Технологический процесс изготовления вала
Технологический процесс
изготовления вала
Введение
гидравлический насосный гидроцилиндр двигатель
Основным типом машин для производства земляных работ и
перемещению грузов являются одноковшовые экскаваторы и краны с гидравлическим
приводом. По сравнению с канатным приводом они имеют ряд преимуществ
конструктивного, технологического и экономического характера.
С конструктивной точки зрения гидропривод позволяет
реализовать большие передаточные числа от ведущего звена источника энергии к
рабочим механизмам и органам машин без применения громоздких и сложных по
кинематике устройств; обеспечить простое преобразование вращательного движения
в поступательное; иметь независимое расположение источника энергии и рабочих
механизмов, а также осуществлять удобное и независимое регулирование скоростей
рабочих движений в широком диапазоне.
С технологической точки зрения улучшаются условия заполнения
ковша при копании на большой глубине за счёт возможности реализовать большие
усилия копания, а также за счет поворота ковша относительно рукояти в конце
процесса копания. Это способствует повышению производительности экскаватора.
Экономические преимущества являются следствием конструктивных
и технологических преимуществ, которые позволяют в конечном итоге повысить
темпы строительных и других видов работ и снизить стоимость разработки грунта
или перемещения груза.
Указанные преимущества гидравлического привода обусловили
широкое его распространение в машинах различного назначения, и в первую
очередь, в землеройных. Поэтому успешная эксплуатация таких машин требует
достаточно высокого уровня подготовки по гидравлическим приводам. Этой цели и
служит предусмотренная учебным планом курсовая работа по проектированию
гидравлической системы одноковшового экскаватора.
Исходные данные: q = 0,55 м 3;
Рабочее оборудование - обратная лопата
1. Выбор гидравлической схемы и ее описание
Применяемые схемы подразделяются на одно- и многопоточные.
Однопоточные схемы находят применение только на неполноповоротных экскаваторах
вместимостью ковша до 0,3 м3.
С целью сокращения продолжительности цикла путём совмещения
рабочих операций принимаем двухпоточную систему.
Схемой предусматривается возможность работы с обратной
лопатой, погрузчиком и грейфером. В состав её входят два насоса, два
гидрораспределительных блока, гидрораспределители поворота грейфера и следящей
системы поворота колес, гидромоторы поворота платформы и передвижения
экскаватора, а также гидроцилиндры: рукояти, стрелы, ковша обратной лопаты,
поворота грейфера и поворота колес.
Основные механизмы приводятся в движение от двухсекционного
автоматически совместно регулируемого аксиально-поршневого насоса. Второй насос
(шестеренный, нерегулируемый) используется для питания гидроцилиндров поворота
грейфера и поворота колес.
От секций А и Б насоса рабочая жидкость параллельными
потоками подается в гидрораспределительные блоки соответственно и от них на
питание гидродвигателей. Исключение составляет рабочая секция Р7, имеющая
раздельное от всех остальных секций питания за счет использования промежуточной
секции.
Включение в действие того или иного механизма экскаватора
производится с помощью соответствующих трехпозиционных золотников. В положении,
показанном на рисунке, все золотники находятся в нейтральном положении. В этом
случае обе секции насоса подают полный поток к гидрораспределительному блоку.
При включении любого из золотников гидрораспределительного блока потоки
жидкостей от секций А и Б разъединяются и питание блока производится только от
насоса Б.
Полный поток может подаваться также и в гидроцилиндр рукояти
при приведении его в действие от гидрораспределительной секции Р7. Но при
необходимости совмещения операций он может быть включен и через золотник секции
РЗ. В этом случае потоки разъединяются и это дает возможность совмещать
движение рукояти с движением стрелы или же ковша обратной лопаты.
При работе с грейфером рабочие гидролинии резервной секции Р2
используются для управления гидроцилиндром подъема (опускания) верхней части
составной стрелы, секция Р6 - для управления гидроцилиндром челюстей грейфера,
а гидрораспределитель поворота грейфера - для управления гидроцилиндром
поворота грейфера.
Слив рабочей жидкости в бак от всех гидродвигателей
производится через золотник. С помощью этого золотника поток может направляться
либо в охладитель, если в этом имеется надобность, либо минуя его на
параллельно установленные фильтры.
