Формы бухгалтерского учета, их сущность и историческое развитие

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    39,67 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формы бухгалтерского учета, их сущность и историческое развитие

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

.1 История развития бухгалтерского учета в Кыргызской Республике

.2 Причины и этапы перехода к МСФО

ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ФОРМ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

.1 Историческое развитие форм бухгалтерского учета

2.2 Сущность и значение двойной записи на счетах

.3 Классификация форм бухгалтерского учета

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ

.1 Основные проблемы, связанные с финансовой отчетностью предприятия в КР и пути их совершенствования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

История ставит вопросы, а человек пытается найти ответы на них. На протяжении многих веков история ставила и продолжает ставить различные вопросы перед бухгалтерским учетом. Многие из них остались без ответа. Однако жизнь такова, что человек должен дать тот или иной ответ, даже если он заранее знает, что ответ не совсем правилен. В самом деле, очень долго люди, занятые хозяйственной деятельностью, в поисках ответа довольствовались методом проб и ошибок. Они могли угадывать, но не могли знать наверное. По прошествии многих столетий, когда хозяйственная жизнь резко изменилась, стала несравненно сложнее, тогда такие приемы перестали себя оправдывать, потребовалась наука.

Бухгалтерский учет как комплекс научных категорий, как счетоведение позволяет выявить и оценить суть практической деятельности любой бухгалтерии в любой точке земного шара. Эти категории в своих первоистоках имели началом хозяйственную деятельность, проходившую в каких-то латифундиях, в лавках купцов и в конторах менял. По мере экономического развития они трансформировались, принимая различные формы, связанные с особенностями деятельности деловых людей, инженеров, администраторов. Дух эпохи также оказывал огромное, иногда всепоглощающее влияние на содержание и структуру учета. Но во все времена при описании фактов хозяйственной жизни было нечто общее, что со временем стало не только возможным, но и необходимым выявить и описать. Это общее можно назвать категориями. Общее знание, сформулированное в форме категорий, отделившись, так же как числа от реальных предметов, получили самостоятельное значение. Знание, использующее категории, становится наукой. Границы наук размыты, и никогда нельзя точно сказать, где заканчивается бухгалтерский учет и начинается право или политическая экономия, или статистика, или какая-либо другая наука. Но это не значит, что нет самостоятельных наук. И нет ничего более ошибочного, чем сводить бухгалтерию к праву, экономике, статистике и т. п.

Все науки можно классифицировать или по предмету, или по методу, или по цели. У бухгалтерского учета есть свой предмет - факты хозяйственной жизни, свой метод-моделирование и свои цели - обеспечение сохранности ценностей и выявление результатов хозяйственной деятельности.

Становление и развитие рыночных отношений предполагают широкое использование в хозяйствующих субъектах экономических методов управления деятельностью организаций и их сегментов. В этой связи возрастают роль и значения бухгалтерского учета как функции управления и одной из основы баз информационной системы хозяйственного механизма любой организации.

Особую важность для учета хозяйственных операций представляют формы бухгалтерского учета. Развитие и рационализация учета характеризуется совершенствованием применяемых форм. Необходимость перехода от одной формы бухгалтерского учета к другим, более совершенным, обусловливается развитием организации. Чем сложнее и разнообразнее выполняемые организацией операции, тем совершеннее должна быть форма бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет имеет своей целью систематизировать принятые к бухгалтерскому учету данные в виде, приемлемом для составления финансовой отчетности, необходимой для удовлетворения информационной потребности различных групп пользователей информации. Формируя информацию о состоянии организации, бухгалтер фиксирует все операции, проходящие в финансовой, экономико-хозяйственной сферах деятельности, на основании первичных документов. Чтобы систематизировать и накапливать информацию, содержащуюся в принятых к учету первичных документах, и отражать ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности, предприятиями должны вестись регистры бухгалтерского учета. Состав этих регистров зависит от применяемой организацией формы бухгалтерского учета. Я считаю, что тема: «формы бухгалтерского учета, их содержание, развитие и состояние» была и остается актуальной и по сегодняшний день, осмелюсь даже сказать, что выбор формы учета для предприятия является, может быть, одним из самых важнейших элементов ведения бухгалтерского учета в целом.

Актуальность темы заключается в неспособности ответственного лица, порой, правильно выбрать форму учета для предприятия. При невладении достаточными знаниями о различных типах бухгалтерского учета, можно легко допустить ошибку и выбрать для предприятия не совсем подходящую форму учета. Ошибку, которая в дальнейшем не позволит экономическим отделам предприятия полностью прослеживать изменения цифровых данных, например таких важнейших, как: доходы и расходы предприятия; дебиторская и кредиторская задолженности на различных этапах становления и развития вообще. Более того, установив ту или иную форму учета на предприятии, необходимо полностью владеть информацией о выбранной форме учета, уметь использовать ее согласно всем нормам бухгалтерского учета - это также учитывается, говоря об актуальности данной темы.

. Формы бухгалтерского учета, их сущность и историческое развитие

. Понятие о формах бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет в организациях требует разнообразных учетных регистров. Для учетной регистрации используются в разных сочетаниях книги, карточки, ведомости, записи в которых могут производиться в различной последовательности. В зависимости от способов учетной регистрации применяются как ручные записи, так и записи при помощи технических устройств Возможность различного сочетания технических средств для учетной регистрации приводит к образованию разных форм бухгалтерского учета. Под формой бухгалтерского учета понимают комплекс взаимосвязанных регистров синтетического и аналитического учета, разработочных и справочных таблиц, применяемых на предприятии для ведения учета. Несмотря на то, что сами по себе отдельные регистры различаются по форме, содержанию и другим признакам, тем не менее, они должны составлять единую систему, позволяющую не только отражать, но и обобщать, синтезировать данные учета, представлять их в готовом виде для заполнения отчетности. Объединяет их в систему и единая методика ведения учета, основанная на принципе двойной записи на счетах, единая техника и даже исторически сложившиеся условия и место зарождениясистемы. Развитие и рационализация бухгалтерского учета характеризуются совершенствованием применяемых форм учета. Необходимость перехода от одной формы бухгалтерского учета к другим, более совершенным, обусловливается развитием организации. Чем сложнее и разнообразнее выполняемые организацией операции, тем совершеннее должна быть форма бухгалтерского учета.

. Историческое развитие форм бухгалтерского учета.

Одной из наиболее древних и общепризнанных форм бухгалтерского учета, описание которой сделано Л. Пачоли в 1494 году в своем ''Трактате о счетах и записях'', является староитальянская форма. В Италии ее называли венецианской. Регистрами данной формы были Памятная книга, Журнал и Главная книга. В дальнейшем ФранческоГаратти (1688г.) усовершенствовал эту форму, разделив счета на синтетические и аналитические. Последние, в сущности, были выведены в особые вспомогательные книги, а формы счетоводства получила название новой итальянской. В этой усовершенствованной форме предусматривался следующийпорядок записей. Данные о фактах хозяйственной жизни из первичных документов переносились в Памятную книгу, иногда от этой записи отказывались, и данные о фактах регистрировались прямо в Журнале хронологической записи в порядке их возникновения. Затем зарегистрированные факты разносились по счетам Главной книги. Они обобщались в оборотной ведомости, на основании которой составлялся баланс. Это классическая форма дожила до наших времен и, как правило, служит основой для изучения бухгалтерского учета. Компьютерная техника дала ей новое рождение, и итальянская форма вновь обрела практическое применение, особенно в малых предприятиях. Но в XVII - XVIII веках в условиях ручного труда при появлении крупных предприятий один Журнал не допускал разделения труда счетных работников. Для его внедрения были предложены новые формы счетоводства: немецкая, описанная Фридрихом Гельвигом (1774), и французская, пропагандируемая французским автором Матье де ла Портом (1685г.). Методы их создания различны. Гельвиг соединил кассовую книгу, типичную для немецкого камерального варианта, с журналом итальянской формы. Так появились две книги: Мемориал, в котором фиксировались все записи кроме кассовых, и Кассовая, в которой отражали движение денежных средств. Де ла Порт пошел попути дифференциации хронологической записи, что привело к разделению единого журнала итальянской формы на несколько, открываемых на определенные группы счетов. Каждый журнал представлял таблицу многоколончатой формы. Периодически, чаще всего один раз в месяц, на основе записей в этих частных журналах составлялись проводки в сборном журнале.

