Налогообложение физических лиц

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,43 Кб
  • Опубликовано:
    2016-03-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Налогообложение физических лиц

минобрнауки россии

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра Информационных технологий








КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

на тему «Налогообложение физических лиц"

Выполнила Дербанова Анжелика

Руководитель Живиця А.Э.





Череповец, 2015 год

Содержание

Введение

.Теоретические аспекты налогообложения физических лиц

.1Экономическая сущность и значение налогов с населения

.2Налог на доходы физических лиц

.3Налог на имущество физических лиц

.4Налоговые вычеты

.Анализ налогообложения физических лиц

.1Налоговые ставки по налогу на доходы физических лиц

.2Анализ доходов в бюджет Волгоградской области поступивших от налогов физических лиц

.3Основные рекомендации по налогообложению доходов физических лиц

Заключение

Список литературы

Введение

Принятие в России нового Налогового кодекса выявило ряд острых проблем, требующих решения в ближайшее время. Многие из них связаны с введением новых ставок и льгот на доходы физических лиц. Существующий подход к налогообложению граждан не изменил коренным образом имеющиеся недостатки законодательства.

Налоговая политика в нашей стране направлена исключительно на поддержание бюджета, а не производителя. А принятые изменения в Налоговом кодексе, по моему мнению, не снимают налогового бремени с предприятий, зато «облегчили» жизнь состоятельных граждан.

В условиях рыночной экономики роль и значение налогов резко возрастает. Налоговая система оказывает существенное воздействие на экономику в целом. Она играет регулирующую роль в финансово-хозяйственной деятельности отдельных предприятий и в целом по стране.

Налоги в Российской Федерации уплачивают физические и юридические лица. Основными видами налогов, обеспечивающих большую долю поступлений в бюджет являются: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и налог на доходы физических лиц.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что налог на доходы физических лиц является основным в системе налогообложения населения. Налог на доходы физических лиц входит в пятерку налогов, обеспечивающих большую часть поступлений в федеральный бюджет России.

Налог с доходов физических лиц является одним из экономических рычагов в руках государства, с помощью которого оно должно решать зачастую трудно совместимые задачи: обеспечивать достаточные поступления в бюджеты всех уровней; регулировать уровень доходов населения и соответственно структуру личного потребления и сбережения граждан; стимулировать наиболее рациональное использование получаемых доходов; помогать наименее защищенным категориям граждан. Налогообложение доходов физических лиц обеспечивает стабильные доходы бюджета за счет повышения ставок налога по мере роста заработков граждан.

Объектом изучения в работе выступает налоговая система Российской Федерации и, в частности, налогообложение физических лиц.

Целью данной работы является: анализ поступлений в бюджет средств Волгоградской области от налогообложения физических лиц.

К задачам следует отнести следующие:

-раскрыть понятие налог на доходы физических лиц;

-раскрыть понятие имущественный налог;

-рассмотреть порядок расчета налога на доходы физических лиц;

-рассмотреть порядок налогообложения имущества физических лиц;

-изучить виды налоговых вычетов;

-проанализировать доходы в консолидированный бюджет Волгоградской области за 2012-2013 гг.;

-посмотреть структуру поступлений основных администрируемых доходов в консолидированный бюджет Волгоградской области за 2012-2013 гг.

1.Теоретические аспекты налогообложения физических лиц

.1 Экономическая сущность и значение налогов с населения

Экономическая сущность налогов с населения характеризуется денежным отношением, складывающимся у государства с физическими лицами в процессе формирования бюджетных и иных фондов.

Налоги служат средством индивидуальной связи гражданина с федеральной властью и местными органами самоуправления. Они отражают его причастность к формированию общегосударственных доходов и управлению ими, позволяют ощутить себя активным членом общества, дают основание для контроля за эффективным использованием государственных бюджетных и внебюджетных ресурсов, формируемых налогоплательщиками.