При их засорении поток может перепускаться через
предохранительные клапаны в бак мимо фильтров.
Число фильтров, установленных в сливной линии, определяется
необходимостью обеспечить минимальное сопротивление движению жидкости.
Напорные гидролинии обеих секций насоса 1 и насоса 13
защищены от давлений, превышающих допускаемые, с помощью предохранительных
клапанов. Кроме того, в напорных гидролиниях секций А и Б насоса 1 установлены
еще и обратные клапаны.
В рабочих гидролиниях моторов, а также гидроцилиндров
установлены предохранительные и обратные клапаны. Первые из них служат для
защиты по допускаемому давлению. Через вторые может осуществляться подпитка или
же перепуск рабочей жидкости из одной гидролинии в другую при срабатывании
предохранительного клапана.
Для контроля настройки предохранительных клапанов в напорных
гидролиниях установлен манометр, который поочередно может подключаться к
напорным линиям секций А и Б насосов. В сливной гидролинии давление может
контролироваться с помощью манометра.
2. Определение мощности первичного двигателя
Мощность первичного двигателя определяется из условия
обеспечения процесса копания с заданной скоростью.
Максимальную продолжительность копания определяем по формуле:
tk = 6,3 = 6,3 = 5,16 с,
где q - вместимость ковша м3.
Принимаем tk =
5,2 с.
Параметры, определяющие энергоемкость копания, принимаем
следующими:
Ауд = 2,2 Н.м/м3;
кн/кр = 1,0;
ηсум = 0,56;
квых = 0,9;
кн = 0,85.
где Ауд - удельная энергоемкость, Ауд =
(2,2-2,5)∙103 Н∙м/м3;
кн/кр - отношение коэффициента наполнения к
коэффициенту разрыхления;
ηсум - расчетный суммарный коэффициент полезного действия
привода и рабочего оборудования (ηсум = 0,52-0,64 - при использовании насосов с регуляторами
мощности);
квых - коэффициент снижения выходной мощности
двигателя;
кн - коэффициент использования мощности насосной
установки.
Мощность
двигателя из условия заполнения ковша за заданное время
Ne = (Aудqкн 10-3)/(tkηсумквыхкркн);
Ne = (2,2∙105·0,55∙10-3)/(5,2∙0,55∙0,9∙0,85)
= 55,3 кВт.
Радиус ковша определяем по формуле:
или
Rk = (1,5-1,6) = 1,55 = 1,17 м;к = 1,5q1/3 - 0,26 = 1,51/3 - 0,26 = 0,97 м. (2.5)
принимаем bк = 1 м, Rk = 1,2 м.
где Rk - радиус окружности, описываемой лезвием
среднего зуба, м;
bk - ширина режущей кромки ковша.
Максимальная сила копания
Масса экскаватора:
m = Р mах/μg = 95,79/0,7∙9,81 =
13,9 т.
где Рmax - максимальное горизонтальное усилие,
возникающее при работе экскаватора;
μ - коэффициент сцепления
ходового устройства с грунтом, μ = 0,7.
Принимаем двигатель СМД - 14Н, для него: Nе = 59
кВт и n
= 1800 об/мин.
Удельный эффективный расход топлива q = 0,252 кг/кВт∙ч
Масса m = 675 кг
. Определение параметров насосной установки
Принимаем: Рн = 20 МПа; насоса ηн = 0,85; ηп.н = 0,9; Рmах = 32 МПа; Рmax p = 0,9∙32 = 29 МПа;
диапазон регулирования n = 2,0.
Подача насосной установки:
при насосах постоянной подачи:
Qн = (60Neηп.н.ηн)/рн = (60∙59∙0,9∙0,85)/20
= 135,4 л/мин;
при насосах переменной подачи:
Qн = (60nNeηп.н.ηн)/Рmах р = (60∙2∙59∙0,9∙0,85)/29 = 187 л/мин
Принимаем регулируемый сдвоенный аксиально - поршневой насос
типа 223.20…156. Для него Q =156,2 л/мин; рн = 20 МПа; рmах = 32 МПа; nн=1500 об/мин.
i=nд/nн=1800/1500=1,2. (3.3)
4. Определение геометрических размеров рабочего
оборудования
Полубаза экскаватора:
= = 1,3 м
где m - масса экскаватора, т.