Именно во французской форме, как многие тогда полагали, двойная бухгалтерия достигла совершенства. Но подлинное признание она обрела после 1796 года, когда англичанин Эдуард Томас Джонс (1766-1838) подверг ее критике ибо только критические разборы подчеркивают важность открытия, в данном случае работы Пачоли и де ла Порта. Джонс думал, что двойная запись только запутывает учет, а название «двойная бухгалтерия» звучит загадочно и непонятно. Джонс выдвинул три обвинения против двойной записи: 1)требование соответствиякаждому дебету адекватного кредита носит искусственный характер, и в реальной жизни его нет; 2)итоги оборотов по дебету и кредиту могут быть равны, и постулат Пачоли, предполагающий их тождество, как будто бы окажется выполненным, однако запись, сделанная умышленно или случайно не на том счете, тем не менее приведет к ошибке и исказит отчетность; 3)терминология двойной бухгалтерии, все ее дебеты и кредиты не что иное, как мистическая галиматья, в практике есть приход и расход, но нет дебетов и кредитов. Двойной способ бухгалтерии, - писал Джонс, - спутаннее и неявственнее (чем простой) и удобнее служить может покровом постыднейших балансов или капитальных счетов, какие только коварный ум произвесть может. С помощью его всякий, производящий торговлю вместе с каким-нибудь товарищем, может, если захочет, обмануть его. В противовес двойным формам счетоводства Джонс предложил английскую форму счетоводства(1796г.), которая должна была обеспечить автоматическое выявление ошибок и описок, возникающих в бухгалтерском учете и повысить оперативность выявления финансовых результатов. Центральныйрегистр формы-журнал; в нем три колонки: средняя, где пишется содержание всех операций, затрагивающих кассу, с указанием суммы, и 2 боковые колонки: слева (дебитор) пишется сумма, поступившая в кассу, и справа (кредитор пишутся суммы), выдаваемые из кассы. Если сложить все суммы крайних колонок, то их общий итог всегда должен быть равен итогу средней колонки, которая вводится для контроля разноски. Такое четкое выделение в учете только кассовых операций сближает английскую бухгалтерию с камеральной, однако она существенно отличается от последней полным и принципиальным отказом от операционных и результатных счетов. Счет начинается с подробных записей в журнале состава и суммы капитала, вложенного в дело; все текущие операции также отображаются в журнале. Из журнала один раз в три месяца делают итоговые записи в Главнуюкнигу, в которой предусмотрены только следующие счета: дебиторов и кредиторов, полученных и выданных векселей. Итоги Главной книги должны равняться итогам журнала. Для выделения прибыли необходимо было провести инвентаризацию товаров и итог включить в левую колонку журнала. Так как метод Джонса относится к простой бухгалтерии, то ясно ,что в журнале, при регистрации, обороты по левой и правой колонкам не равны между собой, а следовательно, вычитая из итога первой колонки второй, мы должны получить сумму собственного капитала, имеющегося в деле. Сравнив его с первоначальнойсуммой, можно определить величину прибыли или убытка. Работа Джонса произвела впечатление, но не могла подорвать победное шествие двойной бухгалтерии. Ее представители дали достойный ответ Джонсу, модифицируя существенным образом новоитальянскую форму счетоводства. Так была создана американская форма счетоводства (1802г.). Ее автором был Эдмонд Дегранж - последний бухгалтер старой бухгалтерии и первый из учителей науки об учете. Его основной труд, в котором излагалась американская (Журнал-главная) форма счетоводства, вышел впервые в Париже в 1795 году (более известно ее переиздание в 1802г.) и на протяжении полувека выдержал 26 изданий, последнее - в 1852 году, был переведен на многие языки.

ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

1.1 История развития бухгалтерского учета в Кыргызской Республике

Точно сказать, когда возник учет и отмечать этот день-невозможно. Учет возникал постепенно, долго и неопределенно. Известны эпохи, когда его не было, и мы знаем эпохи, когда он уже существовал. Но разграничить их не только трудно, но и немыслимо

Древний мир. Учет, его техника всегда зависели от вида учетных регистров. Регистры, предопределяя технику учета на многие века, оказывали влияние и на учетную мысль.

Первые торговые операции были зарегистрированы в Шумере на камнях около 3600 г. до н. э. С 3200 г. до н. э. там возникло счетоводство на глиняных табличках. Это предопределяло систематическую регистрацию в учете. Напротив, папирусы древнего Египта способствовали развитию хронологической регистрации, причем за довольно значительный отчетный период. Глиняные таблицы и папирусы были главными регистрами. Однако известны и другие носители учетных данных. В 1897 г. были открыты таблички из слоновой кости, использовавшиеся 5 тысяч лет тому назад для ведения счетов.

В древней Индии счетами-регистрами служили кружки, в них закладывали камешки-первичные документы. Это был прообраз картотеки и предполагающейся разноски по счетам.

В Греции и Риме использовали восковые таблички, медные доски, кожи, холст, пергамент, папирус, в Галин-керамическую плитку и гончарные черепки, в Перу-веревки.

В 1968 г. Виллард Стон, изучая тотемные (священные религиозные) столбы американских индейцев, высказал предположение, что они изображали в крупном масштабе учетные палочки, т. е. контокоррентные счета. Приведенные виды носителей информации не позволяли четко отличить первичный документ от регистра и регистр от отчета. Это не могло не повлиять на организацию учета.

В Греции и Риме встречаются более развитые формы учетных регистров в виде кодексов - книг. Полагают, что греки использовали два регистра: эфемериды (журнал) и трапецитика (книга счетов-Главная), римляне же только заимствовали эту практику. В системе учетных регистров древнеримской бухгалтерии первой книгой была Adversaries, которая предназначалась для ежедневной записи фактов хозяйственной жизни. Эту книгу в дальнейшем назовут памятной, или Мемориалом. Далее необходимо выделить две книги (кодекса): Codexacceptietexpensi и Codexrationumdomesticorum. Относительно их назначения между исследователями существуют значительные разногласия. Одни (В. Джитти, А. М. Галаган, В. В. Кедров) пытались интерпретировать эти кодексы в духе итальянской формы счетоводства и связывали первый кодекс с журналом, второй-с Главной книгой. С некоторыми оговорками подобные взгляды отстаивали Л. И. Гомберг и А. М. Вольф. Но поскольку нет данных, подтверждающих использование единого учетного измерителя, нельзя и отождествлять названные кодексы с Главной книгой систематической записи итальянской формы счетоводства. Другая группа ученых трактовала первый кодекс или как кассовую книгу (Р. Байгель, Г. Ф. Шершеневич, В. М. Хвостов), или как ресконтро (М. Фойхт, Ф. Гертц), или, что представляется наиболее правильным, как кассовую с ресконтро (Ф. Л. Келлер и К. Г. Деметреску); второй кодекс понимался как книга систематической записи, в которой каждый счет велся в своем измерителе, т. е. вино-в кувшинах, зерно-в мерах, касса-в деньгах и т. п.

Многолетняя дискуссия о характере учетных книг античного мира, легко убеждает нас в том, что все ее участники трактуют прошлое учета сквозь призму своих современных взглядов, в сущности, они проецируют современные концепции на старые категории. При этом одни сводят античный учет к коммерческой бухгалтерии в ее итальянской форме, другие-к камеральной бухгалтерии.

В Риме учет государственных, и в частности армейских, финансов был сосредоточен в руках квесторов, которые контролировали все операции, связанные с выплатой денег. Выплаты производились только по представлении первичных документов, служивших единственным основанием для составления записей. Была создана специальная налоговая полиция, сотрудники которой прибегали к пыткам женщин и детей для получения сведений об укрываемых от обложения доходах и имущества.

Учет древнего мира-это учет фактов, и в целом он статичен. Инвентаризация и прямая регистрация имущества лежат в его основе. Прямая регистрация означала указание на конкретный объект: «Смотрите,-говорил человек древнего мира,-вот стол, вот дом, вот корова, вот... и т. п.». Это и были факты, прямая их констатация. Со временем появится регистрация косвенная. Счетный работник вместо конкретного учетного объекта будет фиксировать данные из так называемых первичных документов. И с этого момента учетные сведения и фактическое положение дел перестанут быть адекватны. Бухгалтерия станет только вероятной, а инвентаризации только будут указывать на репрезентативность информации. Чем больше будут совпадать результаты проверки наличия ценностей с данными текущего учета, тем полезнее для практики учет и бесполезнее инвентаризация, и наоборот.

Средневековье. 24 августа 476 г. был низложен последний император Римской империи-Ромул Август. Согласно историческому календарю Античный мир кончился. Начиналось новое время. Насколько оно было новым, сейчас сказать трудно. Можно предположить, что все началось сначала, а можно допустить, что традиции римской бухгалтерии продолжали теплиться в монастырях. Во всяком случае одна традиция сохранялась-записи тех времен, так же как и в древнем мире, переполнены ошибками и грамматическими, и арифметическими. Приблизительность как принцип лежала в основе поступков людей. Они разделяли явления на большие и маленькие, прикидывали: больше-меньше. Для повседневной жизни этого было достаточно. Физическая работа казалась более легкой, чем заполнение учетных регистров и выполнение арифметических подсчетов.