Экономическая сущность налогов с населения выражается в их функциях: фискальной и регулирующей.

В разных странах существуют различные формы и виды налогов с населения, но в основе их общие принципы налогообложения:

-всеобщность охвата налогами;

-применение пропорциональных или прогрессивных ставок на доходы, что позволяет уплачивать лишь часть дохода. Если ставка налога не зависит от величины налоговой базы, ставка является пропорциональной. Если ставка возрастает при увеличении базы, ставка является прогрессивной;

-широкое применение косвенных налогов.

По объекту налогообложения налоги классифицируются на налоги с доходов, имущества и т. п. По механизму формирования налоги делятся на прямые и косвенные. Налог считается прямым, если источник формируется непосредственно у налогоплательщика. Налог является косвенным, если источник находится в составе других платежей (в основном в составе цены) и номинальный налогоплательщик, осуществляющий налоговые платежи, фактически расходов по налогу не несет.

Прямые налоги взимаются с доходов или имущества налогоплательщиков в процессе приобретения (накопления) ими материальных благ.

Прямые налоги подразделяются на:

-налоги с фактического дохода, уплачиваемые с действительно полученного дохода в соответствие с фактической платежеспособностью налогоплательщика (налог на прибыль, налог на доходы от капитала и др.);

-налоги с предполагаемого дохода, который может быть получен от того или иного объекта налогообложения (налог на имущество, транспортный налог, земельный налог и др.).

Косвенные налоги взимаются путем включения их в цену товара как своеобразные надбавки (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж и др.). Они подразделяются на:

-косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются определенные группы товаров (акцизы на отдельные группы и виды высокодоходных товаров);

-косвенные универсальные налоги, которыми облагаются все товары, работы и услуги за исключением некоторых, как правило социально-значимых, товаров.

К этой группе налогов относятся также таможенные пошлины. Главная особенность косвенных налогов заключается в том, что их тяжесть перекладывается на конечного потребителя. Другой особенностью является то, что эти налоги хорошо собираемы, так как включены в состав цены и от них трудно уклониться. Именно в силу этого на первом месте в перечне федеральных налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом, стоят косвенные налоги - налоги на добавленную стоимость и акцизы.

Однако косвенные налоги не всегда можно переложить на потребителя. Так, повышение цены от введения налога на добавленную стоимость и (или) налога с продаж приводит, как правило, к снижению спроса и сокращению объема продаж. Для сбыта продукции продавец вынужден идти на снижение цены, уплачивая тем самым косвенный налог из своей прибыли. В этом случае косвенный налог в той или иной степени становится прямым налогом.

Согласно действующему законодательству граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие и получающие доходы в России или являющиеся собственниками объектов обложения, вносят в бюджет:

-налог с доходов физических лиц;

-налоги на имущество с физических лиц;

-земельный налог;

-государственную пошлину, налоги и сборы, установленные органами местного самоуправления либо органами власти субъектов Федерации.

Эти три категории налогоплательщиков объединены общим термином - физические лица.

Существуют налоги, общие для юридических и физических лиц: земельный налог, налог с владельцев транспортных средств, и другие платежи, зачисляемые в дорожные фонды; местные налоги, устанавливаемые по решению органов местного самоуправления (налог на рекламу, налог на перепродажу автомобилей) и др. С граждан в соответствующих случаях взимаются сборы, пошлины, регистрационные платежи, включенные в налоговую систему РФ.

Все налоги физических лиц объединены в три группы:

-налоги, непосредственно взимаемые с населения (налог на доходы физических лиц, налог на имущество);

-косвенные налоги, взимаемые с потребителей (НДС, акцизы);

-налоги и общие платежи в целевые бюджетные и внебюджетные фонды.

налоговый ставка доход бюджет

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) - основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.

Плательщиками налога на доходы физических лиц являются физические лица, для целей налогообложения, подразделяемые на две группы:

-лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (фактически находящиеся на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев);

-лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, в случае получения дохода на территории России.

