Федеральный закон 'О Бухгалтерском учете': анализ изменений
ЧЕБОКСАРСКИЙ
КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
АНО ОВО ЦС
РФ «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»
Кафедра
бухгалтерского учета и аудита
Реферат
на тему:
«Федеральный
закон "О Бухгалтерском учете": анализ изменений»
Выполнили:
студенты гр. ГМУ1-О/Б/ЧЕБ12
Сергеева Т. С., Иванов И.А.
Проверила:
Никандрова Р.С.
ЧЕБОКСАРЫ
- 2015
Содержание
Введение
Анализ
содержания Федерального закона РФ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском
учете»
Особенности
ведения учета учреждениями государственного сектора экономики
Закон
"О Бухгалтерском учете" и его значение для развития
экономики
Заключение
Список
использованных источников
Введение
Значение бухгалтерского учета в современное
время сложно недооценить, он выступает инструментом многих рыночных отношений,
что доказывает актуальность и практическую значимость выбранной темы.
Посредством бухгалтерского учета,
осуществляемого различными экономическими субъектами страны, формируется
достоверная информация о хозяйственных процессах и результатах деятельности
юридических и физических лиц, которая своевременно предоставляется внутренним и
внешним пользователям. Конституционным Судом РФ неоднократно подчеркивалось
публичность, императивность, необходимость единообразных требований к ведению
бухгалтерского учета. Следует отметить, что отрасль бухгалтерского учета в
нашей стране является устоявшейся, а потому достаточно консервативной, трудно
поддающейся каким-либо преобразованиям, изменениям и новшествам. Однако условия
современной экономики, темпы развития рыночных отношений таковы, что положения
Закона №129-ФЗ не всегда им соответствуют и удовлетворяют.
С момента принятия в 1996 году Федерального
закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» прошло почти двадцать
лет. За это время изменилось очень многое: идет реформирование бюджетного
сектора экономики, бухгалтерский учет практически компьютеризирован, появились
электронные документы и электронные подписи, изменились условия хозяйствования,
а перед учреждениями государственного сектора экономики поставлены новые
задачи. Все это стало естественной причиной для подготовки и принятия нового
законодательного акта, а именно Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О
бухгалтерском учете», вступившего в силу с 1 января 2013 года, регулирующего
организацию и ведение бухгалтерского учета в России.
Целью данной работы является анализ изменений
отрасли бухгалтерского учета в Российской Федерации согласно Федеральному
закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Предметом исследования являются правовые основы
функционирования отрасли бухгалтерского учета, а так же особенности ее
совершенствования.
В соответствии с целью и предметом исследования
сформулированы следующие задачи:
проанализировать изменения отрасли
бухгалтерского учета;
обосновать значение Федерального закона РФ от
06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» для развития экономики.
Анализ содержания Федерального
закона РФ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
закон бухгалтерский учет
государственный
До 2013 года нормативное регулирование
бухгалтерского учета и отчетности осуществлялось в соответствии с Федеральным
законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Но к 2011 году
появилась осознанная необходимость в единых требованиях к учету и отчетности.
Данная потребность нашла свое воплощение в новом проекте федерального закона.
Документ содержит 31 статью, каждая из них
регулирует экономические отношения, возникающие при применении федерального
закона в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности
экономическими субъектами Российской Федерации, а также основные требования к
составу предоставляемой ими отчетности.
Анализируя документ, необходимо ответить на ряд
вопросов, возникшие в связи со вступлением в силу нового закона. Какие
произошли изменения по сравнению с предыдущим законом?
1. Круг лиц,
на которых распространяется действие данного закона.