Учетный консерватизм господствовал веками. Привычка-вот главный принцип счетных работников. Когда Фибоначчи (1202) ввел арабские цифры, т. е. заменил аддитивную римскую систему счисления позиционной десятичной, понадобилось более трех веков, чтобы бухгалтеры осознали преимущество новых цифр. С распространением арабских цифр, измерительных приборов и ростом математических знаний «миром овладевает идея точности, и на смену миру приблизительности приходит мир прецизионности». Интересно отметить, что точность подсчетов возрастает по мере осознания ее относительности.

Формально первым толчком, положившим, начало такого реформирования явилось появления совместных предприятий с участием иностранного капитала. Это, несомненно, прогрессивный процесс широко распространенный во всем мире - в нашей республике все же развивался не столь масштабно и быстро, как этого хотелось. Причин тому было несколько. В частности любимым и часто муссировавшимся тезисом иностранных специалистов, жаловавшихся на возникавшие проблемы, был тезис о несовместимости системы бухгалтерского учета в республике, доставшегося ей в наследство от СССР, и на Западе и, как следствие о неправильной трактовке прибыли, являющейся, как известно, основным целевым показателем подавляющего большинства западных компаний.

Однако следует отметить, что подобная нестыковка моделей бухгалтерского учета не является чем-то уникальным, присущим только Кыргызстану и даже странам СНГ. Она носит глобальный характер и известна как проблема гармонизации бухгалтерского учета и отчетности во всем мире.

Впервые в нашей республике эта проблема была достаточно остро сформулирована на республиканской научно-практической конференции по вопросам организации бухгалтерского учета, проведенной в апреле месяце 1998 г. в Бишкекском государственном институте экономики и коммерции.

Была в частности подвергнута критике работа, проводимая Министерством финансов Кыргызской Республики по реформированию учета и отчетности. В результате было решено рекомендовать Правительству создать самостоятельный орган в этом направлении. На конференции были также сформулированы основные концепции и принципы, положенные в основу современной системы бухгалтерского учета, используемой в международной практике, и намечены пути адаптации к отечественной системе учета.

Дальнейшее развитие событий показало, что работа стала проводиться по трем основным направлениям:

а) создание и развитие государственного и общественного институтов регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

б) разработка и реализация программ переподготовки практических работников, преподавателей и студентов вузов;

в) внесение изменений в систему бухгалтерского учета и отчетности.

С точки зрения сложности, а, следовательно, и возможности практической реализации, наиболее трудным оказалось третье направление.

Дело в том, что Кыргызские стандарты бухгалтерского учета (КСБУ), а также Генеральный план счетов бухгалтерского учета, принятые Министерством финансов КР в октябре 1997 года и рекомендованные им для практического применения в качестве нормативного документа взамен ранее существовавшего «Положения по бухгалтерскому учету» на деле оказались малопригодными для указанных целей. Учитывая это, Президент КР издал Указ от 13 апреля 2000 года «О мерах по реформированию системы бухгалтерской и финансовой отчетности в Кыргызской Республике». Согласно положениям данного указа, все хозяйствующие субъекты, осуществляющие финансовую деятельность на территории КР «…обязаны составлять бухгалтерскую и финансовую отчетность в соответствии с Национальными стандартами…», которые в свою очередь «…должны строго соответствовать Международным стандартам финансовой отчетности…».

Проблема до недавнего времени оставалась в том, что принять за основу регулирования системы учета и отчетности - американский или европейский способы. Согласно Указу Президента № 73 Национальные стандарты бухгалтерской и финансовой отчетности должны строго соответствовать международным стандартам финансовой отчетности, разрабатываемым Комитетом по Международным стандартам финансовой отчетности (г. Лондон). Таким образом, в качестве Национальных стандартов бухгалтерской и финансовой отчетности будет утвержден прямой перевод с английского языка международных стандартов финансовой отчетности.

Согласно Указу Президента № 73 от 03 апреля 2000 г. Национальная Комиссия по стандартам финансовой отчетности при Президенте КР приняла Временное положение «О бухгалтерском учете в Кыргызской Республике», в котором определены задачи и принципы бухгалтерского учета и финансовой отчетности, система и организация бухгалтерского учета и контроля, объекты бухгалтерского учета, элементы и компоненты финансовой отчетности.

Также 15 сентября 2000 г. было принято Постановление № 06 НКСФО при Президенте КР «Об утверждении Национальных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности Кыргызской Республики», в котором Национальные стандарты вводились в действие с 1 января 2001 г.

В настоящее время уже одобрен Правительством и находится на рассмотрении в ЖогоркуКенеше проект Закона КР «О бухгалтерском учете». С принятием данного Закона будет установлена в законодательном порядке правовая и методологическая основу организации и ведения бухгалтерского учета в Кыргызской Республике, определен порядок государственного регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности, права и обязанности лиц, осуществляющих организацию, ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности.

Происходящие изменения в экономической системе Кыргызстана требуют постоянного совершенствования методологии бухгалтерского учета и отчетности.

Основные направления совершенствования организации бухгалтерского учета и отчетности определены с учетом перехода к рыночной экономике.

Предстоит от традиционного подхода и задач бухгалтерского учета, игравшего роль поставщика данных для нужд централизованного контроля, перейти к общепринятому подходу, который предполагает удовлетворение потребностей многочисленных пользователей. Поэтому переход Кыргызской Республики от плановой модели экономики к рыночной модели хозяйствования с преобладанием частной собственности вызывает необходимость реформирования бухгалтерского учета. Реформа бухгалтерского учета необходима в Кыргызстане для достижения целей, поставленных при переходе к рыночной экономике. Следовательно, активное участие хозяйствующих субъектов во внешнеэкономической деятельности, широкое привлечение иностранного капитала, создание свободных экономических зон обусловливают необходимость организации национальной системы бухгалтерского учета, соответствующая принципам и требованиям, заложенным в международных стандартах финансовой отчетности.

Приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности удобно для инвесторов, для принятия правильных управленческих решений с тем, чтобы наилучшим образом управлять капиталом, финансовыми потоками. В этих условиях все большее значение приобретает бухгалтерский учет, его развитие и влияние на предпринимательскую деятельность людей, необходимую для подъема производства, стабилизации экономики.

1.2 Причины и этапы перехода к МСФО

Бухгалтерский учет в СССР был ориентирован на обслуживание плановой административно-командной системы, не учитывавшей экономическую реальность. Поэтому он был мало пригоден для принятия решений в условиях рыночной экономики. С начала 90-х годов в бухгалтерском учете стран СНГ произошли значительные перемены. Особый интерес вызывает изучение их опыта движения к МСФО.

Наличие одинаковых экономических проблем на территории постсоветского пространства стимулирует правительства стран СНГ к тому, чтобы искать общие подходы в формировании системы бухгалтерского учета и подготовки финансовой отчетности. Начавшееся к настоящему времени реформирование системы бухгалтерского учета проходит во многих странах бывшего СССР на разных этапах развития, отличается направлением и учитывает особенности ситуации в национальной экономике, Тем не менее, сходство первоначальной ситуации во многом обусловило сходство процесса экономических реформ, в том числе и во многом сопоставимую схему реформирования существующих систем финансовой отчетности. Необходимостью согласования усилий по реформированию систем финансовой отчетности объясняется создание Координационного совета по методологии бухгалтерского учета, объединяющего представителей Армении, Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Украины и Узбекистана. Представители России и иностранные эксперты также принимают участие в работе Совета. В октябре 2001 года Советом принят проект Основных принципов и положений, согласно которому страны-участницы договорились о следующих основных принципах составления бухгалтерской отчетности организаций:

финансовая отчетность состоит из образующих единое целое, взаимно увязанных бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств и пояснений к ним;

- финансовая отчетность должна быть полезна пользователям. Руководство также заинтересовано в информации, содержащейся в финансовой отчетности, и имеет доступ к дополнительной управленческой и финансовой информации, которая помогает планированию, принятию решений и контролю. Формы и содержание такой информации определяются руководством организации.

- финансовая отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации и его изменениях, а также финансовых результатах деятельности;

при формировании финансовой отчетности организации должны руководствоваться следующими принципами: обособленность имущества, непрерывность, начисление, осмотрительность, приоритетность содержания перед формой, нейтральность;

информация, включаемая организациями в финансовую отчетность, должна быть понятной, отвечать потребностям пользователей, быть правильной и сравнимой.

финансовая отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации и его изменениях, а также финансовых результатах деятельности;

при формировании финансовой отчетности организации должны руководствоваться следующими принципами: обособленность имущества, непрерывность, начисление, осмотрительность, приоритетность содержания перед формой, нейтральность;

информация, включаемая организациями в финансовую отчетность, должна быть понятной, отвечать потребностям пользователей, быть правильной и сравнимой.

