.
Стандартизация,
сертификация и метрология неразрывно связаны между собой. Изучение их в одном
учебном курсе дает более полное представление о важности каждого из этих
направлений деятельности и их совокупности для становления рыночной экономики в
Российской Федерации, развитие ВЭД предприятий и фирм на современной
цивилизованной основе.
Основные термины:
1.
Аккредитация
– процедура признания выполнения испытательной лабораторией или органом по
сертификации конкретных работ в заявленной области.
2.
Доаккретизация
– расширение области аккредитации какой-либо организации.
3.
Критерии
аккредитации – требования, которые должна отвечать организация, чтобы быть
аккредитованной.
4.
Аттестация
организации – проверка организации с целью ее соответствия критериям
аккредитации.
5.
Нотификация
– официальное уведомление, по какому-либо международному вопросу.
6.
Омологация
- официальное утверждение, приемка.
7.
Петля
качества – схематическая модель взаимосвязанных видов деятельности, влияющих на
качество продукции (услуги) на всех стадиях ее жизненного цикла – от
определения потребности до проектирования утилизации.
9.
Тезаурус
– словарь, в котором предоставлены термины с примерами их употребления.
2.
Принципы стандартизации: определение, группы (научные и организационные)
Стандарты бывают
международными, региональными, национальными, административно-территориальными.
Стандартизация
осуществляется на разных уровнях. Уровень стандартизации различается в
зависимости от того, участники какого географического, экономического,
политического региона мира принимают стандарт. Если участие в стандартизации
открыто для соответствующих органов любой страны, то это международная
стандартизация.
Стандартизация
обеспечивает повышение уровня безопасности и конкурентоспособности продукции,
способствует научно-техническому прогрессу, ресурсосбережению, технической и
информационной совместимости, а также принципам взаимозаменяемости.
Стандартизация является
важнейшим механизмом устранения технических барьеров в международной торговле.
Научные принципы:
эффективность, динамичность, комплектность, взаимовыгодность, перспективность,
обязательность.
Организационные
принципы: экономичность, применимость, совместимость,
взаимозаменяемость, безопасность, охрана окружающей среды.
Принцип охраны
окружающей среды применяется в
стандартизации отношений в системе природа–общество на территории государства,
особенно в жизнеобеспечивающих циклах (производство – потребление – утилизация отходов).
Рассмотрим в этом аспекте проблемы стандартизации в основном звене
взаимодействия человека и общества с природой в процессе природопользования
объектов, отраслей и территории государства.
Фундаментальные
принципы Рио-де-жанейрской декларации стали критериями разработки стратегий
устойчивого развития общества и экологического управления рынком (МС ИСО серии
14000). Мировым сообществом признано, что социальные отношения общества должны
учитывать законы экологического пространства биосферы Земли: таково
стратегическое условие устойчивости развития цивилизации.
Согласно статье 12
Закона РФ «О техническом регулировании», стандартизация осуществляется в
соответствии с принципами:
* добровольного
применения стандартов;
* максимального учета
при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
* применения
международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за
исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие
несоответствия требований международных стандартов климатическим и
географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или)
технологическим особенностям или по иным основаниям, либо Российская Федерация
в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия
международного стандарта или отдельного его положения;
* недопустимости
создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и
оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения
целей, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
* недопустимости
установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
* обеспечения условий
для единообразного применения стандартов. К документам в области
стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:
* национальные
стандарты;
* правила стандартизации, нормы и рекомендации в области
стандартизации;
* применяемые в установленном порядке классификации,
общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.
Заключение
Реформирование самой
системы стандартизации – наиважнейшая задача Федерального агентства по техническому
регулированию и метрологии как национального органа по стандартизации. Система
должна отвечать требованиям российской экономики, претерпевшей большие
изменения в последнее время. Существует острая необходимость приведения
стандартизации в соответствие с Законом «О техническом регулировании» и той
моделью технического регулирования, которая принята в Российской Федерации.
В 2005 г. Федеральным
агентством по техническому регулированию и метрологии разработана Концепция
развития национальной системы стандартизации на период до 2010 г.
В ней намечены основные
направления реформирования системы национальной стандартизации:
- развитие правовых
основ стандартизации;
- функциональные и
структурные преобразования системы;
- реформирование
экономики стандартизации;
- усиление роли
национальной стандартизации в решении государственных задач и роли государства
в развитии национальной стандартизации;
- расширение участия
промышленности и общества в процессах международной и национальной
стандартизации;
- создание современного
информационного обеспечения в области стандартизации и т.д.
Список
литературы
1. Сертификация: учебное пособие для студентов
вузов. М.: ЛОГОС, 2000
2. Стандартизация и управление качеством продукции/Учебник
для вузов/ В.А. Швандар, В.П. Панов, Е.М. Купряков и др. - М.: ЮНИТИ - ДАНА,
2000.
3. Тартовский Д.Ф., Ястребов А.С., - М.: Высш. Шк.,
2001. Метрология, стандартизация и технические средства измерений.