Конструктивные размеры:
li = kiB (1 ± kв)
где l - искомый размер;
кi - относительный коэффициент;
В-полубаза, м;
kв - коэффициент вариации.
Длина рукояти 1р = 1,5. 1,3 = 1,95 м;
Длина стрелы 1с = 1,64. 1,3 = 2,13 м;
Радиус ковша Rk = 0,89. 1,3 = 1,16 м;
Высота пяты стрелы уо = 1,22. 1,3 = 1,59 м;
Расстояние от пяты стрелы
до оси поворота платформы хо = 0,32. 1,3 = 0,42 м;
Высота шарнира поворота стрелы yс = 0,93. 1,3 = 1,21 м;
Расстояние от шарнира поворота стрелы
до оси поворота платформы xс = 0,67. 1,3 = 0,87 м;
Расстояние от пяты стрелы до
шарнира штока цилиндра стрелы l1 = 1,5. 1,3 = 1,95 м;
Расстояние от шарнира штока цилиндра
стрелы до оси поворота рукояти l2 = 2,32. 1,3 = 3,01 м;
Длина консоли рукояти lк = 0,49. 1,3 = 0,64 м;
Расстояние между шарнирами l3 = 0,24. 1,3 = 0,31 м;
l4 = 0,35. 1,3 = 0,46 м;
l5 = 0,35. 1,3 = 0,46 м;
l6 = 0,27. 1,3 = 0,35 м;
Расстояние от пяты стрелы до
шарнира цилиндра поворота рукояти l7 = 2,34. 1,3 = 3,04 м
Угол излома стрелы Δ = 23∙1,3= 300.
.
Определение энергоёмкости операций и подбор силовых гидроцилиндров
Копание поворотом рукояти
Длина рабочего хода поршня гидроцилиндра рукояти:
xр = 1k = 0,82 м;
Принимаем: vшт = 0,25 м/с; ψ =
1,65.
Минимальное время копания:
tmin =
(ψ·xр)/vшт = (1,65 ∙ 0,82)/0,25 = 5,4 с.
где ψ - отношение площади и
полости цилиндра F1 к площади штоковой полости F2.
Работа копания поворотом рукояти:
Ар = Ауд ·q· (кн/кp) = 260∙0,55 = 143
кН∙м
где Ауд - удельная работа копания, Ауд = 200…280
кН∙м/м3;
q - ёмкость ковша, м3;
kн и kр - коэффициенты наполнения и разрыхления, kн /kр = 1,0;
Расчётное давление в гидросистеме при насосах переменной
подачи:
Ррасч = Рmах р/n = 3/2 = 16 МПа
где рmах - давление настройки предохранительного клапана;
n - диапазон регулирования насоса.
Площадь поршневой полости гидроцилиндра:
F1 = Ap/(Pрасч·xp·ηр.о) = 143∙103/(16∙106∙0,82∙0,85)
= 0,0128 м2
Диаметр цилиндра:
(5.6)
dц
Полный ход поршня:
xр.п = 2·lk·sin(φp/2) = 2∙0,82∙sin (100/2) = 1,25 м
Принимаем гидроцилиндр второго исполнения 1.2 - 125x1250.
Копание поворотом ковша
Работа копания:
Ак = kАуд(кн/кр) q = 1,2.260∙1.0,55
= 171,6 кН∙м
где k - коэффициент, учитывающий отношение полного угла поворота
ковша к рабочему углу его поворота при наполнении, k = 1,2-1,3.
Максимальное усилие копания:
Pmax = (0,95Aудq)/R (5.9)
Рmax = (0,95∙ 260∙0,55)/1,2 = 113,2 кН,
где Rk - радиус окружности, описываемой лезвием
среднего зуба, м.
Расчетное давление в гидроцилиндре:
ррасч = pmax/n,
Ррасч. = 32/2=16 МПа.
где рmах - давление настройки предохранительного клапана
n - диапазон регулирования насоса.
Необходимый рабочий объем гидроцилиндра:
где ηп.к. - коэффициент полезного
действия механизма поворота ковша, включая коэффициент полезного действия
гидроцилиндра.
Полный угол поворота ковша:
αк = 155°.