Развитие внешнеэкономических связей и привлечение инвестиций также диктуют необходимость обеспечения потенциальных партнеров достоверной финансовой информацией, позволяющей им принимать обоснованные решения при построение хозяйственных отношений с хозяйствующими субъектами Кыргызстана. Именно это обстоятельство диктует необходимость стандартизации финансовой отчетности в условиях рыночной экономики. Только при наличии таких стандартов у экономических субъектов появится потенциал роста.В целях решения вышеуказанных задач Президентом Кыргызской Республики 3 апреля 2000 года № 73 был издан Указ «О мерах по реформированию системы бухгалтерской и финансовой отчетности», в соответствии с которыми создана Национальная комиссия по стандартам финансовой отчетности и аудиторской деятельности при Президенте Кыргызской Республики.

Применение МСФО в республике требует определенной степени подготовленности персонала организаций и бухгалтерских кадров. Акционерным обществам необходимо обучить бухгалтеров МСФО, разработать учетную политику и провести конверсию перехода предприятий на МСФО. На сегодняшний день в учебных центрах переподготовку по МСФО прошли 6923 человека.

Для обеспечения методической базы перехода на МСФО и увязки их с действующей системой бухгалтерского учета Госкомиссией будут разработаны методические рекомендации и комментарии по применению МСФО. В целях развития предпринимательства в республике, достижения прозрачности информации для внешних пользователей и расширения притока инвестиций в данный сектор экономики будет разработан упрощенный метод ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности, основанный на МСФО для предприятий малого и среднего бизнеса.

Внешний аудит призван играть возрастающую роль в развитии прозрачности деятельности участников финансового рынка, усилении рынка и совершенствование системы корпоративного управления и внутреннего контроля. Основной задачей Госкомиссии в области аудиторской деятельности, является внедрение стандартов аудита в соответствии с требованиями международной практики и Международных стандартов финансовой отчетности. Для этих целей Госкомиссией был разработан проект Закона «Об аудиторской деятельности», подписанный Президентом Кыргызской Республики 30 июля 2002 года.

Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности и аудита позволит решить следующие стратегические задачи: формирование и развитие финансового рынка, действующего на основании рыночных принципов, развитие инфрастуктуры финансового рынка.

С вступлением в силу Положения о бухгалтерской отчетности организации изменились подходы к целям составления отчетности. Эти нормативные документы, определяющие направления развития учета и отчетности на ближайшие годы, закрепили тот факт, что составление бухгалтерской отчетности преследует не столько фискальные цели, сколько цели ликвидации информационного вакуума. Главным назначением бухгалтерской отчетности является получением информации, дающей достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации для всех участников рынка.

В условиях рыночных отношений информация, представленная в отчетности определяет кредитный рейтинг предприятия: ставку по которой оно получает кредитные ресурсы (очевидно, что предприятия, имеющие неудовлетворительные значения финансовых показателей, представляют повышенный риск для кредиторов и, следовательно, могут получить ресурсы уже по более высокой ставке); условия расчетов с кредиторами и др.

Принципиальным является то, что в настоящее время меняется адресность бухгалтерской (финансовой) отчетности. Так же, как и международные стандарты учета, Положение о бухгалтерской отчетности организаций закрепило положение о том, что в первую очередь финансовая отчетность должна обеспечивать настоящих и потенциальных инвесторов, кредиторов, акционеров информацией, необходимой для принятия решений в области инвестирования капитала, условий кредитования, одобрения или неодобрения важных изменений в деятельности и политике предприятия. Неотъемлемой частью бухгалтерской отчетности становится не только формы №1, 2, 3, 4, но и пояснительная записка, раскрывающая данные указанных форм и позволяющая внешнему пользователю получить информацию для принятия управленческих решений.

Таким образом, в широком смысле бухгалтерская отчетность должна содержать данные, необходимые для оптимизации рынка капитала, включать достаточное количество информации, по которой можно было бы сделать прогноз будущих денежных потоков предприятия, оценить его доходность ожидаемые дивиденды и т.д.

В мировой практике фирмы, выходящие на международный рынок, стремятся представлять информацию финансовой отчетности, ориентируясь на критерии ее раскрытия, принятые в тех странах, с которыми связаны их инвестиционные и иные деловые интересы.

Надо полагать, что отечественный подход к пониманию существенности информации можно рассматривать как временную меру, позволяющую учетным работникам привыкнуть к необходимости раскрытия информации отчетности для целей ее последующего анализа и дающую некоторый ориентир для составления пояснений отчетности.

Большое внимание надо уделять качественным характеристикам информации, влияющим на предприятие пользователями решений.

Прежде всего, надо определить границы, в которых информация может рассматриваться как полезная для принятия управленческих решений. Для этого применяется лишь та информация, выгода от использования которое больше, чем затраты, связанные с ее получением. Информация должна оправдывать затраты, производимые для ее формирования, иначе ее использование не выгодно. Вместе с тем, когда вновь поступающая информация перестает вносить хоть, сколько нибудь значимые изменения в картину финансового положения предприятия, она признается несущественной.

Стороны, заинтересованные в информации о деятельности предприятия, можно условно разделить на две основные категории: внешние и внутренние пользователи.

К внутренним пользователям относится управленческий персонал предприятия. Он принимает различные решения производственного и финансового характера. Например, на базе отчетности составляется финансовый план об увеличении или уменьшении объема реализации, о ценах продаваемых товаров, направлениях инвестирования ресурсов предприятия, целесообразности привлечения кредитов и др. Очевидно, что для принятия таких решений требуется полная, своевременная и точная информация, поскольку в противном случае предприятие может понести большие убытки и даже обанкротиться.

Кроме того, финансовая отчетность является связующим звеном между предприятием и его внешней средой. Целью предоставления предприятием отчетности внешним пользователям в условиях рынка является прежде всего получение дополнительных финансовых ресурсов на финансовых рынках. Таким образом, оттого что представлено в финансовой отчетности, зависит будущее предприятия. Ответственность за обеспечение эффективной связи между предприятием и финансовыми рынками несут финансовые менеджеры высшего управленческого звена предприятия. Поэтому для них финансовая отчетность важна и потому, что они должны знать, какую информацию получат внешние пользователи и как она по влияет на принимаемые ими решения. Это не значит, что менеджеры не имеют в своем распоряжении дополнительной внутренней информации о деятельности предприятия в отличие от внешних пользователей, для которых финансовая отчетность во многих случаях является основным источником информации. Но поскольку решения внешних пользователей при прочих равных условиях принимаются на основе ограниченного круга показателей финансовой отчетности, именно эти показатели находятся в центре внимания финансового менеджера и являются завершающей точкой в ходе оценки влияния принятых управленческих решении на финансовое положение предприятия.

Среди внешних пользователей финансовой отчетности выделяются, в свою очередь, две группы: пользователи, непосредственно заинтересованные в деятельности компании, т.е. с прямым финансовым интересом (1), и пользователи, опосредованно заинтересованные в ней, т.е. с косвенным финансовым интересом и без финансового интереса (2).

К первой группе относятся:

-нынешние и потенциальные собственники предприятия, которым необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственных средств предприятия и оценить эффективность использования ресурсов руководством компании; нынешние и потенциальные кредиторы, использующие отчетность для оценки целесообразности предоставления или продления кредита, определения условий кредитования, определения гарантий возврата кредита, оценки доверия к предприятию как к клиенту; поставщики и покупатели, определяющие надежность деловых связей с данным клиентом;

государство, прежде всего в лице налоговых органов, которые проверяют правильность составления отчетных документов, расчета налогов,
определяют налоговую политику;
-служащие компании, интересующиеся данными отчетности с точки зрения уровня их заработной платы и перспектив работы на данном предприятии.

Предмет анализа этой группы - финансовое положение фирмы, финансовые результаты ее работы, ликвидность баланса.

Вторая группа пользователей внешней финансовой отчетности -это те юридические и физические лица, кому изучение отчетности необходимо для защиты интересов первой группы пользователей. В эту группу входят: -аудиторские службы, проверяющие данные отчетности на соответствие законодательству и общепринятым правилам учета и отчетности с целью защиты интересов инвесторов;

консультанты по финансовым вопросам, использующие отчетность в целях выработки рекомендаций своим клиентам относительно помещения их капиталов в ту или иную компанию;

  1. биржи ценных бумаг;
  2. регистрирующие и другие государственные органы, принимающие решения о регистрации фирм, приостановке деятельности компаний и оценивающие необходимость изменения методов учета и составления отчетности;
  3. законодательные органы;
  4. юристы, нуждающиеся в отчетности для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении прибыли и выплате дивидендов, а также для определения условий пенсионного обеспечения;
  5. пресса и информационные агентства, использующие отчетность для подготовки обзоров, оценки тенденций развития и анализа деятельности отдельных компаний и отраслей, расчета обобщающих показателей финансовой деятельности;
  6. торгово-производственные ассоциации, использующие отчетность для статистических обобщений по отраслям и для сравнительного анализа и оценки результатов деятельности на отраслевом уровне;
  7. профсоюзы, заинтересованные в финансовой информации для определения своих требований в отношении заработной платы и условий трудовых соглашений, а также для оценки тенденций развития отрасли, к которой относится данное предприятие.

