Финансовый учет расчетов с разными организациями, учреждениями и лицами на предприятии (на примере ООО 'Сахэнергопром')
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Бухгалтерский
(финансовый) учёт
на тему
«Финансовый учет расчетов с разными
организациями, учреждениями и лицами на предприятии (на примере ООО
«Сахэнергопром»)
Введение
Актуальность темы курсовой работы.
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у организаций и
предприятий появляются обязательства по расчетам за полученные
товарно-материальные ценности, потребленные услуги перед другими организациями
и предприятиями, по расчетам перед сотрудниками, по возмещению материального
ущерба, полученным претензиям, появляются задолженности других компаний и
предприятий по расчетам за реализованную продукцию (работы, услуги) и т. п.
Систематизация основных проблем, связанных с организацией расчетов,
рассмотрение действующей практики бухгалтерского учета, налогообложения
формирования задолженности перед подрядчиками и поставщиками, аналитических
сторон движения задолженности, рассмотрение различных форм взаимозачетов,
расчетов с уступками права требования обуславливают актуальность, практическую
значимость проводимого исследования.
Степень исследованности темы курсовой работы достаточно высока, так как
данной проблематике посвящены работы многих отечественных авторов, среди
которых можно выделить труды Н.Л. Вещунова, Ю.А. Бабаева, Н.П. Кондракова, А.В.
Крюкова, А.В. Зоновой, И.Н. Бачуринской.
Целью курсовой работы является исследование особенностей бухгалтерского
учета расчетов с поставщиками и покупателями.
Цели исследования в работе решаются следующими задачами:
провести анализ нормативной законодательной и учебной литературы по
вопросам учета;
изучить порядок организации расчетов с поставщиками и подрядчиками;
провести анализ расчетов на примере ООО «Сахэнергопром»;
Предметом исследования курсовой работы является организационно-экономические
отношения, возникающие в процессе учета расчетов с поставщиками и покупателями.
Объектом исследования курсовой работы является ООО «Сахэнергопром» г.
Южно-Сахалинск.
Структура курсовой работы состоит из:
Введения - раздела, в котором отражена актуальность темы, цели и задачи
исследования;
Основной части, представленной в виде двух глав:
Глава1
- Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и покупателями
Глава 2 - Анализ расчетов с поставщиками и покупателями в ООО
«Сахэнергопром»
Заключения - раздела, в котором автором представлены основные выводы,
полученные им в ходе исследования
Списка литературы, где представлены нормативные и законодательные акты
Приложения, где представлен табличный материал
Всего в работе представлено 14 таблиц и 1 рисунок.
Теоретико-методологической базой исследования являются труды классиков
экономической науки, методологии и организации учета, нормативные и
законодательные документы РФ, такие как, Гражданский Кодекс РФ, Федеральный
закон «О бухгалтерском учете, Положения по бухгалтерскому учету: «Учет основных
средств», «Учет нематериальных активов», «Учетная политика организации», а так
же были использованы научные статьи в российских и зарубежных изданиях.
Необходимо так же отметить, что среди российских философов особую значимость
имеют такие авторы, как В.Г. Кузнецова, А.В. Резаева, В.С. Малахова, И.Н.
Инишева и др.
Информационной базой исследования к работе послужили бухгалтерские
отчетности предприятия, а так же эмпирические данные, полученные лично автором
в процессе исследования.
1. Бухгалтерский
учет расчетов с поставщиками и покупателями
1.1 Виды и
формы расчетов с контрагентами
Деловые взаимоотношения связаны с оказанием различных услуг, выполнением
любой работы, поставками товаров или иных материальных ценностей. За
предоставленные услуги необходимо расплачиваться, однако момент оплаты иногда
совпадает с моментом получения оплачиваемого товара, услуги, материальной
ценности. Всегда кто-то оказывается на месте должника по тем или иным причинам.
Если бухгалтеры, правильно обозначают основные операции по хозяйственной части,
которые базируются на взаимоотношениях деловых партнеров, то размеры данных
задолженностей будут устанавливаться, как сальдо по подходящим бухгалтерским
счетам.
Дебиторская задолженность - это долг делового партнера перед
организацией. В данной задолженности партнер является дебитором, а его долг
перед компанией называется дебетовое сальдо по счету (субсчету) расчетов
компании с данным партнером.
Кредиторская задолженность - это долг компании перед своим деловым
партнером. Данный партнер является кредитором, а долг компании перед партнером
считается дебетовым сальдо по подходящему счету (субсчету) расчетов.[31,35]
К поставщикам и подрядчикам относятся компании, которые поставляют сырье,
товарно-материальные ценности, любые работы и различные виды услуг. По дебету
60 счета «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отображается исполнение
обязательств за оказание определенных услуги, по кредиту - образование
задолженности перед иными юридическими лицами.
К покупателям можно отнести деловых партнеров, которым компания реализует
товарно-материальные ценности, а к заказчикам - партнеры, которым компания
предоставляет услуги. Для учета расчетов с покупателями и заказчиками
применяется 62 счет «Расчеты с покупателями и заказчиками». На этом счете
отображается информация о задолженностях покупателей и заказчиков за
предоставленные услуги, суммы полученных авансов, предварительная оплата от
контрагентов, а также возникающие курсовые и суммовые разницы.