Угол поворота звена l4:
α4 = αк (l6/l4) = 155 (0,35/0,46) = 117,9°
Ход поршня:
хп = 2l4sin(α4/2) = 2∙0,46∙sin (117,9/2) = 0,8 м
Принимаем гидроцилиндр поворота ковша с диаметром, равным
диаметру гидроцилиндра рукояти 1.1-125х800.
Рабочий объем цилиндра при принятых значениях dц и xп:
W' = π·dц2·xп/4 = 0,785∙0,1252∙0,8=
0,0123 м
W' ≥ W.
,0123>0,0122
Скорость движения штока при номинальной подаче обеими
секциями насоса:
vшт = (4Q η0)/(π·dц2) = (4∙156,2∙10-3.0,96) /(60∙3,14∙0,1252)
= 0,2 м/с
где Qн - номинальная подача насоса;
η0 - объёмный коэффициент
полезного действия системы от насоса до гидроцилиндра, η0 = 0,96.
Угол поворота ковша в рад:
αк = 155/57,3 = 2,7 рад.
Время перемещения штока:
tшт = xп/vшт = 0,8/0,2 = 4 с
Угловая скорость:
ω = αк/tшт = 2,7/4 = 0,68 с-1
Подъём рабочего оборудования
Работа, затрачиваемая на подъём рабочего оборудования.
Ас = 380∙103 Н∙м.
Принимаем z=2, Ррасч = 32/2 = 16 МПа, ηс.м = 0,8.
Рабочий
объем гидроцилиндров подъема стрелы:
W =Ас/Ррас Z ηс.м =380.103/(16∙106.2∙0,8)
= 0,0148 м3
где Ррасч - расчётное давление рабочей жидкости;
ηс.м-коэффициент полезного
действия стрелоподъёмного механизма, ηс.м=0,8;
z - число цилиндров (обычно z = 2).
Из расчета геометрических размеров рабочего оборудования
имеем: хс=0,87 м; ус=1,21 м; хо=0,42 м; уо=1,59
м; ОА=l1=1,95 м; αc’ = 500, αc’’ = 450.
Параметры, определяющие величину хода поршня подъема стрелы:
гидравлический насосный гидроцилиндр двигатель
Диаметр цилиндра подъема стрелы
Принимаем цилиндр и гидроцилиндр d x S=160 x900 по ГОСТ6540-68.
6.
Расчёт механизма поворота
Расчёт параметров механизма поворота
Выбираем открытую схему с насосами, автоматически
регулируемыми по суммарному давлению. Во время поворота платформы поток от
одного насоса используется для питания гидромотора поворота, другой насос в это
время может питать один из гидроцилиндров рабочего оборудования.
Исходные данные: подача насоса Qн. max = 78,1 л/мин;
номинальное давление насоса Рн = 20 МПа; угол поворота платформы φ0 = 900; диапазон регулирования насоса n' = 2.
Момент инерции платформы:
I = 1000m5/3 = 1000∙13,95/3 = 81 кН.м∙с2
Момент сцепления ходовой части с грунтом:
Мсц = 1850m4/3 = 1850∙13,9
4/3 = 61,77 кН.м
Допускаемый тормозной момент:
Мт = (0,7…0,85) Мсц = 0,7∙61,77 =
43,24 к Н.м
Принимаем коэффициент снижения разгоняющего момента по
отношению к тормозному r = Мр/Мт = 0,6 и находим значение
разгоняющего момента:
Мр = r·Мт = 0,6∙43,24 = 25,94 кН.м
Допускаемые ускорения:
при разгоне - εр = Мр/I = 25,94/81 = 0,32 с-2
при торможении - |εт| = Мт/I = 43,24/81 = 0,53 c-2
Скорость вращения платформы в конце разгона:
где φ0 - угол поворота
платформы, принимаемый 1,57 рад (900).
Время разгона и торможения:
tp = ωп/εр = 0,774/0,32 = 2,42 с
tт = ωп/εт = 0,774/0,53 = 1,46 с
Время включения и выключения tвв = 0,35…0,4 с. Принимаем tвв = 0,4 с.
Время поворота:
tп = tp + tт + tвв = 2,42 + 1,46 + 0,4 =
4,28 с
Потребная мощность гидромотора:
Nгм = (Мрωп)/(1000ηг-пn') = (25940∙0,774)/(1000∙0,9∙2)
= 11 кВт
где ηг-п = КПД передач от вала
гидромотора до поворотного круга.