Пользователей этой группы отчетная информация интересует с целью проверки правомерности и законности совершаемых операций или с целью получения статистической информации для проведения экономического анализа на макроуровне.

Приведенная ниже таблица 1. дает сжатую и наглядную картину того, какой интерес у наиболее важных групп пользователей вызывает тот или иной источник информации о деятельности предприятия, а также отражает значение финансовой отчетности.

Таблица 1.

ПользователиИнтересыИсточники информацииМенеджеры предприятияОценка эффективности производственной и финансовой деятельности; принятие управленческих и финансовых решений.Внутренние отчеты предприятия; финансовая отчетность предприятия.Органы налогообложения Налогообложение.Финансовая отчетность; налоговая отчетность; данные внутренних проверок. АкционерыОценка адекватности дохода, степени рискованности сделанных инвестиций; оценка перспектив выплаты дивидендов.Финансовая отчетность.КредиторыОпределение наличия ресурсов для погашения кредитов и выплаты процентов.Финансовая отчетность; специальные справки.ПоставщикиОпределение наличия ресурсов для оплаты поставок.Финансовая отчетность.ПокупателиОценка того, насколько долго предприятие сможет продолжать свою деятельность.Финансовая отчетность.СлужащиеОценка стабильности и рентабельности деятельности предприятия в целях определения перспективы своей занятости, получения финансовых и других льгот и выплат от предприятияФинансовая отчетность.Статистические органыСтатистические обобщения.Статистическая отчетность; финансовая отчетность.

Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор должен хорошо владеть современными методами экономических исследований, методикой системного комплексного экономического анализа, мастерство точного, своевременного, всестороннего анализа результатов хозяйственной деятельности.

Финансовая отчетность составляется и представляется для внешних пользователей многими предприятиями во всем мире. Хотя эти финансовые отчеты могут показаться одинаковыми и в разных странах, существует различия, вызванные, вероятно, разными социальными, экономическими и юридическими условиями.

Эти различные условия привели к возникновению и использованию разнообразных определений элементов финансовой отчетности, например, таких как активы, обязательства, собственный капитал, доход и расход. Это также привело к использованию разных критериев, где для признания статей в финансовой отчетности в предпочтении, отдаваемом различным системам измерения. Не остались без внимания и сфера применения финансовой отчетности, и раскрытие осуществляемые в ней.

Основы касаются финансовой отчетности общего назначения (далее называемых «финансовой отчетность»), в том числе и консолидированный финансовый отчетность. Такая финансовая отчетность готовится и представляется не реже одного раза в год и направлена на удовлетворение общих информационных потребностей широкого круга пользователей. Некоторые из этих пользователей могут потребовать, и имеют право получить, дополнительную информацию, сверх той, что содержится в финансовой отчетности. Однако многие пользователи вынуждены полагаться на финансовую отчетность, как на главный источник финансовой информации. Поэтому такая финансовая отчетность должна готовиться и представляться с учетом их потребностей. Специальная финансовая отчетность, например проспекты эмиссии и расчеты, подготовленные для целей налогообложения, не рассматриваются в основах. Тем не менее, основы могут применяться для подготовки таких специальных отчетов, в тех случаях, где это позволяют их требования.

ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ФОРМ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

2.1 Историческое развитие форм бухгалтерского учета

бухгалтерский учет отчетность запись

В процессе исторического развития бухгалтерский учёт менялся и совершенствовался. В каждой новой общественно-экономической формации возникали новые игры виды учетных регистров и использовались разные последовательности и способы записей в них. Применение технических средств в тех или иных комбинациях приводило к образованию различных форм бухгалтерского учета, отражавших особенности складывающегося в данных условиях учетными регистрами.

Отсюда под формой бухгалтерского учета следует понимать порядок сочетания различных видов учетных регистров, техники обработки учетных данных, последовательности и способов производства учетных записей. Внешний вид регистров и их структура, взаимосвязь регистров синтетического и аналитического учёта, применяемая техника получения и обработки первичной учетной информации и записи её в учетные регистры - все эти признаки определяют особенности отдельных форм бухгалтерского учёта.

За годы, прошедшие со времени возникновения бухгалтерского учета, его формы потерпели весьма существенные изменения. На ранних ступенях развития учет велся самим владельцем предприятия с целью организации наблюдения и контроля за сохранностью его имущества и размером получаемого дохода.

Лишь с развитием капиталистического производства учет- "ведение книг" - выделяется "...в самостоятельную функцию особых агентов, которым она исключительно поручается". В этот период возникают начальные формы бухгалтерского учета, впервые описанные в литературе 15 века.

В начале 20 века в условиях развития крупных капиталистических монополий требования к учету намного возросли. На смену книгам были выдвинуты новые формы регистров - карточки и свободные листы, которые облегчили учетный труд и позволили применить раскладку и копирование, весьма упростившие многие трудоемкие работы, устранившие многократность переписывания и создавшие условия для использования в учете машинной техники.

В социалистических условиях коренным образом изменились содержание, цели и задачи учета. Уже в период восстановления народного хозяйства (1921-1925г.г.) обнаружилась вся отсталость учетной техники, доставшейся нам от царской России. Работники учета стали искать пути построения новых, современных учетных форм.

Одной из первых форм учета, созданных в советских условиях, стала так называемая карточно-ордерная форма. Распространение ее относится к 1925-1927 г.г. Однако эта форма не нашла широкого распространения на практике ввиду того, что выписка отдельных ордеров на каждую хозяйственную операцию не уменьшала затрат труда, а, наоборот, увеличивала их и делала учетные регистры плохо обозримыми.

Все это заставляло искать другие пути рационализации учета.

На базе карточно-ордерной формы была создана карточно-копировальная форма ("копиручет"), которая была впервые применена в советских торговых предприятиях в 1927 году.

Эта форма была распространена лишь на торговых предприятиях. Попытки внедрить ее в учет на промышленных предприятиях не увенчались успехом вследствие большой сложности промышленного учета, хотя отдельные принципы, в частности, копирование записей, нашли там применение.

Развитие форм учета предполагает последовательное преобразование их первоначальной структуры, ярко выраженной в староитальянской форме. Все последующие формы были ее логическим преобразованием.

Классификация форм

Вообще рассматриваются 12 форм, они классифицируются по четырем основаниям:

)по виду используемой техники;

)пологисмографичности( числу аналитических делений);

)числу регистров хронологической записи

)способам ведения двойной записи

Первое основание приводит к делению всех форм на ручные (Р) и машинные (М).

Второе предполагает выделение одношаговых (L=1) форм, сочетающих синтетический и аналитический учет, двушаговых (L=2), разграничивающих синтетическую запись на аналитический и синтетический учет, и многошаговых (L= ), допускающих сложное иерархическое деление.

Третье основание предполагает выделение синоптических (описательных) форм (С), строго разделяющих хронологическую и систематическую запись, и синхронически объединяющих эти два вида записи в едином регистре. В синхронических формах С=0, в синоптических С принимает значение числа регистров хронологической записи.

Четвертое основание связано с организацией двойной записи, и тут выделяются параллельные ( d L k ), организующие регистрацию фактов хозяйственной деятельности по дебету и кредиту, ортогональные ( d C k ), позволяющие зарегистрировать факт одновременно по дебету и кредиту, комбинированные ( dS L kS ), включают параллельно-синхронические формы, односторонние ( d О k ), дебетовый оборот распределяется по кредиту синхронической формы, и, наконец, параллельно-ортогональные (dHLkH ), сочетающие параллельную регистрацию по дебету и кредиту с ортогональным регистром Главной книги.

2.2 Сущность и значение двойной записи на счетах

Сущность использования в бухгалтерском учете двойной записи состоит в том, что каждая учитываемая хозяйственная операция отражается в одинаковой сумме, проходящей одновременно по дебету и по кредиту разных счетов. Т.о. происходят равновеликие изменения соответственно в двух различных статьях баланса, при этом равенство итогов актива и пассива баланса не нарушается.

Взаимная связь между счетами, отражающими данную хозяйственную операцию, называется корреспонденцией счетов. Счета, между которыми возникает эта связь, называются корреспондирующими счетами.

Запись на счетах бухучета производят на основании первичных документов, поэтому все принятые бухгалтерией документы подвергаются специальной бухгалтерской обработке, под которой понимается указание на первичном документе связанных с данной операцией корреспондирующих счетов. Текст, указывающий наименование дебетуемого и кредитуемого счетов, а также сумму отражаемой хозяйственной операции, называется бухгалтерской проводкой (либо бухгалтерской статьей, счетной формулой, бухгалтерской записью).

Для облегчения ведения бухучета каждому счету присваивается определенный номер (код, шифр). Для синтетических счетов этот номер определяется Планом счетов, а для субсчетов обычно указываются номер синтетического счета, в который они входят, и, после точки, номер счета в группе.