Кредитуется счет 62 в корреспонденции со счетами учета денежных средств,
расчетов на суммы поступивших платежей и т.п.
По счетам 60 и 62 ведется аналитический учет, объектами данного учета
являются деловые партнеры.
Изолированно на счетах 60 и 62 должны учитываться расчеты с иностранными
партнерами в иностранной валюте. На данных счетах возникают курсовые разницы
из-за неустойчивости курса иностранной валюты относительно курса рубля. Иногда
могут возникать такие моменты, что партнер превышает лимит выполнения своих
обязательств, которые прописаны в договоре. Поэтому используется понятие
«сомнительный долг».
Сомнительный долг - дебиторская задолженность организации, которая в
установленные сроки не погашена и не обеспечена гарантиями.
По результатам инвентаризации дебиторской задолженности организации
создается резерв по сомнительным долгам. Величина резерва определяется отдельно
по каждому сомнительному долгу. Это может зависеть:
от финансового состояния должника;
от оценки вероятности погашения долга частично или полностью.
Подобный долг отражается по кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным
долгам» и дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы». Дебиторская задолженность
списывается за счет суммы созданного резерва, по которой истек срок исковой
давности.
Налоговое законодательство устанавливает лимит на размер резервов по
сомнительным долгам. Резерв может быть создан в размере 100 % от суммы долга
только при том условии, если просрочка превысила 90 дней, а сумма составляемого
резерва не может превышать 10 % от выручки отчетного (налогового) периода.
Резерв может быть выявлен только на покрытие безнадежных долгов. [7,23]
Компания на полном основании может вести бухгалтерский учет сомнительных
долгов по своему мнению, не учитывая правила налогового законодательства. Но в
налоговом учете резервы должны быть отражены с выдерживанием всех правил, так
как резервы воздействуют на размер налоговой базы по налогу на прибыль.[30]
В нашей стране правила денежного обращения (наличного и безналичного)
устанавливаются Банком России. Граждане РФ, покупая услуги и товары,
расплачиваются наличными деньгами.
Денежные средства организации - это ее финансовые ресурсы.
У каждой российской организации есть свой расчетный счет (или несколько
счетов) в филиале коммерческого банка.
Расчетный счет - хранение свободных денежных средств и осуществление всех
видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Каждый расчетный счет имеет
номер - это номер условной ячейки для хранения денег.
Руководитель организации и главный бухгалтер управляют денежными
средствами, находящиеся на расчетном счете. Подача и реализация денежных
средств с расчетного счета может осуществляться в двух вариантах наличным и
безналичным.
При наличной форме расчета, возможно, использовать денежные чеки из
чековой книжки или объявление на взнос наличными, а при безналичной форме
расчета в основном используется платежное поручение, платежное требование,
расчетные чеки, инкассовое поручение и др. Рассмотрим более подробно эти
понятия.
Платежное требование - это расчетный документ, который обеспечивает
требование кредитора к задолжнику об уплате конкретной суммы через банк.
Платежное поручение - это документ, оформляющий поручение организации
своему банку о переводе сумму, указанной в документе на счет получателя.
Чек - это ценная бумага, которая содержит ничем не обусловленное
распоряжение чекодателя банку произвести платеж чекодержателю.
Инкассовое поручение - это банковская операция получения от плательщика
платежа, которая на основании расчетных документов совершается банком по
поручению клиента. [14,27]
Безналичные платежи - это наиболее удобная форма расчетов для
организаций. Любая компания в течение одного дня может перечислить большую
денежную сумму деловому партнеру, который находится на другом конце страны.
Наличные платежи организаций также контролируются Банком России. Контроль
за наличными платежами Банк России возлагает на коммерческие банки, в которых
организации открывают расчетные счета. Коммерческие банки обязаны утверждать
своим клиентам допустимые остатки наличных денег на основании типовых расчетов,
а организации обязаны представлять коммерческим банкам графики выдачи
заработной платы, чтобы те дни, по которым в организации могут находиться
денежные суммы сверх установленного лимита, были строго определены.
Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно
иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Основными первичными
документами по движению денежных средств в кассе являются кассовые ордера.
Прием наличных денег в кассу оформляется Приходным кассовым ордером (ф. №
КО-1). Подписывается главным бухгалтером или лицом, им уполномоченным.
Приходный кассовый ордер состоит из двух частей:
¾ ордер;
¾ квитанция к ордеру.
Вторая часть приходного кассового ордера - квитанция является его
отрывной частью и служит оправдательным документом лица, внесшего наличные
деньги в кассу. Поэтому квитанция также должна быть подписана главным
бухгалтером, заверена печатью (штампом). Квитанция выдается на руки лицу,
сдавшему деньги для подтверждения.
Выдача наличных денег из кассы оформляется Расходным кассовым ордером
(форма № КО-2). Подписывается главным бухгалтером и руководителем организации.
Инкассовая форма расчетов используется поставщиками (подрядчиками), как
правило, в том случае, когда платежеспособность покупателя (заказчика) не
вызывает сомнения и добросовестность подтверждена опытом совместной работы.
Расчеты по инкассо представляют собой операцию, посредством которой банк по
поручению и за счет средств клиента осуществляет действия по получению от
должника платежа на основании расчетных документов. Платежные требования и
инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) через
обслуживающий его банк.