Мощность, забираемая от первичного двигателя:
Nп = (rМрωп)/(1000ηсn') = (0,6.25940∙0,774)/(1000∙0,78∙2)
= 7,7 кВт
где ηс = ηгм·ηмп - суммарный КПД механизма
поворота, включающий гидромеханический КПД гидромотора ηгм и КПД механических передач от вала гидромотора до поворотного
круга ηг-п.
По величине потребной мощности выбираем гидромотор
аксиально-поршневой нерегулируемый типа 210.16.28, имеющий следующие паспортные
данные: рабочий объем qm = 28,1 см3; давление на выходе:
номинальное - 20 МПа, максимальное - 32 МПа; частота вращения: номинальная -
1920 об/мин; максимальная - 4000 об/мин; номинальный расход - 56,8 л/мин;
номинальная эффективная мощность - 16,2 кВт; гидромеханический КПД - ηгм = 0,965; полный КПД -0,92.
Передаточное отношение механической передачи:
где ηо - объемный КПД гидропередачи от насоса до
гидромотора (включая насос, гидромотор и трубопроводы).
nм = 30ipωп/π = 30∙341∙0,774/3,14 = 2522 об/мин
Сравнивая частоту вала гидромотора с максимальной, имеем:
nм = 2522 об/мин < 4000 об/мин.
Давление настройки предохранительных клапанов:
Рк = 6,28Мр/(qмipηгмηмп) +рсл
Рк = 6,28∙25,94/(28,1∙341∙0,965∙0,9)
+0,5 = 20 МПа.
где ηгм - гидромеханический кпд
гидромотора;
ηмп - кпд механической
передачи от гидромотора до поворотного круга;
рсл - давление в сливной магистрали за
гидромотором, рсл = 0,5-1,5 МПа.
Проверяем выполнение условия Рк/Рmax = 0,6…0,8:
Рк/Рmax = 20/32 = 0,63 - условие выполняется.
Подача насоса при давлении настройки предохранительных
клапанов:
Q0 = 60Nгм/(Ркηгм) = 60∙11/(20∙0,965) = 34,19 л/мин
Скорость вращения платформы в конце первого этапа разгона:
Фактические
значения разгоняющего и тормозного моментов:
Мр = 0,159 (0,95Рк - Рсл) qмiрηгмηм.п;
Мр = 0,159·(0,95∙20 - 0,5)·28,1∙341∙0,965∙0,9
= 24,479 кН.м;
Мт = Мр/(ηгм·ηм.п)2 = 24,479/(0,965∙0,9)2 = 32,638 кН.м
r =Mр/Mт = 24,479/32,638 = 0,75
Фактические ускорения:
при разгоне εр = Мр/I = 24,479 /81 = 0,302 с-2
при торможении │εт│=Мт/I = 32,638 /81 = 0,402 c-2
Фактическая максимальная скорость вращения платформы:
Фактические значения времени разгона и торможения:
tp = ωп/εр = 0,74/0,302 = 2,45 ст =
ωп/εт = 0,74/0,402 = 1,86 с
Фактическое время поворота:
tп = tр + tт + tвв = 2,45 + 1,86 + 0,4 = 4,71 с
Общие затраты энергии:
Ао = Nп·tп = 7,7∙103∙4,71 = 36,3 кДж
Полезные затраты:
Апол = (Iωп2)/2 + Мсφо ≈ (Iωп2)/2 = (81∙0,742)/2
= 22,2 кН.м
Литература
1.
Беркман И.Л. Одноковшовые строительные экскаваторы. - М., 1986.
.
Щемелев А.М. Проектирование гидропривода машин для земляных работ. - Могилёв,
1995.
.
Проектирование машин для земляных работ, под ред. А.М. Холодова. - Харьков,
1986.
.
Смоляницкий Э.А., Перлов А.С., Королёв А.В. Рабочее оборудование одноковшовых
полноповоротных гидравлических экскаваторов. Обзор. - М.; ЦНИИТЭСтроймаш, 1971.
5. В.А. Абрамович, В.А.
Довгяло. Расчет гидропривода механизмов одноковшового экскаватора. Пособие к
курсовой работе по дисциплине «Гидравлика и гидравлические машины». - Г., 2003.