Тридцатого (30) апреля - крайний срок для подачи отдельными категориями налогоплательщиков, обязанных самостоятельно задекларировать доход, декларации по налогу на доходы физических лиц. Лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства в течение всего года.

Лица, обязанные самостоятельно декларировать доход:

-индивидуальные предприниматели;

-нотариусы, адвокаты, другие лица, занимающиеся частной практикой;

-физические лица по вознаграждениям, полученным не от налоговых агентов;

-физические лица по суммам, полученным от продажи имущества;

-физические лица, резиденты РФ по доходам, полученным от источников, находящихся за пределами РФ;

-физические лица, по доходам, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами;

-физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей и других основанных на риске игр;

-физические лица, получающие доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов изобретений;

-физические лица, получающие от физических лиц доходы в порядке дарения.

В соответствии со ст.217 НК РФ не все доходы физических лиц облагаются НДФЛ.

Доходы, облагаемые налогом:

-от продажи имущества, находившегося в собственности менее 3 лет;

-от сдачи имущества в аренду;

-доходы от источников за пределами Российской Федерации;

-доходы в виде разного рода выигрышей;

-иные доходы.

Доходы, не облагаемые налогом:

-доходы от продажи имущества, находившегося в собственности более трех лет;

-доходы, полученные в порядке наследования;

-доходы, полученные по договору дарения от члена семьи и (или) близкого родственника в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (от супруга, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер); иные доходы.

Порядок уплаты НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа распространен на иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в безвизовом режиме и работающих на основании патента не только у физических лиц (как было до 2015 года), но и в организациях, у индивидуальных предпринимателей или занимающихся частной практикой лиц (например, адвокатов, учредивших адвокатский кабинет).

НДФЛ в виде фиксированных авансовых платежей уплачивается за период действия патента в размере 1 200 рублей в месяц, с индексацией платежа на коэффициент - дефлятор, установленный на соответствующий календарный год и коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, устанавливаемый на соответствующий календарный год законом субъекта Российской Федерации (Федеральный закон от 24.11.2014 № 368-ФЗ).

Порядок расчета налога:

Размер налога = Ставка налога * Налоговая база

Ставка налога. Налоговым кодексом Российской Федерации по налогу на доходы физических лиц предусмотрено пять налоговых ставок. Различные налоговые ставки установлены как в отношении видов доходов, так и в отношении категорий налогоплательщиков.

-Налоговая ставка в размере 9%. Данная ставка производится в случаях: получения дивидендов до 2015 года; получения процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г.; получения доходов учредителями доверительного управления ипотечным покрытием. Такие доходы должны быть получены на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г.

-Налоговая ставка в размере13%. Если физическое лицо является налоговым резидентом РФ, большинство его доходов будет облагаться по налоговой ставке в размере 13%. К таким доходам, например, относится заработная плата, вознаграждения по гражданско-правовым договорам, доходы от продажи имущества, а также некоторые иные доходы. С 01.01.2015 дивиденды облагаются по ставке 13%, а не 9%, как было ранее. Кроме того, по ставке 13% облагаются доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, в следующих случаях: от осуществления трудовой деятельности; от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с законом "О правовом положении иностранных граждан в РФ"; от осуществления трудовой деятельности участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, а также членами их семей, совместно переселившимися на постоянное место жительства в РФ; от исполнения трудовых обязанностей членами экипажей судов, плавающих под Государственным флагом РФ.

-Налоговая ставка в размере 15%. По данной ставке облагаются дивиденды, полученные от российских организаций физическими лицами, которые не являются налоговыми резидентами РФ.

-Налоговая ставка в размере 30%. По данной ставке облагаются все прочие доходы физических лиц - нерезидентов.