Платежное требование, являющееся расчетным документом, содержащим
требование кредитора (получателя средств) к должнику (плательщику) по уплате
определенной денежной суммы через банк, применяется при расчетах за
поставленные и выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях,
предусмотренных основным договором. Расчеты посредством платежных требований
могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика.
Без акцепта плательщика расчеты осуществляются в случаях, установленных
законодательством или предусмотренных сторонами по основному договору. Срок для
акцепта платежных требований, определяемый сторонами по основному договору,
должен быть не менее 5 рабочих дней.
Плательщик вправе досрочно акцептовать платежное требование путем
представления в банк заявления, составленного в произвольной форме, так же как
и отказаться полностью или частично от акцепта платежных требований с указанием
мотивов отказа, который оформляется заявлением об отказе от акцепта.
Характерной особенностью инкассовой формы расчетов является ее
направленность на защиту интересов покупателя в части проверки объема и
качества поступающего груза, его соответствия договорным обязательствам,
возможности отказа от оплаты по мотивированным причинам.[13,25]
Если организация покупает материалы, товары (работы, услуги) без
предварительной или немедленной оплаты счетов, возникает кредиторская
задолженность, которая погашается в установленные договором сроки. Данная
операция оформляется бухгалтерской записью:
Д-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными
дебиторами и кредиторами»
К-т сч. 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55
«Специальные счета»
Если же организация продает свою продукцию, либо другие
товарно-материальные ценности, основные средства, может возникать дебиторская
задолженность. В этом случае контрагент обязан погасить ее в установленные
договором сроки. В учете данная операция будет отражена записью:
Д-т сч. 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета»
К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными
дебиторами и кредиторами».[15]
При расчетах с поставщиками может так же возникать аккредитивная форма
расчетов, которая является одной из наиболее широко применяемых форм. Данная
форма направлена на сближение момента отгрузки с моментом платежа, тем самым,
решая проблему неплатежей.
Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство принимаемое
банком по поручению плательщика, чтобы произвести платеж средств в пользу
получателя.
Расчеты по аккредитивам учитываются на счете 55 «Специальные счета в
банках», субсчет «Аккредитивы».
Расчеты по аккредитивам, производимые по месту нахождения поставщика,
применяются, когда расчеты между покупателем и поставщиком носят
непериодический, разовый характер. Первым вступает в расчеты
покупатель-плательщик, обращаясь с заявлением на открытие аккредитива в свой
банк. Аккредитив может быть открыт или за счет свободного остатка средств на
расчетном счете покупателя, или за счет выданной ему ссуды. Могут открываться
следующие виды аккредитивов: покрытые (депонированные) и непокрытые
(гарантированные), отзывные и безотзывные.
Согласно плану платежей расчеты осуществляются между несколькими
компаниями при равноправных, постоянных поставках ТМЦ или оказании услуг
(поставка ацетилена, услуги автотранспорта и прочей продукции ежедневного
потребления без права хранения в компаниях). Согласно договору между
поставщиком и потребителем определяется постоянная плановая сумма стоимости и
количества продукции (услуг), подлежащая оплате каждый день. Такие расчеты
ведутся у поставщика с использованием счета 62 «Расчеты с покупателями и
заказчиками» субсчет «Расчеты плановыми платежами».[4,19]
Если между контрагентами расчеты производятся в форме авансовых платежей,
расход определяется по сумме перечисленной оплаты, т. е. при росте курса валюты
он не увеличивается, а при его падении - соответственно не уменьшается.
Суммовая разница при возникновении дебиторской задолженности определяется
как разница между суммой первоначально признанной задолженности и суммой
фактического платежа покупателя, а при возникновении кредиторской - как разница
между первоначально признанными расходами на приобретение материалов, товаров и
других материальных ценностей и фактическими расходами при их оплате.
Существуют безналичные формы расчетов с помощью векселей и ценных бумаг,
а также способы погашения задолженности не денежными средствами по разным
основаниям:
. товарообменные операции (бартерные сделки) - по договору мены;
. финансирование под уступку денежного требования (факторинг);
. исполнение обязательства третьим лицом, либо встречным
исполнением (зачет взаимных требований);
. перемена лиц в обязательстве: переход прав кредитора к другому
лицу (договор цессии); перевод долга;
. прекращение обязательства соглашением об отступном, новации,
прощении долга и др.[18]
1.2
Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками
К поставщикам и подрядчикам относят индивидуальных предпринимателей без
образования юридического лица (ИПБОЮЛ), которые являются поставщиками
товарно-материальных ценностей (работ, услуг).
В соответствии с Гражданским кодексом РФ поступление материальных
ценностей от поставщиков, выполнение работ и оказание услуг подрядчиками
производятся на основании заключенных договоров:
¾ поставки
(поставщик обязуется в назначенные сроки <#"867381.files/image001.gif">
Рентабельность продаж за 2012 г = 2890/29670 х 100=9,74%
Рентабельность продаж за 2013 г = 4854/33304 х 100 = 14,57%
) Рентабельность производства =
Рентабельность производства за 2012 г = 2890/22280 х 100=12,97%
Рентабельность производства за 2013 г = 4854/21670 х 100 = 22,40%
За время отчетного периода показатели рентабельности предприятия
увеличиваются в сравнении с базисным периодом. Соответственно, увеличивается
платежеспособность предприятия.