Различают простые бухгалтерские проводки, в которых корреспондируется с несколькими счетами.

В простых проводках участвует дебит одного и кредит другого счета. А в сложных - дебит одного и кредит нескольких счетов.

Для отражения в бухучете полученной первичной учетной информации ее следует зарегистрировать в учетных регистрах в определенной группировке в соответствии с экономическим содержанием. Учетные регистры - это счетные таблицы определенной формы, построенные в соответствии с экономической группировкой данных об имуществе и источниках его образования. Они служат для отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

Учетные регистры ведутся в форме книг, журналов, карточек, ведомостей и сводных листов.

Формы учетных регистров и порядок их заполнения определены инструкциями министерства финансов о журнальной организации счетоводства.

Бухгалтерские книги должны быть сшиты, пронумерованы, скреплены печатью и указано количество страниц на последнем листе.

Бухгалтерские проводки могут отражаться:

· На самом первичном документе, которым оформляется хозяйственная операция;

· В журнале (книге, ведомости), куда записывается хозяйственная операция;

· На отдельном специальном бланке - мемориальном ордере (используется только при мемориально-ордерной форме бухучета).

Значение двойной записи состоит в том, что она обеспечивает:

· Дополнительный контроль, так как требует обязательной сбалансированности (равенства) итогов записи на счетах.

2.3 Классификация форм бухгалтерского учета

Под формой бухучета понимается процесс обработки учетной информации при различном сочетании регистров аналитического и синтетического учета, их взаимосвязь и последовательность записи в них.наибольшее распространение получили мемориально-ордерная, журнально-ордерная и автоматизированная формы бухгалтерского учета.

Староитальянская форма

Данные о фактах хозяйственной деятельности из первичных документов по мере их поступления к бухгалтеру вносятся в мемориал (памятную книгу). Далее эти факты переносятся с проставлением корреспондирующих счетов (проводок) в Журнал хронологической регистрации, т.е. проходит бухгалтерская реконструкция хозяйственного процесса. Затем, согласно проставленным корреспондирующим счетам, бухгалтер разносит данные по счетам Главной книги. В конце отчетного периода записи кредитовых и дебетовых оборотов Главной книги подытоживаются, выводится конечное сальдо, составляется пробный баланс, впоследствии он получил название оборотной ведомости. В конце бухгалтер составляет заключительный баланс. В этой форме все счета были аналитические, но трактовались они как синтетические, поэтому такая форма могла существовать только на предприятиях с небольшим объёмом хозяйственной деятельности.

Новоитальянская форма

Эта форма отличается от староитальянской только тем, что строго проводит различие между синтетическим и аналитическим учетом. Начиная с нее в бухгалтерский учет проникает двушаговое аналитическое деление, факты хозяйственной деятельности систематизируются в регистрах аналитического учета и на бухгалтерских синтетических счетах. Данные вспомогательных книг ( аналитического учета ) подытоживаются и итоги сверяются с данными соответствующих счетов Главной книги, тем самым устанавливается коллакция данных.

Коллакция предполагает установление тождества между суммами, возникающими в результате контроля лиц, занятых в хозяйственном процессе.

Начиная с CIII века в большинстве экономически развитых стран эта форма становится господствующей. Она дожила до нашего времени и сохранила дидактические (учебные) возможности.

Немецкая форма

Эта форма отличается от предыдущей тем, что памятная книга, как промежуточный регистр, не ведется, а журнал распадается на два регистра: собственно журнал, называемый мемориалом, и кассовую книгу. В первом записываются все факты хозяйственной деятельности, кроме отражающих движение наличных денег, во втором - кассовые обороты.

Существенной особенностью немецкой формы был принцип накапливания. Записи в Главной книге выполняются не сразу вслед за записью в журнале и не дублируют каждую проводку, они заносятся один раз за отчетный период общими итогами, сгруппированными в сборном журнале. Такое решение значительно экономит время бухгалтера, связанное с организацией учета, так как теперь в Главной книге практически каждая проводка отражается итогами за отчетный период. Однако это имеет и свой недостаток, так как по Главной книге нельзя наводить справки о текущем положении дел, и сама книга превращается в место сбора данных, необходимых для составления баланса. В этой форме принята следующая последовательность записи.

Французская форма

Ее главная особенность заключается в том, что единый журнал итальянской формы разлагается на несколько, как правило, пять журналов, что создает больше возможностей для разделения труда счетных работников. В журналах последовательно проводится принцип накапливания. В Главную книгу также, как и при немецкой форме, записываются только накопленные итоги. Первые журналы открывали на счета с максимальным числом записей, а последний (сборный) - на прочие счета.

Американская форма.

Возникла из тенденции к синхронизации журнала и главной книги, к объединению хронологической и систематической записей. Появление такой формы стало возможным в связи с ростом огромного числа сравнительно мелких предприятий. Последовательность записей следующая. Данные о фактах хозяйственной деятельности в виде хронологической и систематической записи регистрируются в Журнале-Главной, которая представляет собой журнал и рядом параллельно перечисленные синтетические счета. Все остальные записи аналогичны записям ново-итальянской формы.

Особенность регистра Журнал-Главной в том, что он объединяет журнал, Главную книгу и оборотную ведомость по синтетическим счетам.

Русская форма

Отличается тем, что число счетов в этой форме строго фиксировано, во всех остальных формах это число является переменным. Русская форма имеет 3 счета:

1.счет наличных денег,

2.счет ценностей,

.счет собственного имущества.

Эти 3 счета выделяются для фиксации различных фаз, описываемых формулой Д-Т-Д+д.

Основная цель формы, по мысли ее создателя, - иметь возможность видеть результаты хозяйственной деятельности ( прибыль и убыток ) на каждый момент времени, а не на дату отчетного периода, как то предусматривают другие формы. По числу счетов Ф.В.Езерский назвал форму тройной. Через эти 3 счета-"окна" администрация как бы смотрит в большой мир хозяйственной жизни. Вместо терминов "дебет" и "кредит" используются русские термины "приход" и "расход".

Логисмография

Логисмография предполагает сложное иерархическое деление счетов, которое на каждом предприятии устанавливает главный бухгалтер. Это последовательное аналитическое разложение счетов, причем первым высшим разлагаемым счетом считается баланс, который распадается на 2 счета:

·счет собственников

·счет агентов и корреспондентов.

Счет агентов, в свою очередь, делится на счета основных средств, материалов, топлива, кассы и т.д. Каждый из этих счетов может делиться на более мелкие, более аналитические счета. Так вводится многоступенная система классификации, обеспечивающая бесконечную аналитичность бухгалтерского учета. С момента появления логисмографии следует говорить о синтетическом сложении (композиции) и аналитическом разложении (декомпозиции) счетов или, что то же самое, об их интеграции и дифференциации, а не просто о синтетическом и аналитическом учете.

Шахматная форма

Совмещает в едином регистре Главную книгу и оборотную ведомость. Этот регистр заполняется как матрица, в которой кредитовые обороты располагаются по строкам, а дебетовые - по столбцам. Из формы следует, что сущность двойной записи не в технике двойной регистрации, а в возможности "приписать" факт хозяйственной деятельности сразу двум векторам - дебету и кредиту. Эта форма может вдвое сократить число записей и значительно увеличить аналитические возможности бухгалтерского учета, так как она наиболее полно и наглядно раскрывает через корреспонденцию счетов хозяйственные связи предприятия.

Интегральная форма

Интегральная форма является прямым продолжением французской формы, завершает тенденцию, связанную с дифференциацией журнала. В ней на каждый счет открывается уже не один, а два регистра: один для записи дебетовых, другой - кредитовых оборотов. Первый называется ведомостью, второй - журналом. Те и другие обороты группируются по корреспондирующим счетам. Последовательность записи при интегральной форме следующая. Данные о фактах хозяйственной деятельности записываются в ведомости и журнале. Итоги ведомостей и журналов переносятся в Главную книгу. Ведомости и журналы обычно считаются регистрами хронологической записи, а Главная книга - систематической. На самом деле в этом случае хронологической записи нет, она уничтожается. Ведомость и журнал - это, в сущности, регистры систематической записи, предназначенные для текущей регистрации возникающих фактов хозяйственной деятельности, а Главная книга - это свод итогов за отчетный период, необходимый для получения баланса.

В интегральной форме Главная книга не нужна, так как сальдо можно выводить по итогам ведомостей и журналов. Однако по традиции ее все-таки ведут. В этом случае возможны 2 варианта заполнения: первый повторяет схему ново-итальянской формы, но в счете показывают только сальдо начальное, итоги месячных оборотов и сальдо конечное, второй предполагает полную регистрацию оборота или по дебету ( из ведомостей ) или по кредиту ( из журнала ) с накапливанием противоположных корреспондирующих оборотов.