-Налоговая ставка в размере 35%. Является максимальной и применяется к следующим доходам: стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения установленных размеров; процентных доходов по вкладам в банках в части превышения установленных размеров; суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения установленных размеров; в виде платы за использование денежных средств членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), а также процентов за использование сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средств, привлекаемых в форме займов от членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива или ассоциированных членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, в части превышения установленных размеров.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

.3 Налог на имущество физических лиц

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, зачисляется в местный бюджет по месту нахождения объекта налогообложения. Порядок налогообложения имущества физических лиц установлен:

-до 1 января 2015 года - Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (утратил силу с 1 января 2015 года);

-с 1 января 2015 года - главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации.

До 31.12.2014 включительно плательщиками налога признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 2 Закона № 2003-1.

Начиная с 01.01.2015 налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса.

До 31.12.2014 включительно объектами налогообложения в соответствии с Законом № 2003 - 1 признаются:

-жилой дом;

-квартира;

-комната;

-дача;

-гараж;

-иное строение, помещение и сооружение;

-доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1 - 6 (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года в редакции Федерального закона от 28.11.2009 № 283-ФЗ).

Начиная с 01.01.2015 объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество:

-жилой дом;

-жилое помещение (квартира, комната);

-гараж, машино-место;

-единый недвижимый комплекс;

-объект незавершенного строительства;

-иные здание, строение, сооружение, помещение.

Жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.

Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.

Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и типа использования объекта налогообложения, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы налог на имущество физических лиц отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований (ст. 3 Закона № 2003-1).

Таблица 1.1 Установленные пределы ставок налога

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефляторСтавка налогаДо 300 000 рублей (включительно)До 0,1 процента (включительно)Свыше 300 000 рублей до 500 000 рублей (включительно)Свыше 0,1 до 0,3 процента (включительно)Свыше 500 000 рублейСвыше 0,3 до 2,0 процента (включительно)

Суммарная инвентаризационная стоимость - это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 статьи 406 Кодекса.

В муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации, в которых в качестве налоговой базы будет применяться кадастровая стоимость.

Таблица 1.2 Размеры налоговых ставок

0,1 %- жилых домов, жилых помещений; - объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; - единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом); - гаражей и машино-мест; - хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.0,5 %В отношении прочих объектов налогообложения. - налоговые ставки, указанные в подпункте 1 пункта 2 статьи 406 Кодекса, могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. - если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 2 статьи 406 Кодекса. - допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от: - кадастровой стоимости объекта налогообложения; - вида объекта налогообложения; - места нахождения объекта налогообложения; - видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.2 %В отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.

-налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования, в следующих пределах.

Таблица 1.3 Размеры налоговых ставок

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов).Ставка налогаДо 300 000 рублей включительноДо 0,1 процента включительноСвыше 300 000 до 500 000 рублей включительноСвыше 0,1 до 0,3 процента включительноСвыше 500 000 рублейСвыше 0,3 до 2,0 процента включительно

-если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, налогообложение производится по налоговой ставке 0,1% в отношении объектов с суммарной инвентаризационной стоимостью, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), до 500 000 рублей включительно и по налоговой ставке 0,3% в отношении остальных объектов.

-допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от:

.суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов);

.вида объекта налогообложения;

.места нахождения объекта налогообложения;

.видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения.

.4 Налоговые вычеты

Самое главное, что нужно знать о налоговых вычетах - это то, что претендовать на них может гражданин Российской Федерации, который получает доходы, облагаемые по ставке 13%.

Налоговый вычет - это сумма, которая уменьшает размер дохода (так называемую налогооблагаемую базу), с которого уплачивается налог. В некоторых случаях под налоговым вычетом понимается возврат части ранее уплаченного налога на доходы физического лица, например, в связи с покупкой квартиры, расходами на лечение, обучение и т.д.

Возврату подлежит не вся сумма понесенных расходов в пределах заявленного вычета, а соответствующая ему сумма ранее уплаченного налога.