Рентабельность продаж в отчетном году выше на 4,83%, чем в предыдущем,
таким образом, это положительный фактор в развитии деятельности предприятия.
Рентабельность производства в 2012 году выросла на 9,43%, за счет
уменьшения себестоимости на 610 тыс. руб. и увеличения прибыли от реализации
продукта на 1964 тыс. руб.
Следующим этапом исследования будет анализ состава, структуры дебиторской
и кредиторской задолженности по состоянию на конец отчетного периода, используя
данные баланса.
Целью проведения анализа дебиторской задолженности является оценка
средств отвлеченных клиентом средств из хозяйственного оборота.
Далее, учитывая данные бухгалтерского баланса и его приложения, в таблице
2.4 рассмотрим более подробно структуру и состав дебиторской задолженности
компании «Сахэнергопром».
Таблица 2.4 Анализ состава и структура дебиторской задолженности
Статья дебиторской задолженности
|
На конец 2012 г.
|
На конец 2013 г.
|
Отклонение
|
|
|
|
в сумме, тыс. рублей
|
в %
|
Дебиторская задолженность, в том числе:
|
566
|
580
|
14
|
2,47
|
Долгосрочная
|
50
|
0
|
0
|
0
|
Краткосрочная
|
516
|
580
|
64
|
12,40
|
Расчеты с покупателями и заказчиками
|
340
|
300
|
-40
|
-11,76
|
Авансы выданные
|
50
|
180
|
130
|
260,00
|
Прочая дебиторская задолженность
|
126
|
100
|
-26
|
-20,63
|
Из приведенной выше таблицы видно, что за данный отчетный период
происходит периодическое увеличение дебиторской задолженности. Следовательно,
на конец 2013 года эта задолженность уже составила 580 тыс. руб., то есть по
сравнению с прошедшим периодом увеличилась на 2,47% (4 000 руб.), это говорит о
неэффективной организации управлением данного предприятия.
Рассмотрим в структуре оборотных активов, как производится расчет
дебиторской задолженности в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Дебиторская задолженность в структуре оборотных средств
Показатели
|
На конец 2012 г
|
На конец 2013
|
Изменение (+, -)
|
|
тыс. руб.
|
% к итогу
|
тыс. руб.
|
% к итогу
|
тыс. руб.
|
%
|
Запасы
|
1848
|
64,21
|
2000
|
64,72
|
152
|
108,23
|
НДС
|
190
|
6,60
|
120
|
3,88
|
-70
|
63,16
|
Дебиторская задолженность - всего
|
566
|
19,67
|
580
|
18,77
|
14
|
102,47
|
− расчеты с покупателями и заказчиками
|
340
|
11,81
|
300
|
9,71
|
-40
|
88,24
|
Денежные средства
|
174
|
6,05
|
270
|
8,74
|
96
|
155,17
|
Прочие оборотные активы
|
100
|
3,47
|
120
|
3,88
|
20
|
120,00
|
Итого
|
2878
|
100,00
|
3090
|
100,00
|
212
|
107,37
|
Таким образом, в 2013 году наблюдается снижение доли дебиторской
задолженности в структуре оборотных активов, на начало года их доля составляла
19,67%, к концу составила - 18,77%. Общая сумма дебиторской задолженности в
структуре оборотных активов выросла на 14 тыс. рублей и составила 580 тысяч
рублей.
.3 Анализ
расчетов с поставщиками
Для изучения состава и структуры кредиторской задолженности составляется
аналитическая таблица 2.6.
Таблица 2.6 Анализ состава и структура кредиторской задолженности
Статья кредиторской задолженности
|
На конец 2012 г.
|
На конец 2013 г.
|
Отклонение
|
|
|
|
в сумме, тыс. рублей
|
в %
|
Кредиторская задолженность
|
2306
|
1516
|
-790
|
-34,26
|
в том числе: поставщики и подрядчики
|
1506
|
616
|
-890
|
-59,10
|
задолженность перед персоналом организации
|
290
|
350
|
60
|
20,69
|
задолженность перед государственными внебюджетными фондами
|
118
|
181
|
63
|
53,39
|
задолженность по налогам и сборам
|
240
|
245
|
5
|
2,08
|
прочие кредиторы
|
152
|
124
|
-28
|
-18,42
|
По данным приведенным в таблице 2.6, можно сделать следующий вывод, что
произошли небольшие изменения в структуре и составе кредиторской задолженности.
При более подробном рассмотрении структуры кредиторской задолженности,
можно выделить основной удельный вес в общей сумме задолженности, который
принадлежит задолженности перед поставщиками и подрядчиками.
По расчётам с подрядчиками и поставщиками задолженность в 2012 году
составила 2306 тыс. рублей, а в 2013 г. показатель уменьшился - 1516 тыс.
рублей, это составило 59,1%.
В 2013 году наблюдается рост задолженности перед внебюджетными
государственными фондами на 53 000 рублей или на 53,39%. Почти по всем статьям
в суммарном значении, кредиторская задолженность уменьшилась.
В данном случае не наблюдается роста просроченной кредиторской
задолженности. Это говорит о том что, лимит по отгрузке товаров покупателям и
установленные сроки оплаты ими правильно соблюдены.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности сопоставляют с
коэффициентом оборачиваемости кредиторской задолженности для того, чтобы
сравнить условия кредитования компании с поставщиками и кредитования компанией
своих покупателей.[31]
В таблице 2.7 рассчитаны коэффициенты оборачиваемости и периоды
оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности.