Начиная с 2013 года все экономические субъекты,
поименованные в статье 2 Закона №402-ФЗ, обязаны обеспечить ведение
бухгалтерского учета в соответствии с указанным законом. Ведение Закона №402-ФЗ
распространяется на определенных лиц, именуемых экономическими субъектами:
Во избежание споров по вопросу о сфере действия
Закона № 402-ФЗ, он вводит более определенные формулировки, говоря не просто об
организациях, находящихся на территории Российской Федерации, а о коммерческих
и некоммерческих организациях; выделяя отдельную категорию
"публичных" экономических субъектов; упоминая в перечне Центральный
банк Российской Федерации.
2.
Руководитель экономического субъекта.
На первый взгляд, роль руководителя по отношению
к бухгалтерскому учету не изменилась. Во всяком случае никаких революционных
норм в Законе № 402-ФЗ нет, однако в нем впервые дано определение того, кто
является руководителем экономического субъекта:
Руководитель - это лицо, являющееся единоличным
исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за
ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы
функции единоличного исполнительного органа (ст. 3 Закона № 402-ФЗ).
По сравнению со старым Законом № 129-ФЗ,
согласно которому руководитель нес ответственность за организацию
бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных
операций (п. 1 ст. 6), по новому Закону № 402-ФЗ руководитель организует
ведение бухгалтерского учета и хранение финансовых документов (п. 1 ст. 7). При
этом руководитель обязан возложить ведение бухгалтерского учета на
главного бухгалтера или иное должностное лицо либо заключить договор об
оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (п. 3 ст. 7).
В Законе № 402-ФЗ впервые четко сформулирован
момент, когда отчетность считается составленной. Так, в соответствии с п. 8 ст.
13 Закона № 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной
после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем
экономического субъекта. Таким образом, руководитель ставит последнюю точку в
работе бухгалтера по составлению всех видов отчетности. Следовательно, все
остальные административные вопросы по организации и ведению бухгалтерского
учета в учреждениях должны регулироваться иными нормативными документами и
локальными актами.
3. Бухгалтерская
отчетность.
Согласно новому закону годовая бухгалтерская
(финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных этим законом,
состоит из:
бухгалтерского баланса;
отчета о финансовых результатах и приложений к
ним.
Тем самым положение о составе бухгалтерской
отчетности приведено в соответствие с приказом Минфина России «О формах
бухгалтерской отчетности». В нем говорится, что приложениями к бухгалтерскому
балансу и отчету о прибылях и убытках являются отчет о движении денежных
средств и отчет об изменениях капитала, а также иные приложения (пояснения),
которые составляются в текстовой или табличной форме (т.е. в виде пояснительной
записки).
В составе отчетности не поименовано аудиторское
заключение, т.к. оно представляется вместе с отчетностью, подлежащей
обязательному аудиту, но не является ее частью.
Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ
Статья 13 <...>
В случае опубликования бухгалтерской
(финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая
бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с
аудиторским заключением.
По новым правилам бухгалтерская отчетность
считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе
руководителем экономического субъекта. Пока еще бухгалтерская отчетность
подписывается руководителем и главным бухгалтером организации.
В законе закреплены новые положения об
особенностях составления бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации и
реорганизации юридического лица, ведь порядок составления такой отчетности
отличается от общего порядка.
Особенности ведения учета
учреждениями государственного сектора экономики
Закон № 402-ФЗ содержит отдельные нормы, которые
указывают на особенности регулирования бухгалтерской деятельности в
организациях государственного сектора экономики. В статье 3 Закона № 402-ФЗ
содержится определение таких организаций.
Организации государственного сектора - это
государственные (муниципальные) учреждения, государственные академии наук,
государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления
государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных
государственных внебюджетных фондов.
На организации государственного сектора
экономики, согласно Закону № 402-ФЗ, распространяются положения бюджетного
законодательства РФ в следующих случаях:
. при установлении форм первичных учетных
документов (ст. 9);
. при установлении регистров бухгалтерского
учета (ст. 10);
. при установлении состава бухгалтерской (финансовой)
отчетности (ст.14), а также в случае установления порядка составления
бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации (ст. 16).