Виды налоговых вычетов:

.Стандартные налоговые вычеты (ст. 218 НК РФ):

-на детей на 1-го и 2-го ребенка 1400 рублей в месяц до достижения общего дохода 280 000 рублей. На 3-го и последующего 3000 рублей;

-На ребенка инвалида в независимости от возраста 3000 рублей (Этот вычет могут получить оба родителя/опекуна, но при отказе одного из родителей второй имеет право получить удвоенный вычет);

-3000 рублей лицам, чья работа связана с радиационным воздействием на Чернобыльской АС, ПО маяк, инвалидам ВОВ, инвалидам из числа военнослужащих и приравненным к ним;

-500 рублей героям Советского Союза и РФ, участникам ВОВ, инвалидам детства, и 2 группы и др.

.Имущественные налоговые вычеты в соответствии со ст. 220 НК РФ налогоплательщик может получить вычет со суммы до 2 000 000 рублей по стоимости приобретенного имущества без учета суммы ипотечных процентов и до 3 000 000 рублей с учетом ипотечных процентов

.Социальные вычеты предоставляются по расходам (ст. 219 НК РФ):

-На благотворительные цели и пожертвования;

-На обучение (собственное до 120 000 рублей в год, на родственников до 50 000 рублей в год);

-На лечение (до 120 000 рублей в год кроме дорогостоящего лечения);

-По расходам на негосударственное пенсионное обеспечение и добровольное пенсионное обеспечение;

-По расходам на уплату дополнительных страховых взносов на накопительную часть пенсий.

.Профессиональные вычеты (ст. 221 НК РФ). По общему правилу, профессиональные налоговые вычеты предоставляются в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов. Однако в исключительных случаях, вместо учета фактически произведенных расходов, индивидуальные предприниматели могут получить вычет в размере 20% от общей суммы полученного ими дохода.

.Налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке (ст. 220.1 НК РФ)

По общему правилу налоговые вычеты по НДФЛ предоставляются по окончании налогового периода (календарного года) налоговой инспекцией по месту жительства физического лица при подаче им налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) с приложением к ней необходимого комплекта документов.

Налоговые вычеты не могут применить физические лица, которые освобождены от уплаты НДФЛ в связи с тем, что у них в принципе отсутствует облагаемый доход. К таким физическим лицам относятся:

-безработные, не имеющие иных источников дохода, кроме государственных пособий по безработице;

-индивидуальные предприниматели, которые применяют специальные налоговые режимы.

2.Практическая часть налогообложения физических лиц

.1 Налоговые ставки по налогу на доходы физических лиц

В сегодняшних российских условиях налог на доходы с физических лиц не стал доминирующим в налоговой системе страны (он занимает пятое место, уступая НДС, НДПИ, налогу на прибыль и таможенной пошлине). Доля НДФЛ в доходах консолидированного бюджета РФ составляет чуть менее 10% и явно недостаточна.

В бюджетах экономически развитых стран поступления налога с доходов физических лиц занимают доминирующее положение, достигая, например, в США 60% всех налоговых поступлений, в Великобритании, Швеции и Швейцарии - 40%, несколько меньше во Франции - 17%.

В большинстве стран применяется прогрессивная шкала налогообложения физических лиц. Приведем пример налоговых ставок некоторых стран (таблица 2.1).

Таблица 2.1 Размер налоговых ставок по НДФЛ в различных странах

СтранаНалоговая ставкаАвстралия17 - 47% (0%, если годовой доход ниже 6000 австралийских долларов)Австрия36,5 - 50 % (0 %, если годовой доход ниже 11 000 евро (2011 год))Бельгия25 - 53,7 %Германия14 - 47,5 %Испания24 - 45 %Италия23 - 45,6 % (0 %, если годовой доход ниже 8000 евро (2008 год))Канада15 - 29 %Китай5 - 45 %Люксембург0 - 42,1 %Нидерланды0 - 52 %Норвегия28 - 51.3 %США0 - 35 %Франция0 - 45%Швеция0 - 56,4 %Япония5 - 40 %Россия9%, 13%, 15%, 30%, 35%