Таблица 2.7
Оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности
Показатель
|
На конец 2012 года
|
На конец 2013 года
|
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности
|
14,75
|
17,43
|
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности
|
68,36
|
58,12
|
Период оборачиваемости дебиторской задолженности, день
|
5,34
|
6,28
|
Период оборачиваемости кредиторской задолженности, день
|
24,75
|
20,94
|
¾ Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности =
¾ Выручка от реализации товаров и услуг / Средняя величина
дебиторской задолженности
¾ Среднегодовая величина дебиторской задолженности = 0,5 х
(сумма на начало года + сумма на конец года)
¾ Оборачиваемость дебиторской задолженности в днях =
365/Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности
¾ Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности =
Выручка от реализации товаров и услуг / Средняя величина кредиторской
задолженности
¾ Средняя величина кредиторской задолженности= 0,5*(сумма на
начало года + сумма на конец года)
¾ Оборачиваемость кредиторской задолженности в днях = 365 /
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности
год: Кодз= 29670/0,5*[302+566]= 68,36
Одз = 365/68,36 = 5,34
Кокз= 29670/0,5*[1718+2306]= 14,75
Окз = 365/14,75= 24,75
год: Кодз= 33304/0,5*[566+580]= 58,12
Одз = 365/58,12= 6,28
Кокз= 33304/0,5*[2306+1516]= 17,43
Окз = 365/17,43= 20,94
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности предприятия менее
коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности, следовательно, чем
больше этот показатель, тем более лучше дела компании, то есть ситуация
считается благоприятной.
Если же коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности больше
коэффициента оборачиваемости кредиторской задолженности предприятия, то есть
дебиторская задолженность начнет восстанавливаться быстрее, чем кредиторская,
следовательно, предприятие может оплачивать по счетам поставщиков из оплат
покупателей и так же использовать средства поставщиков.[24,28]
Если рассмотреть период оборачиваемости кредиторской задолженности на
2013 год, то видно, что он намного больше периода оборачиваемости дебиторской
задолженности. Период оборота кредиторской задолженности описывается как
средняя длительность отсрочки платежей, предоставляемой компании поставщиками.
Таким образом, чем больше период, тем активнее компания финансирует
текущую промышленную деятельность за счет непосредственных участников
промышленного процесса (за счет нормативной отсрочки по уплате налогов,
отсрочки оплаты по счетам и т.д.).
На состояние дебиторской и кредиторской задолженности большое влияние
оказывает на финансовое состояние компании. Под управлением дебиторской
задолженности подразумевается контроль за оборачиваемостью средств в расчетах.
Прирост оборачиваемости в динамике характеризуется как положительная тенденция,
но в компании «Сахэнергопром» увеличение оборачиваемости не наблюдается, это
является негативным фактором для деятельности организации.
На основе результатов проведенного анализа, можно разработать меры,
которые направлены на снижение дебиторской и кредиторской задолженности.
Для ликвидации дебиторской и кредиторской задолженности, в ООО
«Сахэнергопром» предлагаем следующее:
− проводить классификацию покупателей (объем закупок, вида
приобретаемой продукции, платежеспособности клиента, истории кредитных
отношений и предлагаемых условий оплаты);
− следить за соотношениями кредиторской и дебиторской
задолженности;
− разработать различные модели договоров с гибкими условиями
оплаты.
Выводы:
Проанализировав данную главу, можно сделать вывод, что предприятие в
процессе своей каждодневной хозяйственной деятельности вступает в отношения с физическими
и юридическими лицами. А так же заключает и проводит сделки, выполняет
обязанности, предусмотренные заключенным договором и действующим
законодательством РФ. В результате данной деятельности у предприятия появляются
денежные обязательства, которые подлежат исполнению (кредиторская
задолженность) в установленные сроки, и наоборот, у других лиц возникает долг
по отношению к предприятию (дебиторская задолженность).
Кредиторская и дебиторская задолженность - это естественное состояние для
системы расчетов между организациями на территории России. Вряд ли в РФ
найдется хотя бы одна компания, которая на момент отчетного периода не имела
каких-либо задолженностей.
Процессу управления кредиторской и дебиторской задолженностью уделяется
недостаточно внимания, в связи с тем, что у многих предприятий пассивные и
активные обязательства стали обыденными и очевидными.
Авансированные денежные средства в каждом хозяйственном цикле должны
возвращаться в компанию с прибылью. Основным источником формирования финансовых
платежей является дебиторская задолженность. Однако кредиторская задолженность,
как долговое обязательство компании, содержит суммы потенциальных выплат,
нуждающихся в бухгалтерском наблюдении и контроле. Следовательно, основной
целью проведенного анализа дебиторской и кредиторской задолженности является
разработка плана мероприятий по улучшению существующей или формированию более
новой политики кредитования покупателей, направленной на увеличение прибыли
организации, снижение риска и ускорение расчетов неплатежей.
В разработке политики управления дебиторской и кредиторской
задолженностью акцент делается на оптимизацию общего размера задолженности,
расширение объема продаж продукции и обеспечение своевременной ее инкассации.