Хотя бюджетные и автономные учреждения не
являются участниками бюджетного процесса и их деятельность регламентируется
иными федеральными законами, на них так же, как и на казённые учреждения,
распространяется действие приказа Минфина России от 15.12.2010 № 173н. "Об
утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета,
применяемых органами государственной власти (государственными органами),
органами местного самоуправления, органами управления государственными
внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными
(муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению"
Кроме того, на казённые учреждения и на
получателей бюджетных средств распространяется Инструкция о порядке составления
и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении
бюджетов бюджетной системы РФ (утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 №
191н с учетом изменений, внесенных приказом Минфина России от 26.10.2012 №
138н).
В свою очередь бюджетные и автономные учреждения
применяют Инструкцию о порядке составления, представления годовой, квартальной
бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных
учреждений (утв. приказом Минфина России от 25.03.2010 № 33н) с учетом
изменений, внесенных приказом Минфина России от 26.10.2012 № 139н.
Таким образом, начиная с 2013 года все
нормативные акты, регулирующие особенности формирования первичных учетных
документов, регистров учета и составления бухгалтерской отчетности, применяемые
государственными (муниципальными) учреждениями, не должны противоречить Закону
№ 402-ФЗ.
Закон "О Бухгалтерском
учете" и его значение для развития экономики
Постоянно совершенствуясь, бухгалтерский учет
является языком бизнеса и частного предпринимательства, то есть важнейшим
звеном формирования рыночной экономики.
На сегодняшний день в России система
регулирования учета и отчетности состоит из четырех уровней. Преобразования в
экономике страны, новые рыночные условия хозяйствования, распространение
международных стандартов финансовой отчетности оказали большое влияние на
формирование этой системы. Первый уровень образует Федеральный закон «О
бухгалтерском учете» № 402-ФЗ и другие законодательные акты.
Законодательство Российской Федерации о
бухгалтерском учете состоит из множества федеральных законов, в том числе из
Федерального закона «О бухгалтерском учете», и нормативных правовых актов,
принятых в соответствии с ними.
Министерство финансов Российской Федерации
работает при действенном участии бухгалтерской общественности страны и
выполняет функции регулирования, а также постановки бухгалтерского учета и
составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Современная система регулирования бухгалтерского
учета и отчетности в России формируется под активным влиянием процесса
распространения во всем мире международных стандартов финансовой отчетности -
МСФО, которые разрабатываются Советом по международным стандартам финансовой
отчетности (International Accounting Standard Committee - IASC).
По международным стандартам финансовой
отчетности разработана Программа реформирования бухгалтерского учета согласно
требованиям рыночной экономики и МСФО. Основной целью данной Программы является
приведение национальной системы бухгалтерского учета; формирование системы
национальных стандартов бухгалтерского учета и отчетности, которые обеспечивают
нужной информацией пользователей; согласование реформы бухгалтерского учета в
Российской Федерации с основными тенденциями стандартов на международном
уровне; оказание методической помощи организациям в понимании и введении
реформированной модели бухгалтерского учета в стране.
Основным направлением Закона №402-ФЗ является
приведение норм Закона № 129-ФЗ, которые регулируют систему бухгалтерского
учета в стране, в соответствие с меняющимися экономическими условиями
деятельности хозяйственных субъектов для формирования и раскрытия достоверной и
полной информации о финансовом положении этих субъектов, изменениях в их
финансовом положении.
Целью переработки основополагающего в
учетно-экономической сфере законодательного акта является приведение концепции
регулирования бухгалтерского учета в соответствие с меняющимися экономическими
условиями деятельности экономических субъектов.
Новый Закон акцентируется на бухгалтерской
(финансовой) отчетности, что является конечным результатом бухгалтерского
учета. Цель - бухгалтерская отчетность должна стать в полном смысле слова
финансовой, приближенной к Международным стандартам финансовой отчетности и
должна давать собственникам бизнеса, а также заинтересованным лицам,
представление о реальном имущественном и финансовом положении экономического
субъекта.