Во многих странах мира, ставка налога зависит от совокупного годового дохода физического лица. И если, кажется, что ставки по налогу на доходы физических лиц не очень высоки в РФ, то не надо забывать и о размере доходов граждан Российской Федерации.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности в Российской Федерации в 2013 году составила 29 тыс. 792 рубля. А, например, в Германии среднемесячная заработная плата немца составляет 2500 Евро. Больше всех зарабатывают учителя, врачи, судьи, летчики, руководители компаний - от 6000 до 15000 Евро.

.2 Анализ доходов бюджет Волгоградской области от налогов физических лиц

В последнее время наблюдается регионализация экономических и социальных процессов, роль региональных бюджетов усиливается.

С помощью региональных бюджетов государство проводит экономическую политику, выравнивая уровни экономического и социального развития территорий, которые в силу исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны.

Разрабатываются региональные программы, которые финансируются из региональных бюджетов.

Несмотря на то, что НДФЛ является федеральным налогом, он имеет огромное значение для консолидированных бюджетов регионов и местных бюджетов РФ.

Динамика поступлений основных администрируемых доходов в консолидированный бюджет Волгоградской области представлена в таблице 2.2. Проанализируем роль НДФЛ в доходной части консолидированного бюджета области.

Таблица 2.2 Структура поступлений основных администрируемых доходов в консолидированный бюджет Волгоградской области за 2012-2013 гг.

Администрируемые доходы2012 г. млн. руб.уд. вес, %2013 г. млн. руб.уд. вес, %в % 2013 г. к 2012 г.Всего доходов65071,610066177,8100101,7Налог на прибыль организаций 17720,027,215398,723,386,9Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)22516,434,624186,236,6107,4Акцизы12421,919,112148,618,497,8Налог на имущество физических лиц289,40,4357,70,5123,6Налог на имущество организаций5531,68,56106,99,2110,4Транспортный налог1061,11,61212,81,8114,3Земельный налог1629,32,52681,84,1164,6Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)46,90,137,60,180,1Остальные налоги и сборы3837,65,94041,06,1105,3

Из таблицы 2.2 видно, что доходы консолидированного бюджета Волгоградской области в 2012 году составили 65071,6 млн. руб., в 2013 году - 66177,8 млн. руб.

В 2013 году, по сравнению с 2012 годом, увеличились поступления от НДФЛ, налога на имущество физических лиц, налога на имущество организаций, транспортного и земельного налогов.

Первое место в доходной части консолидированном бюджете Волгоградской области принадлежит НДФЛ (34,6% в 2012 году, 36,6% в 2013 году).

Прослеживается тенденция увеличения доли налога в доходной части бюджета, что связано, в первую очередь, с увеличением налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.

Анализируя отчет налоговых органов о начислении и поступлении НДФЛ от Волгоградской области в бюджетную систему Российской Федерации в 2012-2013 гг., можно сделать вывод о том, что главным источником поступления налога являются налоговые агенты РФ, не являющиеся индивидуальными предпринимателями (таблица 2.3).

Таблица 2.3 Отчет о начислении и поступлении НДФЛ от Волгоградской области в бюджетную систему Российской Федерации в 2012-1013 гг.

Налог2012 г. млн. руб.2013 г. млн. руб.Абсолютное отклоненияВсего НДФЛ, в том числе22516,424186,21669,8Налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации22145,723762,71617Налог на доходы физических лиц с доходов, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации148,1144,0-4,1Налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового Кодекса Российской Федерации146,9197,650,7Налог на доходы физических лиц в виде фиксированных авансовых платежей с доходов, полученных физическими лицами, являющимися иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании патента в соответствии со статьей 227.1 Налогового кодекса Российской Федерации75,781,96,2

Для Волгоградской области, как и для других субъектов РФ, НДФЛ, вместе с налогом на прибыль, является основным бюджетообразующим налогом. Следовательно, актуальным является своевременность и полнота поступления НДФЛ в бюджет Волгоградской области.