Заключение
В данной курсовой работе показан учет хозяйственных операций по счетам
бухгалтерского учета, связанных с расчетами с поставщиками и подрядчиками,
покупателями и заказчиками, расчетов с использованием векселей, расчеты
авансами.
Основной задачей бухгалтерского финансового учета является подготовка
данных для принятия управленческих решений. Без учета состояния расчетов с
дебиторами и кредиторами любое принятое решение не только не будет полноценным,
но и может быть ошибочным.
На практическом примере мы рассмотрели, компанию ООО «Сахэнергопром»,
существующую на российском рынке с 1993 года, процесс проведения анализа
расчетов и бухгалтерского учета с покупателями и поставщиками.
В данной компании за 2013 год выручка от реализации выросла, что говорит
о росте продаж продукции Военный комиссариат Забайкальского края. Выросли так
же валовая прибыль, прибыль от реализации и до налогообложения. В 2013 году
тоже наблюдается прирост чистого дохода, из чего можно сделать вывод об
увеличении эффективности продаж предприятия по всем показателям прибыли.
За отчетный период происходит периодическое увеличение дебиторской
задолженности. Следовательно, это говорит о неэффективной организации
управлением данного предприятия.
В 2013 году наблюдается рост задолженности перед внебюджетными государственными
фондами. Почти по всем статьям в суммарном значении, кредиторская задолженность
уменьшилась. Также не наблюдается роста просроченной кредиторской
задолженности. Это говорит о том что, лимит по отгрузке товаров покупателям и
установленные сроки оплаты ими правильно соблюдены.
В данной компании оказалось, что рентабельность продаж в отчетном году
выше, чем в предыдущем, таким образом, это положительный фактор в развитии
деятельности предприятия.
В ООО «Сахэнергопром» увеличение оборачиваемости не наблюдается, это
является негативным фактором для деятельности организации.
Для ликвидации дебиторской и кредиторской задолженности, в компании
«Сахэнергопром» можно предложить:
− проводить классификацию покупателей (объем закупок, вида
приобретаемой продукции, платежеспособности клиента, истории кредитных
отношений и предлагаемых условий оплаты);
− следить за соотношениями кредиторской и дебиторской
задолженности;
− разработать различные модели договоров с гибкими условиями
оплаты.
Таким образом, если разработать меры, направленные на уменьшение
дебиторской и кредиторской задолженности, а также соблюдать всем требованиям,
то деятельность предприятия может выйти из данного положения, что будет
являться положительным фактором.
Список
использованной литературы
1) Гражданский
кодекс Российской Федерации часть 1: Федеральный закон, № 51-ФЗ от 30.11.94 г.
) Гражданский
кодекс Российской Федерации часть 2: Федеральный закон, № 14-ФЗ от 26.01.96 г.
) Налоговый
кодекс Российской Федерации часть 1: Федеральный закон, № 146 от 31.07.98 г.
) Налоговый
кодекс Российской Федерации часть 2: Федеральный закон, № 117-ФЗ от 05.08.00 г.
) Федеральный
закон о переводном и простом векселе №48 от 11 марта 1997 г.
) Федеральный
закон «О бухгалтерском учете» № 402 от 23.07.2013
) Федеральный
закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных
денежных расчетов и (или) расчетов с использованием пластиковых карт» № 54 от
22.05.03
) Положение
о правилах осуществления перевода денежных средств» (утв. Банком России № 383-П
от 15.07.2013)
) Положение
по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ № 34 от 29.07.98 г.
) Положение
по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» 5/98,
Приказ Минфина РФ № 25 от 15.06.98
) Постановление
Правительства РФ № 1137 от 28.05.2013 «О формах и правилах заполнения (ведения)
документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость»
) Приказ
Минфина России № 33 от 27.04.2013 «Об утверждении Положения по бухгалтерскому
учету «Расходы организации» 10/99»
) Приказ
Минфина России № 106 от 18.12.2013) «Об утверждении положений по бухгалтерскому
учету»
) Приказ
Минфина России № 107 от 27.04.2013 «Об утверждении Положения по бухгалтерскому
учету «Учет расходов по займам и кредитам» 15/2008»
) План
счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и
Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России № 94 от
31.10.2000
16) Абрютина,
М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / М.С. Абрютина,
А.В. Грачев. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 516 с.
17) Астахов
В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие/ 9-е изд., перераб. и
доп.. - М.: Юрайт, 2012, - 955 с.
18) Бабаев
Ю.А. Бухгалтерский финансовый учет. Практикум: учеб.пособие для вузов. Под ред.
проф. Бабаева Ю.А. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник, 2008. -
650с.
) Беликова
Т.Н. Бухгалтерский учёт и отчётность от нуля до баланса. - СПб.: Питер, 2008. -
256с.
20) Беликова
Т.Н., Минаева Л.Н. Все о счетах бухгалтерского учета // Питер. - СПб.: 2008 -
160 с.
21) Веревка
Т.В. Анализ и диагностика хозяйственной деятельности. - СПб.:
Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет , 2010.
- 66 с.
22) Вещунова
Н. Л. Бухгалтерский и налоговый учет / 3-е изд., перераб. и доп.. - М.:
Проспект, 2009, 848 с.