Интегральная форма получила широкое распространение в связи с заменой книжных регистров на карточки, причем широко используются многоколончатые карточки. Эта форма создавала наиболее благоприятные условия для разделения труда счетных работников.

Мемориально-ордерная форма

Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета возникла в 1928-1930гг., создание ее происходило путем постепенного внедрения в учет наиболее рациональных технических средств и приемов предыдущих форм.

В связи с необходимостью быстрого получения информации о хозяйственных процессах перестроили и структуру регистров синтетического учета. Главная книга стала вестись в форме контрольной ведомости, где каждый счет строится по шахматной форме с раскрытием его корреспонденции. Была введена новая форма сводки оборотов - шахматная оборотная ведомость, наглядно иллюстрирующая хозяйственную деятельность путем раскрытия корреспонденции счетов.

На основе документов составляются мемориальные ордера ( проводки ), в которых указывается корреспонденция счетов по данным операциям, чем упорядочиваются записи в синтетическом учете.

Таблица 1.

Мемориальный ордер № 31

Запись за январь месяц 1999г.

Основание (ссылка на документы или сод.записи)По дебету счетаПо кредиту счетаСуммаВедомость распределения заработной платы №3207012350023701670024702420025704140026703065029709010ИТОГО: 70 2454603 февраля 1999г.Гл.бухгалтер(подпись)

Мемориальный ордер составляется на основе сводного документа ( в ведомости распределения заработной платы), объединяющего данные однородных первичных документов, или на основании итоговых показателей накопительной ведомости, в которой эти данные группируются по корреспондирующим счетам. Документы, являющиеся основанием для записи, обязательно прилагаются к ордеру.

В настоящее время за каждым мемориальным ордером закрепляют постоянный номер, что дает возможность составлять на каждую группу однородных операций ( кассовым, по расчетным счетам, заработной плате и т.д.) лишь один ордер в месяц.

Ордера регистрируются в регистрационном журнале - хронологическом регистре синтетического учета. Регистрационный журнал предназначен для порядковой нумерации мемориальных ордеров и контроля за их сохранностью вместе с подшитыми к ним документами, а также для последующей проверки полноты охвата хозяйственных операций системным регистром синтетического учета. Эта проверка осуществляется сличением в конце месяца итогов регистрационного журнала (по кредиту ) с итогами оборотов по дебиту и отдельно - по кредиту всех синтетических счетов, выводимых в оборотной ведомости по синтетическим счетам.

После регистрации мемориальные ордера используются для записи операций в Главной книге. Главная книга или контрольная ведомость строится с разбивкой каждого счета на колонки, отводимые для записи оборотов по каждому корреспондирующему счету в отдельности ( т.е. по шахматному принципу ). В ней регистрируются только текущие обороты. Сальдо по счетам в ней не выводится.

На основе Главной книги составляется оборотная ведомость по счетам синтетического учета. При этом структура Главной книги облегчает составление шахматной оборотной ведомости, последняя непосредственно заполняется итогами каждого счета. Значительно облегчает здесь подготовку записей в учетные регистры, особенно регистры синтетического учета, использование накопительных и группировочных ведомостей.

Записи в регистры аналитического учета ведутся непосредственно с документов, подшитых к мемориальным ордерам. Проверка правильности аналитического и синтетического учета осуществляется путем составления оборотной ведомости по счетам аналитического учета и сверки их итогов с соответствующими суммами оборотной ведомости по синтетическим счетам.

Журнально-ордерная форма

Журнально-ордерная форма учета - форма бухгалтерского учета, при которой регистрация операций заключается в их записи в хронологическом порядке в особых накопительных ведомостях-журналах. Форма учета с применением журналов-ордеров, итоги которых заносятся затем в Главную книгу и баланс предприятия. Каждая хозяйственная операция при этом учитывается хронологическим способом двойной записи (проводки) и оформляется в учетном регистре.

Журнально-ордерная форма завершает многовековый этап развития форм ручной регистрации данных. Из всех предыдущих она ближе всего к интегральной. Последняя требовала ведения сплошного разложения оборотов по всем счетам как по дебету, так и по кредиту, т.е. приводила к систематически задаваемому дублированию записей ( наличию двух матриц по каждому синтетическому счету).

Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета может применяться на предприятиях, имеющих разные размеры и объемы хозяйственной деятельности.

В соответствии с принятой на отчетный год учетной политикой и конкретной спецификой предприятие разрабатывает рабочий план счетов на основе предложенного типового плана счетов. Отдельные журналы-ордера могут не применяться или применяться, но в меньшем объеме.

Вспомогательные ведомости и регистры аналитического учета предприятие может применять по своему усмотрению или же разрабатывать самостоятельно исходя из конкретных особенностей.

В зависимости от объема отражаемой в учете информации, что обусловлено размерами предприятия и объемами его хозяйственной деятельности, а также целей внутреннего управления и периодичности представления текущей бухгалтерской отчетности журналы-ордера могут открываться на месяц или на квартал.

В журналах-ордерах предусматривается отражение лишь типовых хозяйственных операций, а также операций, имеющих принципиально новый характер. Для фиксирования возможных вариантов хозяйственных операций в журналах-ордерах предусмотрены свободные графы.

В основе журнально-ордерной формы бухгалтерского учета лежат принципы накапливания и систематизации данных первичных документов в учетных регистрах, позволяющие обеспечить синтетический и аналитический учет средств источников и хозяйственных операций по всем разделам бухгалтерского учета. Это исключает необходимость составления мемориальных ордеров.

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ

3.1 Основные проблемы, связанные с финансовой отчетностью предприятия в КР и пути их совершенствования

По данным Госкомитета, общее число предприятий на 01.01.2000 г. составило 195,2 тыс. единиц. Из них предприятий, находящихся в государственной собственности 5,9 тыс. единиц или 3,0 % . Остальные 189,3 тыс. единиц или 97,0 % приходится на долю частных предприятий.

Это означает, что с финансовой отчетностью сталкивается примерно столько же руководителей и специалистов, многие из которых в достаточной степени не владеют основами бухгалтерского учета и аналитической работы. Тем не менее, желая самостоятельно изучить финансовую отчетность своих предприятий или хотя бы понять ее содержание и, используя при этом наиболее известные приемы экономического анализа (алгоритмы и процедуры), они рассчитывают ряд аналитических показателей и далее мучительно пытаются дать им финансово-экономическую интерпретацию. Причем, как правило, делая это от случая к случаю. В результате такого подхода эффект от такой работы зачастую бывает мизерным, а иногда даже приводит к совершенно противоположным результатам.

Отсюда можно сделать вывод: нужна не только определенная система в проведении анализа и оценке данных, содержащихся в финансовой отчетности, но необходимы и определенные изменения в подходах к изучению имеющихся данных финансовой отчетности.

Решение первой из двух вышеназванных проблем предполагает: во-первых, правильного определения содержания понятий «информационная база анализа» и «данные для анализа»; во-вторых, правильного определения объема привлекаемых для анализа данных; в-третьих, правильного подбора аналитических процедур, алгоритмов расчетов и других методических приемов «анализа».

Выборочные обследования, проводившиеся учеными в ряде предприятий г. Бишкек и прилегающих районов Чуйской области показало, что большинство пользователей финансовой отчетности, в том числе сами специалисты-бухгалтеры, финансовые аналитики, менеджеры не делают больших различий в этих понятий, хотя такое различие между ними все же существует.

В экономической теории под понятием «информация» принято понимать сведения, уменьшающие неопределенность в той области, к которой они относятся. Это означает, что не всякие данные могут быть представлены как информация, а только те из них, которые раскрывают изучаемый объект с какой-то новой, ранее неизвестной стороны.

Иными словами, информации как таковой в природе не существует, существуют лишь данные, из которых можно почерпнуть информацию.

Отсюда логически вытекают следующие два вывода, имеющие практическое значение: во-первых, финансовая отчетность содержит в себе достаточно большое количество данных, а «выудить» из них необходимую информацию для принятия полезных управленческих решений может только профессионально подготовленный специалист; во-вторых, по мнению специалистов, уже давно пора отказаться от принципа: «чем больше данных финансовой отчетности обрабатывается, тем выше шанс принять эффективное решение».

Практика показывает, что ориентация на большие объемы данных, предназначенных для анализа, приводит к неоправданному увеличению формализованных аналитических показателей в виде финансовых коэффициентов, в которых зачастую запутываются даже сами их разработчики. Следует к тому же учесть, что не все данные, необходимы для анализа, могут быть представлены только в виде числовых показателей.

Часть данных имеет качественный, трудно формализуемый (или даже не формализуемый вообще) и субъективный характер. Поэтому специалисты полагают, что исходные данные, содержащиеся в финансовой отчетности, а также исчисляемые на их основе аналитические показатели должны быть ограничены разумными пределами достаточности. Причем, в каждом конкретном случае этот вопрос должен решаться каждым предприятием самостоятельно, исходя из особенностей его хозяйственной деятельности и ориентируясь на рекомендации органов, занимающихся регулированием учета, отчетности и аудита в той или иной стране.

