СМИ в отношениях с социальными институтами

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,19 Кб
  • Опубликовано:
    2016-05-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

СМИ в отношениях с социальными институтами

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики»

Факультет коммуникаций, медиа и дизайна

Программа «Журналистика»





Реферат

Сми в отношениях с социальными институтами


студента 2 курса бакалавриата группы

по теории медиакоммуникаци

Лучина Анна Александровна





Москва 2016

Оглавление

Введение

. Функции социальных институтов

. Функции СМИ как социального института

. СМИ против социальных институтов

Заключение

Библиографический список

Введение

Это одновременно и особая среда, отдельный социальный институт и сильнейший инструмент воздействия на людей. Все великие идеи не были бы такими великими, если бы средства массовой коммуникации не сыграли свою роль в их распространении.

Принимая во внимание исключительную значимость СМИ, было бы интересно рассмотреть СМИ с точки зрения функций, которые они выполняют как социальный институт и взглянуть, где эти функции пересекаются с другими социальными институтами. Для этого мы указываем функции социнститутов, отдельные функции СМИ и проводим между ними параллели, все три эти части в тексте разделены на три главы и приведены ниже.

1. Социальные институты. Их функции

Прежде чем рассматривать взаимодействие средств массовой информации и социальных институтов, следует разобраться, что оба эти звена представляют из себя по отдельности.

Социальные институты - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основные потребности общества.

Или социальный институт (от лат. institutum - установление, учреждение) - исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная в нормах морали (нравственности), права система общественных отношений, например, семья, образование, государство, право, собственность, наука, экономика, политика, армия и т.д.

Также нам понадобится определение термина актор. А́ктор - действующий субъект (индивидуальный или коллективный); индивид, социальная группа, организация, институт, общность людей, совершающих действия, направленные на других. Например, государство является главным политическим актором на поле политики и ведущим социальным актором в обществе. Также актор - участник преобразований, движимый собственными мотивами и обладающий для этого соответствующим опытом.

Социальные институты представляют собой сильнейшие формы организации людей, они должны гарантировать стабильность, надежность, предсказуемость, регулярность. Они призваны удовлетворять потребности как отдельных индивидуумов, так и социальных групп и государства в целом.

Стабильность и отлаженность работы социального института формируется не сразу. К примеру, институт образования сложился только тогда, когда обществом было принято решение упорядочить процесс получения знаний новым поколением и был установлен минимальный порог знаний, которым должен обладать член общества. Раньше ребенок мог наблюдать за работой своего отца или наставника и учиться только одному ремеслу, сейчас каждый ребенок обязан получить среднее образование, которое подразумевает разносторонность знаний. Упорядоченное взаимодействие учителя и ученика, регламент, программа обучения, профессиональные педагоги - «трансляторы знаний» и т.д. - это действие социального института образования. Такая система формируется в течение долгого времени и очень туго поддается реформам. Это, собственно, причина, по которой новые учебники, новые системы и новая система аттестации всегда сталкиваются с протестом со стороны акторов внутри социального института образования.

Наличие социальных институтов обусловлено несколькими важными функциями, которые эти институты выполняют.

Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Э. Дюркгейм определял сами социальные институты как «фабрики воспроизводства» социальных отношений и связей. По его заключению, социальные институты - это и есть отношения, то есть определенные типы отношений, которые востребованы обществом. Они не заканчиваются со сменой поколений, а воспроизводятся вновь и вновь. Примером непрекращающихся отношений могут выступить государство, церковь, собственность, семья и т.д.

Регулятивная функция. М.С. Комаров пишет, что социальные институты - это ценностно-нормативные комплексы, с помощью которых направляются и контролируются действия людей в разных сферах (экономика, политика, культура, семья, т.д.). Данная функция обеспечивает регулирование отношений между людьми путем создания шаблонов поведения. Каждый человек взаимодействует с социальными институтами, в рамках каждого из них поведение человека предсказуемо, от него ждут каких-то определенных действий. Если человек не оправдывает ролевые ожидания или не выполняет социальные требования, у него возникают проблемы во взаимодействии с другими акторами в рамках социального института. Использует различные инструменты регулирования поведения человека, например, государство использует силы полиции и других служб, церковь может отлучить от себя и т.д.