23) Войтоловский
Н. В., Калинина А. П., Мазурова И. И. Комплексный экономический анализ
предприятия: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009. 576 с.
24) Донцова
Л.В., Никифорова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. М.: ЮНИТИ,
2008. - 480 с.
) Захарьин
В.Р. Комментарии к положениям по бухгалтерскому учету (ПБУ). - М.: Омега-Л ,
2007. - 637 с.
) Зонова
А. В., Бачуринская И. Н., Горячих С. П. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное
пособие. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2012. - 480 с.
) Климова
Н.В. Экономический анализ. - СПб: Питер, 2010. - 192 с.
) Кондраков
Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет. - 2-е изд., доп. и
перераб.. - М.: Проспект, 2012. - 504 с.
) Крюков
А.В. Бухгалтерский учет. - М. Эксмо, 2010. - 368 с.
) Посредников
М. Система управления дебиторской задолженностью на предприятии c большим
количеством должников , 2012. -215 с.
) Прыкин
Б. В. Экономический анализ предприятия: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
- 301 с.
32) Райзберг
Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь.
5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М,2007. - 495 с.
33) Черемисина
С.В., Тюленева Н.А., Земцов А.А. Бухгалтерский и налоговый учет. - Томск:
Изд-во «Ветер», 2010. - 672 с.
) Филина
Ф.Н. Дебиторская и кредиторская задолженность: острые вопросы налогообложения.
Практикум бухгалтера. - М.: Изд-во ГроссМедиа, 2008. - 152 стр.
) Шеремет
А. Д. Теория экономического анализа: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 352 с.
Приложения
Приложения 1
Бухгалтерская отчетность организации за 2013 г.
Бухгалтерский баланс тыс. руб.
АКТИВ
|
Код
|
31.12.10
|
31.12.11
|
31.12.12
|
1. ВНЕОБОРОТНЫЕ
АКТИВЫ Нематериальные активы
|
110
|
8
|
10
|
Основные средства
|
120
|
2014
|
2195
|
2300
|
Незавершенное строительство
|
130
|
|
731
|
1376
|
Доходные вложения в материальные ценности
|
135
|
|
|
|
Долгосрочные финансовые вложения
|
140
|
|
|
80
|
Отложенные налоговые активы
|
145
|
|
|
24
|
Итого по разделу I
|
190
|
2023
|
2934
|
3790
|
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы
|
210
|
1214
|
1848
|
2000
|
в том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности
|
211
|
1022
|
1444
|
1500
|
затраты в незавершенном производстве
|
213
|
117
|
153
|
200
|
готовая продукция и товары для перепродажи
|
214
|
66
|
158
|
183
|
расходы будущих периодов
|
216
|
9
|
93
|
117
|
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
|
220
|
53
|
190
|
120
|
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются
более чем через 12 месяцев после отчетной даты)
|
230
|
|
50
|
|
в том числе: покупатели и заказчики
|
231
|
|
|
|
прочие дебиторы
|
232
|
|
50
|
|
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в
течение 12 месяцев после отчетной даты)
|
240
|
302
|
516
|
580
|
в том числе: покупатели и заказчики
|
241
|
302
|
340
|
300
|
авансы выданные
|
242
|
|
50
|
180
|
прочие дебиторы
|
243
|
|
126
|
100
|
Краткосрочные финансовые вложения
|
250
|
|
100
|
120
|
Денежные средства
|
260
|
149
|
174
|
270
|
Итого по разделу II
|
290
|
1718
|
2878
|
3090
|
БАЛАНС
|
300
|
3741
|
5812
|
6880
|
ПАССИВ III.
КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ Уставный капитал
|
410
|
500
|
500
|
500
|
Собственные акции, выкупленные у акционеров
|
411
|
( )
|
( )
|
( )
|
Добавочный капитал
|
420
|
480
|
480
|
480
|
Резервный капитал
|
430
|
80
|
166
|
180
|
в том числе резервы, образованные в соответствии с:
законодательством учредительными документами
|
431 432
|
80
|
80 86
|
80 100
|
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
|
470
|
(342)
|
1204
|
3254
|
Итого по разделу III
|
490
|
718
|
2350
|
4414
|
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты
|
510
|
|
|
|
Отложенные налоговые обязательства
|
515
|
|
|
|
Прочие долгосрочные обязательства
|
520
|
|
|
|
Итого по разделу IV
|
590
|
|
|
|
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты
|
610
|
1260
|
1128
|
935
|
Кредиторская задолженность
|
620
|
1718
|
2306
|
1516
|
в том числе: поставщики и подрядчики
|
621
|
1250
|
1506
|
616
|
задолженность перед персоналом организации
|
622
|
164
|
290
|
350
|
задолженность перед государственными внебюджетными фондами
|
623
|
61
|
118
|
181
|
задолженность по налогам и сборам
|
624
|
180
|
240
|
245
|
прочие кредиторы
|
625
|
63
|
152
|
124
|
Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов
|
630
|
|
|
|
Доходы будущих периодов
|
640
|
20
|
8
|
|
Резервы предстоящих расходов
|
650
|
25
|
20
|
15
|
Итого по разделу V
|
690
|
3023
|
3462
|
2466
|
БАЛАНС
|
700
|
3741
|
5812
|
6880
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
Отчет о финансовых результатах тыс. руб.