На основе формируемой в соответствии с данными
бухгалтерского учета хозяйствующих субъектов финансовой отчетности внешними и
внутренними пользователями принимаются управленческие решения. Причем указанный
аспект имеет большое народнохозяйственное значение, так как получение
достоверной финансовой информации о деятельности экономических субъектов -
основная цель бухгалтерского учета. В связи с этим понятна и роль
бухгалтерского учета, от которого во многом зависит стабильность всего
российского общества. Из этого следует, что государство вполне правомерно
оставляет контроль в указанной сфере за собой и не может допустить абсолютно
либерального порядка, основанного на полном саморегулировании отношений.
Важнейшие аспекты нового облика системы
регулирования бухгалтерского учета, содержащиеся в законе №402-ФЗ:
введено смешанное регулирование бухгалтерского
учета - государственное и негосударственное (со стороны профессионального
сообщества и пользователей, данных бухгалтерского учета);
введен общественный контроль за содержанием
разрабатываемых документов, регулирующих правила ведения бухгалтерского учета,
и практикой их применения, для чего создается Совет по стандартам
бухгалтерского учета;
установлена жесткая иерархия документов,
регулирующих бухгалтерский учет, обеспечивающая взаимосвязь и
непротиворечивость нормативной базы;
применение международных стандартов определено
как основа разработки федеральных и отраслевых стандартов;
разграничены полномочия органов, осуществляющих
разработку правил (в том числе стандартов) бухгалтерского учета, и контроля за
их исполнением.
Согласно п. 11 ст. 21 Закона от 06.12.2011
№402-ФЗ стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения
организации и ведения им бухгалтерского учета. Пунктом 12 указанной статьи
устанавливается, что «необходимость и порядок разработки, утверждения,
изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим
субъектом самостоятельно» [1]. Эта норма подчеркивает отличие стандартов
экономического субъекта в области бухгалтерского учета от его учетной политики,
формирование которой является обязательной для организации процедурой.
С целью формирования государственного
информационного ресурса ст. 18 Закона №402-ФЗ установлена норма об обязательном
представлении экономическими субъектами (за исключением организаций
государственного сектора и Центрального банка РФ, которые также представляют
годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность), одного экземпляра годовой
бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по
месту их государственной регистрации. В связи с этим следует отметить, что
данная норма не отменяет обязанности экономических субъектов представлять
бухгалтерскую отчетность в другие адреса, например, налоговым органам,
собственникам организаций, кредитным учреждениям и т.д. Просто в этих случаях
представление бухгалтерской отчетности осуществляется на основании иных
нормативных актов. В частности, в органы ФНС России на основании Налогового кодекса
РФ, собственникам - на основании корпоративного законодательства (например,
акционерными обществами на основании Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ
«Об акционерных обществах»).
Огромное значение в Законе №402-ФЗ придается
созданию условий по выработке научно обоснованных перспектив развития
методологического обеспечения бухгалтерского учета. В связи с этим в ст. 26
Закона №402-ФЗ установлены требования к содержанию, порядку внесения
предложений и процедуре утверждения программы разработки федеральных
стандартов.
Закон «О бухгалтерском учете» отражает новый для
российского законодательства подход к формированию системы документов,
регулирующих практику ведения официального бухгалтерского (финансового) учета
экономическими субъектами в России. При этом введены многие новации,
раскрывающие преемственность норм нового Федерального Закона №402-ФЗ
относительно существовавшей системы регулирования учетной практики.
Следовательно, трудно недооценить роль и
значение бухгалтерского учета в современное время, так как он выступает
реальным и эффективным инструментом рыночных отношений для развития экономики
страны.
Заключение
До 2013 года нормативное регулирование
бухгалтерского учета и отчетности осуществлялось в соответствии с Федеральным
законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Но к 2011 году
появилась осознанная необходимость в единых требованиях к учету и отчетности.