Интегративная функция. Также эту функцию можно назвать социализацией. Она призвана упростить взаимодействие людей, интегрировать актора в социальную среду, помочь ему найти единомышленников, установить компромисс в обществе. В качестве примера можно привести институт церкви, который с помощью веры внедряет человека в общество таких же верующих, институт культуры, который на основе предпочтений человека создает вокруг него комфортную среду. Эта функция обеспечивает согласованность и равновесие внутри социального института. Как и регулятивная, использует инструменты взаимодействия на человека - поддержание общих норм, ценностей, набора символов.

Транслирующая функция. Передача социального опыта от старшего поколения акторов младшему поколению, расширение социальных границ, смена поколений. Механизм, позволяющий новым игрокам получить достаточно знания об окружающей среде. Например, родители воспитывают ребенка в соответствии со своими жизненными ценностями, государство старается привить гражданам нормы поведения, лояльность.

Коммуникативная функция. Каждый социальный институт производит информацию разного рода. Когда информация распространяется внутри социального института с целью, например, контроля за соблюдением социальных норм или простого информирования, работает коммуникативная функция. С помощью этой функции обеспечиваются формальные (приоритетно) и неформальные (факультативно) связи между различными акторами и между самими социальными институтами. Эта функция однозначно должна быть хорошо развита у института средств массовой информации, в не меньшей степени она нужна и в институте семьи.

. Функции средств массовой коммуникации как социального института

СМИ, безусловно, являются социальным институтом, а значит, обладают свойствами, присущими другим институтам. Однако стоит рассмотреть индивидуальные функции СМИ более детально, чтобы понять, как они действуют в реальности и, что главнее, как они взаимодействуют с другими институтами.

Одной из главнейших функций СМИ является идеологическая. Она тесно связана с коммуникативной. Информация в СМИ всегда подается через призму общественных норм и нравственных ориентиров, таким образом в обществе поддерживается порядок. Причем сама информация не всегда должна быть сопровождаема мнением автора, чаще угол подачи, вид и количество упомянутых фактов работают самостоятельно и формируют в голове у человека понятия о морали и норме.

С идеологической также тесно связана манипулятивная функция. В данном случае используется тот же набор приемов, однако в головах у слушателей/зрителей/читателей формируется не какое-то нравственное мировоззрение, а мнение, которое выгодно манипулятору. Например, в любой стране политики, находящиеся у власти, служат главным источником политических новостей. Таким образом, предоставленная ими информация формирует определенное видение мира у читателя газеты и манипулирует им. Другим примером может служить ситуация, когда СМИ призывают пойти на выборы и проголосовать. Используя различные методы воздействия (убеждения, напоминания и т.д.), СМИ подсказывают человеку, что ему стоит выделить время на посещение ближайшего избирательного участка.

М.Р. Желтухина выделяет также отдельно функцию воздействия, которая направлена на формирование у потребителя определенных привычек и моделей поведения на основе образов, которые СМИ рисуют перед ним как достойные подражания.

Некоторые исследователи выделяют коммуникативно-когнитивную функцию. Она проявляется в том, что посредством информирования осуществляется управление коллективным адресатом, т.е. контролирование и регулирование поведения огромных масс людей.

Образовательная функция СМИ призвана повысить общий уровень теоретических знаний у целевой аудитории. Информация всегда подбирается исходя из потребностей и уже имеющегося уровня аудитории, для этого в СМИ проводятся исследования целевой аудитории - реализуется исследовательская функция.

Последняя и не менее важная, чем все предыдущая, идет функция развлекательная. Читатель/слушатель/зритель потребляет информацию не только для расширения кругозора или выяснения актуальных фактов, но и ради того, чтобы расслабиться. Новости про животных, смешные факты о политиках и т.д. - все это новости, не несущие тяжелой смысловой нагрузки, но вызывающие положительные эмоции.