Наименование показателя
|
Код стр.
|
За 2013 г.
|
За 2012 г.
|
Доходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка
(нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на
добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
|
010
|
33304
|
29670
|
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг
|
020
|
(21670)
|
(22280)
|
Валовая прибыль
|
029
|
11634
|
7390
|
Коммерческие расходы
|
030
|
(2550)
|
(1480)
|
Управленческие расходы
|
040
|
(4230)
|
(3020)
|
Прибыль (убыток) от продаж
|
050
|
4854
|
2890
|
Прочие доходы и расходы Проценты к получению
|
060
|
75
|
38
|
Проценты к уплате
|
070
|
(655)
|
(240)
|
Доходы от участия в других компаниях
|
080
|
|
|
Прочие доходы
|
090
|
246
|
236
|
Прочие расходы
|
100
|
(666)
|
(480)
|
Прибыль (убыток) до налогообложения
|
140
|
3854
|
2444
|
Отложенные налоговые активы
|
141
|
24
|
-
|
Отложенные налоговые обязательства
|
142
|
-
|
-
|
Текущий налог на прибыль
|
150
|
(776)
|
(489)
|
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода
|
190
|
3102
|
1955
|
СПРАВОЧНО Постоянные налоговые обязательства (активы)
|
200
|
195
|
-
|
Базовая прибыль (убыток) на акцию
|
301
|
1,287
|
0,736
|
Разводненная прибыль (убыток) на акцию
|
302
|
0,976
|
0,583
|
Приложение 3
Приложение к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах
тыс. руб.
. Нематериальные активы
Наименование показателя
|
код
|
Наличие на 01.01.12
|
Поступило
|
Выбыло
|
Наличие на 31.12.12г.
|
Объекты интеллектуальной собственности
|
010
|
11
|
4
|
( - )
|
15
|
в том числе: у правообладателя на программы ЭВМ, базы
данных
|
012
|
11
|
4
|
( - )
|
15
|
Амортизация нематериальных активов - всего
|
050
|
3
|
5
|
у правообладателя на программы ЭВМ, базы данных
|
052
|
3
|
5
|
. Основные средства
Наименование показателя
|
код
|
Наличие на 01.01.12
|
Поступило
|
Выбыло
|
Наличие на 31.12.12
|
Здания
|
020
|
2199
|
|
( )
|
2199
|
Сооружения и передаточные устройства
|
030
|
123
|
|
( )
|
123
|
Машины и оборудование
|
040
|
736
|
304
|
( 327 )
|
713
|
Транспортные средства
|
050
|
506
|
90
|
( 310 )
|
286
|
Производственный и хозяйственный инвентарь
|
060
|
86
|
56
|
( 60 )
|
82
|
Итого
|
120
|
3650
|
450
|
( 697 )
|
3403
|
Наименование показателя
|
код
|
на 31.12.12
|
Амортизация основных средств - всего
|
140
|
1455
|
1103
|
в том числе:зданий и сооружений
|
141
|
603
|
547
|
машин, оборудования, транспортных средств
|
142
|
812
|
519
|
других
|
143
|
40
|
37
|
3. Финансовые вложения
Наименование показателя
|
код
|
Долгосрочные
|
Краткосрочные
|
|
|
на 01.01.12
|
на 31.12.12
|
на 01.01.12
|
на 31.12.12
|
Вклады в уставные капиталы других организаций
|
510
|
|
50
|
|
|
Предоставленные займы
|
525
|
|
30
|
|
|
Прочие
|
535
|
|
|
100
|
120
|
Итого
|
540
|
|
80
|
100
|
120
|
. Дебиторская и кредиторская задолженность
Наименование показателя
|
код
|
На 01.01.12 г.
|
На 31.12.12 г.
|
Дебиторская задолженность: краткосрочная - всего
|
610
|
516
|
580
|
в том числе: расчеты с покупателями и заказчиками
|
611
|
340
|
300
|
авансы выданные
|
612
|
50
|
180
|
прочая
|
613
|
126
|
100
|
долгосрочная - всего
|
620
|
50
|
|
в том числе: прочая
|
621
|
50
|
|
Итого
|
600
|
566
|
580
|
Краткосрочные обязательства - всего:
|
630
|
3434
|
2451
|
кредиты
|
631
|
1128
|
935
|
расчеты с поставщиками и подрядчиками
|
632
|
1506
|
616
|
авансы полученные
|
633
|
100
|
120
|
расчеты по налогам и сборам
|
634
|
358
|
426
|
прочая
|
635
|
342
|
354
|
Итого
|
640
|
3434
|
2451
|
.Затраты на производство
Наименование показателя
|
код
|
За 2013 год
|
За 2012 год
|
Материальные расходы
|
710
|
18699
|
17520
|
Расходы на оплату труда
|
720
|
4733
|
4900
|
Отчисления на социальные нужды
|
730
|
2002
|
1502
|
Амортизация
|
740
|
179
|
165
|
Прочие расходы
|
750
|
2837
|
2693
|
Итого по элементам расходов
|
760
|
28450
|
26780
|
Изменение остатков (прирост [+], уменьшение [-]):
незавершенного производства
|
765
|
25
|
(12)
|
расходов будущих периодов
|
766
|
11
|
18
|
резервов предстоящих расходов
|
767
|
5
|
12
|