Данная потребность нашла свое воплощение в новом проекте федерального закона.
Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском
учете» содержит немало новых требований и изменений, которые могут показаться
непривычными и вызывающими сомнение у специалистов, привыкших к старым нормам
закона 1996г. Но он не изменяет положение вещей кардинально, а лишь отражает
специфику развития российской экономики на современном этапе, эпохе знаний и
инноваций, позволяет устранить устаревшие нормы, неэффективные положения и
пробелы, выявленные в результате анализа практики, способствует установлению
единых требований к бухгалтерскому учету и отчетности, а также созданию
адекватного правового механизма регулирования, преподносит возможности для
формирования надежной информации о финансовом состоянии компаний и о том, как
это состояние меняется со временем.
Несмотря на то, что с первого января 2013 года
вступил в силу новый федеральный закон «О бухгалтерском учете» требования по
организации ведения бухгалтерского учета практически сохранились прежние.
Федеральный закон является основным законодательным документом по организации
бухгалтерского учета и предназначен в первую очередь для руководителей
экономических субъектов.
Важнейшие аспекты нового облика системы
регулирования бухгалтерского учета, содержащиеся в законе №402-ФЗ:
введено смешанное регулирование бухгалтерского
учета - государственное и негосударственное (со стороны профессионального
сообщества и пользователей, данных бухгалтерского учета);
введен общественный контроль за содержанием
разрабатываемых документов, регулирующих правила ведения бухгалтерского учета,
и практикой их применения, для чего создается Совет по стандартам
бухгалтерского учета;
установлена жесткая иерархия документов,
регулирующих бухгалтерский учет, обеспечивающая взаимосвязь и
непротиворечивость нормативной базы;
применение международных стандартов определено как
основа разработки федеральных и отраслевых стандартов;
разграничены полномочия органов, осуществляющих
разработку правил (в том числе стандартов) бухгалтерского учета, и контроля за
их исполнением.
Список использованных источников
1.
О бухгалтерском учете: Федеральный закон РФ от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ //
Собр. законодательства РФ. - 1996. - № 48. - Ст. 5369.
.О
бухгалтерском учете: Федеральный закон РФ от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ //
Собр. законодательства РФ. - 2011. - № 50. - Ст. 7344.
.План
Министерства финансов Российской Федерации на 2012-2015 годы по развитию
бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе
Международных стандартов финансовой отчетности. Утвержден Приказом Минфина
России от 30 ноября 2011 № 440.
Приказ
Минфина РФ от 15.12.2010 N
173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров
бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти
(государственными органами), органами местного самоуправления, органами
управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями
наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по
их применению" (Зарегистрировано в Минюсте РФ от 01.02.2011 N
19658) [[Электронный ресурс]] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108357/
.Приказ
Минфина России от 02.07.2010 N 66н (ред. от 04.12.2012) "О формах
бухгалтерской отчетности организаций" [[Электронный ресурс]]
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_141042/
.Федеральный
закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» [Электронный ресурс]
http://www.consultant.ru/popular/buch/
Приказ
Минфина РФ от 25.03.2011 N
33н (ред. от 29.12.2014) "Об утверждении Инструкции о порядке составления,
представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных
(муниципальных) бюджетных и автономных учреждений" (зарегистрировано в
Минюсте РФ 22.04.2011 N
20558) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.04.2015) [[Электронный ресурс]]
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175452/
.Ибрагимова
А.Х. Изменения в законодательства о бухгалтерском учете // «Актуальные вопросы
современной экономики». 2014. №1, Махачкала.
.Ложников
И.Н. Комментарий к Закону «О бухгалтерском учете»//Вестник бухгалтера
Московского региона.-№4-2012. [[Электронный ресурс]]:
http://www.ipbmr.ru/?page=vestnik_2012_4_lozhnikov