. СМИ vs. социальные институты

Нельзя рассматривать явления отдельно от среды, в которой они произошли. Нельзя рассматривать СМИ отдельно от других социальных институтов, потому что они очень тесно взаимодействуют друг с другом. Так как социнститутов существует огромное множество, мы выделим несколько, на наш взгляд, основных и рассмотрим их отношения с институтом средств массовой информации.

Т. Парсонс выделяет следующие типы социальных институтов:

·Институты отношений (семья, вуз, деньги, др.).

·Регулятивные институты (ветви государственной власти, профсоюзы, др.)

·Духовные институты (церковь, школа, наука, искусство, др.)

Когда СМИ взаимодействуют с институтами отношений, они транслируют определенные правила поведения, модели. Безусловно, выполняется образовательная функция, функция воздействия и родственные ей.

СМИ подсказывают нам, как строить быт, как распределять роли в семье, какие варианты у нас имеются, как они советуют нам выбрать. Интересно, что СМИ могут как собрать родственников вместе (многие собираются вместе для просмотра крупных трансляций вроде Олимпиады), так и разобщить (частые повторения новостей про присоединение Крыма привели к тому, что в семьях начались идеологические разногласия).

Регулятивные институты в первую очередь активируют регулятивную функцию СМИ.

Политический институт характеризуется открытостью и высоким взаимодействием с окружающей средой и со СМИ в частности. Политики не просто сообщают какую-то информацию - они дозируют ее и предоставляют для достижения определенного эффекта. Сами же СМИ могут разоблачить какого-то политика и вызвать тем крах его карьеры.

В тесной взаимосвязи находятся СМИ и экономический институт. Торговля невозможна без качественных рекламных кампаний, анализа рынка и анализа предпочтений. Именно СМИ сообщают покупателям о разнообразии товаров и услуг, а продавцы из тех же СМИ могут узнать о предпочтениях своих потребителей.

Профсоюзы используют СМИ для защиты своих прав. СМИ оказывают влияние на деятельность профсоюзов, предоставляя им полную или неполную информацию о том, что их интересует.

Духовные институты используют СМИ для трансляции моральных, этических норм, прививания определенных знаний. Церковь распространяет религию и связанные с ней правила поведения, культурные центры предлагают приобщиться к искусству, получить новую познавательную информацию.

Заключение

Проанализировав отношения и СМИ и других социальных институтов, мы приходим к выводу, что СМИ являются некоторым посредником между двумя сторонами - политики и электорат, продавцы и покупатели, деятели искусства и любители искусства. Таким образом, мы можем сказать, что СМИ обладает базовыми характеристиками социального института, значит, является безусловной самостоятельной единицей, и одновременно является мостом между разными полюсами, которые через СМИ связываются друг с другом. Институт СМИ нуждается в этих разговаривающих друг с другом сторонах и сам является незаменимой единицей для этих сторон.

коммуникативный социальный информация

Библиографический список

2.Словарь историка / под ред. Н. Оффенштадта при участии Г. Дюфо и Э. Мазюреля; пер. с фр. Л. А. Пименовой. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011

3.Гидденс Э. Социология / Э. Гидденс ; пер. с англ. Изд 2-е, перераб. и доп. - М. : Эдиториал УРСС, 2005.

.Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов…; Дзялошинский, И.М. Манипулятивные технологии в масс-медиа // Вестник МГУ. Сер. 10 «Журналистика». - 2005. - № 1.

5.Желтухина М.Р. Тропологическая суггестивность массмедиального дискурса / Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. - М.: МАКС Пресс, 2003. - Вып. 25

.Кравченко А.И Социология: учебник для вузов / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин.- М.: Проспект, 2007 г.

7.Кубрякова Е.С., Цурикова Л.В. Вербальная деятельность СМИ как особый вид дискурсивной деятельности // Язык средств массовой информации: Учеб. пособие по специализации. Ч. 2. - М.: Изд-во МГУ, 2004.

.Парсонс Т. О социальных системах /Под ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Белановского. - М.: Академический Проект, 2002.

.Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994

Похожие работы на - СМИ в отношениях с социальными институтами

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!