.3 Основные рекомендации по налогообложению доходов физических лиц

Основные направления проводимой в Российской Федерации налоговой политики в области налогообложения доходов физических лиц должны быть следующими:

-введение прогрессивной шкалы подоходного налога с граждан (для уменьшения слишком большого неравенства в распределении доходов в обществе);

-установление необлагаемого минимума для получателей особо низких доходов;

-легализация теневых доходов;

-улучшение координации работы налоговых органов с МВД РФ и Следственным комитетом РФ с целью повышения эффективности налогового контроля за своевременностью и полнотой уплаты налогов в бюджет;

-сокращение неэффективных налоговых льгот и освобождений.

Налог на доходы физических лиц может приносить значительные поступления только за счет обложения всего населения, которое должно иметь высокие доходы. Кроме того, этот налог основан на декларировании личных доходов граждан. А, соответственно, налог предполагает выработанное отношение к его уплате как к исполнению общественного долга и соответствующее понимание социальной справедливости. В этом смысле имеет значение уровень социальных расходов государства, который, безусловно, должен быть довольно высоким. Аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое.

Таким образом, государство за счет налогов является плательщиком разнообразных потребностей его граждан. Необходимость сохранения объема доходов бюджетной системы в современных условиях и снижение налоговой нагрузки на экономику предполагает активизацию работы по дальнейшему выявлению и использованию дополнительных финансовых ресурсов.

Заключение

В ходе работы был изучен процесс взаимоотношения налогоплательщика и государства, и результаты этого взаимодействия. Были рассмотрены основные понятия, принципы налогообложения, классификации по объекту налогообложения и механизму формирования, их виды, какие доходы облагаются налогом, а какие нет, кто обязан самостоятельно заполнять декларации, срок подачи декларации, порядок уплаты и расчета налогов, размеры налоговых ставок, налоговые вычет и их виды.

На основании изученной мною теории было проанализированы:

.Размеры налоговых ставок по НДФЛ в различных странах. Во многих странах мира, ставка налога зависит от совокупного годового дохода физического лица.

.Отчет налоговых органов о начислении и поступлении НДФЛ от Волгоградской области в бюджетную систему Российской Федерации в 2012-2013 гг. Сделать вывод: главным источником поступления налога являются налоговые агенты РФ, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

По проведенному мной анализу были предложены следующие основные рекомендации по налогообложению доходов физических лиц:

-введение прогрессивной шкалы подоходного налога с граждан;

-установление необлагаемого минимума для получателей особо низких доходов;

-легализация теневых доходов;

-улучшение координации работы налоговых органов с МВД РФ и Следственным комитетом РФ с целью повышения эффективности налогового контроля за своевременностью и полнотой уплаты налогов в бюджет;

-сокращение неэффективных налоговых льгот и освобождений.

Список литературы

1.Налоговый Кодекс Российской Федерации.

.Аксенов С., Битюкова Л. «Налоги и налогообложение».2010 г.

.Жидкова Е.Ю. «Налоги и налогообложение». 2009 г.

.Зрелов А.П. «Налоги и налогообложение». Конспект лекций. 2010 г.

.Куликов Н.И.«Налоги и налогообложение». 2013 г.

.Майбуров И.А Налоги и «налогообложение». 2011 г.

.Мамрукова О.И. «Налоги и налогообложение». Учебное пособие. 2010 г.

.Поляк Г.Б. «Налоги и налогообложение». 2012 г.

.Черник Д.Г. «Налоги и Налогообложение». Учебник для бакалавров. Под редакцией РАЕН. 2013 г.

.Программа «Консультант Плюс».

.Сайт Федеральной Налоговой Службы.

Похожие работы на - Налогообложение физических лиц

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!