В настоящее время в нашей республике еще не создан институт специализированных организаций, где можно было бы хранить банк необходимых информационно-аналитических данных о каждом функционирующем на ее территории предприятии, и которые, в случае необходимости, могли бы оказать профессиональную помощь группам пользователей, нуждающимся в квалифицированной отчетности и в обозримом будущем вряд ли будут в состоянии решить эту проблему.

Вопрос о приоритетах может и должен иметь разновариантное решение, в зависимости от умения работы с финансовой отчетностью, которое предполагает, по крайней мере, знание и понимание: а) нормативно-правовых документов, регулирующих порядок составления и предоставления финансовой отчетности; б) состав, содержание каждой формы финансовой отчетности и их взаимосвязи; в) методики ее чтения и анализа.

Учетная информация отражает фактическое состояние хозяйственного объекта или бюджетного учреждения. Полнота, достоверность и своевременность учетной информации определяют действенность управления производством, способствуют предотвращению принятия неоправданных решений. Это требует постоянного совершенствования методологии бухгалтерского учета как основного поставщика информации.

До недавнего времени бухучет в основном использовался как инструмент внешнего административного контроля за государственными предприятиями. Все отчетливее проявлялось возрастающее расхождение между отечественной системой бухгалтерского учета и Западной Европы.

За последние годы улучшились методология и организация бухгалтерского учета. Изданы новые нормативные документы, регламентирующие постановку бухгалтерского учета в различных отраслях и ведомствах: План счетов бухгалтерского учета; Положение о бухгалтерском учете и отчетности; Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг); Положение о порядке начисления амортизации (износа) на полное восстановление по основным фондам; Порядок ведения кассовых операций и другие.

Основные направления совершенствования организации бухгалтерского учета определены с учетом перехода к рыночной экономике.

Важным является приведение отечественной практики бухгалтерского учета в сопоставимость с практикой западных стран, для чего необходимо совершенствовать бухгалтерский учет, внедрять прогрессивные формы и методы учета.

Для обеспечения раздельного учета операций по бюджетным и внебюджетным средствам бюджетным предприятиям и организациям рекомендовано при необходимости присвоить отличительный признак в виде номера каждому субсчету Плана счетов бухучета.

Вполне очевидно, что в результате этого возрастет трудоемкость ведения бухгалтерского учета, особенно на первых порах. Но именно этот механизм позволит эффективно разделить имущество, переданное в управление бюджетному учреждению, и имущество, самостоятельно заработанное бюджетной организацией и не подлежащее изъятию.

Если ранее доходы от сдачи в аренду государственного имущества, взимание дополнительной оплаты за обучение, оказание консультационных услуг учреждениями образования и другими бюджетными организациями считались выручкой от предпринимательской деятельности, то с введением с 1 января 2002 года Инструкции эти доходы рассматриваются как дополнительный источник бюджетного финансирования.

Никаких налогов с получаемого дохода как дополнительного источника бюджетного финансирования учреждение - получатель средств не исчисляет и не уплачивает.

Чтобы усовершенствовать организацию бухгалтерского учета, следует повысить его оперативность и аналитичность. Для этого надо упорядочить, унифицировать и стандартизировать процесс документирования с учетом требований автоматизированной обработки на ЭВМ. Необходимо ликвидировать несоответствие системы документации средством автоматизации учета, максимально упростить первичные документы, совместить с машинными носителями, выбрать оптимальную периодичность их составления. Сокращение затрат времени и труда на сбор, регистрацию, накопление, хранение, обработку и передачу информации в условиях автоматизации достигается благодаря широкому применению новейших технических средств непосредственно в процессе совершенствования хозяйственных операций. Созданные средства вычислительной техники и разработанные специальные методики регистрации первичной информации позволяют осуществлять сбор исходных данных, минуя стадию выписки бумажного документа.

Использование для автоматизации учетных работ ЭВМ обусловило необходимость внедрения автоматизированной формы учета, отвечающей эксплуатационным возможностям современной вычислительной техники и учитывающей новую технологию.

Автоматизация учета требует дальнейшего развития его методологии, применения более совершенных форм бухгалтерских регистров, разработки технологического процесса ввода и обработки экономических данных, сокращения документооборота, создания массивов постоянной информации.

Важную роль в условиях нового порядка ведения бухгалтерского учета играет оперативный учет прямых расходов по бюджетной и предпринимательской деятельности. Это требует внедрения более действенных форм учета и контроля за распределением расходов.

Ранее бюджетные учреждения, финансируемые из регионального или местного бюджетов, распределяли все расходы между бюджетной и предпринимательской деятельностью расчетным методом пропорционально удельному весу средств от предпринимательской деятельности в общей сумме средств.

В условиях нового порядка ведения бухгалтерского учета фактически уже не может использоваться бюджетными учреждениями. Формируя учетную политику, бюджетное учреждение имеет право разработать собственные методы ведения раздельного учета, включая методы распределения необходимых статей общехозяйственных расходов на бюджетную и предпринимательскую деятельность, или методы распределения всех расходов в качестве прямых, по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях.

Радикальной перестройки требует стандартизированная система отчетности. Желательно скоординировать отчетность таким образом, чтобы единообразие бухгалтерских отчетов извне сочеталось с их гибкостью в рамках предприятий, применением более совершенных показателей, дифференцированных с учетом специфики отрасли, исключением из соответствующих форм показателей, не требующихся для управления, использованием средств механизации и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учет возникал постепенно, долго и неопределенно. Учет, его техника всегда зависели от вида учетных регистров. Регистры, предопределяя технику учета на многие века, оказывали влияние и на учетную мысль. Учет древнего мира - это учет фактов, и в целом он статичен. Инвентаризация и прямая регистрация имущества лежат в его основе.

В средневековье формируются две основные парадигмы учета-камеральная и простая бухгалтерия, с XIII в. существуют уже три учетные парадигмы.

Двойная запись родилась стихийно. Идея двойной бухгалтерии-это средство познания, обладающее творческой силой, она создавала и продолжает создавать условия для управления хозяйственными процессами и одновременно для своего самосовершенствования.

С распадом СССР и выделением Кыргызстана как нового государства в ее экономической политике произошли значительные изменения. Переход от командно-административной системы управления к рыночным отношениям не мог не сказаться и на системе бухгалтерского учета. Произошел переход к приятой во всем мире системе Международных стандартов.

В заключении хотелось бы сказать, что истории бухгалтерского учета написана не столько для того, чтобы рассказать о минувшем, сколько из желания помочь лучше осмыслить наше настоящее и наше грядущее, так как ее изучение облегчает понимание практических проблем, ставит новые вопросы, выдвинутые жизнью.

Мы должны понять, что прошлое как бы раздроблено будущим и что поэтому наше прошлое в нашем будущем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бартошек М. Римское право.-М.: Юридическая литература, 2009.
  2. Воронина Л.И. Основы бухгалтерского учета и аудита. Часть I. - М.: ПРИОР, 2009
  3. Козлова Е.П., Парашутин Н.В. и др. Бухгалтерский учет. - М.: Финансы и статистика, 2004.
  4. Нидлз Б., Адерсон Х., КолдуэллД.Принципы бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 2004.
  5. Николаев И.Р. Проблема реальности баланса.-Л,: 2009.
  6. Соколов Я.В. Очерки по истории бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 2005.
  7. Положение по введению бухгалтерского учета и отчетности в Кыргызской республике от 21 апреля 2000 года № 127
  8. Закон о Бухгалтерском учете от 02 апреля 2002 года
  9. Инструкция по составлению годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и организаций от 19 августа 2002 года № 245
  10. Постановление № 06 «Об утверждении Национальных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности Кыргызской Республики» от 15.09. 2000 г.
  11. Указ Президента КР «О мерах по реформированию системы бухгалтерской и финансовой отчетности в Кыргызской Республике» от 03.04.2000 г. № 73
  12. Кыргызские стандарты бухгалтерского учета Бишкек 2009 год
  13. Астахов В.П. «Теория бухгалтерского учета» Ростов-на-Дону 2005 год
  14. Байсалова Ж.М. «Финансовая отчетность» Курс лекции Бишкек 2004 год
  15. Безруких П.С. «Бухгалтерский учет» Москва 2002 год.
  16. Булатов М.А. Теория бухгалтерского учета. Учебное пособие: - М: Издательство «Экзамен», 2003год.
  17. Ефимова О.В. Финансовый анализ - М.: Бухгалтерский учет, 2001
  18. Ковалев В. В. Финансовый анализ. - М.: Финансы и статистика,2002
  19. Качалин В.В. «Финансовый учет и отчетность» Москва 2003 год.

Похожие работы на - Формы бухгалтерского учета, их сущность и историческое развитие

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!